Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный фонд Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Социальное страхование — один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, при обеспечении граждан — получателей социальных услуг путевками на санаторнокурортное лечение).
Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
Пенсионный фонд РФ (ПФР) — это централизованный фонд социального обеспечения населения. Он является страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд является самостоятельным финансовокредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-I.
Денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ПФР и отчет о его исполнении утверждаются в форме федеральных законов.
ПФР имеет в регионах Российской Федерации свои отделения.
Функции пенсионного фонда РФ
К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:
-
Назначение и выплата пенсий;
-
Ведение учета средств, поступающих на счета;
-
Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.
-
Взаимодействие со страхователями и работодателями;
-
Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;
-
Оформление и выдача материнских сертификатов;
-
Выплата средств материнского капитала;
-
Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;
-
Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;
-
Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.
Финансово-правовой режим ФФОМС
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) организован для финансового обеспечения медицинского обслуживания российских граждан по программе обязательного медицинского страхования.
ФФОМС является государственной некоммерческой организацией, имеющий статус финансово-кредитного учреждения. ФФОМС отчитывается перед Правительством РФ.
ФФОМС создавался для решения следующих задач:
- внесение предложений и реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования;
- проектирование и реализация мероприятий, призванных обеспечить финансовую стабильность системы обязательного медицинского страхования;
- помощь в реализации равномерного распределения и повышения качества оказываемых гражданам РФ медицинских услуг.
Денежный фонд ФФОМС образуется из следующих источников:
- Часть из налоговых поступлений, распределяемых Федеральным казначейством между органами бюджетной системы РФ, в которую входят следующие виды налогов:
- налог с организаций и предпринимателей, выбравших применение упрощенной системы налогообложения – 0,5%;
- налог, величина которого складывается из стоимости патента в связи с использованием упрощенной системы уплаты налогов – 0,5%;
- минимальный налог с организаций и предпринимателей, использующих упрощенную систему уплаты налогов – 2%;
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД), касающихся некоторых видов деятельности – 0,5%;
- единый налог для занимающихся сельским хозяйством – 0,2%.
- Прочие источники:
- пени и штрафы по уплатам в пользу Федерального фонда медицинского страхования;
- доходы от финансовых операций со свободными денежными средствами, находящимися под управлением ФСС;
- штрафы и санкции, взимаемые в качестве возмещения ущерба;
- безвозмездные взносы.
- Передача финансов из федерального бюджета.
- Прочие источники.
Чтобы защитить денежные средства фонда от инфляции, временно свободные финансовые средства размещаются в банковских депозитах, а также инвестируются в высоконадежные государственные ценные бумаги. Прибыль от данных операций может быть использован только для целей ФФОМС, касающихся финансового обеспечения обязательного медицинского страхования российских граждан.
Деятельность ФФОМС в области управления денежными средствами контролируется ревизионной комиссией, а также подвергается ежегодному аудиту. Результаты аудиторской проверки передаются Правительству РФ на рассмотрение.
Основные функции Пенсионного Фонда России
- Выплата пенсий по обязательному пенсионному страхованию (страховые и накопительные).Страховая часть пенсии выплачивается по старости (при достижении 55-ти лет для женщин и 60-ти лет — для мужчин), по инвалидности, когда человека признают инвалидом и присуждают ему определенную группу. Также к страховой пенсии относится выплата по потере кормильца. Она выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего.
- Начисление и выплата социальных пособий. Например, к ним относятся ветеранские выплаты, материнский капитал, социальная доплата к пенсии, если она ниже прожиточного минимума и т.д.
- Учет граждан РФ, которые являются участниками обязательного пенсионного страхования, выдача СНИЛС через отделения и офисы ПФР по всей России. Это систематизация, хранение и обработка данных о застрахованных лицах, об обязательных взносах, которые уплачиваются их работодателями и т.д. На каждого заводится специальный лицевой счет, где отображается вся информация. На сайте Госуслуг любой владелец СНИЛС может проверить свой лицевой счет и посмотреть сведения об уплате страховых взносов работодателями.
- Выдача сертификатов на материнский капитал. Именно Пенсионный Фонд России выдает родителям сертификаты на материнский капитал при предоставлении определенного пакета документов и заполнении заявления в офисе. ПФР же занимается выплатой материнского капитала через Казначейство.
- Грамотное инвестирование средств пенсионной системы для получения дохода. Обычно ПФР инвестирует средства через управляющие компании в государственные ценные бумаги, облигации и т.п. ПФР нельзя вкладывать средства в высокорискованные операции, он ограничен в своих возможностях по инвестированию.
Пенсионный Фонд — задачи и функции
Само название организации пошло от названия выплат, которые получают граждане, когда оказываются нетрудоспособными и нуждаются в государственной финансовой помощи. Такая социальная поддержка называется пенсией. А организация, из бюджета которой осуществляются эти выплаты, называется Пенсионным фондом. Сокращенно аббревиатура данной государственной организации звучит как ПФР.
Помимо основной функции, за ПФР закреплены также и другие, не менее важные. К ним относятся:
- ПФР формирует бюджет фонда за счет внебюджетных средств, которые отчисляются каждым работодателем в виде страховых взносов за работающих у него граждан. Помимо работодателей такие отчисления могут осуществлять сами граждане, а также иные зарубежные граждане и даже лица без гражданства. ПФР осуществляет управление всеми средствами, перечисляемыми ему, а также теми, которые подлежат обязательной выплате гражданам.
- Кроме этого, ПФР осуществляет весь учет страховых взносов, которые поступают в порядке обязательного страхования.
- Также ПФР производит расчет, назначение и начисление всех видов пенсионного обеспечения.
- Помимо основных выплат, ПФР рассчитывает дополнительные социальные выплаты некоторым категориям граждан, имеющим привилегии на их получение.
- ПФР ведет учет всех участников системы, выдавая им персонифицированный номер счета, на котором хранится вся необходимая информация.
- Пенсионный фонд контролирует отчисления работодателей и ведет взаимодействие с ними по поводу своевременной оплаты страховых взносов.
- На ПФР возложена обязанность по выдаче средств материнского капитала, а также дальнейшее их направление на целевые нужды согласно законодательству.
- ПФР обязан регулировать поступления и расходование средств из его бюджета. В случае образования дефицита средств он должен своевременно информировать об этом правительство в целях полноценного исполнения обязательств и сохранения устойчивого состояния пенсионной системы.
- ПФР принимал участие в софинансировании вкладов граждан, которые пошли на накопительную часть обеспечения. Согласно этой программе, граждане, вложившие от 2 до 12 тысяч рублей, должны получить удвоенную сумму при наступлении страхового случая. Однако на данный момент эта программа заморожена до 2020 года.
Это основные функции, возложенные государством на текущий год в 2020 году. ПФР является важным государственным органом, который осуществляет накопление взносов граждан и за счет этого обеспечивает своевременное пенсионное обеспечение нетрудоспособным гражданам.
Согласно установленному законодательству России, ПФР является не только простым государственным учреждением, но и наделен определенными публично-властными полномочиями. Кроме этого, ПФР предоставлена специальная правоспособность, отличающая данный фонд от других государственных и бюджетных организаций.
ПФР имеет многоуровневую систему, которая централизована и имеет следующую иерархическую последовательность:
- Федеральный уровень, распространяющий свои полномочия полностью на всю систему.
- Управление в федеральных округах может влиять на структуру только внутри своего округа, объединяющего несколько субъектов страны.
- Территориальные отделения внутри округов на уровне субъектов РФ имеют полномочия, распространяемые только на данный регион.
- Местный уровень представляет управление на территории одного населенного пункта.
Подотчетность данной иерархии осуществляется от низших к высшим органам. Наивысшим органом является Правление ПФР с исполнительным органом. В регионах отделения действуют юридически самостоятельно в пределах возложенных на них индивидуальных задач. Основными из них являются:
- осуществление расчета пенсионного обеспечения;
- назначение выплат;
- централизация деятельности местных управлений.
На местные управления, расположенные в городах, возлагаются только функции по расчету и выплате пенсий.
Пенсионный Фонд существует в основном за счет средств, которые вносят работодатели. Обычная ставка составляет 22% от фонда оплаты труда. Помимо этого имеется возможность делать добровольные взносы, при котором государство и работодатель в равном количестве вносят платежи. Размер его для государства должен составлять строго от 2 до 12 тысяч рублей. Работодатель при таком раскладе получает хорошую выгоду, ему предоставляется налоговый вычет из общей суммы заработка в размере до 12000 рублей.
Суммы взносов в ПФР в 2020 году по прежнему не зависят от МРОТ. Фиксированный платеж составляет 29354 рубля за страховой год для предприятий с доходом, не превышающим 300000 рублей. Если доход превышает указанную сумму, в ПФР придется дополнительно отчислять 1% от полученной прибыли.
