Налог на имущество иностранных организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество иностранных организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, признаются плательщиками налога на имущество организаций (п. 1 ст. 373 НК РФ).

Деятельность иностранной организации может привести к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, если иное не предусматривается международными договорами РФ.

Объект налогообложений. Объектом обложения для иностранных организаций, имеющих постоянные представительства в РФ, является движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам.

В связи с этим некоторые иностранные организации, которые не являются собственниками недвижимого имущества, находящеюся на территории РФ, но осуществляющие в РФ деятельность, не приводящую к образованию постоянного представительства, не признаются плательщиками налога на имущество, в частности:

  • иностранные организации, деятельность которых в РФ образует строительную площадку, но согласно положениям международных соглашений в течение определенного периода времени не признается постоянным представительством;

  • иностранные организации, деятельность которых в РФ носит подготовительный и вспомогательный характер.

Другими словами, движимое имущество указанных иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, не подлежит обложению налогом на имущество организаций.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через представительства, ведут учет объектов обложения налогом на имущество в порядке, определенном нормативными актами по бухгалтерскому учету РФ (п. 2 ст. 374 НК РФ).

Отметим, что учет основных средств регламентирован Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утвержден приказом Минфина РФ от 27.11.2006 № 156н), а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина РФ от 12.12. 2005г. №147 н).

Иностранные организации, деятельность которых приводит к образованию постоянного представительства, налоговую бaзy, суммы авансовых платежей и суммы налога исчисляют в таком же порядке, как и российские организации.

Определение налоговой базы. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 375 НК РФ).

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации,

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. При этом суммы начисленной амортизации по законодательству страны постоянного местопребывания, принимаемые в уменьшение стоимости имущества, для целей налогообложении не могут превышать за год следующих размеров:

  • здания и сооружения – 5%;

  • авто, конторская мебель и оборудование, компьютеры, и т.п.-25%;

  • другое имущество – 15%.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число предыдущего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п.4ст.376НКРФ).

Налоговая база определяется отдельно в отношении:

  • имущества, подлежащего налогообложению по месту постановки на учет в налоговых органах каждого постоянного представительства иностранной организации;

  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения постоянного представительства;

  • имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с главой 30 НК РФ.

Налоговый и отчетный периоды по налогу на имущество. Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год, по итогам которого окончательно определяется сумма налога.

Отчетными периодами признаются первый квартал, первое полугодие и девять месяцев календарного года, по итогам которых определяется сумма авансовых платежей.

Налоговая ставка. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ).

Расчет суммы авансового платежа.

В налоговые органы по месту нахождения имущества плательщики представляют расчеты сумм налога и среднегодовой стоимости имущества до 30-го числа месяца. Следующего за отчетным кварталом. Сумма авансового платежа по налогу на имущество организации исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.

Пример 50. По состоянию на 1 января 2008 г. в представительстве иностранной организации в составе основных средств организации числится ксерокс.

Первоначальная стоимость ксерокса составляет 22 500 руб., срок полезного использования — 3 года, амортизация начисляется линейным методом и составляет ежемесячно 625 руб. Остаточная стоимость ксерокса по состоянию на 1 января 2008 г. — 20 000 руб. Ставка налога, установленная законом субъекта Российской Федерации, — 2,2%.

Исчислим сумму авансового платежа по налогу на имущество за I квартал 2008 г.

Произведем расчет остаточной стоимости ксерокса на 1-е число каждого месяца I квартала 2008 г.:

  • на 1 января 2008 г. — 22 500 руб.;

  • на 1 февраля 2084 г. — 21 875 руб. (22 500 руб. — 625 руб.);

  • на 1 марта 2008 г. — 21 250 руб. (21 875 руб. — 625 руб.).

Среднегодовая стоимость ксерокса за I квартал 2008 г. будет равна 21 562,50 руб. ((22 500 руб. + 21 875 руб. +21250 руб. + 20 625 pyб.) : (3 + 1)).

Следовательно, сумма авансового платежа по налогу на имущество, за I квартал 2008 г. составит 118,59 руб. (21 562,50 руб. х 2,2% : 4).

Порядок уплаты налога.

Как считать, платить и отражать в декларации НДС, покупая ПО у нерезидента?

При покупке у иностранной компании электронных услуг российский ИП или организация приобретают статус налогового агента. Соответственно, покупатель исчисляет, удерживает и уплачивает НДС в бюджет. Норма действует с 1 октября 2022.

Напомним, что такие же правила действовали в 2018, но в 2019 были приняты поправки, лишившие российских покупателей программного обеспечения и других электронных услуг статуса налоговых агентов. В 2022 вернули старое правило. Поправка принята ФЗ №323 от 14.07.2022 и закреплена в НК РФ.

Новая норма действует с четвертого квартала. Если электронные услуги, приобретенные у нерезидента, приняты к учету после 1 октября 2022 года, покупатель вправе принять НДС к вычету (письмо ФНС №СД-4-3/10308 от 08.08.2022).

Налог, исчисленный и уплаченный налоговым агентом, должен отражаться в декларации. При этом указывается соответствующий код операции. Он меняется в зависимости от условий и предмета сделки.

Налоговая рекомендует использовать в декларации по НДС коды:

  • При оказании иностранной организацией услуг в электронной форме – 1011720.

  • При оказании нерезидентом услуг, выполнении работ, реализации товаров в счет выкупа выпущенных им цифровых прав –1011719.

  • При передаче по договору коммерческой концессии прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, исключительных прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец, ноу-хау –1011217.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства

В п. 2 ст. 373 НК РФ указано, что деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Наличие постоянного представительства иностранной организации в России определяется исходя из положений законодательства РФ о налогах и сборах. В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у РФ существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

В соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство РФ о налогах и сборах и международные договоры РФ связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ, подлежат постановке на учет в налоговом органе РФ по месту осуществления деятельности в следующих случаях:

  • в случае осуществления предпринимательской деятельности через постоянное представительство в РФ;
  • в случае осуществления деятельности подготовительно-вспомогательного характера;
  • в случае осуществления некоммерческой деятельности, то есть деятельности, не приводящей к образованию постоянного представительства иностранной организации для целей налогообложения в РФ.

Иностранные организации, не осуществляющие деятельности в РФ через постоянные представительства Объект налогообложения

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признается находящееся на территории России недвижимое имущество, принадлежащее иностранным организациям на праве собственности (п. 3 ст. 374 НК РФ).

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества таких иностранных организаций признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Читайте также:  Что изменится для бизнеса в 2023 году — обзор ключевых изменений

Сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, направляются в налоговый орган по месту нахождения данных объектов уполномоченными органами и специализированными организациями, осуществляющими учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) этих объектов.

Как иностранным представительствам платить «зарплатные» налоги?

В части «зарплатных» налогов у представительства нет никаких особенностей представления расчетов и уплаты. Также, как и российские компании, иностранные представительства должны перечислять НДФЛ при выплате заработной платы и иного вознаграждения своим работникам (п.1 ст.226 НК РФ).

Начисленная заработная плата является объектом обложения страховыми взносами и представительства должны в те же сроки, что и российские компании, отчитаться и оплатить взносы (ст.419, 420 НК РФ).

Например, турецкая головная компания направляет в свое представительство в России турецких граждан для работы. В этой ситуации представительство турецкой компании в России должно уплачивать страховые взносы с сумм выплат и иных вознаграждений, занятым в представительстве гражданам Турции (Письмо Минфина РФ от 29.12.2018 г. №03-15-06/96582).

Не избавлены представительства и от сдачи отчетности в ПФР, в т.ч. и от форм СЗВ–М, СЗВ–ТД.

Определение статуса постоянного представительства

В Российской Федерации прибыль иностранной компании облагается налогом лишь в случае, если прибыль получена в результате деятельности компании через постоянное представительство, и только в части, которая непосредственно относится к постоянному представительству. Вплоть до момента, пока у иностранного лица не появилось постоянного представительства, это лицо не может рассматриваться как участвующее в экономической жизни страны в той мере, чтобы подпадать под ее неограниченную налоговую юрисдикцию1.

Квалификация деятельности иностранной компании в качестве образующей или не образующей постоянное представительство определяется:

  • позицией Минфина России как компетентного органа по разъяснению положений соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе по вопросам образования постоянного представительства;
  • позицией контролирующих налоговых органов;
  • позицией Высшего арбитражного суда Российской Федерации, обеспечивающего единообразие судебной практики, а также федеральных арбитражных судов округов, пересматривающих вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций и формирующих судебную практику2.

Под постоянным представительством иностранной компании понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории России, связанную с:

  • использованием недр и/или других природных ресурсов;
  • проведением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, обслуживанию и эксплуатации оборудования;
  • продажей товаров с расположенных на российской территории складов;
  • осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет три основных признака постоянного представительства (ст. 306 НК РФ):

  1. наличие обособленного подразделения или иного места деятельности на территории Российской Федерации;
  2. осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации;
  3. осуществление такой деятельности на регулярной основе.

В российском законодательстве определение понятия «место деятельности компании» отсутствует. Модельная конвенция ОЭСР3 под местом деятельности компании («placeofbusiness») подразумевает любые помещения, средства или установки, используемые для ведения бизнеса. Причем не имеет значения, принадлежат ли они компании или арендуются. Это может быть также любое пространство, без помещения: представитель иностранной компании проводит встречи, заключает контракты, оговаривает существенные условия, и это все само по себе уже создает место деятельности. Кроме того, место деятельности может находиться на другом предприятии, где иностранная компания имеет постоянно в своем распоряжении некоторые помещения. Постоянным местом деятельности может быть признана любая форма присутствия иностранной компании в другой стране.

В качестве примера в Комментариях к Модельной конвенции ОЭСР приводится следующая ситуация. Иностранная компания командирует своего сотрудника в другую страну в фирму-контрагента. Сотрудник длительное время живет за рубежом, работает в офисе контрагента, контролирует выполнение им своих обязательств, решает на месте вопросы, связанные с исполнением контрактов. Хотя прикомандированный сотрудник пользуется чужим офисом, тем не менее последний можно признать постоянным представительством в налоговых целях, поскольку у компании есть «постоянное место деятельности» в другой стране.

Определение предпринимательской деятельности дано в Гражданском кодексе Российской Федерации: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Третий признак постоянного представительства в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации – осуществление предпринимательской деятельности на регулярной основе. Это означает следующее: если компания осуществляет или намеревается осуществлять деятельность на территории Российской Федерации в течение периода, превышающего 30 календарных дней непрерывно или по совокупности в году, то это предполагает, что она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности4.

Таким образом, деятельность иностранной компании приводит к образованию постоянного представительства при одновременном наличии указанных признаков.

Иностранная компания будет рассматриваться как имеющая постоянное представительство, если она:

  • проводит поставки через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации;
  • действует на территории Российской Федерации от ее имени;
  • имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов и согласование существенных условий (цена контракта и условия поставки), создавая правовые последствия для иностранной организации (зависимый агент) (п. 9 ст. 306 НК РФ).

Коммерческая деятельность иностранной компании без образования постоянного представительства

В Налоговом кодексе Российской Федерации прописан ряд случаев, когда при ведении деятельности иностранной компанией в России постоянного представительства не образуется:

  • владение ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом при отсутствии прочих необходимых признаков постоянного представительства (п. 5 ст. 306 НК РФ);
  • заключение договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон, полностью или частично осуществляемую в Российской Федерации (п. 6 ст. 306 НК РФ);
  • предоставление иностранной организацией персонала для работы на территории России в другой организации при отсутствии прочих признаков постоянного представительства (п. 7 ст. 306 НК РФ);
  • осуществление операций по ввозу в нашу страну или вывозу из нее товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии других признаков постоянного представительства (п. 8 ст. 306 НК РФ).

Особенности налогового учета представительств иностранных организаций

Специально для Клерк.Ру

В соответствии с положениями Налогового кодекса, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы (ст.19 НК РФ).

Особенности исчисления налога на прибыль иностранными организациями:

  • осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории РФ (в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство),
  • получающими доход из источников в РФ (не связанными с деятельностью через постоянное представительство),

регламентированы положениями статей 306 — 309 Налогового кодекса.
При этом, в соответствии с положениями ст.7 Налогового кодекса, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Действующие международные договора, заключенные РФ во избежание двойного налогообложения можно найти на сайте, так же перечень договоров приведен в Письме Минфина от 23.03.2011г. №03-08-05.

При осуществлении деятельности на территории РФ, иностранная организация должна встать на учет в ФНС в соответствии с п.1 ст.83 Налогового кодекса.

Особенности постановки на учет иностранных организаций установлены Приказом Минфина РФ от 21.10.2010 №129н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями».

Если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории РФ приводит к возникновению постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в РФ, производится с учетом (п.9 ст.307 НК РФ):

  • выполняемых в РФ функций,
  • используемых активов,
  • принимаемых экономических (коммерческих) рисков.

В данной статье будут рассмотрены особенности налогового учета иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство на территории РФ.
ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей налога на прибыль, в соответствии с п.2 ст.306 Налогового кодекса, понимается:

  • филиал,
  • представительство,
  • отделение,
  • бюро,
  • контора,
  • агентство,
  • любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение),

через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:

  • пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
  • проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
  • осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности (за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства).

Так же, в соответствии с п.9 ст.306 НК РФ, иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае:

  • если эта организация осуществляет поставки с территории РФ принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем,
  • если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п.2 ст.306 НК РФ, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в РФ, действует на территории РФ от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Налогообложение договора аренды с иностранной компанией

Немного иначе обстоят дела с налогообложением арендаторов из числа иностранных компаний.

Читайте также:  Возврат денег за туристическую путевку

Если договор аренды заключен с российским представительством иностранной компании, то обязательства по исчислению и уплате налогов от доходов от аренды возлагаются на представительство.

Согласно действующему законодательству, представительство иностранной организации в РФ устанавливается по следующим критериям:

  • иностранная компания имеет постоянно действующий офис на территории РФ, посредством которого осуществляет систематическую деятельность;
  • представительство зарегистрировано в уполномоченных органах РФ в соответствующем порядке.

В случае, если услуги аренды имущества оказывает представительство иностранной организации, действующее на территории РФ, то на основании договора представительство получает обязательства по уплате НДС и налога на прибыль.

Налогообложение доходов от аренды, полученных представительством, осуществляется в общем порядке:

Налоги иностранного представительства НДС Налог на прибыль
Налогооблагаемая база Доход, полученный от передачи имущества в аренду
Налоговая ставка 20% 20%
Порядок расчета налога Ежеквартально, в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом Авансы – ежемесячно, до 28 числа следующего отчетного месяца, окончательный расчет за год – до 28 марта года, следующего за отчетным
Подача налоговой декларации Ежеквартально, в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом Ежемесячно — до 28 числа следующего отчетного месяца, годовой — до 28 марта года, следующего за отчетным

Особенности регистрации филиалов и представительств юридических лиц

Особенности регистрации филиалов и представительств юридических лиц

Представительства и филиалы юридического лица (ЮЛ)

1. Филиалы и представительства ЮЛ характеризуются рядом следующих признаков:

  • 1) это обособленные подразделения юридического лица;
  • 2) они располагаются вне места нахождения юридического лица;
  • 3) они не являются юридическими лицами, т.е. не имеют своего (принадлежащего им) имущества, не могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
  • 4) филиалы и представительства действуют на основании положений, утверждаемых юридическим лицом, создающим эти обособленные подразделения;
  • 5) руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом (уполномоченным органом юридического лица) и действуют на основании его доверенности;
  • 6) представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц.

2. Филиалы и представительства ЮЛ отличаются функциями.

Представительство ЮЛ представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (заключает договоры, принимает исполнение, предъявляет иски в суд, осуществляет поиск и устанавливает контакты с потенциальными покупателями, реализует продукцию, занимается рекламой и пр.).

Энциклопедия решений. Налогообложение имущества иностранных организаций, имеющих постоянное представительство в РФ

Налогообложение имущества иностранных организаций, имеющих постоянное представительство в РФ

Плательщиками налога на имущество являются как российские юридические лица, так и иностранные организации. Причем для иностранных организаций установлены особенности в определении элементов налогообложения, зависящие от наличия постоянного представительства иностранной организации в России. Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (п. 2 ст. 373 НК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную, в частности, с осуществлением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение (п. 3 ст. 306 НК РФ).

Деятельностью иностранной организации на территории РФ в целях НК РФ также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией — оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

Налог на имущество представительства иностранной организации

Иностранная организация имеет на территории РФ аккредитованное представительство. При этом аккредитация произведена на основании свидетельства о постановке на учет в Москве, данный филиал является головной организацией. Сотрудники представительства осуществляет работы в различных субъектах РФ (с использованием объектов движимого имущества), в связи с этим осуществляет постановку на учет в каждом таком субъекте в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ. Согласно п.1 ст. 376 НК РФ, организация вправе осуществлять исчисление и уплату налога на имущество по движимым объектам имущества отдельно по каждому обособленному подразделению, если они имеют отдельно выделенный баланс. Созданные представительством обособленные подразделения отдельного баланса не имеют. Вправе ли представительство осуществлять исчисление и уплату налога на имущество централизованно по месту учета головного филиала?

Налогообложение доходов иностранных организаций без постоянного представительства.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций, наряду с российскими организациями, признаются также иностранные компании, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от российских источников.

Налогообложение иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, имеет некоторые особенности, о которых мы расскажем в этой статье.

Особенности налогообложения доходов указанных иностранных организаций установлены статьей 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Все доходы, получаемые такой иностранной компанией, можно разделить на две категории – доходы, подлежащие обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов (налогового агента), и доходы, не подлежащие налогообложению.

Рассмотрим доходы, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 309 НК РФ облагаются налогом на прибыль. Причем, как уже было отмечено, исчисление, удержание и уплату налога за налогоплательщика – иностранную организацию производит налоговый агент – российская организация или иностранная компания, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.

Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций (подпункт 1 пункта 1 статьи 309 НК РФ).

Дивидендом, согласно пункту 1 статьи 43 НК РФ, признается любой доход, полученный от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим получателю акциям (долям) в уставном капитале этой организации.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, применяется ставка 15 процентов, установленная подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 НК РФ.

Обратите внимание!

В Письме Минфина Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 03-08-05 рассмотрен вопрос касательно налогообложения дивидендов, выплачиваемых российской организацией через иностранный банк-депозитарий, который распределяет полученные дивиденды между владельцами глобальных депозитарных расписок пропорционально количеству ценных бумаг, принадлежащих им.

Согласно разъяснениям чиновников депозитарные расписки удостоверяют право собственности владельца на определенное количество ценных бумаг российской организации-эмитента, депонированных на счетах иностранного депозитария.

При распределении дивидендов российским эмитентом доход, получаемых по депонированным акциям держателями депозитарных расписок, для целей применения международных договоров об избежании двойного налогообложения квалифицируется как дивиденды, а держатели депозитарных расписок в свою очередь являются фактическими получателями такого дохода.

Таким образом, российская организация – эмитент акций, осуществляющая выплату дивидендов иностранным организациям – держателям депозитарных расписок, для удержания налога с дивидендов по пониженным ставкам, установленным нормами конкретного двустороннего договора об избежании двойного налогообложения, должна согласно нормам статьей 310 и 312 НК РФ располагать документами, подтверждающими постоянное местонахождение иностранной организации – фактического получателя дохода.

Следует обратить внимание на то, что при выплате дивидендов от обязанностей налогового агента по налогу на прибыль организация не освобождается даже в том случае, если сама не является его плательщиком в случае применения специальных налоговых режимов. На это указывают положения соответствующих глав НК РФ, регулирующих порядок налогообложения при применении специальных налоговых режимов.

В частности, в соответствии с пунктом 5 статьи 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ. То есть применение упрощенной системы российской организацией не влияет на установленный законодательством Российской Федерации порядок исполнения ею обязанностей налогового агента при выплате иностранной организации доходов в виде дивидендов. Такие разъяснения приведены в Письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 11 сентября 2007 года № 18–11/3/0860080@.

Доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений пунктов 1 и 2 статьи 43 НК РФ) (подпункт 2 пункта 1 статьи 309 НК РФ).

Напомним, что перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251 НК РФ. На основании подпункта 4 пункта 1 этой статьи не учитываются при налогообложении прибыли доходы в виде имущества (имущественных прав), которые получены в пределах вклада (взноса) участников хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками. Положения подпункта 4 пункта 1 статьи 251 НК РФ применяются, в том числе, к правоотношениям с участием иностранных организаций, о чем сказано в Письме Минфина Российской Федерации от 3 августа 2010 года № 03-03-06/1/519. Также в письме, со ссылками на статьи 247 и 309 НК РФ, сделан вывод, что доход в виде действительной стоимости доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, получаемый иностранной организацией при выходе из общества, подлежит налогообложению у источника выплаты в Российской Федерации в части, превышающей взнос этого иностранного участника в капитал общества.

При этом налог с рассматриваемых доходов исчисляется по ставке, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 284 НК РФ, то есть по ставке 20 процентов. Обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов иностранной организации возлагается на налогового агента – организацию, выплачивающую доходы.

Читайте также:  Как вступить в наследство без завещания после смерти

Специалисты Минфина напомнили в письме, что в случае наличия действующего Соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и иностранным государством, резидентом которого является иностранный участник, доход при выходе из российского общества с ограниченной ответственностью, налогообложение такого дохода осуществляется в соответствии с положениями Соглашения.

Процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации (подпункт 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ), в том числе:

– доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;

– доходы по иным долговым обязательствам, не указанным в предыдущем подпункте.

Процентами, согласно пункту 3 статьи 43 НК РФ, признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида независимо от способа его оформления. При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 328 НК РФ, на основании аналитического учета внереализационных доходов и расходов должна вести расшифровку доходов (расходов) в виде процентов по ценным бумагам, по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада и (или) иным образом оформленным долговым обязательствам.

Комментарий к Ст. 386 Налогового кодекса

По общему правилу место уплаты налога на имущество организаций и место представления отчетности по данному налогу совпадают. Налог в отношении имущества, находящегося в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации, необходимо уплачивать по месту нахождения организации.

Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций и Порядок заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций утверждены Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895.

С 1 января 2015 г. статья 386 НК РФ была дополнена Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» пунктами 4, 5, также в пункт 3 был введен новый абзац. Согласно изменениям иностранные организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно статье 374 НК РФ, в определенном случае одновременно с представлением налоговой декларации подают сведения о своих участниках, актуальные по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая данные о порядке косвенного участия (при его наличии) физических лиц или публичных компаний. Аналогичным образом направляют сведения об учредителях иностранные структуры без образования юридического лица.

Официальная позиция.

ФНС России в письме от 23.01.2015 N БС-4-11/835 указала, что первым налоговым периодом исполнения предусмотренной пунктом 3 статьи 386 НК РФ обязанности иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), имеющей имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса, по представлению одновременно с налоговой декларацией сведений об участниках этой иностранной организации (учредителях иностранной структуры без образования юридического лица) будет налоговый период 2015 года.

ФНС России пришла к выводу, что указанные сведения впервые должны быть представлены иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) при представлении в срок не позднее 30.03.2016 налоговой декларации за 2015 год по состоянию на 31 декабря налогового периода 2015 года.

Дополнительно сообщила, что разработка формы сведений, представление которых предусмотрено пунктом 3 статьи 386 НК РФ, относится к компетенции ФНС России.

Внимание.

ФНС России рассмотрела в письме от 11.11.2014 N БС-4-11/23216@ вопрос корректного отражения КПП в налоговых декларациях по налогу на имущество организаций.

Налоговая служба, основываясь на статье 386 НК РФ, указала, что в соответствии с пунктом 3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (утв. Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895) (далее — Порядок) в титульном листе (лист 01) при заполнении титульного листа указываются КПП, которые присвоены организации тем налоговым органом, в который представляется декларация.

Таким образом, в налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговом расчете по авансовому платежу), представляемой по месту нахождения организации, необходимо указать КПП, который присвоен организации в налоговом органе по месту нахождения организации, т.е. КПП, указанный в Свидетельстве о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.

КПП, присвоенный организации по месту нахождения обособленного подразделения, должен указываться в налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговом расчете по авансовому платежу), представляемой по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения организации.

КПП по месту нахождения недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации, — на основании соответствующего уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества на территории Российской Федерации.

Важно.

Письмом от 29.04.2014 N БС-4-11/8482@ ФНС России разъяснила порядок применения отдельных положений статьи 386 НК РФ в части представления налоговых деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) и Порядков заполнения налоговой декларации по налогу и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, утвержденных Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895, в случае наличия у организации подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Так, с 1 января 2014 г. налогоплательщики, имеющие на балансе указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объекты, должны облагать указанные объекты недвижимого имущества по кадастровой стоимости в случае вступления в силу в субъекте Российской Федерации применительно к налоговому периоду 2014 г. соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В случае представления налогоплательщиками налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу за первый квартал 2014 года без учета указанных разъяснений ФНС России, налоговым органам следует уведомить таких налогоплательщиков о необходимости представления уточненных налоговых расчетов по авансовым платежам за первый квартал 2014 года.

Если указанными налогоплательщиками первичные налоговые расчеты по авансовым платежам за первый квартал 2014 года в отношении указанных объектов недвижимого имущества:

— были представлены в налоговые органы не по местонахождению указанных объектов недвижимого имущества (представлены в порядке, установленном статьей 386 Кодекса, с учетом разъяснений Управления ФНС России по г. Москве от 08.07.2011 N 16-15/066539@) или представлены крупнейшими налогоплательщиками в порядке, установленном статьей 386 НК РФ, с реквизитами (КПП и код налогового органа), отличными от реквизитов по местонахождению указанных объектов;

— в установленный статьей 386 НК РФ срок;

— суммы авансовых платежей уплачены без нарушения сроков, установленных законами субъектов Российской Федерации, то начисленные пени подлежат сторнированию в КРСБ и с учетом положений пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ к организации не применяются предусмотренные меры по взысканию пеней и штрафов за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ.

При этом течение предусмотренного пунктом 2 статьи 88 НК РФ трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки по представленным в отношении указанных объектов недвижимого имущества уточненным налоговым расчетам по авансовым платежам начинает исчисляться со дня представления налогоплательщиком указанных уточненных расчетов (письмо ФНС России от 02.06.2014 N БС-4-11/10451).

Внимание.

Как разъяснено в письме ФНС России от 08.04.2014 N СА-4-14/6539, в соответствии со статьями 386, 398 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы, в том числе по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации и ее обособленных подразделений, налоговую декларацию по налогам (налоговые расчеты по авансовым платежам).

При этом на основании статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (авансового расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме.

Налоги для иностранной компании

Налоги в России для иностранных фирм имеют ряд различий в зависимости от формы организации зарубежного бизнеса. Различия по большей части касаются налоговых ставок, а также исполнения обязанностей налогоплательщика.

Если деятельность ИК реализована через постоянное представительство, оно является самостоятельным плательщиком подоходного налога.

Налог с доходов нерезидентов юр. лиц без образования представительства, если они не связаны с ее коммерческой деятельностью, в свою очередь, взимается партнерами-резидентами РФ.

Но, помимо налога на прибыль, ИК обязана уплачивать ряд других налоговых платежей, в которые входят:

  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на имущество предприятия;
  • страховые взносы;
  • налог на землю;
  • транспортный налог.

Налоги с ИК при оказании услуг на территории РФ

Отсутствие постоянного представительства иностранного юрлица на российской территории не запрещает ему оказывать услуги в РФ. Главное условие законной деятельности – уплата всех налогов.

Помимо налога на прибыль, если услуги были оказаны на российской территории, в число налогов включается также НДС. Это могут быть не только услуги, имеющие материальное выражение, но и услуги интеллектуального характера. В том числе консалтинговые услуги, экономико-правовые консультации, маркетинговые услуги и так далее. В таком случае обязанность по уплате НДС возникает, лишь если предприятие-заказчик действует непосредственно в РФ.

Вторая особенность таких сделок в том, что российский резидент-приобретатель таких услуг становится налоговым агентом для ИК. То есть он будет обязан удержать с ее вознаграждения налог на прибыль и НДС, уплатить налоги и только после того перечислить его в пользу ИК.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *