Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец заполнения ТН — 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку это учетный документ, то следует соблюдать нормы его оформления. Он в обязательном порядке будет задействован в бухучете, если удостоверяет реальный факт хозяйственной жизни предприятия. Нельзя недописать информацию в нужных ячейках, делать простые помарки поверх готового варианта, неточно представлять здесь информацию и пр. Исправления должны заверяться с простановкой даты их внесения. Ответственные лица расписываются и оставляют здесь свои Ф.И.О. Первичную документацию разрешено составлять на бумажном носителе или хранить в виде электронного экземпляра. Но поскольку здесь идет речь о сопроводительном документе, то он делается исключительно в бумажной версии. Его предстоит доставить по условленным адресам и собрать подписи.
Правила заполнения транспортной накладной 2023
В 2023 форма транспортной накладной заполняется в соответствии с обновленными Правилами перевозки грузов:
- Грузоотправитель должен заполнить в документе пункты 1-6 и 16 («Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Наименование груза», «Сопроводительные документы на груз», «Указания грузоотправителя», «Прием груза», «Дата составления, подписи сторон»).
- Грузоперевозчик должен определить (по согласованию с отправителем) условия транспортировки. Он заполняет (в своей части) пункты 8-11, 13, 15, 16 ТН («Условия перевозки», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Перевозчик», «Транспортное средство», «Прочие условия», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», «Дата составления, подписи сторон»).
При транспортировке опасных грузов или при использовании крупногабаритного или тяжеловесного транспорта в пункте 13 при необходимости указываются сведения о маршруте следования, а также о номере, дате и сроке действия специального разрешения.
- Водитель подписывает транспортную накладную в пунктах 6 и 7 («Прием груза», «Сдача груза»), заполняет пункт 15 («Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» — здесь указывается размер провозной платы), при необходимости — пункт 12 («Оговорки и замечания перевозчика» — здесь приводятся замечания о фактическом состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования — при сдаче груза, изменении условий перевозки — при выгрузке). В пути водитель по мере необходимости вправе делать отметки об изменении условий транспортировки (пункт 12) и переадресовке (пункт 14 «Переадресовка»).
- Грузополучатель заполняет в транспортной накладной пункт 7 («Сдача груза»).
- В пункте 5 («Указания грузоотправителя») приводится объявленная отправителем ценность груза. Она не должна быть больше его действительной стоимости.
- Отсутствие записи в бланке накладной на перевозку груза подтверждается прочерком. Пустых полей в документе быть не должно.
- При отсутствии записей в пункте 8 применяются общие условия по Правилам перевозки грузов и Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
- Транспортная накладная составляется в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Все экземпляры являются оригиналами.
- Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами. Исправления заверяются этими же подписями.
- В бланк накладной на перевозку груза включается информация обо всех партиях груза, перевозимых в одном транспорте.
- Если задействовано несколько автомобилей, количество экземпляров транспортной накладной должно быть соответствовать их количеству: на каждый автомобиль — три ТН.
Как правильно оформлять ТТН по образцу
Если используется стандартизированный бланк, то для опытных сотрудников его оформление не станет чем-то затруднительным. Однако, государство в свое время разрешило не пользоваться разработанными ранее форматами первичных документов. Предприятия как хозяйствующие субъекты могут разрабатывать их сами. Транспортирующие организации и заказчики постоянно имеют дело с этими накладными. Это несколько усложняет процесс работы для последующих фигурантов.
В стандарте предполагается оформление нескольких разделов. Если налоговая инспекция будет придираться к неправильно оформленной документации и выпишет штраф, то его сумма будет варьироваться в зависимости от категории проступка. К тому же ответственность уполномоченного лица расценивается ниже и при недочетах штрафы приходят на его имя в меньшем размере, чем для целой компании.
Кроме унифицированного бланка, где наглядно видна структурированность, имеется специальная инструкция о порядке расчетов за перевозку от 83 года. Последняя редакция пришлась на 1997 год. Она точно описывает инструктаж заполнения в пошаговом режиме. Всего здесь предполагается 16 блоков-правил со своим количеством граф и абзацев на тему корректного документального оформления.
С начала 11 года (Федеральный закон 402) формат такой учетной «первички» утверждается экономическим субъектом. Однако, в нем должны присутствовать все необходимые реквизиты (расписанные в том же ФЗ). Поэтому теперь унифицированные общероссийские формы можно и не применять, а разрабатывать свои с требующимися пунктами. Но для избежания ошибок хороша и готовая основа для заполнения. Главное, что работает единое для всех ситуаций правило: составлять накладную надо при свершении факта хозяйственной жизни, а если это невозможно — непосредственно по его окончании. В целом понимать структурное расположение блоков нужно всем фигурантам. Надо учесть также, как правильно заполнять и подписывать ТТН водителю.
Ответственность за искажение транспортной накладной
За указание ложных сведений или отсутствие обязательной информации в ТН о свойстве груза, его массе, состоянии, габаритах, степени опасности, а также о необходимых мерах предосторожности при перевозке грозит наказание. Его размер определяется законом №259-ФЗ от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Ответственность за ложную информацию в транспортной накладной или непредоставление необходимых сведений несет грузоотправитель. За совершение данного нарушения грозит штраф в размере 20% от провозной платы. Кроме того, отправитель должен будет возместить ущерб, нанесенный перевозчику.
Водителю грозит штраф в размере 500 рублей за транспортировку груза без ТН в соответствии со ст. 12.3 КоАП (часть 2).
Для составления ТТН следует применять форму № 1-Т. Ее можно найти в сети, и распечатать на принтере. При этом оформление документа происходит вручную.
Однако многие современные организации используют автоматизированные программы, которые существенно упрощают процесс учета. Здесь присутствует и форма ТТН, которая заполняется полуавтоматически. Для этого достаточно иметь электронную заготовку формы 1-Т.
В поисках бланка 1-Т особое внимание следует обратить на нормативный документ, по которому утверждена эта форма. Данная отметка находится вверху, справа. Здесь указано постановление Госкомстата России № 78. Тогда можете быть уверены, вы скачиваете правильный бланк.
При необходимости использования электронного бланка, нужно помнить, файл с расширением pdf применять достаточно сложно. Это связано с тем, что не всегда имеется под рукой необходимый редактор. Также не рекомендуется скачивать бланки в формате doc, docx, odt. Такие файлы вряд ли смогут облегчить заполнение, ведь не обладают необходимым количеством опций автоматического заполнения и подсчета. Наиболее удобным будет использование бланка ТТН в формате excel. Ведь именно этот файл рассчитан специально на работу с таблицами.
Электронные транспортные накладные
С 1 марта 2022 года будет запущена программа для оформления транспортных накладных в цифровом варианте. Сокращенно такой документ будет называться ЭТрН. Обмен данными будет происходить через систему электронных перевозочных документов, к которой можно присоединиться уже с января. В этом году переход на электронный документооборот в области грузоперевозок будет добровольным, однако с 2023 года он станет обязательным.
Алгоритм пользования данной системой будет следующим:
Грузоотправитель сможет составить ЭТрН и загрузить её в специальную систему — ГИС ЭПД — через оператора. Получателю придёт уведомление о том, что груз вышел к нему;
Как только груз достигнет точки назначения, получатель откроёт документ в системе и поставит отметку о получении груза.
Данные документы будут подписываться электронной подписью.
— К сожалению, белорусский законодатель любит оставлять юристам неразгаданные ребусы. Одним из них стало принятие постановления № 713, когда директиву № 10 еще не отменили. Я и ряд моих коллег-юристов высказывали мнение, что директива как указ программного характера свою роль выполнила — во исполнение ее появилось постановление № 713. Соответственно, после принятия постановления нужно руководствоваться им, а не п. 1 директивы № 10 и цены можно повышать, но в рамках, установленных постановлением.
Президент также высказался на одном из совещаний, что запрета на тотальную заморозку цен не было. Запрет был на период с 6 по 20 октября. Однако несмотря на это, МАРТ в своих письмах с ответами на вопросы бизнеса, а также на встречах и консультациях вплоть до начала ноября продолжал указывать, что директива действует и цены следует формировать в четком соответствии с ней. Как это делать (особенно, если сформированная по правилам постановления № 713 цена получалась выше, чем была на 05.10.2022), МАРТ, правда, не объяснял.
В изначальных своих разъяснениях МАРТ рекомендовал пользоваться перечнем, установленным постановлением МАРТа от 5 июня 2018 г. № 46, а для дополнительного уточнения — постановлением статкомитета от 28 августа 2020 г. № 76.
В разъяснениях, вышедших чуть позже, МАРТ уже рекомендует пользоваться этими двумя актами в совокупности и если, исходя хотя бы из одного из этих актов, товар «может быть отнесен к группе, подгруппе, классу, категории …» и т.д., то такой товар, с точки зрения МАРТа, относится к категории регулируемых товаров в соответствии с постановлением № 713.
В очередных разъяснениях МАРТ указывает на исключение, когда запасные части для легковых автомобилей могут не подпадать под действие постановления № 713.
То есть, с одной стороны, нет четкого и однозначного перечня товаров, на которые распространяется действие постановления № 713, поскольку есть отсылки к иным актам, а с другой стороны, МАРТ своими разъяснениями постоянно что-то меняет.
И прикладывать такие обоснования к экономическим расчетам, обосновывающим сформированные ими отпускные цены. ГТК будет мониторить уровень контрактных цен на импортируемые в Беларусь товары и еженедельно сообщать информацию по ним в МАРТ.
Пока непонятно, как будет рассматриваться обоснованность контрактных цен. Ведь в зависимости от условий оплаты, размеров партий и т.д. обоснованной ценой в каждом конкретном случае не обязательно будет самая низкая цена. Критериев оценки обоснованности постановление № 713 не содержит. Думаю, что здесь, как и с производителями, оценка обоснованности будет отдана на откуп отдельных исполнителей.
Когда и зачем оформляют
Товарно-транспортную накладную в обязательном порядке выписывают в случае перевозки этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, причем независимо от того, перевозка происходит силами грузоотправителя или же он нанимает перевозчика. Оформление ТТН обязательно даже в случае, когда перевозка осуществляется между собственными складами или между обособленными подразделениями организации (о чем пишут в своих Письмах Росакогольрегулирование и Министерство финансов России).
ТТН можно составлять и при перевозке других грузов. Но расходы на доставку для налога на прибыль этот документ не подтверждает – нужна транспортная накладная. Ее оформляют при заключении договора перевозки автомобильным транспортом. Она подтверждает прием и сдачу груза перевозчиком и расходы на перевозку для налога на прибыль.
Какой бланк использовать
Для заполнения существует один разработанный бланк ТТН. При этом, возможны различные вариации таких образцов – не принципиально, какой из вариантов бланка вы используете. В целом в связи с изменениями бланк ТТН изменился незначительно, но в нем появились некоторые показатели, которых не было ранее. Далее перечислим основные изменения:
- В разделе 1 «Грузоотправитель» предусмотрено место для отметки о том, что грузоотправителем является экспедитор;
- Добавлен раздел 1а, в котором при необходимости можно будет указать сведения о клиенте (заказчике организации перевозки груза);
- В разделе 3 «Груз» потребуется, помимо прочего, указать объявленную стоимость (ценность) груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров;
- В раздел 6 «Прием груза» нужно будет дополнительно внести сведения о лице, от которого забирается груз. Потребуется проставить подпись этого лица, а также при необходимости подпись перевозчика кто будет осуществлять транспортировку;
- Раздел 11 «Транспортное средство» дополнен сведениями о типе владения ТС («1» — собственность; «2» — аренда; «3» — лизинг).
При необходимости можно откорректировать накладную, все уточнения заверяются составителем (проставляется дата исправления, фамилия, инициалы и подпись составителя).
Инструкция по заполнению бланка ТН 2022
Пункт 1 и 2. Данные о Грузоотправителе и Грузополучателе: наименование, ИНН, адрес, банковские реквизиты.
- добавлен раздел 1а, в котором при необходимости указываются сведения о клиенте (заказчике организации перевозки);
Пункт 3 «Груз». Записывается отгрузочное наименование груза, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах и масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах.
- в пункте 3 «Груз» требуется, указывать объявленную стоимость (ценность) груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров;
Пункт 4. Указываются сопроводительные документы на груз, это могут быть различные сертификаты, паспорта и т.д.
Пункт 5. Тут при необходимости вписываются особые требования к грузоперевозке от грузоотправителя – параметры транспортного средства и указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований.
Пункт 6 «Перевозчик». Этот пункт заполняет компания-экспедитор, выполняющая перевозку.
Пункт 7 «Транспортное средство». Записывается информация о транспортном средстве: марка, грузоподъемность и регистрационный номер.
- пункт «Транспортное средство» дополнен сведениями о типе владения ТС («1» — собственность; «2» — аренда; «3» — лизинг).
Пункт 8 «Прием груза». Информация о приеме груза водителем.
- Снизу в этом пункте ставятся подписи ответственных за погрузку лиц и водителя
Пункт 9 «Переадресовка». Требует заполнения, если изменилось место доставки груза.
Пункт 10 «Выдача груза». Информация о приеме груза водителем грузоотправителю.
- Снизу в этом пункте ставятся подписи водителя и ответственных за выгрузку груза лиц.
Пункт 11 «Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков (при необходимости)». Сюда можно вписать нарушения при осуществлении грузоперевозки.
Когда надо составлять ТТН
ТТН (образец заполнения см. в Примере 1) является сопроводительным документом при перевозке грузов автомобильным транспортом (п. 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1–794/32–5).
При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н).
Необходимость составления ТТН грузоотправителем подтверждается также пунктом 47 «Устава автомобильного транспорта РСФСР», утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 г. № 12 (далее — Устав). В соответствии с этим документом грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарно-транспортную накладную, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.
Перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной ТТН (п. 2 инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» (далее — Инструкция № 156)).