ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начало 2021 года запомнилось рядом событий в области охраны труда. Сначала утратили силу более сотни нормативных актов, а теперь и порядка 113 правил по охране труда разом превратились всего в 40. Все это настолько взбудоражило специалистов по ОТ, что многие до сих пор пребывают в некотором шоке. Чтобы развеять сомнения и опасения специалистов и руководителей компаний, чиновники дали по этому вопросу свои разъяснения.

Глава 51 Трудового кодекса содержит статьи 328-330, которые регламентируют особенности труда работников транспорта:

  1. При приеме на работу. Если она связана непосредственно с движением транспорта, обязателен медосмотр и профессиональный отбор (обучение) сотрудников.
  2. Работа, связанная с управлением ТС или их движением, исключает совместительство и выполнение при этом аналогичных функций.
  3. Особенности рабочего времени, труда, отдыха работников транспорта устанавливает соответствующий федеральный исполнительный орган. Разработанные документы не должны противоречить ТК РФ, ухудшать положение работников, по сравнению с его нормами. Запрещается принятие таких документов без учета мнения профсоюза.

Обновление – инструкции по охране труда для водителей

Еще несколько инструкций по охране труда для водителей различных транспортных средств

  1. Инструкция по охране труда водителя легкового автомобиля
  2. Инструкция по охране труда для водителя катера
  3. Инструкция по охране труда для водителя мотоцикла, снегохода, квадроцикла
  4. Инструкция по охране труда водителя муковоза
  5. Инструкция по охране труда для водителя специального автомобиля при перевозке опасных грузов
  6. Инструкция по охране труда для водителя погрузчика
  7. Инструкция по охране труда для водителя снегоочистителя на базе автомобиля
  8. Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля-трейлера

Сотрудник того или иного предприятия, попадая в рабочую сферу, в обязательном порядке должен ознакомиться с правилами и требованиями по охране труда. Ничего важнее жизни не существует, поэтому нельзя пренебрегать правилами по охране труда на транспорте. Всякая работа,которая связана с транспортом, влечет за собой много опасностей. И неважно работаете вы в автомобиле, на железной дороге или на территории где имеется транспорт.

Добросовестный работодатель никогда не подпустит к работе человека, который не прошел инструктаж. Когда человек прослушал материал об охране труда, обязательно должен расписаться в специально отведённой книге. Этот журнал относится к строгой документации. Если вы прошли все круги бюрократии, то вы охраняетесь законом. Работодатель заключает с вами договор. Вас обязательно страхуют от несчастных случаев, оговариваются все виды компенсации. В свою очередь работник берет на себя ряд обязательств. Прежде всего, он отвечает за транспортное средство, на котором работает.

Охрана труда на транспорте это свод правил и требований, которые делают рабочий процесс безопасным и продуктивным, что в свою очередь, выгодно как работодателю, так и наемным сотрудникам.

1.1.1. Межотраслевые Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации»* и Трудовым кодексом Российской Федерации**.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч. 1, ст. 3702.

1.1.2. Настоящие Правила распространяются на работников автотранспортных организаций (АТП), автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров (далее — организации).

Настоящие Правила распространяются на грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении перевозок автомобильным транспортом в части требований, изложенных в подразделе 2.4 настоящих Правил.

1.1.3. Работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда, правильно организовать труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации.

1.1.4. Настоящие Правила устанавливают на территории Российской Федерации требования по охране труда, обязательные для исполнения при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом, при эксплуатации автотранспортных средств (АТС), производственных территорий и помещений. Правила определяют также мероприятия по предупреждению воздействия опасных и вредных производственных факторов на работников.

1.1.5. На основании настоящих Правил работодатель разрабатывает инструкции по охране труда для работников соответствующих профессий.

1.1.6. В организациях помимо настоящих Правил должны выполняться государственные нормативные требования охраны труда, установленные нормативными актами Госгортехнадзора России, Госстандарта России, Госстроя России, Минздрава России, Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, а также других органов, осуществляющих государственный и общественный контроль в части, касающейся требований безопасности организации труда при эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании АТС.

1.1.7. Права и обязанности работодателя и работников определены Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации.

3.2.1. Помещения для технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния АТС и их агрегатов должны обеспечивать безопасное и рациональное выполнение всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических условий труда и оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией.

3.2.2. Микроклимат, запыленность, загазованность, шум, вибрация на рабочих местах не должны превышать норм, установленных действующими санитарными и гигиеническими нормами, государственными стандартами.

Читайте также:  Больничный по беременности и родам в 2020 году

3.2.3. В производственных помещениях полы должны быть ровными и прочными, иметь покрытие с гладкой, но не скользкой поверхностью, удобной для очистки.

Там, где используются кислоты, щелочи и нефтепродукты, полы должны быть устойчивы к воздействию этих веществ и не поглощать их.

Полы в помещениях окрасочных участков, краскоподготовительных отделений, в помещениях для производства противокоррозионных работ, в газогенераторных, а также складов для хранения пожаровзрывоопасных материалов (жидкостей), баллонов с горючим газом должны быть выполнены из материалов, не дающих искры при ударе металлическим предметом.

Рабочие места в помещениях с холодным полом должны быть оснащены деревянными переносными настилами (решетками).

3.2.4. Если медницко-жестяницкие работы выполняются работниками разных профессий (медником, жестянщиком), то необходимо иметь раздельные помещения для выполнения этих работ.

3.2.5. Кузнечно-рессорный и сварочный участки должны размещаться в помещениях со стенами и полами, выполненными из негорючих материалов.

3.2.6. Для работы с кислотными и щелочными аккумуляторами следует предусматривать отдельные аккумуляторные участки, расположенные в трех сообщающихся между собой отдельных помещениях, изолированных от других помещений, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, одно — для ремонта, другое — для зарядки, третье — для хранения кислот (щелочей) и приготовления электролита.

При одновременном заряде не более 10 аккумуляторных батарей допускается иметь только два помещения: для ремонта и приготовления электролита, при этом зарядку аккумуляторов следует проводить в помещении ремонта в вытяжных шкафах при включенной вытяжной вентиляции, сблокированной с зарядным устройством.

3.2.7. Помещение для аккумуляторных работ должно иметь вход, оборудованный тамбуром с дверьми, открывающимися наружу.

3.2.8. Если в производственном корпусе предусматриваются участки работ, на которых в соответствии с технологией происходит выделение вредных веществ (газа, пыли, паров и т.д.), а также тепла и шума, то они должны располагаться в отдельных помещениях, изолированных от других стенами до потолка.

3.2.9. Для выполнения окрасочных работ должны предусматриваться два помещения: одно — для постов окраски и сушки и второе — для приготовления красок.

3.2.10. Если окраска осуществляется без окрасочных камер, то проемы ворот в окрасочное помещение (из смежного) должны быть оборудованы тамбур-шлюзом длиной, равной половине ширины ворот, увеличенной на 0,2 м.

3.2.11. Размеры окрасочной камеры должны обеспечивать удобный подход работника к окрашиваемому изделию. Проходы между стенкой камеры и окрашиваемым изделием должны иметь ширину не менее 1,2 м.

3.2.12. Площадки наружной шланговой мойки АТС должны иметь твердое влагостойкое покрытие с уклоном в сторону приемных колодцев и лотков, расположение которых должно исключать попадание сточных вод (от мойки автомобилей) на территорию организации.

3.2.13. Помещения, в которых размещаются посты мойки АТС, агрегатов и деталей, должны отделяться от других постов глухими стенами с пароизоляцией и водоустойчивым покрытием.

3.2.14. Стены помещения, в котором размещен пост мойки АТС, должны быть облицованы керамической плиткой или другим влагостойким материалом.

3.2.15. Междуэтажные проемы должны быть ограждены. Высота перил должна быть не менее 1,1 м при одном промежуточном горизонтальном элементе, низ перил должен иметь сплошную боковую обшивку шириной не менее 0,15 м в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

3.2.16. Сварочные посты должны располагаться в негорючих кабинах площадью не менее 3 м2. Зазор между стенкой кабины и полом должен быть от 50 до 100 мм.

