Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взялись за ум: кому выгоден переход на интеллектуальные счетчики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сам счетчик и весь комплекс работ — установка прибора учета и опломбировка — для потребителя бесплатны. Но лишь в тех случаях, когда это осуществляется в порядке исполнения обязанности поставщика по замене вышедших за сроки эксплуатации, поверки, неисправных приборов учета и установке приборов (там, где потребитель ранее сам не выполнил эту обязанность).
Кто меняет счетчики электроэнергии
Кто именно будет менять счетчик, будет зависеть от того, с кем у граждан заключен договор и где они живут. Член Общественного совета при Минстрое советует: в случае если прибор вышел из строя, у него истек срок эксплуатации или межповерочного интервала, необходимо оставить соответствующую заявку:
- жителям многоквартирных домов, имеющим прямые договорные отношения с гарантирующим поставщиком (ГП), необходимо обращаться непосредственно в компанию;
- жителям многоквартирных домов, не имеющим прямых договоров с ГП, необходимо обращаться в компанию либо напрямую, либо через собственного исполнителя коммунальных услуг в доме;
- жителям частного сектора — в сетевую организацию, к сетям которой присоединено домовладение.
Главные изменения в ПТЭЭП-2023
7 октября 2022 года Минюст России зарегистрировал приказ Минэнерго № 811 от 12 августа 2022 года. Таким образом, новые правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее — ПТЭЭП) вступают в силу с 7 января 2023 года.
Это огромное потрясение для всех, кто связан с электроустановками, так как по предыдущим ПТЭЭП специалисты работали без малого 20 лет. Но уже в 2023 году им придется перестраиваться. На первый взгляд, Правила значительно «отощали», но не потому, что стало меньше требований к потребителям электроэнергии. Просто чиновники в документе дали отсылки на изданные нормативные правовые акты.
Мы сравнили два документа и нашли 22 важнейших изменения в ПТЭЭП, которые придется учитывать руководителям компаний и специалистам по охране труда. Каждому из них дали экспертную оценку, а также по пунктам рассказали, что учесть, что изменилось, какие дополнительные документы подготовить. Всю эту информацию найдете в таблице. Скачайте ее в конце статьи.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.06.2021 по делу № А72-12907/2020
Если отсутствует техническая возможность установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), то прибор учета должен быть установлен в месте, в котором имеется техническая возможность установки такого прибора, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности.
По мнению суда, с внесением изменений в Основные положения № 442 постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 № 554, правовой подход в данной части не изменился.
Положения абзацев 1-3 пункта 136 Основных положений № 442 нельзя толковать как исключающие право и возможность сетевой организации установить прибор коммерческого учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности потребителя в иных случаях, нежели при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации (срока поверки) прибора учета.
Ответственность за обеспечение коммерческого учета электрической энергии в отношении потребителей по-прежнему возлагается на сетевые организации.
Правила о приоритетности выбора прибора учета также установлены пунктом 142 Основных положений № 442 в новой редакции; они соответствуют правилам, установленным ранее в пункте 156 Основных положений N 442 (в прежней редакции).
Таким образом, для случаев установки сетевой организацией приборов учета до и после 1 июля 2020 года следует, по мнению суда, придерживаться единой правовой позиции.
Как установлено судом, ранее приборы учета у вышеназванных потребителей были установлены не на границе балансовой принадлежности, а на удалении от нее. При этом доказательства отсутствия технической возможности установки приборов учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности в материалы дела не представлено.
Поскольку приборы учета установлены сетевой организацией на границе балансовой принадлежности, они обеспечивают более точный учет потребляемой электроэнергии, с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки.
Не согласование потребителем и гарантирующим поставщиком приборов учета в договорах энергоснабжения и в контракте на поставку электрической энергии в целях компенсации потерь не является основанием для того, чтобы не принимать показания данных приборов учета при определении объемов потребления конечных потребителей, объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии и объемов фактических потерь электрической энергии в сетях ответчика.
С учетом изложенного, вновь установленные сетевой организацией приборы учета должны быть признаны расчетными во взаимоотношениях между гарантирующим поставщиком, сетевой организацией и потребителями.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2020 по делу № А76-3640/2020
Исходя из норм Основных положений № 442, недопуск представителей потребителя к расчетным приборам учета, установленным на объектах электросетевого хозяйства третьих лиц, не является основанием для применения расчетного способа для определения объема потребления электрической энергии (мощности).
Напротив двухкратный недопуск представителей сетевой организации к расчетному прибору учета, установленному в границах энергопринимающих устройств потребителя, для проведения контрольного снятия показаний или проведения проверки приборов учета, а также непредставление показаний приборов учета влекут применение расчетного способа определения объема потребления электрической энергии (мощности).
Редакция спорного пункта договора, предложенная ответчиком, не в полной мере согласуется с требованиями Основных положений № 442, поскольку в качестве основания для применения расчетного способа она предусматривает непредставление потребителем акта снятия показаний приборов учета. В спорном случае потребитель не является ответственным лицом за снятие и предоставление показаний расчетного прибора учета.
В какие сроки организовать внеочередную проверку знаний
ПТЭЭП не содержат указаний, когда нужно проводить внеплановое обучение и экзамен для работников. Они дают отсылку к Приказу № 796, в котором точные сроки также не установлены.
Внеочередная проверка знаний проводится:
- по решению руководителя — при вступлении в силу новых отраслевых актов в сфере электроэнергетики, знание которых обязательно по должности, в объеме новых требований;
- при переводе работника на новую должность (для рабочих — на новое рабочее место), в другой филиал (представительство), структурное подразделение в пределах одной организации, если должностные обязанности (трудовые функции) работника требуют дополнительных знаний;
- при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний работников — в объеме изменений;
- по решению руководителя — при установлении фактов нарушений работниками требований к обслуживанию и эксплуатации оборудования, требований охраны труда и пожарной безопасности;
- если необходимость проведения внеочередной проверки знаний указана в качестве противоаварийного мероприятия в акте расследования причин аварии в электроэнергетике или предусмотрена актом расследования несчастного случая на производстве;
- на основании предписания Ростехнадзора;
- при перерыве в работе по данной должности (рабочему месту) более 6 месяцев.
В каждом случае объем и порядок проведения внеочередной проверки знаний определяет председатель комиссии по проверки знаний.
Обратите внимание, что новые Правила обучения по охране труда № 2464 не распространяются на обучение по требованиям нормативных правовых актов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов государственного контроля (надзора) — п. 5 Правил № 2464. Установленные в них сроки в 60 дней не обязательно соблюдать при внеочередной проверке знаний по ПТЭЭП.
Мы рекомендуем руководствоваться тем, что ПТЭЭП относятся к обязательным требованиям по ст. 3 № 247-ФЗ от 31.07.2020. С момента их официального опубликования до вступления в силу дано три месяца, чтобы потребители электроэнергии могли провести все подготовительные мероприятия.
Мы считаем, что внеочередную проверку знаний по ПТЭЭП № 811 нужно завершить до 7 января 2023 года. В этих целях:
- Руководитель издает приказ о внеочередной проверке знаний. В нем он создает комиссию, определяет контингент (список работников).
- Председатель комиссии утверждает график внеочередной проверки знаний и ее объем.
- Результаты проверки знаний оформить протоколом и записью в удостоверении по Приказу Минэнерго № 796.
Область регулирования
В новых и старых Правилах область регулирования описывается по-разному.
Было | Стало |
1.1.2. Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно – правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а так же граждан – владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее – Потребители).
Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок – станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей. |
1. Настоящие Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (далее – Правила) устанавливают требования к организации и осуществлению технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (далее – электроустановки) и распространяются на потребителей электрической энергии – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании электроустановками, за исключением потребителей – физических лиц, указанных в пункте 3 Правил (далее – потребитель).
Правила не распространяются на потребителей – физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании электроустановками напряжением ниже 1000 В и использующих данные электроустановки для удовлетворения личных или бытовых нужд. |
В старых ПТЭЭП не было определения ключевого понятия «потребитель», оно появилось только в новых ПТЭЭП.
Общие требования к организации и осуществлению эксплуатации электроустановок потребителей
Пожалуй, это самый посещаемый специалистами раздел старых ПТЭЭП.
Структура старых ПТЭЭП | Структура новых ПТЭЭП |
Раздел 1. Организация эксплуатации электроустановок | – |
Глава 1.1. Общие требования | 1. Общие положения |
Глава 1.2. Обязанности, ответственность потребителей за выполнение правил | 2. Общие требования к организации и осуществлению эксплуатации электроустановок потребителей |
Глава 1.3. Приёмка в эксплуатацию электроустановок | 3. Техническая документация |
Глава 1.4. Требования к персоналу и его подготовка | 4. Требования к персоналу |
Плюсы и минусы для потребителя
В ближайшие годы в наших домах и квартирах планируется установка умных счётчиков. Что даст интеллектуальный учёт расхода в каждом доме и отдельной квартире?
Цена электричества с каждым годом стремительно растёт. А наша страна лидирует по величине сетевых потерь электроэнергии.
Предполагается, что внедрение системы умного учёта позволит сэкономить до 30% электрических ресурсов. Кроме того, генерирующие и сетевые организации увидят направления могучих электрических потоков. Что даст возможность более экономично распоряжаться своим потенциалом. Но это вопросы глобальной экономики, хотя они напрямую воздействуют на кошельки потребителей.
Рассмотрим преимущества интеллектуального учёта для пользователей и экономики:
- Удобство. Отпадает нужда в регулярной передаче данных и связанного с этим дискомфорта. Ведь подчас добраться до электросчётчика и дозвониться до электроснабжающей организации – целая проблема.
- Для поставщиков электроэнергии — предотвращение возможности хищения электроэнергии.
- Возможность воспользоваться льготными тарифами.
- Мониторинг со стороны управляющей компании или энергосбыта. Что позволит: навести порядок, выявить и оперативно отключить неплательщиков, видеть работу схемы электроснабжения не выходя на место.
- Отпадает необходимость в штате контролёров собирающих и перерабатывающих«данные». Теперь всем этим будут заниматься умные системы учёта.
- Стимуляция потребителей к экономии электрической энергии. Видя, как растут цифры будущего счёта, каждый поневоле задумается: куда же она расходуется. И начнёт принимать меры.
- Получение объективной информации из памяти прибора, в случае каких-либо недоразумений.
Разумеется, переход на умные счётчики будет происходить поэтапно, с анализом достигнутых результатов. Но уже сейчас очевидно, что он принесёт ряд существенных проблем:
- Данный класс оборудования имеет высокую цену, которая будет закладываться в тариф, оплачиваемый потребителями.
- Как и остальная электроника, счётчик обеспечивает надёжную работу при условии стабильности напряжения. В противном случае он быстро выйдет из строя. Значит, появляется потребность в установке устройств защиты и стабилизации, а это дополнительные расходы.
- Необходимость периодического визуального контроля.
- Возможность хищения аппаратуры потребует принятия дополнительных мер против несанкционированного доступа к самому прибору.
- С передачей данных через интернет потребуется сеть повышенной пропускной способности.
- Потребность в персонале, обслуживающем модемы и серверы, число которых возрастёт.
- Рост нагрузки на IT-специалистов, вызванной опасностью хакерских атак.
- Повышенный срок окупаемости инноваций.
Не стоит сбрасывать со счетов и такой фактор, как возможность утечки конфиденциальной информации.
Кто может подключиться льготно к электросетям
Напомним, что до вступления в силу изменений стоимость подключения для физлиц составляла 550 рублей. Теперь же стоимость составляет 3 тысячи рублей за каждый киловатт заявленной мощности. То есть для большинства граждан это составит
[ 3 000 руб./кВт · 15 кВт ] = 45 000 рублей
Ценник весьма негуманный.
Причем эта стоимость будет действовать только до 01.07.2023 года — после этой даты стоимость одного киловатта вырастет до 4 тысяч рублей.
А с 01.07.2024 года цена вырастет до 5 тысяч рублей. Поэтому в 2024 году подавляющему большинству придется платить за 15 кВт 75 тысяч рублей! И это — не считая сопутствующих расходов, которые не входят в плату за технологическое присоединение к сетям.
Что такое технологическое присоединение?
Согласно ФЗ №35, технологическое присоединение выполняется энергосетевыми компаниями по месту нахождения объектов заказчиков.
Подключению к электрическим сетям подлежат объекты, которые:
— электрифицируются впервые;
— уже были подключены, но подверглись реконструкции;
— требуют увеличение присоединяемой мощности;
— изменяют категорию надежности подключения;
— изменяют точку присоединения;
— изменяют владельца, статус (жилой/нежилой);
— изменяют вид деятельности без изменения мощности, но изменяющие схему внешнего электропитания.
Сетевая компания обычно не имеет права отказать заказчику в технологическом присоединении, если располагает соответствующими техническими условиями. Все присоединения к электрическим сетям выполняются платно и на основании заключенного между сетевой компанией и владельцем объекта присоединения.
Процедура технологического присоединения регламентирована федеральным энергетическим законодательством, Правилами ТП и включает в себя несколько важных этапов:
— Подготовительный этап: подача заявки на присоединение к электрическим сетям, получение технических условий и заключение договора с сетевой компанией.
— Этап проектирования и согласования документации: создание проекта подключения к электрической линии сетевой компании и согласование документации.
— Этап выполнения технических условий: построение внешней и внутренней электрической схемы, установка заземления, аварийной защитной автоматики, контрольно-измерительных устройств.
Подключение юридических лиц
Прежде всего, подключение коммерческих компаний и ИП к электрическим сетям не может быть льготным (550 рублей за мощность до 15 кВт), пакет документов будет толще, согласований – больше, а минимальной мощности потребления для бизнеса обычно мало.
— При разрешенной выделенной мощности до 150 кВт – оплата по стандартной тарифной ставке;
— При разрешенной мощности более 150 кВт – по индивидуальному проекту.
При переводе жилого помещения в нежилое (например, магазин в жилом доме), предпринимателю необходимо предоставить в сетевую компанию подтверждение согласия управляющей компании, которая обслуживает дом на смену статуса помещений.
Если вам необходимо быстрое, успешное и недорогое подключение к электрическим сетям в Москве и МО, обратитесь к специалистам компании «ЭЛЕКТРИМ». Наши инженеры выполнят необходимые изыскания и расчеты, подготовят грамотную проектную документацию, выполнят обязательные согласования, получат технические условия и помогут подобрать оптимально функциональное оборудование для технологического присоединения к электрической сети на выгодных условиях.
С 1 января 2023 года вступают в силу изменения в закон об электроэнергетике, внесенные Федеральным законом от 11.06.2022 № 174-ФЗ.
Уточняется понятие «оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике», а также появляются понятия «цифровая информационная модель электроэнергетической системы» и «перспективная расчетная модель электроэнергетической системы»; расширяются функции системного оператора.
При этом Правительство РФ Постановлением от 09.12.2022 № 2274 установило особенности оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, технологического присоединения к электрическим сетям и регулирования отношений в сфере электроэнергетики на розничных рынках в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем. Эти особенности будут применяться до конца 2023 года.
В теплоснабжении начнут действоватьобновленные правила заполнения акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении и правила заполнения сводного ежемесячного отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении. Они утверждены Приказом Ростехнадзора от 20.09.2022 № 319.
В отношении водоснабжения и водоотведения обновились правила ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение (Приказ Минстроя России от 29.07.2022 № 623/пр), а также установлены особенности использования средств, начисленных в 2023 году в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения (Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 № 1746).
Средние данные о потреблении бытовых электроприборов
Чтобы иметь представление о том, реально ли «вместиться» в социальную норму, требуется знать, сколько электричества «уходит» на пользование тем или иным бытовым электроприбором.
Наименование бытового электроприбора | Расход электричества, кВт/час |
Холодильник | 30-40 |
Компьютер | 30 и выше |
Телевизор | от 7,5 |
Стиральная машина | 25 и выше |
Пылесос | 4 |
Утюг | 15 |
Фен | 12,5 |
Электрочайник | 10 |
Освещение комнат | 90 |
Посудомоечная машина | 24 |
Микроволновая печь | 5 |
Правила оформления электронных первичных документов
Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):
-
квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);
-
простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.
В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:
1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;
2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).
Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).
Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).
Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.
В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.
При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:
Изменения электронного первичного документа |
Обоснование |
Изменение размера граф и строк |
Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 |
Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой |
|
Добавление вкладных листов |
Что такое ОДН по электроэнергии?
Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.
Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.
С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.
Как рассчитать ОДН в многоэтажке по счетчику
Формула расчета ОДН очень проста. За основу взяты все общие площади дома, жилые площади и тариф на электроэнергию, применяемый в конкретном регионе.
В 2023 году метод расчета и формулы не менялись.
В идеале дом должен быть оснащен общедомовым прибором учета электроэнергии (ОДПУ) и в каждой квартире установлены индивидуальные счетчики. Тогда формула расчета будет иметь вид:
Vi одн = (V об − Σu Vu неж. − Σv Vv жил.н. − Σu Vw жил.п. − V кр) × (Si ∕ S об), где:
- V об — показания общего счетчика;
- Vu неж — количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
- Vv жил.н — потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
- Vw жил.п — потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
- V кр — количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
- Si — площадь квартиры;
- S об — суммарная площадь всех квартир дома.