Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный аудит в 2021 году: кто должен проводить и кто освобожден». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 – 10 000 рублей, при повторном нарушении — до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.
Непредоставление аудиторского заключения.
Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических — от 3000 до 5000 рублей.
Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:
- либо вместе с бухгалтерской отчетностью
- либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.
В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:
- на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
- на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.
Актуальность обязательного аудита в 2021-ом году
Несмотря на то, что руководство одних организаций заказывает обязательные проверки исключительно ради заключения, руководство других понимает, что они – путь к открытию новых возможностей. Всё зависит от подхода, который практикует заказчик. Во втором случае он заключается в желании провести по-настоящему эффективную, максимально глубокую проверку, которая позволит выявить и устранить все риски. Это даёт возможность не бояться проверок налоговых инспекторов и представителей других контролирующих организаций.
Последнее особенно актуально в свете статистических данных, согласно которым по итогам трёх кварталов 2020-го года сумма доначислений по выездным проверкам налоговиков по столице превысила сорок три миллиона рублей. Заказывая комплексные аудиторские проверки в «АИП», можно:
- Тщательно проверить бухгалтерскую и налоговую отчётность;
- Проверить не менее 85% документов;
- Получить страховку от налоговых рисков;
- Устранять ошибки вовремя, не дожидаясь претензий налоговиков;
- Получать практические рекомендации по устранению недочётов.
В новой статье 5.1 будут определены общественно-значимые организации. Таковыми будут:
- ПАО;
- организации, ценные бумаги которых допущены к торгам, или отчетность которых включается в проспект;
- кредитные организации, включая головные банковских групп, холдингов;
- страховые;
- профучастники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, НПФ, управляющие компании инвестфондов, ПИФов и НПФ;
- госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании; организации с долей государства от 25%;
- иные – которые представляют или раскрывают консолидированную отчетность.
Ответственность за непредставление аудиторского заключения
Как было указано выше, аудиторское заключение в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, необходимо сдать в налоговый орган. За непредставление аудиторского заключения в установленные сроки предусмотрены следующие штрафы (статья 19.7 КоАП РФ):
- для юридических лиц — от 3 000 до 5 000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
В отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций и др. непредставление или нарушение порядка и сроков представления информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа (статья 15.19 КоАП РФ):
- на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года;
- на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.
- В отношении объектов, налоговая база по которым рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, отменена обязанность подавать декларацию по налогу на имущество организаций. То есть с 1 января 2023 года для таких объектов ведено бездекларационное администрирование налога.
- Внесены изменения в декларации по налогу на имущество. В разделе 1 появилась строка «007. Признак СЗПК», введен раздел 2.2 «Сумма налога, исчисленного с применением налогового вычета для СЗПК». Переименован раздел 3, введен новый раздел 4, в котором указываются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств.
- Установлены новые сроки уплаты налогов и сдачи отчетности:
- квартальную декларацию нужно сдать до 25 числа следующего месяца, а годовую – до 25 марта года, следующего за отчетным,
- перечислять аванс нужно до 28 числа следующего месяца, а окончательный налог в 2023 году нужно заплатить до 28 февраля.
С чем, по Вашему опыту, связано снижение объемов обязательного аудита и расширение сектора инициативных аудитов?
Снижение объемов обязательного аудита связано, в первую очередь, с внесенными поправками в федеральный закон 307-ФЗ, которые изменили критерии подпадания под обязательный аудит. Вторым фактором, сократившим объем обязательного аудита в денежном выражении, стало кризисное состояние экономики, которое сохраняется последние два года. Бизнес стремится минимизировать расходы, и экономии подвергаются в том числе затраты на проведение обязательных процедур.
Вместе с тем, кризисные времена делают необходимым владение объективной и достоверной информацией о финансовом состоянии бизнеса для принятия управленческих решений. Любая стратегия, и в первую очередь антикризисная, когда решения сопряжены с существенными рисками, требует четкого понимания текущей ситуации в компании. В этой связи возрос спрос клиентов на инициативный аудит, а также аудиты по техническому заданию, направленные на углубленную проверку отдельных элементов отчетности.
Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.
Комплексный аудит и его преимущества
Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.
Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:
- своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
- оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
- получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
- работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.
Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.
Как извлечь максимальную пользу от обязательного аудита
Благодаря проведению обязательного аудита можно извлечь и пользу для успешного развития компании:
- Погашение задолженностей от контрагентов;
- Анализ рисков.
Пояснение по первому пункту. Проводя аудиторские мероприятия, аудитор отправляет письменные уведомления контрагентам проверяемой компании. Обычно это происходит, когда у проверяющего вызывают подозрения в предоставленном отчёте суммы по дебиторской задолженности и они не были погашены в указанный период. Контрагент, получив письменное уведомление о проведении обязательной аудиторской проверки, приступает к скорейшему погашению задолженности. Если проверяющий не получит подтверждающие сведения о том, что долг начал погашаться, он имеет законные основания передать эту информацию в РО. ФНС, видя, что имеется крупный объём непогашенной задолженности, приступает к полному анализу фактов хозяйственной деятельности. Такое внимание уделяется потому, что возникает подозрение на сокрытие действий, проводимых с целью не уплачивать дополнительные налоговые издержки.
Что касается второго пункта. Аудитор проводит анализ рисков:
- Фискальных;
- Управленческих;
- Коммерческих.
Не стоит забывать, что одна, даже незначительная, упущенная деталь в управлении может повлечь за собой достаточно крупные неприятные последствия для всей организации и сотрудников в целом. Бывают ситуации, когда бухгалтер (в обязанности которого входит сразу несколько рабочих функций: работа с кадрами и проведение юридических мероприятий), может упустить из виду незначительные, но очевидные ошибки. Проверяющий это заметит и поможет предотвратить возникновение неприятных последствий в виде крупных штрафных санкций, влекущих за собой финансовые потери для организации.
Представление аудиторского заключения в ГИР БО
Организации, прошедшие аудит, передают в налоговую службу две вещи:
- бухгалтерскую отчетность, в отношении которой проводилась проверка;
- заключение аудитора по ней.
Далее ФНС разместит вышеуказанные документы в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИБ РО). Передает заключение в ФНС руководство организации, а не аудитор.
Сроки сдачи заключения и отчетности могут отличаться:
- если заключение аудитора было готово ко сроку сдачи бухгалтерской отчетности, никаких дополнительных мер не требуется. В таком случае срок сдачи ограничивается 31 марта года, следующим за отчетным;
- в противном случае, если заключение не готово к сроку сдачи отчетности, разрешается более поздний срок. У руководителя есть 10 рабочих дней с момента подписания аудитором заключения. Помните, что нельзя сдать заключение позже 31 декабря года, следующего за отчетным.
Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе
Размещение на Федресурсе — обязательная процедура. Однако, в отличии от ГИБ РО, это неполная публикация. Указывается только основная часть сведений:
- кто проводил аудит;
- какая отчетность была проверена и период;
- заключение аудитора и основания;
- иные сведения, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 5 закона об аудиторской деятельности.
Чтобы разместить необходимые сведения, руководителю организации требуется получить электронную цифровую подпись. Использование специального программного обеспечения возможно на сайте Федресурса совершенно бесплатно. При этом публикация данных будет платной. Если руководитель не имеет ЭЦП, допускается привлечение нотариуса, который воспользуется своей электронной цифровой подписью и самостоятельно публикует сообщение.
Если информация не будет размещена, руководителя привлекут к административной ответственности, а именно:
- за нарушение сроков размещения на Федресурсе может быть выписан штраф до 5 тыс рублей или предупреждение;
- за непредставление данных или дачу ложной информации — штраф от 5 до 10 тыс рублей;
- за повторные нарушения — штраф от 10 до 50 тыс рублей или даже дисквалификация руководителя на срок до 3 лет.
Изменения, касающиеся мобилизованных граждан
1. Поправки о приостановке судебных и исполнительных производств с участием мобилизованных.
Эти поправки вступили в силу в конце 2022 года, но актуальны для 2023. В частности, арбитражный суд обязали приостановить производство по делу, если истца или ответчика, например, призвали на военную службу по мобилизации. Суд также вправе приостановить дело, если призыв по мобилизации коснулся участника-единоличного исполнительного органа юрлица. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 29.12.2022 № 603-ФЗ в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ. Кроме того, приставы обязаны теперь полностью или частично приостанавливать исполнительное производство, если оно касается мобилизованного должника.
2. Работодатели и банки приостанавливают взыскания к мобилизованным.
Тоже вступило в силу с конца 2022 года (Федеральный закон от 29.12.2022 № 603-ФЗ).
Сходные правила ввели и для кредитных организаций, которые обслуживают счета должника-гражданина, в том числе ИП. Ранее особые правила о приостановке исполнения требований к ряду военнослужащих и их семьям касались лишь возврата просроченных долгов по кредитам.
Почему и в каких случаях, несмотря на правки, обязательная аудиторская проверка сохраняет свою актуальность?
Несмотря на то, что правки были приняты в конце прошлого года и начали действовать с начала этого, они касаются отчётности за 2020-ый год. В то же время существует ряд переходных случаев, когда аудит не является обязательным для компании, но заключение от неё всё же потребуется. Это относится к:
- Организациям, которые начали проверку до 01.01.21;
- Некоммерческим организациям, которые начали проверку до 01.01.21.
Расстраиваться по этому поводу не стоит, поскольку профессиональные аудиторы подтвердят правильность учёта и отчётности, исключив любые риски для компании, что само по себе является серьёзным преимуществом. Даже те учреждения, которые теперь не подпадают под проведение обязательного аудита, решили продолжить заказывать его в «АИП», поскольку он позволяет быть уверенным в:
- Отсутствии ошибок в учёте;
- Правильном расчёте прибыли;
- Правильном начислении дивидендов;
- Их выплате в полном объёме;
- Учёте всех недавно принятых и действующих поправок.
Продолжение сотрудничества по проведению обязательных аудиторских проверок – гарантия принятия верных решений по любым вопросам, включая применение новых федеральных стандартов бухгалтерского учёта. Помимо вышеперечисленного стоит помнить и о следующем:
- При наличии аудиторского заключения (А3) отчётность имеет соответствующий статус и больше доверия;
- Обращение в кредитные организации в условиях пандемии сопровождается требованием от последних заключения к отчётности;
- При участии предприятия в тендерах и заключению договоров в их рамках оно также необходимо.
Как подготовиться к сдаче обязательного отчета по выбросах парниковых газов на уровне организации
ШАГ 1. Определение соответствия компании критериям регулируемых организаций.
Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- проверить перечень применимых производственных процессов и видов деятельности на соответствие критериям Постановления Правительства РФ от 14.03.2022 № 355;
- провести аудит — определить источники выбросов ПГ в атмосферу, находящиеся на предприятии или под контролем компании;
- рассчитать объем прямых выбросов парниковых газов в CO2-экв, и определить, является ли рассчитанный объем основанием для предоставления отчета
— с 2023 — 150 тыс. тонн;
— с 2025 — 50 тыс. тонн.
Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Форма предоставления аудиторского заключения: электронная. Таким образом, аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год может быть отправлено в ФНС до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с проведением аудита нецелесообразно.
Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто провести аудит и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Оптимально, заказать аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности заранее, таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам проведения аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто), и подать в налоговый орган уточненную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Законодательством установлен запрет на исправление утвержденной собственниками бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.
За не проведение обязательного аудита отдельного штрафа нет.
Если у компании имеется обязанность по предоставлению аудиторского заключения, но аудиторское заключение не было предоставлено, или было предоставлено позже установленных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ с установлением штрафов:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
В случае, если проверка контролирующих органов выявит, что обязательный аудит не был проведен, то может быть составлен протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудит не был проведен — от 5 000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
При не предоставлении аудиторского заключения во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Так же может быть наложен штраф за не размещение аудиторского заключения на федеральном ресурсе — от 5 000 до 10 000 руб. на должностное лицо, а за несвоевременное размещение — 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ), а при повторном нарушении этот штраф увеличивается до 50 000 руб.