Раз, два, три — продано! Что такое аукционы и почему они такие разные

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раз, два, три — продано! Что такое аукционы и почему они такие разные». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аукционы по способу проведения делятся на два основных вида: обычные (традиционные) и дистанционные (электронные). Для участия в традиционных торгах потенциальный покупатель должен присутствовать на месте их проведения. Онлайн-продажи осуществляются на интернет-сайтах (электронных торговых площадках). Участники делают ставки удаленно с помощью специального интерфейса.

Существует также классификация видов аукционов по другим критериям:

  • по технике формирования цены (с повышением или с понижением первоначальной стоимости лота);
  • по инициативе проведения (принудительные или добровольные);
  • по открытости допуска к участию (открытые или закрытые);
  • по масштабу проведения (международные, национальные или региональные).

Работает аукцион по простой схеме

Весь процесс от начала и до конца условно можно разделить на три основных этапа.

  1. Подготовка аукциона. Если не внедряться в организационные вопросы, то вся суть этого этапа сводится к приему вещей на торги, их анализу, составлению описаний и изготовлению каталога.
  2. Проведение торгов. Аукцион проводится либо в специальном помещении, либо на особой интернет-площадке — длится он определенный промежуток времени, в течение которого участники предлагают свою стоимость того или иного товара. По истечении установленного времени определяется победитель, которым становится человек, предложивший максимальную стоимость.
  3. Завершение сделок. На этом этапе производится оплата и доставка купленного товара.

Понятие тендера и аукциона и их сравнение

Действующее законодательство не содержит понятия «тендер», хотя оно широко употребляется на практике. С учетом контекста, где используется понятие тендера, под ним можно понять любую конкурентную процедуру, которая проводится государственными заказчиками и частными организациями.

Также под тендером понимается конкурентная процедура. Победителем в закупке становится лицо, которое соответствовало всем требованиям заказчика и смогло предложить наилучшие условия исполнения обязательств. Данное понятие очень близко по значению термину «конкурс» по 44-ФЗ. Понятие тендера применяют и по отношению к неконкурсным процедурам: таким, как запросы цен, предложений и котировок.

Понятие аукциона содержится в Гражданском кодексе и 44-ФЗ. На основании положений Гражданского кодекса под аукционом понимается форма торгов по реализации имущества, в котором побеждает лицо, предложившее наибольшую цену. Применительно к контрактной системе в аукционе выигрывает лицо, которое смогло предложить наименьшую цену.

Когда проводится электронный аукцион?

Если обратимся к ч. 2 ст. 59 44-ФЗ, то увидим, что заказчики обязаны проводить такие аукционы при закупках товаров, работ, услуг (ТРУ), занесенных:

  • в перечень, установленный Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р). Этот перечень представлен в виде таблицы с кодами ОКПД2 и наименованиями ТРУ, приобретаемых путем ЭА. Из этого списка есть несколько исключений;
  • в дополнительный перечень, разработанный соответствующими субъектами РФ.

Объекты закупок могут попасть в названные перечни при одновременном совпадении 2-х факторов:

  1. Возможно составить детальное и точное описание объекта закупки;
  2. Условия выбора победителя ЭА имеют количественную и денежную оценку.

При определенных условиях аукционы способны дать вам то, что вы хотите, и даже больше. Такой вариант может оказаться весьма интересным для вас в случае, если вы питаете отвращение к переговорам; если не можете определить, у кого из партнеров самая высокая (если вы продавец) или самая низкая (если вы покупатель) отправная цена; а также если у вас нет времени на адекватную подготовку и планирование переговорного процесса. Вместе с тем у аукционов есть и недостатки.

  • Аукционы очень эффективны, когда на торг выносится лишь один вопрос, такой как цена, а также когда продукт или услуга в высокой степени стандартизированы или пользуются широким спросом. В подобных ситуациях и экономика, и психология аукциона будут работать на вас. Обдумайте возможность привлечения максимального количества участников с помощью низкой стартовой цены (вы можете выделить некий резерв на тот случай, если участников вдруг окажется слишком мало), а также с помощью установления жесткого крайнего срока. Отдавайте предпочтение такой форме проведения аукциона, которая предусматривает свободные выкрики, чтобы усилить действие психологических факторов, в том числе и конкурентное возбуждение.
  • В меньшей степени аукционы подходят для ситуаций, обладающих большим (и сложным) потенциалом для создания ценности, а также для тех случаев, когда информация, необходимая участникам для тщательного обдумывания сделки, содержит производственные секреты, широкое распространение которых снизит ценность лота для возможного победителя. В подобных обстоятельствах именно переговоры позволяют добиться желаемого и даже большего.
  • Принимая участие в аукционе, остерегайтесь конкурентного возбуждения. Как и в случаях с другими типами переговоров, установите для себя определенные границы, пределы и строго их придерживайтесь. Общее правило таково: пределы следует пересматривать только в случае поступления информации, которую вы не могли знать на этапе подготовки к аукциону.

Запрос котировок – наиболее простая форма закупок. Победителем здесь становится участник, предложивший самую низкую цену. Извещение содержит минимальное количество требований: предмет закупки или оказания услуг, форма оплаты, наличие доставки товара, отсутствие участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Как правило, заявка подается участником электронных торгов без приложения сертификатов, лицензий и других сопутствующих документов.

Данный вид электронных торгов используется для закупки одного вида продукции: товаров, работ/услуг, начальная цена которых не превышает 500 тысяч рублей. Ценовые предложения подаются участниками единожды и не подлежат изменению. По результатам котировочной комиссии создается специальный итоговый протокол. Он размещается на электронной площадке.

Алгоритм участия в электронных торгах

Рассмотрим алгоритм участия в электронных торгах на примере электронного аукциона.

Для участия в электронных торгах следует предпринять следующие шаги:

  • Получение электронной подписи. Сертификат электронной подписи необходим для заверения заявок, предложений, контракта и прочих документов. Чтобы его получить, нужно обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр, заполнить заявление и предоставить все необходимые официальные бумаги. После получения электронной подписи нужно установить на компьютер специальную программу для работы с сертификатом;

  • Аккредитация на электронной торговой площадке. На сайте выбранной торговой площадки нужно заполнить форму и заявление на открытие счёта, представить документы:

Форма проведения аукциона. Участие в аукционе

Все начинается с предоставления необходимых документов. В зависимости от вида выставляемого на аукцион имущества, комплекты документов могут отличаться. Например, для проведения аукциона по продаже объекта недвижимости необходимо предоставить: свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи или договор аренды, а также другие документы, на основании которых возникло право собственности; кадастровый паспорт, выписку и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справки об отсутствии или наличии обременений; описание объекта и другие документы, характеризующие материально-техническое состояние объекта (договора на коммунальное обслуживание, сверки по платежам, договора аренды и др.). После предоставления документов с помощью проведения оценки, продавцу рекомендуют начальную цену торгов. Далее согласовываются основные условия проведения аукциона.

Мировой опыт проведения аукционов показывает, что в процессе проведения торгов по инвестиционно привлекательным объектам, с условием назначения начальной цены продажи наиболее привлекательной для потенциальных покупателей имущества, на торгах может произойти превышение возможного верхнего уровня рыночной цены имущества. После условия производится согласование шага аукциона, размера задатка, вносимого участниками. В заключении согласовывается система (вид) проведения аукциона и дата проведения.

Риски и сложности при покупке авто на торгах

Есть несколько проблем, которые могут отпугнуть неопытного покупателя. Во-первых, не всегда есть возможность осмотреть автомобиль, хорошие варианты появляются в разных регионах. Кроме этого, часто за осмотр объекта требуют плату — иногда тысячу рублей, иногда и все пять тысяч. Принимать решение придется с минимумом информации, это может быть отчет оценщика, и несколько фото, иногда ужасного качества, говорит Панкин. Во-вторых, необходимо проверить автомобиль на скрытые риски.

В 80% случаев автомобиль, продающийся на торгах по банкротству, находится под арестом, и для его снятия необходимо обращаться к приставам, рассказывает Никита Панкин. Одна из главных опасностей покупки подобного автотранспорта заключается в том, что иногда процедура изъятия проводится неправильно. В этом случае бывший собственник имеет право обжаловать незаконный арест в суде. «Деньги за покупку, конечно, вернут, но разбирательство займет много времени. Поэтому перед покупкой автомобиля под арестом важно внимательно проверить всю документацию и техническое состояние транспорта», — добавляет эксперт.

Сроки электронного аукциона по 44-ФЗ

Срок публикации извещения на аукцион в электронной форме по 44-ФЗ составляет не менее 15 дней при начальной максимальной цене от 3 миллионов рублей.

Однако при начальной цене лота до 3 миллионов рублей у вас есть 7 календарных дней, то есть лишь 1 неделя. Новому поставщику этого времени не хватит для получения ЭЦП и аккредитации на торговой площадке и единственным способом попасть на торги остается ускоренная аккредитация.

После размещения извещения начинается этап подачи заявок. Заказчик может внести изменения в извещение без изменения объекта закупки и суммы обеспечения в срок не менее 2 дней до окончания подачи. Тогда исчисление сроков начинается заново. Однако у заказчика есть еще один день на размещение изменений. Отказ от проведения электронного аукциона по 44-ФЗ заказчиком возможен за пять дней до окончания подачи заявок.

Как рассматривают первые части заявок

Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на соответствие всем установленным требованиям в такие сроки:

  • не дольше 7 календарных дней с даты окончания приема заявок, в аукционах > 3 млн руб.
  • не дольше 1 рабочего дня с даты окончания приема заявок, в аукционах

По результатам рассмотрения участника допускают к аукциону или отказывают в доступе. Отказать в доступе могут только в этих случаях:

  1. Не предоставил нужную информацию или предоставил недостоверную информацию.
  2. Неправильно указал параметры товара или не оформил согласие.
Читайте также:  Налоги и недвижимость: что изменится для россиян в 2023 году

Итоги рассмотрения комиссия оформляет в протокол рассмотрения заявок, который подписывают все члены комиссии. Протокол содержит:

  1. Идентификационные номера заявок.
  2. Информацию о допуске или отказе в допуске участников закупки (с обоснованием этого решения и указанием положений документации, которым не соответствует заявка).
  3. Информацию о стране проихождения товара, если в закупке действует нацрежим.

Заказчик отправляет протокол оператору ЭТП и публикуют в ЕИС не позднее окончания срока рассмотрения заявок. В течение часа после получения протокола оператор ЭТП отправляет каждому участнику уведомление о том, что его заявку допустили или не допустили к аукциону. Если в допуске отказали, уведомление содержит причины и ссылки на положения документации, которым не соответствует заявка.

Если по результатам рассмотрения первых частей комиссия не допустила никого из участников к аукциону или допустила только одного, аукцион признается несостоявшимся.

На аукционе могут быть объектами торгов как предметы для личного пользования или личных коллекций с индивидуальными особенностями (антиквариат, картины), так и пушнина, табак, крупный рогатый скот, кофе, цветы. В России самая крупная торговля пушниной проводится в Санкт-Петербурге, арабскими племенными лошадьми — в Москве, Пятигорске. Аукцион автомобилей очень популярен сегодня. Купить себе машину мечты можно в любой стране посредством интернета. В зависимости от желаемой марки можно поучаствовать в онлайн-аукционе Японии, США, Германии и т.д. Главное — не попасть на «серых дилеров». Обязательно нужно знакомиться со статистикой (историей) продажи выбранного лота.

Могут выставляться как большие партии одного вида товара, так и отдельные специфические изделия. Аукцион участков, что проводят муниципальные власти, позволит приобрести землю по более низкой цене, чем на рынке. Для участия важно собрать весь пакет документов, а также внести 10% задаток. Деньги будут возвращены проигравшим.

Основное отличие аукциона от обычной продажи — это то, что при покупке на торгах вы ни к кому не сможете предъявить претензии по поводу качества товара, ни одна из сторон не несет ответственности за качество продаваемого имущества.

Сам смысл проведения аукциона и его коммерческая выгода состоят в том, что устанавливается максимальная цена на продаваемый товар путем прямой конкуренции покупателей, присутствующих в одно время на площадке. Итог торгов прост – забирает товар лицо, которое предложило наибольшую цену.

По технологии проведения

1. Согласные (гласные, с повышением цен). Объявляется сначала минимальная цена, установленная продавцом. Затем уже к этой цене желающие купить делают надбавки (наддачи), равные или больше минимальной цены. Правила проведения аукциона и устанавливают размер минимальных надбавок.

2. Негласные (немые). Также проводят с повышением цены. Покупатели с помощью условных знаков дают согласие поднять цену, это все происходит после объявления минимальной надбавки. Аукционист в этом случае после каждого повышения объявляет, не указывая на покупателя. Таким образом, сохранена тайна имени покупателя (актуально при продаже драгоценностей, картин).

Итак, в статье выяснили, что торги могут быть гласными и немыми (негласными) с повышением цены. Существует голландский аукцион с понижением цены, т.е. стартовая цена завышена и опускается до тех пор, пока не согласятся купить товар. Так обычно торгуют скоропортящимися товарами.

Понятие об электронном аукционе.

Согласно ч. 1 ст. 59 44 ФЗ, электронный аукцион или аукцион в электронной форме, это закупочная процедура, в которой информацию о закупке Заказчик сообщает неограниченному числу лиц, с помощью размещения её в единой информационной системе, размещая извещение о проведении открытого аукциона, документацию о нем, при этом требования к потенциальным участникам закупки, должны быть едиными. Само проведение электронного аукциона должна обеспечить электронная площадка, её оператор. Процесс открытого электронного аукциона жестко регламентирован статьями 59, 62-69, 71, 83.2 Закона о контрактной системе.

Статья 59. Аукцион в электронной форме ( электронный аукцион )

  1. Под открытым аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
  2. Заказчик обязан проводить открытый электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) ( Открытый электронный аукцион )

(см. текст в предыдущей редакции)

1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;

2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

  1. Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни.
  2. Для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
Читайте также:  Реорганизация госпиталей в системе МВД в 2023 году

Участие в открытых электронных аукционах ( электронных торгах ), проводимых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 ( Электронный аукцион ПП 102 )

Постановление правительства от 05.02.2015 г. № 102 (далее ПП 102) утвердило 2 ограничительных перечня при проведении электронных закупок:

перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе, подушки противопролежневые ортопедические, марля, салфетки, наборы реагентов, маски, контейнеры для биопроб, операционные светильники, томографы, иглы корневые, амплификаторы, кресла-коляски, глюкометры, трости опорные и пр. (далее — перечень № 1 ПП 102 ( открытый аукцион в электронной форме ) );

перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе Устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, контейнеры для хранения донорской крови, Расходные материалы для аппаратов искусственной вентиляции легких, расходные материалы для аппаратов экстракорпорального кровообращения, венозные канюли, мочеприемники и калоприемники (далее — перечень № 2 ПП 102 ( открытый аукцион в электронной форме )).

Для целей осуществления электронных закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2, заказчик отклоняет все заявки поданные на электронные торги (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, электронном аукционе которые одновременно:

для заявок на электронный аукцион (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 ПП 102:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства — члены ЕЭАС;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);

для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2 ПП 102:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. № 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования».

В случае если заявка на открытый электронный аукцион (окончательное предложение в электронных закупках ), которая содержит предложение о поставке медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22.04.2016 № 337; от 30.05.2017 № 663; от 14.08.2017 № 968; от 19.12.2018 № 1590)

для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота в электронном аукционе ) медицинские изделия, включенные в перечень № 1 и не включенные в него;

для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота в электронном аукционе ) медицинские изделия, включенные в перечень № 2 и не включенные в него.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *