Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда нужно учитывать мнение профсоюза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отметим, что в ряде статей ТК РФ в процедуре принятия работодателем решения или издания внутреннего документа предусмотрено участие не «выборного органа первичной профсоюзной организации», а «представительного органа работников» (см. таблицу, где перечислены ситуации, в которых ТК РФ указана необходимость учитывать мнение профсоюзного и иного представительного органа). Согласно ч. 1 ст. 31 ТК РФ в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации (далее — ППО) или ни одна из имеющихся ППО не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ (речь идет о ч. 2 ст. 30 ТК РФ), представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
Комментарий к ст. 372 ТК РФ
1. Комментируемая статья посвящена процедуре учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов. Законодательство о труде, действовавшее до принятия ТК, не содержало ни порядка получения согласия, ни порядка учета мнения органов профсоюзов по поводу решений, затрагивающих существенные интересы работников. Сложилась интересная ситуация: предоставляя профсоюзам право на участие в принятии почти всех решений, принимаемых работодателем, законодатель не выработал механизмов его реализации.
Этот законодательный пробел использовали не только недобросовестные работодатели, но и некоторые профсоюзы. Они могли блокировать принятие работодателем решения, что создавало препятствия для реализации собственником предоставленных ему законом прав, затрудняя предпринимательскую деятельность. По сути, профсоюз мог отклонить любое решение, предлагаемое работодателем, даже не мотивируя причины несогласия с его действиями. Причем предприниматели не имели права обжаловать подобные решения. Все это побуждало работодателя нарушать законодательство о труде.
2. В настоящее время законодательно установлено, что далеко не каждое решение, принимаемое работодателем, должно обсуждаться с профсоюзами или иными представительными органами работников, а только то, которое прямо названо в законе или коллективном договоре (см. коммент. к ст. 371). В предусмотренных законом случаях работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Под первичной профсоюзной организацией законодатель понимает добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза (ст. 3 Закона о профсоюзах).
Выборный орган первичной профсоюзной организации или профсоюзный орган образуется в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации.
Процедура учета мнения профсоюзного органа предусматривает не только направление этому органу проекта соответствующего акта. Направляя ему проект локального нормативного акта, работодатель обязан представить обоснование необходимости принятия как подобного акта, так и содержащихся в нем положений, которые затрагивают существенные интересы работников.
Профсоюзный орган обязан рассмотреть обращение работодателя коллегиально, с соблюдением кворума, необходимого для принятия решения. В противном случае решение такого органа может быть признано нелегитимным.
Не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта локального нормативного акта профсоюзный орган направляет работодателю свое письменное мотивированное мнение.
Все значимые обстоятельства выборный профсоюзный орган вправе обсуждать с участием представителей работодателя и специалистов, разрабатывавших проект данного акта. Эти лица могут дать пояснения, необходимые для принятия профсоюзным органом взвешенного и грамотного решения.
Если профсоюзный орган в своем мотивированном мнении не согласен с проектом локального нормативного акта либо предлагает его усовершенствовать, работодатель может либо согласиться с ним, либо в трехдневный срок после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным органом.
3. Важно помнить, что при обосновании своего мнения профсоюзный орган должен ссылаться на положения законодательства, коллективный договор, локальные нормативные акты, уже действующие в организации, на положения трудовых договоров, заключенных с работниками, нормы Генерального, отраслевого тарифного и иных соглашений, на правовые обычаи и обыкновения, сложившиеся в данной сфере, отрасли, местности.
Если такие мотивировки отсутствуют, являются неполными или противоречивыми, работодатель вправе расценить их как уклонение профсоюзного органа от согласования позиций и потому принять локальный акт в той редакции, которая предлагалась профсоюзному органу на согласование. При этом действия профсоюзного органа по обжалованию или отмене безмотивно отклоненного решения должны быть признаны неправомерными.
Таким образом, именно мотивация решения профсоюзного органа должна стать предметом дополнительных переговоров и консультаций, а не просто отказ согласовать локальный нормативный акт.
Разногласия, возникшие в ходе переговоров, оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.
В соответствии с ч. 4 ст. 372 такой акт может быть обжалован в государственную инспекцию труда или суд. Кроме того, выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном гл. 61 ТК.
При получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа государственная инспекция труда обязана в течение месяца провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи это предписание обязательно для исполнения. Предписание об отмене локального нормативного акта может быть обжаловано в судебном порядке, т.к. только суд в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством может провести полную, всестороннюю и объективную проверку всех обстоятельств дела, с учетом позиций и доводов сторон, защиты их законных прав и интересов.
