Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки электронного аукциона по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Гражданское законодательство предусматривает возможность одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика. Изменения, внесённые в ст. 95 закона 44-ФЗ Федеральным законом № 360-ФЗ, установили различный порядок уведомления о принятом решении для контрактов, заключённых по результатам электронных закупок и закупок, проводимых не в электронной форме.
Конкурс в электронной форме может быть «длинный» и «короткий», в зависимости от выбранных заказчиком критериев оценки заявок и объекта закупки. С 2022 года при проведении «длинного» конкурса заявка участника состоит из трех частей. В ходе конкурса поставщики могут менять ценовые предложения путём «переторжки». Комиссия заказчика оценивает три части заявки последовательно и выбирает лучшее предложение участника с учетом критериев и окончательного ценового предложения участника закупки.
Независимо от НМЦК заказчик должен рассмотреть первые части заявок в течение двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок.
Но есть исключения из правил. Они зависят от объекта закупки. В течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок рассматриваются заявки по НИОКР, работам по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных коллекций и музейных предметов, созданию произведений литературы и искусства
Независимо от НМЦК заказчику нужно рассмотреть, оценить и сформировать протокол в течение двух рабочих дней со дня, следующим за днём поступления от оператора площадки вторых частей заявок. После публикации протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок нужно рассмотреть ценовые предложения участников в виде третьей части заявки, направленной электронной площадкой. Срок рассмотрения — один рабочий день. Затем не позднее двух рабочих дней после размещения итогового протокола закупки проект контракта нужно разместить в ЕИС и на электронной площадке (рисунок 2). «Короткий» конкурс предусматривает оценку заявок только по двум критериям. В этом случае заявка состоит из второй и третьей частей, рассмотрение первых частей и переторжка не проводятся. «Короткий» конкурс заказчику провести проще, быстрее и эффективнее.
Когда проводится электронный аукцион
Если обратимся к ч. 2 ст. 59 44-ФЗ, то увидим, что заказчики обязаны проводить такие аукционы при закупках товаров, работ, услуг (ТРУ), занесенных:
- в перечень, установленный Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р). Этот перечень представлен в виде таблицы с кодами ОКПД2 и наименованиями ТРУ, приобретаемых путем ЭА. Из этого списка есть несколько исключений;
- в дополнительный перечень, разработанный соответствующими субъектами РФ.
Объекты закупок могут попасть в названные перечни при одновременном совпадении 2-х факторов:
- Возможно составить детальное и точное описание объекта закупки;
- Условия выбора победителя ЭА имеют количественную и денежную оценку.
Важно: закон оставляет за заказчиками право закупать ТРУ, не включенные в названные перечни (ч. 3 ст. 59 44-ФЗ).
Сроки электронного аукциона по 44-ФЗ
Срок публикации извещения на аукцион в электронной форме по 44-ФЗ составляет не менее 15 дней при начальной максимальной цене от 3 миллионов рублей.
Однако при начальной цене лота до 3 миллионов рублей у вас есть 7 календарных дней, то есть лишь 1 неделя. Новому поставщику этого времени не хватит для получения ЭЦП и аккредитации на торговой площадке и единственным способом попасть на торги остается ускоренная аккредитация.
Получение электронно-цифровой подписи — вопрос, с которым вам помогут наши специалисты.
После размещения извещения начинается этап подачи заявок. Заказчик может внести изменения в извещение без изменения объекта закупки и суммы обеспечения в срок не менее 2 дней до окончания подачи. Тогда исчисление сроков начинается заново. Однако у заказчика есть еще один день на размещение изменений. Отказ от проведения электронного аукциона по 44-ФЗ заказчиком возможен за пять дней до окончания подачи заявок.
Таблица и калькулятор сроков электронного аукциона по 44-ФЗ размещены в конце статьи.
Компании, которые участвуют в аукционе, не выставляют ценовые предложения непосредственно заказчику. Они используют торговую платформу, где происходят торги. Для этих целей государство предлагает целый список операторов онлайн-площадок, изложенный в распоряжении Правительства РФ № 1447-р от 12.07.2018. Вот те организации, которые могут проводить открытые аукционы через Интернет в 2020 году согласно положениям ФЗ-44:
- АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
- АО «Российский аукционный дом».
- АО «Электронные торговые системы».
- АО «ТЭК-Торг».
- АО «Единая электронная торговая площадка».
- ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов».
- ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».
- ООО «РТС-тендер».
Меняется процедура проведения закупок
- При проведении открытых конкурсов и при аукционах Заказчики разрабатывают только извещение, документация необязательна. Но обоснование НМЦК и проект контракта Заказчики обязаны размещать.
- Заявка в аукционе и запросе подается по единой форме без разделения на части, как раньше. Требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок будут одинаковыми.
- Иностранные участники подписывают документы электронными подписями, которые выпущены по нормам иностранного государства, международным стандартам и признаны в России.
- Электронный аукцион проводится через 2 часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Сокращается с 10 до 4 минут срок подачи ценового предложения, торги ограничиваются 5 часами.
- После ценовых предложений участников оператор ЭТП формирует протокол, и заказчик начинает рассматривать заявки. До этого заявка не рассматривается. Это сократит время для проведения аукционов, запросов.
- При открытом конкурсе первая часть заявки рассматривается в течение 2 рабочих дней (для ряда закупок – 5 рабочих дней), то есть срок рассмотрения также сокращен.
- Новый вид обеспечения заявки и контракта: независимая гарантия. Расширен перечень организаций, которые вправе выдавать такие гарантии (теперь это не только банки).
- Обеспечение заявки потребуется при участии в закупке с НМЦК от 1 млн. рублей.
- Появляется новое основание для отклонения заявки: несоответствие независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ.
ВАЖНО: в заявке теперь нужно указывать страну происхождения товара и код страны по классификатору, например, Россия 643 или Китай 156. Иначе площадка автоматически отклонит заявку, если установлен запрет допуска иностранных ТРУ.
Случаи, в которых Государственный заказчик, имеет законное право провести закупку с помощью электронного аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 59 44 ФЗ, Заказчик обязан проводить закупку в виде открытого электронного аукциона, в случаях, если он осуществляет закупку товаров, работ, услуг включенных в перечень установленный Правительством Российской Федерации, своим распоряжением от 21 марта 2016г., за №471-р в редакции от 12 февраля 2018г. «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион или аукцион в электронной форме)». Данный перечень осуществлен в виде таблицы, в которой установлены коды по ОКПД2, наименования товаров, работ, услуг, которые заказчик обязан закупать через процедуру электронного аукциона. В распоряжении указаны случаи исключений из вышеозначенного списка.
Процедура электронных торгов ( Открытый аукцион в электронной форме )
Дата аукциона указывается в документации. Он проводится через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок. Если этот день выпадает на выходной, то в следующий за ними первый рабочий день. Время назначается оператором и зависит от часового пояса.
Все участники, допущенные до процедуры, в назначенный день и час собираются в «аукционном зале» на ЭТП. Когда аукцион начинается, они подают свои ценовые предложения. Шаг цены не может быть меньше половины процента от НМЦК или текущего минимального предложения участника. Собственную заявку можно только улучшить, то есть подать другую с меньшей ценой. Однако если лучшей заявкой является ваша, еще больше улучшить ее вы не можете, пока другой участник не сделает этого. Также запрещено подавать заявку с ценой, равной нулю. Более подробно о процессе проведения аукциона, ценовых предложениях и шаге цены можно прочитать в отдельном материале.
Если в течение 10 минут после последней заявки никто ее «не перебил», аукцион считается завершенным. ( открытый аукцион в электронной форме )
Бывает, что два участника подают одинаковые заявки. В этом случае победителем будет тот, чья заявка зафиксирована первой.
Следующие 10 минут участники могут подать предложения с ценой, не ниже чем у победителя. Она может быть любой между НМЦК и ценой-лидером. В данном случае расчет делается на то, что на этапе рассмотрения вторых частей заявок некоторые из них могут быть отвергнуты.
Участие в открытых электронных аукционах ( электронных торгах ), проводимых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 ( Электронный аукцион ПП 102 )
Постановление правительства от 05.02.2015 г. № 102 (далее ПП 102) утвердило 2 ограничительных перечня при проведении электронных закупок:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе, подушки противопролежневые ортопедические, марля, салфетки, наборы реагентов, маски, контейнеры для биопроб, операционные светильники, томографы, иглы корневые, амплификаторы, кресла-коляски, глюкометры, трости опорные и пр. (далее — перечень № 1 ПП 102 ( открытый аукцион в электронной форме ) );
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе Устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, контейнеры для хранения донорской крови, Расходные материалы для аппаратов искусственной вентиляции легких, расходные материалы для аппаратов экстракорпорального кровообращения, венозные канюли, мочеприемники и калоприемники (далее — перечень № 2 ПП 102 ( открытый аукцион в электронной форме )).
Для целей осуществления электронных закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2, заказчик отклоняет все заявки поданные на электронные торги (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, электронном аукционе которые одновременно:
для заявок на электронный аукцион (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 ПП 102:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства — члены ЕЭАС;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2 ПП 102:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. № 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования».
В случае если заявка на открытый электронный аукцион (окончательное предложение в электронных закупках ), которая содержит предложение о поставке медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22.04.2016 № 337; от 30.05.2017 № 663; от 14.08.2017 № 968; от 19.12.2018 № 1590)
для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота в электронном аукционе ) медицинские изделия, включенные в перечень № 1 и не включенные в него;
для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота в электронном аукционе ) медицинские изделия, включенные в перечень № 2 и не включенные в него.
Итак, итоговый протокол опубликован в ЕИС. Через 10 дней (не ранее) контракт может быть заключен (ч.1 ст.51 44-ФЗ).
В течение 2-х рабочих дней после размещения в ЕИС протоколов в соответствии с ч.1 ст.51 заказчик направляет в ЕИС и на ЭТП неподписанный проект договора.
После этого в течение 5 рабочих дней исполнитель подписывает проект контракта электронной подписью и прикладывает подтверждение ОИК. В течение 2-х рабочих дней после подписания контракта победителем, заказчик также его подписывает и публикует в ЕИС.
Однако при возникновении разногласий по проекту договора, победитель размещает подписанный электронной подписью протокол разногласий. В протоколе разногласий он отражает свои замечания по положениям контракта, ссылаясь на соответствующие пункты.
У заказчика есть 2 рабочих дня, чтобы учесть замечания и доработать проект контракта, либо повторно опубликовать его в ЕИС. При этом заказчик готовит отдельный документ с указанием причин отказа.
После размещения в ЕИС доработанного проекта контракта или исходного проекта с отдельным документом о причинах отказа, победитель в течение 1 рабочего дня размещает в ЕИС подписанный проект контракта и подтверждение перечисления ОИК.
В течение 1 рабочего дня заказчик подписывает электронной подписью контракт и размещает его в ЕИС. После этого контракт будет заключен.
Когда победитель ЭА считается уклонившимся от заключения контракта:
- В назначенные сроки победитель не подписал проект контракта;
- Победитель не направил заказчику протокол разногласий в течение 5 рабочих дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта;
- Победитель не выполнил антидемпинговые требования согласно ст.37 44-ФЗ (в случае снижения цены контракта на 25% и более от НМЦК).
Извещение о проведении
Извещение об аукционе публикуются в ЕИС и в любых СМИ. При этом размещение извещения о проведении электронного аукциона по 44-ФЗ проводится в такие сроки:
- при цене контракта ниже 3 млн. руб. — минимум за неделю до окончательного срока приёма заявлений;
- при превышении стоимости контракта 3 млн. руб. — минимум за 15 дней.
Извещение должно содержать:
- реквизиты заказчика;
- дату проведения ЭА;
- контрактные условия;
- сроки исполнения;
- НМЦК и источники финансирования;
- ИНН;
- метод нахождения участников;
- сведения о подаче заявок;
- данные о размере и правилах предоставления заявочного обеспечения;
- информацию о контрактном обеспечении.
Первая часть заявки изучается заказчиком или аукционной комиссией в течение 3-5 дней, после чего выносится решение об участии или неучастии заявителя в аукционе в электронной форме.
Затем проводится сам аукцион в день, указанный в извещении. Это должен быть рабочий день, который следует за датой завершения срока анализа первых частей заявок. При этом оператор ЭТП привязывает время начала аукциона ко времени в часовом поясе, где находится заказчик.
В ходе ЭА его участники постепенно снижают НМЦК на величину, именующуюся шагом аукциона и составляющую от 0,5% до 5% НМЦК. Участники направляют предложения о цене контракта, которые предусматривают снижение уже имеющегося минимального предложения о контрактной цене на размер, соответствующий шагу аукциона. Однако участники ЭА не могут направлять предложения о цене контракта, если она:
- равна ранее поданной этим же участником цене;
- превышает размер ранее поданного предложения;
- имеет нулевой размер.
На протяжении получаса после окончания ЭА оператор публикует на электронной площадке протокол проведения аукциона, в который вносятся:
- адрес ЭТП;
- дата проведения, время начала и завершения ЭА;
- НМЦК;
- все минимальные предложения, сделанные участниками.
Затем в течение 1 часа после размещения протокола на площадке оператор отправляет его заказчику с присовокуплением к нему вторых частей заявок.
В первую очередь осуществление данного способа размещения госзаказа в электронной форме должно быть запланировано, внесено в план-график размещения заказа. Дальнейший порядок проведения аукциона включает следующие этапы:
- подготовку документации о закупке электронным способом;
- формирование извещения о размещении закупки и его опубликование в Единой системе государственных закупок;
- изучение документации потенциальными участниками, подачу и прием заявок;
- рассмотрение первых частей заявок после окончания срока приема заявок;
- собственно торги среди всех допущенных участников;
- рассмотрение комиссией вторых частей заявок и принятие решения об их соответствии требованиям закона и утвержденной документации;
- определение победителя;
- заключение контракта с победителем процедуры.
При этом процедура может быть признана несостоявшейся, что происходит в случаях, когда на участие в ней подана только 1 заявка либо их не последовало вовсе. При наличии только одной заявки контракт заключается с единственным участником, несмотря на признание процедуры несостоявшейся (п. 4 ч. 1 ст. 71 закона № 44-ФЗ).
Этап третий — обеспечение заявки
В соответствии с Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе» заказчик может устанавливать такое требование, как обеспечение заявки, размер которого не должен превышать 5% начальной максимальной цены контракта. И одним из главных условий участия в аукционе — это наличие на вашем электронном счете денежных средств в размере обеспечения заявки, которые заблокируются сразу после того, как вы подадите заявку на участие.
Обеспечение заявки вам вернут в течение 1 рабочего дня в следующих случаях:
- Вы победили и подписали контракт
- Вы заняли второе или последующее место, и контракт с победителем подписан
- Вы сами отозвали заявку до момента окончания их подачи
- Или вашу заявку все-таки отклонили из-за несоответствия ее требованиям документации.
- Обеспечение заявки автоматически возвращается и в том случае, если вы не смогли подать ни одного ценового предложения в ходе аукциона.
ВАЖНО!
В этом же случае вы попадете в реестр недобросовестных поставщиков, и в течение 2 лет не сможете принимать участие в тендерах!
Стоит также знать о том, когда обеспечение заявки вам не возвращается:
- Если в течение одного квартала и на одной ЭТП 2-ые части ваших заявок трижды были признаны несоответствующими требованиям, предусмотренным документацией аукциона
- Если вы уклонились от подписания контракта.
Этап седьмой — электронные торги
В назначенный день и час вы заходите в Личный кабинет электронной площадки и начинаете подавать свои ценовые предложения. Во время торгов вы и другие участники аукциона будете видеть только порядковые номера заявок, которые присваиваются всем участникам, и ценовые предложения. Вы должны подавать ценовые предложения строго в соответствии с установленным шагом аукциона и диапазоном. Как правило, шаг аукциона составляет от 0,5% до 5% от начальной максимальной цены контракта.
У вас будет 10 минут для того, чтобы подать свое ценовое предложение, которое должно быть ниже предложения предыдущего участника в пределах шага аукциона. Если в течение 10 минут после последнего предложения никто из участников не делает новое ценовое предложение, то аукцион завершается и наступает вторая фаза аукциона — так называемый «этап доподачи ценовых предложений», продолжительность которого составляет также ровно 10 минут.
Изменения в обеспечении заявок
По закону заказчик обязан установить обеспечение, если НМЦК превышает 5 млн рублей. В то же время правительству даны полномочия эту сумму изменить, что оно и сделало постановлением № 439. И теперь устанавливать обеспечение нужно при НМЦК от 1 млн рублей, а в более дешевых закупках — по желанию заказчика. Специалисты рекомендуют не устанавливать обеспечение в таких закупках.
Изменены положения по льготам:
- для СМП и СОНО льготы отменили;
- действуют льготы для казенных учреждений — они не предоставляют обеспечение заявки;
- есть льготы для организаций уголовно-исправительной системы и инвалидов: максимальное обеспечение составляет 2% от НМЦК, если она 20 млн рублей и выше (но при том условии, что в закупке заявлены преимущества для УИС и ОИ).
Способ обеспечения заявки выбирается участником. Это положение работает с 2019 года. Об этом сказано в части 52 статьи 112 закона 44-ФЗ.