Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый кодекс 2020г. Глава №61». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa
Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.
Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.
Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2023 гoдy
Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.
Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:
Cн = KC x Нcт, гдe:
- Cн — cyммa нaлoгooблoжeния;
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
- Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.
Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2023 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2023 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.
Комментарий к ст. 394 НК РФ
Внимание!
Абзац 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает налоговые ставки, которые могут устанавливаться нормативно-правовыми актами представительных органов муниципального образования и городов федерального значения, а также их максимальный размер.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 394 устанавливает ставку не более 0,3% в отношении ряда категорий земельных участков.
Официальная позиция.
В письме ФНС России от 30.07.2014 N БС-4-11/14944@ «О налогообложении земельных участков» сообщается, что, как следует из данной нормы Налогового кодекса, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
При этом Налоговым кодексом не предусмотрено применение различных налоговых ставок к одному земельному участку сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента.
В случае если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.
Одновременно сообщается, что исчерпывающий перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 369.
Первая категория земельных участков, к которым применяется налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3%, — это земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства.
На основании пункта 1 статьи 77 ЗК РФ под землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Также в пункте 2 статьи 77 ЗК РФ раскрывается, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Для применения такой ставки к указанной категории земель необходимо соблюдение следующих условий одновременно:
Во-первых, земельные участки должны быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Во-вторых, такие земельные участки должны использоваться по целевому назначению — для сельскохозяйственного производства.
Официальная позиция.
В письме ФНС России от 17.03.2015 N ЗН-4-11/4198@ рассмотрен вопрос о налогообложении земельным налогом земельных участков сельскохозяйственного назначения, если в отношении них не выполняются требования и не проводятся мероприятия по улучшению, защите и охране земель и работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы. По данному вопросу официальный орган дал нижеследующее разъяснение.
Для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
На основании статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, в частности, Россельхознадзором, осуществляющим государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Кем производится уплата земельного налога
Прежде чем паниковать на тему новых налоговых правил для земельных участков, следует определиться, кто должен платить физический налог. Вносить средства могут как юридические лица (организации, владеющие землей), так и физическиелица. Земельный налог для физических лиц в 2022 году касается граждан, которые являются собственниками земли на основании нескольких прав:
- Имея право собственности на физический земельный участок. То есть, лицо – единственный владелец земли.
- Лицо обладает правом пользования участком на бессрочной основе.
- Лицо является владельцем права наследуемого владения (пожизненного характера).
В качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость земельного участка на 1 января календарного года, за который исчисляется налог, либо в установленных случаях — его площадь (п.1, 5, 6 ст. 240 НК).
Площадь земельного участка применяется для расчета налоговой базы, если такой участок:
-
относится к землям сельхозназначения;
-
используется для добычи торфа на топливо и удобрения, сапропелей на удобрения;
-
входит в состав земель лесного фонда и предоставлен для сельхозиспользования;
-
входит в состав земель водного фонда и предоставлен для сельхозиспользования, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;
-
занят конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, не являющимися капстроениями или госрегистрация которых не является обязательной, и принадлежит энергоснабжающим организациям, входящим в состав ГПО «Белэнерго».
По иным земельным участкам необходимо самостоятельно определять, какой из показателей применить в качестве налоговой базы: кадастровую стоимость земельного участка (ее можно узнать из регистра стоимости земельных участков, размещенном на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство») либо его площадь.
Для этого нужно сравнить кадастровую стоимость земельного участка за гектар с установленным пороговым значением, который соответствует каждому функциональному использованию земельных участков (виду оценочных зон). При этом функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется на основании их целевого назначения, установленного местным исполкомом (п. 3 ст. 240 НК, приложение 5 к НК).
Если кадастровая стоимость за гектар больше установленного порогового значения или равна ему, для определения налоговой базы используется кадастровая стоимость, если меньше — площадь земельного участка (подп. 6.5 — 6.11 ст. 240 НК). |
Что такое налог на землю?
Земельный налог – это начисление, взимаемое с физических лиц, обладающих земельными участками (ЗУ) на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налог не взимается с физических лиц в отношении ЗУ, находящихся у них на праве безвозмездного пользования или переданных им по договору аренды.
Не подлежат налогообложению ЗУ следующих категорий:
- входящие в состав общего имущества многоквартирного дома
- ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками
Налог за 1 га земли сельхозназначения 2022
- Отдельно рассчитать коэффициент длительности владения землей (Кв).
- Учитывать процентную ставку. Процентные ставки утверждаются на местном уровне, однако они не могут выходить за рамки, установленные федеральным законодательством. Так, тариф не может быть выше следующих показателей:
- Налоговая ставка на эту категорию земель составила 0,1 % на региональном уровне.
- Отчетный период составляет 12 месяцев – год.
- Долевое участие составляет 1/2.
- Длительность владения составляет 11 месяцев.
- Налог должен быть уменьшен на сумму в 10 тысяч рублей, так как налогоплательщиком является ветеран боевых действий.
Как рассчитать налог на землю для юридических лиц в 2022-2022 годах
Перечисление налогов производится по месту расположения земельного участка. Сроки отчетности устанавливаются местным законодательством. Так, за земли, относящиеся территориально к Москве, уплата должна быть произведена не позднее первого февраля года, следующего за отчетным периодом. Это означает, что уплатить земельный налог за 2022 год надлежит не позже 01.02.2022 года. Авансовые платежи следует уплачивать не позднее последнего числа в месяце, который является следующим после отчетного квартала. Таким образом, авансовый платеж за первый квартал года должен быть совершен не позднее 30 апреля. Сроки могут варьироваться в зависимости от субъектов и действующих правовых норм в части налогообложения.
Формирование налоговой ставки происходит на основании нормативных актов муниципальных образований и не может быть выше установленных процентных показателей. Так, на 2022-2022 годы предельная величина ставки налога в 0,3% установлена в отношении земель следующих категорий:
Ситуация имеет свои особенности — при общей либерализации земельного права наблюдается ужесточение налогового пресса. До изменений в налоговом законодательстве 2015 года продажа недвижимости не облагалась налогом только в том случае, если она находилась во владении одного человека не менее трёх лет, а также при продаже за сумму менее 1 миллиона рублей. Это правило позволило создать хорошо работающий рынок жилья и избавить от дополнительного налогового бремени владельцев дешёвой недвижимости, построенной в советский период.
В соответствии с новыми правилами, сделка на сумму менее миллиона рублей теряет свою защищённость от налогообложения. Вводится так называемая минимальная сумма налога. Неважно, какая сумма была указана в договоре — хоть 10 000 рублей, платить налог всё равно придется.
От чего зависит размер?
Для того чтобы определить размер налогового платежа, необходимо установить все данные, влияющие на него.
- Площадь участка сельскохозяйственного назначения и его кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость рассчитывается посредством проведения государственной оценки земель и фиксируется в Едином государственном реестре недвижимости. Чтобы узнать конкретное значение кадастровой стоимости, следует обратиться в МФЦ, кадастровую палату или посмотреть на сайте Росреестра. Необходимо обратить внимание на то, что сведения предоставляются на бесплатной основе.
- Местоположение сельхоз земли. Во-первых, властями каждого населённого пункта могут быть установлены свои значения налоговых ставок (в пределах, установленных законом). Во-вторых, пункт 2 статьи 394 позволяет местным органам дифференцировать ставки в зависимости от нахождения земли в пределах города (села, посёлка и т.д.).
- Наличие льгот и освобождений, применяемых в отношении налогоплательщика. Одной из льгот являются вычеты, закреплённые пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Размер вычета соответствует кадастровой стоимости 600 кв. м участка. Предоставляется таким социальным группам, как инвалиды, герои СССР и РФ, ветераны, участники боевых действий, ликвидаторы последствий аварии ЧАЭС, пенсионеры.
Льготы для налогоплательщиков
- В соответствии с п.5 ст 391 НК РФ, налоговый вычет в размере КС 600 квадратных метров от общей площади ЗУ, могут получить следующие группы граждан:
Герои Российской Федерации и СССР;
- Инвалиды 1 и 2 групп;
- Дети-инвалиды;
- Инвалиды с детства;
- Ветераны ВОВ и боевых действий, а также, лица получившие инвалидность в ходе этих событий;
- Лица, пострадавшие в результате катастроф на ЧАЭС и ПО «Маяк» и попавшие под действие программ соц. защиты;
- Лицам, осуществлявшим трудовую деятельность, связанную с особым риском. В их числе: испытания атомного оружия и устранение последствий ядерных аварий на военных объектах;
- Лица, ставшие инвалидами или получившие лучевую болезнь в ходе испытаний ядерного оружия или космических аппаратов;
- Лица пенсионного возраста.
Обратите внимание, что налоговый вычет применяется только к одному участку, принадлежащему налогоплательщику (а также находящемуся в бессрочном владении или пользовании). Соответственно, если гражданин обладает двумя и более земельными участками, ему предстоит самостоятельно выбрать тот, по которому будут начислены льготы. О своем решении необходимо известить налоговые органы. Но, не позднее 1 ноября.
Только после этого появится не облагаемая налогом сумма, уменьшающая земельный налог. Если размер налогового вычета превышает налоговую базу, то она будет считаться равной 0.
…»для дачного строительства»
А вот если коммерческой организации принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства», земельный налог, по мнению финансистов, следует исчислять с применением повышенной ставки. Чиновники в этом случае исходят из того, что использование льготного налогообложения по ставке 0,3% допускается в отношении только тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан (Письмо от 04.12.2013 N 03-05-06-02/52781). (Применяется та же ставка налога, что и в отношении земельного участка с разрешенным использованием «для дачного хозяйства» (Письмо Минфина России от 30.01.2012 N 03-05-06-02/05).)
Однако среди арбитров есть и другой подход. Положения ст. 394 НК РФ и принятые нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении ставок земельного налога на территории <...> не ставят применение пониженной ставки земельного налога по земельным участкам с видами разрешенного использования «под дачное строительство», «под дачное хозяйство» в зависимость от организационно-правовой формы юридического лица — собственника земельного участка. Осуществление дачного строительства является необходимым условием для использования земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования, а статус собственника земельного участка (гражданин, некоммерческая или коммерческая организация) согласно действующему законодательству не влияет на правовой режим земельного участка. (Правовой режим земельного участка не зависит от статуса его собственника и определяется содержащимися в государственном кадастре недвижимости сведениями о его целевом назначении и виде разрешенного использования.) Поэтому ООО правомерно применило пониженную ставку земельного налога (Постановление ФАС МО от 05.02.2014 N Ф05-15947/2012).
Еще одно дело, рассмотренное судьями того же округа, — N А41-42330/12. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права акционерного общества на спорные земельные участки земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования «для дачного строительства». Судьи посчитали, что использование спорного земельного участка согласно установленной категории и виду разрешенного использования соответствует одному из основных уставных видов деятельности общества — производству сельскохозяйственной продукции. В связи с этим общество правомерно исчислило земельный налог с применением пониженной ставки (Постановление от 02.07.2013 по указанному делу). Аналогичные выводы представлены в Постановлении ФАС МО от 29.01.2013 по делу N А41-22248/12.
…»для размещения производственной базы»
Об этом — Постановление ФАС УО от 03.10.2012 N Ф09-9071/12. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства полагал, что отнесение земель к той или иной категории зависит от их фактического использования. Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого он является, занимается производством и выращиванием зерновых культур, разведением лошадей мясных пород. Все четыре объекта недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, относятся к сельскохозяйственным зданиям (строениям), так как используются исключительно в целях ведения сельскохозяйственного производства. В связи с этим глава хозяйства решил, что земельный участок, предоставленный и используемый налогоплательщиком для целей своей уставной деятельности, подлежит отнесению к землям в составе зон сельскохозяйственного использования земель поселений, и им правомерно применена ставка земельного налога в размере 0,3%.
Однако в суд не были представлены доказательства отнесения спорного земельного участка к землям в составе зон сельскохозяйственного использования. Оказалось, что земельный участок с видом разрешенного использования «для размещения производственной базы» относится к группе 7 — «земли под промышленные объекты» вида функционального использования земель для целей государственной кадастровой оценки земель. Арбитры, подчеркнув, что у налогового органа отсутствовали полномочия и обязанности по проверке достоверности сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, признали правомерным доначисление земельного налога исходя из повышенной ставки.
Земли сельскохозяйственного назначения
Статьей 77 Земельного кодекса регламентированы понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п.1 ст.77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли:
- находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно п.2 ст.77 ЗК РФ, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются:
- сельскохозяйственные угодья,
- земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений,
- водными объектами,
- а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, в соответствии с требованиями НК РФ, пониженная ставка земельного налога применяется при соблюдении следующих условий:
- земля относится к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
- земля фактически используется для сельскохозяйственного производства.
Соответственно, если земли приобретаются для последующей продажи и не используются по целевому назначению, пониженную ставку земельного налога применять нельзя.
В этом случае земельные участки облагаются у собственника по ставке, не превышающей 1.5%.
Не смотря на то, что в полномочия налоговых органов не входит контроль за целевым использованием земель, ИФНС не остается в неведении по этому вопросу. Информацию налоговые органы получают в рамках Соглашения об информационном взаимодействии между Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, заключенного в г. Москве 21.10.2013г.