Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.

Статья 7.2 КоАП РФ. Уничтожение или повреждение специальных знаков

  1. Уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  2. Уничтожение или повреждение скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, маркшейдерских знаков, а равно специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования, знаков, обозначающих границы санитарно-защитных зон и иных зон с особыми условиями использования территорий, специальных знаков, обозначающих границы рыбопромысловых участков, указывающих на их принадлежность пользователю, знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков, а равно знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, государственными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  3. Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, а равно нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  4. Неуведомление собственником, владельцем или пользователем земельного участка, здания либо сооружения, на которых размещены пункты, перечисленные в части 3 настоящей статьи, федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии, гидрометеорологии и смежным с ней областям или его территориального (регионального) органа об уничтожении, о повреждении или о сносе этих пунктов, а равно отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к этим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Статья 7.12 КоАП РФ. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав

  1. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.
  2. Незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статья 7.23.1 КоАП РФ. Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами

  1. Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
  2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
    влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Комментарий к Статье 74 Земельного кодекса РФ

Система достаточных и необходимых признаков земельного правонарушения образует его состав; земельное правонарушение — это поведение, выражающееся в действии или в бездействии, — в последнем случае тогда, когда право предписывает совершение действий. Противоправность деяния означает, что любое правонарушение представляет собой невыполнение обязанности, ясно и недвусмысленно выраженной в законе или подзаконном акте, посягательство на письменно изложенные запреты.

Среди отмеченных в ст. ст. 7.1 — 7.3, 7.6, 7.9 и 7.10 (в области охраны собственности) КоАП РФ правонарушений предусматриваются правонарушения в области охраны и использования земли, за которые установлена административная ответственность.

В главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» КоАП РФ предусматриваются проецирующиеся на земельные отношения нормы ст. ст. 8.1, 8.3 — 8.7, 8.8 — 8.15, 8.24 — 8.29, 8.31, 8.35, 8.38, 8.39.

Ряд земельных правонарушений находится в других главах КоАП РФ: в главе 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель» КоАП РФ (ст. ст. 10.1, 10.6, 10.9, 10.10), в главе 11 «Административные правонарушения на транспорте» (ст. 11.21), в главе 19 «Административные правонарушения против порядка управления» (ст. 19.9) КоАП РФ, в главе 23 КоАП РФ предусматриваются органы, уполномоченные в области использования, охраны земель, а в главе 28 — должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о соответствующих земельных административных правонарушениях.

В УК РФ содержатся ст. ст. 246, 262, предусматривающие земельные преступления.

Зашита прав в соответствии с законодательством РФ

Среди возможных разновидностей защиты своих прав, которые предусмотренные законодательством РФ, можно выделить следующие:

  • самостоятельная защита (к примеру, отодвинуть незаконно выставленные ограды за пределы своего участка);
  • отправление (желательно заказным письмом с уведомлением) нарушителю письменной претензии о добровольном восстановлении ваших прав и прекращении незаконных действий;
  • направление (желательно заказным письмом с уведомлением) претензии в адрес Росреестра (органа, осуществляющего государственный земельный надзор) для проведения проверки и привлечения к ответственности причастных лиц;
  • защита прав и законных интересов путем подачи иска о привлечении виновных лиц к ответственности.

Вышеуказанные действия имеют право принимать любые собственники земли – как граждане, юрлица, так и публичные образования.

Читайте также:  Что делать, если у виновника ДТП нет ОСАГО?

О понятии административной ответственности

Административная ответственность за земельные правонарушения выражается во множестве видов и форм. Зависит здесь все от объекта посягательства и степени тяжести нарушения закона.

Что вообще является ответственностью административного типа? Юридические специалисты говорят об одной из форм государственного принуждения.

Представленный институт имеет довольно большое значение для прав и свобод личности, государства и общества.

Как можно определить земельные правонарушения? В российском Земельном кодексе говорится о незаконных действиях в области использования и охраны земель.

Под охраной земель понимается защита почв от селей, эрозии, заболачивания, загрязнения и т.д.

Нерациональное использование земельных участков или полное отсутствие их охраны как раз ведет к административной ответственности за земельные правонарушения.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Понятие и виды земельных правонарушений

Правонарушение — это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан. Правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую обязанности виновного лица.

В действующем земельном законодательстве не сформулировано понятие земельного правонарушения.

Исходя из приведенного выше общего определения, земельным правонарушением следует считать виновное, противоправное действие (бездействие) лица, которое не исполняет обязанности о рациональном и бережном использовании земельных ресурсов, препятствует осуществлению прав и законных интересов собственников земли, ее владельцев и пользователей, нарушает установленный государством земельный правопорядок и управление землей, как национальным богатством.

Земельное правонарушение, как и любое другое, характеризуется четырьмя элементами:

  1. объект правонарушения;
  2. субъект правонарушения;
  3. объективная сторона правонарушения;
  4. субъективная сторона правонарушения.

Объект правонарушения — земельный правопорядок (у некоторых авторов — земельный строй), а также права и законные интересы собственников земли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Субъект правонарушения — достигшее определенного возраста дееспособное, вменяемое лицо, а также социальная организация. Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане и юридические лица, независимо от формы собственности и подчиненности. Ими могут быть как правообладатели земли, которые сами допускают нарушения земельного законодательства о земле (собственники, арендаторы и т. п.), так и те, которые не являются субъектами земельных отношений (например, самовольно занявшие земельный участок).

Таким образом, субъектами земельных правонарушений могут выступать:

    1. исполнительные органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • должностные лица;
  • граждане.

В этом случае они выступают субъектами ответственности за нарушение земельного законодательства, которая возлагается на них в определенной процессуальной форме (судебной, административной, договорной и т.д.).

  • Незаконное владение земельным участком – это правонарушение, которое будет рано или поздно раскрыто и наказано. Самовольно может быть захвачен целый участок или часть его, это не уменьшает силу ответственности.
  • Также нарушением будет считаться и перенос забора на соседнюю территорию.
  • По закону нельзя строить любые сооружения на чужой территории без разрешения собственника. Согласно статьям 60 и 76 Земельного Кодекса участок возвращается собственнику, а сооружение должно быть снесено.

Чтобы иметь право использовать участок по своему усмотрению, нужно обязательно оформить права на него и зарегистрировать их. Не нужно полагаться на устное обещание подарить землю, оставить ее по завещанию. Все сделки имеют силу только после составления и подписания соответствующих документов.

На деле самозахват может быть выражен несколькими видами противоправных действий:

  1. проводится самовольное занятие площади;
  2. используется земля без процедуры оформления и получения правоустанавливающих документов (свидетельства о государственной регистрации);
  3. проводится хозяйственная деятельность на земле без разрешительных документов в тех случаях, когда они требуются по закону.

Нужно помнить о том, что закон всегда на стороне собственника земли, особенно, в случае ее незаконного завладения. Но действовать в таком случае все равно нужно грамотно и в рамках законодательства.

  1. Первый шаг действий – обсуждение вопроса с правонарушителем. Необходимо представить ему свои правоустанавливающие документы, напомнить об ответственности за самозахват.
  2. Редко кто из захватчиков прислушивается к голосу собственника. Поэтому нужно действовать дальше, даже довести это дело до суда.
  3. Собственник должен быть уверен в том, что его участок правильно оформлен, имеет четко указанные границы.
  4. Если было выполнено межевание, следует подавать заявление в Росреестр.
  5. Когда границы точно не установлены, придется защищать свои права в суде.

При подаче иска в суд следует опираться на статьи 301 и 304 Гражданского Кодекса, по которым рассматривается и возврат имущества, и устранение препятствий для его использования. При восстановлении своих прав на землю лучше иметь в помощниках опытного юриста-адвоката, специализирующегося на земельных вопросах.

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 3 марта 2021 г. № 16 – 1177/2021

В г. Томске сотрудники энергетической компании выявили факт самовольного подключения собственника к электросетям в период ограничения режима потребления электроэнергии.
Собственника привлекли к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ.
Суды первой и второй инстанций признали собственника виновным в совершении административного правонарушения. Штраф составил 10 000 рублей.

Собственник не согласился с вынесенными решениями и подал кассационную жалобу. В ней ссылался на то, что самостоятельное подключение к электросетям осуществил в условиях крайней необходимости.

Кассационный суд не нашел оснований для отмены решений, вынесенных нижестоящими судами.

  • При ограничении режима потребления подачу электроэнергии возобновляет исполнитель или субисполнитель коммунальной услуги, а не потребитель (п. 19 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии № 442).
  • Доказательств того, что исполнитель услуги возобновил подачу электроэнергии в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствуют.
  • Факт самовольного подключения к электросетям ответчик не отрицал как на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, так и при его рассмотрении судом.

Судебная практика по статье 7.1 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД16-11848 от 26.09.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N 308-АД17-2895 от 17.04.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 303-АД16-8671 от 21.09.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 303-АД16-13561 от 29.11.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N 306-АД16-20886 от 22.02.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N 307-АД17-9359 от 20.07.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 310-АД16-10550 от 10.11.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N 303-АД16-18404 от 06.02.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД16-5136 от 03.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N 303-АД17-8979 от 26.07.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

  • Первая
  • «
  • Последняя

Судебный механизм прекращения посягательств на права собственника земли


Практика показывает, что судебный механизм используется землевладельцами для защиты своих интересов в следующих типичных ситуациях:

  • признание прав определенного собственника на конкретный надел земли, если ранее этот надел был отобран у законного владельца и передан стороннему субъекту;
  • восстановление границ надела земли с возвращением ему первоначального состояния. Такое требование часто выдвигается, если обладатель соседнего участка незаконно воздвиг свое строение на чужой земле. Вердикт суда может заставить нарушителя освободить соседский надел от незаконной постройки;
  • пресечение правонарушений, вызванных незаконными действиями госорганов или местных властей. Требование выдвигается с целью аннулирования приказов (актов) официальных структур, угрожающих собственности граждан (юрлиц) на землю;
  • изъятие земельного надела из чужого неправомерного владения (пользования);
  • прекращение действий сторонних субъектов, нарушающих интересы законного собственника земли, но не лишающих его права владения. Основание – статья 304 ГК.

Чтобы защитить (восстановить) свои законные права, собственник надела земли направляет соответствующее исковое заявление в суд, действующий по месту (адресу) размещения данного надела. К такому заявлению нужно приложить следующие документы:

  • правоустанавливающие бумаги на конкретный участок (например, договор его приобретения);
  • подтверждение целевого использования данной земли (если потребуется);
  • зафиксированные факты правонарушений, повлекших ущемление интересов истца (фото, видео, документальные акты);
  • оплаченная госпошлина (она подтверждается банковской квитанцией).

Заявление истца должно включать следующие сведения:

  1. Официальное название органа судопроизводства.
  2. Сведения об истце (ФИО, паспортные данные, контакты).
  3. Сведения об ответчике (ФИО, паспортные данные, контакты).
  4. Законодательная норма (правоустанавливающая бумага), нарушение которой привело к ущемлению интересов.
  5. Суть просьбы, формулировка требования.
  6. Меры, законно предпринятые землевладельцем-истцом с целью досудебного решения возникшей проблемы.
  7. Дата оформления бумаги, подпись землевладельца-истца.
  • Незаконное владение земельным участком – это правонарушение, которое будет рано или поздно раскрыто и наказано. Самовольно может быть захвачен целый участок или часть его, это не уменьшает силу ответственности.
  • Также нарушением будет считаться и перенос забора на соседнюю территорию.
  • По закону нельзя строить любые сооружения на чужой территории без разрешения собственника. Согласно статьям 60 и 76 Земельного Кодекса участок возвращается собственнику, а сооружение должно быть снесено.
Читайте также:  Как взыскать долг с ликвидированного ООО

Чтобы иметь право использовать участок по своему усмотрению, нужно обязательно оформить права на него и зарегистрировать их. Не нужно полагаться на устное обещание подарить землю, оставить ее по завещанию. Все сделки имеют силу только после составления и подписания соответствующих документов.

На деле самозахват может быть выражен несколькими видами противоправных действий:

  1. проводится самовольное занятие площади;
  2. используется земля без процедуры оформления и получения правоустанавливающих документов (свидетельства о государственной регистрации);
  3. проводится хозяйственная деятельность на земле без разрешительных документов в тех случаях, когда они требуются по закону.

ст. 7.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ с ми

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

(Статья в редакции, введенной в действие с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ.

Актуальные вопросы квалификации правонарушений по статье 7.1 КоАП РФ



Самовольное занятие земельного участка — самое распространенное нарушение в сфере земельного законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность по статье 7.1 КоАП РФ.

Определение данному понятию в действующем законодательстве отсутствует.

При этом, исходя из судебной практики, а так же руководствуясь ми к КоАП РФ, под самовольным занятием земельного участка подразумевается умышленное занятие земельного участка путем установления ограждений, размещения на участке объектов капитального и некапитального строительства, без наличия правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов, оформленных в соответствии с действующим законодательством, при этом должен быть установлен факт нарушения прав и интересов третьих лиц.

Исходя из ЗК РФ, самовольное занятие участка один из видов земельных правонарушений. Понятие «земельные правонарушения» в действующем законодательстве не раскрывается, однако, как и любое иное правонарушение характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной и субъективной стороной.

Анализируя ст. 7.1 КоАП РФ, можно сказать, что обязательным признаком субъективной стороны является прямой умысел. Следовательно, отсутствие умысла является основанием прекращения производства по делу. Однако на практике данный элемент состава правонарушения трактуется не совсем так.

В данной статье, автор на примере Республики Карелия раскрывает проблемы действующего законодательства и основные причины нарушения земельного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ.

Так, одной из причин «самозахвата земли» является ненадлежащее оформление документов, что в последующем приводит к проблемам, с которыми сталкиваются большинство правообладателей.

Например, лицо пользуется участком в фактически сложившихся границах на протяжении пятнадцати и более лет, с учетом документов, определявших при образовании участка его границы, местоположение и конфигурацию, а также его площадь.

При проведении межевания земельного участка (установление границ участка в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации) (до 2008 года) были не учтены имеющиеся документы, неверно подготовлена графическая часть материалов, и иные причины, повлекшие за собой несоответствие сведений о местоположении границ и площади участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), фактическому землепользованию, что привело к реестровой ошибки на сегодняшний день. В момент административного обследования участка, либо при проверке на соответствие требований законодательства, должностным лицом будут выявлены несоответствия в площади и в результате, данная ситуация принимается за самовольно занятие земельного участка (части земельного участка) и приводит к соответствующим последствиям.

При этом попытки привести документы в надлежащий вид, устранить вменяемое нарушение, обычно не представляется возможным по ряду причин, и в первую очередь требования Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — 218-ФЗ). Так, исходя из ч. 7 ст.

61 218-ФЗ после исправления реестровой ошибки фактическая площадь земельного участка не может отличатся от площади по сведениям ЕГРН более, чем на 5 %.

Так же необходимо учитывать, что при изменении конфигурации участка, необходимо учитывать письма Минэкономразвития РФ, содержащие позицию по вопросам кадастрового учета и регистрации прав, а также требование ч. 10 ст. 22 218-ФЗ.

То есть в случае если имеются документы, содержащие сведения о местоположении границ участка, его площади и конфигурации, то уже сложившееся фактическое землепользованию попросту не учитывается (за исключение случаев, когда речь идет о крайней необходимости), даже если в данных документах имеется явная ошибка.

При этом нередки случаи, когда участок гражданину был выделен до введения в силу Земельного кодекса, а также иных законов, содержащих требования к образуемым участкам.

Документы на такой участок оформлялись после принятия соответствующих нормативных правовых актов, при этом при подготовке соответствующих документов на участок, сложившиеся в процессе пользования участком границы не учитывались, что впоследствии опять же приводит к определенным трудностям.

На сегодняшний день в Республике Карелия большинство граждан, являющихся правообладателями участков в садоводческих некоммерческих товариществах (далее — СНТ), неосознанно и не по своей вине оказываются правонарушителями, и привлекаются к ответственности за самовольное занятие участка.

Существующие СНТ образовывались в 90-е годы. В процессе образования утверждался генеральный план соответствующего кооператива и в последующем производилась разработка участков.

В связи с земельной реформой 90-х годов, граждане, пользующиеся участками в кооперативе, получали свидетельства на право собственности на землю, приложением к которому являются планы земель. Данные планы содержат информацию о местоположении участка, его площади и конфигурации.

Подготовка планов осуществлялась на основании утвержденного генплана и в большинстве случаев от руки, «примерно», без натурного обследования участка, без учета сложившихся в процессе разработки и землепользования границ участка, без соответствующих замеров, без использования каких-либо измерительных приборов, а также отсутствовала привязка к жестким контурам объектов. На сегодняшний день такой план является документом-основанием для определения границ участка на местности и должен использоваться при подготовке необходимых для кадастрового учета документов. Однако довольно часто при натурном обследовании участка и сравнении его с планом, выявляется факт несоответствия, что приводит к нарушениям, которые образуют состав ст. 7.1 КоАП. В ряде случаев правообладателя получают предписания, стараются устранить несоответствия, привести в надлежащий вид документы. При этом, при выполнении требований законодательства, правообладатели сталкиваются с определенными трудностями, и в первую очередь это касается площади участка. Данную проблему порой решить возможно, но процесс занимает довольно длительное время, и требует в некоторых случаях существенных затрат. Не каждый правообладатель «готов пойти на жертвы ради одной-двух соток земли, которыми он пользуется с момента приобретения участка», а также если гражданин «уже приобрел участок в таком виде, и не желает платить за него дважды».

В данном случае, при формировании документов в соответствии с действующим законодательством из площади участка «выпадают» постройки, сооружения, строения, а в некоторых случаях с целью сохранения построек в границах землевладения, участок приходится «ужимать» по периметру, и объекты, закрепляющие на местности границы участка, например забор, уже не учитывается. В дальнейшем названные несоответствия будут расценены как «самозахват» и правопользователь понесет соответствующее наказание.

Так же необходимо учитывать, что земельное законодательство в какой-то степени противоречит Конституции РФ. Так, в соответствии со ст.

36 Конституции РФ — «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».

Не смотря на существование данной нормы, органы регистрации права отказывают в кадастровом учете участков, при наличии различий между фактическим пользованием и сведениями в документах на участок, если площадь увеличивается более, чем на предельно допустимый размер, не смотря на то, что отсутствуют возражения смежных парвообладателей, и даже наоборот все заинтересованные лица требуют «зафиксировать границы участка по факту». При вынужденном уменьшении площади участка могут быть затронуты интересы смежных правообладателей, что в большинстве случаев приводит к судебным тяжбам.

Читайте также:  Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения

При этом необходимо заметить, что кадастровый инженер так же несет различные виды юридической ответственности, в том числе административную.

Так, ст. 14.35 КоАП предусматривает ответственность за внесение заведомо ложных сведений в межевой план. При этом, внесение сведений о площади участка, вычисленной без учета фактического пользования уже является ложными сведениями.

Таким образом, исполняя требования одного законодательного акта, происходит нарушение требований другого. Помимо этого, при реализации некоторых норм действующего законодательства происходит нарушение конституционных прав и интересов граждан, что в свою очередь недопустимо с точки зрения законодательства в целом.

Зачастую несовершенство норм земельного законодательства, расхождение требований, приводит к нарушениям, за которые предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ.

Основными целями института административной ответственности является защита правопорядка, охрана и защита прав, свобод и интересов граждан, восстановление справедливости, предупреждение совершения новых правонарушений, в связи с чем данный институт должен действовать эффективно, действенно и результативно.

Существует необходимость постоянного усовершенствования не только административного законодательства, но и смежных с ним, отраслей законодательства, в особенности земельного.

В связи со сложностями, которые возникают при квалификации правонарушений по статье 7.1 КоАП РФ, автором предлагается указать конкретные виды возможного самовольного занятия земельного участка, например организация навесов, строительство ограждающих конструкций, строительство объектов капитального и некапитального строительства.

Однако в связи с тем, что таких видов может быть нескончаемое количество, необходимо в первую очередь данные нарушения разграничить по степени причинения ущерба или нарушения прав и интересов иных лиц.

В заключение стоит отметить, поскольку земля выполняет важную роль в государстве, вопросы правового регулирования использования и охраны земель заслуживают особого внимания. Правовая охрана земель обеспечивается в существенной степени мерами административной ответственности.

Поэтому от того, насколько совершенным является законодательство об административной ответственности за нарушения в области земельно-имущественных отношений, настолько эффективно и качественно будет обеспечиваться охрана земель.

В связи с этим данный институт права во многом требует серьезных доработок, усовершенствований, изменений.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445;
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. N 256;
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // «Российская газета» от 30 октября 2001 г. N 211–212;

Основные термины (генерируются автоматически): земельный участок, РФ, административная ответственность, действующее законодательство, земельное законодательство, площадь участка, участок, документ, надлежащий вид, некапитальное строительство.

Другой комментарий к Ст. 74 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Конкретные меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены в КоАП. Административное наказание — установленная государством мера ответственности за административное правонарушение — применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как правонарушителем, так и другими лицами. Административным правонарушением, согласно ст. 2.1 КоАП, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законы субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, так же как привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП). Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП). Понятие должностного лица содержится в примечании к указанной статье.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в виде предупреждения или административного штрафа. Предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП). Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс. руб., для юридических лиц — 1 млн руб., или может выражаться в денежной величине, кратной: стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. Если виновно юридическое лицо, то учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено наказание. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ст. 4.1 КоАП).

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. За нарушение законодательства об охране окружающей среды указанный срок составляет один год.

Привлечение виновного к административной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности возместить причиненный ущерб.

Ряд земельных правонарушений гл. 7 КоАП признает в качестве административных правонарушений в области охраны собственности. Так, ст. 7.1 КоАП предусматривает административную ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Уничтожение межевых знаков границ земельных участков, неуведомление собственником, владельцем или пользователем земельного участка, здания или сооружения, на которых установлены государственные геодезические сети, стационарные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды ст. 7.2 КоАП рассматривает как административное правонарушение, которое влечет наложение штрафа.

В ст. 7.8 КоАП установлена ответственность за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранной зоны водного объекта, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Статья 7.9 КоАП предусматривает ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Самовольная переуступка права пользования землей, лесным участком или водным объектом, а равно самовольный обмен земельного участка, лесного участка или водного объекта являются согласно ст. 7.10 КоАП административными правонарушениями. Статья 7.16 КоАП устанавливает административную ответственность за незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.

Составы земельных правонарушений предусмотрены в гл. 8 КоАП, которой установлены административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Предусмотрена административная ответственность за порчу земель (ст. 8.6 КоАП). Речь идет о самовольном снятии или перемещении плодородного слоя почвы, его уничтожении, а равно порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7 КоАП); нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12 КоАП); нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24 КоАП); самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26 КоАП); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30 КоАП) рассматриваются как административное правонарушение.

Нарушениями земельного законодательства являются некоторые административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП) — проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9 КоАП).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *