Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как дуа может помочь умершему человеку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По законам шариата траур по усопшему с момента кончины соблюдается только 3 дня. В предании ислама сохранилось изречение пророка Мухаммеда, что женщине-мусульманке, которая верует в Пророка и в Последний день, также запрещено носить на себе траур более 3-х дней. Только вдове можно соблюдать траур по умершему мужу в течение 4-х месяцев и 10-ти дней.
Как проходят поминки: основные правила
По законам шариата предписывается, что нельзя делать после смерти мусульманина и как можно родным пережить трагедию.
Умерший поминается с соблюдением следующих канонов:
- В течение 3-х дней с момента хаимуль-ляззата (смерти мусульманина) пищу употреблять нельзя. В эти траурные дни принято молиться о душе почившего, ведь это облегчит ее посмертный путь. Свет в доме, где умер мусульманин, горит 3 или 40 дней.
- На поминки должны собраться все родственники. Если кто-то из близких отсутствует, то его имя покрывается позором. В редких случаях уважительной причиной считается тяжелая болезнь или дальняя дорога, из-за которых близкий человек не смог прибыть на поминки.
- Обязательно следует пригласить имама, который будет читать молитву (дуа).
- Кроме похорон, где Коран читает имам, в остальные дни это могут делать родственники покойного. Собираются в чьем-либо доме и зачитывают первый суру «Ясин» (Yasin). Она считается сердцем Корана и помогает пережить тяжелое горе.
- Для поминального обеда блюда готовят и подают ежедневно. Никаких излишеств и роскошных яств — это харам (грех).
- Запрещено во время поминок смеяться, громко разговаривать, шутить и спорить, пить алкоголь и вызывающе себя вести.
- Родственников, прибывших издалека, нужно разместить в доме, где не проводится тазия — принесение соболезнований после погребения (3 дня).
- Поминальную трапезу нельзя организовывать на заемные средства или на денежные средства умершего.
умершего из самых распространенных вопросов касается умершего за дуа мусульманина, можно ли читать дуа покойного за Всевышнему и какое, а также правда ли то, что Всевышнему мольбу Аллаху за умерших немусульман мы читать не Слушать
можем? и скачать дуа (приведенное слева на значимости):
По фотографии дуа, которое читают праведные умершего дети мусульманина, обладает такой же силой, чтение и как Корана за умершего, и не только если читать будет дуа или Коран близкий человек ему или его ребенок – любой который, человек будет читать дуа за умершего, своими может мольбами испросить для него Величина. прощение награды не зависит от того, дома ли дуа читают за умершего или его произносят в Сунной. мечети является посещение могил умерших чтение, и мусульман дуа за них.
Дела награду приносящие после смерти
Еще одно которое, благо совершит умерший, и которому это принесет благо пользу не меньше, чем если прочитано будет за него дуа, это те знания и которым, умения он обучил при своей жизни, и что то, все он дал людям и чем они пользоваться будут после его смерти. Об этом говорил также Пророк Мухаммад ?, что после как, того умирает человек и все его прекращаются дела, не прекращаются только действие его его, милостыни знаний, которые он передал людям и могут они ими пользоваться, и его праведные которые, дети станут молиться Всевышнему Аллаху за произносить и него дуа за умершего.
Скачать и слушать приведенное дуа слева на фотографии:
Мусульманин может своей перед смертью завещать свое наследство благие на истратить дела, и тогда после смерти получит мусульманин вознаграждение. Такими делами может строительство стать мечети, дорог и мостов, колодцев и всего – водопроводов того, в чем нуждаются люди. В переданном, хадисе Абу Хурайрой, перечислены те деяния, приносят которые после смерти пользу умершего, в ряду этом: праведный сын, которого оставил себя после на земле умерший и который читает него за дуа, это Коран, который он передал по своим наследству потомкам, это дом или который, мечеть он оставил людям после своей это, смерти река, которую умерший провел, входят сюда также колодцы, родники, которыми приносить будут людям пользу, а еще это которую, милостыня раздавал умерший, когда был полон и здоров сил.
За умершего мусульманина может дуа читать и просить не только человек, но и совершить для поступки его блага. Если умерший своей до мусульманин смерти принес обет, пообещав какое пожертвовать-то богатство, то если после его его смерти сын принесет такое жертвоприношение совершит или хадж, который обещал совершить отец его, это тоже пойдет на пользу Какие.
С точки зрения психологии:
По всей видимости, труднее всех в данной ситуации Вашему среднему брату. Именно на нём лежит вся тяжесть общего неблагополучного положения. С одной стороны – это непреходящее чувство вины за то, что именно по его неосторожности случилась трагедия, с другой стороны, это молчаливые упрёки в смерти матери от других братьев и сестёр.
Именно на это и стоит ориентироваться при выборе стратегии взаимодействия со всеми близкими родственниками. Оставлять ситуацию в таком виде, в каком находится она сейчас, недопустимо, поскольку каждый день такого прессинга очень сильно может истощить психику вашего брата, что на этой почве могут начаться серьёзные проблемы не только с психологическим, но и физическим здоровьем.
Не нужно ждать, пока наступит лето, и все соберутся, проблему нужно решать уже сейчас. То обстоятельство, что другие родственники упрекают брата в том, что он не чувствует своей вины, может быть следствием защитной реакции на происходящее самого брата. Ведь если посмотреть на всё его собственными глазами, то, что мы можем увидеть – это необходимость жить с чувством вины, постоянным терзанием самого себя за то, что недоглядел, не был внимательным и т.д. Это крайне тяжело, учитывая ещё и то, что всё время ощущаешь на себе упрёки других, пытаешься помогать им, чтобы хоть как-то заслужить уважение. Психика в таких случаях не выдерживает и начинает защищать саму себя, а защита эта может проявляться в формировании чёрствости, нелюдимости и замкнутости. Со стороны же это может восприниматься совсем иначе, его поведение могут истолковывать по-разному, в том числе и приписывать ему то, что он вовсе не сожалеет.
Вот Вы сами подумайте, может ли человек всё время быть грустным, всё время плакать и т.п. Не может. В этом случае такой человек просто «тронется умом» и начнёт путать реальность с воображаемым, а это уже прямой путь к самому настоящему сумасшествию.
Вы, как старшая сестра, поговорите с ним, обсудите то, что он может чувствовать. Не стоит бояться поднимать с ним этого вопроса. Вы сами можете избегать подобных разговоров из-за опасения причинить боль брату, нежелание напоминать ему о случившемся, как говорится, не давать зажить ране. Однако надо руководствоваться совсем другой установкой, а именно той, что если брат не говорит с Вами об этом, то это вовсе не означает, что он об этом не думает. Как раз таки, наоборот, видя, что Вы избегаете с ним обсуждения случившегося, он может предположить, что Вы тоже вините его в смерти матери, из чувства жалости не говорите ему этого и именно поэтому избегает.
Выведите его на разговор, дайте ему возможность полностью раскрыться, выговориться. Пусть он в самом деле почувствует Вашу поддержку, вживую ощутить, что его понимают, что хотят ему помочь. Если он немного разберётся в себе, то сможет быть более уверенным, и, как следствие, сможет нормально общаться с другими родственниками.
Также есть смысл отдельно с каждым из близких родственников поговорить о происходящем, выслушать их доводы, понять ход их мыслей. Самое главное, это выяснить, что именно они чувствуют к брату, что именно они не договаривают, но чувствуют. Так Вы сможете лучше понять их, что в свою очередь заметно поможет Вам в оказании помощи брату и налаживанию добрых отношений между родственниками. Исходите из постулата о том, что тот вопрос, обсуждения которого все избегают, является ключевым и обязательно требует обсуждения.
Что делать, когда мусульманин при смерти
Умирающего нужно положить на правый бок лицом в сторону Киблы. Кибла («ориентация») – это направление на священную Каабу, главную мусульманскую святыню, она находится во внутреннем дворе Запретной мечети (Масджид-аль-Харам) в Мекке. Допускается расположить умирающего ногами в сторону Мекки и приподнять ему голову.
Если по каким-то причинам не удается устроить человека в направлении Киблы (или невозможно его установить), положите его так, чтобы было удобно.
Последнее, что должен произнести правоверный перед смертью, это Шахада («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его»). Если умирающий не может говорить, то находящийся рядом единоверец шепчет молитву ему на ухо. После слов Шахады мусульманин не должен говорить больше ничего. У некоторых народов есть обычай дать человеку перед смертью глоток чистой воды (или немного гранатового сока).
Дуа за умершего мусульманина
За умершего мусульманина можно делать дуа и после его смерти. Если до своей смерти отец мусульманин намеревался выполнить ради Аллаха что-то, держать пост или совершить Хадж, то его сын мусульманин может совершить это за него, если отец не успел это сделать и умер. От Абдулла ибн ‘Аббас передается, что когда женщина из Джухейны пришла к Пророку ﷺ и рассказала о своей матери, которая намеревалась совершить хадж, но не успела этого сделать и умерла, мусульманка задала вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ, «Могу ли я за мою мать совершить хадж?». Пророк Мухаммад ﷺ ответил ей, что точно так же, как дочь платила бы за мать, будь у той долг, дочь может совершить за мать хадж, потому что ее обязательство перед Всевышним Аллахом – это долг перед Господом, и Всевышний Аллах заслуживает того, чтобы долг мусульманина выплатили ему. Этот случай приводится в хадисе, переданном Бухари.
Произвольность обращения за родителей определяет право использования молитвы на всех языках мира. Господь всемогущ, он внимает терзаниям души и знает все глубинные желания человека. Творцу доступны послания на любом языке, но ближе – арабский.
Транскрипция известных (перечисленных выше) молитв:
«Аллахум агфир ла вайти ватаквиту фи альийман»
Дуа для прощения грехов родителя.
«Я раби барак мин факад адраб иала альтарик алсахи вамана альийман алкави. Ишбае рувхи мин алкасл валсалам фи альислам»
Для исцеления матери от болезней.
«Субхана ватеалла мусидат альмумин алмути, валидайа, фи имали. Такдим алдаем валтавхи иала алтарик лилтагналуб иала аликабат вахам албаракат»
Для поддержки родителя в работе и любых начинаниях.
Произносите дуа из Корана с помощью транскрипции на русском языке. Приблизившись к первоисточнику, усилите просьбу аутентичностью.
Незнание арабского языка не оказывает влияния на результат обряда. Главное – откровенность с Аллахом во время обращения в молитве.
Дела, которые станут приносить пользу
Есть множество способов проявить почтение и заботу к родителям даже после их смерти. Мусульманин может молиться за них и просить Бога о прощении и милосердии для них; он может рассчитаться с их земными долгами, или долгами перед Богом, такими как пост или паломничество; он может также подать милостыню от их имени. Поддержание родственных уз тоже относится к уважению родителей. Ислам подробно объясняет, что может сделать человек для умершего. Как сообщил пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха):
«Когда человек умирает, прекращаются все его дела (и он перестает получать награду за них), кроме трех: непрерывной милостыни; знания, которыми пользуются люди; или праведных детей, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него» (Ат-Тирмизи)
Как-то сподвижники спросили пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Существует ли какое-либо благое деяние, которое я должен сделать для родителей после их смерти?» Посланник Аллаха ответил: «Четыре вещи: молись и проси прощения для них, исполняй то, что было ими обещано, оказывай уважение тем, с кем они дружили, и поддерживай родственные связи с теми, с кем ты связан только через них» (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа).
Итак, мы видим, что любовь и почтение должны быть оказаны родителям, даже когда они покинут этот мир. Пророк Мухаммад сообщил нам о человеке, достигшем очень высокого положения в Раю. Удивленный, он пожелал узнать, чем заслужил такого почета. Тогда ему сказали:
«Твой сын молился о твоем прощении» (Ибн Маджа).
Все мусульмане веруют в ахирет — загробную жизнь. Ранее отказ от этой мысли приравнивался к отступничеству. В исламе земная жизнь считается лишь подготовкой к ахирету, где верным воздается за плохие и хорошие поступки. Т.е. мусульманин должен вести праведную жизнь, чтобы попасть в милость к Аллаху.
Существование ахирета делает земную жизнь осмысленной. Не стоит бояться смерти, потому что она естественна. Согласно Корану, мир всегда обновляется, поэтому на смену одним людям должны приходить другие. А смерть великого человека имеет еще большее значение, он обретает вечную жизнь в Раю.
Однажды один умирающий попросил Аллаха вернуть его назад, чтобы он рассказал другим, как прекрасно встречают верных. Но Бог отказался, сказав, что смерть необратима.
ЧТО ЧУВСТВУЕТ ЧЕЛОВЕК В СВОЙ СМЕРТНЫЙ ЧАС?
Тем, кто веровал в Господа и вёл праведный образ жизни, открыты двери Рая. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что души праведных забираются также мягко и плавно, как вытекает вода из кувшина. Более того, шахиды (мученики, погибшие на пути Господа) не чувствуют агонии смерти и не знают того, что они умерли. Вместо этого они чувствуют, что переместились в Лучший мир, и наслаждаются Вечным счастьем.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал Джабиру (да будет Господь доволен им), сыну Абдуллаха ибн Амра, который был мученически убит в битве при Ухуде: «Знаешь ли ты, как Господь встретил твоего отца? Он встретил его так, что ни глаза не видели, ни уши не слышали, ни умы этого не постигли. Твой отец сказал:
И после этого был ниспослан следующий аят:
Человек умирает так, как он живёт. Тот, кто вёл праведную жизнь, умирает достойной смертью, тогда как смерть грешника бывает мучительной и ужасной. Пророк Мухаммад ﷺ, больше всех восхвалявший Господа Бога, советовал читать особые молитвы в свой предсмертный час. Известно, что ближайшие сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ такие как, например, Умар, Усман, Али, Хамза и Мусаб ибн Умайр (да будет Господь доволен ими) и другие, посвятившие себя служению Исламу, погибли смертью мучеников.
КАКИЕ ДАРЫ МЫ МОЖЕМ ПОСЫЛАТЬ ДУШЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ?
Души в промежуточном мире будут видеть и слышать нас, Господь позволяет им это. Согласно Своей воле, Господь может позволить некоторым людям увидеть во сне, а иногда и наяву умершие души, услышать их или побеседовать с ними. После смерти книга деяний человеческих закрывается, кроме как для того, что было совершено им при жизни и продолжает приносить пользу и после смерти: если человек оставил после себя хороших, праведных детей, книги и иное, из чего впоследствии люди могут получать пользу, если он воспитал людей, полезных обществу, внёс вклад в их воспитание, ему воздастся вновь и вновь. Если всё же человек стал причиной какого-то зла или совершил греховный поступок, которому начали подражать другие, то грехи его будут накапливаться до тех пор, пока это зло будет жить среди людей.
Таким образом, чтобы быть полезными тем, любимым нами людям, которые отошли в мир иной, мы должны быть их достойными наследниками. Помогая бедным, живя праведной жизнью, особенно используя средства из наследства, оставленного умершими на пропаганду Ислама, мы можем увеличить вознаграждение Аллаха.
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о смерти. Однако большинство людей предпочитает не углубляться в эту тему, и их даже не тревожит тот очевидный факт, что смерть неизбежна, и она может наступить внезапно, в любой момент.
Единственно верный ответ на этот вопрос дали Пророки — люди, посланные Богом, чтобы указать миру путь истины. И поэтому есть необходимость в разъяснении того что происходит после смерти в Исламе.
- Что такое смерть?
- Как душа покидает тело
- Смерть верующего
- Что происходит с верующим в могиле
- Смерть неверующего
- Что происходит с неверующим в могиле
- Что происходит, когда тело умершего разложилось
- Воскрешение и Суд
- Вечная жизнь после Судного Дня
- Жизнь на этом свете дается только раз
Сопровождение к могиле
Непосредственно процедура похорон включает в себя такое понятие, как сопровождение носилок до места, где будет захоронен умерший. Такое сопровождение для мужчин желательно. Мужчины обязаны присутствовать на похоронах ровно до того момента, пока не будет засыпана могила полностью. В качестве доказательства такого требования приводятся слова Пророка Аллаха, который, судя по хадису имама Бухари, сказал: «Тому, кто присутствовал на похоронах и совершил заупокойную молитву, – один кират; тому же, кто присутствовал до захоронения тела, – два кирата». И пояснил, что два кирата – это две огромные горы награды от Всевышнего.
Для женщин в данном случае является нежелательном присутствовать на похоронах и участвовать в похоронном процессе. И хадисы имама Ибн Маджа, имама Муслима и имама Бухари подтверждают это.
Носилки с усопшим следует нести аккуратно, но быстро, следя за тем, чтобы они сохраняли равновесие и покойный не выпал из них. Носилки следует накрыть покрывалом, желательно, чтобы они были закрытыми. Если хоронят женщину, то это требование должно быть соблюдено неукоснительно.
Во время несения носилок разговаривать, тем более громко или на повышенных тонах, не следует. Идти можно перед носилками, немного в стороне от них, а можно сопровождать носилки, находясь по бокам от них или сзади.
Если сосед или родственник мусульманин участвует в похоронной процессии, провожая в последний путь немусульманина, то в этом ничего нежелательного нет, согласно высказыванию некоторых ученых.
Кто совершает гусль над покойным мусульманином
Гусль или полное омовение усопшего мусульманина совершается в первую очередь. Обязательно мужчину мусульманина должен омывать мужчина, женщина должна омывать женщину. Исключение может быть сделано только для мужа и жены – в случае смерти они могут омывать друг друга.
В случаях, когда некому купать мусульманина-мужчину, кроме посторонних женщин, либо некому купать женщину, кроме посторонних мужчин, то купание совершать не нужно, а вместо него должно совершаться таяммум, то есть омовение пылью. За исключением таких случаев, омовение для каждого умершего мусульманина или мусульманки обязательно. Это правило не касается только шахидов, то есть тех мусульман, что погибли в сражениях за возвышение Слова Всевышнего Аллаха.
Как выражать соболезнование?
Когда умерли мои родители (да будет милостив к ним Всевышний Аллах), самой большой проблемой для меня оказались люди, которые не умеют как положено выражать соболезнование. В Исламе для всех ситуаций есть свои нормы и правила этикета, которые входят в служение Творцу, и нарушение которых карается.
Ислам запрещает языческие пережитки, и если женщина-плакальщица умрет, не раскаявшись в своем грехе, то в судный день она воскреснет в одеянии из жидкой смолы. Тот дом, в котором причитает плакальщица, покидают ангелы милости. Радания над покойным указывают на неверие этих женщин. Особенно ненавистны те, которые рыдают для того, чтобы вызвать слезы других.
Важно помнить, что смерть может застать и нас в любой миг нашей жизни, и то, что случилось, является напоминанием об этом.
Здесь же надо сказать и о том, что некоторые женщины считают себя мусульманками, но ничего не соблюдают, зато хотят посещать могилы своих близких. В прозрачных одеждах, полуобнаженные они приходят на кладбище, сидят возле могил и плачут. В этом нет утешения ни для них, ни для их покойных родственников. Женщинам дозволено посещать кладбище с условием, что они будут одеты, как положено по шариату женщинам-мусульманкам, то есть покрытыми полностью одеждой, кроме лица и кистей рук. А также желательно, чтобы они находились в состоянии ритуального омовения и имели цель не рыдать над могилой, а просто посетить покойного, прочитать молитвы, сделать ду’а и увидеть места, в которых и мы окажемся в определенный для нас час.
Самое главное, чтобы женщины не смешивались на кладбище с мужчинами. Само кладбище должно находиться в окрестностях города, если же ваш родственник похоронен в другом городе, то надо ехать вместе с вашим махрамом или мужем.