Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Снегоход и другие самоходные машины: нужно ли на них платить налог?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для юридических лиц (компаний), владеющих такой техникой, предусмотрено ряд особенностей по выплате налога. Так, если одно предприятие владеет сразу несколькими единицами транспорта, расчеты по каждому трактору производятся отдельно, а полученные числа впоследствии суммируются.
Трактор и его категорийность
Весь транспорт, который эксплуатируется на территории РФ, условно делится на несколько категорий. Классификация основана на следующих признаках — технических и ходовых параметрах. В 2023 году машины делятся на семь категорий, среди которых А1 и А2, В, С, D, Е и F. Что касается тракторов, они могут быть отнесены к большей части из указанных «секций». Здесь многое зависит от характеристик транспортного средства. Выделим основные варианты:
- «B» — сюда относится транспорт на колесах или гусеницах, если мощность мотора не больше 25,7 кВт.
- «С». В эту категорию входит техника на колесах, имеющая мощность от 25,7 до 110,3 кВт. Как пример. МТЗ-80.
- «D». Сюда включаются все транспортные средства с двигателем, имеющим мощность от 110,3 кВт. Обязательное условие, чтобы транспорт имел колеса (пример — К-744 Р).
- «Е». В этой категории вся техника на гусеницах и с мощностью мотора от 25,7 кВт и больше (пример — ДТ-75).
- «F». Это еще одна категория, в которую входит весь с/х транспорт.
Ставки транспортного налога в г. Москве
Наименование объекта налогообложения | Ставка (руб.) на 2020 год |
---|---|
Автомобили легковые | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 12 |
свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно | 25 |
свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно | 35 |
свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт) включительно | 45 |
свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно | 50 |
свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно | 65 |
свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно | 75 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 150 |
Мотоциклы и мотороллеры | |
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно | 7 |
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно | 15 |
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) | 50 |
Автобусы | |
до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно | 15 |
свыше 110 л.с. до 200 л.с. (свыше 80,9 кВт до 147,1 кВт) включительно | 26 |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) | 55 |
Грузовые автомобили | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 15 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 26 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 38 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 55 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 70 |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу | 25 |
Снегоходы, мотосани | |
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно | 25 |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) | 50 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 100 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 200 |
Яхты и другие парусно-моторные суда | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 200 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 400 |
Гидроциклы | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 250 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 500 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) | 200 |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) | 250 |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) | 200 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) | 2000 |
Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей
В 2014 введены повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей (актуальный перечень представлен на сайте Минпромторга РФ). Размер коэффициента зависит от средней стоимости автомобиля (определяется на основании приказа Минпромторга РФ) и года выпуска:
Средняя стоимость автомобиля | Возраст автомобиля | Коэффициент |
---|---|---|
От 3 000 000 до 5 000 000 руб. | до 3 лет | 1,1 |
От 5 000 000 до 10 000 000 руб. | до 5 лет | 2 |
От 10 000 000 до 15 000 000 руб. | до 10 лет | 3 |
Более 15 000 000 руб. | до 15 лет | 3 |
Порядок и сроки оплаты налога за трактор так же регламентируются местным законодательством и главой 28 Налогового Кодекса РФ.
Если трактор принадлежит физическому лицу или индивидуальному предпринимателю, то оплата налога производится 1 раз в год до 1 декабря следующего года.
При этом сумма налога на трактор рассчитывается региональным подразделением налоговой инспекции, а налогоплательщик получает за 30 дней до окончания срока оплаты налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении отражается информация:
- о подразделении ФНС, в которое должен быть перечислен государственный сбор, включая наименование и полные банковские реквизиты (КБК, КПП, расчетный счет и так далее);
- о налогоплательщике (ФИО, ИНН, адрес проживания);
- о движимом имуществе (тракторе), находящимся в собственности у налогоплательщика и его характеристиках (марка, номер, мощность и так далее);
- о порядке расчета налога на трактор;
- о сумме налога;
- о сроках оплаты.
Нужно ли платить транспортный налог на трактор
По общему правилу на самоходные машины, к которым относятся тракторы, начисляется транспортный налог (п.1 ст.358 НК). Главное условие — техника должна быть поставлена на учет. Согласно правилам Гостехнадзор регистрирует самоходную машину с рабочим объемом двигателя больше 50 куб. см.
В п.2 ст.358 НК прописаны ТС, на которые налог не начисляется. Среди них указаны тракторы, зарегистрированные на сельхозпроизводителей. При этом они должны использоваться по назначению, т. е. для производства сельхоз. продукции.
- организации и ИП, которые занимаются производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции;
- фермерские хозяйства;
- сельхоз. кооперативы;
- граждане, которые ведут ЛПХ.
Таким образом, чтобы не платить налог на трактор в сельской местности, нужно доказать налоговой, что вы являетесь сельхозпроизводителем и используете технику по целевому назначению. В остальных случаях налог будет взиматься в полном объеме, если только в регионе не действуют дополнительные льготы.
Как рассчитать размер сбора?
Для расчета транспортного налога будем использовать следующие составляющие:
- мощность двигателя;
- дата постановки на учёт;
- региональная ставка, в зависимости от того, где зарегистрировано ТС.
Сумма тем выше, чем больше у мотора лошадиных сил.
Общая формула для расчёта:
ТН=МД * НС * НП, где:
- ТН – общая сумма транспортного налога в рублях;
- МД – мощность двигателя в лошадиных силах;
- НС – принятая в регионе налоговая ставка в рублях;
- НП – налоговый период в годах (обычно это один год).
Налог на трактор — вид платежа, который собирается с автовладельцев и перечисляется в региональный бюджет. При этом порядок расчета регулируется НК РФ (главой под номером 28). Размер ставки, как уже отмечалось выше, устанавливают местные власти. Кроме того, они вправе менять продолжительность отчетного периода и определять граждан-льготников.
Что касается самого расчета, он прост и доступен даже молодым автовладельцам. Важный момент — своевременность перечисления транспортного налога. Для уточнения числа, до которого необходимо провести платеж, нужно зайти на сайт местного органа власти или набрать номер телефона уполномоченной организации. Также необходимо помнить, что в некоторых регионах не обойтись без выплаты аванса.
Чтобы рассчитать размер авансового платежа (АР), необходимо перемножить три показателя — налоговую базу (НВ), размер региональной ставки налога (СТ), а также 0,25. Подробный принцип вычисления аванса изложен в НК РФ (статье под номером 362).
Для расчета размера налога на трактор (Н) умножаем размер налоговой базы (НВ) на параметр ставки налога (НСt).
Некоторые компании или частники могут рассчитывать на льготы, а именно уменьшенную ставку налогообложения, освобождение от налога или его снижение до минимального параметра. Такие льготы являются временными, поэтому при вычислении транспортного налога этот нюанс нужно взять во внимание.
Если у человека имеется льгота, расчет налога на трактор выполняется по рассмотренной выше формуле. Разница в том, что полученное число умножается на величину льготы.
По-иному обстоит ситуация, если человек полностью освобождается от налога в определенный период. В этом случае для расчета необходимо умножить налоговую базу (НВ) на ставку налога (НСt), а полученное число умножить на КI. Последний параметр представляет собой отношение числа месяцев, когда предоставляется льгота, к количеству месяцев в общем налоговом сроке.
^К началу страницы
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со
. Не признаются налогоплательщиками:
- UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2021 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2021 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2021 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, определенные Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2021 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2021 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также в период по 31 декабря 2021 года включительно Российский футбольный союз, локальная организационная структура, коммерческие партнеры UEFA, поставщики товаров (работ, услуг) UEFA и вещатели UEFA, определенные указанным Федеральным законом, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2021 года, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Кто является сельскохозяйственным производителем в целях применения льготы?
В пункте 2 ст. 346.2 НК РФ имеется определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в том же пункте указывается, что оно применяется только в целях гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.
Поэтому для использования льготы по транспортному налогу сельскохозяйственному товаропроизводителю надо обращаться к другим отраслям законодательства[4].
Например, к ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Там указывается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в частности рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции[5].
Но с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Это закон более широкого применения, чем Федеральный закон № 193-ФЗ, и, по нашему мнению, следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое приводится в его ст. 3, тем более что ранее аналогичным образом высказался Минфин в Письме от 24.12.2007 № 03-05-05-04/08[6]. Такую же позицию заняли судьи в постановлениях АС ЗСО от 22.11.2016 №Ф04-5171/2016 по делу №А70-932/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 № 15АП-2652/2018 по делу №А53-24381/2015.
То есть сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ[7], и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 70% за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также следующие организации:
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ;
- крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Что такое повышающий коэффициент?
Налоговое законодательство обязывает применять повышающий коэффициент (Кп), если в собственности компании есть легковой автомобиль высокой стоимости. Данное значение зависит от средней цены и возраста машины.
Список автомобилей, при расчёте налога на которые нужно применять Кп, опубликован на официальном сайте Минпромторга. Каждый год этот перечень обновляют. Новую версию можно посмотреть не позже 1 марта.
Расчёт ТН с учётом Кп производится по следующей формуле:
ТН=НБ*НС*Кп – АП
Аванс считают так:
АП = ¼*НБ*НС*Кп
Особенности оплаты для юридических лиц
Для юридических лиц (компаний), владеющих такой техникой, предусмотрено ряд особенностей по выплате налога. Так, если одно предприятие владеет сразу несколькими единицами транспорта, расчеты по каждому трактору производятся отдельно, а полученные числа впоследствии суммируются.
При этом выплата налога может производиться двумя путями:
- Авансовыми выплатами по завершении каждого квартала. Такие правила работают во многих регионах страны, к примеру, в Ярославской и Брянской области, а также в Крыму, Дагестане и прочих.
- Одной суммой (по завершении налогового периода). Этот порядок действует в столице РФ и Ингушетии.
Сроки перечисления транспортного налога регулируются местными органами власти, поэтому эти особенности нужно уточнять индивидуально. К примеру, в Самарском и Вологодском регионах владельцы тракторов должны рассчитаться до 1-го марта. Если дело касается авансовых платежей, их необходимо выплатить до последнего числа месяца.
Порядок и сроки оплаты налога за трактор так же регламентируются местным законодательством и главой 28 Налогового Кодекса РФ.
Если трактор принадлежит физическому лицу или индивидуальному предпринимателю, то оплата налога производится 1 раз в год до 1 декабря следующего года.
При этом сумма налога на трактор рассчитывается региональным подразделением налоговой инспекции, а налогоплательщик получает за 30 дней до окончания срока оплаты налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении отражается информация:
- о подразделении ФНС, в которое должен быть перечислен государственный сбор, включая наименование и полные банковские реквизиты (КБК, КПП, расчетный счет и так далее);
- о налогоплательщике (ФИО, ИНН, адрес проживания);
- о движимом имуществе (тракторе), находящимся в собственности у налогоплательщика и его характеристиках (марка, номер, мощность и так далее);
- о порядке расчета налога на трактор;
- о сумме налога;
- о сроках оплаты.
Сроки и порядок оплаты
-
Если вы – физическое лицо, то точную сумму налога на самоходное транспортное средство, а также срок оплаты за него вы сможете узнать из уведомления, которое придёт от налогового органа по почте (п.3 ст. 363 НК РФ).
Для физических лиц установлен срок оплаты не позднее 1 декабря текущего года за предшествующий налоговый период. То есть до 1 декабря 2021 года необходимо оплатить налог на самоходное транспортное средство за 2021 год.Налоговый орган обязан направить владельцу ТС уведомление не позднее месяца до крайнего срока оплаты налога, но обычно уведомления поступают в середине лета, начале осени.
Если у вас есть личный кабинет на официальном сайте ФНС, то уведомление в бумажном виде уже не поступит. Дважды налоговая не извещает о необходимости оплаты. Так что отслеживать придется самостоятельно, периодически заглядывая в личный кабинет.
-
Для юридических лиц регулирование сроков и оплаты происходит по-другому. В соответствии с п.1 ст. 362 НК РФ, организации рассчитывают налог самостоятельно (о транспортном налоге для организаций мы рассказывали тут). Уплатить в бюджет в установленный срок необходимо разницу между исчисленной суммой налога и суммой авансовых платежей, подлежащих к оплате в течение налогового периода.
Расчет производят после окончания отчетного налогового периода. Срок оплаты устанавливается конкретным субъектом Российской Федерации, но не ранее, чем 01 февраля (п.1 ст.363 НК РФ).
О сроках и порядке уплаты транспортного налога мы рассказывали в этом материале, о сроке давности по взысканию налога и о возможном периоде возмещения ТН читайте тут, а как проверить и оплатить ТН, узнайте здесь.
Кто является сельскохозяйственным производителем в целях применения льготы?
В пункте 2 ст. 346.2 НК РФ имеется определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в том же пункте указывается, что оно применяется только в целях гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.
Поэтому для использования льготы по транспортному налогу сельскохозяйственному товаропроизводителю надо обращаться к другим отраслям законодательства[4].
Например, к ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Там указывается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в частности рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции[5].
Но с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Это закон более широкого применения, чем Федеральный закон № 193-ФЗ, и, по нашему мнению, следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое приводится в его ст. 3, тем более что ранее аналогичным образом высказался Минфин в Письме от 24.12.2007 № 03-05-05-04/08[6]. Такую же позицию заняли судьи в постановлениях АС ЗСО от 22.11.2016 №Ф04-5171/2016 по делу №А70-932/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 № 15АП-2652/2018 по делу №А53-24381/2015.
То есть сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ[7], и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 70% за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также следующие организации:
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ;
- крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
О применении унифицированных форм
На практике сельскохозяйственные предприятия зачастую ведут учет произведенной сельхозпродукции по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».
Но в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 данного закона.
С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются в РФ обязательными к применению, кроме тех, которые используются в качестве первичных учетных документов и установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы)[8].
Иными словами, теперь при учете сельскохозяйственной продукции необязательно применять именно унифицированные формы. В то же время согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем. За основу можно взять все же унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включать в них по необходимости.
Во всяком случае, использование унифицированных форм по учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.
На этом не настаивает сейчас и налоговая.