Законно ли отправлять за свой счет учителей во время каникул

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законно ли отправлять за свой счет учителей во время каникул». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно законодательству режим рабочего времени на каникулах регулируется локальными нормативными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера и особенностей (п. 4.6. Приказа № 536).

Может ли педагог, выполнивший работу руководителя, не являться на работу?

Отсутствие работника на рабочем месте во время каникул, вопреки закрепленной локальными актами обязанности находиться на рабочем месте, может расцениваться как прогул.

Некоторые сотрудники ошибочно полагают, что во время каникул они не обязаны находиться в образовательном учреждении. Это не так, и вот почему.

Время каникул, не совпадающее с периодом отпуска, — это обычное рабочее время педагога. Поэтому отсутствие на работе дает руководителю право зафиксировать прогул.

Внимание! Однако если в образовательном учреждении не разработаны локальные акты, регулирующие порядок работы педагогов в каникулы, и не утверждены графики работы педагогов либо не конкретизировано место выполнения таких работ, то педагог вправе выполнять такие работы вне рабочего места.

Как оплачивается переработка?

Согласно трудовому законодательству сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться локальными нормативными актами учреждения (ст. 152 ТК РФ).

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха (ст. 153 ТК РФ).

Режим работы в каникулярный период

Режим работы педагогических работников в период каникул устанавливается в соответствии с разд. IV Приказа N 69. Согласно п. 4.6 Приказа N 69 режим рабочего времени всех работников в этот период времени регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера. При этом необходимо помнить некоторые особенности работы в каникулярный период:

  1. в каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 данного Приказа, с сохранением заработной платы в установленном порядке (п. 4.2 Приказа N 69).

Напомним, что п. 2.3 Приказа N 69 установлено: часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника, и включает:

  • выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, проведением родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
  • организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
  • время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
  • периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания последнего учебного занятия;
  • выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
Читайте также:  Опубликован ранжированный конкурсный список абитуриентов СГУ

Обратите внимание! Учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул;

  1. режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу во время летних каникул обучающихся, воспитанников, определяется в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей (п. 4.3 Приказа N 69);
  2. режим рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в каникулярный период определяется в пределах времени, установленного по занимаемой должности. Указанные работники в предусмотренном законодательством порядке могут привлекаться к выполнению хозяйственных работ, не требующих специальных знаний (п. 4.4 Приказа N 69).

Режим работы в каникулярный период

Режим работы педагогических работников в период каникул устанавливается в соответствии с разд. IV Приказа N 69. Согласно п. 4.6 Приказа N 69 режим рабочего времени всех работников в этот период времени регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера. При этом необходимо помнить некоторые особенности работы в каникулярный период:

  1. в каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 данного Приказа, с сохранением заработной платы в установленном порядке (п. 4.2 Приказа N 69).

Напомним, что п. 2.3 Приказа N 69 установлено: часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника, и включает:

  • выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, проведением родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
  • организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
  • время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
  • периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания последнего учебного занятия;
  • выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

Обратите внимание! Учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул;

  1. режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу во время летних каникул обучающихся, воспитанников, определяется в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей (п. 4.3 Приказа N 69);
  2. режим рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в каникулярный период определяется в пределах времени, установленного по занимаемой должности. Указанные работники в предусмотренном законодательством порядке могут привлекаться к выполнению хозяйственных работ, не требующих специальных знаний (п. 4.4 Приказа N 69).

Как делать ДЗ на каникулах, чтобы оно не сильно раздражало?

  • Во-первых, не затягивайте. Внимательно оцените заданный объем, вычеркните, на ваш взгляд, лишнее (о чем стоит уведомить педагога), и распределите на весь период каникул. Пусть ребенок делает задания равномерно, чтобы в конце лета не сидеть за учебниками сутки напролет;
  • Во-вторых, учитывайте биоритм своего ученика. Как правило, самая высокая работоспособность у детей – утром. Старайтесь усадить его за стол именно в эти часы. Так получится продуктивнее, быстрее и качественнее.
  • В-третьих, не относитесь к ДЗ, как к «покупке билета в счастливую жизнь». Пусть делает, как умеет. В конце концов, ваша цель – подтянуть знания, а не побить олимпийский рекорд.
  • В-четвертых, помогайте. В разумных пределах, конечно. Помните, как только ДЗ начнет напрягать, ребенок откажется его делать. Сам вам напомнит, что не обязан. Не доводите его до крайней точки.
  • Организуйте комфортные рабочие условия. Пусть ученик делает ДЗ в тишине, в прохладной, светлой комнате, без отвлекающих факторов.
Читайте также:  Новые штрафы ГИБДД без страховки в 2024 году

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора. Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе. Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям. Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

Неоплачиваемый отпуск по инициативе работодателя

Инициатива об отпуске без сохранения заработной платы исходит только от сотрудника. Работодатель не вправе навязать работнику подобный отдых.

Категория Длительность в календарных днях
Участник Великой Отечественной войны До 35
Работающий пенсионер (по старости) До 14
Родитель и жена (муж) военных, сотрудников силовых структур, которые погибли или умерли из-за ранения во время исполнения обязанностей по службе До14
Трудящийся инвалид До 60
Любой сотрудник, у которого родился ребенок, зарегистрирован брак, умерли близкие До 5

В остальных случаях наниматель не обязан согласовывать обращение сотрудника.

Головная боль учителей

«Отработка — ещё одна моя головная боль, — откровенничает Надежда Геннадьевна, учитель одной из гимназий Челябинска. — У нас за каждым классом закреплён участок пришкольной территории. Директор требует, чтобы он был чист и ухожен. Именно этот участков мы подметаем и освобождаем от листьев, сажаем там цветочки, полем их, гоняем собачников. Лето — пора, чтоб ухаживать за всходами. Вот вы сейчас напишете — и никто не придёт отрабатывать. Скажут, не хочу и не буду. Что я сделаю? Да ничего! Каждое собрание взываю к совести родителей, а всякий классный час — учеников. Говорю и об обязанностях помогать школе, и о трудовом воспитании, многие своих детей вообще к труду не приучают, боятся, что те переработают. Директор увидит, что наш участок не ухожен. Мне что, самой идти полоть? В советское время все отрабатывали. В колхоз ездили, пахали, как рабы. Хоть бы кто-то возмутился!».

Как делать ДЗ на каникулах, чтобы оно не сильно раздражало?

  • Во-первых, не затягивайте. Внимательно оцените заданный объем, вычеркните, на ваш взгляд, лишнее (о чем стоит уведомить педагога), и распределите на весь период каникул. Пусть ребенок делает задания равномерно, чтобы в конце лета не сидеть за учебниками сутки напролет;
  • Во-вторых, учитывайте биоритм своего ученика. Как правило, самая высокая работоспособность у детей – утром. Старайтесь усадить его за стол именно в эти часы. Так получится продуктивнее, быстрее и качественнее.
  • В-третьих, не относитесь к ДЗ, как к «покупке билета в счастливую жизнь». Пусть делает, как умеет. В конце концов, ваша цель – подтянуть знания, а не побить олимпийский рекорд.
  • В-четвертых, помогайте. В разумных пределах, конечно. Помните, как только ДЗ начнет напрягать, ребенок откажется его делать. Сам вам напомнит, что не обязан. Не доводите его до крайней точки.
  • Организуйте комфортные рабочие условия. Пусть ученик делает ДЗ в тишине, в прохладной, светлой комнате, без отвлекающих факторов.

Кого нужно оповестить о том, что ребенок будет отсутствовать по семейным обстоятельствам

Опасаясь, что у школьной администрации могут возникнуть претензии к ребенку из-за его отсутствия на занятиях, родители стараются оповестить всех: каждого учителя, завучей, иногда даже директора.

На самом деле, в этом нет необходимости. Достаточно поставить в известность классного руководителя о том, что ученика не будет по семейным обстоятельствам. При необходимости он сам уже сообщит это учителям. Завучи же, а тем более директор, как правило, не интересуются, присутствует ли на уроках в конкретном классе конкретный ученик. Однако даже если они придут с проверкой, классный руководитель сможет объяснить, что подростка нет по уважительной причине.

Читайте также:  Как сделать перерасчет платы за коммунальные услуги?

Как оплачивается труд во время каникул?

В каникулярный период все педагоги, включая тех, кто работает с обучающимися на дому, обеспечиваются педагогической нагрузкой, им выплачивается заработная плата.

Такой период являются рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством РФ. Поэтому наступление каникул не является основанием для уменьшения заработной платы.

Следовательно, если на указанный период неполное рабочее время сотруднику не устанавливалось, то заработная плата начисляется в общем порядке.

Внимание! Неполное рабочее время может устанавливаться только по соглашению работника и работодателя. В данном случае труд работника будет оплачиваться пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Отметим, что конкретные правила расчета оплаты труда зависят от типа образовательного учреждения.

За время работы в период каникул обучающихся оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

Следует отметить, что в этот период изменяется характер работы педагогов, а, следовательно, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).

Установленная заработная плата выплачивается ежемесячно, исходя из фактического количества часов учебной нагрузки в неделю, а также размера ставки заработной платы, предусмотренной за норму часов педагогической работы.

Является ли привлечение педагога к работе в пришкольном лагере законным?

Если сроки лагерной смены не совпадают со сроками отпуска педагога, то руководство учреждения вполне может его привлечь к работе в таком лагере. Как правило, это определено в трудовом договоре или в должностной инструкции. Отметим, что дополнительно данная работа не оплачивается.

Необходимо знать, что такой педагог может выполнять обязанности только в рамках своей трудовой деятельности. От работника в данном случае требуется письменное согласие на назначение его начальником лагеря или воспитателем.

Внимание! Педагогические работники могут работать в лагерях, находящихся в другой местности, исключительно только в период своего отпуска и на условиях дополнительного трудового договора.

Таким образом, во избежание лишних проверок, а также установления своих «местечковых» правил расчета рабочего времени педагога, руководителю организации следует заранее предусмотреть возможность рационального использования рабочего времени своих работников.

Как оформить отпуск учителя за свой счет

Согласно части 1 статьи 128 Трудового кодекса РФ, инициатива предоставления отпуска за свой счет должна исходить от учителя.

Для издания соответствующего приказа педагог должен написать заявление на имя руководителя образовательного учреждения, указав в нем причины предоставления отпуска за свой счет и конкретные (планируемые) даты. Например: «Прошу предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью пять календарных дней со 2 по 6 февраля 2015 г. в связи с регистрацией брака». Для достоверности сведений к заявлению могут быть приложены документы, подтверждающие право на такой отпуск.

Если работодатель сочтет указанные в заявлении причины неуважительными, он вправе отказать работнику в отпуске. Правда, за исключением случаев, когда отказ в предоставлении отпуска недопустим в соответствии с частью 2 статьи 128 Трудового кодекса РФ и другими законами РФ.

Если работодатель согласен отпустить учителя в отпуск за свой счет, то отдел кадров учреждения издает соответствующий приказ. Для этого применяются унифицированная форма № Т-6 (на одного работника) или № Т-6а (на группу работников), утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

В данном случае в разделе «Б» формы № Т-6 необходимо указать «отпуск без сохранения заработной платы», количество календарных дней отпуска и даты, на которые он предоставляется сотруднику. Если отпуск учителя за свой счет оформляется вместе с ежегодным основным оплачиваемым отпуском, то необходимо таккже заполнить раздел «А» данной формы. А вот в разделе «В» указывается общее количество дней отпуска (основного и за свой счет) и его даты. Причем независимо от того, заполнен ли раздел «А».

Оформленный приказ подписывает руководитель учреждения или иное уполномоченное на это лицо. С приказом о предоставлении отпуска педагог должен ознакомиться под подпись. Информацию об отпуске за свой счет отражают в разделе VIII личной карточки работника (унифицированная форма № Т-2 ). В соответствующих графах такой формы указываются: вид отпуска («без сохранения заработной платы»), количество календарных дней отпуска с указанием даты его начала и окончания, а также основание отпуска (реквизиты приказа о предоставлении такого отпуска).

Отметим, что на время отпуска без сохранения заработной платы за педагогом сохраняются место его работы и должность.

А.Куприн,
консультант по вопросам начисления заработной платы, социальных пособий и их налогообложения

Кто может претендовать

С 2016 года утверждены новые правила предоставления такого отпуска.

Согласно правилам претендовать на отпуск сроком до одного года могут педагогические работники, замещающие должности, поименованные в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.

Обозначим категории работников дошкольных учреждений и школ, которые имеют право на длительный отпуск:

  • воспитатель, старший воспитатель;
  • инструктор-методист, инструктор по труду, инструктор по физической культуре;
  • концертмейстер;
  • логопед;
  • мастер производственного обучения;
  • методист;
  • музыкальный руководитель;
  • педагог дополнительного образования;
  • педагог-библиотекарь, педагог-организатор, педагог-психолог;
  • преподаватель;
  • социальный педагог;
  • старший вожатый;
  • тренер-преподаватель;
  • тьютор;
  • учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *