Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Справочник по движимому и недвижимому имуществу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Указанное письмо ФНС от 01.10.2018 № БС-4-21/19038 основано на принятых нормативно-правовых актах и судебной практике о разнице движимого и недвижимого имущества. То есть, ничего принципиально нового в нём нет.
Стадионы и футбольные поля.
Мини-футбольные и футбольные поля представляют собой улучшения земельного участка, заключающиеся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком. Эти сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены.
Стадион стоит рассматривать как единое спортивное сооружение, состоящее из земельного участка, обустроенного особым образом и предназначенного для спортивных игр (футбольное поле и мини-футбольное поле), а также объектов недвижимости вспомогательного характера.
В целом, в отношении вышеприведенных объектов судебная практика является сформировавшейся. Вместе с тем, проблемы в понимании того, что подлежит кадастровому учету, а что является движимой вещью (некапитальным строением, улучшением участка и пр.), актуальны до сих пор. В первую очередь, это касается объектов, задействованных в промышленной и производственной деятельности.
Как пример – недавнее дело, дошедшее до Верховного суда. Компания была привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку не включила площадки, сформированные в результате инженерной подготовки кустов скважин в объект налогообложения по налогу на имущество организаций. ФНС посчитала, что эти площадки являются неотъемлемой частью кустов скважин как единого объекта капитального строительства и доначислила обществу налог. Три судебных инстанции согласились с налоговым органом, в частности, указав и на то, что эти сооружения с учетом своих технических характеристик без соразмерного ущерба не могут быть демонтированы или перемещены.
Однако ВС с такой позицией не согласился. Экономколлегия отметила, что спорные объекты представляют собой песчаные площадки (основание) для размещения на них сооружений и иных объектов, обеспечивающих добычу газожидкостной смеси. Данные сооружения лишь обеспечивают ровную и твердую поверхность участка и по существу являются улучшением этого участка. В связи с этим ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Но существуют примеры и с противоположными для организаций-налогоплательщиков выводами. Так, в 2018 году ВС согласился с налоговым органом и нижестоящими судами, решившими, что технологические трубопроводы и газоходы являются объектами недвижимости, поскольку.
- они спроектированы и смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает их прочную связь с землей;
- по своей конструкции объекты не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте;
- перемещение объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению, целостности конструкции, предусмотренной проектной документацией, и результатом данного действия будет возведение исключительно новых объектов со своим назначением и характеристиками.
Понятие и различия движимого и недвижимого имущества необходимо раскрыть для того, чтобы впредь не возникало путаницы. Начнем с определений.
Итак, недвижимым называют то имущество, что связано с землей. Характерной чертой является то, что его нельзя перенести с места на место, не причинив вреда. В виде исключения недвижимым имуществом называют космические корабли и морские суда.
Движимое имущество — это такое имущество, которое не относится к недвижимому. Отличительной чертой этого вида является то, что на него не требуется утверждение прав. Сюда можно отнести ценные бумаги, деньги и прочее.
Как вы видите, формулировки общие, и конкретных данных не имеют. По этой причине часто возникают вопросы о том, как платить налог за тот или иной объект.
Как правильно классифицировать
С 2013 года действуют правила, согласно которым необходимо обозначить принадлежность приобретения к определенной категории (движимое/недвижимое имущество) в бухгалтерском учете сразу после покупки. Как правило, с очевидными объектами вроде строительной техники или машины проблем не возникает. Эти вещи однозначно относятся к движимому имуществу.
Статья 130 Гражданского кодекса дает определение недвижимому имуществу. Там сказано, что им называют все, что неразрывно связано с землей. То есть, по идее, не должно возникнуть вопросов и при классификации сооружения. Движимое это имущество или недвижимое ? Если имеется капитальный фундамент, то оно причисляется к недвижимому.
В чем же тогда проблема? Она заключается в том, что в бухгалтерском учете и гражданском праве понятие этих объектов разное. К примеру, Гражданский кодекс оперирует понятиями «сложная» и «неделимая вещь», в то время как в бухучете таких определений нет.
В том же Гражданском кодексе говорится о том, что если несколько вещей образуют одно целое и используются по единому назначению, то называться это будет уже сложной вещью. Когда невозможно разделить объект без изменения его значения, вещь признается неделимой.
В бухгалтерском учете нет таких понятий, зато все вещи называются инвентарными объектами. Это может быть как отдельный элемент, который выполняет свои функции, так и объект со всеми сопутствующими приспособлениями.
Получается, что неделимая вещь по понятиям гражданского права в бухучете будет выглядеть как несколько инвентарных объектов, у которых разный срок полезного использования.
Чтобы было понятнее, приведем пример. Возьмем за основу здание с коммуникациями. Гражданский кодекс называет такой объект неделимой вещью. В то время как в Госстандарте от 1994 года рассматриваться здание будет по частям. То есть будет сеть канализации и газопровода, электросеть, сигнализационная сеть, телефонная и прочие.
Является объект движимым имуществом или относится к недвижимости
Движимое имущество, принятое на учет в качестве объекта основных средств с 1 января 2013 года, не признается объектом налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 274 НК РФ). В связи с этим для компании важно правильно определить вид приобретенного объекта.
Понятия движимого и недвижимого имущества содержатся в статье 130 ГК РФ. Однако в этой норме не установлен конкретный перечень таких объектов, а указан лишь общий критерий отнесения имущества к недвижимости. В частности, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей.
То есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст.34).
На практике такая формулировка вызывает споры в отношении широкого круга объектов — торговых павильонов, ангаров, пристроек к зданиям, складов, автомоек и автостоянок, АЗС, асфальтированных площадок и т. К тому же суды указывают, что связь объекта с землей не является единственным признаком, по которому он может быть отнесен к недвижимости (см.
И этот вопрос необходимо решать с учетом всех документов, имеющих отношение к спорному имуществу (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28. 12.
Рассмотрим, какими основными критериями на практике руководствуются суды при отнесении объекта основного средства к движимому или недвижимому имуществу.
Что относится к движимому имуществу?
Имущество, которым могут владеть российские граждане, классифицируется на два основных типа — движимое и недвижимое. При этом критерии отнесения той или иной собственности к первой или второй разновидности есть в российском законодательстве. Что относится к движимому имуществу в соответствии с источниками права РФ?
Мы можем изучить данный вопрос посредством:
- исследования положений законодательства;
- изучения точек зрения юристов, отражающих интерпретацию регулирующих пунктов в соответствующих источниках права, а также частные мнения по рассматриваемому вопросу.
Движимое имущество — все остальное, что не может быть признано недвижимостью. Прекрасный образец движимого имущества — деньги и ценные бумаги. Отличие в том, что регистрация прав на них не требуется.
Тем не менее из-за расплывчатости формулировки понятия движимого имущества возникает много неясностей, в частности в сфере налогообложения. Даже бухгалтер со стажем не всегда имеет верное представление, что именно из «движимости» освобождается от налога на имущество (ст. 374 НК РФ). Попробуем внести в этом вопросе некоторую ясность. Рассматривается имущество, принятое на баланс после 1.01.2013 г.
Транспорт (автомобили и прочие средства перевозки) полностью подпадает под определение движимого имущества. Тут все однозначно. Как уже было упомянуто, исключение — лишь водные суда, самолеты и космические корабли.
Сложнее с некоторыми объектами, которые входят в состав зданий и сооружений.
Другие неподвижные конструкции
Это кондиционеры, платежные терминалы и банкоматы, рекламные конструкции и устройства сигнализации. Являются ли они недвижимым имуществом, зависит от того, можно ли их считать составной частью инженерно-технической системы здания. То есть встроены ли при его возведении. Речь идет об объектах охранной и пожарной сигнализации, встроенных в стену кондиционерах и прочих стационарных предметах. При утвердительном ответе — это недвижимость, попадающая под соответствующее налогообложение.
Если же это самостоятельные отдельные объекты, которые демонтируются без ущерба для помещения, то данные основные средства — движимые.
Еще проще вопрос насчет банкоматов, терминалов оплаты и различных рекламных конструкций. Это однозначно отдельные объекты.
ЕГРП или налоговый прессинг
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если не предусмотрено иное), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
Пункт 11 статьи 258 Налогового кодекса уточняет: основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законом, можно включить в состав соответствующей амортизационной группы только после документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию в органы юстиции (Росреестр) для внесения соответствующих сведений в ЕГРП.
В связи с вышесказанным крайне важно определить, относится имущество к недвижимому или нет. Если оно в действительности («де-юре») недвижимое, а его владелец в той или иной мере заблуждается и считает такое имущество движимым, неизбежно высок риск негативных налоговых последствий. Дело в том, что нельзя включить в состав расходов при исчислении налога на прибыль суммы начисленной амортизации по имуществу (если оно недвижимое) без подачи документов на государственную регистрацию в ЕГРП. В этом случае при налоговой проверке у инспекторов есть все основания доначислить налог на прибыль (единый налог по УСН), пени и штраф.
Как видно, бухгалтеру и юристу иногда необходимо работать сообща и согласовывать действия друг друга. Особенно если они связаны с использованием фирмой имущества, которое может оказаться не тем, за которое его «выдавали».
Стандарт государственной услуги
«Регистрация залога движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации»
1. Общие положения
1. Регистрация залога движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации (далее — государственная услуга) — это процедура учета регистрирующим органом залога движимого имущества, представляющая собой совокупность действий участников отношений, возникающих при регистрации залога движимого имущества, по включению в реестр залога движимого имущества сведений, содержащихся в договоре о залоге или ином договоре, содержащем условия залога (заявление о регистрации залога), выдачу свидетельства о регистрации залога движимого имущества и иные действия регистрирующих органов, совершаемые в порядке, установленном законодательством.
2. Форма оказываемой государственной услуги: частично автоматизированная.
3. Государственная услуга осуществляется на основании Закона «О регистрации залога движимого имущества».
4. Государственная услуга оказывается республиканскими государственными казенными предприятиями «Центры по недвижимости областей, городов , и их филиалами (далее — уполномоченный орган) через Центры обслуживания населения (далее — Центр), адреса которых указаны в приложении 1 к настоящему стандарту.
5. Формой завершения оказываемой государственной услуги является получение потребителем договора залога с отметкой о регистрации и выдача свидетельства о регистрации залога движимого имущества.
6. Государственная услуга оказывается юридическим и физическим лицам (далее — потребители).
Государственная услуга оказывается в здании Центра
1) по месту регистрации юридического лица в случае, если залогодателем является юридическое лицо;
2) по месту регистрации в качестве налогоплательщика в случае, если залогодателем является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
В зале Центра располагаются справочное бюро, кресла для ожидания, информационные стенды с образцами заполненных бланков. Предусмотрены условия для обслуживания потребителей с ограниченными возможностями.
2. Порядок оказания государственной услуги
12. Для регистрации залога движимого имущества, не подлежащего обязательной регистрации потребителем представляются следующие документы:
1) заявление, установленной формы, которое должно содержать:
наименование регистрирующего органа;
наименование, место нахождения (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество, место жительства (для физического лица) залогодателя и залогодержателя;
дату и место заключения договора о залоге или иного договора, содержащего условия о залоге;
перечень и описание имущества, являющегося предметом залога (сведения о предмете залога);
денежный эквивалент обязательства, обеспеченного залогом;
срок действия обеспеченного залогом обязательства;
подпись заявителя или его представителя и печать — для юридического лица;
указание о том, у какой стороны находится заложенное имущество, допустимость его использования и сведения о перезалоге;
2) документ, удостоверяющий личность заявителя, а представитель лица — документ, подтверждающий его полномочия, а также документы, удостоверяющие его личность;
3) документ, подтверждающий уплату в бюджет сбора за государственную регистрацию залога движимого имущества либо чек об оплате, выдаваемый посредством платежного шлюза «электронного правительства»;
4) договор о залоге или договор, содержащий условия залога;
5) заявление о регистрации залога движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации, должно содержать данные о государственной регистрации юридического лица — залогодателя.
13. Бланки размещаются на специальной стойке в зале ожидания, либо у консультантов Центра.
14. Прием документов осуществляется посредством «окон», на которых размещается информация о предназначении и выполняемых функциях «окон», а также указывается фамилия, имя, отчество и должность инспектора Центра.
Инспектор Центра осуществляет проверку полноты документов на соответствие пункту 12 настоящего стандарта, регистрацию в журнале и передачу документов инспектору накопительного отдела.
Инспектор накопительного отдела Центра осуществляет сбор документов, составление реестра и отправку в уполномоченный орган.
Центром доставка в уполномоченный орган заявлений с прилагаемыми документами и обратно осуществляется не менее 2-х раз в день приема данных заявлений.
Уполномоченный орган после получения пакета документов из Центра осуществляет:
— внесение в реестр залога движимого имущества (в том числе компьютерную базу данных) данные из заявления о регистрации залога;
— изготовление свидетельства о регистрации залога движимого имущества лицу, представившему заявление;
— формирование реестра исполненных документов и направление в Центр для выдачи потребителю.
Исполненные документы из уполномоченного органа должны поступать в Центр за день до истечения срока выдачи указанного в расписке.
15. Потребителю выдается расписка о приеме соответствующих документов с указанием:
номера и даты приема запроса;
вида запрашиваемой государственной услуги;
количества и названия приложенных документов;
даты, времени и места выдачи документов;
фамилии, имени, отчества инспектора Центра, принявшего заявление на оформление документов.
16. Выдача готовых документов потребителю осуществляется инспектором Центра посредством «окон» ежедневно на основании расписки в указанный в ней срок.
17. Уполномоченный орган при выявлении ошибок в оформлении документов, предоставления неполного пакета документов, предусмотренного пунктом 12 настоящего стандарта, и ненадлежащем оформлении документов, в течение трех рабочих дней после получения пакета документов направляет в Центр уведомление с обоснованием причин отказа для последующей выдачи потребителю.
3. Принципы работы
18. Деятельность уполномоченного органа и Центра основывается на соблюдении конституционных прав человека, законности при исполнении служебного долга и осуществляется на принципах вежливости, предоставления полной информации, обеспечения ее сохранности, защиты и конфиденциальности.
4. Результаты работы
19. Результаты оказания государственной услуги потребителям измеряются показателями качества и доступности в соответствии с приложением 2 к настоящему стандарту.
20. Целевые значения показателей качества и доступности государственных услуг, по которым оценивается работа государственного органа, учреждения или иных субъектов, оказывающих государственные услуги, ежегодно утверждаются специально созданными рабочими группами.
5. Порядок обжалования
21. В случае претензий по качеству предоставления государственной услуги информацию о порядке обжалования действий (бездействия) сотрудников уполномоченного органа и Центра можно получить по телефону информационно-справочной службы Центра.
22. Жалобы принимаются в устной или в письменной форме по почте или в электронном виде в случаях, предусмотренных действующим законодательством, либо нарочно через канцелярию уполномоченного органа и Центра в рабочие дни.
Жалоба подается на имя директора уполномоченного органа и Центра. Адреса и телефоны руководителей уполномоченного органа и Центра указаны в приложениях 1 и 1-1 к настоящему стандарту.
23. Принятая жалоба регистрируется в журнале учета информации уполномоченного органа и Центра и рассматривается в течение пятнадцати календарных дней. В случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
О результатах рассмотрения жалобы заявителю сообщается в письменном виде по почте.
24. Графики работы и приема руководителей уполномоченного органа и директора Центра определяется в соответствии с графиками работы уполномоченного органа и Центра, предусмотренными в пункте 10 настоящего стандарта.
Контактные телефоны, адреса уполномоченных органов и Центров указаны в приложениях 1 и 1-1 к настоящему стандарту, а также в официальных источниках информации и на стендах, расположенных в помещениях уполномоченного органа и Центров.
Контактные телефоны руководителей Центров и уполномоченных органов указаны в приложениях 1 и 1-1 к настоящему стандарту.
Сигнализация, кондиционеры, рекламные конструкции, банкоматы и платежные терминалы
Применение льготы по кондиционерам и сигнализации (как пожарной, так и охранной) зависит от того, являются ли они составной частью системы инженерно-технического обеспечения. Проще говоря, вмонтированы ли они в здание при его постройке, или установлены позже как отдельные объекты.
Если кондиционеры встроены в стены и представляют собой единую вентиляционную систему здания, то они относятся к недвижимости и подпадают под налог. То же самое относится и к сигнализации, которая входит в единую инженерно-техническую систему здания. Но если указанные выше объекты — самостоятельные, и их можно демонтировать без ущерба для здания, то это движимые основные средства. Их можно исключить из облагаемой базы по налогу на имущество.
С банкоматами, платежными терминалами и рекламными конструкциями дело обстоит еще проще. Они априори являются самостоятельными объектами, и в отношении них можно применять льготу без каких-либо оговорок. К таким выводам пришли специалисты Минфина России в письме от 11.04.13 № 03-05-05-01/11960 (см. «Стоимость отделимых улучшений в арендованном помещении, принятых на учет после 1 января 2013 года, налогом на имущество не облагается»).
Предметы лизинга и объекты, предназначенные для сдачи в аренду
Освобождение от налога на имущество, предусмотренное подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ, распространяется на движимые объекты, переданные в лизинг. Воспользоваться льготой вправе либо лизингодатель, либо лизингополучатель — в зависимости от того, на чьем балансе учтено основное средство.
Напомним, что вопрос о том, кто поставит предмет лизинга на свой баланс, решают лизингодатель и лизингополучатель. Об этом сказано в пункте 1 статьи 31 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». И если движимое ОС окажется на балансе лизингодателя, то он не должен будет платить налог на имущество. То же относится и к лизингополучателю. С таким подходом согласился Минфин России в письме от 11.09.13 № 03-05-05-01/37418 (см. «Движимое имущество, учтенное на балансе лизингодателя или лизингополучателя с 1 января 2013 в качестве основных средств, не облагается налогом на имущество»).
Под льготу также подпадает движимое имущество, предназначенное для предоставления за плату во временное пользование. Данное имущество относится к основным средствам и отражается в бухучете как доходные вложения в материальные ценности (п. 5 ПБУ 6/01). А раз это основное средство, то для него справедливы все нормы, предусмотренные для ОС — в том числе, и освобождение от налога. Об этом сказано в письме Минфина России от 15.08.13 № 03-05-05-01/33164 (см. «Движимое имущество, которое было приобретено после 1 января 2013 года для последующей передачи в аренду, налогом на имущество не облагается»).
Нюансы, разработанные для бюджетных учреждений
Для бюджетного учреждения имущественные отношения также очень важны. Подобное имущество классифицируется стандартным образом — делится на движимое и недвижимое. Происходит это в соответствии с обычными правилами, применяемыми для классификации собственности физических или юридических лиц. В моменты расчета налога и его последующей оплаты необходимо будет руководствоваться стандартными и едиными для всех законодательными нормами. Также имеются некоторые отличия. Заключаются они прежде всего в режиме владения определенными объектами и применяемом к ним налогообложении.
Со всеми тонкостями процесса деления имущества на движимое и недвижимое нужно ознакомиться всем собственникам. Очень важно сделать это прежде, чем возникнет необходимость его регистрации, так как имеются особые моменты, позволяющие в некоторых случаях экономить финансовые средства.
Таким образом, объекты, находящиеся в собственности, относятся к недвижимому имуществу. Люди могут владеть землей, домами, зданиями или производственными мощностями, а также лодками или воздушными судами. В каждом из этих случаев перед собственником возникает необходимость не только следить за сохранностью, но и оплачивать полагающиеся налоги и сборы. Все расчеты, относящиеся к имуществу, производятся в рамках правовых норм.
Движимое или недвижимое имущество – как определить?
Гл.30 НК РФ даже в редакции, действующей с 01.01.2019, не дает понятия недвижимого имущества и его отличий от движимого. Поэтому налогоплательщику необходимо руководствоваться порядком, указанным в п. 1 ст. 11 НК РФ. Так, если иное не предусмотрено НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Что относится к движимому и недвижимому имуществу, указано в ст. 130 ГК РФ. Отмечается, что к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в т.ч. здания, сооружения, объекты незавершенного строительства). Также к недвижимости относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.
К недвижимому имуществу относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в порядке, установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Соответственно, то имущество, которое не относится к недвижимости, признается движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).
Движимое имущество в 2020 году
Вышеуказанная норма ГК РФ говорит буквально следующее: движимое имущество – это то, что нельзя отнести к категории недвижимости. Значит, прежде всего, нужно определить, что российское законодательство относит к недвижимому имуществу. Пункт 1 статьи 130 ГК РФ дает следующий перечень недвижимых объектов:
- Земельные участки, участки недр и все, прочно связанное с землей (то, что невозможно переместить без ущерба для него).
- Здания, сооружения, помещения (как нежилые, так и жилые).
- Объекты незавершенного строительства.
- Части сооружений (зданий), на которых размещают средства транспорта (машиноместа), при условии, что их границы описаны в установленном порядке, согласно законодательству о кадастровом учете.
- Суда (морские, воздушные и внутреннего плавания), которые подлежат государственной регистрации.
- Прочие объекты, которые законодательными актами отнесены к недвижимым вещам (например, космические объекты).
Соответственно, к движимым вещам можно отнести все, что не перечислено в вышеприведенном списке. Об этом говорит пункт 2 статьи 130 ГК РФ, относя к движимому имуществу также деньги и ценные бумаги.