Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Казначейское сопровождение целевых субсидий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
Что изменили в 2022 году
С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:
- 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
- 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисление средств международным государствам.
Субсидии на иные цели
Предоставление целевых субсидий на федеральном уровне осуществляется в порядке, установленном органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Минфином (п. 14 Постановления Правительства РФ от 10.12.2012 N 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»). Так, Приказом Минкультуры России от 03.05.2012 N 464 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из федерального бюджета государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Министерства культуры РФ, субсидий на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). На региональном, местном уровнях соответствующими органами власти устанавливаются аналогичные порядки.
Данные порядки содержат:
- цели предоставления субсидии;
- условие о заключении договора (соглашения) о предоставлении субсидии, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и учреждением, в котором определяются следующие условия:
- право органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных заключенным договором (соглашением);
- порядок возврата сумм, использованных учреждением, в случае установления по итогам проверок, проведенных органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, а также уполномоченными органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей и условий, определенных соответствующим порядком (правилами) предоставления субсидий и заключенным договором (соглашением);
- порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидий, установленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- условие о перечислении субсидий на счета, на которых в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими учреждениям, согласно заявкам и (или) отчетам по форме и в сроки, которые установлены органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок (правила) предоставления субсидий, или соглашениями (договорами).
Таким образом, основаниями для предоставления целевых субсидий могут быть заключенные между учреждением и учредителем соглашения (договоры) либо нормативные правовые акты учредителя.
При предоставлении бюджетным и автономным учреждениям целевой субсидии они составляют и представляют учредителю сведения об операциях с целевыми субсидиями (код по ОКУД 0501016), в которых среди прочих показателей указываются:
- наименование целевой субсидии с указанием цели, на осуществление которой предоставляется целевая субсидия;
- сумма планируемых на текущий финансовый год поступлений целевых субсидий;
- сумма планируемых на текущий финансовый год выплат, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии (в разрезе КОСГУ).
Формирование объемов планируемых выплат, указанных в сведениях, осуществляется в соответствии с нормативным (муниципальным) правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета.
С каким доходом можно получить субсидию
Для того, чтобы разобраться, имеет ли конкретная семья право на субсидию, необходимо определиться, какой доход учитывается при расчете критерия нуждаемости.
По общим правилам, на получение денежной компенсации за услуги ЖКХ в 2022 году могут рассчитывать семьи, которые оплачивают за квартиру более 22% от среднемесячного совокупного дохода. При этом в некоторых регионах страны оформить субсидию можно при 10% расходов на коммунальные услуги.
При расчете субсидии учитывается доход за последние полгода. Чтобы узнать среднемесячный совокупный доход семьи необходимо сложить все источники денежных поступлений и разделить полученную сумму на 6.
Важно: если у претендента на получение помощи в собственности находится несколько жилых помещений, субсидия будет предоставляться только на одно из них.
Право на получение субсидий подтверждается каждые шесть месяцев.
Перечень доходов, которые учитываются при расчете среднедушевого заработка, закреплен в Постановление Правительства РФ №512 от 20.08.2003.
При расчете субсидии не учитываются выплаты по возмещению вреда и здоровья гражданина и ранее назначенная государственная помощь. Алименты, которые выплачивает претендент на получение субсидии, вычитаются из размера совокупного дохода семьи.
Кроме этого, критерий нуждаемости подразумевает под собой обязательное трудоустройство всех дееспособных членов семьи. Таким образом, для того, чтобы оформить положенный материальный бонус от государства, необходимо иметь официальное место работы или стоять на учете в Центре занятости в качестве безработного лица.
Отдельное внимание стоит обратить на понятие состава семьи. Во время расчета совокупного дохода для назначения субсидии по оплате услуг ЖКХ в 2022 году учитываются все родственники, которые проживают на одной жилплощади с собственником, в том числе его родители и несовершеннолетние дети. В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, в исключительных случаях нетрудоспособные родственники, которые находятся на иждивении заявителя, но не проживают с ним на одной территории, могут быть отнесены к членам его семьи.
В первую очередь претендовать на финансовую поддержку могут пенсионеры. Данная категория граждан наименее защищена и в большинстве случаев начисления по коммунальным платежам превышают 22% от дохода пенсионера.
Уточнить перечень лиц, которые могут претендовать на компенсацию, можно в отделе социальной защиты населения по месту проживания. Сотрудник отдела объяснит, кому положена субсидия на оплату ЖКХ, а также детально расскажет о нюансах оформления государственной помощи.
Новые федеральные стандарты бухучета
С 1 января 2023 г. при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных учреждениях начинают применяться положения двух федеральных стандартов бухгалтерского учета. Но свою силу данные стандарты распространяют далеко не на все учреждения.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна» утвержден Приказом Минфина России от 15.06.2021 № 84н. Данный ФСБУ устанавливает единые требования к бюджетному учету и отражению в отчетности нефинансовых активов имущества казны. Применять его должны только госорганы, органы местного самоуправления и учреждения, которые управляют и распоряжаются имуществом казны либо являются концедентом, учредителем управления имуществом публично-правового образования.
Федеральный стандарт «Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов» утвержден Приказом Минфина России от 13.10.2021 № 152н. Документом обязано руководствоваться только Федеральное казначейство при составлении и представлении в Минфин России отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ, начиная с отчетности за 2022 год.
Единый тариф страховых взносов
С 1 января 2023 г. ПФР и ФСС объединили в единый фонд ‒ Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее ‒ Социальный фонд России). Такая реформа повлияет на порядок исчисления и уплаты страховых взносов, состав отчетности и порядок ее сдачи, а также условия назначения пособий. Источник изменений: Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ.
В связи с созданием нового Социального фонда России и переходом на уплату страховых взносов в составе ЕНП отдельные тарифы страховых взносов на ОПС, ОМС, ОСС и ВНиМ отменяются и с 2023 года будет действовать единый тариф страховых взносов (далее ‒ ЕСТ). Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не входят в ЕСТ. Начислять и уплачивать эти взносы по-прежнему надо отдельно в соответствии Федеральным законом № 125-ФЗ.
Страховые взносы следует начислять единой суммой. Для этих целей Минфин России ввел новый счет бухгалтерского (бюджетного) учета, который предназначен для ведения расчетов с бюджетом в части обязательств по уплате ЕСТ ‒ счет 303 15 «Расчеты по единому страховому тарифу». Порядок начислений останется прежним, изменится лишь номер счета (Проект приказа Минфина России от 03.11.2022).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний продолжайте отражать по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 303 06 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Требования к учреждению-получателю
Согласно пп. «е» п. 4 Общих требований на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение либо принять решение о предоставлении субсидии, у учреждения должны отсутствовать:
- неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;
- просроченная задолженность по возврату субсидий и бюджетных инвестиций в бюджет, из которого планируется предоставить целевую субсидию (кроме случаев, когда целевые средства выдаются на мероприятия по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию ее последствий и осуществление восстановительных работ, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам).
Бухгалтерский учет целевых субсидий
У специалиста, занимающегося учетом расходов и доходов на предприятии, реализующем субсидирование, имеется план бухгалтерских счетов под названием «Учет государственной помощи». К нему прилагается инструкция, которая утверждена , действующим с 31 октября 2000 года, номер 94н. Согласно этому документу, для бухгалтерского учета субсидий используется пункт «Целевое финансирование».
В качестве финансовых операций рассматриваются:
- количество поступивших дотаций;
- сколько их использовано согласно поставленным целям в плане;
- какую часть необходимую вернуть, не израсходованную по целевым назначениям.
Способы отражения субсидирования в бухгалтерских документах делятся на два вида:
- поступившая сумма учитывается сразу же после ее поступления в качестве финансовой задолженности, которая погасится после всех вложений по целевым направлениям;
- полученные средства отражаются на балансе, когда они переведены, а после каждого вида затрат сведения об этом факте заносятся в специальную форму. Таким образом, они учитываются сразу после проведенных работ или закупки оборудования.
Как рассчитываются субсидии ЖКХ
Субсидии ЖКХ предоставляются тем, кто тратит на оплату коммуналки больше нормы.
Доля допустимых расходов — более 22% от общего семейного бюджета.
Однако в регионах норму снижают: в Санкт-Петербурге — 14% от дохода, а в Москве — 10%.
Льготы и субсидии получают граждане, снимающие жилье у государства или физического лица по договору, а также члены жилищных кооперативов и собственники недвижимости.
Сумма субсидий определяется сотрудниками социальной защиты по формуле:
РС = РСС × КЧС – МДС × ДРКР
- РС — размер субсидии;
- РСС — региональный стандарт стоимости ЖКУ;
- КЧС — количество человек в семье;
- МДС — месячный доход семьи;
- ДРКР — доля расходов на коммуналку в регионе.
Малоимущей семье к формуле нужно добавить поправочный коэффициент. Он рассчитывается по формуле:
ПК = СДС / ПМС
- ПК — поправочный коэффициент;
- СДС — среднедушевой доход семьи;
- ПМС — прожиточный минимум семьи.
💰 Какой доход учитывается
Чтобы определить, положена ли семье субсидия, необходимо первоначально рассчитать месячный бюджет семьи и затем сопоставить эту цифру с ежемесячными платежами за коммунальные услуги. На основании этой информации можно узнать процент расходов на услуги ЖКХ и сопоставить его с лимитом, действующим в регионе.
При расчетах субсидии на оплату услуг ЖКХ учитываются следующие доходы:
- официальная заработная плата (учитывается до вычета налогов);
- пособия;
- меры соцподдержки;
- алиментные выплаты;
- пособия на опекаемых и приемных детей;
- денежное наследство;
- доходы по гражданско-правовым договорам;
- начисленные проценты по депозитам;
- прибыль от продажи или сдачи в аренду недвижимости;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- прибыль от садоводства и фермерства.
Некоторые доходы будут исключены из состава общих доходов семьи при расчетах, это:
- государственная социальная помощь;
- натуральная помощь;
- выплаты страховки (по договорам страхования жизни или имущества);
- расходы на социальную защиту инвалидов;
- ранее оформленные субсидии на оплату ЖКХ.
Доведение лимитов бюджетных обязательств до учредителя
Бухгалтерские записи по доведению лимитов бюджетных обязательств до главного распорядителя средств федерального бюджета, как получателя средств федерального бюджета, на текущий финансовый год, а также порядок их отражения в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (с указанием документов программы) представлены в таблице 1.
Таблица 1. Доведение ЛБО по детализированным КОСГУ
Наименование операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Документ программы |
Доведены ЛБО на предоставление субсидии на выполнение государственного задания автономному учреждению |
КРБ1 1 501 12 241 |
КРБ1 1 501 13 241 |
10 000,00 |
Расходное расписание РБС с установленным флагом Доведение данных себе как ПБС |
Доведены ЛБО на предоставление субсидии на иные цели бюджетному учреждению |
КРБ2 1 501 12 241 |
КРБ2 1 501 13 241 |
12 000,00 |
Расходное расписание РБС с установленным флагом Доведение данных себе как ПБС |
Доведены ЛБО на предоставление субсидии на иные цели на возмещение расходов бюджетного учреждения |
КРБ3 1 501 12 241 |
КРБ3 1 501 13 241 |
4 000,00 |
Расходное расписание РБС с установленным флагом Доведение данных себе как ПБС» |
Необходимые документы
- Паспорт потенциального участника;
- Заявление по установленной форме;
- Справка о месте официального трудоустройства;
- Документы, подтверждающие длительность стажа в бюджетной сфере:
- Трудовой договор;
- Трудовая книжка;
- Бухгалтерские выписки;
- Личная карточка работника;
- Документы, указывающие на состав семьи претендента:
- Свидетельство о браке;
- Свидетельство о рождении детей или документы об усыновлении воспитанника (ов);
- Справка, подтверждающая не предоставление ранее подобной субсидии;
- Документы, указывающие на наличие статуса нуждающегося в улучшении текущих условий проживания:
- Акт жилищной инспекции, признающий недвижимый объект ветхим/аварийным;
- Справка о проживании совместно с опасно больным;
- Выписки, свидетельствующие о несоответствии площади помещения нормам проживания, положенным каждому члену семьи.
Нередко граждане не обращаются за возможной поддержкой, ссылаясь на отсутствие времени или правовых знаний. Некогда собирать документы, ходить по инстанциям. Результатом предпринятых усилий может стать отказ в предоставлении. В рамках цифровизации, перехода на электронный оборот документов, эти представления ушли в прошлое и морально устарели. Человек может ознакомиться с условиями на официальном портале органа. Произвести расчеты дохода можно на специальном онлайн-калькуляторе, подать заявление несколькими способами. При этом личный визит уже давно не основной.
Подробные инструкции, как оформить ЖКХ льготы, субсидии и компенсацию через Госуслуги в 2023 году освещают такую возможность. Кроме этого, можно переслать документы по почте, отправиться для этого в МФЦ или в ГЦ жилищных субсидий, который имеется в каждом крупном городе.
Портал Госуслуги создан для обращения граждан по самым разным надобностям и уже давно работает прекрасно. В функции Госуслуг входит информирование населения, так что зарегистрироваться на портале давно пора, как и обзавестись личным кабинетом. Адресовавшись к инструкции по обращению, можно получить всю необходимую информацию: об основаниях для обращения, уровне дохода и правилах расчета. Необходимо учитывать:
- принадлежность к собственникам или нанимателям;
- сезонные стандарты;
- стандартную стоимость ЖКУ для региона;
- количество членов семьи и совокупный доход;
- долю допустимых расходов (в %), установленную по месту проживания.
Особенности получения ЕДВ
Влияет ли развод для получения ЕДВ военнослужащим? Если военнослужащим представлены документы на получение ЕДВ без учета иных членов семьи (например, при разводе
), расчет суммы выплаты будет существенно уменьшен. В этом случае будет использован норматив на одного военнослужащего – 33 кв.м.
Выплачивается ли ЕДВ на жилье военнослужащим, если по данным Росреестра у него была недвижимость
? Если документы на получение ЕДВ военнослужащим будут содержать информацию о наличии права собственности на иные жилые помещения, норматив при расчете выплаты будет уменьшен на площадь имеющейся недвижимости.
Действующая программа обеспечения жильем предусматривает не только право детей
на часть ЕДВ военнослужащих на приобретение жилья, но и существенное увеличение размера выплаты. Например, на состав семьи из трех человек максимальная выплата будет увеличена в три раза.
Единовременная материальная помощь при увольнении в запас
Согласно Приказу Министерства обороны № 727, когда контрактники и призывники заканчивают службу, им выплачивают пособие. Единовременная материальная помощь при увольнении в запас зависит от статуса военнослужащего. Расчет учитывает выплаты по должности и званию.
Размер пособия составляет:
Статус |
Количество окладов |
Контрактники: |
|
общая продолжительность службы менее 20 лет |
2 |
если срок больше |
7 |
Лица, удостоенные высоких государственных наград РФ и СССР |
+1 |
Граждане, уволенные в запас после срочной службы |
2, только по воинской должности |
Дети-сироты, лица, оставшиеся без родительского попечения |
5 |
Что еще учтут: «правило нулевого дохода»
Пособие не дадут, если у родителей так называемый «нулевой доход» без уважительной причины. Для оформления выплаты взрослый член семьи должен располагать официальными доходами: иметь зарплату, пенсию, получать алименты или стипендию и пр.
Если один из супругов в течение 12 месяцев не работает (работает неофициально) и при этом не состоит на бирже труда, то в детском пособии семье откажут. Законодатели предусмотрели и перечень уважительных причин, когда «нулевой доход» разрешен и не может служить основанием для отказа в выплатах:
- нахождение в декретном отпуске до 3 лет;
- официальный статус безработного (не более 6 месяцев);
- уход за детьми в многодетной семье, за инвалидом, за родственником старше 80 лет;
- прохождение срочной службы в армии и 3-месячный период после демобилизации;
- лишение свободы или нахождение под стражей;
- статус многодетной семьи;
- очное обучение без стипендии до 23 лет;
- беременность (более 6 месяцев в расчетном периоде);
- длительная болезнь.