Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог для Москвы и Московской области». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
До начала 2023 года транспортный налог считали по-старому
Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.
1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);
2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;
3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.
Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.
Особенности транспортного налога для пенсионеров Москвы
Транспортный налог относится к числу региональных, поэтому основные нюансы его сбора устанавливаются местными властными органами. Постановлением московского правительства, некоторым категориям москвичей. Однако, в их число не входят лица пенсионного возраста. Пенсионерам, проживающим в столице и Подмосковье, придётся оплачивать налоговый сбор в полной мере, как и прочим собственникам транспортных средств.
Исключение – ситуация, когда пенсионер является инвалидом I или II групп, многодетным родителем, ветераном ВОВ, героем РФ или СССР, полным кавалером ордена «Слава». В этих ситуациях транспортный налог для пенсионеров в Москве будет снижен или полностью отменён.
Как рассчитывается сумма налога
Размер платежа зависит от трех основных показателей:
- мощности транспортного средства в л. с.;
- года выпуска автомобиля;
- региона, в котором зарегистрировано ТС.
Налоговый Кодекс устанавливает базовую ставку на каждую единицу мощности, в зависимости от общего показателя для автомобиля. Чем мощнее средство передвижения, тем выше ставка.
Мощность электрокара в л. с. | Базовая ставка в НК РФ за 1 л.с. |
до 100 | 2,5 |
100–150 | 3,5 |
150–200 | 5 |
200–250 | 7,5 |
более 250 | 15 |
В НК РФ (статье 357) сказано, что транспортный налог распространяется на все автомобили, относящиеся к объектам налогообложения. Если исходить из того же НК РФ (статьи 358), в эту категорию входит следующий транспорт — автобусы, легковые авто, квадроциклы, мотоциклы и так далее. Начисление транспортного налога происходит после регистрации транспортного средства в органах автоинспекции.
Что касается особенностей электрического транспорта, еще 10-15 лет назад такие машины казались нечто недостижимым, автомобилями будущего. Но с развитием технологий и повышением объемов производства все больше электрокаров появляется на улицах крупных городов. Особенность транспорта — способность работать от электрического двигателя, который питается от специальной батареи. Классический ДВС здесь отсутствует.
Первый электрические авто появились в Москве еще в 2007 году, когда действующий в то время мэр поручил закупить два автобуса и восемь грузовых машин для осуществления грузовых и пассажирских перевозок. Со временем легковые электромобили появились у обычных граждан, и стало понятно, что такая тенденция сохранится и в будущем. Главными производителями техники выступают компании Ниссан, Рено, Тесла и Митсубиси.
Со временем стартовал выпуск электрокара отечественного производства под названием Лада Эллада. Несмотря на более низкую цену, люди отдают предпочтение зарубежной продукции. Недавно Минэнергетики РФ заявило, что концу 2020 года в РФ будет эксплуатироваться больше 200 тысяч авто с электрическим мотором. Сегодня такие цифры, по меньшей мере, вызывают сомнение.
От чего зависит размер налога
Электрокары становятся всё популярнее. В начале 2021 года в России на учёте в ГИБДД стояло около 2 тыс. таких экономных автомобилей. По этой причине вопрос размера транспортного налога (ТН) на Теслу очень важен.
Знаете ли вы? Генеральным директором автомобильной компании Tesla является миллиардер Илон Маск, но идея создания транспортного средства с экономным расходом зародилась у Мартина Эберхарда. Со стартапом Эберхард обратился к Маску, который и вложился в проект. Сооснователи компании Tesla — Джеффри Брайан Штробель и Иэн Райт.
Поскольку электромобиль Тесла не определяется как отдельная категория транспортных средств, налог является стандартным. О ставке ТН говорится в статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Тесла относится и к грузовым, и к легковым авто, в зависимости от мощности двигателя. В связи с этим налоговая база начисляется несколькими методами. Существуют некоторые показатели, влияющие на размер налога.
При пересечении границы на экологическом транспорте, для всех физических и юридических лиц предусматривается единый алгоритм, который состоит из четырех простых этапов:
- Внесение залога (данный сбор взымается в качестве некой гарантии того, что гражданин пройдет все последующие процедуры, и вносить его нужно не на самой границе, а по безналичному расчету, еще за несколько дней до ввоза авто в РФ);
- Проезд контрольно-пропускного пункта (при появлении на пограничном посту, сотрудники таможенной службы проводят тщательный досмотр ТС и сопутствующие документы);
- Регистрация автомобиля (на этом этапе владелец электрокара предоставляет все необходимые бумаги и справки для подсчета общей стоимости налога и внесения его транспортного средства в базу ГИБДД. На данную процедуру ему дается не более 2 недель. Если же за это время он не успевает оплатить все пошлины, этапы растаможки придется проходить по новой. Поэтому рассчитывать точную сумму к оплате и собирать пакет документов нужно еще до того, как купить авто);
- Получение ПТС российского образца (при постановке машины на учет, Госавтоинспекция выдает водителю новую корочку, которая также свидетельствует о наличии его ТС в базе ГИБДД. Это финальная процедура, не требующая никаких финансовых затрат).
Исходя из этого следует вывод, что ввоз электромобиля в Россию (2021 год) происходит по тем же правилам, что и для обычных, бензиновых или дизельных агрегатов. Единственная привилегия, предусмотренная для владельцев экологического транспорта – это пониженная ставка по таможенному сбору.
Льготы для владельцев электрокаров
Федеральное законодательство не предусматривает преференций по транспортному налогу для электрокаров. Однако региональные власти вправе по своему усмотрению устанавливать послабления.
Льготы по транспортному налогу могут быть актуальными как для граждан, так и для юрлиц. Как правило, льготы носят социальный характер и рассчитаны на нетрудоспособных людей, пенсионеров, многодетных семей и прочих категорий граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке. В зависимости от норм регионального законодательства послабления выражаются в:
- Полной отмене внесения платежа.
- Оплате по сниженному тарифу.
В 2021 г. ряд субъектов страны отменил транспортный налог на электротранспорт. Налог не взимается:
- в Москве и МО;
- Калужской области;
- Липецкой области;
- Республике Кабардино-Балкарии;
- Амурской области;
- Курской области;
- Иркутской области.
Транспортный налог на электромобили в Санкт-Петербурге, Тюменской области также не действует.
Помимо отмены взимания транспортного налога на электромобиль в Москве для владельцев действуют следующие льготы:
- Платить за парковку не нужно. Даже если стоянка предполагается на территории платной парковки.
- Зарядить аккумулятор можно бесплатно от сети зарядных устройств МОЭСК.
- Снижена таможенная пошлина на ввоз.
Почему в России не хотят пользоваться электромобилями
Несмотря на экологичность электромобиля при его использовании и экономическую эффективность, среди россиян он не пользуется большим спросом. Низкий уровень потребительского спроса на электротранспорт обусловлен следующими причинами:
- По стоимости приобретения электрокар — довольно дорогое ТС по сравнению с автомобилем на ДВС. В России не действуют льготные программы для приобретения электрокаров (в Германии предусмотрена субсидия на такую покупку).
- Условия российского климата не совсем подходящие для передвижения на электротранспорте.
- Нет развитой инфраструктуры (заправок для зарядки аккумуляторов).
- Автомобили на ДВС пока опережают в плане запаса хода. В этом направлении производители ведут постоянные работы.
Помимо перечисленных обстоятельств, россияне не спешат пересаживаться на электрические ТС из-за значительных пошлин, которые необходимо оплатить при ввозе таких авто на территорию РФ.
Электромобиль от Московского политеха
Ректор Московского политехнического университета Владимир Миклушевский пообещал, что в 2023 году вуз доработает электромобиль на платформе L7.
Ректор напомним, что в конце декабря 2022 года Московский политех прошел конкурсный отбор на распределение специальной части гранта программы «Приоритет 2030» по треку «Отраслевое и (или) территориальное лидерство». Для участия в программе университет представил стратегический проект под названием «Доступный электромобиль».
Основная цель — создать автомобиль, который запустят в серийное производство. Невозможно создать что-то серьезное с выходом в серию без производителя. У партнеров есть конструкторские и технологические ограничения – их нужно учитывать, когда вы создаете соответствующие автомобили. Иначе с вероятностью в 95% разработка в серию не пойдет, либо будет подлежать серьезным изменениям. Кроме этого, студенты должны учиться на настоящих заказах, чтобы выйти из стен вуза готовыми специалистами, — сказал ректор.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
Отмена повышенного транспортного налога для автомобилей от 3 до 10 миллионов рублей
Итак, изменения внесены в статью 362 части второй Налогового кодекса РФ:
Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
…
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Основные особенности обновленной статьи:
1. Автомобили стоимостью от 3 до 10 миллионов рублей больше не будут облагаться повышенным транспортным налогом с коэффициентом 1,1 или 2.
2. Для автомобилей стоимостью более 10 миллионов рублей абсолютно ничего не изменилось. Для них действует повышающий коэффициент 3, то есть стандартный транспортный налог умножается на 3. Прежними остались и требования по возрасту транспортных средств.
Таким образом, законодатели не стали смещать вверх границы для всех категорий ТС, а просто исключили 2 «нижние» группы. И это означает следующее. Автомобили, которые ранее попадали в группы до 10 000 000 рублей не будут облагаться повышенны транспортным налогом.
Однако, если ранее какая-то модель стоила менее 10 миллионов, а в будущем та же самая модель подорожает до 10 миллионов или более, то транспортное средство сразу же попадет в группу с коэффициентом 3.
Транспортный налог в Московской области в 2022г
- Порядок и сроки уплаты налога на автомобиль
- Ставки транспортного налога на автомобиль в Московской области
- Льготы по уплате транспортного налога в Московской области
Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога в Московской области на 2021-2022 г. определены Законом Московской области от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ (с соответствующими изменениями и дополнениями, действующими в 2022 г.).
Он распространяется на все города области. Административный центр – г. Москва.
Крупные города Московской области: Балашиха, Бронницы, Дзержинский, Долгопрудный, Домодедово, Дубна, Егорьевск, Жуковский, Звенигород, Ивантеевка, Кашира, Коломна, Королёв, Котельники, Красноармейск, Лобня, Лосино-Петровский, Лыткарино, Мытищи, Орехово-Зуево, Подольск, Протвино, Пущино, Реутов, Рошаль, Серпухов, Фрязино, Химки, Черноголовка, Электрогорск.
Порядок и сроки уплаты налога
Налогоплательщики-организации Московской области уплачивают авансовые платежи по налогу на транспортные средства не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы календарного года.
Организации уплачивают сумму транспортного налога не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Более подробно о порядке уплаты транспортного налога организациями можно прочитать в статье по ссылке.
Важно! С 2021 г. изменился срок уплаты налога для юр. лиц.
Новые правила. С 2021 года устанавливаются единые требования для всех субъектов в России.
Начиная с уплаты налога за налоговый период 2020 года налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
С 01.01.2021 налоговые декларации по транспортному налогу в налоговые органы не представляются.
Срок уплаты транспортного налога для юридических лиц в Московской области в 2022 году:
- за 2021 год — до 1 марта 2022 года;
- за 1 квартал 2021 года — до 04 мая 2022 (первый рабочий день после 30 апреля 2022 года);
- за 2 квартал 2021 года (6 месяцев) — до 01 августа 2022 года (так как 31 июля — нерабочий день);
- за 3 квартал 2021 года (9 месяцев) — до 31 октября 2022 года;
- за 4 квартал и весь 2022 год — 01 марта 2023 года.
Как узнать сумму транспортного налога?
Ответственным за расчет и начисление налога за транспорт являются районные инспекции ФНС. Для каждого автовладельца должна быть рассчитана конкретная сумма налога, о которой водители узнают либо из “письма счастья”, либо через личный кабинет на государственных порталах или в приложениях — Госуслуги и ФНС.
Методика расчета тайной не является, существует она с 2003 года и открыта для изучения каждому желающему. Размер пошлины зависит от:
- мощности автомобиля;
- региональной налоговой ставки;
- количества месяцев владения транспортным средством;
- надбавки за роскошь, если автомобиль относится к категории дорогостоящих. В этом случае соответствующий коэффициент составляет 3.
Таким образом, каждый автовладелец может рассчитать сумму своего налога самостоятельно. Это особенно полезно льготникам, так как периодически сотрудники ФНС забывают учесть соответствующие скидки, а также тем до кого “письма счастья” приходят с опозданием. Неуплата или просрочка наказываются штрафом, но об этом мы расскажем далее в статье.
Просрочка или неуплата транспортного налога: какие последствия?
Если вовремя не оплатить транспортный налог до 1 декабря, за каждый день просрочки ФНС будет начислять пеню. В течение 3 месяцев после начала просрочки автовладельцу должно быть направлено требование о погашении задолженности. На закрытие долга дается 8 дней с момента получения уведомления.
При игнорировании требований вся накопленная сумма долга и штраф будут взыскивать через суд в принудительном порядке: средства будут списаны с банковской карты собственника автомобиля, а если на счету будет недостаточно денег для погашения долга – он будет заблокирован. Во втором случае приставы имеют право описать имущество должника, а также передать информацию о долгах в таможенные органы для препятствия выезда за границу.