Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменятся требования к уставам НКО с 1 марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В большинстве случаев средства в рамках субсидий выделяются некоммерческим организациям в 2023 году, на конкурсной основе. Местный муниципалитет, преследующий достижение определенных социальных или общественных целей, проводит отбор НКО, которые могут лучше других организаций справиться с поставленной задачей.
УСН как режим налогообложения для НКО
Упрощенная система налогообложения, как видно из ее названия, подразумевает более простой и удобный вид налоговой отчетности среди представителей малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день участники «упрощенки» избавлены от бремени следующих видов налогов:
- налог на прибыль;
- налог на имущество;
- НДС (налог на добавленную стоимость).
Каждая организация на УСН имеет право выбрать один из двух тарифов по расчету суммы налога:
- 6% «Доходы». Налогом облагаются все доходы предприятия, которые считаются таковыми в соответствии с налоговым законодательством.
- 15% «Доходы за вычетом расходов». Налогообложению подлежит только разница между доходной частью и затратами на осуществление деятельности. Если доходы равны или меньше, чем расходы, то по данному тарифу в бюджет перечисляется 1% с суммы всех доходов организации.
Отнесение НКО к социально ориентированным объединениям в 2023 году осуществляется на основе рекомендаций, утвержденных Минэкономразвития РФ. К таковым причисляются организации, направления деятельности которых, распространяются на следующие сферы:
- социальную защиту и поддержку населения;
- подготовительные мероприятия по преодолению влияния стихийных бедствий и катастроф;
- экологическую безопасность;
- юридическую поддержку граждан в части защиты прав и свобод;
- профилактику поведения, представляющего опасность для общества;
- образовательную и просветительную работу среди населения;
- прочие функции, соответствующие требованиям законодательных норм и полезные для общества.
Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:
- Потребительский кооператив, союз или общество.
Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации. Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников. - Фонд.
Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты. - Общественная или религиозная организация. Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
- Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов. Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей. Финансирование: взносы членов объединений. - Учреждения.
Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции. Пример: Школа, Институт.
Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.
Какую отчётность сдаёт АНО на УСН
Применять упрощённую систему налогообложения при АНО выгодно, так как это сокращает количество сдаваемой отчётности. Упрощённую декларацию по УСН сдают один раз в год. Если в документе итог с нулевым значением, она не освобождается от сдачи.
АНО на УСН не уплачивают НДС, налог на прибыль и имущество, соответственно, отчётность по данным налогам отправлять не требуется. Налог на имущество платится, если:
- на балансе организации есть имущество, которое подлежит налогообложению по кадастровой стоимости;
- организация является налоговым агентом и арендует имущество у государства.
По этим пунктам сдаются декларации.
Также АНО представляют следующую отчётность в различные органы:
- ИФНС, ФСС и ПФР;
- ОПС, ОМС и ФСС;
- Росстат;
- Минюст.
I. Принципы построения системы некоммерческих организаций
В основу классификации юридических лиц отечественным законодателем положен критерий, связанный с характером их деятельности, — так называемый критерий прибыльности. Соответственно, все юридические лица согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ, Кодекс) прежде всего подразделяются на два типа: коммерческие и некоммерческие организации. Главное значение данного деления состоит в определении правоспособности юридического лица — коммерческие организации, как правило, обладают общей правоспособностью (п. 1 ст. 49 ГК РФ), тогда как некоммерческие могут иметь только специальную (целевую) правоспособность .
См.: Беляев К.П. Некоммерческие организации в системе юридических лиц // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. К 80-летию С.С. Алексеева. М.: Статут; Екатеринбург: Институт частного права, 2004. С. 391.
Исходя из указанного выше критерия, коммерческими признаются организации, имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, которую они тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями). Напротив, некоммерческими являются организации, которые не преследуют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и не могут распределять между своими участниками полученную прибыль (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
Таким образом, критерий прибыльности, избранный законодателем в качестве базового для классификации юридических лиц, имеет две составляющие: целевую направленность на извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и распределительную (возможность распределения прибыли организации между ее участниками).
В правовой доктрине обоснованно обращается внимание на крайне слабую значимость для рассматриваемой классификации первой из указанных составляющих — признака основной цели деятельности организации . Нередко юридические лица, созданные в формах коммерческих организаций, все получаемые доходы расходуют на развитие материальной базы, совершенствование технологии и т.п. (особенно в первые годы после их создания) либо вовсе не преследуют цели извлечения прибыли , в то время как многие некоммерческие организации не только фактически, но и юридически изначально, с момента своего создания ориентированы на получение прибыли . Сказанное, однако, не означает, что признак основной цели деятельности вообще не имеет практической значимости. Решающее значение, носящее прежде всего юридико-технический характер, этот признак приобретает применительно к созданию новых юридических лиц. Для государственной регистрации юридического лица в той или иной конкретной организационно-правовой форме в учредительных документах должны быть указаны основные цели его деятельности в зависимости от того, к какому типу юридических лиц (коммерческая/некоммерческая организация) относится избранная учредителями организационно-правовая форма, от чего зависит объем правоспособности создаваемого юридического лица. И наоборот, организационно-правовая форма имеет наряду с гражданско-правовым (определение объема правоспособности) информационное значение, указывая на классификационную группу (тип) юридического лица .