Пенсионный фонд России контролирует персонифицированный учет. С 2018 года в ПФР необходимо сдавать три вида отчетности. Их предоставляют ежеквартально. После окончания налогового периода дается 30 дней, чтобы предоставить данные.
- Форма СЗВ-М содержит данные о работниках субъекта. Форма предоставляется предпринимателями, имеющими в штате наемных работников. По каждому работнику ведется персонифицированный учет, отчет предоставляется ежемесячно до 15 числа.
- СЗВ-Стаж содержит данные о работнике и его страховом стаже. Данные фиксируются для дальнейшего расчета пенсии работника. Отчет в ПФР предоставляется 1 раз в год в течение первых двух месяцев календарного года. Если в течение года от работника было принято заявление о выходе на пенсию, то необходимо передать СЗВ-Стаж в государственный фонд в течение 3 дней.
- ОДВ-1 ежегодная форма передается в пенсионный фонд вместе с отчетом СЗВ-Стаж. При выходе работника на пенсию правила по предоставлению этого отчета такие же, как у СЗВ-Стаж.
- СЗВ-ИСХ и СЗВ-КОРР – корректирующие ведомости.
При отсутствии наемных работников предприниматель не должен предоставлять отчетность в ПФР. Если граждане работают у ИП на временных работах, то сведения о них передаются в пенсионный фонд в установленном порядке.
Обязанностью предпринимателя является предоставлять сведения при изменении своих персональных данных.
Пенсионный Фонд РФ – это независимая государственная кредитно-финансовая организация, которая отвечает за сбор и накопление страховых взносов от работающего населения, для выплаты госпенсий и прочих социальных видов помощи населению страны. Формирование бюджета ПФ осуществляется за счет страховых отчислений от:
- Официально трудоустроенного населения.
- Частных предпринимателей.
Дотаций из общего бюджета страны на выплаты для государственных пенсий, а также различных целевых социальных пособий.
Денежные средства, которые возмещает ПФ Фонд занятости населения для выплат неработающим гражданам в виде досрочных пенсионных начислений.
Добровольные взносы от различных юридических, а также физических лиц, к примеру, от официально не трудоустроенных граждан, для пенсионных накоплений.
На сегодня структура ПФ состоит из 8 Управлений по Федеральным округам, а еще 81 Отделения ПФ по субъектам государства. Помимо этого, в регионах страны действуют более 2500 территориальных отделений при Пенсионном фонде. Пенсионный фонд – это не просто финансовое учреждение. Данная организация выполняет целый ряд важных для общества функций, а именно:
- Ведение учета страховых отчислений, которые поступают в категории обязательного пенсионного страхования.
- Назначение гражданам пенсионных выплат: назначаются по старости, в случае утраты кормильца, а также при получении инвалидности. Выплаты за счет государственного обеспечения предоставляются военным и их семействам и так далее.
- Назначение различным категориям населения специальной социальной помощи, к примеру, в связи с инвалидностью, ветеранам и так далее.
- Выдача гражданам специальных сертификатов для получения материнского капитала.
- Поименный учет для всех участников по системе обязательного страхования.
- Сотрудничество с работодателями, как лицами по внесению страховых взносов за своих сотрудников.
- Выполнение Государственной Программы по совместному финансированию пенсий для населения.
- Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей фирмы, а также приватными управляющими организациями.
На сегодня государственной управляющей компанией при Пенсионном фонде является «Внешэкономбанк.»
Многие меры поддержки в России — адресные. Это значит, что они полагаются конкретным гражданам, которые подходят под определенные условия. Одной из основных задач «Социального казначейства» является повышение эффективности адресных выплат и пособий. Причем произойти это должно на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном.
В результате те, кто действительно нуждается в материальной поддержке государства, станут получать больше выплат, ведь можно будет проанализировать доходы всех членов семьи и понять реальную картину. Возможно, через какое-то время власти даже смогут определить оптимальную сумму пособий для конкретного человека.
Сейчас сумма выплат семьям с детьми одинакова для всех получателей, относящихся к одной и той же категории. При помощи «Социального казначейства» можно было бы изменять величину пособий в зависимости от факторов, которые влияют на благосостояние семьи: собственная квартира или съемная, наличие кредитов, дорогостоящего автомобиля и так далее.
По поручению Президента Правительство подготовило Общенациональный план действий, цель которого — восстановить занятость россиян и повысить их доходы, а также улучшить экономические показатели. Всего в плане около 500 различных мероприятий, его окончательный вариант будет определен во второй половине июня.
Общенациональный план рассчитан на 2020–2021 годы. В нем предусмотрено три этапа восстановления экономики:
- Стабилизация ситуации — на этом этапе государство будет предпринимать меры, которые не допустят дальнейшего падения доходов россиян.
- Окончание процесса восстановления экономики — борьба с безработицей, более быстрый рост доходов людей.
- Устойчивый рост экономики — меры, принимаемые на этом этапе, нацелены на сокращение уровня бедности, увеличение числа предприятий среднего и малого бизнеса.
По предварительным данным, реализация плана потребует около 5 трлн рублей.
Раздел сайта пфр.гов.ру для граждан – участников системы пенсионного страхования объединил наибольшее число дистанционных сервисов. Они позволяют получить практически любую информацию о начислении, получении пенсий, социальных и других выплат, контролировать состояние лицевого счета, подавать заявления, обращения и жалобы, получать выписки, другие документы.
Набор сервисов на официальном сайте Пенсионного фонда России для самозанятых включает:
- доступ в личный кабинет, объединяющий возможности сервисов для участников программы пенсионного страхования и страхователей;
- общую информацию о предложениях и программах для самозанятых граждан;
- формирование отчетных и других документов для ПФ РФ, отправку их онлайн в территориальные подразделения Фона, получение результатов обработки.
Существует два принципа финансирования ОПС – распределительный и накопительный.
Распределительный принцип (или принцип солидарности поколений) – это те взносы, которые производятся из заработной платы трудоспособного населения и идут на выплаты пенсионных пособий нынешним нетрудоспособным категориям граждан. В данном случае нет индивидуального учета поступивших взносов.
Накопительный принцип – все средства, которые были получены от нынешних трудоспособных граждан, не расходуются на выплаты пенсий нетрудоспособному населению, а копятся и преумножаются за счет инвестиций, ожидая наступления страхового случая.
Все расходы, которые понес Пенсионный Фонд РФ, в результате выполнения возложенных на него функций, осуществляются за счет средств федерального бюджета и участвуют в общем расчете расходов ПФ за финансовый год.
Расходование средств идет на:
- выплату страхового обеспечения по ОПС;
- доставку пенсий;
- материально-техническую поддержку деятельности страховщика;
- оплату взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений;
- другие цели, которые не противоречат пенсионному законодательству РФ.
Отчетность по начислению и уплате страховых взносов
Начисление страховых взносов производится работодателем каждый месяц, но облагаемый доход работников каждый раз берется с начала года. Сумма для их перечисления определяется после вычитания из общей суммы взносов тех, что уже оплачены. Оплата производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
При этом взносы в ПФР перечисляются отдельно по накопительной и отдельно по страховой части трудовой пенсии.
Также отдельными поручениями перечисляются взносы в ФСС, начисленные работодателем на доходы работников, и взносы, удержанные из их зарплаты.
Отчетность по страховым взносам в ФСС предоставляется работодателем не позднее 15-го числа месяца, следующего за окончанием квартала, полугодия, 9-ти месяцев или года, а отчетность в ПФР и ФОМС — не позднее 15-го числа второго месяца. В эти же сроки сдаются ведомости с указанием персонально по каждому сотруднику информации о страховых взносах и страховом стаже.
Основные аспекты расчета и перечисления налога на имущество организаций в бюджет установлены нормами налогового кодекса и регионального законодательства.
Деятельность внебюджетных государственных фондов направлена на создание в стране ровного политического климата, без социальных взрывов и экономических потрясений. Этому весьма способствует и своевременное перечисление страховых взносов.
Порядок составления и утверждения бюджетов внебюджетных фондов
Составлением проектов бюджетов для государственных внебюджетных фондов в России занимаются органы управления этих фондов. Бюджет составляется на очередной финансовый год и предстоящий плановый период. После составления бюджет передается федеральному органу исполнительной власти, который осуществляет координацию деятельности фонда, чтобы он внес этот бюджет вместе с проектами федеральных законов, регулирующих тарифы страховых взносов, и другими документами, в Правительство Российской Федерации.
Принятие бюджетов государственных внебюджетных фондов происходит по представлению Правительства в виде федерального закона. Бюджеты принимаются не позднее, чем федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий период.
Если бюджет государственного внебюджетного фонда имеет дефицит, должны быть утверждены источники финансирования этого дефицита.
В проекте бюджета пенсионного фонда должны быть указаны показатели, которые характеризуют объемы пенсионных накоплений, учет которых ведется обособленно, по состоянию на начало и конец каждого финансового года. Все проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, вносимые в Государственную Думу Правительством, должны содержать сведения по показателям расходов и доходов, указанных в Бюджетном кодексе.
Поступив в Государственную думу, проекты бюджетов должны быть направлены в Совет Федерации, Президенту, в Счетную палату и и в комитеты Государственной Думы, где где могут быть внесены предложения и замечания. Комитет по бюджету определяет профильные комитеты, которые занимаются конкретными проектами бюджетов.
В первом чтении по проекту Федерального закона о бюджетах государственных внебюджетных фондов рассматривают:
- какой объём доходов прогнозируется в очередном финансовом году. Принимаются во внимание поступления из других бюджетов,
- какие расходы ожидаются в очередном финансовом году и планируемом периоде,
- дефицит или профицит бюджета.
Во втором чтении по проекту федерального закона о бюджетах определяют:
- как распределяются расходы в очередном финансовом году и плановом периоде. Деление производится по разделам, подразделам, целевым статьям и группам в соответствии с классификацией бюджетных расходов,
- откуда финансируется дефицит бюджета,
- как формулируются текстовые статьи проекта федеральных законов.
Рассмотрение в третьем чтении производится не позже, чем через 10 дней после принятия проекта во втором чтении. Третье чтение предназначено для принятия проекта в целом. Далее принятый в третьем чтении проект должен быть передан в Совет Федерации. Экспертизой проектов занимается Счётная палата и контрольно-счетные органы субъектов Федерации.
Пенсионный Фонд существует в основном за счет средств, которые вносят работодатели. Обычная ставка составляет 22% от фонда оплаты труда. Помимо этого имеется возможность делать добровольные взносы, при котором государство и работодатель в равном количестве вносят платежи. Размер его для государства должен составлять строго от 2 до 12 тысяч рублей. Работодатель при таком раскладе получает хорошую выгоду, ему предоставляется налоговый вычет из общей суммы заработка в размере до 12000 рублей.
Суммы взносов в ПФР в 2020 году по прежнему не зависят от МРОТ. Фиксированный платеж составляет 29354 рубля за страховой год для предприятий с доходом, не превышающим 300000 рублей. Если доход превышает указанную сумму, в ПФР придется дополнительно отчислять 1% от полученной прибыли.
Подведём краткие итоги по объединению внебюджетных фондов.
- С 2023 года фонды ПФР и ФСС объединяются в единый Социальный Фонд России. Это структурная реорганизация, но её должны учитывать все организации и индивидуальные предприниматели.
- Из-за объединения фондов вводятся новые отчётные формы и сроки перечисления страховых взносов за работников. Исключение — взносы на профзаболевания и травматизм, их администрирование будет происходить в прежнем порядке, в соответствии с законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
- Платежи за разные виды страхования работников (пенсионные, медицинские, социальные ВНиМ) будут входить в единый тариф взносов. При этом принцип расчёта не изменится: до достижения предельной базы работодатели будут перечислять 30% от выплат работникам, а после достижения — 15,1%.
- Вместо разных баз для исчисления страховых взносов (на пенсионное и социальное страхование) устанавливается единая база. В 2023 год её размер составит 1 917 000 рублей.
- Для работодателей из категории субъектов МСП ничего не изменится, новая единая предельная база для расчёта взносов в отношении них не применяется. Как и прежде, они будут платить 30% с выплат в пределах МРОТ и 15% с суммы свыше минимальной зарплаты.
Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России[7]:
- назначение и выплата пенсий;
- учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;
- персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования;
- взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
- выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
- выплата средств материнского капитала;
- управление средствами пенсионной системы;
- реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);
- с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
- с 2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.
Персонифицированный учёт в системе обязательного пенсионного страхования
Данные об уплате страхователями (работодателями) обязательных страховых взносов за работника, сведения о страховом (трудовом) стаже отражаются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, который ведёт Пенсионный фонд РФ для каждого официально работающего гражданина России. Порядок ведения этого лицевого счета регламентируется Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[4]. Любой гражданин РФ, имеющий СНИЛС, может проверить сведения об уплате обязательных страховых взносов своим работодателем на своем индивидуальном лицевом счёте в ПФР с помощью интернет-портала «Госуслуг»[9].
Многие меры поддержки в России — адресные. Это значит, что они полагаются конкретным гражданам, которые подходят под определенные условия. Одной из основных задач «Социального казначейства» является повышение эффективности адресных выплат и пособий. Причем произойти это должно на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном.
В результате те, кто действительно нуждается в материальной поддержке государства, станут получать больше выплат, ведь можно будет проанализировать доходы всех членов семьи и понять реальную картину. Возможно, через какое-то время власти даже смогут определить оптимальную сумму пособий для конкретного человека.
Сейчас сумма выплат семьям с детьми одинакова для всех получателей, относящихся к одной и той же категории. При помощи «Социального казначейства» можно было бы изменять величину пособий в зависимости от факторов, которые влияют на благосостояние семьи: собственная квартира или съемная, наличие кредитов, дорогостоящего автомобиля и так далее.
В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.
Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:
- по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
- по беременности и родам – 360 164 рубля за 140 дней;
- по уходу за ребенком до полутора лет – 31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.
Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).
Основные функции и назначение Пенсионного Фонда в России
Практически все россияне сталкивались с таким государственным учреждением, как Пенсионный фонд. Большинству граждан данный государственный орган известен как ответственная организация за выплату пенсий. Но на самом деле функции ПФР заключаются не только в этом. Сфера деятельности Пенсионного фонда намного шире, чем просто формирование и дальнейшая выплата пенсий.
Само название организации пошло от названия выплат, которые получают граждане, когда оказываются нетрудоспособными и нуждаются в государственной финансовой помощи. Такая социальная поддержка называется пенсией. А организация, из бюджета которой осуществляются эти выплаты, называется Пенсионным фондом. Сокращенно аббревиатура данной государственной организации звучит как ПФР.
Персонифицированный учет
Индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования.
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах: основой будущей пенсии гражданина являются страховые взносы, которые уплачивают за него работодатели в течение всей трудовой жизни.
Чтобы стать участником системы ОПС и формировать свои пенсионные права, нужно быть зарегистрированным в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР — стать застрахованным лицом. При регистрации гражданину присваивается страховой номер (СНИЛС) и открывается индивидуальный лицевой счет. На этом счете в течение всей трудовой деятельности застрахованного лица фиксируются данные, необходимые для назначения, выплаты и перерасчета пенсии: о стаже, периодах трудовой деятельности и местах работы, о выплатах и вознаграждениях, и в первую очередь — о страховых взносах, поступивших в фонд его будущей пенсии, на основе которых рассчитывается количество заработанных пенсионных баллов. Где бы гражданин ни работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, и по договору ГПХ, сведения о его стаже и страховых взносах на ОПС представляются работодателями в ПФР и хранятся как его индивидуальные сведения.
Правовая основа и принципы организации перс. учета установлены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Согласно закону, индивидуальные сведения представляются по формам и в порядке, утвержденным ПФ РФ.
С 2016 года индивидуальные сведения представляются в составе формы СЗВ-М. В соответствии с Постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103П «Об утверждении формы “Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)” и порядка заполнения формы указанных сведений» (зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2021 № 63505) работодатели обязаны представлять сведения по форме СЗВ-М на каждое застрахованное лицо, с которым в отчетном периоде (месяце) хотя бы один день действовал трудовой договор или договор ГПХ (вознаграждения по которым подлежат обложению страховыми взносами). Форма представляет собой список из четырех реквизитов: порядковый номер, ФИО, СНИЛС, ИНН. На бумаге можно сдать сведения только не более, чем на 24 человека. Если в СЗВ-М попало больше людей, следует сдавать форму в электронном виде с электронной подписью. Сроки сдачи для этой формы — не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Помимо ежемесячной СЗВ-М работодатели представляют в ПФР сведения по форме СЗВ-СТАЖ. До 01.03.2022 все работодатели должны будут отчитаться по форме за 2021 год. Также отправить в ПФР форму СЗВ-СТАЖ нужно в течение трех дней после получения от сотрудника заявления о назначении пенсии (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
При увольнении любого сотрудника необходимо выдать ему на руки копию сведений СЗВ-СТАЖ (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
С 2020 года страхователи-работодатели дополнительно сдают форму СЗВ-ТД (Постановление Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п). В отличие от другой персонифицированной отчетности, она привязана не к отчетным датам, а к кадровым событиям:
Срок сдачи зависит от кадрового события, в связи с которым подается форма. При приеме и увольнении — на следующий рабочий день после издания приказа или другого документа. В других случаях — не позднее 15-го числа следующего месяца.