Vseogbo.ru
Назад

Что лучше и безопаснее метан или пропан на авто

Опубликовано: 23.04.2020
Время на чтение: 2 мин
5
926
5/5 - (1 голос)

С необходимостью перевода собственного автомобиля на газовое питание сталкивается все большее количество владельцев транспортных средств (ТС). Причина такой меры видна невооруженным глазом – рост цен на жидкое топливо. И большинство счастливчиков, которые уже приняли решение, задают весьма занимательным вопросом – что лучше метан или пропан на авто? Но прежде стоит хотя бы вкратце узнать, что представляют собой эти газовые соединения. А уже потом можно провести сравнения характеристик с целью определения наилучшего варианта.

Метан

Что такое метан? Экологически чистый газ природного происхождения, который добывается из недр земли. Оборудование имеет маркировку Compressed Natural Gas (CNG), что означает сжатый природный газ. Встречается еще другой вариант – КПГ или компримированный.

Метан лишен запаха, цвета и взрывоопасен. Его формула – CH4. И поскольку нет запаха, то для обнаружения утечки газа используются специальные вещества одоранты (как правило, тиолы), придающие ему специфический аромат.

Плюсы и минусы

Среди положительных моментов метана стоит выделить:

  • Экологичен – ведь это полностью природное газообразное ископаемое.
  • Доступная стоимость – чуть дешевле конкурента (пропана) и на данный момент его цена составляет от 13 до 18 рублей за литр.
  • Быстрая испаряемость – в случае возникновения утечки газ растворится за очень короткое время. Если пространство открытое, вероятность взрыва минимальна, но в закрытом нельзя исключать угрозы.

Как можно заметить, плюсов мало и они могут вызвать сомнение. Минусов же на порядок больше, что заставляет задуматься о целесообразности использования именно этого газа:

  • дорогостоящее оборудование;
  • высокое давление – от 200 до 270 атмосфер;
  • большой вес баллона – исходя из объема, масса равняется 65-130 кг;
  • небольшой пробег – всего 150-200 км на одной заправке;
  • солидная потеря мощности (10-25%);
  • количество заправок ничтожное, включая их неудобную локализацию;
  • не все компании могут установить на авто ГБО с метаном.

После этих минусов метан становится не самой хорошей альтернативой бензину. Однако теперь стоит поближе познакомиться с его оппонентом.

Пропан

А что такое пропан? По сути, такой же углеродный газ, который получают в ходе добычи нефти, а также при процедуре крекинга. Еще его отделить от природного газа. Как и метан не имеет запаха, бесцветен и не оказывает пагубного влияния на человеческий организм. Его химическая формула – C3H8, а для обнаружения утечки в газ добавляются уже знакомые нам одоранты.

Документальный фильм о видах газов:

На некоторых заправках можно обнаружить надпись «пропан-бутан» и что она собой означает не каждому ведомо. Бутан – это еще одна разновидность углеродного газа, выделяемый при тех же условиях. При этом в большинстве случаев для автомобильного оборудования используется именно такая смесь из пропана и бутана. Это обусловлено достижением необходимого октанового числа. Но что характерно, состав смеси в разное время года отличается. Для зимних условий эксплуатации машины в составе доминирует пропан, тогда как летом эта роль отдается бутану.

Ряд преимуществ и недостатков

Пропан содержит заметно больше плюсов, нежели метан:

  • Оборудование стоит на порядок дешевле.
  • Давление не такое высокое как у оппонента.
  • Газ хранится в сжиженном состоянии.
  • Оборудование не занимает много места – подойдет даже место под запаску.
  • Одна заправка обеспечивает большой пробег.
  • Мощность ДВС теряется в пределах 5-10%.

Разница между пропаном и метаном уже заметна и как видно, первый впереди по многим пунктам. Да и по количеству недостатков он, судя по всему, тоже выигрывает:

  • Цена выше в сравнении с метаном – на данный момент стоимость стартует с планки 20-21 рубль за литр.

Здесь уже отрицательных сторон меньше, правда они и выглядят опаснее. Поэтому сделать вывод о том, какому газу стоит отдать предпочтение становится очевидным - ГБО на пропане.

Статистика

Для сравнения газов также стоит привести некоторые данные. Большинство людей начало переоборудовать свои автомобили далеко не со вчерашнего дня и даже не с прошлого года. Такая деятельность получила старт с середины XX столетия в европейских странах и на территории Северной Америки. При этом соотношение между двумя разновидностями газа, используемых в ГБО машин, таково:

  • Пропан – 70% ТС.
  • Метан – всего 30% единиц.

Основная причина такой вынужденной меры связывают с необходимостью защиты окружающей среды. Еще стоит учесть, что уже в то время бензин сильно возрос в цене, а потому переход с жидкого топлива на газообразный аналог более чем оправдан с экономической точки зрения.

Общие черты

Интересно будет узнать не только, чем отличается метан от пропана на авто, но какое между ними сходство. Стоит выделить одну общую черту, которая присуще обоим газообразным соединениям. Владельцы автомобилей в любом случае выигрывают в цене, если будут ездить на метане или пропане. Затраты на бензин выше, нежели расходы по отношению к обоим аналогам.

Однако кроме этого основного общего плюса, и у того, и у другого имеется один недостаток, за счет которого бензин еще долгое время будет присутствовать на рынке. Прежде всего, если сравнивать традиционные станции с АЗС, где машины заправляются газом, то последних пока еще в разы меньше. К тому же и сервисов еще не достает для своевременного планового обслуживания ГБО.

Рекомендуем посмотреть видео ниже:

И наконец, мало кого сможет обрадовать снижение мощности силового агрегата после его перевода на новое питание. Клапаны двигателей мало приспособлены к такому типу горения топлива.

Если сравнить оба газа с бензином в плане воздействия на ДВС, то любое летучее горючее не влияет на ЦПГ. Однако с ГРМ дела обстоят хуже. При использовании газа масло с внутренних поверхностей не смывается, а сама смазка остается чистой и сохраняет консистенцию. С бензином, как известно такое не проходит.

Также стоит учитывать высокую температуру горения газа – у метана она еще больше пропана (как бы уже понятно, что безопаснее). А это может стать серьезным недостатком для ДВС. В особенности это относится к ситуациям, когда ГБО установлено с нарушениями. Такая производственная халатность может привести к прогарам выпускных клапанов, появлению трещин в ГБЦ, высушиванию прокладок с нарушением их герметичности.

Важный момент

После выбора конкретной разновидности голубого топлива сменить один вид газ на другой таит в себе определенные сложности. Дело в том, что ГБО рассчитано на какой-то один вид горючего. По этой причине поменять метан на пропан или наоборот, по сути, невозможно.

Даже если у владельца автомобиля все же возникнет сильное желание, придется вносить определенные изменения:

  • заменить резервуар;
  • поставить новые трубопроводы;
  • установить новый редуктор;
  • заново откалибровать систему зажигания.

А это потребует еще больших расходов, нежели просто перевести машину с бензина на газ.

Сравнительный анализ: что лучше метан или пропан на авто

Ознакомившись с видами газа и рассмотрев их плюсы и минусы, можно сделать кое-какие выводы. Для легкового автомобиля удачным решением станет монтаж ГБО, работающего на смеси пропан-бутан. Метан же будет оптимальным решением по отношении к коммерческому транспорту и, несмотря на более дорогую стоимость самого топлива, окупится за короткое время. И все же касательно того, что лучше метан или пропан на авто остается прерогативой владельца транспортного средства и зависит от уровня его доходов.

В любом случае установкой такого оборудования должны заниматься специалисты специализированных сервисов, а не гаражные «мастера». После этого необходимо пройти процедуру регистрации газа, ведь технические параметры автомобиля будут изменены. Но это уже относится к другой теме, а пока тем владельцам, которые решились перевести автомобиль на газ, остается пожелать найти действительно хороших специалистов. Только тогда экономия будет заметной.

5/5 - (1 голос)
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
  • Иван
    Опубликовано: 19.04.2021 Ответить на сообщение

    Всё информативно и без воды. Всем хочу пожелать умелых мастеров в этом серьезном решении.

  • Иван
    Опубликовано: 23.04.2021 Ответить на сообщение

    На мой взгляд, переводить автомобиль на газ разумно и рационально, если это рабочий автомобиль, где это все быстро отобьется. А для личных авто не вижу смысла.

  • александр
    Опубликовано: 05.05.2021 Ответить на сообщение

    У меня газель с газовым оборудованием под пропан. При поездках на дальнее расстояние наблюдается приличная экономия. Хотя мощность значительно теряется.

  • Рантик Исаев
    Опубликовано: 21.07.2021 Ответить на сообщение

    С выводом о том, что метан предпочтительнее для коммерции, чем для личного авто, согласен. Но в свою ласточку я установил пропан только по той причине, что метановых заправок у нас в городе на тот момент было всего 2 и работали через пень-колоду. Сейчас бы уже поставил метан, несмотря на меньшую безопасность, но получится двойной расход.

  • виктор
    Опубликовано: 09.08.2021 Ответить на сообщение

    Пропан использовать выгоднее и заправок с ним гораздо больше, но метан безопаснее конкурента.

Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.