Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Величина административного штрафа за нарушение требований пожарной безопасности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комплекс мер по обеспечению пожарной безопасности позволяет минимизировать риск возникновения пожара в помещении или на открытой местности. Нарушение этих правил чаще всего провоцирует возгорание и/или задымление, в результате которого люди травмируются, получают ожоги или даже гибнут. Также страдает имущество, а если говорить глобально, то и вся экосистема.
Если дела рассматриваются в рамках административного права, то размер штрафа зависит от степени последствий правонарушения. Если нарушение правил ПБ не повлекло за собой порчу имущества, не нанесло вред здоровью или не привело к смерти людей, то размер штрафа определяют по установленному ст. 20.4 КоАП РФ нормативу.
Категория лиц |
Нормальные условия
(тыс. руб.) |
Особый противопожарный режим
(тыс. руб.) |
Граждане | 2-3 | 2-4 |
Должностные лица | 6-15 | 15-30 |
Предприниматели без образования юридического лица | 20-30 | 30-40 |
Юридические лица | 150-200 | 200-400 |
Если нарушения повлекли за собой порчу имущества, нанесли вред здоровью людей или привели к гибели человека, то налагаются увеличенные штрафы.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [1], принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [1] (далее — № 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее — граждане).
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Пожар, под которым понимается неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства [1], является одним из источников опасности. Она (опасность пожара) известна человечеству на протяжении всего периода его существования, однако не только не устранена (исключена), но в современном мире характеризуется повышенным уровнем в силу ряда причин, к числу которых относятся интенсификация хозяйственной деятельности человека, производственная и бытовая энергонасыщенность, научно-технический прогресс, быстрое устаревание технологий, социально-экономические факторы и др.
Удовлетворение потребности в самосохранении, в защите от пожарной опасности реализуется путем осуществления комплекса различных мер, адекватных угрозе, которые составляют систему обеспечения пожарной безопасности.
В Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности (СОПБ), которая представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ (ст. 3 [1]).
Существуют различные определения термина «Система» (от греч. sýstēma – целое, составленное из частей; соединение; сочетание), согласно одному из них — это «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство». В СОПБ такими элементами являются:
— органы государственной власти,
— органы местного самоуправления,
— организации,
— граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и самостоятельные в пределах своих полномочий не входящие в систему органов государственной власти органы местного самоуправления это те институты, через которые многонациональный народ Российской Федерации осуществляет свою власть (ст. 3 [2]).
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 [2]).
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
— Президент Российской Федерации,
— Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
— Правительство Российской Федерации,
— суды Российской Федерации.
Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Полномочия (права) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации.
Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, — постановлением Правительства Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. ст. 131, 132 [2]).
Организация в рассматриваемом контексте — это, как правило, группа людей, работающих совместно (осуществляющих деятельность), во главе с руководителем и выполняющих определенные планы. К сожалению, не существует четких определения и классификации организаций, они могут быть государственными, частными, общественными, коммерческими и некоммерческими, производственными, военными, культурными, страховыми и т.п.
Чаще всего речь может идти о юридических лицах. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс или смету (ст. 48 [3]).
Последними в перечне элементов СОПБ названы граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К таковым, несомненно, относятся:
— руководители и должностные лица органов государственной власти,
— руководители и должностные лица органов местного самоуправления,
— руководители и должностные лица организаций,
— граждане, осуществляющие деятельность без образования юридического лица,
— сотрудники (работники) пожарной охраны,
— работники организаций, осуществляющих производство пожарно-технической продукции, продукции общего назначения, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в области пожарной безопасности,
— работники организаций, осуществляющих работы (оказывающих услуги) в области пожарной безопасности,
— сотрудники (работники) научно-исследовательских и образовательных учреждений пожарно-технического профиля и т.д.
Как отмечалось выше, одной из основных обязанностей граждан, должностных лиц (руководителей организаций) и организаций является соблюдений требований пожарной безопасности.
Напомним, что требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом [1].
К числу документов, устанавливающих требования пожарной безопасности относятся технические регламенты, своды правил и другие документы стандартизации, а также Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».
Основополагающими в этой группе являются:
— Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — №184-ФЗ),
— Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — №123-ФЗ),
— Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ст.2 №184-ФЗ).
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг (ст.2 №184-ФЗ).
К основным документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
национальные стандарты;
стандарты организаций;
своды правил;
международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов (ч. 4 ст.16.1 №184-ФЗ). Ниже представлены нормативные правовые акты, устанавливающие перечни документов стандартизации, действующих в развитие Технических регламентов:
— Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 года № 304-р «Об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия»;
-Приказ Росстандарта от 16.04.2014 года № 474 «Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
— Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
— Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Основополагающие требования пожарной безопасности установлены №123-ФЗ, в соответствии с которым:
Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (ч. 1 ст. 5 №123-ФЗ).
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (ч. 2 ст. 5 №123-ФЗ).
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ч. 3 ст. 5 №123-ФЗ).
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий (ст. 6 №123-ФЗ):
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется. (но может быть произведен).
В случае, если положениями №123-ФЗ (за исключением положений статьи 64 (декларация ПБ), части 1 статьи 82 (электрооборудование), части 7 статьи 83 (СПС), частей 1.1 и 1.2 статьи 97 (Пожарные депо производственных объектов) №123-ФЗ устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений №123-ФЗ а, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений №123-ФЗ, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования №123-ФЗ применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (ст. 4 №123-ФЗ).
Могут быть назначены должностным лицам и/или руководству предприятия после проведения соответствующего расследования и рассмотрения материалов дела в суде.
При расследовании учитываются такие факты, как умышленное либо случайное причинение вреда, число пострадавших и степень тяжести причиненного ущерба здоровью.
Основной документ, который регламентирует виды наказаний — УК РФ №63-ФЗ от 13.06.1996 (в редакции от 07.04.2020).
Сотрудник, ответственный за ПБ, в случае невыполнения своих прямых обязанностей виновный в причинении серьезного ущерба здоровью людей, наказывается штрафом:
- до 80 000 руб.;
- в сумме, равной его полугодовому доходу.
Другие варианты:
- ограничение (лишение) свободы или принудительные работы до 3 лет;
- запрет на ведение профессиональной деятельности до 3 лет;
- запрет на работу в определенных должностях на этот же срок.
Ненадёжный эвакуационный выход
Требование: из помещения должен быть эвакуационный выход, который открывается без ключа в направлении от себя. Ширина выхода зависит от вместимости. На пути не должно быть порогов. Путь эвакуации полностью свободен от мебели, хлама и любых других преград.
Где про это читать: пункты 33, 35, 36 Правил противопожарного режима. Если вы собственник всего здания, где ведёте бизнес, спрос будет за всю планировку по СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.
Что находят инспекторы МЧС: путь эвакуации людей проверяют тщательно. За нарушения примут:
— засовы и замки на дверях,
— мебель, торговые стойки, товары в коробках и воздуховоды на пути,
— перепады высот без пандуса и пороги,
— двери, которые открываются вовнутрь,
— вращающиеся двери и турникеты.
Как избежать наказания?
Для того, чтобы не быть наказанным за недочеты инспекцией ГПН не надо ожидать ее посещения, а проверить состояние ПБ и самому своевременно устранить недоработки на объекте.
Для уклонения от финансового взыскания при проверке, рекомендуется осуществить следующие меры:
- Провести дополнительный инструктаж с работающим персоналом по правилам ПБ.
- Рассчитать возможный риск загорания на предприятии.
- Загодя подготовить материалы, касающиеся ПБ.
- Каждый месяц проводить техническое обслуживание системы пожаротушения.
- Самостоятельно выявлять недостатки в ПБ на предприятии и устранять их до прибытия работника ГПН.
Если же постановление о взыскании инспектором выписано, провинившийся вправе обжаловать решение путем отсылки искового заявления в суд либо отправить жалобу вышестоящему органу.
В отправленной жалобе требуется отобразить:
- Наименование государственного учреждения, куда отсылается жалоба, с отображением Ф.И.О. руководителя.
- Ф.И.О. подателя жалобы.
- В содержательном разделе изложить кратко и грамотно суть жалобы.
- В приложении перечислить список документов, прикрепленных к запросу в качестве аргументов, доказывающих правоту подателя запроса.
- Дату составления жалобы.
- Подпись подателя жалобы.
- Контактные данные для связи с истцом (телефон, почтовый адрес или электронная почта).
Таблица штрафов за нарушение правил пожарной безопасности
В 2011 году Президентом Российской Федерации был ратифицирован федеральный закон, который изменил административную ответственность в данной сфере и увеличил штрафы за нарушение пожарной безопасности. Со слов пресс-службы Кремля, главная задача документа – усиление ответственности через увеличение штрафов за нарушение пожарной безопасности и иных административных мер воздействия.
Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории. Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления несоблюденных мер безопасности. Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор.
Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.
О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.
Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.
Ответственность руководителя организации за нарушение требований пожарной безопасности
Руководителям объектов, предпринимателям и гражданам при решении вопросов обеспечения пожарной безопасности Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности) подведомственных объектов необходимо учитывать, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности предусматривает разграничение ответственности за нарушение требований пожарной безопасности Нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности) как по видам ответственности, так и по субъектам нарушений.
Что не является нарушением правил пожарной безопасности?
Человеку свойственно, пока «петух жареный не клюнет» или «гром не грянет», не задумываться о пожарной безопасности.
Практика показывает, что большинство из нас думают, что за него кто-то где-то уже позаботился, все предусмотрел для защиты его от пожара. А беспощадная огненная стихия приходит нежданно.
Об этом надо помнить и в пределах своей компетенции (дома, на рабочем месте, в общественных местах) всегда оценивать возможный риск пожара и прилагать максимальные усилия по его предотвращению.
Чтобы не плакать потом перед экраном телевизора, в лучшем случае, от осознания своего бессилия перед огнем.
Таким образом, чтобы в полной мере применять меры по противопожарной защите, каждый здравомыслящий человек должен изучить основные нормы и правила пожарной безопасности.
Следует знать, что на законодательном уровне пожарная безопасность рассматривается в нескольких аспектах:
- ТПБ к зданиям и сооружениям;
- ТПБ к транспорту;
- ТПБ к хозяйственной деятельности и промышленности;
- ТПБ к образовательным и культурным учреждениям;
- ТПБ в лесах.
- ТПБ к иным объектам.
В каждой отрасли, на каждом объекте есть свои специфические пожароопасные моменты.
ПБ на объекте является важной составляющей безопасности людей и имущества. Поэтому все страны мира принимают законы, с описанием четких требований по обеспечению ПБ, предупреждающих очаги загораний.
Контроль над выполнением положений ПБ на объектах территории РФ возложен на:
- Государственный пожарный надзор (ГПН) МЧС РФ.
- Региональный центр МЧС.
- Управление МЧС по субъекту.
Последние разрабатывают план для ежегодной проверки ГПН объектов.
Обычно, инспекторами ГПН проверяется:
- Наличие требуемых документов по ПБ (приказы, инструкции, журналы и акты).
- Обязанности, возлагаемые на начальников учреждений и на ответственных лиц за ОТ и ПБ.
- Наличие допусков и разрешительных документов по ПБ на объекте.
Положение о ПБ в учреждении регламентируется рядом документов, одним из которых является Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 года. Руководству учреждений и ответственным лицам за ПБ требуется знать основные требования документа. Приказ определяет способы обучения в данной области с отображением квалификации работников, обязанных обучаться. Обучение может осуществляться очно, в специализированных центрах, имеющих лицензию, а также на предприятиях.
Обучаться непосредственно в учреждениях могут следующие категории работников:
- Руководители структурных отделов учреждений, руководители и гл. специалисты структурных отделов производств, относящихся к взрывопожароопасным участкам.
- Лица, отвечающие за ПБ в структурных отделах.
- Педагоги дошкольных образовательных заведений.
- Охранники предприятий.
- Лица, которые включены в добровольную пожарную дружину (ДПД).
- Работники, выполняющие работы на взрывопожароопасных участках.
Организация учебного процесса по утвержденному плану возлагается на руководителя компании, либо на лицо, ответственное за ПБ, согласно приказу руководителя.
Кто несет ответственность за пожарную безопасность в целом на предприятии
Требования существующего на данный момент законодательства четко определяют, что ответственность за пожарную безопасность на предприятии несет, прежде всего, его непосредственный руководитель, а также специально назначенный сотрудник, ответственный конкретно за данное направление работы. К нему предъявляются следующие обязательные требования:
- стаж работы в организации не менее 3-х лет;
- принадлежность к руководящему составу хозяйствующего субъекта;
- утверждение приказом по предприятию, подписанным руководителем.
Еще одним дополнительным, но при этом обязательным условием назначения ответственным является прохождение соответствующего обучения. Его курс обычно составляет не менее 72 часов и включает не только изучение основных требований по рассматриваемой теме, но и правил оказания необходимой медицинской первой помощи, основ охраны труда и организации безопасного производства и т.д.
К числу обязанностей ответственного за противопожарную безопасность на предприятии относятся следующие вопросы:
- проведение предусмотренного законодательством обязательного инструктажа;
- контроль над соблюдением руководством и рядовыми сотрудниками правил и требований, предписанных законодательством о пожарной безопасности;
- проверка наличия и правомерности необходимых удостоверений, которые должны быть у всех ИТР, а также у некоторых представителей рабочих профессий;
- организация обучения и проведение аттестаций по рассматриваемой тематике;
- проведение учений и тренировок;
- разработка всей необходимой документации, включая инструкции и планы эвакуаций;
- контроль над состоянием средств и систем сигнализации и пожаротушения.
Дополнительные ситуации
Для должностных лиц государственных органов, занимающихся обеспечением пожарного контроля (надзора) над нарушением требований пожарной безопасности, предусмотрена ответственность административного типа в таких случаях:
- Неисполнение в определенный срок предписания законного характера (представления, постановления, решения) должностного лица (органа), которое занимается реализацией контроля (надзора) со стороны государства в сфере организации пожарной безопасности, по поводу устранения нарушений законодательства.
- Нарушение правил технических регламентов, а также требований государственных нормативов и стандартов, которые обязательны при поставке (реализации), эксплуатации (применении), хранении, утилизации или транспортировании продукции. Сюда же относится и уклонение от представления продукта, документации или информации, необходимой для осуществления надзора или контроля со стороны государства.
Нарушения требований пожарной безопасности
К нарушениям требований пожарной безопасности режимного характера относятся нарушения, связанные с непосредственной деятельностью организации, для устранения которых не требуется изменения конструктивных особенностей зданий (сооружений), а также значительных материальных затрат. Другими словами, это нарушения организационного характера.
Например, в данную группу входят такие нарушения, как:
- загромождение путей эвакуации;
- допуск к работе лиц, не прошедших обучение мерам пожарной безопасности;
- отсутствие инструкций о мерах пожарной безопасности;
- ненадлежащий учет состояния и наличия огнетушителей и других первичных средств пожаротушения на объекте защиты и т. п.
К нарушениям нережимного характера, в свою очередь, относятся нарушения, связанные с необходимостью внесения изменений в конструктивные особенности зданий (сооружений) и значительными материальными затратами, требующимися для их устранения.
Основными из них в сфере пожарной безопасности являются умысел и неосторожность.
Такие административные правонарушения практически все совершаются с косвенным злоумышлением или из-за халатного отношения к обязанностям.
Например, ответственное за безопасность лицо осознает общественную угрозу своих бездействий касательно подготовки эвакуационных выходов, предвидит вероятность наступления негативных последствий, (при этом не желает возможного возгорания), но относится к ним безразлично. Такой подход является косвенным умыслом. Или же человек видит возможность наступления опасных последствий этих бездействий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).
В сфере уголовной ответственности наряду с неосторожностью распространена и такая форма вины как прямой умысел. К примеру, обычный поджог, который может привести к уничтожению всего имущества или даже смерти людей.