Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как ФССП России, судебный пристав оканчивают исполнительное производство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства. Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.
С чего начинается исполнительное производство?
В ходе принятия должностным лицом документа к исполнению, он обязан убедиться в том, что документ соответствует требованиям предъявляемым законом. Это очень важно, поскольку на данной стадии судебный пристав наделен правом и вовсе отказать в возбуждении дела, если установит, что документ не соответствует требованиям.
Поэтому, грамотный должник или его представитель всегда проверит документ на соответствие статье ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае наличия основания для отказа в возбуждении позволит сторонам растянуть время и отсрочить появление дела.
Окончание исполнительного производства за отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание
В связи с неоднократными жалобами граждан на бездействие должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России при наличии оснований для окончания исполнительного производства, оцениваемого гражданами как вымогательство взятки за совершение предусмотренных законом действий, следует обратить внимание на следующее.
Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина (статья 4).
Согласно статье 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Пунктом 4 части 1 статьи 46 данного закона установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, притом что все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В соответствие пункту 3 части 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Исходя из данных правовых норм, можно предположить, что судебный пристав-исполнитель обязан в двухмесячный срок принять все допустимые законом меры по отысканию имущества должника и, в случае его отсутствия, окончить исполнительное производство, возвратив исполнительный лист взыскателю.
То есть при наличии указанного основания судебный пристав-исполнитель обязан в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынести постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, что в силу части 4 той же статьи не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона: в отношении исполнительных листов, выдаваемых судом на основании судебных актов, такой срок, по общему правилу, составляет три года со дня вступления судебного акта в законную силу (часть 1).
Однако, как следует из многочисленных обращений граждан, судебные приставы-исполнители, произведя все необходимые запросы и не установив имущества, на которое может быть обращено взыскание, зачастую годами не принимают мер к окончанию исполнительного производства.
При этом в качестве обеспечительной меры исполнителем могут быть установлены арест либо запрет на распоряжение на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.
В связи с чем, неясно подлежит ли окончанию подобное исполнительное производство, если в ходе его исполнения приставом в целях исключения выбытия имущества должника был наложен арест или запрет на распоряжение имуществом, на которое не может быть обращено взыскание.
Таким образом, в производстве пристава-исполнителя длительное время может находиться значительное количество исполнительных производств, исполнение которых в данный период времени заведомо невозможно ввиду отсутствия у должника соответствующего имущества.
Данное обстоятельство может вынуждать приставов-исполнителей бессмысленно тратить время на подготовку различных отчетов и статистических данных по бесперспективным производствам, что, в свою очередь, может негативно отражаться на работе приставов-исполнителей по реальным делам.
Кроме того, отсутствие четких разъяснений по вопросу условий и сроков, при наличии которых судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке оканчивает исполнительное производство по основанию предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, может способствовать развитию коррупционных отношений между должностными лицами Федеральной службы судебных приставов России и лицами, заинтересованными в окончании исполнительного производства по указанным основаниям. О наличии подобных отношений также имеется информация от граждан.
В связи с изложенным и с целью обеспечения правовой определенности, стабильности и предсказуемости в сфере гражданского оборота необходимо дать официальные разъяснения по вопросу правоприменения указанных норм закона.
Прекращение исполпроизводства судом и приставами
Согласно Гражданско-правовому кодексу Российской Федерации, все вопросы о прекращении исполнительного производства решаются через суд общей юрисдикции. Обращаться нужно в отделение, которое находится по месту регистрации отделения Федеральной службы судебных приставов.
Одна из сторон должна подать заявление о прекращении исполнительного производства, оно рассматривается в течение десяти дней. Суд сообщает участникам дела, когда будет назначено рассмотрение их вопроса. Кроме того, на заседание в обязательном порядке приглашается судебный пристав, играющий роль исполнителя в каждом конкретном случае. Когда решение будет принято, его также получают все три стороны.
Кроме того, взыскатель, должник или пристав могут подать жалобу на вынесенное решение.
В некоторых случаях, исполнительное производство возбуждается арбитражным судом, например, если в качестве должника выступает индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Тогда и решение о прекращении документа выносится арбитражным судом – или тем же отделением, где велось дело, ли органом, который территориально находится там же, где и служба приставов.
Тем не менее не только суд решает дальнейшую судьбу как самого должника, так и его долгов – многое зависит от судебных приставов. Приставы имеют право:
- Отменить исполнительный лист, если истек срок давности с момента вынесения решения судом.
- Прекратить или приостановить взыскания и другие санкции, если у ответчика нет ни денег, ни имущества, которые могли быть арестованы для погашения долгов.
- Прекратить исполпроизводсво если все требования взыскателя выполнены.
- Отменить действие исполнительного листа, если в нем были обнаружены ошибки или в случае, когда этого потребовал взыскатель.
Вынесение постановления
Постановление пристава должно соответствовать требованиям ст. 14 ФЗ № 229. Форма данного документа на стадии окончания ИП утверждена приказом ФССП от 11.07.2012 № 318, но она не является обязательной к применению.
Согласно правилам, в постановлении должна содержаться следующая информация:
- данные пристава;
- дата окончания ИП;
- наименование и адрес ФССП;
- сведения об истце (взыскателе);
- номер ИП;
- объем удовлетворения требований по ИД;
- основание окончания производства;
- дата завершения процедуры;
- перечень лиц, которым направляются копии документа;
- срок обжалования (он составляет 10 дней).
Сроки подачи исполнительных документов
- Исполнительные листы и судебные приказы предъявляются в течение трех лет с момента вступления в законную силу
- Исполнительные документы по делам административном правонарушении предоставляются в течение двух лет
- Удостоверения по трудовым спорам необходимо предъявить в течение 3-х месяцев
- Исполнительные листы арбитражных судов, на основе которых восстановлен рок предъявления, предъявляются в течение 3-х месяцев, начиная со дня восстановления срока.
Если исполнительное производства было прекращено из-за невозможности взыскания долга, срок предоставления исполнительного документа отсчитывается заново со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Исковое требование взыскателя может растянуться на неопределенный период. На этот есть несколько причин:
- Отсрочка. Она возникает, если ответчик оспаривает требования заявителя. Постановление об отсрочки выносит судья или пристав-исполнитель этого дела
- Приостановка. Ее причины указаны в законе РФ
- Рассрочка – это решение о переносе срока возврата денежных средств. Как правило, для этого нужны весомые основания. В таком случае назначаются новые даты.
- В случае, когда принудительное взыскание производится на территории другого ведомства ФССП, период производства составляет 15 дней. Время осуществления производства не учитывается.
Если сроки затягиваются, необходимо получить исполнение с помощью приставов. Для этого нужно:
- Подать заявление о возбуждении исполнительного производства
- Иметь информацию о ходе производства
- Оказать помощь приставу в ведении исполнительного производства
- Контролировать действия судебного пристава
- Обжаловать постановление
При наличии каких оснований оканчивается исполнительное производство?
Окончание ИП – процедура, которая проводится по закрепленному в законе алгоритму. Часть должников ошибочно считает, что оплата долга автоматически приводит к закрытию производства. Отчасти это так. Исполнение обязательств действительно является основанием для окончания ИП, но только если у пристава есть подтверждение этому – платежное поручение, банковская квитанция, расписка от взыскателя о возврате долга. Чтобы производство перешло в категорию оконченных, СПИ выносит Постановление об окончании ИП и совершает ряд других процессуальных действий.
Основаниями для окончания любых ИП (в том числе сводных и ИП неимущественного характера) являются:
- Исполнение должником требований в исполнительном документе.
- Возвращение исполнительного документа по требованию судебного органа или по просьбе взыскателя.
- Истечение срока давности по взысканию.
- Финансовая несостоятельность должника.
- Направление исполнительного документа по месту получения должником дохода.
- Решение суда.
В каких случаях происходит окончание исполнительного производства
Окончание исполнительного производства – это процессуальное действие, совершаемое судебным приставом-исполнителем или судом (арбитражным судом) и означающее фактическое исполнение исполнительного документа, или случаи, когда исполнительные действия не производятся.
Закон об исполнительном производстве предусматривает различные формы окончания исполнительного производства, которые могут быть разделены на две группы.
В первую группу следует отнести окончание исполнительного производства в связи:
· с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47);
· с фактическим исполнением за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п. 2 ч. 1 ст. 47);
· с направлением исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое (п. 5 ч. 1 ст. 47);
· с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч. 1 ст. 47).
Во вторую группу следует отнести окончание исполнительного производства:
· без производства исполнительных действий по причинам возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 закона об исполнительном производстве (п. 3 ч. 1 ст. 47);
· в случае возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ (п. 4 ч. 1 ст. 47);
· в случае ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 закона об исполнительном производстве (п. 6 ч. 1 ст. 47);
· в случае признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 закона об исполнительном производстве (п. 7 ч. 1 ст. 47);
· в случае истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 закона об исполнительном производстве), независимо от фактического исполнения этого акта (п. 9 ч. 1 ст. 47).
Общим для отмеченных форм окончания исполнительного производства является то, что юридически окончание исполнительного производства оформляется путем вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства.
Комментарий к Федеральному закону
Прекращение исполнительного производства влечет соответствующие правовые последствия.
В первую очередь – это отмена всех назначенных судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, а также установленных для должника ограничений. Указанные меры и ограничения отменяются в постановлении судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства.
Одновременно с вынесением постановления о прекращении исполнительного производства (за исключением прекращения исполнительного производства в порядке п. 4 и 5 ч. 2 ст.
43) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
В этом случае ограничения, установленные для должника в ходе исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.
Копии постановления о прекращении исполнительного производства, отмене мер принудительного исполнения и о возбуждении исполнительного производства в порядке ч.
2 данной статьи направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.
Исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, не возвращается взыскателю, в суд, другой орган или должностному лицу, его выдавшим, а остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.
Если с должника нечего взять, кроме зарплаты или пенсии, пристав вводит ежемесячное удержание с дохода в счет долга.
По закону нельзя удерживать больше 50%, и только для долгов по алиментам или возмещению вреда жизни или здоровью, допустимая доля удержания повышается до 70%.
Поэтому с должника, у которого из заработка или пенсии уже удерживается максимальный процент, взыскать другие долги невозможно (если только это не ипотека — тогда продают квартиру).
Например: у должника удерживают из зарплаты по 70% на выплату алиментов детям. До тех пор, пока этот долг не будет закрыт (а это, как правило, не скоро — пока ребенку не исполнится 18 лет), остальным его кредиторам придется ждать своей очереди.
Снятие ареста и другие последствия
Окончание исполнительного производства означает, что все принятые ранее меры принудительного исполнения будут прекращены. В том числе, будет прекращен розыск должника или его имущества, сняты аресты с банковских счетов и принадлежащих должнику денег и собственности. Кроме того, снимаются все ограничения в отношении должника на выезд из Российской Федерации, ограничения пользования специальными правами.
В соответствии с п. 4 ст. 47 Закона, меры и ограничения в отношении должника не отменяются в случае окончания исполнительного производства об обеспечительных мерах или мерах предварительной защиты.
Возвращение исполнительного документа
Документ может быть возвращён взыскателю в следующих случаях:
- По заявлению взыскателя;
- Когда не удаётся исполнить указанный документ, обязывающий совершить конкретные действия или, наоборот, обязывающий отказаться от их совершения должника, но возможность — это сделать остаётся;
- Когда нельзя установить местонахождение должника, принадлежащего ему имущества или получить информацию о наличии у него ценностей, денежных средств на счетах в банках и других организациях;
- Если у должника нет имущества, и это подтверждено неудачными попытками судебного пристава это имущество отыскать;
- Когда взыскатель сам отказался оставить себе имущества должника, которое не удалось реализовать принудительно;
- Когда взыскатель сам своими действиями не даёт исполнить необходимые действия;
- Когда должник, не оплативший штраф за административное правонарушение, является иностранцем или лицом без гражданства и официально выдворен за пределы РФ.
Вынесение постановления
Постановление судебного пристава-исполнителя является одним из видов исполнительных документов наряду с судебными приказами и актами, исполнительными листами и т.д.. Необходимые реквизиты и другие особенности этого документа указаны в ст. 14 ФЗ № 229. Основания и порядок прекращения производства судебным приставом-исполнителем указаны в п. 2 ст. 43 ФЗ № 229. Среди них:
- Вынесение судом определения о прекращении акта, на основании которого было начато производство, либо его отмена;
- Принятие судом отказа от исполнения взыскания самим взыскателем;
- Заключение взыскателем и должником мирового соглашения в суде относительно объекта взыскания.
Возвращение исполнительного документа.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю. Возвращение исполнительного документа взыскателю представляет собой аналог оставления заявления без рассмотрения в гражданском или арбитражном судопроизводстве.
В отличие от прекращения исполнительного производства, возвращение исполнительного документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления исполнительного производства и не препятствует для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах сроков, исчисляемых в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны самого инициатора исполнительного производства — взыскателя, что в полной мере соответствует принципу диспозитивности. Такой возврат возможен в случае, когда взыскатель по каким-либо причинам не желает в данный момент заниматься взысканием с должника. Если же взыскатель отказывается от самого права на взыскание, то в таком случае исполнительное производство прекращается на основании п. 2 ч. 2 ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена (п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом об исполнительном производстве предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи, когда изменились место жительства гражданина, юридический адрес организации, указанные в судебных актах и исполнительных документах, а установить новые не представляется возможным. В том случае, если объявлен розыск в порядке ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве», то на период розыска должника-гражданина или розыска ребенка возможно приостановление исполнительного производства в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными (п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи невозможности фактического исполнения исполнительного документа, в основном о взыскании денежных средств, когда у должника отсутствуют как денежные средства, так и имущество, которое можно реализовать с целью передачи вырученных средств взыскателю.
Если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа (п. 5 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). В соответствии со ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 350 ГК РФ взыскатель при определенных в указанных нормативных положениях юридических условиях вправе оставить за собой в собственности не проданное с публичных торгов имущество должника в погашение задолженности по исполнительному документу. Однако решение вопроса об оставлении за собой непроданного имущества должника является правом, а не обязанностью взыскателя. Поэтому взыскателю в случае отказа в оставлении за собой имущества должника возвращается исполнительный документ.
Если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа (п. 6 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи, когда исполнение невозможно без участия самого взыскателя, а он препятствует реализации исполнительного документа. Например, при исполнении исполнительного документа об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка взыскатель не является для совершения данного исполнительного действия, в случае если он ранее заявил ходатайство о принудительном исполнении данного судебного решения.
Что такое исполнительное производство
Исполнительные производства получили свое название, так как процесс подразумевает принудительное исполнение установленных требований.
Говоря о том, что такое исполнительное производство, важно понимать, для чего нужен исполнительный лист. Это документ, составляется на основе позиции суда. В нем отражается информация о рассматриваемом деле, а также указывается результат разбирательства.
Процедура подразумевает взаимодействие двух заинтересованных субъектов
- должника;
- судебного пристава или исполнителя.
Их взаимодействие регулируется исполнительным листом – документом, который после решения суда имеет законную силу. Следует отметить, что процедура исполнительного производства не будет оформляться, если должник по собственной инициативе погасит возникшие перед ним обязательства.
Порядок исполнительного производства подразумевает, что в качестве мер для реализации решения суда может использоваться:
- взыскание с должника принадлежащего ему имущества
- арест на имеющиеся счета, недвижимость;
- обязательно выселение должника или вселение к нему взыскателя.
Одной из самых распространенных мер считается взыскание на получаемые регулярные доходы и выплаты. Связано это с тем, что большой процент должников официально не имеют в собственности имущества.
Законодательством выделяются особые исполнительные производства, которые не включают разногласия по поводу прав между заинтересованными лицами. В этом случае основная задача – защитить интересы гражданина или юридического лица по признанию правовой позиции, восстановлению гражданского права.
Процедура подразумевает:
- установление факта, который может иметь особую значимость с юридической точки зрения;
- признание бесхозными имущественных объектов;
- ограничение или частичное ограничение дееспособности.