Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минэкономразвития предложило реформу системы банкротства в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Составить план реструктуризации может как сам должник или антикризисный управляющий, так и любое заинтересованное лицо: конкурсный кредитор, учредитель, участник или представитель работников должника, органы власти и местного самоуправления. Предварительный план выносится на рассмотрение собранием кредиторов.
Сохранение управления над должником в ходе новой процедуры реструктуризации долгов.
Одно из главных нововведений – частичное оставление управления за собственником даже во время банкротства. Это означает, что в ходе процедуры реструктуризации долгов все полномочия по управлению не будут автоматически отдавать управляющему. Законопроект предусматривает несколько сценариев управления: сохранение право назначать руководителя за учредителями и участниками должника или передача таких полномочий собранию кредиторов. Также возможно установить двоевластие — то есть образовать сразу два единоличных исполнительных органа должника, один из них будет выбран собственниками бизнеса, а второй – кредиторами. Полномочия между ними разделят в соответствии с планом реструктуризации долгов. Управление можно передать и антикризисному управляющему – такой вариант в законопроекте тоже предусмотрен.
Будет ли банкротство проще и короче по времени?
Теперь к вопросу о сроках банкротства юридического лица. Станет ли процедура короче по времени? Учитывая, что собрание кредиторов вправе принимать решение о продлении процедуры реструктуризации еще на 4 года, нет. На данный момент сколько процедур банкротства юридического лица, не считая конкурсного производства? Всего 3 процедуры: наблюдение (7 месяцев), финансовое оздоровление (2 года) и внешнее управление (1,5 года + полгода) занимают максимум 4-5 лет, а с учетом их низкой эффективности вовсе не вводятся или завершаются раньше срока.
Единственное, за счет чего предполагается, что банкротство юридических лиц в арбитражном процессе будет короче, это сокращение срока ликвидации. Если компанию изначально решат ликвидировать или должник не сможет рассчитаться с долгами согласно плану реструктуризации, ликвидацию планируют проводить в среднем за 9-12 месяцев. Это в 2 раза быстрее, чем сейчас.
Такое «ускорение», вероятно, будет достигаться за счет изменения самой процедуры торгов и более быстрой реализации имущества банкрота. В поправках предложили заменить торги на повышение цены англо-голландскими аукционами, когда в рамках одной сессии проводят торги на повышение с разворотом на понижение и обратно, а также допускать новых участников на торги уже в ходе их проведения.
Реструктуризация долгов
В ст. 2 проекта предлагается ввести два новых понятия: реструктуризация долгов и антикризисный управляющий.
При этом предполагается, что процедуры финансового оздоровления и внешнего управления исчезнут вовсе в силу своей неэффективности в условиях сложного экономического положения и практически полной невозможности реализации для большей части юридических лиц в РФ: в 2019 году количество реабилитационных процедур составило всего 1% от общего числа банкротств.
Действительно, на данный момент для введения финансового оздоровления должнику необходимо предоставить собранию кредиторов и в суд (помимо плана финансового оздоровления и графика погашения платежей) обеспечение исполнения обязательства в сумме, превышающей все требования кредиторов. В случае предоставления банковской гарантии и несогласия на введение финансового оздоровления со стороны собрания кредиторов, размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов не менее чем на двадцать процентов.
При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов (п. 3 ст. 75 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Таким образом, в условиях сложного экономического положения и обстоятельства непреодолимой силы в виде пандемии, должники и инвесторы просто физически не могут обеспечить соблюдение всех условий для введения финансового оздоровления и внешнего управления, тогда как для кредиторов сроки данных процедур и неочевидность их итогов также не имеют никого экономического смысла. Именно поэтому в подавляющем большинстве случаев собрание кредиторов голосует за введение конкурсного производства – меры, которая позволяет в более короткие сроки вернуть часть долгов, используя инструменты оспаривания сделок, привлечения контролирующих лиц к ответственности и реализации имущества/оставления за собой предмета залога.
Планируется замена данных процедур одной – реструктуризацией долгов юридического лица. Процедура предполагает:
- управление должником для восстановления платежеспособности собственными силами/ возложение полномочий руководителя на антикризисного управляющего/переход полномочий руководителя к собранию кредиторов/образование двух органов управления – установленных должником и собранием кредиторов;
- утверждение и реализация плана реструктуризации долгов (должен быть предоставлен должников в течение 4 месяцев с даты введения процедуры и соответствовать требованиям ст. 70 Проекта).
- срок реализации долгов не может превышать четыре года со дня утверждения его арбитражным судом, может быть продлен по решению собрания кредиторов, но не более чем еще на четыре года (ст. 83 Проекта).
Банкротство физических лиц изменения в 2022 году
Правки в большей степени сегодня касаются финансовых управляющих, как они будут назначаться. Работа данного специалиста теперь оценивается по бальной системе, по количеству успешных решений, которые были выдвинуты после процедуры банкротства. Например, за законченный процесс по реструктуризации или за успешное мировое соглашение с кредитором управляющий получит большое количество баллов. СРО тоже теперь делится по рейтингам. По среднему количеству баллов всех управляющих – их суммируют и делят на количество сотрудников, которые занимаются делами по банкротству. Для обработки и хранения баллов создан специальный Государственный регистр, в котором будут храниться все данные.
Финансовые управляющие подразделяются на три больших категории, во время процесса банкротства могут быть выбраны только СРО первой категории. СРО данной сферы должны провести как минимум 10 процедур по списанию займов с физического лица. Управляющий будет иметь свой рейтинг и на его основе назначаться на свою должность. Компании выдвигают своих кандидатов и потом суд электронным способом выбирает лучшего для работы по процессу банкротства. Если компания не может выдвинуть своего кандидата по ряду причин, то ее могут опустить в категорию ниже, или вообще снять с нее статус СРО.
Налог на банкротство с 2022 года
Перед тем, как вы начнете для себя процедуру банкротства, нужно понимать, что налог не будет аннулироваться, эта задолженность все равно останется на вас. Ранее эта процедура была возможна, но с прошлого года ее отменили, налоги не могут быть списаны, если это конечно не определено на законодательном уровне – в налоговом кодексе вашей страны. Если вы были признаны банкротом, то после конца процедуры, вы пишите заявление и передаете его в ФНС, по вашей регистрации. Бумаги далее должны быть переданы для признания вашего долга по налогам безнадежными полностью. Нужно принести не только одно заявление, но и подготовить ряд документов, без которых данная процедура не может быть проведена. Например, обязательно нужно принести справку о долге, постановление суда о банкротстве, и окончательное решение суда по вашему делу. Далее ваши налоги будут признаны безнадежными.
Процедура банкротства с точки зрения бумажного обращения несложна, но стоит много денег. Поэтому, перед ее началом, нужно точно определить – стоит ли это делать в вашем случае.
Если у вас возникла ситуация с банкротством получить юридическую помощь можно на нашем сайте.
Затянувшаяся революция
Данный проект закона может считаться революционным потому, что с начала 2000-х годов в РФ в закон о банкротстве (Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». — Авт.) не вносилось каких-либо принципиальных изменений, или больших объёмных правок и дополнений, говорит Игорь Зиневич.
Предлагаемые изменения направлены на кардинальное изменение всех действующих процедур банкротства (наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство). «Белоусовская» реформа предлагает по сути всё это сократить и сделать всё, как у граждан: реструктуризация долгов и реализация имущества (у юрлиц это конкурсное производство). «То есть власти хотят всё сделать так, как это есть сейчас при банкротстве простых граждан, то есть все унифицировать», — подчеркнул Зиневич.
Реструктуризация долгов у граждан предполагает, что должник может договариваться с кредиторами о рассрочке исполнения обязательств, скажем, на три года по плану реструктуризации. И в течение трёх лет выполнять такой план. Если же кому-то за три года это не удается, то следующей процедурой является реализация имущества. И уже вот эта вторая процедура, уточняет Игорь Зиневич, совпадает с процедурой банкротства юрлиц, которая называется конкурсное производство.
«Не может быть». Поддержан
Ранее РСПП направил на имя начальника Государственно-правового управления Президента РФ Ларисы Брычевой своё заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (есть в распоряжении «Эксперт Online»).
«Законопроект в текущей редакции не может быть поддержан и требует существенной доработки с учетом следующего», — говорится в заключении РСПП. Из 22 пунктов можно выделить наиболее важные моменты, которые касаются института арбитражных управляющих (АУ), а также СРО (Саморегулируемых организаций), от которых они действуют.
По мнению РСПП, новшества законопроекта, подготовленного Минэкономики, «не только не улучшают действующее регулирование, но, напротив, нарушают баланс интересов должников и кредиторов, могут привести к увеличению количества злоупотреблений со стороны недобросовестных лиц и в целом снизят эффективность процедур, применяемых в деле о банкротстве».
Многие замечания экспертной группы РСПП затрагивают нововведения, которые касаются СРО и арбитражных управляющих (АУ). К примеру, сокращение минимального числа членов саморегулируемых организаций со 100 до 10 (или 20) человек, в зависимости от типа, фактически превратит этот институт в управляющие компании, которые будут действовать исключительно в интересах своих участников.
В документе также сказано и о «лишении статуса арбитражного управляющего на два года для арбитражных управляющих, состоявших в саморегулируемой организации в течение года до ее исключения из единого государственного реестра саморегулируемых организаций». Это «представляется необоснованным и ущемляющим права арбитражных управляющих».
Помимо этого, Союз промышленников и предпринимателей не устроило и исключение из законопроекта нормы о максимальном размере выплаты из компенсационного фонда СРО на возмещение убытков. Кроме того — порядок выбора арбитражного управляющего при помощи баллов.
А также — возможность выполнения функций АУ организациями, созданными рядом госкорпораций. Как следует из письма РСПП на имя помощника Президента РФ, «в соответствии со статьей 168.1 Закона о банкротстве в редакции Законопроекта полномочия арбитражного управляющего стратегических организаций могут также осуществляться учреждениями, созданными ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом», опорным банком для оборонно-промышленного комплекса». В организации, объединяющей представителей крупнейшего частного бизнеса, не согласны с трактовкой статуса госкорпораций, по сути, наделяющей их преимуществом в вопросах банкротства.
По поводу критики новелл со стороны РСПП, депутат Николаев отметил, что «это входит в прямую обязанность представлять бизнес в органах власти и в обществе». «Но все их опасения почему-то связаны с реформированием института арбитражных управляющих. Однако всем уже давно понятно, что данный институт себя уже давно изжил, потому как единого сообщества арбитражных управляющих не существует», — отметил законотворец.
Три главных новшества
Андрей Белоусов 10 февраля в интервью телеканалу «Россия 24» после совещания президента Владимира Путина с членами правительства РФ, на котором обсуждалась тема совершенствования института банкротства, назвал основные новеллы готовящегося законопроекта. «Во-первых, это оптимизация самих процедур банкротства. У нас вместо пяти теперь будет две процедуры. Причём, акцент будет делаться не на ликвидацию предприятий, а на реабилитацию. То есть, на процедуру погашения долгов», — сказал Белоусов.
Согласно проекту закона, вместо действующих ныне процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления останутся только две: реструктуризация долгов и конкурсное производство (ликвидация).
По словам первого вице-премьера, в России должен появиться совершенно новый механизм отбора арбитражных управляющих. «Если сейчас в основном их назначает кредитор, и они, как правило, защищают интересы кредиторов (и, при этом, не несут никакой ответственности за свою деятельность), то теперь это будет процедура отбора арбитражных управляющих по объективным критериям, которые будут формироваться в рамках специально созданной балльной оценки», — отметил Андрей Белоусов.
Затянувшаяся революция
Данный проект закона может считаться революционным потому, что с начала 2000-х годов в РФ в закон о банкротстве (Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». — Авт.) не вносилось каких-либо принципиальных изменений, или больших объёмных правок и дополнений, говорит Игорь Зиневич.
Предлагаемые изменения направлены на кардинальное изменение всех действующих процедур банкротства (наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство). «Белоусовская» реформа предлагает по сути всё это сократить и сделать всё, как у граждан: реструктуризация долгов и реализация имущества (у юрлиц это конкурсное производство). «То есть власти хотят всё сделать так, как это есть сейчас при банкротстве простых граждан, то есть все унифицировать», — подчеркнул Зиневич.
В 2022 году в закон внесут новые поправки
Серьезные изменения ожидаются закон «О банкротстве» в 2022 году. О подготовленных поправках заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Должников — физ. лиц, желающих пройти банкротство, разделят на три группы — по уровню их доходов.
Обсуждается повышение платы за работу финуправляющих в 4 раза — с 25 тыс. рублей за каждую процедуру (реструктуризация долга и реализация имущества) до 100 тыс. рублей. Хотя, возможно, депутаты эту поправку и не примут, но уже сейчас известно, что основные изменения поддерживает комитет Думы по собственности.
Иначе, чем сейчас, будут отбираться финансовые управляющие и вообще институт арбитражных управляющих будет глобально реформирован.
Против многих поправок выступает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — напомним, что закон говорит не только о банкротстве физ. лиц, но и о процедуре несостоятельности компаний. Но опыт говорит, что при активном правительственном лобби Госдума принимает законы очень быстро, иногда три чтения проходят за одну неделю.
Планируется, что торги по реализации имущества будут проводить путем поэтапного повышения или понижения начальной цены на один шаг торгов, то есть на одну величину изменения цены. То есть цена на имущество может падать ровно до того момента, когда кто-то из желающих вызовется это имущество купить.
Как только такая заявка поступает в систему, то фиксируется минимальная цена желающего купить, а далее торги начинаются с новой отсечки. Цена на имущество начинает повышаться. Сделано это для того, чтобы заинтересованные лица не сбивали цену и не покупали квартиры, машины, заводы и пароходы банкрота за бесценок.
Поправки начнут действовать по истечении года со дня опубликования закона в «Российской газете». Проект предусматривает множество переходных положений.
Внесудебное банкротство с 01.09.2020
Минэкономразвития разрабатывало механизм упрощенного банкротства с 2021, и в связи с кризисом в 2021 году оперативно принят закон: упрощенное списание долгов проходит в виде бесплатной внесудебной процедуры
.
Закон вступил в силу с 1 сентября 2021 года
.
Списать долги бесплатно разрешили при просроченной задолженности от 50 000 до 500 000 рублей. Государственную пошлину за услугу удерживать не будут. Отказались авторы проекта и от привлечения к делу арбитражного управляющего, процедура проходит через многофункциональные центры. Гражданин или ИП может подать заявление в МФЦ по месту жительства или постоянного пребывания.
У должника не должно быть имущества и денег для погашения кредиторских требований. Неплатежеспособность устанавливается постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве».
Поправки в закон о банкротстве физических лиц предполагают следующий порядок внесудебного банкротства:
- Человек обращается в МФЦ. Нужно указать в заявлении всех кредиторов и размер задолженности перед каждым.
- МФЦ проверяет информацию. На проверку достоверности сведений отведен один день — в электронном виде делается запрос в ФССП о том, были ли окончены испол. производства за неимением имущества, и не открыто ли новых. Если сведения не подтвердят, многофункциональный центр вернет заявление. Повторно обратиться разрешают лишь через 1 календарный месяц.
- После проверки МФЦ в 3-дневный срок публикует информацию о банкротстве в едином государственном реестре — ЕФРСБ.
- Далее последует 6-месячная процедура. Кредиторам предоставят полномочия по розыску имущества должника, проверке долгов. Начисление штрафов, пени и процентов приостанавливается.
Кредиторы занимаются розыском имущества и счетов путем запросов в официальные органы: Росреестр, ГИБДД, ГИМС, ФНС, в банки. При обнаружении доходов или собственности, которую можно продать, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о введении в отношении должника стандартной процедуры банкротства.Также в суд могут обратиться и кредиторы, случайно или намеренно не указанные должником в заявлении о признании несостоятельности по внесудебной схеме.
- Если кредиторы не подали возражений, через полгода человек объявляется банкротом, его долги признают безнадежными и списывают.
Правило не коснулось личных обязательств:
- алиментов;
- компенсаций вреда здоровью и жизни;
- субсидиарной ответственности;
- санкций за административные правонарушения и уголовные преступления.
Списать такие долги не получится.
Также принятый закон предусматривает ряд ограничений. Во время банкротства гражданину запретят брать кредиты и займы, выступать в роли поручителя или передавать имущество в залог.
Как поясняет замминистра экономического развития Илья Торосов, реформа института банкротства готовилась в течение двух лет. Поправки объемом более 400 страниц охватывают практически все элементы института банкротства: как базовых определений и процедур, так и создания новых инструментов, изменения характера взаимоотношений лиц, участвующих в делах о банкротстве.
«Основные идея законопроекта заключаются во введении новой вариативной реабилитационной процедуры — реструктуризации долгов, при этом предлагается отказаться от таких процедур банкротства как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управления, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры банкротства», — отмечает Торосов.
Кроме того, законопроектом предусматривается создание механизмов предупреждения убыточной финансово-хозяйственной деятельности должника в ходе конкурсного производства. В поправках предусматривается создание новых способов управления для должников с помощью введения корпоративных управляющих, а также формирование новых инструментов спасения бизнеса должника.
Предлагается, чтобы сведения о конкурсной массе раскрывались в единой информационной системе о торгах, а торги проводились посредством введения англо-голландского аукциона (торгов — «качелей»).
Кроме того, реформа предусматривает введение двух новых процедур потребительского банкротства — упрощенной и внесудебной, добавляет замминистра. Они направлены на повышение доступности института потребительского банкротства для граждан, находящихся в затруднительном положении.
Долговой лимит в банкротствах без суда поднимут в 2 раза
Напомним, сейчас обанкротиться в упрощенном порядке можно только в случае, если вы должны не больше 500 тыс. рублей. Но в Минэкономразвития предложили увеличить лимиты в 2 раза. Отметим, что это не единственная идея МЭР. Ниже мы их представим:
- повышение лимита до 1 млн. рублей. Но по отдельно взятому обязательству допускается задолженность только до 500 тыс. рублей. То есть нельзя, к примеру, банкротиться с кредитами по 700-900 тыс. рублей;
- подача уточнений к заявлению: Минэкономразвития предлагает разрешить людям уточнять долговые требования — например, добавлять забытые (при этом каждый раз после уточнения срок банкротства начинает течь заново);
- упрощение перечня «государственных кредиторов»: МЭР предлагает позволить людям самостоятельно запрашивать данные из информационной системы, чтобы правильно формировать список кредиторов и верно указывать в документе суммы задолженностей перед бюджетом;
- защита для кредиторов (предоставление кредиторам права на оспаривание самого факта банкротства в течение трех лет после начала процедуры — на данный момент кредиторы могут лишь добиваться перехода процедуры из внесудебной в судебную);
- возможность передачи личных данных должника по исполнительным производствам в органы местного самоуправления и государственной власти. По словам законодателей, это нужно, чтобы информировать людей о возможности списания долгов через МФЦ.
Особого облегчения поправки внесудебном банкротстве пока не принесли. В частности, до сих пор остается нерешенной проблема пенсионеров и инвалидов, которым бесплатное признание несостоятельности остается недоступным.
Минэкономразвития подготовило реформу института банкротства
Проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект) предлагается установить административную ответственность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и их должностных лиц за нарушение требований законодательства, регулирующего их деятельность. Законопроект направлен на повышение эффективности реализации саморегулируемыми организациями установленных полномочий, повышение доверия к системе саморегулирования в деятельности арбитражных управляющих.
Поправки к законопроекту подготовлены Минэкономразвития России.
Поправки направлены на совершенствование и систематизацию норм о субсидиарной ответственности в отдельной главе Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
В частности, уточняются определение контролирующего должника лица, исключающее привлечение к субсидиарной ответственности не определявших деятельность должника лиц, основания возникновения субсидиарной ответственности (в результате невозможности полного погашения требований кредиторов или несвоевременной подачи заявления должника, за нарушение законодательства о банкротстве).
Определены круг лиц, имеющих право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, права привлекаемого к такой ответственности лица с установлением прав регрессного требования к должнику, порядок рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве и вне рамок дела о банкротстве.
Предусматривается детализация процедуры распределения между кредиторами прав требования, полученных в результате привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, и предоставление им права выбора одного из видов удовлетворения требований.
Вводятся нормы, материально стимулирующие арбитражных управляющих добиваться результативного привлечения к субсидиарной ответственности в виде реального возмещения ущерба кредиторам.
Кроме того, поправками вводится норма о принятии обеспечительных мер в отношении субсидиарного ответчика только в состязательном процессе с вызовом сторон.
Работа Правительства:
- Корпоративное управление
Законопроектная деятельность:
- Поправки Правительства к законопроектам
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
- Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)
Июль
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Как поясняет замминистра экономического развития Илья Торосов, реформа института банкротства готовилась в течение двух лет. Поправки объемом более 400 страниц охватывают практически все элементы института банкротства: как базовых определений и процедур, так и создания новых инструментов, изменения характера взаимоотношений лиц, участвующих в делах о банкротстве.
«Основные идея законопроекта заключаются во введении новой вариативной реабилитационной процедуры — реструктуризации долгов, при этом предлагается отказаться от таких процедур банкротства как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управления, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры банкротства», — отмечает Торосов.
Кроме того, законопроектом предусматривается создание механизмов предупреждения убыточной финансово-хозяйственной деятельности должника в ходе конкурсного производства. В поправках предусматривается создание новых способов управления для должников с помощью введения корпоративных управляющих, а также формирование новых инструментов спасения бизнеса должника.