Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приморская краевая организация». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Применение образовательных стандартов призвано перевести учебный процесс на новый уровень. Повышение стандартов преследует цель изменить ситуацию в стране в области образования. Работодатели обязаны сформировать блоки критериев по специальностям для педагогов. Планируется создать методики, направленные на повышение качества образования. Региональные особенности обязательно должны быть учтены.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования.
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.
Трудовые функции педагогов дополнительного образования
Функции педагогов дополнительного образования разделены на 3 подуровня в рамках одного уровня квалификации. Специалисты данного профиля соответствуют шестому уровню квалификации.
1 подуровень: преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Сюда относятся педработники:
|
Педагоги данной квалификации должны заниматься организацией образовательной деятельности обучающихся, досуговой деятельности в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы. Обеспечивать взаимодействие с родителями, осуществлять педагогический контроль освоения программы допобразования. Разрабатывать программно-методическое обеспечение. |
2 подуровень: организация методического сопровождения при реализации программ дополнительных общеобразовательных программ. Сюда относится методист и старшиий методист |
Иными словами, речь идет о методистах. Педагоги данного уровня квалификации должны осуществлять организационно-методическое сопровождение, проводить мониторинг и оценку качества реализации программ педагогами допобразования. |
3 подуровень: педагог-организатор, организация педагогического обеспечения программ дополнительного образования детей и взрослых Сюда относится педагог-организатор |
Это специалисты, которые должны организовывать и проводить массовые досуговые мероприятия, развивать социальное партнерство и продвигать услуги допоборазования детей и взрослых. Специалисты данного подуровня должны заниматься организацией допобразования по одному или нескольким направлениям деятельности. |
Соответствие педагога профессиональному стандарту
Профессиональный стандарт для учителя может расцениваться как набор квалификационных навыков. На них может равняться как начинающий педагог, так и опытный специалист. Работодатель обращает внимание на квалификацию по стандарту, когда принимает соискателя на работу. Тот претендент, который не соответствует требованиям стандарта, не будет принят на работу. Уже трудоустроенным сотрудникам будет сложнее подстроиться под новые стандарты, чтобы их деятельность оставалась актуальной и востребованной.
Профессиональные стандарты в области обучения внедряются с целью того, чтобы проводить аттестации и совершать контроль над уровнем компетенции педагогов. Если они не соответствуют заявленным требованиям, то таких специалистов необходимо направлять на обучение. По собственному желанию учителя могут проходить курсы повышения квалификации.
Зачем нужны профессиональные стандарты
Профессиональные стандарты начали внедрять в 2016 году. Важно понять отличие между квалификацией педагога и профстандартом. Квалификация – это наличие знаний и профессиональных навыков, а стандарт – это характеристика квалификации, описывающая ведение профдеятельности.
Введением профстандартов правительство преследовало цель более четко регулировать трудовые отношения. Применение профессиональных стандартов дает возможность формировать трудовую кадровую политику, а также разрабатывать преобразовательные программы.
Профстандарты в системе образования начали применять с 1 января 2017 года. Первым условием для осуществления деятельности педагога является его высшее образование. Но кроме знаний учитель должен иметь навыки, которые помогут качественно планировать и проводить уроки, поддерживать в классе дружелюбную атмосферу.
Таким образом, стандартом определяется список требований к педагогу, который должен быть не только квалифицированным специалистом, но и иметь богатый опыт общения с детьми. В обязанности педагога входит умение работать с любыми детьми, профессиональная работа с родителями, качественное обучение по программе, непрерывное развитие и оттачивание навыков.
Считается, что обновленный стандарт 2023 года даст возможность существенно улучшить подготовку специалистов для образовательной системы, а также решить одну из главных проблем, когда на выходе из педагогического вуза специалист обладает одним набором навыков, а при приеме на работу от него требуют совершенно другой. По этой причине внедрение профстандартов в законодательство носит исключительно положительный характер.
Новый профстандарт для педагогов
В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, стал актуальным с 1 сентября 2022 года.
Зачем нужны профессиональные стандарты
Чтобы правильно трактовать суть преобразований, необходимо понимать разницу определений. Например, квалификация — это набор знаний, умений и навыков, а стандарт — это образ, какой она должна быть в рамках того или иного предмета. В зависимости от потребностей времени последний меняется, а с ним и компетенции, которыми должен владеть учитель на текущий момент. Например, профстандарт педагога-психолога до появления такой специальности не существовал.
Нововведение в образовательной среде было продиктовано, в первую очередь, необходимостью урегулирования трудовых споров, возникающих в результате несоответствия обязанностей и их оплаты разным преподавателям.
Благодаря ему образовательные организации могут выделить в самостоятельную, согласно профстандарту, и должность педагога-организатора, и педагога по воспитательному процессу. Закрепление новых квалификационных требований позволит упростить принятие кадровых и иных решений.
Впервые подобные нормы стали применяться с 2016 года. Это послужило началом новой эры в образовании. Причина в том, что, в первую очередь, каждый претендент на должность учителя был обязан иметь вузовский диплом. Также ему полагалось уметь составлять поурочные планы и организовывать работу на уроке.
Применение профстандартов на практике
Внедрение стандартов для должностей включает ряд определенных этапов:
- Утверждение регламента, где указаны основные параметры внедрения: сроки, процессы, ответственные за это руководители.
- Исследование особенностей деятельности действующих сотрудников: нагрузки, обязанностей, квалификации.
- Поиск профстандартов, подходящих по профилю их деятельности, и внесение соответствующих изменений в кадровую документацию.
- Выработка критериев по оценке уровня работников и претендентов на трудоустройство.
- Внедрение мероприятий по повышению уровня сотрудников, а также по выполнению ими профильных функций.
- Проведение востребованных преобразований в организационной сфере: перераспределение обязанностей, введение новых позиций, переименование старых.
Итоговыми результатами для работодателя станет совершенствование системы кадрового делопроизводства, процессов трудоустройства и внутренних перемещений сотрудников, а также возможность корректно отправлять подчиненных на переобучение.
Квалификационные требования
Педагоги дошкольного и школьного уровней могут работать над проектированием и воплощением в жизнь как процессов образовательного характера, так и программ общего образования. Стандарт включает в себя и дошкольное, и три уровня школьного обучения: начальное, среднее и основное.
Претендуя на работу, соискатель должен обладать высшим или средним профобразованием (специальность «Образование и педнауки» или в той сфере, которая соответствует предмету). Квалификационные требования к работникам образования предусматривают возможность иметь высшее или среднее профильное образование и дополнительное по тому направлению, по которому учреждение ведет деятельность. Установленные нормативы для продолжительности практического опыта деятельности отсутствуют.
Квалификационные требования к работникам вузов
Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.
В документ включены требования к работнику, касающиеся:
- преподавания программ профессионального обучения, в том числе аспирантуры;
- обеспечения проведения учебно-производственного процесса;
- сопровождения группы учащихся педагогического и методического (в части реализации программ) характера;
- обеспечения мероприятий по профориентации.
Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:
- формирование программ;
- составление пособий для учебы.
Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.
Ступень обучения |
Требование |
---|---|
СПО, ВО |
Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине. |
ДПО |
Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения. Отсутствие — ДПО в сфере профобразования. |
Правила достижения результатов
Для того чтобы достичь максимального результата, необходимо грамотно применять разработанный стандарт. Он не должен стать мерой для жесткой регламентации деятельности сотрудников, а обязан быть стимулом к поиску новых методических приемов, нестандартных решений для сотрудников системы российского дополнительного образования.
Согласно стандарту, педагогический сотрудник обязан:
- проводить набор детей в группы, студии, творческие коллективы согласно разработанной программе;
- искать способы мотивации воспитанников;
- проводить мероприятия, направленные на повышение оснащенности учебного кабинета;
- разрабатывать специальные информационные материалы;
- учитывать пожелания родителей и воспитанников;
- помогать детям, разрабатывать для них индивидуальные образовательные траектории.
Именно педагог дошкольного образования обязан создавать для школьников оптимальные условия, чтобы каждый ребенок получал реальную возможность для раскрытия своего творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования.
В профессиональный стандарт включен и пункт, согласно которому педагог должен проводить работу, связанную с подготовкой своих воспитанников к разнообразным выставкам, конкурсам.
Настоящий профессионал знает, как создать условия для самоконтроля детей, найти вариант эффективного сотрудничества с другими организациями, родителями своих учеников.
Профстандарт педагога дополнительного образования
В 2015-м году был утвержден Федеральный закон №122-ФЗ, внесший изменения в Трудовой кодекс и образовательное законодательство. На его основе были приняты следующие акты:
- В Трудовом кодексе появилась статья 195.3, обязывавшая работодателей применять профстандарты для профессий, квалификационные параметры которых утверждены законодательно. Также в статье 57 ТК указывается на их необходимость в случаях, если профессия имеет законодательно установленные льготы, компенсации или ограничения.
- Было утверждено Постановление Правительства №584, где закреплялся обязательный характер профстандартов для находящихся в собственности государства организаций (бюджетная форма или более 50% компании контролируется государством).
- Аспекты практического действия профстандартов были разобраны Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253.
На основании данных актов можно сказать, что профстандарты необходимы, если:
- организация-работодатель находится в собственности государства;
- для профессии специально прописаны в трудовом законодательстве параметры квалификации, льготы, ограничения.
В других ситуациях, согласно ч 2. статьи 195.3 ТК, они применяются работодателями для определения обязанностей подчиненных на добровольной основе. Их применение дает следующие плюсы:
- Упорядочивание кадровой документации, что способствует, в том числе, профилактике столкновений с представителями трудовой инспекции и другими контролерами.
- Закрепление корректных, с точки зрения законодательства, параметров, по которым будет происходить оценка работников.
- Предъявление требований к работникам по поводу повышения их квалификации и перераспределения нагрузки.
Внимание! Сейчас сохраняют силу традиционные классификаторы ЕКС и ЕТКС. Работодатель сам принимает решение использовать их или сосредоточиться на профстандартах.
В 2018-м году Минтруд утвердил профстандарт 01.003 для педагога дополнительного образования детей и взрослых. Он включает четыре части, охватывающие основные аспекты должностной деятельности.
В первом разделе указаны цель деятельности, её группа и вид по кодам ОКВЭД и ОКЗ.
Следующий раздел отведен под общую характеристику трудовых функций, разделенных на два вида: обобщенные, лежащие в основе должности, и их составляющие – простые функции. В разделе упомянуты три обобщенные функции и 11 их составляющих.
Так, обобщенная функция «Преподавание дополнительных общеобразовательных программ» состоит из пяти составляющих: контроль и оценка усвоения учебных программ, разработка соответствующего программно-методического обеспечения и пр.
Для функций, как обобщенных, так и простых, даны уровни сложности и коды.
Третий раздел включает полное описание функций и их составляющих.
По обобщенным функциям имеются данные:
- возможные наименования специалистов, готовых к их выполнению;
- требования к их опыту и обучению;
- особые условия для допуска к выполнению функции;
- дополнительные сведения.
Так, для функции преподавания дополнительных программ дана следующая информация:
- пять наименований специалистов;
- наличие у них высшего либо среднего профильного образования;
- не меньше двух лет опыта работы по специальности;
- отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью и успешное прохождение медобследований;
- возможное прохождение инструктажей по различным аспектам безопасности – при работе с несовершеннолетними;
- коды для специалистов по различным классификаторам ОКЗ, ЕКС и пр.
Для простых функций даны следующие сведения:
- трудовые действия;
- необходимые для них практические навыки;
- нужные знания;
- дополнительные характеристики.
Для того, чтобы занимать должность педагога доп. образования или тренера – преподавателя спортивной секции необходимо иметь определённой уровень образования:
- Первый вариант: получить высшее педагогическое (от 4 лет) или среднее проф. образование по педспециальности. Здесь важно иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» (укрупненная группа специальностей).
- Второй вариант:пройти курс переподготовки по педагогике (3-6 месяцев). Если нет высшего или среднего педагогического образования, но есть другое высшее или среднее профессиональное образование (непедагогическое), то можно пройти курсы профессиональной переподготовки по направлению «Образование и педагогические науки. При этом переподготовку можно пройти уже после после трудоустройства, уже после заключения трудового договора. Главное, чтобы данный специалист по своему диплому так или иначе соответствовал тому предмету, который преподаёт. Например, если специалист имеет техническое образование в сфере IT-технологий, то этот специалист может вести кружок, факультатив или внеклассные мероприятия именно по этому направлению.
Руководители туристических походов и экспедиций (при работе с несовершеннолетними) должны обязательно пройти повышение квалификации.
Внедрение стандартов для должностей включает ряд определенных этапов:
- Утверждение регламента, где указаны основные параметры внедрения: сроки, процессы, ответственные за это руководители.
- Исследование особенностей деятельности действующих сотрудников: нагрузки, обязанностей, квалификации.
- Поиск профстандартов, подходящих по профилю их деятельности, и внесение соответствующих изменений в кадровую документацию.
- Выработка критериев по оценке уровня работников и претендентов на трудоустройство.
- Внедрение мероприятий по повышению уровня сотрудников, а также по выполнению ими профильных функций.
- Проведение востребованных преобразований в организационной сфере: перераспределение обязанностей, введение новых позиций, переименование старых.
Итоговыми результатами для работодателя станет совершенствование системы кадрового делопроизводства, процессов трудоустройства и внутренних перемещений сотрудников, а также возможность корректно отправлять подчиненных на переобучение.
Внимание! Может возникнуть ситуация, когда подчиненный не подходит под новые требования, но отказывается повышать свой уровень. Тогда можно попытаться задействовать статью 72.1 ТК, переведя его на менее ответственную позицию, поскольку действующий Трудовой кодекс не предусматривает возможность увольнения за несоответствие требованиям профстандарта.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
В Школе собраны курсы для педагогов по самой разной тематике и все они соответствуют требованиям профстандарта.
Например, учителю русского языка стоит пройти программу Преподавателю математики – … Идея внедрения профстандартов в образование не нова — пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась.
А основным вектором является ведение внутреннего и внешнего аудита. Система оплаты будет мотивировать преподавателей выполнять стандарты неукоснительно, поскольку от этого напрямую будет зависеть заработная плата. Позволит это внедрить измененная система оплаты, в которой будет прямо прописано, за что и сколько полагается человеку.
Более того, если гражданин не будет объективно соответствовать установленным нормам для конкретной профессии. Конкретные функции для работников разных квалификаций прописаны в самих стандартах, и по нему можно судить не только по функциональным обязательствам, но и требуемым умениям, а также набору знаний.
Пока что приняты не все необходимые документы, но и из имеющихся уже можно судить о том, что должны делать преподаватели, имеющие педагогическое образование и сдавшие необходимые экзамены на получение квалификационного уровня.
При этом сам профстандарт социального педагога следует учитывать при составлении должностных инструкций, так как в нем отражены оптимальные требования, применяемые к профессиональным качествам работника.
Справка
- при определении критериев оценки при аттестации работников;
- при разработке, формировании кадровой политики организации, а также ;
- при установлении критериев, систем оплаты.
- для определения и описания трудовых функций при заключении договоров;
- при разработке эффективных программ обучения;
- при разработке инструкций, регулирующих должностные обязанности;
Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых | 01.003 | |
---|---|---|
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Профстандарты для педагогов в 2021 году
Новый стандарт позволит немного усовершенствовать систему педагогики, подстраивая ее под современные требования в образовательном процессе, также немаловажен уровень знаний, который должны получать ребята. Понятное дело, что некоторые правила внедрить достаточно сложно, а иногда и вовсе едва возможно.
Допустим, в проекте говорится о том, что учитель должен отлично ориентироваться в информационных технологиях, попутно применяя их на деле, дети обязаны знать предмет, как следует. Но действительно не во всех школах для этого предусмотрена серьезная база. В некоторых провинциальных заведениях о таком даже не слышали. Но Министерство дает четко понять, что дополнительное финансирование выделяться не будет, с целью закупить планшеты, ПК, интерактивные доски, прочее.
Другая актуальная проблема сосредоточена на нехватке кадров, ведь часто учителя работают на 2 ставки, поэтому у них просто не хватает времени, чтобы дополнительно изучать иные предметы, оттачивая свои навыки.
Есть сомнения, что педагогам удастся найти подход к каждому школьнику, уделяя ему по максимуму внимания. Стандарт настаивает, что у учителя должно быть высшее образование, хотя в селах не все отвечает подобному требованию. Автоматически появляется проблема и как с ней справиться, временно не известно. Как бы ни было, результативность нововведений обсуждать следует после их официальной реализации.
Профессиональный стандарт включает в себя такое понятие, как квалификация. Она подразумевает под собой определённый уровень знаний, профессиональных опытов, а также навыков конкретного работника, которые позволяют ему выполнять свою работу на максимально высоком уровне и занимать какую-то конкретную должность соответствующей заработной платы.
В свою очередь профессиональным стандартом принято охарактеризовать квалификацию, которая необходима для выполнения конкретного вида профессиональной деятельности.
Уже давно было известно, что профстандарты станут обязательными с 1 января, переченьбыл представлен властями Российской Федерации, поэтому сюрпризом данной информации не стало. Ничего сверхъестественного в этом вопросе нет, потому что любой стандарт просто включает в себя описание квалификации и требования к определённой должности.
Очень важно уделить внимание тому, что в штатном расписании грамотно должны быть описаны должности. В особенности для тех работников, которые в той или иной степени имели ограничения. Работодатели обязаны руководствоваться данными документами при приеме отдельных людей на работу, а также ориентироваться на них для того, чтобы определить уровень квалификации сотрудника.
О том, что профессиональные стандарты должны быть обязательными, сделал заявление Владимир Путин.
Он сделал акцент на том, что внедрение подобных новшеств позволит не только улучшить деятельность определенной сферы государства, а и поднять уровень экономики.
С его слов стало ясно, что с 1 января в России вводится профстандарт педагогов, который должен был быть обязательным уже давно.
Естественно, представителям педагогической сферы деятельности потребовалось время для адаптирование к новым правилам, однако это пошло на пользу.
В профстандарт «Управление профессиональной образовательной организацией» входят две обобщённо-трудовые функции: руководство ПОО и управление образовательными программами.
При разработке проекта профстандарта сотрудники ФИРО руководствовались итогами анализа деятельности ПОО и требованиями органов исполнительной власти, регулирующих учреждения СПО. Исходя из пожеланий чиновников, в трудовой функционал руководителя колледжа вошла задача развития профессиональной образовательной организации.
– Что в первую очередь хочется от руководства профессиональной образовательной организации, так это видеть перспективу – выстраивать планы развития, стратегии развития и так далее, – пояснил Владимир Блинов.
Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 N 298Н
Наименование
Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
Код
С
Уровень квалификации
6
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
Х
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Педагог-организатор
Требования к образованию и обучению
Высшее образование – бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых
Высшее педагогическое образование – магистратура в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых
Высшее образование – специалитет или магистратура; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года
Требования к опыту практической работы
При наличии квалификации бакалавра работа педагогом дополнительного образования не менее двух лет
При наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
Другие характеристики
—
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
2357
Преподаватели по программам дополнительного обучения
ЕКС
—
Педагог-организатор
ОКПДТР
25481
Педагог-организатор
ОКСО
050710
Педагогика дополнительного образования
—
Любые направления подготовки и специальности
Требования к педагогам дополнительного образования и тренерам – преподавателям спортивных секций
Для того, чтобы занимать должность педагога доп. образования или тренера – преподавателя спортивной секции необходимо иметь определённой уровень образования:
- Первый вариант: получить высшее педагогическое (от 4 лет) или среднее проф. образование по педспециальности. Здесь важно иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» (укрупненная группа специальностей).
- Второй вариант:пройти курс переподготовки по педагогике (3-6 месяцев). Если нет высшего или среднего педагогического образования, но есть другое высшее или среднее профессиональное образование (непедагогическое), то можно пройти курсы профессиональной переподготовки по направлению «Образование и педагогические науки. При этом переподготовку можно пройти уже после после трудоустройства, уже после заключения трудового договора. Главное, чтобы данный специалист по своему диплому так или иначе соответствовал тому предмету, который преподаёт. Например, если специалист имеет техническое образование в сфере IT-технологий, то этот специалист может вести кружок, факультатив или внеклассные мероприятия именно по этому направлению.
Руководители туристических походов и экспедиций (при работе с несовершеннолетними) должны обязательно пройти повышение квалификации.
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
---|---|---|---|---|---|
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
6 |
Общепедагогическая функция. Обучение |
A/01.6 |
6 |
Воспитательная деятельность |
A/02.6 |
6 |
|||
Развивающая деятельность |
A/03.6 |
6 |
|||
B |
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ |
5 — 6 |
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования |
B/01.5 |
5 |
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования |
B/02.6 |
6 |
|||
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования |
B/03.6 |
6 |
|||
Модуль «Предметное обучение. Математика» |
B/04.6 |
6 |
|||
Модуль «Предметное обучение. Русский язык» |
B/05.6 |
6 |