Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отмена НДС для общепита в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вопрос о том, зачем ООО или ИП может потребоваться льгота освобождения от НДС по критерию малой выручки, стоит проработать детально. Ограничение в 2 миллиона рублей дохода за три календарных месяца — это малые обороты. При таких показателях бизнес может применять более выгодные спецрежимы: УСН, патент, новый режим АУСН, и все это — без риска получить штраф за превышение лимитов. В таком случае применять общую систему, пусть даже со льготами, нецелесообразно.
О подтверждающих документах
Также следует учитывать, что ст. 165 НК РФ дополнена п. 5.5, согласно которому для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% и налоговых вычетов при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, не включенных в реестр объектов туристской индустрии, налогоплательщиками в налоговые органы представляется отчет о доходах от оказания данных услуг. Формы отчета и порядка его составления (заполнения) на сегодняшний день нет.
Если услуги оказываются в средствах размещения, включенных в реестр объектов туристской индустрии, дополнительно представляется документ (его копия), подтверждающий ввод объекта туристской индустрии в эксплуатацию (в том числе после реконструкции).
Что такое вычет по НДС
На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота). Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.
Отсюда становится понятным необходимость получения налогового вычета по НДС. Вычет уменьшает сумму НДС, начисленного при реализации, на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщику при приобретении товаров, работ, услуг. Рассмотрим на примере.
Организация «А» закупила у организации «В» товар для перепродажи стоимостью 7 000 рублей за одну единицу. Сумма НДС составила 1 400 рублей (по ставке 20%), итого цена закупки равна 8 400 рублей. Далее организация «А» продает товар организации «С» уже по 10 000 рублей за единицу. НДС при реализации равен 2 000 рублей, который организация «А» должна перечислить в бюджет. В сумме 2 000 рублей уже «скрыт» тот НДС (1 400 рублей), который был оплачен при закупке у организации «В».
По сути, обязательство организации «А» перед бюджетом по НДС равно всего 2 000 – 1 400 = 600 рублей, но это при условии, что налоговые органы зачтут этот входящий НДС, то есть предоставят организации налоговый вычет. Получение этого вычета сопровождается множеством условий, ниже мы рассмотрим их подробнее.
Кроме вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг, НДС при реализации можно уменьшить на суммы, указанные в статье в статье 171 НК РФ. Это НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ; при возврате товара или отказе от выполнения работ, оказания услуг; при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др.
Итоговая таблица ставок на 2023 год
Таким образом, итоговая таблица ставок на 2023 год выглядит следующим образом.
Ставка | Область применения |
0% | · экспортные товары;
· перевозки за рубеж; · операции по транспортировке нефти и нефтепродуктов. |
10% | · товары для питания;
· товары для детей; · медпрепараты; · печатные издания сферы культуры |
20% | прочие операции |
В связи с пандемией коронавируса государство предоставило субсидии компаниям малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей (постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576).
При любых закупках за счет субсидий по постановлению № 576 можно возмещать НДС без ограничений, а при последующей компенсации — восстанавливать налог не требуется (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 1. ст. 2 закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ). В данном случае формулировки, приведенные в решении о выдаче субсидии, значения не имеют.
Но есть еще одна «коронавирусная» субсидия, которая выдается на финансирование профилактических мероприятий (постановление Правительства РФ от 02.07.2020 № 976).
Этот вид субсидии, по мнению Минфина, не подпадает под условия пп. 60 п. ст. 251 НК РФ, так как относится к другой категории налогоплательщиков (письмо от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).
Поэтому тем, кто получает средства из бюджета по постановлению № 976, лучше не брать к вычету НДС с затрат, возмещенных за счет государства. В противном случае весьма вероятны претензии налоговиков при проверке.
Освобождение от налога на добавленную стоимость
Ряд операций, являющихся объектом обложения НДС, освобождаются законодательством от обложения НДС и относятся к категории льготируемых. При этом у плательщика остается обязанность отражения этих оборотов в налоговой декларации по НДС.
Перечень оборотов по реализации на территории Республики Беларусь, которые освобождаются от налога, приведен в ст. 118 НК, а также в отдельных указах Президента Республики Беларусь. Перечень товаров освобожденных от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь приведен в ст. 119 НК.
