Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой срок хранения приказов по основной деятельности?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приказ и распоряжение – бумаги, которые очень похожи. Их часто путают между собой. Приказ – это акт с длительным действием. Действие документа не прекращается при наступлении указанного обстоятельства. Пример приказа – документ о приеме специалиста на работу. Издается этот документ директором/руководителем компании, замом директора.
Разновидности приказов
Всего существует 3 вида актов, подразделяемых на группы в зависимости от предмета и целей составления:
- Решение организационных вопросов. К примеру, приказ может касаться ликвидации/реорганизации компании, создания коллегиальных органов, формирования расписания, управления компанией на всех уровнях.
- Вопросы, касающиеся производственной деятельности. К примеру, приказ может касаться порядка финансирования компании, обеспечения материалами. Документ нужен для создания научно-технической политики, подведения результата работы компании.
- Вопросы, касающиеся личного состава. Приказ может касаться приема сотрудников на работу, обучения работников, перевода на другую должность. На основании документа происходит поощрение специалистов, увольнение трудящихся. Он нужен для реализации социальных гарантий: выплаты беременным, материальная помощь.
Практически все важные решения в компании принимаются на основании приказов.
Какие именно приказы относятся к основной деятельности?
В первую очередь, определимся, какие приказы считаются приказами по основной деятельности (ПОД). Чтобы это выяснить, лучше пойти от обратного. Помимо ПОД, в делопроизводстве встречаются такие виды документов как приказы по административно-хозяйственным вопросам и по личному составу.
С административно-хозяйственными вопросами все понятно: к этой категории относится документация, связанная с обеспечением нормального функционирования компании (безопасность, связь, транспорт, правила внутреннего распорядка и т.д.).
Приказы по личному составу — это документы в сфере кадрового делопроизводства (ими занимаются сотрудники отделов кадров, департаментов по управлению персоналом и т.д.).
Теперь переходим к главному — приказам по профильной деятельности. На основании информации об остальных категориях документации можно сделать вывод о том, что к ПОД относят те распорядительные документы, которые касаются текущих и стратегических вопросов (за исключением кадровой и административно-хозяйственной сфер) по профилю работы компании. Различные категории приказов следует хранить отдельно.
Кто и по каким правилам издает распорядительные документы
Оба вида указаний оформляют руководители исключительно в письменном виде. Специальных правил нет, поскольку невозможно предусмотреть все возможные варианты для каждой ситуации. Тем не менее, имеется общий шаблон и несколько рекомендаций, которые помогут подготовить юридически корректный документ.
При оформлении обратите внимание на следующие моменты:
- рекомендуется готовить распорядительные документы на бланке организации;
- каждое поручение следует нумеровать (обязательна регистрация либо в специальном журнале на бумаге, либо во внутренней электронной системе), датировать и указывать место его составления;
- в тексте обязательно описывают задачи и назначают лиц, ответственных за выполнение, указывают сроки на реализацию. При необходимости добавляют сведения о работниках, которые контролируют исполнение поставленных задач;
- последний этап — подписание руководителем.
Кадровая политика на каждом предприятии своя, но есть и общие правила регистрации кадровых приказов, сроком хранения до 5 лет, к ним относят краткосрочные приказы, например о командировке работника, отправлении на учебные курсы повышения квалификации, ухода в отпуск.
Под регистрацией понимают занесение сведений о приказе в особую книгу, что придает ему юридическую значимость.
Все кадровые приказы относят к внутренней документации, и форма регистрационного журнала не установлена в жестких рамках. Срок хранения начинается с даты последней регистрационной даты.
Журнал может содержать и дополнительную информацию, например, основания для издания приказа. На титульном листе можно указать индекс приказов, например приказы по отпускам или по больничным листам. Хотя нет требований по индексированию журналов, но для работы кадровой службы это намного удобнее.
В журнале присутствуют 9 граф:
- Порядковая нумерация приказа.
- Дата выхода.
- Нумерация приказа.
- Описывается вид: о приеме, увольнении. Регистрируют полностью, без сокращений.
- Данные сотрудника.
- Причина издания приказа: на основании заявления, трудового договора, по соглашению сторон.
- Графа для подписи сотрудника об уведомлении о выходе приказа, например, об увольнении. Если он не желает ставить свою подпись, то указывают это в отдельной строке.
- Указывается должность сотрудника, который регистрирует приказ.
- Подпись ответственного исполнителя.
Перечень приказов по основной деятельности (примеры)
Основным нормативным документом, регламентирующим принципы систематизации распорядительных документов, содержащим также указания о сроках хранения приказов в зависимости от их групповой принадлежности, является перечень № 236 (см. п. 1.2 указаний по применению перечня № 236).
Перечислить не только все виды приказов по основной деятельности организации, но и общие тематические группы не представляется возможным в связи с тем, что производственная деятельность в каждой организации обладает собственной спецификой.
Руководствуясь положениями перечня № 236, в качестве примера можно обозначить следующие тематические группы приказов по основной деятельности:
- об определении структуры организации и ее изменении;
- введении, утверждении и изменении локальной документации (инструкций, правил, распорядков и т. д.);
- определении штатного расписания и его изменениях;
- организации новых филиалов, представительств и упразднении существующих;
- создании коллегиальных и совещательных, контрольных (ревизионных), научных, экспертных, методических, консультативных органов;
- утверждении планов развития деятельности;
- осуществлении контроля за текущей деятельностью предприятия;
- определении финансовой политики организации;
- определении научно-технической политики деятельности;
- установлении режима функционирования предприятия и внесении изменений в него;
- принятии регламента проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, организации воинского учета, комплекса мероприятий по гражданской обороне, охране труда и т. д.
Назначение и классификация приказов
Из названия следует, что данные приказы связаны с основной, т.е. текущей деятельностью компании. Определяют их как все те документы, которые остаются после отсеивания таких видов, как:
- Приказы по личному составу – это вся внутренняя документация, которая связана с отражением трудовых отношений как с каждым сотрудником, так и с коллективом в целом. К ПЛС относятся нормативные документы фирмы, регулирующие:
- прием и увольнение с работы;
- премирование;
- взыскания;
- дисциплинарные наказания;
- отправка в текущий и внеплановый отпуск;
- командировки и т.п.
- Приказы, регулирующие отношения в сфере административно-хозяйственной деятельности фирмы (ПАД). Сюда относятся документы, в которых содержатся указания по использованию собственности компании, материальному обеспечению, охране объекта – т.е. все задачи, касающиеся материальной стороны работы и управления фирмой.
Приказ о противопожарном режиме и назначении ответственных за его соблюдение.
Особое значение и обязательность проведения предусмотрена для объектов с массовым пребыванием людей и для детских учреждений.
Когда издается распоряжение об установлении ответственных лиц по пожарной безопасности, в нем обязательно должны быть определены все ответственные в компании лица. Их число зависит от размера субъекта хозяйствования.
Документация администрации организаций по вопросам пожарной безопасности, должна включать все вопросы пожарной опасности, в том числе обеспечения противопожарного режима при эксплуатации, приказы, инструкции, правила, планы эвакуации и другие документы, а также документацию ПТК, ДПД.
Таким образом, нормативного акта, который предписывал бы требование обновлять приказы по охране труда с определенной периодичностью нет. Если изменились условия или должностные лица, которые упомянуты в приказе, изменились нормативные документы, которые есть в приказе, то приказ нужно обновить.
При переводе название должности меняют. Также это может кардинально изменить и род деятельности сотрудника. Поэтому встает вопрос о том, чтобы сохранить ответственность за работником, который был назначен ранее, и после его перевода.
Также на каждом предприятии должны присутствовать все необходимые инструкции, которыми охарактеризован соответствующий режим соблюдения пожарной безопасности в мастерских, лабораторных помещениях, кабинетах, на складах.
Некоторые особенности архивирования бумаг
Документы, регулирующие основную деятельность организации, хранятся на протяжении всего существования предприятия. Однако, как и в любом правиле, здесь имеются исключения. Дело в том, что хранить в течение многих десятилетий документацию обязаны лишь те организации, которые принимают участие в формировании фондов государственных архивных учреждений. Довольно большая часть учреждений и предприятий не принимает участия в этой деятельности. В таких организациях документы с пометкой «хранить постоянно» должны складироваться лишь на протяжении десяти лет, после чего могут быть утилизированы. При этом следует учитывать, что срок исчисления архивного хранения начинается с первого календарного дня года, следующего за годом издания документа.
• Об организационно-штатной структуре предприятия;
• О назначении ответственных:
-за хранение и ведение книги учета проверок;
-за хранение и ведение книги замечаний и предложений;
-за ведение кадрового учета и движения трудовых книжек;
-за ведение персонифицированного учета и представление сведений персонифицированного учета;
-за электронно-цифровую подпись;
-за пожарную безопасность;
• О разработке инструкций по охране труда;
• О введении в действие правил внутреннего трудового распорядка;
• О сроках выплаты зарплаты;
• О назначении комиссии по проведению амортизационной политики;
• О бланках строгой отчетности;
• О создании комиссии по назначению пособий по временной нетрудоспособности;
(*если в организации численность более 15 чел., то создается комиссия из 3х человек. Если в организации менее 15 чел., то назначается один ответственный.)
• О возложении полномочий подписания документов;
(*при отсутствии в штате ГБ для кассовых операций);
• О возложении обязанностей кассира;
(*при отсутствии в штате кассира).
Когда и на каких основаниях может потребоваться отмена распоряжения
Существует три вида распорядительных актов:
- по основной деятельности (об изменении структуры организации, штатного расписания, об утверждении ПВТР, ЛНА, проведении внутренних аудитов, аттестаций, о назначении ответственных лиц и др.);
- по личному составу (о приеме, переводе, увольнении, предоставлении отпуска, премировании, направлении в командировку, дисциплинарном взыскании, сокращении и др.);
- по административно-хозяйственной деятельности (о транспортном обслуживании, организации противопожарной безопасности, о выдаче пропусков, приобретении имущества и проч.).
Тематика очень разнообразна. И, что хорошо, любой из актов есть возможность корректировать. Здесь закон лоялен и дает пути к отступлению, если командир — в нашем случае начальник — чего-то не учел. Или если в текст закралась ошибка или неточность. Т.е. письменные указы допустимо и изменять, и дополнять какими-то недостающими сведениями. Такие правки вносят по определенным правилам, которые в рамках этой статьи рассматривать не будем, но помнить о них важно.
В этой статье рассмотрим случаи аннулирования указаний, когда они утрачивают свою силу. Чаще всего это происходит по двум причинам:
- Текст требует слишком значительной, тотальной переработки. В этом случае, чтобы не путать других и не запутаться самим, легче издать новый указ, чем корректировать старый.
- Когда аннулирование — не право, а обязанность. Такое случается, когда распорядительный акт составлен с нарушением. Вот основные причины, когда придется идти на уничтожение, чтобы соблюсти закон:
- если он противоречит законодательству;
- принят неуполномоченным лицом;
- издан на основе ненадлежащих материалов;
- признан недействительным компетентным органом;
- стал ничтожным вследствие изменения обстоятельств.
Право подписи первичных документов: приказ или доверенность?
Статья 9Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ устанавливает, что каждый факт хозяйственной жизни организации должен быть оформлен первичным учетным документом (договор, накладная, счет, расходно-кассовый ордер, акт и т.п.). При этом Минфин России, комментируя положения этого закона в Информации Минфина России N ПЗ-10/2012, высказал мнение о том, что каждый руководитель обязан утвердить перечень лиц, наделенных полномочиями подписывать такую документацию.
В действующем законодательстве отсутствует норма, императивно устанавливающая способ наделения сотрудников такими полномочиями, поэтому в этом вопросе следует ориентироваться на сложившиеся обычаи документооборота, согласно которым полномочие подписи может быть передано:
- посредством утверждения соответствующего приказа;
- при помощи доверенности на подписание первички.
Принцип разграничения этих двух подходов в том, что действие распоряжения распространяется только на сотрудников организации, в то время как доверенность — на любых лиц, указанных в бумаге. Составление этих документов регламентировано разными источниками права — в первом случае это Трудовой кодекс РФ, а во втором — Гражданский.
Выбор между двумя нормативными источниками зависит от целей, которые преследует руководитель: если предполагается, что нужно будет подписывать внутрикорпоративную документацию, то оптимальное решение — издать приказ. Если же планируется подписывать и передавать бумаги за пределы компании (например, сопроводительные письма к отгрузке товара либо счета-фактуры), то предпочтительнее выбрать доверенность. В целях безопасности и охраны коммерческой тайны многие опасаются передавать такие серьезные полномочия третьим лицам, не являющимся сотрудниками компании, поэтому практика с приказами является наиболее распространенной. Однако в случаях, если руководитель намерен поручить сотруднику ряд мелких задач и не готов наделять его правом подписи в глобальном смысле, то он также может оформить на него доверенность.
Тем не менее, в обоих актах необходимо указать: персональные данные уполномоченного лица; наименования бумаг, которые оно сможет подписывать. Также в обоих случаях руководителю фирмы следует удостоверить образец подписи уполномоченного лица, которая должна быть проставлена в отдельной графе бланка.
Срок хранения приказов по основной деятельности – не ограничен. Руководство организации обязано по требованию контролирующих или судебных органов предоставить эти документы. Важность бумаг данной категории трудно переоценить. История знает случаи, когда отсутствие приказов по личному составу и основной деятельности за определенный период приводило к банкротству предприятия. Поэтому сохранности именно данного вида документации уделяется особое внимание.
Независимо от того, к какой сфере деятельности относится юридическое лицо (промышленное производство, оказание услуг, образовательная организация), приказы по основной деятельности, как правило, хранятся в юридическом отделе. Речь идет об оригиналах. Копии же их могут и должны передаваться для выполнения в соответствующие подразделения. Здесь они и остаются в последующем времени.
Особенности создания хранилища
Организация архива – дело весьма и весьма непростое. Качественно выполнить эту задачу сможет лишь человек, имеющий необходимое образование (архивариус, специалист по архивной работе, делопроизводитель) и опыт работы. Поэтому в штате крупных организаций и предприятий обязательно есть заведующий архивом. Маленьким компаниям целесообразней нанять человека по договору подряда, чтобы тот организовал хранилище документов на предприятии. Как показывает практика, попытки самостоятельно урегулировать данный вопрос оборачиваются большими проблемами с контролирующими органами.
Как правило, приказы, которые регулируют основную деятельность организации, хранятся отдельно от всех остальных, в юридическом отделе. Однако это лишь в теории все бумаги данного типа должны храниться вечно. На практике производятся периодические чистки и все документы, которые утратили свою актуальность, подвергаются уничтожению.
Разумеется, для этого должна соблюдаться определенная процедура. Создается специальная комиссия, которая и принимает окончательное решение об утилизации документации. Уничтожение приказов по основной деятельности становится возможным лишь при выполнении одного из условий:
- действие документа приостановлено или вовсе отменено иным распоряжением;
- срок действия, прописанный в документе, истек.
В комиссию по утилизации в обязательном порядке должны быть включены представители всех отделов, чью деятельность напрямую или косвенно затрагивают рассматриваемые документы.
Хранение документов на электронных носителях
В наше время информационные технологии приобретают все большую популярность. И все чаще прогрессивные руководители предпочитают вести документооборот компании в электронном формате. Реалии таковы, что даже набранный в текстовом редакторе приказ, имеющий электронную подпись уполномоченного лица, имеет юридическую силу. Следует сказать, что большинство директоров и менеджеров высшего звена, особенно в государственных компаниях, предпочитают вести дела традиционным способом, с использованием бумажных носителей и чернил. Однако с приходом нового поколения ситуация в корне изменится.
В соответствии с установленными нормами, электронные копии документов должны храниться в течение такого же срока, что и аналогичные традиционные документы на бумажных носителях.
Дата приказа позже чем дата события
3.2. Исчисление сроков вступления в силу НПА с учетом различных формулировок, указывающих на момент вступления в силу
Нередко в самих нормативных актах определен их порядок вступления в силу. При этом используются самые разнообразные формулировки, указывающие на момент вступления в силу, из них наиболее распространенными в федеральных нормативных правовых актах являются следующие:
— со дня официального опубликования;
— по истечении. со дня официального опубликования;
— по истечении. после дня официального опубликования;
— через. со дня официального опубликования;
— через. после дня официального опубликования.
Учитывая, что Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ и Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (пункты 7 и 12) допускается установление иного по сравнению с предусмотренными в них правилами порядка вступления в силу НПА, формулировки об условиях и порядке вступления этих актов в силу следует воспринимать максимально внимательно.
В первую очередь нужно различать формулировки «со дня официального опубликования» и «после дня официального опубликования». От этого зависит решение вопроса, в какой день (в день публикации или на следующий день после публикации) вступает документ в силу или какой день считать началом течения срока, если вступление документа в силу связано с истечением определенного срока.
Сторонники одной позиции считают, что если указано «со», то первым днем следует считать день официального опубликования, если «после», то срок начинает исчисляться на следующий день после публикации. Обосновывается эта точка зрения тем, что раз законодатель по каким-то причинам использует два разных предлога, значит, они различаются по смыслу, поэтому и понимать их нужно буквально.
Сторонники другой позиции считают, что независимо от формулировки «со» или «после» срок начинает течь на следующий день после публикации. В качестве аргумента приводятся правила исчисления сроков, установленные отраслевыми законами, например: Гражданским кодексом РФ (глава 11), Налоговым кодексом РФ (статья 6.1). Также отмечается, что такой подход больше соотносится с положениями специальных нормативных актов, регулирующих общий порядок вступления в силу НПА, в числе которых Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ, Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (пункты 5, 6 и 12). В перечисленных актах при установлении общего порядка вступления в силу НПА используется предлог «после».
Поскольку в настоящее время законодательством не урегулирован вопрос, когда начинается и когда заканчивается течение срока, связанного с введением в действие документов, возможность привлекать для определения этих сроков существующие кодексы необходимо обсудить подробнее. Корректно ли в данном случае применение норм права по аналогии?
Для иллюстрации неоднозначности в вопросе исчисления сроков вступления в силу НПА приведем примеры различных определений даты вступления в силу одного и того же документа.
Пример 1.
Параграф 1 «Подведомственность» главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был введен в действие через десять дней со дня его официального опубликования. Кодекс был опубликован в «Российской газете» 27.07.2002.
Пример 2.
Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Закон опубликован в «Российской газете» 31.05.2002.
Приказы по основной деятельности
В любой компании считается наиболее емким перечнем распорядительных документов. Среди наиболее встречаемых направлений деятельности, которые охватывает эта категория приказов, целесообразно выделить:
- Документы, регулирующие ответственность и полномочия. В эту категорию входят распорядительные акты, извещающие о вступлении в должность первого руководителя, распределения полномочий между руководителем и его заместителями, делегирование отдельных полномочий (например, главному бухгалтеру, кадровому работнику, инженеру по охране труда, назначении ответственных за пожарную безопасность, хозяйственную деятельность и другие функции).
- Документы, на основании которых определяется организационная структура предприятия (его отдельных подразделений, филиалов), а также штатное расписание. Сюда будут входить все решения о создании (ликвидации) подразделений, утверждения штатного расписания и внесение в него соответствующих изменений.
- Приказы, утверждающие локальные документы предприятия. Эта категория документов регулирует действие Положений, различных технологических инструкций, регламентов, правил, различных отчетных форм, которые имеют постоянный характер и распространяются на все предприятие, либо отдельные его подразделения.
- Процедурные приказы. К этим документам относят систематизацию отдельных однотипных действий. В частности, это может быть использование мобильной связи, охрана коммерческой тайны, порядок выполнения приказов и ознакомления с ними, выдача трудовых книжек, заключение договора о материальной ответственности и другие.
- Приказы, регулирующие пожарную безопасность, охрану труда, технику безопасности. В эту категорию относят распорядительные акты, на основании которых определяются ответственные за конкретное направление деятельности, порядок проведения инструктажей, проверки знаний, действия сотрудников во время пожара, о запрете курения, пользования нестандартными обогревательными приборами.
Помните, приказы, регулирующие основную деятельность компании — это наиболее многочисленный перечень распорядительных документов, ведение которых целесообразно изначально осуществлять отдельно от других приказов.