Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственное социальное обслуживание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2, ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Одно из проявлений этого — установление особых социальных прав.
В широком смысле к социальным правам относятся все, что обеспечивает человеку достойную жизнь в обществе (социум — общество от лат. socium — общее):
— права и свободы в сфере экономической деятельности (например, право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность (ст. 34 Конституции РФ);
— права и свободы в области культуры и образования (например, право на образование (ст. 43), свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44);
— права и свободы в «социальной области» (например, право на социальное обеспечение (ст. 39), политические и другие права.
К социальным правам также относятся права в сфере обеспечения человеку уровня определенного материального благосостояния, социальной защиты и обеспечения, охрану жизни и здоровья. С этой точки зрения их еще называют социально-экономическими правами и свободами, которые призваны дать возможность людям свободно искать, находить источники дохода и поддержки жизнедеятельности собственной и своих близких.
В Конституции РФ к социально-экономическим (социальным) правам можно отнести прежде всего право на:
1) защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);
2) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39);
3) государственные пенсии и социальные пособия (ч. 2 ст. 39);
4) охрану здоровья и медицинскую помощь, в т.ч. бесплатную (ч. 1 ст. 41);
5) право на жилище (ст. 40);
6) право на труд (ст. 37);
7) право на благоприятную окружающую среду (ст. 42).
Таким образом, социальные или социально-экономические права — это права и свободы, позволяющие человеку найти источники, с помощью которых возможно обеспечение свободного развития, достойного уровня жизни ему и его близким, прежде всего через получение поддержки от государства и создания благоприятных условий для развития.
В случае нарушения Ваших социальных прав можете обратиться в Кудымкарскую городскую прокуратуру, расположенную по адресу: г. Кудымкар, ул. Максима Горького, 14, телефон: 8(34260)45556.
Категории прав человека
Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:
- естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
- права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
- гражданские (личные)
- политические
- экономические
- социальные
- культурные
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Результат рассмотрения жалобы
Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Отметим, что на данный момент Управление Пенсионного Фонда реализовало право Алексея Львовича на получение двух пенсий: управление провело повторную медико-социальную экспертизу, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2020 года ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению).
Ведущими условиями, соблюдение которых гарантирует получение социального пенсиона, являются:
- Принадлежность к категории «нетрудоспособный гражданин»; Постоянное пребывание на территории страны.
Подтверждение нетрудоспособности осуществляется путём проведения медикосоциальной экспертизы в аккредитованных под эту деятельность медицинских организациях по отдельному графику.
Поскольку в результате реабилитационных процедур возможно улучшение состояния, то необходимо прохождение повторного обследования до присвоения бессрочного статуса:
-
Гражданам 1 группы – раз в два года; Дети – в зависимости от заболевания:
- ежегодно;
- раз в два года; o при достижении совершеннолетия; Все остальные – в ежегодном режиме.
Как рассчитывается и на какой базе формируется будущая пенсия
Расчет в отношении конкретного гражданина осуществляется по определенной, устанавливаемой государством формуле. Если говорить о связанной со старостью выплате страховой категории, то для ее расчета фиксированная часть складывается с умножаемым на стоимость одного коэффициента количеством пенскоэффициентов.
Фиксированная часть, относительно 2022 года, составляет 6401,1 рубля. В специфических ситуациях (работа на Крайнем Севере, опекунство в отношении недееспособного гражданина) этот уровень увеличивается. Кроме того, в процессе расчета используются повышающие коэффициенты. Действуют они, например, в такой ситуации, когда претендент на пенсвыплату обращается за назначением таковой позже, чем возникло касающееся ее получения право.
Ориентировочный размер будущей пенсии определяется с помощью использования пенсионного калькулятора.
Пенсионные коэффициенты
Этот показатель (ИПК или индивидуальный пенсионный коэффициент) напрямую влияет на размер пенсвыплаты. Начисляется он за каждый соответствующий трудовой (или иного порядка) деятельности год, учитывающийся при расчете выплаты.
ИПК может быть представлен несколькими вариациями, которые в итоге складываются. При минимальном количестве стажа и ИПК пенсвыплата будет иметь страховую направленность, при этом накопленное количество ИПК обнуляется.
При расчете общего размера пенсвыплаты страховой категории фиксированная часть дополняется стоимостью ИПК, при этом стоимость одного ИПК в ежегодном порядке (относительно 2022 года – 107,36 рубля) пересматривается.
Проверить наличие накопленных ИПК можно на портале Госуслуги (ЛК) либо в ПФР (выписка из ЛС).
Право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную защиту, медицинское обслуживание, признается важной гарантией социального положения и реализации основных прав и свобод каждого человека. Оно содержится во всех основных международных актах, как универсальных, так и региональных, закрепляющих основные права и свободы человека.
К настоящему времени на международном уровне сформирована система источников права, которая является прообразом и основой для совершенствования национального законодательства, включая и законодательство о социальном обеспечении.
Забота о нетрудоспособных гражданах
В законодательных актах четко установлен период ухода за иждивенцами. Родители или лица, заменяющие их, обязаны ухаживать за детьми до достижения ими 18 лет, а в случае учебы до 23 лет.
Родители, дети или члены семьи осуществляют непосредственный уход за нетрудоспособным лицом. Если отсутствуют родственники, забота должна осуществляться государством. Граждане всех групп инвалидности имеют право на получение ежемесячных льгот и выплат. В индивидуальном порядке рассчитывается пенсия, которая поступает из государственного бюджета.
Выплаты при уходе за нетрудоспособными лицами осуществляются согласно указу президента:
- каждый месяц возвращаются затраты гражданам, которые ухаживают за инвалидами 1 группы, детьми с инвалидностью, несовершеннолетними и пожилыми людьми,
- компенсационные выплаты всем лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными, которые идут совместно с пенсией по нетрудоспособности,
- граждане, которые ухаживают, получают компенсационные средства.
Право на жилище (9 класс)
Статья 40 Конституции РФ закрепляет право каждого человека на жилище. Под жилищем понимают жилое помещение, пригодное для жизни. То есть оно должно иметь санузел, отопление, не быть аварийным или подлежащим сносу.
Никто не может быть лишён жилища. При сносе дома или его уничтожении в результате природных катастроф человеку должно быть предоставлено новое жильё. Не путать право на жилище с правом на неприкосновенность жилища, которое относится к группе личных прав и свобод.
Задачи государства в области жилищной политики:
- поощрять жилищное строительство;
- улучшать жилищные условия граждан;
- поддерживать жилые помещения в пригодном состоянии;
- предоставлять социальное жильё.
Для реализации этих задач государство предоставляет нуждающимся гражданам жильё на льготных условиях. Такие граждане имеют право арендовать жильё у государства по доступной стоимости или бесплатно по договору социального найма.
Государство поддерживает улучшение жилищных условий с помощью ипотечного кредитования. Молодым или многодетным семьям для приобретения квартир в новых домах государство предлагает сниженную процентную ставку.
Ипотека — это кредит с залогом недвижимого имущества.
Социальные права относятся ко второму поколению прав и свобод. Всего в истории формирования данной категории выделяют три поколения:
- Первое поколение появилось во времена, когда в Европе бушевали буржуазные революции (17-18 вв.). Категория прав и свобод первого поколения носит политический и гражданский характер. К ним применимо понятие негативизма, то есть независимости их проявления от действий и отношения государства. К первому поколению принято относить право на жизнь, свободу мысли, слова, личности, неприкосновенность жилища и др.
- Второе поколение прав и свобод включает в себя социальные, экономические и культурные блага, необходимость в которых была признана лишь к середине 20 в. в связи с различными социалистическими движениями, возникавшими по всему миру. Эти права относят к позитивным – требующим государственного вмешательства для их реализации и соблюдения (право на детство и материнство, здравоохранение, образование, свободный труд, социальное обеспечение и др.)
- В категорию прав и свобод третьего поколения вошли коллективные и национальные блага, потребность в которых появилась в связи с усугублением глобальных проблем, касающихся целых народов и наций (право на информацию, мир, благоприятную окружающую среду и др.).
Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.
Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:
– возраста;
– стажа работы или выслуги лет;
– инвалидности;
– потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.
Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:
1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
1) всеобщность социального обеспечения;
2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.:
– устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
– регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования;
– определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Федеральный закон состоит из 6 глав (31 статьи).
Глава 1 «Общие положения»:
1) определяет предмет регулирования закона;
2) закрепляет, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:
– Конституции Российской Федерации;
– законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
– Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации;
3) дает основные понятия, используемые в законе.
Глава 2 «Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» определяет, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Глава 3 «Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования» раскрывает правомочия каждого участника правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Глава 4 «Финансовая система обязательного пенсионного страхования» определяет порядок формирования и расходования средств бюджета ПФР, закрепляя, что бюджет ПФР формируется за счет:
– страховых взносов;
– средств федерального бюджета;
– сумм пеней и иных финансовых санкций;
– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
– иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Глава 5 «Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» раскрывает порядок расчета и уплаты страховых взносов, а также объекты и базу для начисления страховых взносов и возлагает обязанность по контролю за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы.
Глава 6 «Заключительные и переходные положения» регулирует следующие вопросы:
– рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования;
– право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд;
– вступление в силу закона (со дня его официального опубликования).
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством