Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санитарно-защитная зона кладбища». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сейчас трудно себе представить, но много веков христианская Европа (включая Россию) жила бок-о-бок со смертью. Однако именно так и была устроена жизнь человека, которую контролировала церковь — под ее стенами начиналась человеческая жизнь с церемонией крещения, здесь же проходили и важные события, такие как причастие, брак и исповедь. И здесь же, в Церкви, все заканчивалось — покойных хоронили в освященной земле рядом с церковью, иногда в отдельных фамильных склепах или криптах, но чаще в общих могилах. По прошествии времени кости оттуда перемещались в оссуарии: специальные сосуды или даже отдельные помещения для хранения костей.
Вводные понятия об установлении санитарно-защитной зоны
В том же СанПин и разъясняющих его письмах раскрываются особенности надобности установления сан.-защитной зоны. Кратко рассмотрим их.
Во-первых, в СанПине предприятия и объекты делятся на V классов и делятся по степени негативного воздействия. Неизбежно устанавливают СЗЗ те, кто принадлежит к I, II и III классам опасности. Во-вторых, те объекты/сооружения, которые не перечислены во внушительном списке 7‐го раздела СанПин. В-третьих, действующие объекты с уже согласованной СЗЗ обязаны вновь разрабатывать проект, когда у них происходит реконструкция, меняется технология работы, наращивается производство. Наконец, в-четвертых, установление СЗЗ понадобится, если на объект поступила жалоба от живущих поблизости жителей домов; после чего Роспотребнадзор замерил, к примеру, шум или выбросы, и результаты показали превышение нормативов.
В свою очередь, установление СЗЗ не требуется в следующих случаях:
- Предприятия с численностью в штате до 15 человек. При доказательстве натурными исследованиями соблюдения нормативных значений влияния выбросов и измерений уровней физических влияний на воздух в пределах надзорных мероприятий. Или в рамках производственного контроля.
- Предприятия, которые относятся к IV и V классам, входящих в классификацию СанПиНа. Для них в СанПиНе установлена ориентировочная граница, которую необходимо подтвердить натурными исследованиями без разработки проекта. В случае подтверждения непревышения ПДК и ПДУ в рамках натурных исследований, проект не разрабатывается.
Какие работы нужно провести для выделения СЗЗ кладбища
Правила установления границ санитарно-защитных зон для кладбищ во многом совпадают с правилами и для других объектов:
- Проведение инвентаризации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- Проектирование обоснования размеров зоны с созданием проекта;
- Разработанный проект санитарно-защитной зоны кладбища подается на экспертизу и проходит экспертную оценку ФБУЗ. Результатом является экспертное заключение ведомства;
- Документы, включая экспертное заключение ФБУЗ, передаются в Роспотребнадзор. Результат на этом этапе — санитарно-эпидемиологическое заключения;
- Параллельно с последними 2-мя этапами на местность выезжает кадастровый инженер, который составляет карту-план санитарно-защитной зоны с координатами поворотных угловых точек. Эта работа будет необходима при включении зоны в единый государственный реестр недвижимости;
- Проведение измерений по химическим, физическим и др. параметрам с помощью лаборатории для подтверждения рассчитанных размеров СЗЗ. Оцениваются парковки, стоянки, склады песка, помещения по изготовлению надгробий и обработки камня, дымовая труба крематория и др);
- Результатом всей работы станет заключение о величине санитарной зоны. Итоговый документ — решение об установлении СЗЗ кладбища, получаемое от главного санитарного врача. Начиная с 2022 года, проект для 1 класса опасности направляется в центральный Роспотребнадзор, а начиная со 2 класса опасности это компетенция региональных отделений Роспотребнадзора;
- Нанесение границ СЗЗ на кадастровую карту населенного пункта.
Получение и утверждение СЗЗ кладбища
Если конкретное кладбище подходит под категорию, для которой необходимо выполнять проект санитарно-защитной зоны, то предварительно нужно определиться с исполнителем работ. Это первый и очень важный шаг к разработке не только грамотного проекта, но и получения качественной услуги, избавления от рутинной, сложной и многоэтапной работы.
Обязательно с исполнителем заключается договор. В документе прописываются основные пункты сотрудничества – сроки и стоимость выполнения работ, другие значимые условия.