В ТК РФ предусмотрены следующие ситуации, когда необходим учет мнения выборного органа ППО (профсоюзного органа):
- при принятии локальных нормативных актов (далее — ЛНА) в порядке ст. 372 ТК РФ, а также при принятии иных документов и/или решений работодателя, в отношении которых в ТК РФ установлена необходимость применения ст. 372 ТК РФ (например, при составлении графика отпусков — ст. 123 ТК РФ, введении режима неполного рабочего дня — ст. 74 ТК РФ);
- при расторжении трудового договора по инициативе работодателя с работником, являющимся членом профсоюза (ст. 373 ТК РФ);
- во всех остальных ситуациях, упомянутых в ТК РФ (например, привлечение работника к сверхурочной работе в случаях, не указанных в ТК РФ, — ст. 99 ТК РФ).
Рассмотрим первые две ситуации, для каждой из которых предусмотрена своя процедура учета мнения выборного органа ППО.
Начнем с определений.
Трудовой кодекс предлагает нам на выбор – чье мнение учитывать. Либо выборного органа первичной профсоюзной организации, либо иной представительный орган работников, н-р Совет трудового коллектива. Если такие органы существуют на вашем предприятии, их мнение при приеме обязательных нормативных актов должно быть учтено и оформлено в виде протокола, о чем и должно стоять согласительная надпись на ЛНА.
Обращаю ваше внимание на то, что создание представительного органа работников не является обязанностью работодателя. Более того, работодатель не имеет права учитывать мнение органа работников, который создал сам, или финансирует его работу. Об этом упомянуто в ст. 22 ТК РФ, а в ст. 36 ТК РФ, посвященной ведению коллективных переговоров прямо сказано – «Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.» А вот создание условий для работы такого органа – это обязанность. Данная обязанность работодателя закреплена в ст. 32 ТК РФ. К созданию условий относиться и предоставление места для проведения заседаний, обеспечение возможности довести до всех сотрудников информацию о работе таких органов, о принятых ими решениях, т.е. предоставить каналы связи имеющиеся у работодателя.
Что такое – представительный орган работников предприятия
Одним из представительных органов работников является профсоюз. Мы не будем подробно останавливаться на том, как создаются профсоюзы, какие глобальные проблемы решают, как ведут свою деятельность и т.д. Это не тема нашей статьи. Остановимся только на том, как надо учитывать мнение профсоюза, если это требует законодательство и на предприятии есть первичная профсоюзная организация. (Интересующихся деятельностью профсоюзного движения, рекомендую почитать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996г. Текст можно скачать в приложениях к нашей статье).
Итак, для того, чтобы работодатель учел мнение профсоюза, необходимо, чтобы он отражал мнение более половины работников предприятия. Если же профсоюз оказался на предприятии в меньшинстве, то остальные работники могут уполномочить его представлять свои интересы (ч.2 ст. 30 ТК РФ). Также надлежит поступить, если на предприятии несколько профсоюзных организаций и ни одна из них не объединяет большинство работников. О проведении собрания для выбора уполномоченного представителя работников читайте ниже.
Трудовой кодекс ставит в равные условия профсоюзы и иные представительные органы работников предприятия (ст. 31 ТК РФ). Что же необходимо сделать, что бы на предприятии появился такой орган? (ВНИМАНИЕ! Описываемые в этом разделе статьи действия должны произвести сами работники. Работодатель не может участвовать в этом процессе. Роль работодателя ограничивается тем, что он не препятствует и создает условия
).
Состав и структура правил внутреннего трудового распорядка
В соответствии с Трудовым кодексом () правила должны содержать следующие разделы:
- общие положения;
- порядок приема и увольнения работников;
- права и обязанности работника и работодателя;
- ответственность работника и работодателя;
- режим работы, время отдыха;
- порядок оплаты труда (размер, порядок выплаты, сроки и место выплаты);
- применяемые к работникам меры поощрения и взыскания;
- заключительные положения.
Также в соответствии со спецификой деятельности компании обязательными для включения в правила внутреннего трудового распорядка являются:
- порядок ведения суммированного учета рабочего времени;
- порядок и сроки ознакомления с графиками работы или сменности;
- перечень должностей с ненормированным рабочим днем (можно вывести в отдельный локальный нормативный акт);
- продолжительность дополнительного отпуска;
- случаи, продолжительность и порядок предоставления специальных перерывов для обогрева и отдыха;
- перечень работ, где по условиям труда невозможно предоставление перерывов для отдыха и питания;
- порядок направления работников в командировку, оформления и оплаты расходов, связанных с командировкой (можно вывести в отдельный локальный нормативный акт);
- размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, которым установлены разъездной характер работы или работа в пути, а также перечень таких должностей (можно вывести в отдельный локальный нормативный акт).
Стороны в согласовательной процедуре
В данной процедуре участвует две стороны – представитель работодателя и представитель работников и их отношения регулируются ст. 372 ТК РФ.
Представитель работодателя — руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица (ст. 33 ТК РФ).
Представитель работников:
Первичная профсоюзная организация
- Если объединяет более половины работников — имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников (ч. 3 ст. 37 ТК РФ)
- Если не объединяет более половины работников данного работодателя — она может быть уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнёрстве на локальном уровне (ст. 31 ТК РФ)
Иной представитель (представительный орган)
- Избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) работников в случаях:
• когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации;
• ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне. (ст. 31 ТК РФ)
ВНИМАНИЕ! Если в процессе согласования проводятся коллективные переговоры, то представители работников, участвующие в согласовании, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство:
- подвергнуты дисциплинарному взысканию,
- переведены на другую работу,
- или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы (ч. 3 ст. 39 ТК РФ).
Таблица. Случаи, при которых в ТК РФ указана необходимость учитывать мнение выборного органа ППО или иного представительного органа
Статья ТК РФ, где упоминается о необходимости обращения работодателя в представительный орган работников
Статья 74 «Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда» ТК РФ
Речь идет об изменении работодателем условий трудового договора по следующим причинам: в связи с изменением организационных или технологических условий труда (изменениями в технике и технологии производства, структурной реорганизацией производства и пр.).
В том случае, когда эти причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (в порядке ст. 372 ТК РФ) вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.
В ТК РФ предусмотрены следующие ситуации, когда необходим учет мнения выборного органа ППО (профсоюзного органа):
- при принятии локальных нормативных актов (далее — ЛНА) в порядке ст. 372 ТК РФ, а также при принятии иных документов и/или решений работодателя, в отношении которых в ТК РФ установлена необходимость применения ст. 372 ТК РФ (например, при составлении графика отпусков — ст. 123 ТК РФ, введении режима неполного рабочего дня — ст. 74 ТК РФ);
- при расторжении трудового договора по инициативе работодателя с работником, являющимся членом профсоюза (ст. 373 ТК РФ);
- во всех остальных ситуациях, упомянутых в ТК РФ (например, привлечение работника к сверхурочной работе в случаях, не указанных в ТК РФ, — ст. 99 ТК РФ).
Рассмотрим первые две ситуации, для каждой из которых предусмотрена своя процедура учета мнения выборного органа ППО.
Субъекты локального нормотворчества и их полномочия по принятию локальных документов
Субъекты локального нормотворчества, и прежде всего работодатель, получили значительную свободу как в формировании, так и в реализации собственных норм права. Принципиальные подходы, связанные с разработкой и принятием локальных нормативных актов, в основном сформулированы в ст. ст. 8, 9, 372 ТК РФ.
Круг субъектов локального нормотворчества определен законодательными актами. Основным субъектом в соответствии с ТК является работодатель. Он может (а в отдельных случаях, в частности, в соответствии со ст. 68 ТК — должен) принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, только в пределах своей компетенции, которая в соответствии с ч. 1 ст. 8 ТК определена законами и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями.
Порядок (процедуры) учета мнения профоргана при расторжении трудового договора по инициативе работодателя
В соответствии с ч. 2 ст. 82 ТК РФ в установленных законом случаях трудовой договор с работниками — членами профсоюза прекращается с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Из этого следует, что работник сам извещает работодателя о членстве в профсоюзе, если желает воспользоваться правом на защиту трудовых прав профессиональным союзом.
Речь идет о трех случаях увольнений, которые перечислены в ст. 82 ТК: п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК — сокращение численности или штата работников; п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК — несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК — неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Согласование с профсоюзом графика отпусков
» Председатель первичной профорганизации / / Мотивированное мнение от « » 200 г.
Помимо обязанности по составлению графика отпусков Трудовой кодекс устанавливает крайний срок, когда документ должен быть обязательно утвержден.
получил (а) (ФИО представителя работодателя) « » 200 г. . (подпись) Примерный образец оформления мотивированного мнения выборного органа профсоюзной организации по проекту приказа (распоряжения) работодателя о расторжении трудового договора по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 80 ТК (Дата и исходящий номер документа) (наименование организации) (должность, ФИО представителя работодателя) ВЫПИСКА ИЗ РЕШЕНИЯ (наименование выборного органа первичной профсоюзной организации) о мотивированном мнении по вопросу принятия работодателем локального нормативного акта (наименование проекта приказа (распоряжения руководителя) рассмотрел полномочным составом Обращение (наименование выборного профоргана) работодателя № от « » 200 г.
Профессиональные союзы и их объединения
Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (с изменениями на 30 ноября 2021 года)
Профсоюзы относятся к добровольным объединениям граждан, связанных совместными интересами в силу рода собственной деятельности, которые создаются, чтобы защищать их трудовые права и интересы. Подобные структуры наделены одинаковыми правами.
Право образовывать профсоюзы можно использовать свободно, без получения дополнительных разрешений. Сделать это имеет возможность всякий человек, который достиг 14-летнего возраста и осуществляет трудовую деятельность в конкретной структуре.
В российских трудовых профсоюзах имеют право состоять:
- граждане России;
- иностранцы и особы, которые не имеют гражданства, однако проживают на территории РФ, исключение составляют ситуации, которые установлены законами федерального уровня или контрактами международного уровня.
Профсоюзы наделены правом в отношении создания своих объединений. Возникать они могут исходя из отраслевых, территориальных или иных признаков, которые учитывают профессиональную специфику.
Порядок согласования ЛНА
Прежде всего отметим, что порядок разработки и утверждения ЛНА работодатель определяет сам, закрепив его в соответствующем документе, которым также может быть ЛНА или другой документ (например, приказ).
А вот процедура согласования с представительным органом работников регламентирована ст. 372 ТК РФ.
Итак, работодатель перед утверждением ЛНА должен направить его проект и обоснование по нему в представительный орган работников.
Принятие ЛНА по согласованию с представительным органом работников в случаях, не установленных Трудовым кодексом, может предусматриваться коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ).
…при принятии локальных нормативных актов
Процедура установлена ст. 372 ТК РФ и состоит из следующих этапов:
- проект ЛНА и его обоснование следует направить в выборный орган ППО, представляющий интересы всех или большинства работников;
- данный орган обязан рассмотреть проекты документов и дать по ним мотивированное письменное заключение. Срок — 5 рабочих дней с момента получения документов;
- если заключение не содержит согласия с проектом ЛНА или содержит замечания по доработкам, работодатель либо соглашается с мнением выборного органа ППО и принимает ЛНА в предложенной им редакции, либо в течение 3 дней с момента получения соответствующего мнения проводит с ним консультации;
- если согласие не достигнуто, составляется протокол разногласий и работодатель имеет право принять ЛНА;
- после принятия ЛНА вопреки мнению выборного органа ППО последний может:
- обжаловать ЛНА в суд или инспекцию по труду (далее — ГИТ),
- инициировать процедуру коллективного трудового спора;
- в случае обращения профсоюзного органа в ГИТ с жалобой на ЛНА инспекция обязана в течение одного месяца провести проверку и при выявлении нарушений выдать работодателю предписание о его отмене.
Примечание. Что должно содержаться в ЛНА, как его разработать, завизировать и утвердить, как ознакомить с ним работников, читайте в статье «Утверждаем локальный нормативный акт» на с. 26 журнала N 2, 2015.
Что такое – представительный орган работников предприятия
Одним из представительных органов работников является профсоюз. Мы не будем подробно останавливаться на том, как создаются профсоюзы, какие глобальные проблемы решают, как ведут свою деятельность и т.д. Это не тема нашей статьи. Остановимся только на том, как надо учитывать мнение профсоюза, если это требует законодательство и на предприятии есть первичная профсоюзная организация. (Интересующихся деятельностью профсоюзного движения, рекомендую почитать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996г. Текст можно скачать в приложениях к нашей статье).
Итак, для того, чтобы работодатель учел мнение профсоюза, необходимо, чтобы он отражал мнение более половины работников предприятия. Если же профсоюз оказался на предприятии в меньшинстве, то остальные работники могут уполномочить его представлять свои интересы (ч.2 ст. 30 ТК РФ). Также надлежит поступить, если на предприятии несколько профсоюзных организаций и ни одна из них не объединяет большинство работников. О проведении собрания для выбора уполномоченного представителя работников читайте ниже.
Трудовой кодекс ставит в равные условия профсоюзы и иные представительные органы работников предприятия (ст. 31 ТК РФ). Что же необходимо сделать, что бы на предприятии появился такой орган? (ВНИМАНИЕ! Описываемые в этом разделе статьи действия должны произвести сами работники. Работодатель не может участвовать в этом процессе. Роль работодателя ограничивается тем, что он не препятствует и создает условия).