В принципе не укладывается ни в одну из перечисленных унифицированных форм некоммерческих организаций, предлагаемых к закреплению в § 5 гл. 4 ГК РФ, такая организация, как Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Не укладывается ни в одну из вышеуказанных унифицированных организационно-правовых форм и конструкция государственной корпорации, предусмотренная ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», целесообразность существования которой в виде разновидности некоммерческой организации весьма сомнительна. Государственная корпорация определяется п. 1 данной статьи как не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная (на основании специального федерального закона) для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
По своей природе государственная корпорация, несмотря на свое название, близка к учреждению с теми отличиями, что, во-первых, она является собственником своего имущества, во-вторых, Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлено иное. Исходя из внутренней противоречивости конструкции государственной корпорации (не говоря уже о некорректности самого этого термина) , представляется целесообразным исключение данной организационно-правовой формы некоммерческой организации из российского законодательства.
Потребительские или обслуживающие кооперативы
Цель членства – удовлетворение желаний лиц-участников, для чего вводятся имущественные взносы.
Устав организации устанавливает размер взносов для членства, порядок внесения платы, ответственность за несоблюдение обязанностей.
Обязательное условие в составлении наименования кооператива – наличие указания основной цели деятельности и включение слов, характеризующих классификацию объединения.
Ежегодно участники кооператива утверждают баланс, который должен быть восполнен от убытков в течение трех месяцев. Если этого не происходит, то кооператив ликвидируется в судебном порядке по запросу кредиторов.
Форма деятельности кооператива может различаться. Главное условие – это деятельность некоммерческого характера, которая призвана для удовлетворения потребностей плательщиков.
Виды и сроки регистрации НКО в Москве под ключ (актуально на 29.01.23):
Вид услуги | Срок |
---|---|
Регистрация в Минюсте общественных объединений | 30 рабочих дней |
Регистрация в Минюсте иных НКО (союзов, фондов, кооперативов, учреждений, партнерств, товариществ и пр.) | 14 рабочих дней |
Регистрация НКО в ИФНС | 2 недели |
Регистрация потребительских кооперативов и ТСН в налоговых органах | 7 рабочих дней |
Общий срок регистрации НКО в Москве под ключ | 1,5–2 месяца |
Объявляется конкурсное распределение субсидий СОНКО в 2023 году
Конкурсное распределение субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию проектов и отдельных мероприятий в сфере государственной национальной политики в 2023 году
Министерство национальной политики Удмуртской Республики объявляет о проведении конкурсного распределения субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию проектов и отдельных мероприятий в сфере государственной национальной политики в 2023 году.
Конкурс проводится в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», государственной программы Удмуртской Республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений» и направлен на поддержку и стимулирование деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций в сфере гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма.
До участия в конкурсе допускаются организации:
- зарегистрированные в качестве юридического лица и осуществляющие деятельность в соответствии со своими учредительными документами на территории Удмуртской Республики;
- у которых отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на дату приема Министерством документов на участие в конкурсе;
- у которых отсутствует просроченная задолженность по возврату средств в бюджет Удмуртской Республики;
- не находящиеся в процессе реорганизации, ликвидации, не введена процедура банкротства, под действием решения суда о приостановлении деятельности;
- в реестре дисквалифицированных лиц должны отсутствовать сведения о дисквалифицированном руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере некоммерческой организации, являющегося юридическим лицом, об индивидуальном предпринимателе и о физическом лице – производителе товаров, работ, услуг, являющихся участниками конкурса;
- не являющиеся иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном капитале которого доля участия иностранных лиц, местом регистрации которых являются офшорные зоны, в совокупности превышает 50%;
- не получающие средства из бюджета республики на основании иных нормативных правовых актов Удмуртской Республики на цели, установленные Порядком предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию проектов, мероприятий и участие в межрегиональных мероприятиях в сфере государственной национальной политики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики № 157 от 27 апреля 2018 года.
В какой форме создаются НКО: таблица и характеристика
Организационно-правовая форма НКО определяется на стадии регистрации и фиксируется в ее учредительных документах.
Характеристики, которыми обладают существующие формы НКО, перечислены в главе II закона № 7-ФЗ и приведены в представленной ниже таблице.
Таблица видов некоммерческих организаций и их характеристика
№ п/п |
Форма НКО |
Характеристика |
1 |
Общественные и религиозные организации (ст. 6) |
Цель — удовлетворение духовных потребностей людей. Члены объединения лишаются прав на переданное ему имущество, но при этом и не отвечают по его обязательствам |
2 |
Общины коренных малочисленных народов (ст. 6.1) |
Цель — сохранение культурного наследия, традиций, промыслов и прочих особенностей ведения быта лиц, относящихся к коренным малочисленным народам. Члены общества сохраняют право на принадлежащую им часть имущества и могут получить его (или компенсацию в размере, эквивалентном его стоимости) при выходе из общины или ее ликвидации |
3 |
Казачьи общества (ст. 6.2) |
Цель — возрождение традиций и культурных особенностей российского казачества. Казачье общество может быть: хуторским; станичным; городским; районным (юртовым); окружным (отдельским); войсковым. Общество должно быть зарегистрировано и внесено в государственный реестр российских казачьих обществ. Имущество и обязательства общества не принадлежат его членам |
4 |
Фонды (ст. 7) |
Цель — осуществление культурной, благотворительной, образовательной, социальной или иной общественно полезной деятельности. Формируется и функционирует за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц. Имущество фонда признается его собственностью. Надзор за деятельностью организации осуществляет ее попечительский совет |
5 |
Государственная корпорация (ст. 7.1) |
Цель — решение социальных, управленческих или иных задач, имеющих значимость для общества. Источником имущества, передаваемого госкорпорации, является Россия. Госкорпорация и РФ не отвечают по обязательствам друг друга. Деятельность госкорпораций подвергается строгому контролю: годовая бухгалтерская отчетность проверяется сторонними аудиторами; годовой отчет размещается на сайте госкорпорации в сети интернет; Счетная палата РФ и иные госорганы вправе применять в отношении госкорпорации меры дополнительного контроля |
6 |
Государственная компания (ст. 7.2) |
Цель — оказание государственных услуг и выполнение прочих функций с привлечением имущества, принадлежащего государству. Имущество, переданное РФ в качестве взносов, признается собственностью компании, равно как и имущество, приобретенное ею самостоятельно. Госкомпания и РФ не отвечают по обязательствам друг друга. Контроль деятельности госкомпании осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному для госкорпораций |
7 |
Некоммерческие партнерства (ст. 8) |
Цель — решение социальных, культурных, благотворительных, образовательных, научных и иных общественно важных задач. Имущество, переданное членами партнерства, становится его собственностью |
8 |
Частные учреждения (ст. 9) |
Цель — выполнение социально-культурных, управленческих и иных функций, не классифицируемых в качестве коммерческих. Распоряжение имуществом такого учреждения осуществляется на праве оперативного управления |
9 |
ГУПы, МУПы (ст. 9.1) |
Создаются РФ, ее регионами или муниципальными образованиями. В свою очередь делятся: на бюджетные, созданные с целью выполнения работ и оказания услуг, направленных на реализацию полномочий госорганов в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры и пр.; автономные, созданные с целью предоставления населению услуг в сфере спорта, образования, культуры и пр.; казенные |
10 |
Ассоциации (союзы) (ст. 11) |
Цель — представление и защита интересов (в том числе профессиональных) всех ее членов. Объединение не несет ответственности по обязательствам своих участников; при этом участники несут субсидиарную ответственность по возникшим у него долгам |
Источники финансирования деятельности НКО
Как и любая другая компания, некоммерческая фирма будет нуждаться в финансировании — нужно оплачивать реализацию проектов, платить зарплаты, оплачивать коммунальные услуги и т.д. Инвесторов искать бесполезно — их в данном случае цели не найдут отклика, поскольку прибыли НКО не приносят.
Денежные средства на обеспечение функционирования предприятия поступают из следующих источников:
- добровольные взносы и пожертвования населения;
- вклады самих участников организации в виде денежных средств, недвижимости, ценных вещей, активов;
- осуществление предпринимательской деятельности, которая способствовала бы достижению основных целей организации;
- дивиденды по ценным бумагам и вкладам;
- государственные гранты.
Ответы на распространённые вопросы про Президентские гранты на НКО
Вопрос №1: Может ли одна НКО подать сразу несколько заявок на участие в конкурсе по различным направлениями деятельности?
Ответ: Любая НКО вправе подать 12 заявок (по одному на каждое направление деятельности), но только в том случае, если сфера работ не противоречит целям предприятия, указанным в Уставе. Если НКО победит в конкурсе, будет выделен только 1 грант по какому-либо одному направлению деятельности.
Вопрос №2: Можно ли на выделенные средства приобрести здание, участок земли или иную недвижимость, которая была бы полезна для деятельность организации?
Ответ: Нет, покупка недвижимости не является целевым расходованием средств Президентского гранта.
Вопрос №3: Облагаются ли налогом деньги, полученные в качестве Президентского гранта?
Ответ: Нет, государственные гранты НКО не облагаются НДФЛ или налогом на прибыль.
Что нужно, чтобы учредить НКО
Нужные документы и правильный выбор, который можно сделать, решив для себя несколько вопросов:
- Выбрать область, в которой вы будете некоммерчески действовать, какие цели будут стоять перед компанией и какими способами они будут достигаться.
- После решения первых вопросов, выбор формы для вашей НКО не станет проблемой, но его нужно будет сделать.
- Сначала потребуется паспорт учредителя. А в некоторых случаях (в зависимости от выбранной ранее формы НКО) — до трёх учредителей.
- Решить вопрос, касающийся управляющего состава. Выбрать должности и получить копии паспортов людей, которые эти должности будут занимать.
- Выбрать название НКО. Как полное, так и, при необходимости, сокращённое.
- Обеспечить возможность создания юридического адреса. Здесь два варианта. Можно предоставить гарантийное письмо от собственника помещения, в котором будет создаваться офис НКО. Либо же адресом может послужить квартира одного из учредителей. Но только в том опять же случае, если он является владельцем квартиры.
- Потребуются также деньги на оплату государственной пошлины. На данные момент она составляет 4 тысячи рублей.
- Средства на оплату услуг нотариуса (не более 4-х тысяч рублей).
Без перечисленных выше документов и определённостей ничего не получится. Это минимум. А теперь подробнее остановимся на каждом из пунктов, потому как по многим параметрам регистрация некоммерческой структуры имеет свои ограничения.
Госслужба (НКО) — что это значит?
Как было упомянуто ранее, некоммерческая организация может функционировать, сохраняя полную автономность или взаимодействуя с государством. В последнем случае НКО получает регулярную материальную поддержку и гранты на осуществление деятельности в рамках принятого Устава; работа на такую организацию (при условии, что сотрудник получает за это вознаграждение) и является госслужбой в рамках НКО.
Как и во всех остальных случаях, некоммерческая организация, связанная с государственными структурами, не ставит основной целью извлечение прибыли; довольно часто в ней поддерживается то же соотношение: 1/5 от доходов, включая поддержку и гранты, уходит на заработную плату сотрудников, а остальные 4/5 — непосредственно на выполнение миссии.
Отличительные особенности некоммерческих организаций, связанных с государством:
- Сотрудники НКО, как и госслужащие, получают стабильную заработную плату, определённую в трудовом договоре и не зависящую в основной своей части от текущего результата работы. Премии и другие выплаты поощрительного и компенсационного характера также присутствуют.
- Оклад трудящегося в НКО такого типа ниже, чем в большинстве независимых организаций, являющихся работодателями, и коммерческих структур.
- Короче список должностных обязанностей сотрудника; обычно он подразумевает ряд конкретных действий организационного характера или непосредственное общение с представителями фокусной группы — без каких-либо творческих изысканий со стороны работника.
- Сотрудник НКО, связанной с государственными структурами, должен иметь навыки работы с людьми и если не испытывать от этого удовольствие, то хотя бы не воспринимать общение как неприятную обязанность — иначе, с учётом небольшого оклада и строгой регламентации действий, делать на такой работе нечего.
Отличительные черты НКО от коммерческих
Первая особенность — цели ее деятельности определяются ее учредителями (участниками), но они не могут быть направлены на извлечение прибыли. Цели должны фиксироваться в учредительном или ином документе, где определяется правовое положение данной структуры.
Второй важной особенностью является возможность осуществлять деятельность без приобретения статуса юр. лица.
В отличие от коммерческих структур, НКО может существовать и функционировать без статуса юр. лица, не обладая правоспособностью и дееспособностью. НКО может приобрести статус юр. лица, правоспособность и дееспособность, если будет создана в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законом, и зарегистрирована в установленном порядке. Она признается юр. лицом с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о ее создании
Если это объединение осуществляет деятельность, которая приносит прибыль (доход), то материальные выгоды не должны разделяться между ее учредителями (участниками), а направляются на цели, на которые была создана эта структура.
Но данный критерий применяется не ко всему. Распределение материальных благ между членами НКО может осуществляться в виде заработной платы, премий, финансовой помощи, безвозмездного предоставления права пользования имуществом и др. Например, каждый член ассоциации (союза) вправе на равных началах с другими членами безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, разграничить коммерческие и некоммерческие организации по признаку наличия или отсутствия распределения между учредителями (участниками) прибыли, полученной некоммерческой организацией, весьма сложно.
В отличие от коммерческих структур не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Так, в федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» оговорено, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации. Особенность ликвидации некоммерческих организаций заключается в отсутствии механизма раздела имущества.