Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Езда без тахографа и карты водителя в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.
Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП)
Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также предусмотрены статьей 11.23 КоАП:
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа |
Водитель: 3 000 — 5 000 рублей |
11.23 часть 2 | Выпуск на линию автомобиля без тахографа или автомобиля, с нарушениями требований к использованию тахографа |
Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение режима труда и отдыха водителя | Водитель: 1 500 — 2 000 рублей Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
Какие штрафы за тахограф могут быть в 2023 году
Как известно, штрафы бывают за два типа нарушений: за отсутствие самого тахографа или за нарушение режимов труда и отдыха. Размер штрафов за тахограф в 2023 году следующий:
Нарушение | Штраф по ст. 11.23 КоАП |
Нарушение | Штраф по ст. 11.23 КоАП |
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства. | для водителя: 3-5 тыс. руб.;
для должностного лица: 7-10 тыс. руб; для ИП: 15-25 тыс. руб.; для юридического лица: 20-50 тыс. руб. |
Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. | для водителя: 1,5-2 тыс. руб.;
для должностного лица: 7-10 тыс. руб.; для ИП: 15-25 тыс. руб.; для юридического лица: 20-50 тыс. руб. |
На какие транспортные средства ставится прибор?
При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.
К ним относятся:
- M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
- N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.
Достоинства и недостатки
В использовании тахографов есть свои плюсы и минусы. Изначально со стороны государства основной целью их обязательного применения было снижение аварийности на дорогах. Результат был оправдан, т. к. количество ДТП и правда снизилось. Большим плюсом также стал поток дополнительных денежных средств, который положительно сказался на бюджете страны.
Но применение тахографов имеет и другие преимущества:
- Защита интересов водителя и работодателя – исключение недобросовестных действий обеих сторон;
- Возможность выявить ранее совершенные нарушения водителем при осмотре оборудования инспектором.
Размер штрафа за отсутствие тахографа в 2021 году
После изменений, внесенных ФЗ N 216 от 26.07.2019, с 1 ноября 2019 года размеры штрафов составляют:
- Для водителя — 3 000 — 5 000 рублей;
- Для должностного лица — 7 000 — 10 000 рублей;
- Для ИП — 15 000 — 25 000 рублей;
- Для юридического лица — 20 000 — 50 000 рублей
Кого именно оштрафуют, разберем на примерах разных ситуаций:
Пример 1: сотрудник ДПС остановил ТС и обнаружил, что в нем отсутствует тахограф. В этом случае штраф грозит водителю в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностному лицу, выпустившему автомобиль на линию без контрольного устройства 7 000 — 10 000 руб и владельцу ТС от 20 000 до 50 000 рублей.
Пример 2: водитель не смог распечатать контрольную ленту для инспектора, т. к. в тахографе не было бумажной ленты. Т. е. прибор использовался с нарушением требований к эксплуатации. Это нарушение может стать основанием для наказания:
- водителя, который должен обеспечить эксплуатацию прибора в соответствии с Приказом Минтранса и перед началом движения заправить ленту в тахограф;
- должностного лица, ответственного за выпуск ТС на линию;
- организации, автомобиль которой используется с нарушением требований к эксплуатации тахографов;
Водителя оштрафуют на сумму 3 000 — 5 000 рублей, должностное лицо на сумму от 7 000 до 10 000 рублей, организацию на 20 000 — 50 000 рублей.
Кто должен ездить с тахографом в 2023 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2023 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2023 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.
Кто должен ездить с тахографом в 2021 году?
В 2021 году все транспортные средства коммерческого назначения должны быть в обязательном порядке оборудованы тахографами. Перечень автомобилей, подлежащих обязательному оснащению данным прибором регламентирует , изданный 13 февраля 2013г.
Согласно , тахограф должен быть установлен на всех транспортных средствах коммерческого назначения, чья масса находится в интервале от 3,5 до 12 т. В данную группу попадают такие категории ТС, как:
- М2, предназначенные для перевозки пассажиров (количество посадочных мест не менее 8 и массой не более 5т);
- М3, предназначенные для транспортировки пассажиров (массой более 5т с количеством посадочных мест не менее 8 );
- N2 — транспортные средства грузового назначения, масса которых колеблется в интервале от 3,5 до 12т;
- N3 — транспортные средства грузового назначения, имеющие массу свыше 12т.
Отсутствие тахографа в автомобиле коммерческого назначения в 2021 году ведет к наложению штрафа, размер которого определен законодательной базой РФ () и составляет 1000 руб. — 3000 руб. для водителей и 5000 руб. — 10000 руб. для должностных лиц выпустивших на линию автомобиль с нарушением.
Обжалование штрафа за езду без карты тахографа
Водители или должностные лица, получившие штраф за езду без тахографа, могут обжаловать его в ряде случаев. Речь идет о ситуациях, когда прибор пришел в негодность в ходе выполняемого рейса. Чтобы избежать наказания от сотрудника Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения эксперты рекомендуют сразу после выявления поломки вручную заносить данные о скоростном режиме, а также об остановках и промежутках непрерывного нахождения за рулем каждого из водителей. Производить записи рекомендовано на обратной стороне бумаги для тахографа. Такое решение позволит избежать взыскания и обеспечит необходимый контроль за передвижением транспортного средства.
Если же инспектор ГИБДД все-таки выносит штраф за езду без тахографа, то в 2021 году его можно обжаловать. В случае наложения взыскания на физическое (водителя) или должностное лицо, обращаться следует к вышестоящему должностному лицу руководителю подразделения ГИБДД (). Необходимо:
- Подготовить ходатайство об отмене взыскания.
- Приложить документы, подтверждающие исправность прибора при выезде на линию.
- Записи тахографа до момента поломки.
- Записи режима движения, отдыха и работы после неисправности аппарата (выполненные вручную).
- Дождаться ответа руководителя ГИБДД. При положительном решение взыскание будет отменено. При отказе следует получить письменный ответ на основании которого оформить заявление в Прокуратуру и приложить вышеуказанный пакет документов.
- Дождаться ответа от сотрудника Прокуратуры. Срок рассмотрения составляет 30 суток. (ФЗ №59 от 02.05.2006г ). Если по результатам рассмотрения обращения заявителю будет отказано в обжаловании взыскания, то эксперты советуют запросить письменный отказ. И уже с тем же пакетом документов и письменным ответом из Прокуратуры обращаться в суд.
Тахограф и карта = контрольный прибор
Тахограф – это специальный прибор, который считывает, регистрирует и хранит основные параметры перемещения автотранспортного средства и рабочее время водителя. К наиболее важным параметрам, учитываемым тахографом, относятся:
- Время нахождения в режиме следования маршруту;
- Время простоя;
- Расстояние, пройденное транспортным средством за указанный промежуток времени;
- Скорость движения автомобиля.
Тахографы в обязательном порядке устанавливаются на автомобили, выполняющие коммерческие перевозки – не только грузовые, но и пассажирские.
На сегодняшний день разрешается использование только цифровых тахографов, зарегистрированных в перечне ФБУ Росавтотранс. Ранее допускалась эксплуатация аналоговых тахографов, но с 1 июля 2016 года такие устройства на территории РФ использовать нельзя. В то же время нужно отметить, что использование аналоговых тахографов допускается для ТС, участвующих в международных перевозках (в странах ЕС такие устройства разрешены и эксплуатируются до сих пор).
Для эксплуатации автомобиля, оборудованного тахографом, у каждого водителя, имеющего права на управление этим транспортным средством, должен быть соответствующий документ – карта тахографа. Карта выдается на срок не более 3 лет и используется для таких целей:
- Идентификации лица, имеющего право на управление ТС, задействованным в сфере коммерческих перевозок.
- Сбор и хранение информации о режиме труда и отдыха водителя.
- Выгрузки данных о времени пребывания в дороге и других сведений движении транспортного средства, хранящихся в памяти устройства.
Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха
В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:
- Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
- Автобусы, принадлежащие физлицам.
- Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
- Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.
В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.
Какой штраф за езду грузовика без тахографа в 2022 году
Актуально на 2022 год
Штраф за отсутствие тахографа
От 5 до 50 тыс. руб.
Статья 11.23 КоАП
С 1 ноября 2019 года физические лица, которые владеют:
- автобусами с количеством мест более восьми;
- автомобилями с максимальной разрешенной массой более 3,5 т;
— обязаны установить на них тахограф. Об этом говорят федеральные законы: 386 от 30.10.2018 и 216 от 26.07.2019. Теперь это требование есть в правилах техосмотра. Кстати, автобус с числом мест более восьми автоматически попадает под требования Постановления Правительства № 153, а значит, кроме тахографа обязательно должен быть оснащен еще и аппаратурой ЭРА-Глонасс.
Если в грузовике или автобусе нет тахографа, водителя оштрафуют на 3000–5000 ₽. Для ИП и ООО, которые отправили машину без тахографа — до 50 000 ₽. То есть штраф за тахограф на физическое лицо получить тоже может.
Штраф за езду без тахографа в КоАП
За то, что водитель ездит за рулем больше нормы, его оштрафуют на 2000 ₽. Достанется и владельцам бизнеса: ИП может потерять до 25 000 ₽, а компания — до 50 000 ₽. Вот еще штраф для юрлиц и ИП.
Штраф за нарушение норм труда и отдыха водителей
Если прибор покажет, что рабочее время в табеле отличается от фактического, то работодателя привлечет госинспекция по труду, по статье о нарушении трудового законодательства. Штраф за такое нарушение:
- Для юрлиц — до 50 000 ₽ и до 70 000 ₽ за повторное нарушение.
- Для ИП — до 5000 ₽ и до 20 000 ₽ за повторное нарушение.
В приложении № 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации № 440 от 28 октября 2020 года приведен перечень транспортных средств, которым не требуются тахографы. В эту категорию входят транспортные средства, которые не будут получать штраф за использование тахографа в 2022 году:
- используются для дорожных испытаний в соответствии с отраслевыми документами и действующими государственными стандартами;
- используются государственными учреждениями, занимающимися следственной работой;
- предназначены для перевозки грузов и пассажиров внутри организации и не покидают ее территорию;
- были изготовлены более 50 лет назад и не используются для коммерческих перевозок;
- принадлежат государственным учреждениям, в которых проходит военная служба;
- зарегистрированы на станциях техосмотра; использовались для обучения вождению или сдачи экзамена по вождению;
- используются для обучения водителей или сдачи экзаменов, но только если транспортное средство не используется в коммерческих целях;
- находятся в распоряжении полиции, аварийных служб
- используются в экстренных медицинских ситуациях;
- используются для обслуживания дорог, нефтяных и газовых скважин, перевозки ценных грузов и выручки, животных;
- принадлежат сельскохозяйственным производителям, когда используются для сельскохозяйственных перевозок
- допускаются к международным перевозкам в соответствии со своей картой доступа.
Стоит отметить, что вышеуказанные категории транспортных средств не могут быть оборудованы только в том случае, если транспортное средство принадлежит коммерческим или юридическим лицам. Если по каким-то причинам человек владеет специализированным транспортным средством, ему необходимо установить тахограф. Например, транспортное средство для перевозки лошадей, принадлежащее гражданину, не зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, должно быть оборудовано тахографом. Неустановка тахографа в 2022 году повлечет за собой штраф.
Штрафные санкции за езду с чужой картой в тахографе
Управление транспортным средством с чужой картой тахографа строго запрещено. Данное нарушение подпадает под статью 11.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В нем говорится, что штраф налагается в случае вождения в нарушение вышеуказанного устройства. С другой стороны, пункт 5 приложения № 3 к приказу министра транспорта № 440 от 28 октября 2020 года предусматривает, что водителю выдается только одна карточка. Согласно пункту 11, человек обязан вставить его в устройство и ввести пин-код перед началом движения, а затем извлечь щелевой инструмент в конце движения. Поэтому не разрешается водить машину с чужой картой.
Согласно положениям статьи 11.23 Кодекса об административных правонарушениях, штраф на водителя за такое правонарушение будет наложен в 2022 году. Сумма штрафа составит от 3 000 до 5 000 рублей. Точная сумма будет определена в каждом конкретном случае. Обычно за первое нарушение налагается минимальный штраф за использование тахографа. При повторном совершении штраф увеличивается.
Верховный суд подтвердил законность требований, предъявляемых к тахографам – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
Верховный Суд разбирался в требованиях к тахографу и поставил точку в споре о «рекомендательном характере» приказа Минтранса.
О судебной практике, связанной со штрафами за использование тахографов, не соответствующих требованиям законодательства, рассказывает вице-президент Ассоциации «ТахоЦентр» — Г. С. Мирошин.
Упорство правовых нигилистов граничит с догматизмом! Отсутствие понимания правовых норм ведет к потере времени и восприятия действительности!
Во множестве статей на своём сайте Ассоциация «ТахоЦентр» давала объяснения, каким образом формируются требования в отношении тахографов, но в обществе есть граждане, которые считают себя выше норм и законов! Или даже не так – они живут в выдуманном ими правовом поле!
- Судебное разбирательство, которое будет рассматриваться в настоящей статье, посвящено попытке опротестовать действия инспектора, который оштрафовал водителя за то, что установленный в его транспортном средстве прибор не является тахографом в рамках требований закона, в частности этот прибор не учтен в перечне ФБУ «Росавтотранс» и не имеет в своем составе блока системы криптографической защиты информации (блок СКЗИ тахографа).
- Верховный суд поставил точку в бесчисленных кассациях, которые подавал Истец пытаясь отменить наказание, назначенное ему инспектором, за управление транспортным средством без тахографа или с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.
- Водитель подал жалобу на действия инспектора с обоснованием своей позиции тем, что Приказ Минтранса, устанавливающий требования к тахографу, носит рекомендательный характер, а наличие сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного Союза является единственным обязательным требованием, которое установлено законом в отношении тахографа.
Верховный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 11 августа 2021 г. № 2-АД21-3-К3 дал надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонил доводы водителя как несостоятельные.
Вопреки доводам жалобы водителя при рассмотрении дела было установлено, что тахограф, которым был оснащен автомобиль, требованиям нормативных правовых актов не соответствовал, в нем отсутствовало программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство — блок СКЗИ тахографа.