Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Среди руководителей организаций, занимающихся закупками для государственных и муниципальных нужд, бытует мнение, что контракты по процедурам, не размещенным В ЕАИС, можно не исполнять, если, например, подскочат цены, либо в силу иных форс-мажорных обстоятельств исполнять их окажется не выгодно. Так ли это на самом деле?
Порядок отказа от заключения контракта по 44-ФЗ для поставщика-победителя
Нежелание продавца подписывать соглашение с заказчиком может выражаться активными действиями или полным бездействием. Во втором случае он не подписывает документы за выделенное на это время либо задерживает обеспечение.
Принцип действия исполнителя зависит от причины для отказа:
- При появлении обстоятельств непреодолимой силы поставщику необходимо передать покупателю информацию о случившемся не позже, чем в течение дня. Уведомление отправляется в письменном виде. В нем отмечается причина отказа от заключения контракта по 44-ФЗ, реквизиты закупки. Разрешается передать документ заказчику либо прибегнуть к почтовым услугам.
- Можно договориться с покупателем, чтобы отказ от сделки не привел к крайне неприятным для исполнителя последствиям. В этом случае контракт изначально подписывается, а после расторгается по соглашению сторон.
- Если отказ от заключения договора вызван неточностями в тексте документа, то заказчику отправляется протокол разногласий. При этом поставщик должен соблюсти сроки подписания документов. Далее покупатель может скорректировать текст.
Малые закупки. Ответственность за отказ от заключения/неисполнение контрактов поставщиков и заказчиков
Рассмотрим, что ждёт победителя процедуры, не размещенной в ЕАИС, на примере двух информационных систем: единого агрегатора торговли Березка и электронного магазина московской области.
В самом деле включение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) победителю, уклонившемуся от заключения контракта по результатам процедуры, отнесенной законом к мылам закупкам, или не исполнившему его, не грозит. Но его ждут те или иные санкции. И довольно чувствительные.
Что касается Заказчика запроса предложений/котировочной сессии на Портале Поставщиков, то он в случае отказа от заключения контракта будет подвергнут штрафу в размере 30 000 руб.
Для небольшой организации это тоже деньги, поэтому заказчики котировочных сессий и запросов предложений отказываются от заключения контракта редко.
Итак, за отказ от исполнения/нарушения при исполнении контрактов победителя тендера, относящегося к малым закупкам, хоть и не грозит РНП, однако их ждёт довольно серьезная финансовая ответственность, а также блокировка на ресурсе, на котором проводятся торги. Портале Поставщиков/Березке.
Так что не следует участникам браться за те котировочные процедуры (запросы предложений) которые они не смогут должным образом исполнить. И конечно, прежде чем принимать решение о снижениях, всегда помнить, что слишком низкие цены за товары предлагают только мошенники.
И не надеяться на то, что если процедура отнесена к малым закупкам, то и ответственность за исполнение контракта тоже несерьёзная. Ведь совокупный штраф за неисполнение десятка контрактов может оказаться очень внушительным.
Необходимо соблюдать сроки, установленные ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ для направления информации и документов в реестр контрактов
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан направить информацию о расторжении контракта для размещения в реестре контрактов в течение 5 рабочих дней с даты расторжения контракта. Указанная норма закона обязывает заказчика также направить в реестр контрактов решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписанное с использованием ЕИС, не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения. Кроме того, в течение 5 рабочих дней в реестр контрактов направляется информация и документы о применении мер ответственности в случае нарушения контрагентом или заказчиком условий контракта (в частности, требование заказчика об уплате контрагентом неустойки (штрафа, пени)).
За неразмещение или нарушение срока размещения сведений в реестре контрактов должностное лицо заказчика могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ ( административный штраф в размере 20 тысяч рублей).
Например, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением подрядчиком своих обязательств по контракту. Контракт был расторгнут. Комиссия УФАС включила сведения о подрядчике в РНП, но по результатам проверки установила, что заказчик не направил в установленный срок в реестр контрактов информацию об исполнении контракта, а именно требования об уплате неустойки, предъявленные заказчиком подрядчику. В итоге заказчика признали нарушившим ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, а в действиях должностного лица выявили признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст .7.31 КоАП РФ (см. решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 30 августа 2022 г. N РНП-31171эп/22 (извещение N 0848300060622000217)).
Размер и условия обеспечение контракта
До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:
- Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
- Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.
Какие последствия для электронного аукциона
В случае с аукционом порядок действий заказчика зависит от основания, по которому торги признали несостоявшимися:
- Если поступило только одно предложение — действуйте в соответствии с ч. 2 ст. 52 Федеральной контрактной системы. То есть надо обработать документы от оператора, составить и опубликовать итоговый протокол, заключить госконтракт с единственным поставщиком.
- Если только одна заявка соответствует требованиям извещения, то заключите контракт с таким участником как с единственным поставщиком (ч. 5 ст. 42 ФКС).
- Если на аукцион не подали ни одного предложения или же комиссия отклонила все заявки, то проведите новую закупку или заключите контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы (ч. 8 ст. 52). И обязательно сформируйте итоговый протокол, в котором признайте аукцион несостоявшимся. Отправьте протокол оператору электронной площадки для размещения в ЕИС. Точно так же действуйте, если все участники уклонились или вы сами отказались от заключения контракта с единственным допущенным исполнителем.
Если заказчик по окончании процедуры торгов принимает решение о невозможности заключения договора с победителем конкурса, то он вправе отказаться от заключения договора при наличии обоснованных причин. Основание для отказа указывается в протоколе отказа от заключения контракта.
Победитель вправе подать жалобу в ФАС, если считает, что приведенные основания недостаточны и не соответствуют требованиям закона.
Оценка действий заказчика и анализ причины отказа производится на основании протокола. Если причины будут признаны вескими, указывающими на несоответствие участника требованиям 44-ФЗ, например предоставление недостоверной информации, то возможно признание сделки несостоявшейся. В таком случае возможен отказ от сделки в одностороннем порядке.
Протокол оформляется в свободной форме, так как типовая форма законодательно не установлена. При этом протокол должен содержать максимально полную информацию об участниках торгов и тендерной процедуре.
|