Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законы РФ о тахографах для грузовых авто в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
Кто имеет право проверять тахограф с режимом труда и отдыха водителя в рейсе
О том, что водитель обязан предоставить органам Госнадзора аппарат к осмотру, выдать, если требуется, карту и распечатку времени пребывания за рулем с перерывами, упоминается в Постановлении Правительства РФ №1090 (23/10-93 г.). Следовательно, выписать штраф на дороге могут как сотрудники полиции, так и УГДН.
Обратите внимание: Приказ Минтранса №36 (13/02-13 г.), где содержалась информация о тахографах, утратил силу. На его замену вышел новый: №438 (26/10-20 г.), в котором регламентирован Порядок оснащения ТС приборами для контроля режима труда и отдыха. Правила эксплуатации, технического обслуживания СКЗИ приведены в Приказе №440 (28/10-20 г.).
Какие требования к онлайн-тахографу
С учетом того, что онлайн-тахограф должен автоматически передавать на сервер данные, которые к тому же имеют юридическую силу, то и требования к нему установлены соответствующие. Мы выделили из Приказа Минтранса №440 самую важную информацию.
- Бортовое устройство с функцией передачи данных должно иметь защищенный от вскрытия опломбированный корпус.
- Тахографы нового типа должны быть оснащены разъемом для подключения GSM/GPRS-антенны, слотом для SIM-карты и связным модулем, обеспечивающим передачу информации в АИС ТК.
- Устройства должны быть оборудованы блоком криптографической защиты информации (СКЗИ), который будет осуществлять квалифицированную подпись водителя и её передачу в зашифрованном виде в систему АИС ТК.
- Блок СКЗИ должен устанавливаться таким образом, чтобы не снимать бортовое устройство и не нарушать пломбировку корпуса.
- Онлайн-тахографы должны быть оборудованы датчиками ускорения.
Приказ Минтранса №440 устанавливает требования не только к самим бортовым устройствам, но и к картам водителя и предприятия.
Кто должен ставить тахограф в 2023 году
Несмотря на целый ряд изменений в законодательстве, основной список транспортных средств, которые обязаны иметь тахографы, остался прежним. Тахографами должны быть оборудованы следующие автомобили.
- Автобусы — транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров.
- Все автомобили категории «С» тяжелее 3,5 тонн, которые принадлежат юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.
- Грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонн, которые принадлежат физическим лицам.
- Грузовые автомобили, которые перевозят опасные грузы.
С 2023 года согласно Приказу Минтранса №440 из оснащения тахографами исключены:
- транспортные средства дипломатических представительств и консульских учреждений;
- транспортные средства ГУСП РФ и подведомственных ему учреждений.
Как же сложно объяснять заказчикам требования закона, когда они в ответ оперируют фразами типа «мне кто-то сказал» или «я где-то слышал». Чтобы никто не смог сказать что-либо подобное про нашу статью, сразу обозначим — мы будем ссылаться только на документально установленные нормы! Никакой «отсебятины» здесь не будет! Сроки и категории автомобилей, которым нужно устанавливать тахограф взяты исключительно из нормативных документов. Абсолютно любой пункт этого материала можно проверить, если самостоятельно прочитать соответствующие приказы и постановления, ссылки конечно укажем. Итак, все что касается тахографии в России сводится всего к трем основным нормативно-правовым документам.
Действие закона применяется к юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов. Проще говоря, если Ваш грузовой автомобиль до 3,5 тонн, и нет автобуса, то Вам тут делать нечего! Остальным, следует читать дальше!..
Отдельно отметим, что приказы Минтранса №36 и №273 только указывают кому и в какие сроки нужно устанавливать тахограф. А вот какой именно тахограф устанавливать — ЕСТР или с блоком СКЗИ, зависит уже от самого собственника автомобиля. Если у Вас есть соответствующие допуски и разрешения для выполнения международных перевозок, и Вы реально собираетесь выполнять такие рейсы, можно ставить тахограф ЕСТР, если нет — то СКЗИ. Для тех, кто хочет установить тахограф ЕСТР ради экономии — сообщаем, что это только видимость и иллюзия. Легитимный европейский тахограф, установленный по всем правилам ЕСТР обходится на порядок дороже, чем с блоком СКЗИ. Настоятельно не рекомендуем покупать и устанавливать б/у устройства, скорее всего он уже вышел из законного оборота при международных перевозках и его Вам просто «втюхивают», чтобы избавиться. Однако, порядок подбора тахографа ЕСТР и его легитимная установка это огромный материал для совсем другой статьи. Если будут запросы, обязательно напишем.
Тахографы на грузовые автомобили: зачем это нужно
Тахограф — это бортовой самописец, который работает и днем, и ночью, без праздников и выходных. Он ежесекундно фиксирует всю информацию о скоростном режиме, времени в пути, маршруте и главное, в его задачу входит фиксация времени, проведенного водителем за рулем и времени, потраченного на отдых. Водительский организм не железный и он может нормально функционировать только определенное время, после чего ему нужен отдых. Тахограф четко фиксирует количество часов, которые водитель потратил на работу и на отдых. Пресечь нарушения устройство пока не может, но доложить куда положено тахограф обязан. В случае нарушения водителем скоростного режима или режима работы, работник будет наказан либо органами дорожного надзора, либо в своей организации. А она обязана контролировать данные тахографа после каждого рейса.
Изначально тахографы были аналоговыми и снимали всю информацию, необходимую для составления полной информации о рейсе, с аналоговых датчиков. Носителем информации в таких устройствах был картонный диск, тахошайба, которую готовил к рейсу и заполнял сам водитель. Точность выходной информации с таких приборов была посредственной, да и после ДТП считывание данных было зачастую невозможным — устройство могло повредиться. К тому же за длительный срок использования таких приборов водители научились запросто изменять показания, поскольку дату и время они проставляли сами. В Европе аналоговые тахографы запрещены еще с 2006 года. С этого же периода все новые грузовики, выпущенные в ЕС, стали оборудовать цифровыми тахографами, которые соответствуют европейским нормам учета данных.
Изменения в законе 2023-2024 года. Аналоговый тахограф не пройдет
Согласно новому постановлению, все автомобили для коммерческих грузовых и пассажирских перевозок должны быть оборудованы цифровыми тахографами с модулем СКЗИ ( разрешенные модели указаны на сайте Росавтотранса) в сроки до 1 июля 2016 года. Следовательно, все аналоговые шайбовые тахографы, а также устройства, не умеющие считывать карты и подключаться к принтерам (это, как правило, азиатский стандарт), включая электронные тахографы без модуля СКЗИ, должны быть заменены. Это касается всех грузовых автомобилей и автобусов, занимающимися коммерческими перевозками. Здесь есть лазейка — если грузовик в собственности у физического лица, то использование тахографа, вроде как, необязательно. Однако для коммерческих перевозок все же необходимо оформлять ИП, что делает эту лазейку еще уже. Некоторые транспортные компании для оптимизации расходов практикуют такую штуку: оформляют грузовики, как собственность водителей. Но ведь и водитель не лыком шит — как только он увольняется с предприятия, автомобиль номинально остается в его собственности.
На какие транспортные средства ставится прибор?
При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.
К ним относятся:
- M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
- N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.
Чтобы избежать денежных взысканий в 2022 году, нужно не только установить устройство и следить за его работоспособностью, но и своевременно проводить проверку прибора. Тахограф признают допустимым к использованию только в том случае, если выполнены следующие требования:
- на пломбе отсутствуют следы физического воздействия;
- присутствует устройство, позволяющее контролировать показатели скоростного режима;
- установлен навигатор, подключенный к системе ГЛОНАСС и GPS;
- на самом приборе отсутствуют царапины, вмятины и дефекты, которые могут говорить о попытке физического воздействия на тахометр;
- корпус изделия цел;
- у водителя присутствует чип карты, которую использует только он.
Такие требования вытекают из положений приказа Минтранса РФ №440 от 28 октября от 2021 года. Если прибор не соответствует требованиям, это чревато наложением штрафов за тахограф по статье 11.23 КоАП РФ. Поэтому нужно следить за состоянием тахометра и своевременно его менять.
Согласно новым законодательным требованиям, обязательная установка тахографа на грузовики должна быть завершена к 1 января 2024 года. Этот срок установлен для всех грузовых автомобилей, включая новые и уже эксплуатирующиеся.
Данный срок является итогом внедрения поэтапной системы запуска новых правил и надлежащего времени для подготовки и адаптации к ним. Это дает возможность владельцам грузовиков планировать и осуществлять установку тахографа в удобное для них время и с минимальными нарушениями сроков.
Установка тахографа на грузовики является обязательной мерой для повышения безопасности дорожного движения и контроля за соблюдением правил водителем. Она позволяет точно фиксировать время работы, перерывов и отдыха водителя, а также скорости и пройденное расстояние. Следовательно, соблюдение сроков установки является важным моментом, который необходимо учитывать для соблюдения соответствующих законодательных требований и избежания штрафов.
Технические требования
Установка тахографа на грузовики в 2024 году требует соблюдения определенных технических требований. В соответствии с действующим законодательством, тахограф должен быть установлен на грузовое транспортное средство и соответствовать определенным характеристикам:
- Тахограф должен быть сертифицирован и иметь подтверждение о соответствии требованиям законодательства.
- Устройство должно быть установлено профессиональным техническим обслуживающим персоналом и находиться в исправном состоянии на протяжении всего времени эксплуатации.
- Тахограф должен иметь возможность регистрации и хранения данных о расстоянии, скорости, времени работы водителя и других параметрах, в соответствии с требованиями законодательства.
- Устройство должно быть защищено от несанкционированного доступа и вмешательства.
- Тахограф должен быть правильно настроен и калиброван для обеспечения точности и надежности регистрации данных.
- Устройство должно быть обеспечено функцией считывания данных, которая позволит контролировать соблюдение требований законодательства.
В случае несоблюдения вышеуказанных требований, грузовое транспортное средство может быть признано непригодным для эксплуатации или быть подвержено штрафным санкциям со стороны соответствующих контролирующих органов.
Изменения требований тахографа
В 2024 году были внесены изменения в требования к установке и использованию тахографов. Новые требования направлены на повышение безопасности дорожного движения, контроль за работой водителей и предотвращение нарушений.
Основные изменения, которые вступили в силу:
- Все новые грузовики с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны обязаны быть оснащены цифровым тахографом. Это требование распространяется как на грузовики, регистрируемые впервые, так и на существующие грузовики при их регистрации.
- Тахографы должны соответствовать Европейским нормам и быть утверждены по единому европейскому типу. Это гарантирует совместимость и одинаковые стандарты во всех странах Европейского союза.
- Водители обязаны быть осведомлены о требованиях, связанных с использованием тахографа и нести ответственность за правильную работу устройства и соблюдение установленных режимов работы и отдыха.
- Система фиксации времени отдыха и работы должна быть надежной и обеспечивать точность регистрации данных. Тахограф должен записывать следующую информацию: время начала и окончания работы и отдыха, продолжительность перерывов, пройденное расстояние, скорость движения и другие данные.
Обновленные требования к установке и использованию тахографов способствуют более точному контролю за работой водителей, предотвращению усталости за рулем и соблюдению правил безопасности на дорогах. Это повышает безопасность дорожного движения и снижает количество дорожно-транспортных происшествий.
Грузовики, на которые требуется установка тахографа
Согласно изменениям в требованиях, начиная с 2024 года все грузовики, вес которых превышает 3,5 тонн, обязаны быть оснащены тахографом. Многие грузовые автомобили, используемые в коммерческих целях, попадают в эту категорию.
Вот некоторые из самых распространенных типов грузовиков, на которые требуется установка тахографа:
Тип грузовика | Примечание |
---|---|
Фургон | Грузовые фургоны, используемые для перевозки различных товаров. |
Самосвал | Грузовики-самосвалы, используемые для перевозки сыпучих грузов, таких как песок, гравий или щебень. |
Бетономешалка | Грузовики, предназначенные для транспортировки свежего бетона. |
Специализированные грузовики | Это включает грузовики, адаптированные для определенных типов перевозок, такие как рефрижераторы для перевозки продуктов питания или автовозы для перевозки автомобилей. |
Обратите внимание, что это только некоторые примеры. Все грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонн, должны быть оснащены тахографом, независимо от их типа и назначения.
Категория «Н1»: Грузовики массой менее 3,5 тонн
В соответствии с требованиями «Проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении организационных и технических условий для транспортных средств,
которые не подлежат оборудованию тахографами», грузовики, относящиеся к категории «Н1» и имеющие массу менее 3,5 тонн, освобождаются от установки тахографа.
Параметр | Значение |
---|---|
Категория | Н1 |
Масса грузовика | менее 3,5 тонн |
Требование по установке тахографа | Не требуется |