КБК на 2023 год: единая таблица со всеми изменениями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КБК на 2023 год: единая таблица со всеми изменениями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Авансовые платежи – это часть годового налога, и они учитываются при расчёте налоговых обязательств. Цитата из п. 5 статьи 346.21 НК РФ: «Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчётный период и суммы налога за налоговый период».

Санкции за несвоевременное перечисление авансов по УСН

Заплатить всю сумму налога с годового дохода всё равно придется, даже если авансы, по какой-то причине, не перечислялись вовремя.

Штраф за неуплату авансовых платежей не применяется. Причина в том, что налоговый период на упрощёнке – это календарный год, по итогу которого надо окончательно рассчитаться с бюджетом. Пока вы не сдадите декларацию за год, ИФНС даже не будет знать размер налоговой базы по УСН.

Кроме того, в статье 58 НК РФ прямо сказано, что нарушение порядка исчисления или уплаты авансовых платежей не является основанием для привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Но вот от начисления пени за срыв сроков перечисления авансового платежа по УСН в 2023 году никуда не денешься. Так что, если вы действительно не перечислили авансы в установленные сроки, надо рассчитать размер пени.

Используем калькулятор расчета пени

Удобный онлайн-сервис, который поможет произвести расчет суммы пени к уплате, выполнен в форме калькулятора. Введя в соответствующие поля необходимую информацию, можно получить результат в виде суммы, подлежащей уплате. Такой сервис может помочь в расчетах пени в таких ситуациях:

  • задолженности уже нет, но деньги вносились с опозданием;
  • необходимые средства были внесены только частично;
  • просрочка по уплате продолжается и по сей день.

Для расчета нужно знать следующие исходные данные.

  1. Дату, когда возникла задолженность (время для начисления пени).
  2. Дату, предшествующую погашению задолженности (если она уже погашена).
  3. Сумму, на которую планируется начисление пени (размер задолженности).

Калькулятор автоматически применит формулу расчета, которая в результате покажет необходимую к уплате сумму. Расчет происходит таким образом:

СП = РП х ЦП х Тпр, где:

  • СП – сумма пени;
  • РП – размер просрочки (в рублях);
  • ЦП – «цена» просрочки, то есть пеня за каждый день (в рублях);
  • Тпр – время просрочки (в днях).

Показатель ЦП рассчитывается, исходя из ключевой ставки (ставки рефинансирования) ЦБ РФ.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Разработчики калькулятора не рекомендуют использовать его для гипотетических расчетов, то есть на даты, которые еще не наступили. Расчет будет правильным, но возможны изменения в исходных данных, например, в ключевой ставке Центробанка, что повлияет на получившуюся в результате сумму.

Назначение Текущий платеж или долг Пени Штраф
НДФЛ налогового агента по доходам, по которым до 5 млн руб. ставка 13 процентов, а свыше 5 млн – ставка 15 процентов:
– по доходам не больше 5 млн руб.
182 1 01 02010 01 1000 110 182 1 01 02010 01 2100 110 182 1 01 02010 01 3000 110
– с доходов сверх 5 млн руб.
(с превышения)
182 1 01 02080 01 1000 110 182 1 01 02080 01 2100 110 182 1 01 02080 01 3000 110
НДФЛ налогового агента по остальным доходам, в том числе доходам нерезидентов со ставкой НДФЛ 30 процентов (доходы в пределах и сверх 5 млн руб.) 182 1 01 02010 01 1000 110 182 1 01 02010 01 2100 110 182 1 01 02010 01 3000 110
НДФЛ по доходам не больше 5 млн руб. у ИП и лиц, занятых частной практикой 182 1 01 02020 01 1000 110 182 1 01 02020 01 2100 110 182 1 01 02020 01 3000 110
НДФЛ по доходам больше 5 млн руб. (с превышения) у ИП и лиц, занятых частной практикой 182 1 01 02080 01 1000 110 182 1 01 02080 01 2100 110 182 1 01 02080 01 3000 110
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, не превышающей 650 000 руб.) 182 1 01 02130 01 1000 110 182 1 01 02130 01 2100 110 182 1 01 02130 01 3000 110
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, превышающей 650 000 руб.) 182 1 01 02140 01 1000 110 182 1 01 02140 01 2100 110 182 1 01 02140 01 3000 110

Назначение Текущий платеж или долг Пени Штраф
В федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01011 01 1000 110 182 1 01 01011 01 2100 110 182 1 01 01011 01 3000 110
В бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01012 02 1000 110 182 1 01 01012 02 2100 110 182 1 01 01012 02 3000 110
В федеральный бюджет для консолидированных групп налогоплательщиков 182 1 01 01013 01 1000 110 182 1 01 01013 01 2100 110 182 1 01 01013 01 3000 110
В бюджеты субъектов РФ для консолидированных групп налогоплательщиков 182 1 01 01014 02 1000 110 182 1 01 01014 02 2100 110 182 1 01 01014 02 3000 110
В федеральный бюджет для международных холдинговых компаний 182 1 01 01015 01 1000 110 182 1 01 01015 01 2100 110 182 1 01 01015 01 3000 110
В бюджеты субъектов РФ для международных холдинговых компаний 182 1 01 01016 02 1000 110 182 1 01 01016 02 2100 110 182 1 01 01016 02 3000 110
Налог на прибыль, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях муниципальных округов 182 1 09 01020 14 1000 110 182 1 09 01020 14 2100 110 182 1 09 01020 14 3000 110
С доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство 182 1 01 01030 01 1000 110 182 1 01 01030 01 2100 110 182 1 01 01030 01 3000 110
С доходов российских организаций в виде дивидендов от российских организаций 182 1 01 01040 01 1000 110 182 1 01 01040 01 2100 110 182 1 01 01040 01 3000 110
С доходов иностранных организаций в виде дивидендов от российских организаций 182 1 01 01050 01 1000 110 182 1 01 01050 01 2100 110 182 1 01 01050 01 3000 110
С дивидендов от иностранных организаций 182 1 01 01060 01 1000 110 182 1 01 01060 01 2100 110 182 1 01 01060 01 3000 110
С процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 182 1 01 01070 01 1000 110 182 1 01 01070 01 2100 110 182 1 01 01070 01 3000 110
С процентов по облигациям российских организаций 182 1 01 01090 01 1000 110 182 1 01 01090 01 2100 110 182 1 01 01090 01 3000 110
С прибыли контролируемых иностранных компаний 182 1 01 01080 01 1000 110 182 1 01 01080 01 2100 110 182 1 01 01080 01 3000 110
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые после 1 января 2023 года являлись участниками консолидированных групп налогоплательщиков (кроме

налогоплательщиков, производящих газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр)

182 1 01 01102 01 1000 110

182 1 01 01102 01 3000 110
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые до 1 января 2023 года являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, с природного газа в сжиженном состоянии, произведенного из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр федерального значения или расположенных на полуостровах Ямал или Гыданский и прилегающей акватории по выданной лицензии 182 1 01 01101 01 1000 110

182 1 01 01101 01 3000 110
Читайте также:  Отвечаем на вопрос — во сколько лет уходят на пенсию военные

Что делать, если много задолжал налоговой по суду, а денег на погашение нет

У каждого есть право ходатайствовать в суде об отсрочке выплаты долга или об установлении удобного для себя графика его погашения (рассрочке). Налоговый кодекс РФ перечисляет основания, которые будут считаться уважительными при разрешении вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки долга по налогам, штрафам и пени. К ним относятся:

  • Задержка заработной платы работодателем;
  • Форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия и так далее);
  • Сезонный характер работы должника;
  • Тяжелое имущественное положение для погашения долга в один платеж.

Недостаточно просто ходатайствовать и требовать отсрочку или рассрочку, все основания должны подтверждаться документально. Такими доказательствами могут стать справки из банков, сведения об имуществе и так далее.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.

Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.

