Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доклад деликтоспособность физических и юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В связи с этим цивилистами вполне обоснованно отмечается, что в этой норме заключена очередная попытка исключить возможность обращения взыскания на бюджетные средства по правилам о субсидиарной ответственности собственника по долгам своего учреждения 2 . Аналогичная попытка заключена и в норме ст.239 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей «иммунитет бюджетов», т.е. допускающей обращение взыскания на бюджетные средства только по судебным актам по требованиям о возмещении убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, в то время как статья 399 ГК РФ (п.1) вовсе не требует для обращения взыскания обязательного судебного решения.
Деликтоспособность: откуда растут ноги у понятия?
Если мы посмотрим общее значение слова «деликт», то увидим, что это правонарушение, проступок. Значит, деликтоспособность — способность нарушать чужие права и нормы законов?
Не совсем так. Каждый гражданин в обществе потенциально способен на проступок. Однако термин «деликтоспособность» подразумевает, что человек еще и может нести за этот проступок ответственность.
Да, не каждый в нашей стране может быть привлечен к ответственности за свое противоправное поведение. А кто? Чтобы разобраться с этим, нужно посмотреть, частью чего является эта самая деликтоспособность.
Изначально каждый рожденный человек обладает правоспособностью. Термин говорит сам за себя — это потенциальная способность иметь права и нести обязанности.
Оно и понятно: крепостное право было отменено в 1861 году, а сейчас мы рождаемся потенциально равными в правах (на жизнь, защиту детства и т.д.). Но почему потенциально? С этим тоже несложно: младенец просто физически не может осуществить ни одно свое право или исполнить какую-либо обязанность. А это уже, в свою очередь, означает, что у него нет дееспособности.
И вот вместе правоспособность и дееспособность дают правосубъектность — «активированную» способность быть субъектом права. Объем прав и обязанностей будет зависеть от обстоятельств жизни и свободного выбора человека: вы можете нести воинскую обязанность, если вы здоровый мужчина призывного возраста, подавать иск в суд или получать его, становиться предпринимателем и заключать сделки и многое другое.
«Но где же здесь деликтоспособность?» — спросите вы. А она просто прячется в составе дееспособности. Наличие дееспособности означает, что вы активно можете приобретать права и обязанности, осуществлять их и нести ответственность за нарушение вами чужих прав и норм закона.
Узнаёте? Активная возможность приобретения и осуществления прав и обязанностей — это сделкоспособность, а вот последнее как раз и представляет собой деликтоспособность.
Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции).
Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.
Деликтоспособность: теоретико-правовые проблемы
Деликтоспособность юридического лица традиционно считается одним из элементов его дееспособности, поскольку связана с категорией волеспособности 2 . Однако относительного наличия у юридического лица дееспособности в теории права сложилось несколько подходов:
Субъекты, несущие ответственность
* В законодательстве других республик этот вопрос решен более последовательно. Так, ст. 5 Положения о порядке производства по делам административных проступков Казахской ССР отрицается применение любого административного наказания (а не только штрафов) к военнослужащим и лицам, к ним приравненным (см.: Ведомости Верховного Совета и правительства Казахской ССР, 1962, № 9).
К невменяемости, однако, не относится состояние опьянения. В законодательстве устанавливается, что «совершение преступления лицом, находившимся в состоянии опьянения, является обстоятельством, отягчающим ответственность». Но вместе с тем «суд вправе, в зависимости от характера преступления, не признать это обстоятельство отягчающим ответственность» ‘. Перечень случаев, когда состояние опьянения рассматривается как обстоятельство, отягчающее ответственность, практически нескончаем, и каждый конкретный случай совершения проступка лицом в состоянии опьянения должен рассматриваться с точки зрения, не является ли оно обстоятельством, отягчающим вину. В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 11. 07. 1972 г. «О задачах судов по выполнению постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и указов Президиумов Верховных Советов союзных республик о мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» судам дано указание в приговоре (постановлении) при мотивировке наказания ссылаться на опьянение как отягчающее вину обстоятельство, если оно признано судом таковым. Однако в результате приема спиртных напитков или наркотических средств может наступить патологическое опьянение, при
Деликтоспособность лица
Деликтоспособность является третьей составляющей полноценной правовой деятельности человека. Деликтоспособность – это не только возможность иметь и реализовывать свои права и обязанности, но и возможность гражданина оценивать свои действия адекватно с позиции правомерности, а также нести юридическую ответственность за свои неправомерные действия.
В разных ситуациях объем правовой ответственности отличается. Один и тот же человек в одной ситуации считается деликтоспособным, а в другом – другое, более серьезное правонарушение делает лицо деликтоспособным. Это имеет место при совершении сделок, когда подписание сделки несоответствующим лицом правонарушением не является, а негативные последствия от незаконно совершенной сделки могут повлечь ответственность.
Как получить справку о дееспособности
Чтобы не возникло проблем с оспариванием сделки, юристы рекомендуют подстраховаться заранее. При наличии в пакете документов справки о здоровье из психоневрологического диспансера будет трудно доказать, что человек продавал квартиру, не осознавая последствий. Лучше, чтобы подтверждение было датировано как можно ближе к моменту заключения сделки. Помимо справки из психоневрологического и наркологического диспансеров, продавцу стоит посетить участкового врача и взять выписку из медицинской карты.
Все эти меры не являются обязательными для заключения сделки с недвижимостью, но станут отличным подспорьем в случае, если придется доказывать свою позицию в суде. Чтобы дополнительно подстраховаться, можно провести видеозапись заключения сделки, на которой очевидно, что человек отдает себе отчет в совершаемом поступке, не находится в состоянии аффекта, трезв, адекватен и обосновывает решения.
Административная ответственность граждан это обязанность граждан в силу норм права претерпеть негативные правоограничения личного, материального или организационного характера за совершение административного правонарушения.
Для привлечения к административной ответственности гражданин должен обладать административной деликтоспособностью.
Административная деликтоспособность гражданина – способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административного правонарушения.
Условия административной деликтоспособности гражданина:
1) достижение установленного законом возраста (16 лет);
2) вменяемость – нормальное состояние психической сферы человека, выражающееся в способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.
Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.
Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.
Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).
Классификация иностранных граждан:
1) по сроку пребывания на территории Российской Федерации:
• постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;
• временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях;
• следующие через территорию Российской Федерации транзитом;
2) по степени подчиненности юрисдикции РФ:
• граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом;
• граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом;
• военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов военно-воздушных сил (ВВС);
• члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;
• граждане, служащие в международных организациях;
• граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями;
• свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами РФ;
3) по целям нахождения на территории Российской Федерации:
• работники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций;
• корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;
• преподаватели в учебных заведениях;
• лица, относящиеся к иностранной рабочей силе, – трудящиеся эмигранты;
• лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т. д.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:
1) не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;
2) не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
3) не могут участвовать в отправлении правосудия;
4) не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;
5) не имеют права участвовать в референдуме;
6) на них не распространяется воинская обязанность;
7) не могут быть членами политических общественных объединений;
8) за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);
9) только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);
10) могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);
11) проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;
12) устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);
13) по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;
14) могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;
15) при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.
Административное право
Административная деликтоспособность – это способность нести ответственность за действия в административном порядке. Как правило, она возникает наряду с правоспособностью гражданина. Такое положение обусловлено личным элементом, который в значительной мере присутствует в отношениях, регулируемых административным правом. В некоторых случаях представительство в административных правоотношениях запрещается, например, в случае исполнения обязанностей государственной службы. Деликтоспособность не должна смешиваться с дееспособностью гражданина, так как в этом случае идется речь не о неисполнении обязанностей или воздержании от нарушения запрета, а о негативных последствиях, возникших в результате совершенного ранее противоправного действия.
Административная ответственность гражданэто обязанность граждан в силу норм права претерпеть негативные правоограничения личного, материального или организационного характера за совершение административного правонарушения.
Для привлечения к административной ответственности гражданин должен обладать административной деликтоспособностью.
Административная деликтоспособность гражданина –способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административного правонарушения.
Условия административной деликтоспособности гражданина:
1) достижение установленного законом возраста (16 лет);
2) вменяемость – нормальное состояние психической сферы человека, выражающееся в способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.
Орган исполнительной власти– государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.
Признакиоргана исполнительной власти:
• является государственным учреждением;
• вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);
• наделен полномочиями государственно-властного характера;
• решает задачи, определенные государством;
• обладает соответствующей компетенцией;
• деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;
• деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);
• осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;
• осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);
• располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;
• обладает внутренней организацией, структурой;
• наделен административной правосубъектностью;
• действует в пределах определенной территории;
• подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти.
Административная правосубъектность(правоспособность – дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента издания (обретения юридической силы) правового акта об их образовании с закреплением компетенции; прекращается в связи с их ликвидацией.
Ограничение административной правоспособности и дееспособности граждан
Законодательство допускает возможность ограничения АП и, как следствие, АД. Можно условно разделить такие ограничения на уровни:
- Общефедеральный:
- при введении чрезвычайного положения в соответствии с законом «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ могут быть ограничены полномочия исполнительных органов, введены ограничения на свободное передвижение и перемещение товаров;
- при военном положении на основании закона «О военном положении» от 30.01.2002 № 1-ФКЗ допускаются эвакуация, отселение, изъятие имущества.
- Территориальный:
- законом «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 № 3297-I устанавливается ограничение на въезд, проживание, ведение предпринимательской деятельности в ЗАТО;
- законом «О Государственной границе РФ» от 01.04.1993 № 4730-I предусматривается особый порядок пропуска людей и транспорта, а также перемещения грузов.
- Индивидуальный:
- признание человека недееспособным или ограниченно дееспособным на основании ст. 29 и 30 ГК РФ лишает или ограничивает его права на участие в административном судопроизводстве;
- совершение административного правонарушения может повлечь применение таких мер ограничения, предусмотренных КоАП РФ, как лишение водительских прав, прав на приобретение и ношение оружия.
- Специальный:
- закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ ограничивает право занимать должность, которая предусматривает подчинение близкому родственнику;
- закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ» от 08.05.1994 № 3-ФЗ запрещает этим лицам осуществление предпринимательской деятельности.
Административная Деликтоспособность
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Развитие этого тезиса должно быть подкреплено наличием действенных механизмов реализации, защиты и гарантий прав личности.
Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования основными правами и свободами. Государство же, в свою очередь, обязано гарантировать их реальное осуществление всеми доступными ему средствами. Однако в жизни бывает так, что права граждан нарушаются органами государственного управления. В Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд гарантий, т. е. специальных экономических, политических, организационных и юридических (в том числе административно-правовых) мер, направленных на реализацию прав и свобод граждан и их охрану от каких-либо нарушений.
Рассматривая вопрос об административно-правовых гарантиях прав граждан, следует отметить, что основным гарантом может быть только закон, если он соответствует политической и экономической ситуации в стране, содержит в себе механизмы реализации его положений, а не только их декларацию, предусматривает ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан.
К гарантиям прав и обязанностей граждан обычно относят экономические, политические, организационные и юридические гарантии.
Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое.
Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое многообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и федеративном государстве.
Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления включают в себя разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например: Контрольное управление Администрации Президента РФ, Счетная палата, государственные надзорные органы и др. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.
Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на судебные и внесудебные.
Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц.
Современное законодательство расширяет возможности и диапазон судебного контроля, а следовательно, защиты прав и свобод граждан, нормативных правовых актов и правоприменительных актов органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц. Кодекс административного судопроизводства РФ регулирует порядок рассмотрения судами общей юрисдикции (за исключением мировых судей) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В частности, суды рассматривают и разрешают административные дела:
- об оспаривании нормативных правовых актов, полностью или частично;
- об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
- об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений и др.
Одной из форм обратной связи, помогающей государственной администрации выполнять правообеспечивающие и правозащитные функции, являются обращения граждан, порядок рассмотрения которых регламентируется упомянутым Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Все эти структуры обязаны их рассматривать, созданы даже специальные подразделения, например Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций.
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. При этом рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Основными видами обращений являются:
– предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
– заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Необходимо отметить, что многими федеральными законами установлена форма заявлений граждан, подаваемых в связи с реализацией отдельных прав.
Например, заявление о выдаче заграничного паспорта, о выдаче лицензии. Соответственно, требования к ним могут быть несколько иные;
– жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Подача обращения есть юридический факт, на основе которого возникает конкретное административное правоотношение, сторонами которого являются гражданин и орган (должностное лицо), уполномоченный на вынесение соответствующего решения.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает прав, свобод и законных интересов других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;
- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке;
- подавать заявление о прекращении рассмотрения обращения.
При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Законом установлены требования, которым должно соответствовать письменное обращение. В частности, в нем в обязательном порядке указывается наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые оно направлено, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица или наименование замещаемой им должности. Кроме того, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, почтовый адрес (адрес электронной почты, если обращение в электронной форме), по которому должен быть направлен ответ, излагается суть предложения, заявления или жалобы, ставится личная подпись и дата.
Анонимные обращения, как правило, не рассматриваются. Если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
В соответствии с действующим законодательством иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Основы правового статуса иностранных граждан закреплены в ст. 62 Конституции РФ.
Правовой статус иностранных граждан зависит от степени устойчивости их правовой связи с государством пребывания. Поэтому выделяют следующие категории иностранцев:
- временно пребывающие в РФ иностранные граждане – лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;
- временно проживающие в РФ иностранные граждане – лица, получившие разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающие в РФ иностранные граждане;
- лица, получившие вид на жительство.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных законом. Как правило, срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток.
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин должен получить миграционную карту, которая содержит сведения о прибывшем в Россию иностранном гражданине и о сроке его пребывания. Миграционная карта также служит для осуществления контроля за временным пребыванием в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
Временно проживающий иностранный гражданин обязан подавать ежегодное уведомление о подтверждении своего проживания в РФ с документами, подтверждающими размер и источник дохода за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.
Необходимо отметить, что получившие разрешение на временное проживание иностранные граждане подлежат обязательной дактилоскопической регистрации.
Иностранный гражданин, временно проживший на территории России не менее одного года, может получить вид на жительство, который выдается без ограничения срока действия. При достижении иностранцем 14, 20, и 45-летнего возраста он подлежит обмену. Вид на жительство оформляется в виде отдельного документа и содержит сведения об иностранном гражданине и сроке его пребывания в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
Правовой статус постоянно проживающих иностранцев значительно шире, чем иностранцев, лишь временно находящихся на территории РФ. Это касается, например, таких важных вопросов, как передвижение в пределах РФ, выборы в органы местного самоуправления, трудовая деятельность, предоставление социального обеспечения (например, они имеют право на получение пенсии).
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» классифицирует иностранных граждан согласно порядку въезда в РФ: на основании визы и в безвизовом порядке.
Существование категории «иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы», обусловлено наличием международных соглашений о взаимных поездках граждан государств-участников, при которых гражданам этих государств не требуется получение визы для въезда на их территорию. Это связано с определенной категорией иностранных граждан (родом деятельности, служебным статусом) и сроками пребывания на территории РФ, дающими право на безвизовый въезд.
Отдельную группу иностранных граждан составляют лица, получившие или стремящиеся получить в РФ убежище. В связи с этим необходимо отметить, что в последнее время большое внимание уделяется вынужденным мигрантам, среди которых многочисленны беженцы.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» устанавливает круг лиц, имеющих право на убежище. К ним относятся лица, которые не являются гражданами РФ и которые ввиду вполне обоснованных опасений могут стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или из-за политических убеждений, находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, в результате подобных событий не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений.
Административная дееспособность — это термин из правовой базы, который задействуется в разрешении вопросов юридического характера. Под административной дееспособностью гражданина России понимается правовая способность пользоваться самостоятельно правами, приобретать их при необходимости, а также нести обязанность административно-правовых актов. Права и обязанности представлены в законодательных нормативах. В соответствии с Конституцией РФ гражданин начинает пользоваться своими правами и соблюдать обязанности только по достижению 18-летнего возраста — полного совершеннолетия.
Но не все так категорично в законодательстве России. Так, лица, достигшие 16-летнего возраста, несут административную ответственность в случае возникновения аналогичного нарушения. Получается, что административная правоспособность и дееспособность в России не имеет четких границ возникновения.
Под административной правоспособностью должна пониматься способность гражданина выступать субъектом административных отношений. Иными словами, это факт приобретения человеком возможности считаться личностью и полноценным гражданином в России, согласно чему можно пользоваться всеми социальными благами. Но в то же время, правоспособность может быть ограничена, если человек совершил уголовное или административное правонарушение. Согласно УК или ГК РФ в этом случае гражданин может быть временно ограничен в свободе передвижения, помещен в следственный изолятор.
Важно! Важно отличать понятия административной правоспособности и дееспособности граждан, поскольку это далеко не одно и то же. Так, правоспособность возникает у человека сразу по факту его рождения, а заканчивается с его смертью. А дееспособность — в 18 лет (или в 16 лет) в соответствии с законодательными актами. При этом дееспособность может быть прекращена, если комиссия органов опеки приняла решение о нарушении психического состояния человека. Важно также помнить, что дееспособность отно
сится к гражданским делам, в то время, как его синоним «вменяемость» определяется для уголовных разбирательств.
В отношении правовых статусов субъектов выделяют три понятия в области правоотношений:
- Правоспособность — это возможность иметь права и выполнять обязанности, которые не выходят за рамки нормативно-правовых актов. К примеру, каждый субъект России имеет право на получение образования. Также обязан отдать долг Родине — отслужить срочную службу в армии, что распространяется на мужчин.
- Дееспособность — это возможность реализовывать свои гражданские права. Это та ситуация, когда гражданин, к примеру, обращается в образовательное учреждение для получения базового объема знаний на бесплатной основе или служит в армии. Его действия и просьбы принимаются во внимание.
- Деликтоспособность — это способность нести ответственность за совершенные действия, в данном случае речь идет об административной ответственности.
Административная дееспособность наступает каждый раз частично — в определенном направлении и с наступлением возраста. Например, право гражданина на образование наступает с достижением узаконенного возраста, а наступление прав полицейского по факту поступления гражданина на службу.
Российское административное право
Административно-правовой статус человека и гражданина — это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.