Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Структура инвентарного номера в бюджетном учете в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Использование инвентарного номера позволяет различать и отслеживать каждый актив, учитывать его на каждом этапе эксплуатации — от приобретения до списания. Это помогает контролировать активы организации, оптимизировать их использование и проводить учет расходов.
Кодовый идентификатор закрепляется за имуществом в момент постановки на учет и закрепляет его статус в качестве предмета, подлежащего инвентаризации. Номерное значение наносится различными способами: с помощью лакокрасочных средств, фиксации жетона, гравировки или штрихового кода. Возможны и другие варианты, соответствующие двум приоритетным критериям — невозможность быстрого удаления, и простота визуальной идентификации при проведении ревизионных мероприятий.
Перемещение между филиалами и подразделениями организации не является основанием для смены инвентаризационного номера — это обуславливается сохранностью ТМЦ на балансе предприятия. Присвоенный кодификатор остается неизменным на протяжении всего периода эксплуатации. В тех случаях, когда ОС не находятся в собственности, рекомендуется ведение учета с использованием маркировки арендодателя. Стоит также отметить, что выбытие ранее принятого объекта в результате реализации или списания не означает возможность повторного назначения освободившегося кода другому имуществу — минимальный период ожидания должен составить не менее пяти лет.
В распоряжение ОАО «Строитель» поступила компьютерная техника — устройство МФУ, выданное подразделению, имеющему порядковый идентификатор 13. Последний предшествующий код, зафиксированный в реестре — 0506. Указанный объект в рамках БУ относится к категории «Машины и оборудование», что позволяет присвоить ему номерное значение 13050634122, где:
- 13 — отдел предприятия;
- 0506 и 34 — синтетический и аналитический кодификаторы;
- 122 — последовательность по порядку.
Важность правильной организации инвентарного учета
Правильная организация инвентарного учета позволяет обеспечить эффективность и прозрачность работы бюджетной системы. Она позволяет оперативно получать информацию о наличии и состоянии материальных ценностей, а также контролировать их использование. В первую очередь, это важно для планирования закупок, определения потребности в ресурсах и определения остатков на складе.
- Точность и достоверность информации – правильная организация инвентарного учета обеспечивает получение точной и достоверной информации о наличии инвентаря и его состоянии. Это позволяет управляющим лицам принимать обоснованные решения на основе реальных данных.
- Контроль над движением и использованием ресурсов – благодаря инвентарному учету возможно контролировать движение и использование материальных ценностей. Это позволяет предотвращать потери и хищения, а также оптимизировать использование ресурсов.
- Планирование и оптимизация закупок – с помощью инвентарного учета можно анализировать реальные потребности в ресурсах и оптимизировать их закупки. Это позволяет сократить издержки и оптимизировать бюджет компании.
Амортизация основных средств
Учет амортизации основных средств ведут на аналитическом счете 010400000 «Амортизация». С 2023 года она начисляется не с первого числа месяца, который следует за периодом постановки объекта на баланс, а с даты признания его в учете. Моментом же прекращения начисления амортизации считается дата списания либо выбытия актива. Учреждениям разрешено применять один из способов начисления амортизации:
- Линейный, когда разницу между балансовой и ликвидационной стоимостью делят на оставшийся срок полезного использования объекта.
- Уменьшаемого остатка, когда коэффициент ускорения умножают на норму амортизации, делят на 100 % и умножают на остаточную стоимость актива.
- Пропорциональный количеству выпущенных товаров или услуг.
Способ начисления амортизации и формулу ее расчета нужно прописать в учетной политике.
Инвентарный номер как средство контроля
Имущество организации в целях учёта состоит из инвентарных объектов. Инвентарный номер подтверждает, что объект оприходован и поставлен на учёт. Методические указания № 91н регламентируют общие требования к учёту инвентарных объектов и устанавливают правила присвоения инвентарных номеров. Название объекта, номер, местонахождение позволяют идентифицировать имущество, контролировать состояние активов, перемещение, срок использования.
Инвентарный номер сохраняется за объектом постоянно. Один номер всегда принадлежит только одному инвентарному объекту. Организация присваивает номера по порядку. Очерёдность устанавливается по журналу (книге) учёта инвентарных номеров. В инвентарной карточке объекта обязательно указывается инвентарный номер.
Как проставить инвентарный номер
Нумерация инвентарных объектов производится материально ответственным лицом. Нормы п. 46 инструкции № 157н предусматривают постоянство закрепления номера. Из этого следует, что инвентарные номера объектов не должны меняться. Требованиями этого же пункта закрепляется необходимость нумерации движимого и недвижимого имущества ценой более 3 тыс. руб. Инвентарный номер будет присвоен каждому объекту, который подпадает под указанный критерий.
Инвентарный номер закрепляется за объектами, задействованными в основной деятельности, а также теми, которые хранятся на складе или были законсервированы. Инвентарный номер указывается на каждом объекте учёта и записывается в учётных бухгалтерских документах. Номер наносится в том месте, куда легко обеспечить доступ: рабочая поверхность инструмента, внутренняя дверца шкафа, обратная сторона столешницы.
Инвентарный номер объекта:
- указывается краской;
- прикрепляется биркой;
- проставляется на нестираемой этикетке;
- маркируется лазером;
- наносится штрих-кодом.
Как построить систему нумерации
Какие же именно сведения можно и нужно «закодировать» в инвентарном номере? Например, в нем можно отразить счет учета; номер амортизационной группы; код по ОКОФ; период принятия к учету (год, месяц); подразделение (филиал) или здание (корпус), в котором будет использоваться объект. То есть, по своей сути инвентарный номер может быть похож на ВИН автомобиля, в котором также зашифровывается вся информация, начиная от места и года выпуска и заканчивая комплектацией. И опять же по аналогии с автопромом, инвентарный номер может состоять не только из цифр, но и из букв. Например, буквами можно кодировать период принятия к учету, либо место расположения объекта.
Выбирая сведения, которые нужно закодировать в номере, надо помнить, что слишком сложная и (или) избыточная структура инвентарного номера неудобна для работы. Соответственно в номер нужно включать только те критерии, которые реально будут использоваться в работе. Ну и, конечно, составляя номер, нужно учитывать возможности применяемых в компании программных средств: смогут ли они поддерживать все «закодированные» в номере критерии.
Перечни особо ценного движимого имущества
в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
В отношении учета имущества, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, приобретенного учреждением культуры за счет доходов от осуществления деятельности, приносящей доход, необходимо отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Поэтому вне зависимости от источника финансирования рассматриваемое имущество подлежит отнесению к ОЦДИ и включению в перечень ОЦДИ.
Культурные ценности и иное имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, закрепленные за бюджетным учреждением на каком-либо вещном либо обязательственном праве, подлежат включению в состав ОЦДИ (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ) в силу своего правового статуса.
Нормами части 3 пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), статьями 12, 26 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 N 3612-1, установлено, что культурные ценности (включая документы Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, музейные предметы и музейные коллекции и проч.), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ) Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности.
Присвоение инвентарного номера
Поэтому им присваивается отдельный инвентарный номер.
Присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.
Допускается при невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, применять его только при отражении в соответствующих регистрах бухгалтерского учета без нанесения его на объект основного средства.
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.
Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются;
2) нематериальным активам. Согласно п. 56 Инструкции N 157н к нематериальным активам нужно относить объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
— объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
— отсутствие у объекта материально-вещественной формы;
— возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
— объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
— не предполагается последующая перепродажа данного актива;
— наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;
— наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;
— наличие в случаях, установленных законодательством РФ, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патентов, свидетельств, других охранных документов, договоров об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документов, подтверждающих переход исключительного права без договора, и т.п.) или исключительные права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).
Однако не являются нематериальными активами (п. 57 Инструкции N 157н):
— научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, не давшие ожидаемых и (или) предусмотренных договором (государственным (муниципальным) контрактом) результатов;
— незаконченные и не оформленные в установленном законодательством РФ порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
— материальные объекты (материальные носители), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, и приравненные к ним средства индивидуализации (далее — средства индивидуализации).
Согласно п. 58 Инструкции N 157н единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.
Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора (государственного (муниципального) контракта), предусматривающего приобретение (отчуждение) в пользу РФ, субъекта РФ, муниципального образования, учреждения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (на средство индивидуализации), либо в ином установленном законодательством РФ порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций.
В качестве объекта нематериальных активов признается сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология и т.п.).
Объектам нематериальных активов также нужно присваивать инвентарный номер.
Инвентарный номер, присвоенный объекту нематериального актива, сохраняется за ним на весь период его учета.
Присвоенный объекту нематериального актива инвентарный номер используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета;
3) непроизведенным активам. К непроизведенным активам следует относить объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, вещное право на которые должно быть закреплено в установленном порядке за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности, а именно (п. п. 70, 79 Инструкции N 157н):
— землю — объекты непроизведенных активов в виде земельных участков, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т.п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов;
— ресурсы недр — объекты непроизведенных активов в виде природных ресурсов, которые включают в себя подтвержденные запасы ресурсов недр (нефть, природный газ, уголь, запасы полезных рудных и нерудных ископаемых, залегающие под землей или на ее поверхности, включая морское дно), некультивируемые биологические ресурсы (животные и растения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности), водные ресурсы (водоносные пласты и другие ресурсы подземных вод);
— прочие непроизведенные активы — объекты непроизведенных активов, не относящиеся к иным видам объектов непроизведенных активов, например радиочастотный спектр.
Этим объектам также присваиваются инвентарные номера, которые используются исключительно в регистрах бухгалтерского учета (п. 81 Инструкции N 157н).
Инвентарный номер, присвоенный объекту непроизведенных активов, сохраняется за ним на весь период его учета.
При этом инвентарные номера выбывших (списанных) инвентарных объектов непроизведенных активов вновь принятым к учету объектам нефинансовых активов не присваиваются.
Отдельным видам нефинансовых активов должны присваиваться инвентарные номера. В этой статье определимся с видами нефинансовых активов, которым они присваиваются, укажем, как их следует наносить на объекты, а также предложим структуру формирования инвентарного номера.
Присвоение Инвентарного Номера Основным Средствам В Бюджете В 2022 Году
Формирование инвентарных номеров и их присвоение объектам может производиться как в документах, которыми оформляется принятие к учету ОС (НМА, НПА, имущества казны) на счет 101 (102, 103, 108), так и при вводе информации в карточку объекта (элемент справочника “Основные средства”), при условии, что для учреждения задан шаблон формирования инвентарного номера. При отсутствии шаблона инвентарные номера автоматически формируются по порядку (по возрастанию) в пределах учреждения. При наличии шаблона номера автоматически формируются по порядку (по возрастанию) в пределах группы, составленной из остальных полей шаблона.
В случае если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), т.е. включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, то на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно-сочлененных предметов). Следовательно, отсутствие на основных средствах инвентарных номеров (если есть возможность их нанести) или ненадежно нанесенные инвентарные номера (например, приклеенные скотчем), отсутствие инвентарных номеров на составных частях комплекса можно считать серьезным нарушением норм учета. Согласно п. 46 Инструкции № 157н, инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.
Инвентарные Номера В Бюджетном Учреждении В 2022 Году
Обоснование вывода:
Обязательные для применения учреждениями государственного сектора формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2022 N 402-ФЗ, далее — Закон N 402-ФЗ, п. 28 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2022 N 256н, далее — СГС «Концептуальные основы»).
С учетом положений Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н (далее — Инструкция N 157н), п. 25 СГС «Концептуальные основы» бюджетные учреждения обязаны применять:
— унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2022 N 52н (далее — Приказ N 52н);
— установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.
В иных случаях могут применяться формы, разработанные бюджетным учреждением самостоятельно (порядок их применения и заполнения должен быть предусмотрен учетной политикой).
В соответствии с п. 54 Инструкции N 157н аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках, открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества стоимостью до 3000 рублей включительно, в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества. Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (далее — Инвентарная карточка (ф. 0504031)) открывается на каждый инвентарный объект, заполняется на основании первичных учетных документов по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива, в том числе Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), Приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), паспортов заводов-изготовителей, технической и иной документации, характеризующей объект, принимаемый к учету.
Прежде всего обратим внимание, что в настоящее время приоритет отдается электронным документам и регистрам, подписанным квалифицированной электронной подписью. На бумажном носителе документы составляются в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов и (или) в случае, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе (п. 32 СГС «Концептуальные основы»).
Кроме того, в Приказе N 52н также содержится рекомендация о том, что при наличии технической возможности Инвентарная карточка (ф. 0504031) формируется на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную подпись. При ведении Инвентарных карточек (ф. 0504031) в виде электронных документов (регистров), указывается дата формирования копии инвентарной карточки на бумажном носителе. Для этих целей в типовой форме Инвентарной карточки (ф. 0504031) предусмотрено отдельное поле «Дата формирования карточки (по требованию)».
Согласно нормам Приказа N 52н в отношении Инвентарной карточки (ф. 0504031) копии электронных документов формируются на бумажных носителях в обязательном порядке:
— при закрытии Инвентарной карточки (выбытии инвентарного объекта);
— по требованию органов, осуществляющих контроль;
— в иных случаях, предусмотренных учетной политикой.
В то же время у организации государственного сектора может отсутствовать возможность ведения электронного документооборота с применением квалифицированной электронной подписи. Относительно данной ситуации отметим следующее.
В силу ст. 9 Закона N 402-ФЗ при ведении бухгалтерского учета каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен соответствующим первичным учетным документом и отражен в регистрах бухгалтерского учета. В соответствии с п. 29 СГС «Концептуальные основы» записи в регистры бухгалтерского учета производятся по мере осуществления соответствующих операций и принятия первичных (сводных) учетных документов к бухгалтерскому учету, но не позднее следующего дня после получения (составления) первичных (сводных) учетных документов. Из этого следует, что Инвентарная карточка (ф. 0504031) должна быть оформлена непосредственно после принятия к учету основного средства.
Аналогичные положения содержатся и в Приказе N 52н. Нормами Приказа N 52н определено, что Инвентарная карточка (ф. 0504031) открывается учреждением на каждый инвентарный объект, заполняется на основании первичных учетных документов по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива. Иных требований относительно Инвентарных карточек (ф. 0504031), формируемых на бумажных носителях, действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, в случае отсутствия у учреждения возможности формирования и хранения Инвентарной карточки (ф. 0504031) в электронном виде ее следует заполнить и распечатать при поступлении (создании) объекта нефинансового актива. Обязательного требования о дальнейшем ежегодном формировании Инвентарных карточек (ф. 0504031) на бумажных носителях законодательно не установлено. Однако данное требование может быть закреплено в рамках формирования учетной политики бюджетного учреждения.
Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении
Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.
- реорганизация учреждения;
- смена или увольнение материально-ответственных лиц;
- составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
- подозрения по факту хищения или кражи;
- чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
Как проводить инвентаризацию кассы по правилам 2022 года
Особое внимание при инвентаризации расчетов необходимо уделить судебным делам, в которых организация участвует в качестве истца или ответчика. А также признанным претензиям как контрагентами, так и самой организацией. Признанные контрагентами претензии включаются в состав доходов в бухгалтерском и налоговом учете на дату признания должником. Соответственно, признанные организацией претензии включаются в состав расходов также на дату признания.
Доходы по причитающимся штрафам, пени, неустойкам, ущербу, по которым организация выступала истцом, признаются на дату вступления в законную силу решения суда (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, п. 10.2 ПБУ 9/99). Аналогично признаются расходы по штрафам, пени, неустойкам, ущербу, присужденные к выплате организацией (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, п. 14.2 ПБУ 10/99).
Напомним, что Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (п. 1 ст. 180 АПК РФ).
Проводки на списание основных средств для бюджетников
Операция |
Дебет |
Кредит |
Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту |
0 104 ХХ 410 |
0 101 ХХ 410 |
Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам: |
||
При недостаче или уничтожению |
0 401 10 271 |
0 101 ХХ 410 |
При стихийных бедствиях |
0 401 10 273 |
0 101 ХХ 410 |
Прочие причины |
0 401 10 172 |
0 101 ХХ 410 |
Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ |
0 105 ХХ 340 |
0 401 10 172 |
Отражены произведенные затраты на списание объекта |
0 401 20 200 |
0 302 ХХ 730 |