Указом «О совершенствовании специального правового режима китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее — КБИП)» от 12.05.2017 № 166 (далее — Указ N 166) в течение срока действия специального правового режима индустриального парка освобождаются от НДС обороты резидентов КБИП, совместной белорусско-китайской компании по развитию индустриального парка (далее — совместная компания):
по безвозмездной передаче проектной документации на объекты индустриального парка, объектов незавершенного капитального строительства, расположенных на территории индустриального парка, в собственность резидентов индустриального парка, субъектов инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании для строительства на территории данного парка зданий и сооружений;
по реализации расположенных на территории индустриального парка объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения) с установленными в них в соответствии с проектной документацией предметами оснащения, в том числе мебелью, инвентарем и отдельными предметами в составе средств в обороте, резидентам индустриального парка, субъектам инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании;
от операций по сдаче в аренду (субаренду), передаче в финансовую аренду (лизинг) объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, расположенные на территории индустриального парка, резидентам индустриального парка, субъектам инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании (ч. 1 п. 48 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утв. Указом № 166).
Указом «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» от 22.09.2017 № 345 (далее — Указ N 345) до 31 декабря 2022 г. освобождаются от НДС обороты от реализации товаров (работ, услуг), возникающие:
— у юридических лиц при осуществлении на территории сельской местности:
розничной торговли в торговых объектах;
розничной торговли на торговых местах на рынках;
розничной торговли на ярмарках;
общественного питания в объектах общественного питания;
оказания бытовых услуг;
— у микроорганизаций при осуществлении на территории малых городских поселений:
общественного питания в объектах общественного питания,
оказания бытовых услуг (абз. 2 подп. 1.1 Указа № 345).
Освобождение от НДС применяется при условии ведения раздельного учета оборотов по реализации товаров (работ, услуг), а также распределения налоговых вычетов по НДС методом раздельного учета (ч. 2, абз. 2, 3 ч. 4 подп. 1.2 Указа № 345).
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 ввозимые организациями — производителями электромобилей на территорию Республики Беларусь автокомпоненты по 31 декабря 2025 года освобождаются от налога на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 ввозимые юридическими лицами на территорию Республики Беларусь электромобили, с даты выпуска которых прошло не более 5 лет, по 31 декабря 2025 года освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Другие указы и Декреты Президента Республики Беларусь, направленные на реализацию конкретных проектов.
Плательщик, осуществляющий обороты по реализации, освобождаемые от налогообложения, вправе отказаться от применения льгот на срок не менее одного календарного года, подав соответствующее заявление в налоговый орган (п. 3 ст. 118 НК).
Вправе ли ТСЖ, управляющая организация включать в счет за коммунальные услуги НДС?
Операции по реализации организациями коммунального комплекса коммунальных услуг, на основании п. 1 ст. 146 Кодекса, облагаются НДС в общеустановленном порядке вне зависимости от того, кто приобретает эти услуги.
Ресурсоснабжающая организация реализует коммунальную услугу исполнителю — ТСЖ или управляющей организации по стоимости, в которую уже включен налог на добаленную стоимость, поэтому исполнитель, например, ТСЖ не вправе выставлять счет на оплату коммунальных услуг населению с НДС.
Как указано в письме ФНС России от 15.06.2012 N ЕД-3-3/2088, приобретение жилищно-строительным кооперативом коммунальных услуг производится по тарифам, включающим сумму НДС. При дальнейшей реализации коммунальных услуг населению на основании пп. 29 п. 3 ст.
149 Кодекса исчисление НДС не производится, а реализация осуществляется по стоимости, соответствующей стоимости приобретения у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций коммунальных услуг с учетом налога на добавленную стоимость. При этом на основании п. 2 ст.
170 Кодекса сумма НДС, предъявленная жилищно-строительному кооперативу организациями коммунального комплекса, вычету не подлежит и учитывается в стоимости приобретенных коммунальных услуг.
Законодательные нормы
Рассмотрим финансовые потоки участников данной схемы.
- Потребитель, как сторона договора с исполнителем, обязан произвести оплату.
- Управляющая компания оплачивает закупку ресурсов у организаций коммунального комплекса, ресурсообладателей. Ситуация выглядит следующим образом. В подпункте 29 п. 3 ст. 149 НК РФ указано, что доход исполнителя от реализации коммунальных услуг не облагается НДС. Необходимым условием является закупка управляющей компанией ресурсов у соответствующих организаций.
Однако реализация этими организациями поставок ресурсов в жилищное хозяйство не освобождена законом от начисления налога на добавленную стоимость.
- Размеры тарифов устанавливаются государственными органами власти регионов. Исполнитель изменять стоимость приобретенных ресурсов при доставке их потребителям не имеет права. Следуя букве закона, он действительно не производит начисление НДС, а поставляет закупленные ресурсы потребителю по цене, равной стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих предприятий, включающей в свой состав указанный налог.
Официальный ресурс Aviator Games
Авиатор представляет собой интересный проект, позволяющий делать ставки в ходе процесса игры. Каждый игрок может приумножить поставленную сумму в сотни раз. К примеру, сделав ставку в 100 рублей, можно без проблем выиграть 10000 руб. Согласитесь, такая возможность предлагается не всеми подобными проектами и этим нужно воспользоваться при любых обстоятельствах.
Основа Aviator — использование генератора случайных значений, который обеспечивает честность в отношении к каждому игроку. Это одна из особенностей предложенного проекта.
В процессе игры нужно помнить одно — важно оценивать свои возможности. Рассудительность, внимательность и немного удачи станут главными критериями для получения хорошего выигрыша. От пользователя требуется вовремя забрать сумму, которая увеличивается с каждым достижением определенного коэффициента. Если самолет взлетит раньше, то игрок не сможет выиграть и это нужно помнить.
Разъяснения Минфина по порядку освобождения от НДС прав на ПО с 2021 года
Все хорошо, если не считать письма Минфина от 20 ноября 2020 г. N 03-07-08/101332. В нем даны разъяснения по порядку начисления НДС на реализацию ПО, которые вызывают недоумение у многих специалистов.
Предыстория письма следующая. Налогоплательщик обратился в Минфин с запросом, в котором указал, что передал права по акту в 20 году на полную стоимость лицензии, но срок лицензии истекает после 01.01.2021 года. На что Минфин ответил, что консультаций по конкретным кейсам не дает, однако дал общие пояснения по изменениям. Приводим выдержку из письма.
Начиная с 1 января 2021 года передача прав на использование российского и иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, будет облагаться налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс).
При этом исключений по услугам по передаче прав на использование программного обеспечения, реализуемым по договорам, заключенным до вступления в силу Федерального закона N 265-ФЗ, и имеющим длящийся характер с переходом на 2021 и последующие годы, указанным Федеральным законом не предусмотрено.
Следовательно, в отношении услуг по передаче прав на использование программ для электронных вычислительным машин, оказанных начиная с 1 января 2021 года, применяется налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость в размере 20 процентов, независимо от даты и условий заключения договоров на оказание указанных услуг.
Несмотря на оговорку, предваряющую письмо, разъяснения были восприняты как ответ на вопрос, постеленный в рамках конкретной ситуации, когда лицензия «отгружена» в 20 году. Однако мы склонны считать, что разъяснения следует понимать буквально с оговоркой, что они не относятся к конкретному кейсу.
С учетом этого в письме от 20 ноября 2020 г. рассмотрена общая ситуация с заключением договора до вступления в силу поправок и передачей прав в 21 году, когда правила освобождения изменились. В такой трактовке, действительно, следует применять нормы с вступившими изменениями, которые требуют включения ПО в соответствующий реестр до освобождения реализации прав на него от НДС.
Иными словами, Минфин повторил положения закона, что применяются правила освобождения от НДС, действовавшие на момент предоставления прав, независимо от даты заключения договора. Смотрите когда передали права и применяйте соответствующие правила.
Применение ставки НДС в переходный период
ФНС дала разъяснения о том, как применять новую ставку НДС 20% в переходный период в своем письме № СД-4-3/20667@ «О порядке применения Налоговой ставки по НДС в переходный период»). В этом письме содержится официальная позиция налогового органа, которая будет приниматься к сведению в случае проведения проверок. При этом в данном письме приведены далеко не все вопросы относительно фактического применения НДС, поэтому нужно будет дожидаться момента, когда появятся новые разъяснения. Рассмотрим основное из данного письма.
Общие разъяснения относительно применения новой ставки НДС с 2023 года. В своем письме ФНС указала, что с 2023 года по отношению к товарам (работам, услугам), а также имущественным правам применяется ставка НДС 20%, независимо от того, какой датой заключен договор на их реализацию. Поэтому дополнительное внесение изменений в части ставки НДС не нужно. Но учесть в договоре порядок осуществления расчетов, а также стоимость товаров (работ, услуг) в связи с изменением размера ставки компании вправе.
Рассчитывать налоговую базу переходного периода необходимо только тем, кто будет использовать метод начисления по налогу на прибыль. Тут сразу же встает вопрос: а могут ли бывшие упрощенцы начать сразу после перехода на ОСНО применять кассовый метод по налогу на прибыль (например, чтобы избежать необходимости в расчете налоговой базы переходного периода по налогу на прибыль)?
Мы считаем, что могут. Естественно, при условии, что сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ). Правомерность использования кассового метода сразу после перехода с упрощенки на ОСНО подтверждают и чиновники (см., например, письмо УМНС РФ по г. Москве от 17.09.2004 № 21-09/60423).
Поэтому если компания с 2023 года начнет применять ОСНО с кассовым методом в целях налога на прибыль, то особого порядка формирования доходов и расходов тут нет. Поэтому для нее при смене режима налогообложения определять базу переходного периода не понадобится.
Тем, кто будет применять метод начисления, необходимо будет определить состав доходов и расходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль в переходном периоде (в первом месяце применения ОСНО, т.е. в январе 2023 г.). Соответствующий порядок определения этих доходов/расходов предусмотрен в п. 2 ст. 346.25 НК РФ.
Согласно порядку, предусмотренному в данной норме, компании должны отразить в переходном периоде в составе облагаемого дохода дебиторскую задолженность покупателей по отгруженным изделиям, которая числилась на 01.01.2023 г. При этом не важно, в какой момент покупателями будет погашена эта задолженность. Соответственно, в дальнейшем, когда контрагенты будут погашать эту задолженность, у бывшего упрощенца дохода возникать уже не будет. Причем это касается не только дебиторской задолженности, возникшей в связи с продажами изделий и другого имущества, но и другой дебиторской задолженности (например, возникшей в виде начисленных процентов по выданным займам).
Отдельно отметим, что авансы от покупателей, которые были получены в период применения УСН, но которые будут «закрыты» уже в 2023 году после перехода на ОСНО – не должны учитываться в базе переходного периода. Соответственно, и при отгрузке изделий их стоимость также не придется включать в базу по налогу на прибыль, поскольку они уже были обложены в момент получения аванса в периоде применения УСН.
Ставки таможенного НДС
Ставки таможенной пошлины и НДС отличаются. Ставки таможенного НДС применяются к более широким товарным категориям и регулируются налоговым законодательством РФ (ст. 164 НК РФ). Ставки таможенного НДС года могут принимать три значения: 0% — освобождение от уплаты налога, 10% — льготное налогообложение, 20% — полное налогообложение.
Ставка НДС |
Применение |
Существуют товары, ввоз которых на территорию России освобождается от уплаты налога, для них НДС составит 0 процентов. Прежде чем рассчитывать НДС, нужно узнать, полагается ли для этого товара освобождение от налога и уточнить, под какую таможенную процедуру помещается товар (статья 150, 164 НК РФ, Постановление Правительства № 1042 (ред. от 20.03.2018) Об утверждении перечня медицинских товаров)). Для освобождения от этого налога необходимо предоставить документы, подтверждающие целевое назначение. |
|
0% |
расходные материалы, используемые для научных исследований, не производимые в РФ;
При помещении товаров под таможенные процедуры (статья 151 НК РФ): |
В некоторых случаях, согласно 164 статье НК РФ, ставка НДС составит 10% |
|
10% |
1) Продовольственных товаров:
2) Товаров для детей:
3) Периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.
|
20% |
Во всех остальных случаях (п. 3 ст. 164 НК РФ). |
Являются ли бюджетные организации плательщиками НДС?
Один из вопросов, которые возникают у бухгалтеров бюджетной сферы в связи с налогом на добавленную стоимость, звучит следующим образом: должны ли бюджетные учреждения вставать на учет в налоговом органе как плательщики налога на добавленную стоимость? Согласно Закону «О налоге на добавленную стоимость» экономическая сущность НДС заключается в изъятии в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. При этом добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат по их производству (выполнению, оказанию). Так вот, принимая во внимание суть этого налога, любая организация, если она производит или реализует товары (работы, услуги), должна платить налог на добавленную стоимость. Непременным условием выступает наличие самой добавленной стоимости, то есть дохода или, другими словами, прибыли, поскольку разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат по их производству (выполнению, оказанию) и есть прибыль.
Однако известно, что бюджетные организации в отличие от коммерческих созданы не с целью получения прибыли. В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение создается органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера. Бюджетные организации осуществляют свою деятельность на основании сметы доходов и расходов за счет соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда, то есть за счет государства. Вполне очевидно, что уплата НДС государству за счет государства не имеет смысла. Несмотря на это, ст. 143 НК РФ признает плательщиками НДС организации без какого-либо исключения. А поскольку бюджетные учреждения относятся к организациям , то они являются плательщиками НДС и подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. ст. 83, 84 НК РФ.
Статья 120 Гражданского кодекса относит учреждения к некоммерческим организациям.
Обратите внимание: бюджетные организации обязаны встать на налоговый учет по месту своего нахождения, даже если они не осуществляют предпринимательскую деятельность. Это связано с тем, что Налоговый кодекс освобождает отдельные товары и операции от обложения НДС (ст. ст. 146, 149, 150 НК РФ), а также предусматривает определенные условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ) и не содержит положений об освобождении от НДС бюджетных организаций.