Стены помещений и кабин должны быть окрашены в серый, желтый или голубой тона с матовой поверхностью.

3.2.17. Помещение для постоянной установки ацетиленового генератора должно быть изолированным, одноэтажным, без чердачных и подвальных помещений, иметь легкосбрасываемые конструкции покрытий и непосредственный выход через дверь, открывающуюся наружу.

3.2.18. На входной двери помещения для ацетиленового генератора должна быть надпись «Посторонним вход воспрещен».

3.2.19. Размеры осмотровых канав определяются в зависимости от типа АТС, вида работ, применяемого технологического оборудования и должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов.

Длина, ширина, глубина и высота осмотровых канав и эстакад определяются в зависимости от конструкции АТС и технологического оборудования.

3.2.20. Вход в проездную осмотровую канаву поточных линий и выход из нее осуществляются через тоннель.

3.2.21. Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны иметь выход в помещение по ступенчатой лестнице шириной не менее 0,7 м. Количество выходов из осмотровых канав должно соответствовать требованиям нормативных актов, при этом расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м.

3.2.22. Выходы из траншей и тоннелей необходимо ограждать металлическими перилами высотой не менее 1,1 м.

3.2.23. Выход из одиночной тупиковой канавы должен быть со стороны, противоположной заезду АТС.

3.2.24. Лестницы из прямоточных канав, траншей и тоннелей не должны располагаться на путях движения АТС.

3.2.25. При наличии одного выхода из осмотровой канавы в ее стене должны быть вмонтированы скобы для запасного выхода.

3.2.26. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи, а также ведущие в них лестницы должны быть защищены от сырости и грунтовых вод.

3.2.27. Стены осмотровых канав, траншей и тоннелей должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов. Полы в канавах, траншеях и тоннелях должны иметь уклон 2 % вниз от основного входа для стока воды.

Правилами установлено:

  • Область применения и порядок распространения правил;

  • Опасные и вредные производственные факторы действующие на работников при ремонте, обслуживании и эксплуатации АТС;

  • Требования охраны труда при организации и проведении работ;
  • Дополнительные требования при техническом обслуживании, ремонте и проверке технического состояния автомобилей, работающих на газовом топливе;

  • Требования охраны труда при мойке автотранспортных средств, агрегатов и деталей;

  • Требования охраны труда при слесарных и смазочных работах;
  • Требования охраны труда при проверке технического состояния автотранспортных средств и их агрегатов;

  • Требования охраны труда при работе с аккумуляторными батареями;

  • Требования охраны труда при выполнении кузнечно-прессовых работ и эксплуатации кузнечно-прессового оборудования;
  • Требования охраны труда при выполнении медницко-жестяницких работ;

  • Требования охраны труда при выполнении паяльных работ (с применением паяльнных ламп);
  • Требования охраны труда при выполнении сварочных работ;

  • Требования охраны труда при выполнении шиномонтажных работ;
  • Требования охраны труда при выполнении окрасочных и противокоррозийных работ;

  • Требования охраны труда при проведении обойных работ (с применением швейных машин);
  • Освидетельствование газовых баллонов и испытание топливных систем автомобилей, работающих на газовом топливе;

  • Требования охраны труда при обслуживании котлов (отопление);
  • Требования охраны труда при проведении плотницких работ;

  • Требования охраны труда при выполнении работы на станках;
  • Требования охраны труда при эксплуатации автотранспортных средств;

  • Дополнительные требования при эксплуатации автотранспортных средств в зимнее время года;
  • Дополнительные требования при эксплуатации автомобилей, работающих на газовом топливе;

  • Дополнительные требования при эксплуатации автотранспортных средств в отрыве от основной базы;
  • Требования охраны труда при погрузке, разгрузке и перевозке грузов;

  • Требования охраны труда при работе на автокранах;
  • Требования охраны труда при осуществлении контейнерных перевозок;

  • Требования охраны труда при работе на автопогрузчиках и электропогрузчиках;

  • Требования охраны труда при выполнению работ по обвязке, зацепке, закреплению груза и подвешиванию его на крюк грузоподъемного механизма при помощи стропов и специальных грузозахватных приспособлений;
  • Требования к техническому состоянию и оборудованию АТС;

  • Требования, предъявляемые к производственному оборудованию, его размещению и оснащению рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников;

  • Требования к сосудам, работающим под давлением, к компрессорам, воздухопроводам и газопроводам;

  • Требования к грузоподъемным механизмам;

  • Требования к инструментам и приспособлениям;

  • Требования по электробезопасности;

  • Режим труда и отдыха работников;

  • Требования к профессиональному отбору, обучению, инструктажам и проверке знаний по охране труда.

  • Требования к применению защитных средств работниками;

  • Ответсвенность за нарушение правил.

Читайте также:  НП не может подтвердить/отклонить СНТ

2.1.4.1. При работе гаечными ключами необходимо подбирать их соответственно размерам гаек, правильно накладывать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.

2.1.4.2. При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.

2.1.4.3. Проверять соосность отверстий в соединениях агрегатов, узлов и деталей разрешается при помощи конусной оправки, а не пальцем.

2.1.4.4. Снятые с АТС детали, узлы и агрегаты следует устанавливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали — на стеллажи.

  • Снятие и установка деталей, узлов и агрегатов, требующие больших физических усилий или связанные с неудобством и опасностью, производятся с помощью специальных съемников и других приспособлений, предотвращающих внезапные их действия.
  • Размеры конструкции съемников должны соответствовать размерам снимаемых деталей.

1.1.1. Межотраслевые Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации»* и Трудовым кодексом Российской Федерации**.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч. 1, ст. 3702.

1.1.2. Настоящие Правила распространяются на работников автотранспортных организаций (АТП), автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров (далее — организации).

Настоящие Правила распространяются на грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении перевозок автомобильным транспортом в части требований, изложенных в подразделе 2.4 настоящих Правил.

1.1.3. Работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда, правильно организовать труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации.

1.1.4. Настоящие Правила устанавливают на территории Российской Федерации требования по охране труда, обязательные для исполнения при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом, при эксплуатации автотранспортных средств (АТС), производственных территорий и помещений. Правила определяют также мероприятия по предупреждению воздействия опасных и вредных производственных факторов на работников.

1.1.5. На основании настоящих Правил работодатель разрабатывает инструкции по охране труда для работников соответствующих профессий.

1.1.6. В организациях помимо настоящих Правил должны выполняться государственные нормативные требования охраны труда, установленные нормативными актами Госгортехнадзора России, Госстандарта России, Госстроя России, Минздрава России, Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, а также других органов, осуществляющих государственный и общественный контроль в части, касающейся требований безопасности организации труда при эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании АТС.

1.1.7. Права и обязанности работодателя и работников определены Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации.

Новые правила о допуске водителей к работе

В сентябре вступают в силу новые правила по охране труда на автомобильном транспорте и программы повышения квалификации для водителей.

В статье инструкция, которая поможет обучить работников по новым требованиям.

Чтобы не нарушить сроки обучения, воспользуйтесь шаблоном приказа и образцом программы первичного инструктажа на рабочем месте для водителей, которую редакция разработала на основе новых правил.

Что нужно успеть до 27 сентября?

27 сентября 2020 года вступит в силу приказ Минтруда № 59н, утвердивший Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила).

Правила прошли регистрацию в Минюсте, поэтому будут обязательными для работодателей. Они не распространяются на работников, которые заняты техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта на внутризаводских территориях. До момента, когда Правила вступят в силу, нужно провести следующие мероприятия:

  1. разработать и утвердить инструкции по охране труда для водителей;
  2. внеплановый инструктаж по охране труда;
  3. разработать и утвердить программы инструктажа на рабочем месте и обучения по охране труда для водителей;
  4. внеочередную проверку знаний по охране труда.
Читайте также:  Пособие по инвалидности — за что назначается, как получить

Что изменилось?

Правила стали современными. Вместо топки углем теперь нужно установить автоматические воздушные тепловые завесы (п. 29 Правил). Конкретизировали требования к плану расстановки техники, его нужно будет утверждать приказом работодателя. Ужесточили требования к аккумуляторным (п.

137 Правил). Также изменения коснулись требований охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями. Полностью исключили раздел «Электробезопасность», так как он дублировал Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6.

К чему обязывают работодателей новые правила по охране труда на автомобильном транспорте?

В целях обеспечения охраны труда на автомобильном транспорте работодатель обязан:

  • обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • обеспечивать работников, выполняющих работы по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния транспортных средств оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
  • знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;
  • обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применении инструментов, сырья и материалов;
  • проводить обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
  • осуществлять контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда;
  • принимать меры по исключению или снижению до допустимых уровней воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.

Двоекратное увеличение единовременной выплаты

В настоящее время сумма, подлежащая выплате при наступлении страхового случая травматизма и, или профзаболевания на производстве, закончившегося летальным исходом, составляет 1 млн. рублей. Об этом гласит п.2 ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ. Она распределяется в равных долях между членами семьи умершего. Минтруд РФ подготовил поправки к данному закону, предполагающие увеличение суммы выплаты в таких случаях до 2 млн. рублей, а также установлении страховой выплаты, отчисляемой ежемесячно на основании временной нетрудоспособности в связи с болезнью, в размере не ниже МРОТ. При том длительность рабочего дня должна приниматься в расчет: сумма выплаты сокращается пропорционально тому, на сколько короче нормативного был рабочий день или рабочая неделя пострадавшего (в случаях, если он работал на частичной занятости). Минимальная планка держится даже в случаях, когда Страховой фонд не получил тот объем средств, который ему придется выплатить.

Как проводят повышение квалификации водителей

Водитель относится к категории рабочих, к которым предъявляют повышенные требования к профессиональному отбору (приказ Минтранса от 15.01.2014 № 7). Его специфические знания и навыки подтверждают водительским удостоверением на право управления транспортным средством с соответствующей категорией (ст. 65 ТК).

Работодатель организует повышение квалификации водителей (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Ежегодно повышение водительского мастерства проводят только для сотрудников автотранспортных организаций, поднадзорных Минтрансу. Например, водители общественного транспорта. До того момента, как примут профессиональный стандарт, остальные организации сами определяют периодичность повышения квалификации для водителей.

С 1 сентября 2018 года действует приказ Минобрнауки от 01.03.2018 № 161, который утвердил новые программы повышения квалификации для водителей (далее — Программы повышения квалификации). Повышение квалификации водители могут проходить только в обучающих организациях дополнительного профессионального образования (ч. 2 и 6 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Организация не может самостоятельно проводить обучение, если у нее нет лицензии на образовательную деятельность в области дополнительного профессионального образования.

В каком порядке нужно провести обучение по новым правилам

Проведите с водителями внеплановый инструктаж по охране труда, затем внеочередную проверку знаний не позднее 27 сентября 2018 года (пп. 2.1.6 и 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29; далее — Порядок обучения № 1/29).

Если работодатель допустит необученных водителей к работе, ему грозит штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП). При этом суд может посчитать, что штраф нужно заплатить за каждого необученного работника (решение Московского городского суда от 06.06.2016 по делу №

Служба по охране труда готовит приказ о проведении внепланового инструктажа и проверки знаний требований охраны труда по новым правилам. Когда будете назначать дату и время экзамена, не забудьте оставить работникам время на подготовку.

Во время внепланового инструктажа работнику объясняют, что именно изменилось в новых правилах. Инструктаж проводит руководитель структурного подразделения по вновь разработанной программе первичного инструктажа на рабочем месте. В журнал регистрации нужно внести основания — укажите номер и дату приказа.

Внеочередную проверку знаний по охране труда проводят в комиссии организации. Чтобы ее провести, после изменения законодательства члены комиссии должны пройти внеочередную проверку знаний в учебном центре (п. 3.3 Порядка обучения № 1/29). Только после этого комиссия может провести проверку знаний новых правил у сотрудников организации. В протоколе, в удостоверении по охране труда, в поле «Причина проверки» укажите «внеочередная».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *