Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательные работы как вид административного наказания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административное наказание – это мера ответственности, применяемая в отношении граждан и организаций за нарушение административного законодательства. Оно предусматривается для тех случаев, когда нарушение не является преступлением, но требует применения мер дисциплинарного характера.
Что такое административное наказание?
В России административное наказание регулируется Федеральным законом «Об административных правонарушениях». Данный закон устанавливает правовые основы административной ответственности и определяет порядок применения административных наказаний.
К административным наказаниям относятся штрафы, административный арест, лишение специальных прав (например, права управления транспортными средствами) и обязательные работы.
Обязательные работы являются одним из видов административного наказания. Они назначаются в порядке, установленном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Процедура назначения и исполнения обязательных работ регулируется правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Для назначения обязательных работ пристав-исполнитель проводит индивидуальное собеседование с лицом, явившимся на исполнение административного наказания. На этом собеседовании пристав-исполнитель уточняет информацию о графике работы лица, его профессиональных навыках и опыте работы.
После проведения собеседования пристав-исполнитель оформляет постановление о назначении обязательных работ, в котором указывается срок и условия их выполнения. Чаще всего обязательные работы назначаются на срок от 20 до 120 часов и выполняются в свободное от основной работы время.
Исполнение обязательных работ осуществляется под контролем пристава-исполнителя. Лицо, назначенное на обязательные работы, обязано выполнять их в соответствии с установленным графиком и правилами, предусмотренными Правительством Российской Федерации.
В случае неисполнения обязательных работ или их ненадлежащего исполнения пристав-исполнитель может принять меры к прекращению административного наказания и направить соответствующий отчет в установленном порядке.
Таким образом, административное наказание в виде обязательных работ является механизмом дисциплины и контроля со стороны государства. Оно применяется в отдельных случаях нарушения административного законодательства и позволяет предупредить повторные нарушения.
Исполнение обязательных работ
Исполнение обязательных работ в случае административного наказания осуществляется пристав-исполнителем. Пристав-исполнитель является органом исполнительного производства и занимается надзором за исполнением обязательных работ.
Обязательные работы могут быть назначены в качестве альтернативы лишению свободы или штрафу. Дата начала исполнения обязательных работ указывается в постановлении о назначении наказания. Организацией-работодателем, которая принимает на работу лиц, назначенных на обязательные работы, является следственный орган.
Исполнение обязательных работ может быть организовано следующим образом:
- Вид труда и график работы определяются органом исполнительного производства;
- Владислав формы труда и срока исполнения обязательных работ определяются постановлением о назначении наказания;
- В случае уклонения от исполнения обязательных работ, пристав-исполнитель может применить меры принуждения, включая арест;
- Приступить к исполнению обязательных работ следует после подписания органом исполнительного производства исполнительного листа;
- Исполнение обязательных работ может быть приостановлено в случае прекращения исполнительного производства или изменении срока наказания;
- Исполнение обязательных работ может быть прекращено по решению органа исполнительного производства в случае совершения нового правонарушения.
Исполнение обязательных работ может быть назначено в различных видах организаций, включая организации труда и научных организации. Лицам, осужденным к обязательным работам, кроме случаев лишения свободы, запрещается выезжать за границу.
Организация-работодатель обязана осуществлять надзор за исполнением обязательных работ, а также обеспечивать основные условия труда для лиц, исполняющих обязательные работы.
Какие санкции предусмотрены за неисполнение работ?
За неисполнение обязательных работ, назначенных в качестве административного наказания, предусмотрены определенные санкции. Ресурсы, предлагаемые для выполнения работ, включают в себя различные виды труда и профессиональных навыков.
Механизм исполнения данной санкции основан на назначении исполнительного органа, который может быть организацией или отдельным лицом. Для определения срока и графика выполнения работ, органами исполнительного вида наказания может быть разработано новое постановление.
В случае неисполнения работ в установленный срок, лицо, которому было назначено административное наказание, подлежит дополнительным санкциям. Какие именно санкции будут применены, зависит от характера правонарушения и органа, назначившего наказание.
Одной из возможных санкций является конфискация имущества. В этом случае, органы исполнительного вида наказания могут изъять у лица, не исполнившего работы, определенные ценности или предметы. Также могут быть применены штрафные санкции, которые оговариваются в постановлениях об административном наказании.
Для некоторых категорий населения, таких как инвалиды, может быть предложена замена обязательных работ на альтернативные меры наказания. Например, инвалидам может быть предложено выплатить определенную сумму денег в качестве возмещения ущерба или пройти курс лечения.
Важно отметить, что неисполнение обязательных работ может быть также сопряжено с периодическими отчетами и контролем со стороны органов исполнительного вида наказания. Лицу, которому назначено административное наказание, может быть предложено предоставить отчет о выполнении работ в определенные сроки.
Таким образом, санкции за неисполнение обязательных работ могут включать конфискацию имущества, штрафные санкции, замену работ на альтернативные меры наказания, а также контроль и периодические отчеты о выполнении работ. Все эти меры направлены на обеспечение исполнения административного наказания и совершенствование отношений в обществе.
Порядок и условия исполнения
Обязательные работы выполняются осужденным по правилам, которые устанавливаются судом и в последующем конкретизируются уголовной исполнительной инспекцией.
Как уже отмечалось выше, гражданин может выполнять это наказание только по четыре часа в сутки. На больший срок привлечь для выполнения работ его не могут. Однако, если у правонарушителя имеется достаточно свободного времени, он может попросить увеличить ему срок осуществления трудовой деятельности до восьми часов.
Трудовой внутренний распорядок устанавливается органом местного самоуправления. Осужденные к обязательным работам обязаны четко следовать его правилам. Они должны посещать работу в установленное время. Они обязаны бережно относиться к орудиям труда, к имуществу органа местного самоуправления и др.
В случае нарушения внутреннего трудового распорядка, ОМС имеет право пожаловаться в исполнительную инспекцию. В случае постоянного нарушения, которое происходят систематически, суд имеет право избрать другую меру наказания за административный проступок.
Субъективные и объективные факторы, учитываемые при назначении наказания
Административное наказание может быть назначено в пределах, установленных санкцией соответствующей правовой нормы; за одно административное правонарушение может быть применено основное либо основное и дополнительное наказания. При совершении нескольких административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них в соответствии со ст. 4.4 КоАП.
При назначении административного наказания должны быть учтены субъективные и объективные факторы, установленные ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП, характеризующие общественную опасность деяния. К ним относятся имущественное и финансовое положение нарушителя — физического, юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Совершение административного правонарушения может быть обусловлено наличием указанных факторов, поэтому они подлежат юридической оценке при квалификации правонарушения и назначении административного наказания.
При оценке личности виновного физического лица (ч. 2 ст. 4.1 КоАП) учитываются обстоятельства, характеризующие его частную (общественную), трудовую (предпринимательскую) деятельность, принимается во внимание психоэмоциональная оценка нарушителем общественно опасных последствий проступка. В целях объективной квалификации проступка должны быть рассмотрены не только данные самого правонарушителя, но и показания граждан (родных и близких правонарушителя, его сотрудников и др.), подтверждающие или опровергающие их.
Оценивая обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за административное правонарушение, орган или должностное лицо, участвующие в производстве по делу, обязаны исходить из принципа равенства всех граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), который означает неотвратимость применения санкций ко всем гражданам, совершившим правонарушения (преступления и проступки), независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. При выяснении в процессе производства по делу характера вины правонарушителя должны быть проанализированы все особенности субъективной стороны состава административного проступка, позволяющие идентифицировать признаки умышленного или неосторожного деяния, а также наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.
Оценка факторов, характеризующих имущественное положение нарушителя
При оценке имущественного положения правонарушителя — физического, юридического лица должно быть выявлено наличие или отсутствие причинной связи между имущественным статусом лица и совершенным проступком. В частности, нарушение юридическим лицом норм и правил, обусловленное отсутствием надлежащих имущественных и финансовых предпосылок легитимной деятельности, не может быть вменено в ответственность юридическому лицу (ср. ч. 2 ст. 2.1 и ч. 3 ст. 4.1 КоАП).
Лицо, привлеченное к ответственности, обязано исполнить предписание нормативного правового акта, за нарушение которого было назначено административное наказание (ч. 4 ст. 4.1 КоАП). Как правило, административная ответственность наступает вследствие неисполнения лицом обязанностей, установленных федеральным законом, однако в некоторых случаях квалификация проступка обусловлена ненадлежащим осуществлением прав лица (ст. 19.1 КоАП).
Кому назначается подобное наказание?
Обязательные работы назначаются в качестве основного наказания лицам, совершившим следующие правонарушения:
- отклонение от ареста, выплаты штрафов;
- нанесение вреда окружающей среде;
- несоблюдение порядка при участии в массовых мероприятиях;
- нарушения при скоплении людей;
- блокировка движения личного и общественного транспорта.
Важным условием для присуждения подобного наказания является нанесение ущерба и вреда здоровью или имуществу третьих лиц. Такая мера пресечения не может быть использована по отношению к следующим гражданам:
- инвалиды;
- безработные;
- беременные женщины;
- матери детей младше трех лет.
Представителям некоторых профессий также не назначаются обязательные работы. Среди них военнослужащие, сотрудники полиции и пожарной охраны, представители исполнительной системы власти и другие.
Последствия невыполнения обязательных работ
Невыполнение обязательных работ, назначенных в качестве административного наказания, может иметь серьезные последствия для нарушителя. Одним из них является возможность привлечения к дополнительным административным наказаниям, таким как арест, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В зависимости от характера нарушения и совокупности обстоятельств, наказание может быть значительно усилено.
Кроме того, невыполнение обязательных работ может повлечь за собой неблагоприятные последствия для деловой репутации нарушителя. Это может привести к ухудшению деловых отношений, утрате клиентов и партнеров, а также созданию препятствий в дальнейшей профессиональной деятельности. Имидж нарушителя может быть подорван, а его авторитет снижен, что может затруднить его дальнейшее продвижение в карьере и достижение поставленных целей.
Не исполняя обязательные работы, нарушитель также рискует привлечь внимание и интерес правоохранительных органов. В случае обнаружения факта невыполнения наказания, нарушителя могут преследовать административные и уголовные последствия. Это может привести к уголовной ответственности, аресту и лишению свободы. Поэтому, осознавая возможные последствия, нарушитель должен принять во внимание важность исполнения назначенных обязательных работ.
В целом, невыполнение обязательных работ как административное наказание может значительно негативно сказаться на жизни и карьере нарушителя. Он может потерять репутацию, столкнуться с дополнительными наказаниями и даже стать объектом интереса правоохранительных органов. Поэтому, нарушителю следует быть ответственным и добросовестно выполнять назначенные обязательные работы, чтобы избежать подобных последствий и гарантировать свое благополучие.
Ответственность за уклонение от работ
Уклониться от ОР нельзя. Злостное уклонение от обязательных работ влечет за собой смену одного вида наказания на другое (более строгое). Однако законом предусмотрены критерии, по которым данный вид исправления правонарушителя применен быть не может. Сюда относятся следующие случаи:
- Если женщина пребывает в состоянии беременности, независимо от срока (должно быть подтверждение в виде справки из женской консультации).
- Если женщина уже родила, и малышу еще не исполнилось трех лет (должно быть предоставлено свидетельство о рождении ребенка).
- Если гражданин — военнослужащий призывник.
- Если лицо является инвалидом (имеет значение только первая группа).
Порядок применения обязательных работ
Данный вид общеполезных работ подлежит назначению в порядке вынесения постановления судьей. Для обязательных работ предусматриваются их пределы выполнения. Так, минимальное время обязательных работ не может быть менее двадцати часов и не более двухсот часов.
Порядок отбывания наказания предусматривает ежедневную норму, которая не должна превышать четырех часов. Это наиболее оптимальное время после работы или учебы, после которого у гражданина должно остаться время и на отдых.
Выполнение работ по решению суда не возлагается на следующую категорию граждан:
- На беременных женщин, для которых всякие работы противопоказаны
- Для женщин, воспитывающих детей до трех лет
- Для инвалидов первой и второй группы
- В отношении военнослужащих являются исключением в применении
- Сотрудникам полиции, наркоконтроля, уголовно-исполнительной системы
Комментарий к Ст. 3.13 КоАП РФ
1. Обязательные работы как вид административного наказания введены в административное законодательство Российской Федерации Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». На основании п. 3 ст. 3 этого Закона положения КоАП РФ в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года.
Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.
Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам правоохранительных органов.
Комментарий к ст. 3.13 КоАП РФ
Комментируемая ст. 3.13 КоАП РФ конкретизирует порядок применения административного наказания в виде обязательных работ.
Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей (ч. 1 ст. 3.13 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы не применяются к:
а) беременным женщинам;
б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет;
в) инвалидам I и II групп;
г) военнослужащим;
д) гражданам;
е) призванным на военные сборы;
ж) а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Согласно ст. 109.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением должником таких работ.
Согласно ст. 32.13 КоАП РФ виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.
Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более 4 часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до 8 часов в день в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 32.13 КоАП РФ (ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ).
При этом срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых должник, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает такие работы.
Время обязательных работ не может превышать:
а) 4 часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе;
б) 2 часов в рабочие дни после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — 4 часов.
Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.
При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов (письмо ФССП России от 25.06.2013 N 12/01-17171-АП).
Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.
Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.
На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.
Какие преступления наказываются обязательными работами?
Обязательные работы – это не что иное, как уголовное наказание за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным Кодексом РФ.
Обязательные работы входят в список основных видов уголовного наказания за преступления небольшой тяжести.
Обязательными работами может быть наказано лицо, совершившее одно из следующих преступлений:
- Кражи;
- Мелкие грабежи без причинения вреда здоровью потерпевшего;
- Преступления против собственности другого лица;
- Преступления против коммерческих и других организаций, в которой работает осужденный;
- Вандализм;
- Надругательство над государственной символикой;
- Уклонение от уплаты алиментов;
- Иные преступления небольшой тяжести.
Обязательные работы не могут быть назначены одновременно с другими видами наказания или заменены штрафом и имущественными конфискациями.
Некоторые отличия от схожих наказаний
Исправительные работы |
Обязательные работы |
Принудительные работы |
Отбываются по месту официального трудоустройства или в местах, определяемых УИИ по согласованию с ОМСУ по месту жительства. | Исполняют УИИ по месту жительства в местах и на объектах, определяемых ОМСУ по месту жительства. | Отбывается в специальных учреждениях – исправительных центрах. Место работы определяет орган уголовно-исполнительной системы. Оно может быть за пределами населенного пункта, где живет осужденный, если в нем отсутствует специализированное учреждение. |
Отбывается в период осуществления трудовой деятельности. | Отбывается во время, свободное от работы/учебы. | Своеобразная альтернатива лишению свободы. Осужденный в течение всего срока находится в исправительном центре. |
2-24 месяца | 60-480 часов | 2 месяца – 5 лет |
Выплачивается обычная зарплата, из которой удерживается 5-20% в доход государства. | Осуществляется бесплатно. | Труд оплачивается, с заработка в пользу государства удерживается 5-20%. |
Что будет в случае злостного уклонения
Осужденного должны познакомить с внутренним распорядком организации, где ему предстоит заниматься общественно полезной деятельностью. Ему составляют график, а все отработанное время фиксируется. В уголовно-исправительную инспекцию обязательно докладывают о том, сколько часов человек проработал, как он себя ведет, а также были ли случаи уклонения от деятельности. При возникновении нарушения со стороны осужденного его предупреждают, что данное наказание могут заменить на более строгое.
Злостное уклонение – это не выход больше двух раз за месяц по составленному графику. При этом у человека нет для этого уважительной причины. Сюда же относится нарушение трудовой дисциплины не менее двух раз.
Если человек скрылся для того, чтобы не нести свое наказание, и о его местонахождении ничего неизвестно, тогда его имеют право задержать на период до двух суток. По решению судебного органа данный срок могут продлить на месяц. При этом по решению суда могут заменить приговор на принудительные работы или лишение свободы. Именно поэтому человеку лучше исправно выполнять положенную деятельность, чтобы не пришлось столкнуться с более суровым наказанием.
Лихачи берутся за метлу
Напомним, подобное наказание в Кодексе об административных правонарушениях появилось только в прошлом году. Активно же начало применяться, начиная с весны, когда закон разрешил отправлять на трудовой фронт неплательщиков административных штрафов. Кроме того, с осени трудовое наказание введено и за управление автомобилем, будучи лишенным водительских прав. В последнем случае предусматривается от 100 до 120 часов обязательных работ. Скажем, недавно в Вологодской области получил 100 часов «труда и печали» некий водитель-пенсионер, пойманный на том, что водил машину вопреки запрету. «Ранее мужчина был лишен водительских прав, — рассказывают в Федеральной службе судебных приставов. — Однако пенсионер решил их не сдавать и продолжил водить машину. Во время очередной поездки его остановили сотрудники ГИБДД». За это, как сообщается, водителю придется отработать положенное — а это больше 4 суток чистого времени — на территории местного автотранспортного предприятия.
Интересно, что трудовые наказания растут практически лавинообразно: похоже, судьи быстро вошли во вкус. Если за первые полгода 2013-го у судебных приставов было 229 дел на «трудовиков», то в третьем квартале уже стало 2 412. Но и это, как выяснилось, было только раскачкой.
В четвертом квартале в службу судебных приставов поступило уже 8 412 дел на получивших обязательные работы нарушителей. Из них 3 469 исполнительных производств было возбуждено только в декабре 2013 года. Похоже — то ли еще будет.
«Применение обязательных работ как вида административного наказания позволяет избежать проблемы, связанной с невозможностью взыскания административных штрафов с должников, у которых отсутствует имущество, либо ведущих аморальный образ жизни», — рассказывают в службе судебных приставов. Отрабатывать же приходиться везде, где требуется на пользу обществу.