Этапы получения санитарно-защитной зоны кладбища:
- передаются исходные данные от заказчика исполнителю, в том числе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющиеся планы – генеральный, ситуационный, другая документация;
- выполняется инвентаризация места захоронения, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- разрабатывается проект обоснования размеров СЗЗ для кладбища, расчеты выполняются с применением действующих методических пособий и специальных программных средств;
- разработанный проект подается на утверждение в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» с целью получения от данной организации экспертного заключения;
- полученное заключение экспертов от ФБУЗ (ФБУН) и другая документация подается в Роспотребнадзор для получения санитарно-эпидемиологического заключения;
- осуществляются посезонные натурные исследования согласно плану-графику мониторинга на границе СЗЗ и передаются в лабораторию, которая имеет аккредитацию в данной сфере;
- составляется отчет «О подтверждении удовлетворительности или недостаточности первоначально установленной величины защитной зоны»;
- вновь документы подаются в Роспотребнадзор для получения согласования и Постановления «Об установлении размера санитарно-защитной зоны для кладбища» за подписью главного санитарного врача.
Прохождение всех этапов по проектированию, получению и утверждению санитарно-защитной зоны кладбища занимают длительный период. В связи с данным обстоятельством разработкой СЗЗ кладбищ занимаются компании, которые специализируются на инженерных изысканиях и, в частности, занимаются экологическими исследованиями и проектированием.
Установление минимальных расстояний до трубопроводов предусмотрено различными нормативно-правовыми актами. Например, в ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» указывается, что владельцы земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ей организацией. В абз. 4 ст. 32 данного закона указывается, что здания, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счёт средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
В настоящее время сами минимальные расстояния от объектов капитального строительства различных категорий до трубопроводов устанавливаются нормативно-правовыми актами в области технического регулирования (например, СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы», СП 125.13330.2012 «Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населённых пунктов»).
Так, в СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населённых пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 (данное положение является обязательным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985).
Выделили землю под строительство вот только не далеко от кладбища. Подскажите, пожалуйста, на каком расстоянии от кладбища можно строить частный жилой дом?
Надо отметить, что расстояние от стен жилого дома до кладбища регламентируют несколько документов. Причем имеются в этих документах некоторые различия при установлении расстояний от стен жилых домов до некрополей различного типа. Так в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» указывается, что для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 гасанитарно-защитная зона – расстояние до жилых домов должно быть не менее500 метров. Для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью менее 20га –300 м, а закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища –50 м. При этом в СНиП 2.07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», указывается, что расстояния от стен жилых домов до кладбища традиционного захоронения и после кремации (смешанного типа) следует принимать не менее300 метров. Кладбища для погребения после кремации не менее100 метров. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до100 метров. В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее100 метров(п.5.5*, СНиП 2.07.01-89*). Поскольку первый документ более «свежий», то, я полагаю, надо им и руководствоваться.
Целевое строительство зданий и сооружений, размещение других объектов на участке, отведенном для городского кладбища, должно реализовываться в рамках действующего законодательства (Градостроительный кодекс РФ и другие). При их проектировании важно максимально учитывать и постараться сохранить существующую естественную многолетнюю растительность. Например, расстояние от ближайшего дерева до могилы должно быть не меньше пяти метров. На стадии проектирования для этого, в числе других видов изысканий, выполняется подеревная съемка.
Кладбище относится к группе объектов, для которых должно обеспечиваться устройство специальной допустимой барьерной полосы. В систематизации Санитарных правил и норм (2.2.1/2.1.1.1200-03) оно выступает потенциально опасным с точки зрения вредного воздействия на окружающую среду прилегающих территорий.
На каком расстоянии от кладбища может быть дом?
Где можно подать заявление о вступлении в наследство?
Что делать если затопили соседи сверху?
В каком размере уплачивается госпошлина при подаче искового заявления о разделе жилого дома в натуре?
Надо ли согласие жильцов на изменение схемы теплоснабжения дома
При покупке часного дома остался не выписан один жилец, что делать?
Необходимо ли решение суда при занятии своей комнаты,как собственник?
Вселение в неделимую квартиру?
Решение судьи — сплошные «технические», ошибки
Если АО приобретает все нежилые помещения в одном торговом центре, является ли он собственником всего здания?
Возврат средств по договору задатка
В Роспотребнадзоре «Известиям» пояснили, что не могли запретить строительство дома рядом с кладбищем, так как с 2007 года проекты строительства не согласовываются с ведомством. На вопрос о контроле за тем, чтобы места захоронений не разрастались в сторону жилых домов, в Роспотребнадзоре ответили, что «организация мест захоронений осуществляется органами местного самоуправления».
Президент Союза похоронных организаций и крематориев Павел Кодыш замечает: по идее проект строительства должен был быть остановлен на стадии экспертизы проекта — сложно не заметить факт, что здание возводят в санитарно-защитной зоне кладбища.
Однако в администрации Ульяновска вообще не согласны с обязательством об определении санитарно-защитной зоны вокруг кладбища, так как считают его закрытым для новых захоронений. Сейчас, как пояснили «Известиям» в администрации, на решение районного суда направлена апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд.
Парасоцкая замечает, что законодательство о санитарно-защитных зонах кладбищ в России исполняется с переменным успехом.
— Ключевой проблемой в этой ситуации является тот факт, что далеко не во всех муниципальных образованиях определены границы и поставлены на кадастровый учет земельные участки, на которых располагаются кладбища, — отметила она. — Либо на кадастровый учет поставлены земельные участки, площадь которых значительно меньше фактической площади, занимаемой кладбищем. В таком случае установить санитарно-защитную зону не получится, потому что неясно, где находятся границы кладбища. Решение этого вопроса является задачей местных чиновников.
Эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук замечает: существование старых кладбищ в черте городов обусловлено историческим процессом расширения городских границ — кладбища делали на окраине, а потом вокруг оказывалась жилая застройка. По идее, говорит он, есть способы кладбище не просто закрыть, а даже застроить.
— В советское время была практика перезахоронений с кладбищ, расположенных рядом с монастырями, — говорит он. — Теоретически провести эксгумацию и закрыть кладбище муниципалитет вправе. Единой процедуры на федеральном уровне не предусмотрено. С принятием закона о комплексном развитии территории такие ситуации нельзя исключать, главное здесь, чтобы это сопровождалось уважением к усопшим и их родственникам, в целом к религиозным традициям.
Про кладбище и дома.Нужны юристы.Девоньки,помогайте!
Итак, из детального рассмотрения требований СанПин по поводу необходимости разработки СЗЗ, получаем, что таким объектам общественного пользования, как кладбища, не нужна сан. зона, если тип кладбища относится к IV или V классу опасности. Если же места погребения относятся, согласно классификации СанПин, к I-III классам опасности; или же от жителей домов поблизости поступают жалобы на работу кладбища по поводу загрязнения воздуха, воды или осуществления шума, значит, требуется разработка и установление санитарно-защитной зоны.
Обратите внимание, что одних жалоб населения недостаточно для начала процесса разработки СЗЗ. Данную процедуру предписывает Роспотребнадзор, куда недовольные жители и обращаются.
Рассмотрим типы кладбищ и крематориев, встречающиеся в СанПине:
Класс I — ориентировочный размер СЗЗ 1000 метров.
Крематории, при количестве печей более одной.
Класс II — ориентировочный размер СЗЗ 500 метров.
1) Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. Причем, размещать кладбища площадью более 40 га запрещено в принципе.
2) Крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью.
Обратим внимание, что данные типы кладбищ и крематориев по классу опасности находятся в одном перечне с полигонами твердых бытовых отходов и полигонами токсичных отходов.
Класс III — ориентировочный размер СЗЗ 300 метров.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га.
Класс IV — ориентировочный размер СЗЗ 100 метров.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га.
Класс V — ориентировочный размер СЗЗ 50 метров.
Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища.
В проекте ориентировочной СЗЗ для кладбищ определяются следующее виды НВОС (при их наличии):
- химическое воздействие (Определяются источники выбросов на территории объектов; объем выбросов и их рассеивание в атмосферном воздухе; фоновое загрязнение территории объекта с учетом и без учета его вклада в загрязнение атмосферы. Рассчитывается объем образования отходов; выявляется их способ утилизации и размещения. Определяется расчет объемов сточных вод в канализацию и водные объекты (реки, озера).
- биологическое воздействие (Определяется наличие и степень пагубного влияния патогенных микроорганизмов, растений и животных на воздух).
- физическое воздействие (Рассчитывается уровень шума и уровень вибрации, электромагнитных полей и ионизирующих излучений, электромагнитное излучение; их распространение по площади жилой застройки; психо-эмоциональное влияние на людей, проживающих вблизи местности кладбища и другие физические факторы).
В практике нашей компании мы встречались только с кладбищами, которые оказывают химические и физические влияния.
К источникам выбросов на территории кладбища могут относиться:
- работа специального автотранспорта на контейнерной площадке для сбора ТБО;
- парковка;
- котельная в административном здании на территории кладбища;
- стоянка специальной техники;
- ремонтная зона;
- склад песка;
- помещение по изготовлению надгробий (пересыпка цемента, песка, щебня);
- помещение по механической обработки камня;
- дымовая труба крематория (если есть крематорий);
- другие источники.
Возможные источники шума на территории кладбища:
- работа специального автотранспорта на площадке;
- работа двигателей автомобилей на автостоянке;
- мусороуборочные работы на контейнерной площадке;
- работа в помещении по изготовлению надгробий;
- осуществление ремонтных, строительных работ;
- другие источники.
В случае, когда ориентировочная граница СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащих жилых домов или другие селитебные территории, возможно ее сократить до размера меньшего чем тот, что определен в СанПин. Для этого в рамках проекта расчетной СЗЗ проводятся расчеты, которые показывают, что санитарные нормы качества атмосферного воздуха на границе расчетной СЗЗ и территории ближайшей жилой застройки выдержаны; параметры звука и звукового давления на границе расчетной СЗЗ и территориях ближайших жилых домов не превышают нормативных требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Полученные расчеты подтверждаются измерениями аккредитованной лаборатории согласно плану, предложенным в проекте. Далее предлагаемый размер СЗЗ согласовывается с главным санитарным врачом.
Еще сократить СЗЗ для кладбища возможно, когда изменился класс опасности (к примеру, сократилась площадь кладбища); сменился профиль деятельности объекта.
Вводные понятия об установлении санитарно-защитной зоны
В том же СанПин и разъясняющих его письмах раскрываются особенности надобности установления сан.-защитной зоны. Кратко рассмотрим их.
Во-первых, в СанПине предприятия и объекты делятся на V классов и делятся по степени негативного воздействия. Неизбежно устанавливают СЗЗ те, кто принадлежит к I, II и III классам опасности. Во-вторых, те объекты/сооружения, которые не перечислены во внушительном списке 7‐го раздела СанПин. В-третьих, действующие объекты с уже согласованной СЗЗ обязаны вновь разрабатывать проект, когда у них происходит реконструкция, меняется технология работы, наращивается производство. Наконец, в-четвертых, установление СЗЗ понадобится, если на объект поступила жалоба от живущих поблизости жителей домов; после чего Роспотребнадзор замерил, к примеру, шум или выбросы, и результаты показали превышение нормативов.
Вводные понятия об установлении санитарно-защитной зоны
В том же СанПин и разъясняющих его письмах раскрываются особенности надобности установления сан.-защитной зоны. Кратко рассмотрим их.
Во-первых, в СанПине предприятия и объекты делятся на V классов и делятся по степени негативного воздействия. Неизбежно устанавливают СЗЗ те, кто принадлежит к I, II и III классам опасности. Во-вторых, те объекты/сооружения, которые не перечислены во внушительном списке 7‐го раздела СанПин. В-третьих, действующие объекты с уже согласованной СЗЗ обязаны вновь разрабатывать проект, когда у них происходит реконструкция, меняется технология работы, наращивается производство. Наконец, в-четвертых, установление СЗЗ понадобится, если на объект поступила жалоба от живущих поблизости жителей домов; после чего Роспотребнадзор замерил, к примеру, шум или выбросы, и результаты показали превышение нормативов.
Когда санитарно-защитная зона считается установленной
Когда санитарно-защитная зона считается установленной
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 N
52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее -санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух
(химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Поскольку ранее механизм постановки на кадастровый учет СЗЗ был недостаточно урегулирован, ПостановлениемПравительства РФот 3 марта 2018 г. N 222 Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» предусмотрены переходные положения.
Так, в соответствии с п.2 Постановления Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
В соответствии с п.3. Постановления в случае если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны,допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
О размерах санитарно-защитной зоны кладбища Ревды
Аркадий Юрков, житель улицы Первомайской
Игорь Никонов — 100 метров. Андрей Семенов — 200 метров. В статье Юлии Бабушкиной (газета «Информационная неделя» №35 от 9 сентября) — 130 метров. Это санитарно-защитные зоны, которые, по версиям руководителей нашего города, должны отделять действующее кладбище от жилой застройки…
Никакого уважения ни к себе, ни к жителям города, ни к закону. Куда хочу, туда и ворочу. Хотя бы договорились между собой. И только один разумный человек — главный государственный санитарный врач по Ревде и Дегтярску Александр Ульянов — заявил, что санитарно-защитная зона должна быть не менее 500 метров. И это закон.
Весной 2010 года негде будет хоронить умерших ревдинцев? Доработались чиновники! Где же вы были 5-10 лет назад, зная, что эта проблема всплывет? Соколовы, Каблиновы уже ушли от власти в городе, и ничего хорошего от их пребывания у руля не приходит на ум. Но есть и нынешние руководители. Это и Владимир Южанин, и Василий Белоусов, и ряд других. О чем думали они, идя во власть на вторые сроки? Им надо четыре-пять лет для того, чтобы оформить новое кладбище. Почему не два года? Они говорят, что нет денег. Где же вы были, когда деньги лились как из рога изобилия. Неужели так далеко от власти?
Для нового малого кладбища администрации нужно 5,8 гектара земли. Почему не 2-3 гектара? Это надо здорово поработать и не пенять на других. Как, например, Игорь Никонов, который заявил, что он потерял четыре года зря, когда у власти была Анна Каблинова. Но Соколова и Каблиновой у власти в городе уже нет, а Вы, Игорь Геннадьевич, все тут — и будьте добры ответить перед законом, который Вы нарушаете.
Самое простое дело — сделать новое малое кладбище и, как они пишут, забыть об этой проблеме на четыре-пять лет. Правильно — именно забыть. Менялись администрации, мэры, и все об этой проблеме исправно забывали.
Жители улицы Первомайской требуют установить сплошное ограждение, посадить зеленые насаждения, сделать водоотводную канаву не для того, чтобы проводить работы вне поля зрения жителей, а для того, чтобы оградить существующее захоронения и не проводить никаких работ! Без проекта не обойтись, говорите вы, чиновники. Но как же вы без проекта нарушили санитарную зону? Не знали? Изменились требования законодательства? Однако незнание закона не освобождает от ответственности.
Правила землепользования и застройки (стр. 8)
В городах, имеющих крематор ий, на кладби щах, в случаях необход имости, должны предусматриваться места для захорон ения урн в спе циальных нишах в огр аде кладбища из расчета 1-1 ,2 кв. м на од ну урну, а для захоронения урн в земле — 2 кв. м.
3. Захоронение трупов умерших в семейных склепах нежелательно. В отдельных случаях, ког да по местным тради циям допускается устройство семейных склепов, захоронение умерших должно произво диться в металлических (оцинкованных) , гермет ично запаянных гробах.
2.4. Устройство братских могил, как правило, не разрешается. В исключительных случаях захоронение в братских могилах может быть допущено по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы при соблюдении следующих правил:
а) расстояние между гробами в братских могилах должно быть не менее 0,5 м;
б) при захоронении в два ряда верхний ряд должен отстоять от нижнего не менее чем на 0,5 м;
в) гробы верхнего ряда должны быть расположены над промежутками между гробами нижнего ряда;
г) глубина братских могил при захоронении в два ряда должна быть не менее 2,5 м и дно могилы выше уровня стояния грунтовых вод — не менее чем на 0,5 м.
2.5. Захоронение производится при предъявлении соответствующего документа из местного ЗАГСа.
2.6. Перевозка или переноска умерших к местам захоронения совершается, как правило, в гробах.
Примеч ан ие: при захоронении трупов умерших в сидячем положении переноска их к месту погребения совершается на спе циальных носилках, а перевозка трупов вдали от предпол агаем ых мест погребения — в гробах.
Процесс погребения умерших в лечебных учреждениях или поступивших в патолого-анатомическое отделение для вскрытия (в том числе погибших в результате несчастных случаев) совершается, как правило, непосредственно из патолого-анатомического отделения, без завоза тела умершего домой.
Примечания: 1. В случае смерти, последовавшей в лечебном учреждении, труп умершего из патолого-анатомического отделен ия может по желанию родственников завоз иться (не более чем на одни сутки) домой для прощания с покойным. В этих случаях труп должен быть предварительно забальзамирован (формалин, спирт и другие в ещества, пр игодные для этой ц ел и) и охлажден. Охлаждение, по возможности, целесообр азно продолжить и в домашних условиях.
2. Перевоз трупа ум ершего должен производиться в гробу, на дно которого необходимо положить ве щества, хорошо вп итываю щие влагу (сухие опилки, мелкая деревянная стружка, торф и др.).
3. Запрещается завозить трупы умерш их домой, если причиной смерти явил ись особо о пасные инфек ции (чума, холера, натуральная оспа, сибирска я язва) , а также когда условия за прещения устанавливаются патолого-анатомами (сильное разлож ение трупа, смерть, последовавшая в р езультате тра нспортных аварий и др.).
4. Порядок погр ебения умерш их от особо опасных инфекц ий о пределяется специальными прав илами Мини стерства здравоохранения СССР.
2.8. Захоронение умерших производится не ранее, чем через 24 часа после наступления смерти.
Примечан ие: Захоронение умерших допускается и в более ран ние сроки, если труп подвергся патолого-аиатомическому вскрытию или судебно-медицинскому исследованию.
2.9. Перевозка трупов умерших к месту погребения (в случаях, когда смерть последовала не по месту жительства покойного) разрешается любыми транспортными средствами (железнодорожный, авиационный, автомобильный и др.) по получении специального разрешения на перевоз от соответствующего транспортного ведомства.
Для оформления перевозки трупа умершего с места, где последовала смерть к месту погребения в другом районе или городе страны, необходимо получить справку-разрешение на перевоз от местной санитарно-эпидемиологической стан ции (по месту смерти) по предъявлении заключения лечебного учреж дения о причине смерти.
2.10. Перед перевозкой труп должен быть забальзамирован для длительного хране ния. От момента наступления смерти до погребения в этих случаях должно пройти не более пяти суток.
2.11. При перевозке умершего железнодорожным или ав иационным транспортом тру п должен быть помещен в оцинкованный, герметично запаянный гроб, изнутри заполненный ве ществом, впитываю щим влагу. М еталлический гроб помешается в деревянный, плотно сколоченный ящик для транспортирования в багажном отделении.
2.12. При перевозке трупов умерших от особо опасных инфекций не ра зрешается открывать гроб для прощания.
2.13. Для ускорения процессов разложения и минерализации захоронение трупов умерших целесообра зно прои зводить в деревян ных гробах, за исключением случаев, связанных с перевозкой и пере захоро нением трупов и останков умерших.
2.14. Перезахоронение останков умерших допускается не ранее одного года с момента погребения в песчаных грунтах и не ранее трех лет в сырых грунтах, где процессы разложения и минерализации замедлены. Эксгумацию (извлечение) останков из могилы желательно производить в зимнее (холодное) время года, днем, в присутствии представителей органов коммунального хозяйства, милиции и местного учреждения санитарно-эпидемиологической службы.
Разрешение на извлечение останков из могилы и перенос их на другое место захоронения оформляется исполкомами местных Совето в депутатов трудящихся.
Районная санитарно-эпидемиологическая станция дает заключение о возможности эксгумации останков по предъявлении соответствующих документов, разрешаю щих эксгумацию и перевоз останков на другое место захоронения, и справки лечебного учреждения о причине смерти эксгумируемого.
Перевоз останков осуществляется с соблюдением требований, изложенных в пп. 2.9 и 2.11 настоящих правил.
Примеч ание. Исключение из вышеуказанных прав ил допускается в особых случаях, в частности, когда эксгума ция останков производится по требованию следственных органов и прокуратуры и др.
2.15. Могила после извлечения останков должна быть немедленно засыпана и поверхность почвы спланирована.
2.16. Извлечение останков умершего и з братской могилы для перезахоронения не ра зрешается. Исключение может быть допущено лишь в случаях извлечения для перезахоронения останков всех захороненных в братской могиле по согласованию с местным и учреж дениями санитарно-эпидемиологической службы.
2.17. Территория кладбища (проезды, дорожки, другие места общественного пользования) должна регулярно поливаться в летнее время, посыпаться песком зимой, регулярно убираться (очищаться от мусора и опавших листьев), а зеленые насаждения поддерживаться в хорошем состоянии.
Мог илы должны содержаться в порядке (исправление провалов почвы, подсыпка грунта, озеленение и т. п.).
2.18. Использование закрытого кладбища или отдельного участка на действующем кладбище для вторичного погребения может быть допущено не ранее, чем чер ез 20 лет посл е последнего захоронения (кладбищенский период).
Примеча ние. В отдельных случаях, если кладбище размещено в благоприятных почвенных условиях, этот срок по согласованию с местными учреждения ми санитарно-эпидемиологической службы может быть уменьшен до 15 лет.
Вопрос об использовании закрытого кладбища для вторичного погребения должен быть согласован с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Санитарно-защитная зона кладбища
Предварительно определяются, а затем закрепляются в проекте СЗЗ следующие виды НВОС (негативного воздействия на окружающую среду) от мест погребения:
- Физические воздействия – источниками могут быть специальный автотранспорт и автомобили, подъезжающие и покидающие стоянку, мусороуборочные и работы по изготовлению надгробий, строительные и ремонтные мероприятия. Специалисты выполняют расчеты по уровню шума и вибрации, их распространению по местам жилой застройки. Выявляется влияние источников шума и вибрации на психоэмоциональное состояние людей живущих поблизости.
- Биологическое воздействие – возможные источники: котельные на территории кладбища, склад песка и мастерские по изготовлению надгробий и механической обработке камня, дымовая труба крематория, стоянки спецтранспорта и другие. Определяется наличие растений, животных микроорганизмов, чья жизнедеятельность пагубно влияет на окружающую среду.
- Химическое воздействие – встречается очень редко. Тем не менее специалисты должны проверить наличие источников опасных выбросов на территории кладбища и проверить их воздействие на человека и природу.
Основные факторы негативного воздействия в местах захоронения являются наличие крематория и высокий уровень грунтовых вод, степень их сезонного колебания. Прочие источники оказывают не столь выраженное НВОС.
Если конкретное кладбище подходит под категорию, для которой необходимо выполнять проект санитарно-защитной зоны, то предварительно нужно определиться с исполнителем работ. Это первый и очень важный шаг к разработке не только грамотного проекта, но и получения качественной услуги, избавления от рутинной, сложной и многоэтапной работы.
Обязательно с исполнителем заключается договор. В документе прописываются основные пункты сотрудничества – сроки и стоимость выполнения работ, другие значимые условия.
Этапы получения санитарно-защитной зоны кладбища:
- передаются исходные данные от заказчика исполнителю, в том числе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющиеся планы – генеральный, ситуационный, другая документация;
- выполняется инвентаризация места захоронения, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- разрабатывается проект обоснования размеров СЗЗ для кладбища, расчеты выполняются с применением действующих методических пособий и специальных программных средств;
- разработанный проект подается на утверждение в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» с целью получения от данной организации экспертного заключения;
- полученное заключение экспертов от ФБУЗ (ФБУН) и другая документация подается в Роспотребнадзор для получения санитарно-эпидемиологического заключения;
- осуществляются посезонные натурные исследования согласно плану-графику мониторинга на границе СЗЗ и передаются в лабораторию, которая имеет аккредитацию в данной сфере;
- составляется отчет «О подтверждении удовлетворительности или недостаточности первоначально установленной величины защитной зоны»;
- вновь документы подаются в Роспотребнадзор для получения согласования и Постановления «Об установлении размера санитарно-защитной зоны для кладбища» за подписью главного санитарного врача.
Прохождение всех этапов по проектированию, получению и утверждению санитарно-защитной зоны кладбища занимают длительный период. В связи с данным обстоятельством разработкой СЗЗ кладбищ занимаются компании, которые специализируются на инженерных изысканиях и, в частности, занимаются экологическими исследованиями и проектированием.
Иногда возникают ситуации, когда требуется сократить границы санитарно-защитной зоны места захоронения. Если ограничительная линия СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащей застройки жилыми и общественными зданиями, то необходимо выполнить расчеты. Это дает практическое обоснование, что на вновь очерченной границе санитарно-защитной зоны выдерживаются санитарные нормы согласно требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96 по следующим показателям:
- качеству атмосферного воздуха;
- показателям звукового давления и уровня шума.
Также сократить СЗЗ представляется возможным, если площадь кладбища уменьшилась, то есть изменился класс опасности. Бывают случаи изменения профильной деятельности объекта.
Стоимость сокращения санитарно-защитной зоны мест погребения у разных компаний может варьироваться в широком диапазоне. Обычно в прайс-листе представлена базовая цена на комплексную услугу, с учетом того, что исходные данные представлены заказчиком. Исполнитель включает в стоимость осуществление следующих мероприятий:
- разработка проекта;
- согласование документации и получение экспертного заключения;
- составление отчета;
- получение требуемого Постановления.
Есть три случая, когда проведение работы по определению размеров и формы защитной зоны должны проводиться:
- При планировании и создании новых мест организованного погребения. Если план не обязателен, натурными измерениями проводится подтверждение этого факта.
- Расширение или модернизация объекта. Например, установка печи крематория на ранее действовавшем месте захоронений автоматически переводит его в высшие первый или второй классы опасности.
- В ответ на требования Роспотребнадзора. Они могут быть инициированы жалобами жильцов, проживающих рядом с объектом. В Роспотребнадзоре эти обращения проверяются, при необходимости делается запрос администрации места захоронения.
Разработка проекта СЗЗ для кладбища
Санитарно-защитные зоны кладбищ устанавливаются для обеспечения нормативного расстояния до жилых, общественно-деловых и рекреационных зон, а также для соблюдения требований санитарной охраны водных источников, почв. Для кладбищ площадью менее 20 га ширина СЗЗ — 300 м, для закрытых кладбищ ширина СЗЗ — 50 м.
— проведение работ по озеленению и благоустройству территории;
— размещение объектов, связанных с ритуальными услугами.
— строительство жилых зданий, объектов общественно-делового и рекреационного назначения, водозаборных сооружений, складов продовольственных товаров, предприятий пищевой промышленности;
— предоставление земель для садоводства и огородничества.
В границах СЗЗ кладбищ, крематориев, зданий и сооружений ритуального назначения запрещается: строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов.
Статья 61. Ограничения на территории зон шумового дискомфорта городских и внешних автодорог, на территории санитарно-защитных зон железнодорожного транспорта, магистральных трубопроводов
1. Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок устанавливается санитарный разрыв – расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
- Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
- Евецкий, А.А. О юридических лицах / А.А. Евецкий. — М.: ООО PDF паблик, 2009. — 879 c.
- Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, Юрайт, 2010. — 384 c.
- Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.
- Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.
При разработке проектов санитарно-защитных сон специалисты руководствуются СанПин 2.2.1/2.1.1 .1200-03, в котором все места захоронения разделены на пять групп:
- I класс – рекомендуемый размер СЗЗ 1000 метров. В данную категорию входят крематории с количеством печей более одной;
- II класс – рекомендуемый размер СЗЗ 500 метров. В этой части классификации заявлены следующие объекты:
- кладбища площадью от 20 до 40 га со смешанным и традиционным типом захоронения;
- крематории с единственной однокамерной печью, где не предусмотрены подготовительные и обрядовые процессы.
- III класс – рекомендуемый размер СЗЗ 300 метров. В эту категорию включены кладбища площадью от 10 до 20 га со смешанным и традиционным типом захоронения.
- IV класс – рекомендуемый размер СЗЗ 100 метров. В данную часть классификации входят кладбища площадью10 га и менее со смешанным и традиционным типом захоронения.
- V класс – рекомендуемый размер СЗЗ 50 метров. В данной группе находятся мемориальные комплексы, закрытые кладбища, колумбарии, сельские и кладбища с погребениями после кремации.
Кладбища с I по III классами опасности обязательно попадают под категорию, для которой необходимо разрабатывать проект санитарно-защитной зоны. Для мест захоронения с IV и V классами опасности санитарно-защитная зона не нужна.
Необходимо отметить, что если от жителей домов, расположенных неподалеку от кладбища поступают жалобы по поводу загрязнения воздуха, воды или шума, вызванных работой объекта, то СЗЗ проектировать необходимо независимо от того, под какую классификацию попадает место захоронения.
Если возникают сомнения, требуется ли разработка проекта санитарно-защитной зоны конкретного кладбища, то лучше обратиться в компанию подобную ООО «ГЕОЭксперт», которые профессионально занимаются экологическим проектированием по доступной цене. Только специалисты дадут правильную оценку объекту, выполнят необходимые расчеты и подскажут, нужно ли выполнять проект СЗЗ.