Таблица 3. Административная ответственность за основные налоговые нарушения

Нарушение

Административная ответственность

Заявление о постановке на учет в инспекции не подано в нужный срок Предупреждение или штраф, — от 500 до 1000 рублей. Если компания вела деятельность, не встав на учет, то штраф возрастет. Он составит от 2000 до 3000 рублей. Санкции обычно предъявляют руководителю. Срок, когда надо встать на учет, зависит от обстоятельств. Например, при создании обособленного подразделения есть месяц на оповещение инспекции.
В нужный срок не сдана налоговая декларация или расчет по взносам Предупреждение или штраф, — от 300 до 500 рублей. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Но иногда руководителя. Например, если в штате нет главного бухгалтера. Или если в должностные обязанности главбуха входит подготовка данных, но не составление и сдача налоговой отчетности.
Непредставление сведений, нужных для налогового контроля Штраф — от 300 до 500 рублей. Его берут не только за непредставление сведений, но и за несвоевременность их подачи, неполноту или недостоверность. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Хотя могут наказать руководителя.
Грубое нарушение требований к бухучету К грубым относят нарушения, прописанные в статье 15.11 КоАП РФ. Это, в частности, искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Здесь штраф составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Или от 10 до 20 тысяч рублей — при повторном нарушении. Кроме того, при повторном нарушении возможна дисквалификация должностного лица (руководителя или главного бухгалтера — в зависимости от нарушения и распределения обязанностей). Ее срок от одного года до двух лет. От любого наказания может избавить предоставление уточненной налоговой декларации и исправление ошибки до утверждения бухгалтерской отчетности.

Размер пени по транспортному налогу для физических лиц

4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной:

  • для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

Разберем детали данного пункта:

  1. Размер пени зависит от суммы налога. Т.е. если не оплачена большая сумма, то пеня будет больше, если маленькая, то меньше.
  2. Размер пени зависит от ключевой ставки рефинансирования Центрального банка. Этот пункт усложняет расчет, т.к. ключевая ставка регулярно изменяется. А для расчета нужно использовать именно ту ставку, которая действовала в текущий день.
  3. За каждый день просрочки начисляется пени в размере 1/300 от ключевой ставки.

Для начала несколько слов о ключевой ставке. Выяснить текущее значение этой величины можно на сайте Центрального банка.

История изменения ключевой ставки приведена в следующей таблице:

Дата изменения Новая ставка
26.04.2021 5,0
22.03.2021 4,5
27.07.2020 4,25
22.06.2020 4,5
27.04.2020 5,5
10.02.2020 6
16.12.2019 6,25
28.10.2019 6,5
09.09.2019 7
29.07.2019 7,25
17.06.2019 7,5
17.12.2018 7,75
17.09.2018 7,5
23.03.2018 7,25
12.02.2018 7,5
18.12.2017 7,75
30.10.2017 8,25
18.09.2017 8,5
19.06.2017 9
02.05.2017 9,25
27.03.2017 9,75
19.09.2016 10
14.06.2016 10,5
03.08.2015 11

Как узнать размер пени?

Существуют несколько способов узнать размер пени по транспортному налогу, однако прежде чем переходить к их рассмотрению, хочу обратить Ваше внимание на следующую особенность.

Пени должны увеличиваться ежедневно, однако во всех базах данных налоговой информация отображается с небольшой задержкой. Например, Вы еще не уплатили налог 3 февраля 2018 года и хотите узнать пени. Информация из базы говорит о том, что сумма налога 750 рублей, а сумма пени — 11 рублей 83 копейки. Кроме того, будет указано, что база обновлена 30 января.

Это означает, что пени были рассчитаны только 30 января. Если Вы проведете расчет для текущей даты, то увидите, что сумма будет чуть больше:
750 * (16 * 0.0825 + (14 + 31 + 3) * 0.0775) / 300 = 12 рублей 60 копеек

То есть если Вы оплатите и налог, и пени в соответствии с суммами, указанными в базе налоговой, то Вы останетесь должны налоговой небольшую сумму.

Читайте также:  Статья 48 СК РФ. Установление происхождения ребенка

Если Вы хотите избежать подобных проблем, то рекомендую сделать следующее. Сначала оплатите основную сумму налога. После этого подождите несколько дней, пока сумма попадет в инспекцию. После этого пеня будут окончательно пересчитана и Вы сможете оплатить её.

Второй вариант — самостоятельный расчет величины пени и оплата в соответствии с полученной суммой.

Ну а теперь рассмотрим, как узнать величину пени.

Особое внимание следует обратить на ст. 90 УПК РФ «Преюдиция». В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования. Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более — подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными.

Внимание на срок давности по налоговым преступлениям!

По данным ВС РФ почти 40 % «налоговых» уголовных дел в 2018 году были прекращены по следующим основаниям:

  1. На основании ст. 28.1 УПК РФ, согласно которой суд, а также следователь прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налоговых преступлений, в случае, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме (недоимка, штрафы, пени).

  2. На основании ст. 78 УК РФ — истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности.

    Как видим, на практике немаловажную роль для освобождения от уголовной ответственности играет срок давности по налоговым преступлениям. Данный срок по общим правилам зависят от тяжести преступления. Так, для преступлений небольшой тяжести срок давности составляет 2 года (например, ч. 1 ст. 198, ст. 199, ст. 199.1 УК РФ). Для тяжких преступлений срок значительно больше — 10 лет (например, ч. 2 ст. 199, ст. 199.1 УК РФ).

Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности

Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.

Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

  • в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
  • во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.

Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.

Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.

Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:

  • 2018 год – налоговый период;
  • до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
  • при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
  • 2020 год – первый год;
  • 2021 год – второй год;
  • 2022 год – третий год;
  • с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.

Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:

  • уплата суммы задолженности;
  • ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
  • смерть физического лица;
  • принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).

Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).

Как взыскивают задолженность по транспортному налогу?

Взысканием задолженностей по налогу и пени занимается Федеральная налоговая служба через суд. После этого информация о задолженности по транспортному налогу, или о любых других долгах, передается в службу судебных приставов. Сумма задолженности может быть списана с банковского счета неплательщика. Также приставы могут описать имущество должника и передать информацию о долгах в таможенные органы для препятствия выезда за границу.

Сроки уплаты налогов по закону

В Российской Федерации с 2015 года действует закон, согласно которому фирмы и физлица обязаны уплачивать налоги не позднее, чем 1 декабря года, идущего за периодом отчётности. Соответственно, налоги за 2017 год должны быть уплачены в срок до 1 декабря 2018 года. Эта дата актуальна для всех типов налоговых сборов, включая НДФЛ.

Не позднее, чем за тридцать рабочих дней до указанной даты в адрес налогоплательщика поступает «письмо счастья» — документ, в котором сообщается о необходимости выполнить свою налоговую обязанность перед государством.

В случае, если налогоплательщик не уплатил полную сумму сбора, ему грозит санкция в виде денежного штрафа. В обычном случае необходимо выплатить штраф в размере двадцати процентов от суммы задолженности. Если же налоговые инспекторы имеют основания считать, что плательщик умышленно скрывается от уплаты, штраф вырастет до сорока процентов от суммы долга.

Начисляются пени за каждый календарный день просрочки. Исчисление начинается с даты, следующей за последним днем уплаты налога или сбора. У многих возникает вопрос: нужно ли включать в расчет пени последний день — тот самый, когда производится их уплата?

Сразу скажем, что при небольшой сумме безопаснее этот день в расчет включить. Почему? Дело в том, что на протяжении долгого времени все руководствовались позицией ФНС, которая считала, что за этот день уплачивать пени необходимо. Аргумент такой: начисление пени прекращается со следующего дня после уплаты недоимки. Из этого следует, что день уплаты недоимки также входит в расчетный период. Этот вывод поддерживался и судами.

А вот в Минфине считают, что начислять пени за день оплаты не нужно. Однако отметим, что это мнение было высказано в частном письме от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318, адресованном налогоплательщику, а не в разъяснении для налоговых органов, которым они должны руководствоваться. Поэтому не исключено, что ИФНС может потребовать пени и за день, когда они уплачены.

Если же сумма пеней за каждый день внушительная, то можно день выплаты в расчет не включать. Однако не исключено, что свои интересы придется защищать в суде.

Читайте также:  Налоговые резиденты РФ и валютные резиденты РФ в сделках с недвижимостью.

Комментарий к ст. 122 НК РФ

1. Объектом правонарушения, рассматриваемого в комментируемой статье, являются отношения по уплате налогов. Непосредственный объект — отношения, связанные с исполнением обязанности по уплате налога.

При этом виновный нарушает целый ряд норм настоящего Кодекса, в частности положения статей 3, 23, 24, 44, 45 НК РФ.

Опасность характеризуемого правонарушения состоит в том, что оно подрывает источники финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, приводит к тому, что бюджеты, не получая соответствующих сумм налогов, становятся дефицитными либо испытывают значительные трудности. Кроме того, виновный, совершая данное налоговое правонарушение, незаконно сберегает часть своего имущества, неосновательно обогащаясь и паразитируя за счет других участников налоговых отношений.

2. Прежде чем анализировать объективную сторону данного налогового правонарушения, поясним несколько определений:

а) налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;

б) неуплата налога — это полное неисполнение виновным своей обязанности по уплате налога. Иначе говоря, виновный игнорирует обязанность, возложенную на него статьей 57 Конституции РФ и статьей 3 НК РФ (о том, что «каждый обязан платить законно установленные налоги»). При этом виновный не только нарушает правила п. 1 ст. 45 НК РФ (о том, что он обязан самостоятельно и своевременно исполнить обязанность по уплате налога), но и не намерен (даже впоследствии) исполнить эту обязанность;

в) неполная уплата налога отличается от неуплаты налога тем, что виновный:

— все же частично исполняет свою обязанность по уплате налога. Не имеет при этом значения, в какой части он исполнил указанную обязанность (например, уплатил 20% суммы налога, половину этой суммы и т.п.). Однако полностью уплатить сумму налога виновный и не собирается (не для этого он занижал налогооблагаемую базу): наоборот, он стремится представить дело таким образом, что, осуществив неполную уплату налога, он тем самым в полном объеме «исполнил» обязанность по уплате налога;

— не нарушает формально срок исполнения обязанности по уплате налога. Иначе говоря, всем своим поведением (в том числе и тем, что частичной уплатой налога он якобы исполнил обязанность по уплате налога в полном объеме) виновный внешне демонстрирует, что он в установленном порядке и своевременно уплатил причитающуюся сумму налога;

г) сами по себе неуплата налога или неполная уплата налога не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей: объективная сторона данного деяния налицо лишь постольку, поскольку неуплата, неполная уплата налога явились следствием:

— занижения виновным налогооблагаемой базы (она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются в Кодексе);

— неправильного исчисления налога по итогам одного или нескольких налоговых периодов (ст. 55 НК РФ). Конечно, это может быть результатом и счетной, и технической ошибок, и неверного определения налоговой ставки, и т.д. Не это главное: важен сам факт неправильного исчисления суммы налога, подлежащей уплате;

— других неправомерных действий (бездействия). Например, виновный неправомерно использует льготы, скрывает объекты, облагаемые поимущественными налогами, уклоняется от регистрации недвижимости в целях уклонения от уплаты налога и др.;

д) объективная сторона анализируемого деяния налицо и тогда, когда неуплата либо неполная уплата сумм налога обнаружены (выявлены) налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки, и в случаях, если:

— факт неуплаты или неполной уплаты налога нарушитель выявил самостоятельно (например, в ходе проведения внутренней проверки, ревизии, иных форм контроля). Аналогично решается вопрос, если упомянутые факты были выявлены в результате внешнего аудита, силами третьих лиц, приглашенных виновным для проверки правильности и своевременности исчисления и уплаты налога. С другой стороны, лицо освобождается от ответственности по статье 122 Кодекса, если оно внесет соответствующие изменения и дополнения в налоговые декларации в порядке, установленном статьей 81 НК РФ;

— неуплата или неполная уплата налога были выявлены в ходе камеральной налоговой проверки (ст. 88 НК РФ). При этом налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени, однако налоговая санкция, предусмотренная комментируемой статьей, применяется только судом;

е) в настоящее время такие деяния преследуются в соответствии с ТК РФ.

Нужно учесть, что Конституционный Суд РФ (в Определении от 18 января 2001 г. N 6-О) указал на то, что положения пунктов 1 и 3 статьи 120 НК РФ и пункта 1 статьи 122 НК РФ:

— определяют недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений;

— не могут (в связи с этим) применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. См. также Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. N 202-О.

3. Субъектом анализируемого налогового правонарушения являются не только налогоплательщики (ст. 19 НК РФ), но и налоговые агенты, иные лица.

Предусмотренная комментируемой статьей ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного статьями 198, 199 — 199.2 УК РФ (см. п. 3 ст. 108 НК РФ).

Привлечение организации к ответственности за совершение рассматриваемого деяния не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции) при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

4. Субъективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется наличием обеих форм вины, т.е. и умыслом, и неосторожностью.

При этом правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ, совершается лишь по неосторожности, а пункт 3 статьи 122 НК РФ — только умышленно, о чем прямо сказано в комментируемой статье.

5. За совершение налогового правонарушения, предусмотренного:

— пунктом 1 статьи 122 НК РФ, с виновного взыскивается штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога;

— пунктом 3 статьи 122 НК РФ, — штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства (они указаны в п. 1 ст. 112 НК РФ) размер штрафов уменьшается как минимум в два раза. При наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112 НК РФ, размеры штрафов увеличиваются на 100%.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *