Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Капитальный ремонт объектов капитального строительства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перечни видов работ по капитальному ремонту содержатся в ведомственных актах (Положениях, Нормах и правилах.., Инструкциях, Рекомендациях, и проч..). Данные перечни виды работ разнятся в зависимости от вида объекта капитального строительства, его назначения.
Реконструкция зданий: что это, в каких случаях и для чего проводится
Градостроительный кодекс РФ трактует реконструкцию как изменение характеристик объекта строительства, а именно площади, высоты и количества этажей. Это перепланировка, замена, воссоздание и пристройка строительных конструкций. Реконструкции подлежат здания, жилые дома.
Во время реконструкции жилых зданий может проводиться усовершенствование технических свойств, экономических параметров и характеристик домов и их элементов. Но это не является обязательной процедурой. Главное в процессе реконструкции – восстановить или заменить несущие конструкции. А модернизация является необязательным пунктом технологического процесса. Но некоторое усовершенствование все же проводится, так как целью реконструкции является не только устранение физического изнашивания дома, но и доведение его характеристик до соответствия с действующими требованиями и нормами.
Если задача реконструкции сделать пристройку или надстройку, например, вместо неиспользуемой чердачной зоны организовать мансарду, то нужно весь дом довести до соответствия действующим нормам и требованиям. Очень часто в процессе реконструкции происходит новое строительство.
Нельзя путать реконструкцию с реставрацией. Так как последнее относится работам по восстановлению исторических и культурных достопримечательностей.
В последнее время особой популярностью пользуется реновация зданий, то есть адаптация под новые нужды. Например, когда часть жилого дома отдаётся под офисы, мастерские или магазины.
Срок проведения капитального ремонта. Разумный срок
Сроки проведения капитального ремонта либо устанавливаются сторонами, либо установлены нормативными правовыми актами (НПА). При отсутствии указания на сроки проведения ремонта в договоре или нормативном акте, то он проводится в разумный срок.
Понятие «разумного срока» является традиционным для гражданского права и упоминается неоднократно в нормах Гражданского кодекса РФ (см. ст. 314 ГК РФ, применительно к отношениям залога — п. 4 ст. 345, п. 1 ст. 358 ГК РФ).
Разумный срок для проведения капитального ремонта зависит от состояния имущества, его свойств, особенностей климата, особенностей капитального ремонта, технических возможностей и других причин.
Кроме того, в НПА могут быть предусмотрены как конкретные сроки проведения ремонта, так и может закрепляться порядок их определения, устанавливаться периодичность выполнения отдельных видов ремонтных работ.
Реконструкция и капремонт: в чем заключается разница
После изучения терминологии и других нюансов становится легче определить отличие реконструкции от капитального ремонта здания. Главная разница между понятиями следующая:
-
при капремонте эксплуатация объекта может продолжаться, при реконструкции – эксплуатация должна быть остановлена;
-
прибегая к капремонту восстанавливают основные элементы здания, их эксплуатационные характеристики не меняя основных параметров, реконструкция позволяет значительно изменить параметры объекта;
-
разные сроки реализации – реконструкция длится значительно дольше, т.к. затрагивает существенные параметры объекта, на что требуется больше времени, включая и на подготовку к реконструкции – проведение изысканий и сбор исходных данных;
Исходя из данных Градостроительного Кодекса РФ:
- Капитальный ремонт направлен на устранение неисправностей, возникших в процессе эксплуатации, а также и замену отдельных элементов, вышедших из строя. Задача заключается в поддержании состояния объекта капитального строительства, а также и в восстановлении первоначальных технических характеристик постройки.
- Реконструкция означает переустройство объектов, изменение их параметров, усовершенствование конструкций. Для проведения такого типа работ создается отдельный проект, основной целью которого является улучшение качества и технических характеристик здания.
- Капитальное строение прочно связано с участком, на котором оно стоит, и имеет капитальный фундамент. Готовый объект регистрируется в Росреестре.
- Капитальные строения — это жилые и нежилые объекты, производственные помещения, сооружения, коммуникации (ЛЭП, трубопроводы и пр.).
- К объектам капстроительства нельзя отнести киоски, навесы, сцены и другие временные постройки.
- Баня и гараж признаются капитальными (при наличии заглубленного фундамента) или некапитальными (если установлены на нескольких опорах или на утрамбованной площадке).
- Строения, которые невозможно переместить на другой участок, не нарушив их характеристик, по закону относятся к объектам недвижимости.
- На возведение капитального строения нужно получать разрешение. На временные и вспомогательные постройки разрешение не нужно.
Исходя из данных Градостроительного Кодекса РФ:
- Капитальный ремонт направлен на устранение неисправностей, возникших в процессе эксплуатации, а также и замену отдельных элементов, вышедших из строя. Задача заключается в поддержании состояния объекта капитального строительства, а также и в восстановлении первоначальных технических характеристик постройки.
- Реконструкция означает переустройство объектов, изменение их параметров, усовершенствование конструкций. Для проведения такого типа работ создается отдельный проект, основной целью которого является улучшение качества и технических характеристик здания.
Капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома:
«…Капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома: комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту) потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций многоквартирного дома на аналогичные или иные улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт…» (извлечение из «ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст)
Что такое капитальный ремонт?
Более значительным по своим масштабам и затратам является капитальный ремонт. Он включает в себя следующие мероприятия по восстановлению, смене или замене:
- строительных конструкций или их элементов;
- систем инженерно-технического обеспечения, инженерных сетей, а также их элементов;
- отдельных элементов строительных несущих конструкций, если требуется их обновление или модернизация.
В ходе крупномасштабного ремонта нельзя вносить существенные изменения в здание, что повлечет изменение линейных параметров, класса, категории или показателей, установленных первоначально.
Например, строительство пристроя к МКД не может быть выполнено в рамках капитального ремонта.
Определения капитального ремонта даны в:
- п. 14.2 и 14.3 ст.1 ГрК;
- Постановлениях Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, от 27.09.2003 № 170;
- Разделе 3, Б, Постановления Госстроя СССР от 29.12.73 № 279.
Этими же нормативными документами закрепляется перечень соответствующих ремонтных работ.
Он может быть выполнен комплексно, когда модернизации подвергается значительная часть элементов здания, либо выборочно при необходимости выполнить реконструкцию только частично (например, замену кровли). В результате проводимых работ характеристики здания приближаются к параметрам нового строения.
Нередко в ходе обследования и решения вопроса о проведении капитального ремонта может выясниться, что стены и фундамент дома невозможно восстановить. Такое строение попадает в перечень ветхого жилищного фонда, планируемого к сносу.
Капитальный ремонт простым языком
Даже при использовании качественных материалов и современных технологий строительства, конструкции и оборудование здания не могут сохранять первоначальные характеристики вечно. Ухудшение характеристик, износ и повреждения стен, перекрытий, иных элементов здания может привести к полному или частичному обрушению, создает угрозу безопасности граждан и имущества. Чтобы устранить такие проблемы, собственник должен своевременно провести капитальный ремонт.
Проведение капремонта может быть связано со следующими обстоятельствами:
- нормативный или естественный износ, когда продление срока эксплуатации объекта зависит проведения планового ремонта;
- необходимость заменить или восстановить поврежденные конструкции и элементы объекта капстроительства;
- принятие решения об улучшении характеристик зданий и отдельных элементов, в том числе при применении более долговечных или современных материалов;
- устранение замечаний надзорных органов, если в ходе проверки выявлено ненадлежащее состояние конструкций.
В зависимости от оснований, проведение капремонта может носить плановый или внеочередной характер. Например, внеочередные или срочные работы могут потребоваться при повреждениях от стихийных бедствий.
Комментарий эксперта. Капремонт может проводиться в производственных, административных, общественных, жилых и иных зданиях. Соответственно, решение о заказе проекта и проведении ремонта будет принимать собственник, уполномоченный государственный орган, эксплуатирующая организация. Также закон возлагает обязанность проведения капремонта на арендатора, если иное не указано в договоре аренды.
Комментарии к ст. 4 ГрК РФ
1. Статьей 4 комментируемого Федерального закона определен круг отношений, регулируемых законодательными и иными нормативными правовыми актами о градостроительной деятельности.
В частности, законодательством о градостроительной деятельности регулируются отношения:
- по территориальному планированию, т.е. отношения, связанные с планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных и иных зон;
- по градостроительному зонированию, т.е. отношения, связанные с зонированием территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
- по архитектурно-строительному проектированию, т.е. отношения, связанные с подготовкой проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;
- по планировке территорий, т.е. отношения, связанные с подготовкой документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов;
- по строительству объектов капитального строительства, т.е. отношения, связанные с созданием зданий, строений, сооружений, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
- по реконструкции объектов капитального строительства, т.е. отношения, связанные с изменением параметров объектов капитального строительства, их частей, показателей и качества инженерно-технического обеспечения.
Перечисленные выше отношения именуются градостроительными отношениями.
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в ч. 1 ст. 4 была расширена сфера отношений, регулируемая законодательством о градостроительной деятельности. В настоящее время законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
В соответствии с Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий МДС 13-1.99, принятой Постановлением Госстроя РФ от 17 декабря 1999 г. N 79, капитальный ремонт — это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением.
Капитальный ремонт подразделяется на:
- ремонт, охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ;
- выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает приоритет законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также приоритет технических регламентов по отношению к нормам законодательства о градостроительной деятельности, применительно к отношениям, связанным с обеспечением безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности.
При этом безопасностью строительства будет считаться отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба жизни или здоровью людей, имуществу, окружающей среде при создании зданий, строений, сооружений.
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций представлено следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 18 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1994, N 35, ст. 3648);
- Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (в ред. от 21 октября 2005 г.) (СЗ РФ, 2004, N 28, ст. 2882);
- Указ Президента РФ от 28 августа 2003 г. N 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 11 июля 2004 г.) (СЗ РФ, 2003, N 35, ст. 3423);
- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (СЗ РФ, 2005, N 1, ст. 132);
- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 3 октября 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 2, ст. 121);
- Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 1 февраля 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 37, ст. 3585);
- Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду» (СЗ РФ, 2000, N 8, ст. 964);
- Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (СЗ РФ, 1996, N 39, ст. 4563);
- Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 23 декабря 2004 г.) (СЗ РФ, 1996, N 33, ст. 3998);
- Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» (в ред. от 27 июля 1996 г.) (СЗ РФ, 1995, N 24, ст. 2286);
- Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» и др.
Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений представлено следующими документами:
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в ред. от 18 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3589);
- Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2001 г. N 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» (СЗ РФ, 2001, N 52, ст. 4979);
- Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника» (в ред. от 8 мая 2002 г.) (СЗ РФ, 1999, N 10, ст. 1249);
- Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» (СЗ РФ, 1998, N 46, ст. 5698);
- Постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений» (в ред. от 18 апреля 2005 г.) (СЗ РФ, 1998, N 22, ст. 2462);
- Постановление Правительства РФ от 16 октября 1997 г. N 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений» (в ред. от 20 мая 1998 г.) (СЗ РФ, 1997, N 42, ст. 4794) и др.
Законодательство о промышленной безопасности опасных производственных объектов представлено следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 18 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3588);
- Постановление Правительства РФ от 28 марта 2001 г. N 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» (в ред. от 1 февраля 2005 г.) (СЗ РФ, 2001, N 15, ст. 1489);
- Постановление Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 1 февраля 2005 г.) (СЗ РФ, 1999, N 20, ст. 2445);
- Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (в ред. от 1 февраля 2005 г.) (СЗ РФ, 1999, N 11, ст. 305);
- Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» (СЗ РФ, 1995, N 28, ст. 2692);
- Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 223 «О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии» (СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 999) и др.
Законодательство о технических регламентах состоит из следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 9 мая 2005 г.) (СЗ РФ, 2002, N 52, ст. 5140);
- Постановление Правительства РФ от 1 марта 2005 г. N 97 «О Правительственной комиссии по техническому регулированию» (в ред. от 18 января 2007 г.) (СЗ РФ, 2005, N 10, ст. 841);
- Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 791 «Об утверждении Правил финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования» (СЗ РФ, 2004, N 51, ст. 5204);
- Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» (в ред. от 5 сентября 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 25, ст. 2575);
- Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2003 г. N 673 «Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов о технических регламентах» (в ред. от 2 августа 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 45, ст. 4391);
- Постановление Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 513 «Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию» (в ред. от 2 августа 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 34, ст. 3375);
- Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию» (в ред. от 2 августа 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 34, ст. 3367);
- Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 12 апреля 2006 г. N 78 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов» (Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, 2006, N 5) и др.
В часть 2 комментируемой статьи были внесены изменения Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». В состав специальных норм законодательства, связанных с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий и имеющих приоритет над нормами законодательства о градостроительной деятельности, были включены новые правовые нормы об использовании атомной энергии.
Законодательство в области использования атомной энергии представлено следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 18 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4552);
- Указ Президента РФ от 2 июля 1996 г. N 1012 «О гарантиях безопасного и устойчивого функционирования атомной энергетики Российской Федерации» (СЗ РФ, 1996, N 28, ст. 3360);
- Постановление Правительства РФ от 24 августа 2004 г. N 431 «О международном сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии» (СЗ РФ, 2004, N 35, ст. 3647);
- Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (в ред. от 14 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 32, ст. 3348);
- Постановление Правительства РФ от 28 июня 2004 г. N 316 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по атомной энергии» (в ред. от 29 мая 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 27, ст. 2779);
- Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 815 «Об утверждении Программы развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998 — 2005 годы и на период до 2010 года» (СЗ РФ, 1998, N 32, ст. 3879);
- Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (в ред. от 5 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1997, N 49, ст. 5600);
- Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 865 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» (в ред. от 26 января 2007 г.) (СЗ РФ, 1997, N 29, ст. 3528);
- Постановление Правительства РФ от 28 декабря 1992 г. N 1026 «Вопросы строительства атомных станций на территории Российской Федерации» (в ред. от 26 апреля 2001 г.) (САПИП РФ, 1993, N 1, ст. 66);
- Постановление Правительства РФ от 15 октября 1992 г. N 763 «О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики» (в ред. от 24 августа 2002 г.) (САПИП РФ, 1992, N 16, ст. 1256);
- Приказ Федерального агентства по атомной энергии от 7 октября 2005 г. N 486 «Об утверждении Регламента Федерального агентства по атомной энергии» (БНА, 2006, N 9) и др.
3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает приоритет норм законодательства о градостроительной деятельности, применительно к градостроительным отношениям, в отношении с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом реализуется принцип, что при наличии общих и специальных норм в первую очередь должны применяться специальные правовые нормы.
Перечисленные отрасли законодательства могут содержать нормы права, затрагивающие градостроительные правоотношения. В этом случае, если законодательство о градостроительной деятельности не содержит каких-либо правил, регулирующих рассматриваемые отношения, применяются нормы иного законодательства, а в случае возникновения противоречия норм градостроительного и иного законодательства применяются нормы законодательства о градостроительной деятельности.
Комментарии к ст. 8 ГрК РФ
1. В комментируемой статье устанавливаются предметы ведения и полномочий органов местного самоуправления в области градостроительства.
Согласно Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
2. Объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности зависит от конкретного вида органов местного самоуправления:
- во-первых, на уровне поселений;
- во-вторых, на уровне муниципальных районов;
- в-третьих, на уровне городских округов.
Определение видов муниципальных образований дается в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2006 г.) (подробнее см. комментарий к ст. 18).
Статья 8 устанавливает широкий круг полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
Во-первых, подготовка и утверждение документов территориального планирования. Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — это изменение параметров объекта, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта, а также замена и (или) восстановление несущих конструкций. Исключение — замена отдельных элементов таких конструкций аналогичными или иными улучшающими показатели элементами и восстановление указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГК).
То есть объект капитального строительства, созданный в рамках реконструкции, всегда будет связан с изменением каких-либо характеристик. Реконструкция отличается от других видов работ (капитальный ремонт или перепланировка) тем, что для нее нужно получить разрешение на строительство. Поэтому реконструированное здание может оказаться самовольной постройкой, если собственник не согласует необходимых изменений или нарушит обязательные градостроительные нормы.
Категории и виды объектов капитального строительства
Градостроительный кодекс России, а также ряд иных регламентных положений разработали категории и виды объектов капитального строительства, которые имеют свои отличительные характеристики.
- Строительство нового объекта (новостройка). Объект возводится «с нуля», при этом используются первичные факторы ведения строительства, начиная от разработки земельного вопроса. По окончании строительства объект становится самостоятельной единицей с балансовой стоимостью.
- Реставрация. Процесс ремонта, реконструкции и расширения действующих конструкционных элементов.
- Реконструкция. Модернизация объекта недвижимости, при этом не допускается расширение площади.
- Расширение объекта — значительное увеличение площади, путём пристройки отдельного объекта, с выводом нового типа помещения или здания на отдельную балансовую стоимость.
Чем капитальный ремонт отличается от реконструкции
Опыт практикующих инженеров и архитекторов нашей компании по следующим направлениям: архитектурное проектирование, конструктивные решения, противопожарные системы, перепланировки, инженерные системы и многое другое.
Перейти на страницу блога…
- Общестроительные работы
- Ремонтные работы
- ПНР и АСУ ТП
- ПИРы
- Договорная работа
- Арбитражная практика
- Сметное нормирование
- Проектная документация
- Исполнительная документация
- Технические регламенты
- Экспертиза документации
- Организация строительства
- Строительный контроль
- Договорная работа
- Ввод в эксплуатацию
- 100 вопросов сметчика — принципиально новый формат образовательной площадки
- Вопрос определения сметной стоимости, сметного нормирования, ценообразования работ и затрат в строительстве.
- Аналоговый метод расчета смет на ПИР. Подбор аналогов. Часть 2.
- Аналоговый метод расчета смет на ПИР. Общие правила применения метода для смет на ПИР. Часть 1.
- «100 вопросов сметчика» — новый формат образовательной площадки.
- В Красноярске завершилась ежегодная «Неделя сметчика»
- Планирование непредвиденных затрат с учетом рисков в строительстве
- Частота использования дополнительных коэффициентов при определении стоимости проектно-изыскательских работ
- Градостроительство и земельные отношения: изменения в законодательстве
- Техническая документация
Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ
- О соблюдении авторских прав
- Персональные данные
- Условия использования
- Сертификация
- Контактная информация
Фронт-офис:
г. Санкт-Петербург, Ленинский
проспект, д. 160, оф. 222
Проектная группа:
г. Санкт-Петербург, пр. Славы, д. 52, к. 1
Разработка проектов планировки территорий, экспертиза проектной документации:
г. Санкт-Петербург, пл. Троицкая, д. 1, лит. А
— Новости —
Самые актуальные новости Центра градостроительных проектов, а также новости градостроительной отрасли.
— Статьи —
Авторские статьи специалистов Центра, отражающие проблемы и вопросы в сфере градостроительства и реставрации.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
Капитальный и текущий ремонты, реконструкция. Различия
Ответ зависит от особенностей строительства и размера объекта. Одноэтажные бани на легком мелкозаглубленном фундаменте или установленные на нескольких опорах относятся к временным постройкам. Часто такую конструкцию можно купить уже в собранном виде и установить на участке без проведения земляных работ. Баня площадью больше 20 м2 с заглубленным фундаментом, со всеми необходимыми коммуникациями и дополнительными комнатами отдыха признается капитальным строением. По этому же критерию оценивают и пристроенную к жилому дому парную.
На основании ст. 51 на строительство ОКС, кроме случаев, указанных в п. 17 данной статьи, необходимо брать разрешение. Оно может быть выдано только при соблюдении правил землепользования и строительства (кроме тех объектов, на которых не распространяются (или не установлены) требования, указанные в градостроительном регламенте).
На территории аэродромов устанавливаются ограничения в использовании ОКС, то есть любой объект там не построить.
Разрешения брать не нужно:
- для строительства или реконструкции ИЖС, жилого дома, гаража, садовых домов, вспомогательных построек на ЗУ;
- капремонта и реконструкции ОКС (если она не приведет к изменению его назначения);
- строительства буровых скважин, газопроводов, согласно государственным техническим проектам;
- в др. случаях, указанных в п 17 ст. 51 ГрК РФ.
К ним относятся временные постройки и сооружения.
Соотношение понятий «недвижимость» и «объект капитального строительства»
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Понятие «объект недвижимости» не тождественно понятию «объект капитального строительства». Объект недвижимости может и не являться объектом капитального строительства, равно как и капитальный объект не всегда является недвижимым имуществом.
Например, жилой дом или здание являются объектами недвижимости и объектами капитального строительства в соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ, ч. 1 ст. 130 ГК РФ (созданы в результате строительства, имеется прочная связь с землей и самостоятельное функциональное назначение).