Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое малый и средний бизнес, определения и отличия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основные критерии, по которым можно отнести организацию к той или иной категории, устанавливается государственными структурами. Причем главными требованиями тут остаются численность сотрудников (работников), а также размеры получаемого валового дохода. Досконально ознакомиться с ними можно, изучив законодательство Российской Федерации, а именно закон за номером 209-ФЗ, статью 4, выпущенный 24 июля 2007 года, где и дана подробная информация по этому вопросу.
Что даёт статус субъекта малого бизнеса
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
Кроме вышеописанного дохода, в учет должно приниматься также количество трудоустроенных работников. Причем речь может идти только о тех, с кем заключены трудовые договоры. При это нет никакой необходимости в сведениях о том, присутствовали люди физически на своих рабочих местах: находится ли человек на больничном или в отпуске, он все равно должен считаться.
Категория |
Максимальная число сотрудников |
Комментарий |
Микропредприятие |
15 |
|
Малое |
16—100 |
|
Среднее |
101—250 |
|
251—1000 |
Для хозяйственных обществ, что соответствуют условиям Постановления за номером 1412, входящих в перечень Минопторга, а также работающих в области легкой промышленности. |
|
1500 |
Для организаций общепита, основным видом деятельности которых является класс 56. |
Особенности деятельности предприятия: подведем итоги
В отличие от других государств, в России малый бизнес имеет свои характерные особенности, которые необходимо учитывать заранее:
- Низкая легитимность. Огромное количество таковых до сих пор находиться в «тени» и используют «серые схемы» в своей работе.
- Незначительная доля венчурной специализации. Инновации занимают всего 6% от общего производства, остальное отходит к коммерции и торговле.
- Значительная неустойчивость, возникающая ввиду нехватки финансов и жесткой конкуренции.
- Небольшой индивидуальный капитал, который приводит к плохому финансированию бизнеса.
Таким образом, мы разобрались, что значит расшифровка терминов, имеющих отношение к объектам и субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), а также ознакомились со списком особенностей таковых. Развиваться им приходится в достаточно непростых условиях, поэтому государственный аппарат и предусмотрел вышеописанные льготы, чтобы сделать такое дело намного более конкурентоспособным и привлекательным для множества людей.
Поддержка МСП периодически вызывает нарекания со стороны бизнес-сообщества.
«Через крупнейшую площадку для поддержки малого и среднего бизнеса — корпорацию МСП — можно ждать одобрения (кредита для малого и среднего бизнеса. — Прим. «Секрета») до полугода. Для подачи заявки в большинство банков нужно собрать огромный пакет документов, и даже если менеджер говорит: «Вам предварительно одобрили кредит на такую-то сумму», — то ждать всё равно месяц-полтора», — рассказал «Секрету» гендиректор компании «ТД Зевс» Илья Ильинов.
По мнению Счётной палаты, институт развития «Корпорация МСП» почти не помогает малому и среднему бизнесу (хотя ради этого и создавался). При этом руководство ставит перед собой в качестве целей невысокие показатели, легко перевыполняет планы и выплачивает за это себе неадекватно высокие зарплаты.
Дополнительные требования к хозяйственным обществам и партнерствам
Для хозяйственных обществ/партнерств установлены дополнительные критерии отбора (ч. 1 п. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209). Решающими факторами, позволяющими отнести их к МСП, будут:
- участие в проекте «Сколково»;
- применение различных изобретений, достижений, ноу-хау, принадлежащих бюджетным/автономных научным или образовательным учреждениям;
- нахождение в списке организаций, поддерживающих развитие инноваций в соответствии с законом «О науке и государственно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ.
Если речь идет об ООО, то в их уставном капитале доля государственного или муниципального участия либо участия общественных, религиозных, благотворительных организаций или фондов не может быть более 25%, а доля иностранного участия субъектов, не являющихся МСП, — более 49%.
Для АО необходимо соответствие хотя бы одному из вышеперечисленных общих требований для хозяйственных обществ или двух специальных требований:
- отнесение выпускаемых ими акций к инновационному сектору экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
- принадлежность таким акционерам, как РФ или ее субъекты, муниципальные образования, общественные, религиозные или благотворительные фонды и организации, не более 25% акций, а иностранным лицам, не являющимся МСП, не более 49% акций.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее, СМСП) установлены льготы, как налогового, так и экономического характера.
Понятия СМСП, Малые предприятия, Средние предприятия, Микропредприятия определены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Так, п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ указывает:
Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область
- Санкт-Петербург и область
- Регионы
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
Законодательное регулирование
Регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса в России начались с Указов президента о разработке специального законопроекта, в котором были бы четко прописаны критерии малого и среднего бизнеса, по которым их можно было бы определить и отделить от крупного предпринимательства. Так, в 2007 году на свет появился ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства РФ». Впоследствии закон несколько раз редактировался с учетом экономических изменений в стране.
Другим законодательным актом, регулирующим деятельность малых и средних предприятий, является постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». В этом постановлении указывается один из трех основных критериев определения малого бизнеса, среднего и микропредприятий. Для микропредприятий максимальная планка дохода составляет 120 млн рублей дохода в год. Если оно зарабатывает больше, то его причисляют к малым.
Раньше, до принятия этого закона, фирмы, занятые таким видом деятельности, не имели каких-либо особенных условий и должны были вести налоговый и бухгалтерский учет наравне с крупными предприятиями. Для их регистрации также приходилось собирать внушительный пакет документов. Сегодня, благодаря принятому закону и постановлению, открыть бизнес стало проще. Снизились административные издержки, появилась возможность зарегистрироваться в качестве предпринимателя онлайн на сайте госуслуг.
В системах управления малыми организациями все элементы должны соответствовать современным требованиям эффективности, гибкости и простоты. Они должны выполнять задачу по обеспечению выживания этого бизнеса в среде с высокой конкуренцией.
Организационная структура должна предусматривать системы механизмов, связанных между собой и ведущих к обозначенной цели. Этому способствует эффективное использование ресурсов.
При создании предприятия малого бизнеса, учредителям необходимо понимать его структуру и схематичное распределение полномочий между руководящим составом. Чем эта структура более понятна, тем более эффективным будет функционирование отдельных звеньев и элементов.
На стадии разработки организационной структуры, полезно будет продумать следующие основополагающие факторы:
- Ключевые подразделения компании;
- Их взаимодействие между собой;
- Количественные и качественный состав каждого звена;
- Уровни подчинения элементов между собой.
Когда инвесторы изучают эти вопросы, целесообразным будет графическое представление данных, подвергаемых анализу – различные схемы, таблицы. Организовать малый бизнес будет настолько проще и эффективнее, насколько более логичны для производственного процесса окажутся связи между отдельными блоками, звеньями, элементами.
Для достижения подобного эффекта, от представителей руководства может потребоваться уникальный взгляд и оригинальность мышления. И желательно все это обосновывать наглядными современными примерами.
- Аганина Р.Н. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: Учебник для магистров / Р.Н. Аганина, В.К., Андреев Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2017. 885 с.
- Албегов Р.З. Гражданско-правовые проблемы осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Р.З. Албегов. М., 2013. 28 с.
- Андреев В.К. Корпоративное право современной России: Монография / В.К. Андреев, В.А. Лаптев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 338 с.
- Андреев В.К. Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства как институт развития / В.К. Андреев // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 2. С. 119 — 128.
- Кирилина В. Понятие субъекта малого и среднего предпринимательства в российском законодательстве / В. Кирилина // Хозяйство и право. 2008. N 8. С. 76 — 82.
- Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики / В.В. Лаптев. М.: Инфотропик Медиа, 2010. 88 с.
- Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства: Автореф. дис. … канд. экон. наук / Е.Ф. Леонов. СПб., 2017. 25 с.
- Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2017. 992 с.
- Тихонова Е.А. Интеграционные отношения малого и среднего предпринимательства в условиях развития инновационной экономики: Автореф. … дис. канд. экон. наук / Е.А. Тихонова. Н. Новгород, 2008. 24 с.
- Хорьков Ю.А. Правовое положение субъектов малого предпринимательства: частноправовой аспект: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Ю.А. Хорьков. Казань, 2006. 23 с.
Особенности бухгалтерского учета микропредприятий
Руководство микропредприятия имеет массу законных возможностей для оптимизации учета. Его особенности зависят от избранной формы бухгалтерского учета.
Существует несколько видов упрощенного бухучета для малого бизнеса.
[А]. При полной форме организация использует множество регистров и счетов для ведения учета. Ведется учет обязательств и активов по рекомендованным формам.
Такой вид учета имеет смысл применять, если организация совершает множество разнообразных операций.
Для определения базы по налогам целесообразно использовать метод начисления.
[Б]. Сокращенная форма. Если операции фирмы имеют однообразный характер, то нет необходимости пользоваться большим количеством счетов, и некоторые однородные счета можно объединить в один.
Например, можно учитывать на двадцатом счете расходы не только по основному, но и по вспомогательному производствам и общехозяйственные расходы и так далее.
Все операции учитываются в одном журнале в хронологическом порядке двойной записью.
В качестве этого журнала рекомендуется применять книгу учета фактов хозяйственной жизни К-1МП.
Также будет полезно использовать ведомость по расчетам по заработной плате (8МП).
Для расчета налоговой базы лучше использовать кассовый метод.
[В]. Простая форма. Не применяется двойная запись.
Операции заносятся в хронологическом порядке в единый журнал – «К-2МП» или «КУДиР» (книгу учета доходов и расходов), если это ИП или предприятие на «упрощенке».
Выбранный метод учета закрепляется в учетной политике, как и формы соответствующих регистров с обязательными реквизитами (наименование, название организации, даты, ответственные за ведение лица и т.п.).
В положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ) и других нормативных актах предусмотрен ряд послаблений для малого бизнеса. Так, микропредприятие вправе:
- признавать доходы и расходы по фактическому поступлению или списанию денежных средств (кассовый метод);
- нивелировать разницу между налоговым и бухгалтерским учетами при исчислении налога на прибыль и не формировать отложенные налоговые активы и обязательства;
- не использовать оценочные обязательства (не создавать резервы);
- не исправлять ошибки ретроспективно; можно сделать это в том месяце, когда они были обнаружены; возникшие при этом прибыль или убыток отражаются на 91 счете;
- учитывать все расходы по займам в составе прочих расходов (счет 91);
- делать амортизационные отчисления раз в год (для остальных предприятий раз в месяц);
- не устанавливать кассовый лимит.
В качестве отчетности достаточно сдать баланс и отчет о финансовых результатах.
Практические примеры деятельности
Пример №1. В фирме работает 202 сотрудника, доход за год (без НДС) составляет 1900 млн. руб.. Такая фирма является средним предприятием. Об этом свидетельствуют оба критерия.
Пример №2. Предприятие имеет такие показатели выручки от реализации и средней численности персонала за последние три года:
Показатели | 2013 | 2014 | 2015 |
Доход от реализации, млн. руб. | 1350 | 900,0 | 750,0 |
Среднесписочная численность, чел. | 190 | 102 | 95 |
По показателям 2013-2014 годов фирма отвечает критериям предприятия среднего. В 2015 году условия нарушены. Но фирму можно перевести в категорию предприятия малого когда три года подряд численность и выручка не будут соответствовать критериям среднего бизнеса, то есть с 2021 г.. В 2016-2017 годах она не утрачивает этот статус.
Преимущества крупного бизнеса
- Масштабы производства в крупном бизнесе внушительны. Фирмам-гигантам удается удерживать этот показатель на высоком уровне за счет снижения издержек на единицу продукции. Для этого устаревшее оборудование незамедлительно меняют или перераспределяют ресурсы производства, что позволяет получать больше прибыли.
- Выгодность капиталовложений.
- Крупный бизнес обладает высокой конкурентоспособностью и мобильностью.
- Предприятия крупного бизнеса имеют представительства и филиалы в разных городах, штат сотрудников фирмы-гиганта исчисляется тысячами, что повышает престиж компании.
- Благодаря стабильно высокому доходу владельцы этой формы бизнеса могут себе позволить рекламировать свою продукцию на популярных телеканалах.
- Крупный бизнес способен оказывать существенное влияние на экономическое состояние не только одного региона, но и всей страны в целом благодаря своей высокой эффективности.
- В России крупные предприятия являются основными налогоплательщиками, и именно они обеспечивают стабильность экономической системы.
- Именно через крупный бизнес осуществляется внедрение новых технологий производства.
Государственная поддержка малого бизнеса
Малый и средний бизнес в России нуждается в поддержке на государственном уровне. Для этого были созданы специальные госпрограммы. Для малых предприятий разработана специальная система налогообложения УСН. С ее помощью предприниматель может выплачивать 6% от доходов или 15% от прибыли. Такая система намного выгодней ОСНО.
Государственная помощь малому и среднему бизнесу способствует сокращению убыточных предприятий, только за последние полгода показатель их уменьшился в 2,5 раза.
Для малых предприятий существуют специальные предложения по предоставлению кредитных денег. Ведь без дополнительных вливаний очень трудно развивать и расширять свое дело. Опытные предприниматели в кредитовании видят возможность расширения ассортимента или улучшении качества предоставляемых услуг. Ведь порой взять кредит намного проще, чем искать инвесторов, которые будут согласны вкладывать денежные средства в развитие малого бизнеса.
В банках разработано множество программ, с помощью которых предприниматель может без проблем взять кредит и по удобной ему схеме возвращать деньги. При этом, получить деньги можно не только на развитие уже действующей фирмы, но и на открытие нового бизнеса.
Для тех, кто только открывает свой бизнес, созданы специальные консультационные центры, которые находятся в центрах занятости, там же можно обучиться на курсах для малого бизнеса с видео уроками, а еще возместить потраченные средства на государственную регистрацию юридического лица. Подав на рассмотрение в центр занятости свой бизнес-план, при его утверждении вы получите субсидии на развитие бизнеса.