Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за СЗВ-М: снизить или отменить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если штат сотрудников у работодателя по своей численности не превышает 25 человек, отчётность в ПФР следует сдавать только в электронном формате. Сдача отчётности в бумажном виде допускается при условии, что у работодателя менее 25 человек в штате. При этом работодатель вправе выбирать формат: он может представить отчётность как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Ошибочные данные по нескольким работникам
В следующем примере речь пойдет об оспаривании не самого факта наложения штрафа, а его суммы.
В организации работает 100 человек. СЗВ-М подавалась в последний день срока, однако принята не была. Причина — в отношении трех сотрудников указаны некорректные данные (СНИЛС либо ИНН). Бухгалтеру ничего не остается, кроме как исправить ошибки и подать форму позже 15-го числа. В Фонде посчитали, что отчет подан с нарушением срока, и наложили штраф — 500 рублей за каждое застрахованное лицо. То есть сумма штрафа составила 50 тыс. рублей.
Страхователь с этим не согласился. По его мнению, штраф должен рассчитываться исходя из количества лиц, в отношении которых в первоначально поданной форме были указаны некорректные данные. При таком расчете штраф должен составить всего 1,5 тыс. рублей. Кто прав?
Опять же, единого мнения арбитров на этот счет нет. Были решения, когда судьи принимали сторону Фонда (постановление АС Дальневосточного округа от 21.11.17 № Ф03-4421/2017). Но есть и противоположные исходы разбирательств, например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.08.17 № А27-22235/2016. В нем указано, что отчет с ошибками в отношении отдельных лиц не может считаться несданным в полном объеме. Соответственно, исчислять штраф исходя из общего количества застрахованных лиц неправомерно.
Таким образом, учитывая практику арбитражных судов, шанс на оспаривание подобного штрафа у страхователей имеется. Воспользоваться им или нет — это зависит от масштаба «бедствия».
Срок обжалования решения пенсионного фонда
При несогласии с начальником отдела обращаемся к лицу, возглавляющему местный пенсионный фонд. Если необходимо имеете право обратиться в областной, затем региональный фонд, вплоть до федерального уровня. Вы можете принести жалобу в письменном виде лично, можно отправить через обычную почту, также она может быть отправлена через электронную почту соответствующему органу. При подаче любым из указанных способов ваше обращение не противоречит правилам подачи, описанным в законе. Вам должны ответить в течение месяца.
Полученное решение вы с полным правом можете обжаловать в суде через жалобу на пенсионный фонд. Срок обжалования решения пенсионного фонда общий и составляет три года с момента нарушения Вашего пенсионного права. При обжаловании решения пенсионного фонда в суд госпошлина 300 рублей. Нужно направить исковое заявление с изложением всех обстоятельств дела и указанием своих требований. Обязательно приложите все копии необходимых документов. Наш адвокат станет Вашим помощником в борьбе с пенсионным фондом.
Исправление ошибки привело к несвоевременной сдаче СЗВ-М
Страхователь направил отчет СЗВ-М своевременно, после чего в документе нашлась ошибка. Для ее исправления подается уточненный отчет, но он поступает в ПФР после срока сдачи СЗВ-М.
Если работодатель самостоятельно обнаружил ошибку и исправил ее, к нему не применяются штрафные санкции. Об этом моменте указано в п. 40 Инструкции, регламентированной Приказом Минтруда от 22.04.2020 г. № 211н.
Как показывает практика, штрафа могут избежать даже те, кто исправил ошибку после того, как на нее указал ПФР. К примеру, ИП перепутал в СЗВ-М графы для заполнения имени и отчества. Он смог оспорить штраф в суде поскольку оплошность была незначительной (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 14.12.2018 г. № А27-6320/2018). Другой случай — организация допустила ошибку в отчестве сотрудника, и суд также встал на ее сторону (Определение ВС РФ от 28.09.2018 г. № 309-КГ18-14482).
Также суд может встать на сторону работодателя и отменить штраф ПФР, если страхователь укажет вместо отчества вторую часть имени иностранного сотрудника или ошибется в указании отчетного периода, неверное укажет СНИЛС работника или свой регистрационный номер в ПФР. В этих случаях суд может поддержать работодателя даже с учетом того, что неточности будут исправлены после того, как их выявит Пенсионный фонд.
При сдаче СЗВ-М воспользуйтесь возможностями программы 1С и ее сервиса 1С-Отчетность. В этом случае вы сможете правильно сформировать отчет и своевременно направить его в Пенсионный фонд. Тем самым вы оградите себя от штрафов и возможных разбирательств в суде.
Оспаривание решения ПФР о взыскании штрафа: успешный опыт обращения в суд
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области согласился с позицией Плательщика, снизив размер штрафа до 1000 рублей (сентябрь 2012).
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (ноябрь 2012) и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (март 2013) оставили решение без изменений. Правовая позиция Плательщика при обжаловании решения ПФР При рассмотрении дела требуется не только установить факт совершения правонарушения, но и степень вины правонарушителя. Для определения степени вины правонарушителя необходимо учитывать как тяжесть правонарушения, так и обстоятельства, смягчающие ответственность.
Пенсионный же фонд Российской Федерации ограничился лишь установлением первого без учета обстоятельств, смягчающих ответственность Плательщика. В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 39 Федерального закона руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Рекомендуем прочесть: Выплаты по профзаболеванию на год
Как проводят проверки
Алгоритм проверки сведений по форме СЗВ-М такой же, как и расчета РСВ-1 ПФР. То есть общий срок «камералки» – 3 месяца с момента получения отчетности.
Найдя ошибки или неточности, ревизоры запросят пояснения. В нагрузку они направят требование о представлении уточненных сведений (сдать дополняющие и/или отменяющие формы СЗВ-М). Исполните такое требование в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за тем, когда получили требование по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки на почтовом штампе. Вместе с пояснениями можете дополнительно представить в Фонд документы, которые подтверждают достоверность данных. Например, выписки из регистров бухучета.
Также ревизоры могут в ходе «камералки» вызвать представителя фирмы для дачи пояснений.
По итогам проверки сотрудниками ПФР найдены ошибки? Тогда будет оформлен акт. На это у контролеров 10 рабочих дней после того, как закончилась проверка.
Затем идет вручение акта. На это отводится пять рабочих дней. Если акт направили по почте заказным письмом, то он считается полученным через шесть дней.
Если есть возражения, их можно направить в течение 15 рабочих дней с даты, когда получили акт. Далее Фонд рассматривает возражения и принимает решение – либо оштрафовать, либо отказаться от санкций. Возможен вариант и с частичной отменой штрафа.
Если фондом нарушены сроки выставления требования об уплате штрафных санкций, проверяющие не смогут взыскать их с работодателя в судебном порядке. Это связано с тем, что для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности, не погашенной страхователем на основании требования об уплате, выставленного фондом, отведено шесть месяцев с даты окончания срока исполнения требования.
Однако на практике проверяющие из ПФР зачастую отсчитывают сроки для составления требований не с той даты, когда работодатель должен был подать персонифицированную отчетность, а со дня, когда он фактически представил ее с опозданием. Суды считают это неправомерным. Так, к примеру, к подобному выводу пришел АС Уральского округа в постановлении от 10.06.2020 № Ф09-2977/20.
Организация с нарушением срока представила в мае 2019 года форму СЗВ-СТАЖ по итогам 2018 года, а также формы СЗВ-М за отчетные месяцы 2018 года (с марта по декабрь) и 2019 года (с января по март).
Фонд выставил работодателю требование об уплате штрафа, отсчитав срок для его исполнения с даты подачи работодателем отчетности, т.е. с мая 2019 года.
После того как организация в добровольном порядке его не исполнила, проверяющие обратились в АС Уральского округа, полагая, что шесть месяцев для такого обращения еще не истекли. Однако суд частично отказал в удовлетворении заявления, аргументировав это следующим образом.
Порядок уплаты страховых взносов (в частности, взносов на пенсионное страхование) регулируется НК РФ.
В связи с этим при применении мер ответственности за нарушение сроков подачи персотчетности нужно учитывать положения НК РФ. В соответствии с п. 3 ст.
46 НК РФ заявление о взыскании штрафа подается в суд контролирующим органом в течение шести месяцев с даты истечения срока исполнения требования об уплате.
При этом кассационный суд, ссылаясь на п. 14 Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.
2005 № 5, указал, что срок давности привлечения к ответственности за Правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Следовательно, с этого момента начинается исчисление сроков для оформления требований об уплате штрафов.
Поскольку СЗВ-М подается ежемесячно, то и требование на уплату штрафа за просрочку ее подачи фонд должен был выставлять отдельно, то есть на каждую отчетность, которая не была подана вовремя. К примеру, в отношении СЗВ-М за март 2018 года, не представленной 16 апреля 2018 года, процессуальные сроки для взыскания нужно отсчитывать с 17 апреля 2018 года.
Заметим, что АС Уральского округа уже высказывал аналогичную точку зрения в отношении порядка исчисления сроков для взыскания санкций за нарушение сроков подачи персотчетности (см. здесь).
Как подавать возражения на акт ПФР по СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ
Камеральная или выездная проверка представителем Фонда может быть проведена в т.ч. на предмет проверки сведений, представленных в отчете СЗВ-М, а также в относительно новом (подается с отчетности за 2017 год) отчете СЗВ-СТАЖ.
Нередко можно услышать мнение, что подавать возражения (или давать пояснения в ходе проверки) бесполезно. Однако это не так, и возможность доказывать и отстаивать свою правоту, предоставлена плательщику взносов законом, в качестве права.
Предоставлять возражения на акт ПФР целесообразно уже хотя бы потому, что это дает возможность страхователю:
-
взвешенно и обдуманно сформулировать и изложить с аргументацией свою позицию по вопросам о том, почему в расчеты включены именно такие, а не иные данные;
-
избежать списания в бесспорном порядке средств со счета на погашение назначенного штрафа;
-
указать на процедурные нарушения, допущенные сотрудниками Фонда в ходе проверки.
Акт вручается страхователю в течение 5 дней с даты подписания. Он может быть передан тремя способами:
-
под расписку представителю страхователя при личном посещении клиентской службы ПФР;
-
через почтового оператора (отправляется заказным письмом);
-
в электронном виде (если страхователь зарегистрирован в качестве пользователя системы электронного документооборота).
При получении акта проверки, возражения могут быть представлены страхователем не позднее 15 дней с даты, указанной в отметке о вручении, или доставке (дата устанавливается по отметке почты о вручении или сведений об отправке по системе телекоммуникационных связей (ст. 17 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Досудебное обжалование
Гражданин вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее – жалоба).
В досудебном (внесудебном) порядке гражданин имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР:
- в ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя территориального органа ПФР;
- в вышестоящий территориальный орган ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;
- к руководителю территориального органа ПФР – на решение и действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР.
Жалоба должна содержать:
- наименование территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства гражданина (представителя), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю);
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги;
- доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) должностных лиц при предоставлении государственной услуги. Гражданином (представителем) могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы гражданина, либо их копии.
В случае если жалоба подается через представителя гражданина, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина.
Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальными органами ПФР (в месте, где гражданин подавал заявление (извещение), либо в месте, где гражданином получен результат предоставления государственной услуги).
Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.
Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
В случае подачи жалобы при личном приеме гражданин представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В электронном виде жалоба может быть подана гражданином посредством:
- Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (в случае если государственная услуга была получена на Едином портале);
Жалоба рассматривается территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) данного органа, его должностного лица. В случае если обжалуются решения руководителя территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган ПФР (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В случае если жалоба подана гражданином в ПФР и (или) территориальный орган ПФР, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует гражданина о перенаправлении жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
Жалоба может быть подана гражданином через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР, предоставляющий государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и территориальным органом ПФР, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в территориальном органе ПФР, предоставляющем государственную услугу.
Гражданин может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации заявления;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у гражданина документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- затребование с гражданина при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- отказ территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
В территориальных органах ПФР определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:
- прием и рассмотрение жалоб;
- направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления все имеющиеся материалы направляются в органы прокуратуры.
Территориальные органы ПФР, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:
- оснащение мест приема жалоб;
- информирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, на Едином портале;
- консультирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
- заключение соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и территориальными органами ПФР в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи гражданам результатов рассмотрения жалоб;
- формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).
Жалоба, поступившая в ПФР или территориальный орган ПФР, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.
Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены ПФР или территориальным органом ПФР.
В случае обжалования гражданином отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у гражданина, либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (далее – решение). Решение принимается в форме акта ПФР или территориального органа ПФР.
При удовлетворении жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче гражданину результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Информирование заявителя о результатах рассмотрения жалобы осуществляется путем направления гражданину соответствующего ответа.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется гражданину не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме или по желанию гражданина в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В случае если жалоба была направлена через систему досудебного обжалования, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
- наименование территориального органа ПФР, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, принявшего решение;
- номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;
- основания для принятия решения;
- принятое решение;
- в случае если жалоба признана обоснованной – сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
- сведения о порядке обжалования решения.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем ПФР или территориального органа ПФР.
По желанию гражданина ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа.
ПФР, территориальный орган ПФР отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
- наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
- подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие решения, принятого ранее в отношении того же гражданина и по тому же предмету жалобы.
ПФР, территориальный орган ПФР вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
- наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес гражданина, указанные в жалобе.
Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вышестоящем территориальном органе ПФР, в ПФР или в судебном порядке.
Граждане имеют право обратиться в ПФР, в территориальный орган ПФР за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме гражданина, или в электронном виде.
Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы граждане могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
Через систему досудебного обжалования жалоба может быть подана в отношении следующих услуг ПФР:
- Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»
- Бесплатное информирование плательщиков страховых взносов о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и их должностных лиц, а также предоставление форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснение порядка их заполнения
- Информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
- Прием от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
- Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
- Выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
- Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
- Установление и выплата дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности
- Выплата пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
- Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал
- Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала
- Предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- Установление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации
- Установление федеральной социальной доплаты к пенсии
- Прием, рассмотрение и принятие решений по заявлениям (уведомлению) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений
- Прием от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование
- «Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»
Для подачи иска в суд следует оплатить стандартную пошлину на рассмотрение дела – 300 рублей.
В случаях, если иск рассматривается по КАС, пенсионеры могут не облагаться пошлиной. Однако, это следует уточнять в самом суде во избежание отказа в рассмотрении дела.
При достижении определенного возраста большинство из нас выходит на пенсию. Это своего рода плата государства за трудовые заслуги.
Однако для того, чтобы претендовать на положенные выплаты, работодатели должны делать в пользу работника страховые взносы. В противном случае они взыскиваются принудительно.
И тогда предприятию остается лишь один выход обжалование решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки и штрафов по страховым взносам. Итак, как отметить решение ПФР?
Готовим возражение на штраф
Действия фонда не всегда могут быть законными: здесь играет роль человеческий фактор. Поэтому иногда штрафы не имеют реальных обоснований. В таких случаях всё решит суд, а чтобы положиться на его компетентность, необходимо подать иск.
Для составления вашего возражения на действия сотрудников страхового фонда рекомендуем придерживаться последовательности действий:
- Для начала ознакомьтесь с тем, что указал фонд в акте проверки. Если вы проигнорируйте этот документ, то и в суд не сможете подать;
- Проанализируйте обоснованность требования об уплате суммы штрафа за ошибки в фонд (если данные недостоверные, то соберите все необходимые доказательства, которые это подтвердят);
- В возражении укажите ваши аргументы в пользу отмены/снижения штрафа, а также не забудьте прикрепить сам отчёт;
- Составленное возражение отправляйте на рассмотрение суда.
Сроки сдачи документа
С 2020 года начали действовать новые термины для подачи отчета по форме СЗВ-М. С этого времени работодателю дается больше времени на подготовку и предоставление отчетности. Если в прошлом году граничным сроком подачи было включительно 10 число, следующего за отчетным, месяца, то сегодня наниматель имеет на 5 дней больше, то есть сдать форму следует до 15 числа следующего месяца.
Не существует никаких законодательных запретов на досрочную подачу отчета. Это означает, что работодатель может подготовить и подать его еще до окончания отчетного периода.
Однако, в этом вопросе лучше не торопиться, поскольку даже в последний день уходящего месяца в организацию может быть принят новый сотрудник. В результате придется подавать СЗВ-М повторно, при чем это уже будет уточняющая форма. В противном случае не удастся избежать штрафных санкций.
Если работники Пенсионного фонда выявят нарушения, то ими будет составлен акт. Форма этого документа утверждена постановлением Правления ПФР от 23.11.2016 № 1058п. Страхователя с ним обязательно ознакомят. Если компания не согласна с актом, то нужно направить письменные возражения. Сделать это требуется в течение 15 дней после получения акта.
Рассмотрев возражения контролеры примут решение – привлекать страхователя к ответственности или нет. Если Фонд будет настаивать на штрафе, то его придется заплатить. Как оспорить штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2019 году? Обратиться в суд.
Компании, с количеством застрахованных более 24 человек, должны сдавать отчетность только в электронной форме. Подача СЗВ-М на бумажном носителе так же станет основанием для штрафа. Его размер составит 1 000 руб. (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Основания для отмены штрафа
ПФР не будет разбираться, почему вы просрочили или ошиблись в СЗВ-М. Готовьтесь самостоятельно доказывать, что штраф «не положен». Аргументы могут быть следующие:
- ПФР не отправил уведомление об ошибках
При обнаружении ошибок в СЗВ-М ПФР должен направить уведомление об устранении ошибок в 5-дневный срок (или отрицательный протокол). Если фонд этого не сделал, а сразу составил акт об обнаружении правонарушения, у вас есть все шансы отбиться от штрафа в суде (Постановление 19 ААС по делу № А48-108/2019).
- Самостоятельно исправили ошибки
Если заметили ошибки в сданных СЗВ-М раньше, чем ПФР, у вас есть право безнаказанно их исправить. В этом случае отменяющую и (или) дополняющую СЗВ-М вы можете сдать и после установленного срока, суд будет на вашей стороне (Постановление АС ПО от 11.12.2017 № Ф06-27663/2017).
Другое дело с дополняющей СЗВ-М по «забытым» сотрудникам. Есть судебные решения в пользу страхователей: Постановление АС ПО от 25.04.2018 № Ф06-31604/2018, Постановление АС ПО от 25.04.2018 № Ф06-31604/2018. Но есть решения, в которых суд признает такие сведения не дополняющими, а новыми, и оставляет штраф: Постановление АС ДВО от 28.02.2018 № Ф03-154/2018, Постановление АС ДВО от 28.02.2018 № Ф03-154/2018. За второй подход говорит и Инструкция о порядке ведения персучета.
- Просрочили не по своей вине
К обстоятельствам, полностью снимающим с вас вину, относятся, например, отключение электричества и неисправность сетевого оборудования (Постановление АС ВВО по делу № А28-11249/2016).
- Технические ошибки на стороне ПФР
Дата сдачи отчетности по ТКС — это дата, когда отчет принят оператором. Поэтому если вы отправите отчет вовремя, а ПФР примет его уже после установленного срока сдачи и обвинит в просрочке, штраф получится отменить. Главное доказательство вашей правоты — справка о приеме отчета оператором электронной отчетности.
Основания для снижения штрафа
Чем больше смягчающих обстоятельств вы перечислите, тем больше вероятность, что суд снизит штраф. На практике суды «засчитывают» следующие аргументы:
- Впервые просрочили СЗВ-М или допустили ошибку;
- Сдали с опозданием всего на несколько дней (от 1 до 14 — на усмотрение суда);
- Не нанесли ущерб бюджету;
Ущерб будет, если не сдали сведения по работающим пенсионерам и им проиндексировали пенсию. Если у вас нет таких работников, то несвоевременная или неправильная СЗВ-М не повредит бюджету.
- Работаете в социально значимых сферах;
Например, вы работаете в ЖКХ, здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве, или являетесь градообразующим предприятием, некоммерческой организацией. В подтверждение приложите лицензию, выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с «социальными» кодами ОКВЭД.
- Находитесь в тяжелом финансовом положении;
Например, у вас нет хозяйственной деятельности, сезонный характер работ, банкротство, ликвидация, реорганизация. Отсутствие денег подтвердите банковскими выписками, наличие работников — штатным расписанием, табелем учета рабочего времени, наличие кредиторской задолженности — справкой-расшифровкой.
- «Личные» обстоятельства для ИП;
Это болезнь, инвалидность, маленькие дети, пенсионный возраст, наличие кредитов.
- Болезнь главбуха, руководителя, подтвержденная больничным листом.
Основания для отмены штрафа
ПФР не будет разбираться, почему вы просрочили или ошиблись в СЗВ-М. Готовьтесь самостоятельно доказывать, что штраф «не положен». Аргументы могут быть следующие:
- ПФР не отправил уведомление об ошибках
При обнаружении ошибок в СЗВ-М ПФР должен направить уведомление об устранении ошибок в 5-дневный срок (или отрицательный протокол). Если фонд этого не сделал, а сразу составил акт об обнаружении правонарушения, у вас есть все шансы отбиться от штрафа в суде (Постановление 19 ААС по делу № А48-108/2019).
- Самостоятельно исправили ошибки
Если заметили ошибки в сданных СЗВ-М раньше, чем ПФР, у вас есть право безнаказанно их исправить. В этом случае отменяющую и (или) дополняющую СЗВ-М вы можете сдать и после установленного срока, суд будет на вашей стороне (Постановление АС ПО от 11.12.2017 № Ф06-27663/2017).
Другое дело с дополняющей СЗВ-М по «забытым» сотрудникам. Есть судебные решения в пользу страхователей: Постановление АС ПО от 25.04.2018 № Ф06-31604/2018, Постановление АС ПО от 25.04.2018 № Ф06-31604/2018.
Но есть решения, в которых суд признает такие сведения не дополняющими, а новыми, и оставляет штраф: Постановление АС ДВО от 28.02.2018 № Ф03-154/2018, Постановление АС ДВО от 28.02.2018 № Ф03-154/2018. За второй подход говорит и Инструкция о порядке ведения персучета (п. 40 Инструкции (утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н)).
- Просрочили не по своей вине
К обстоятельствам, полностью снимающим с вас вину, относятся, например, отключение электричества и неисправность сетевого оборудования (Постановление АС ВВО по делу № А28-11249/2016).
- Технические ошибки на стороне ПФР
Дата сдачи отчетности по ТКС — это дата, когда отчет принят оператором (п. 33 Инструкции (утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н)). Поэтому если вы отправите отчет вовремя, а ПФР примет его уже после установленного срока сдачи и «обвинит» в просрочке, штраф получится отменить. Главное доказательство вашей правоты — справка о приеме отчета оператором электронной отчетности.
Самое важное в отчете – не ошибиться в личных данных сотрудников, присвоить верные коды периодам работы, иначе – штрафные санкции: за несоблюдение порядка представления отчетности в электронном виде предусмотрен штраф в размере 1000 руб. (ст
17 Федерального закона № 27-ФЗ). Штраф за несвоевременное представление формы СЗВ-СТАЖ либо представление неполных и (или) недостоверных сведений составит 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
ПФР ушел от стандартной работы при корректировке отчетности: теперь бухгалтерам предстоит работать не с той же формой СЗВ-СТАЖ и править ее, а со специальной, самостоятельной формой СЗВ-КОРР, которая предназначена для корректировки сведений, отраженных страхователем в ранее поданной отчетности (Постановление Правления ПФР от 11.01.2017 № 3п). Форма СЗВ-КОРР создана и предоставляется как раз в случае необходимости уточнить, исправить или отменить данные, учтенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Данная форма имеет три типа сведений: корректирующая, отменяющая и особая.
СЗВ-КОРР подается с типом сведений «корректирующая» в случае необходимости уточнения, исправления данных, учтенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц (далее ИЛС ЗЛ), к примеру, ошибочно записали период работы. Это самый распространенный тип формы.
Тип сведений «отменяющая» подается в ПФР при необходимости отмены ранее указанных сведений. Например, если бухгалтер внесла сведения по лишнему сотруднику или ошибочно указала его дважды.
С типом сведений «особая» СЗВ-КОРР подается на застрахованное лицо, сведения по которому отсутствовали в отчетности, ранее предоставленной страхователем. Например, если внесении данных предусмотрено решением суда.
Сама форма СЗВ-КОРР состоит из шести разделов, где 1, 2 и 3 разделы содержат общую информацию о страхователе и работнике и заполняются вне зависимости от типа сведений. Раздел 4 содержит сведения о корректировке заработка и взносов застрахованного лица. Раздел 5 включает в себя сведения о корректировки по доходам, с которых исчислены страховые взносы по дополнительному тарифу. В шестой раздел страхователь вносит правки по периодам работы застрахованного лица.
Соответственно, в зависимости от типа формы в СЗВ-КОРР заполняются определенные разделы, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Типы форм СЗВ-КОРР
Тип формы | Заполняемые в форме разделы |
Форма СЗВ-КОРР с типом «КОРР» |
Разделы 1-3 и хотя бы один из разделов 4-6 формы. Корректируются только данные, указанные в разделах 3-6 формы:
Раздел 4 графы 1-6 – данные о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений застрахованного лица заменяют данные, учтенные на ИЛС ЗЛ Раздел 4 графы 7-13 – данные о начисленных и уплаченных страховых взносах дополняют данные, учтенные на ИЛС ЗЛ Разделы 5-6 – заменяют данные, учтенные на ИЛС ЗЛ |
Форма СЗВ-КОРР с типом «ОТМН» | Заполнению подлежат только Раздел 1 и Раздел 2 – отменяются данные, учтенные на ИЛС за отчетный период, который корректируется |
Форма СЗВ-КОРР с типом «ОСОБ» | Заполнению подлежат Разделы 1-3 – вносятся данные о «забытых» сотрудниках |
Для заполнения территориальных условий, особых условий труда, исчисления страхового стажа, условий для досрочного назначения трудовой пенсии, используется классификатор параметров, применяемый при заполнении сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (приложение к Постановлению Правления ПФР от 11.01.2017 №3п).
Что касается сроков сдачи для СЗВ-КОРР, то отчет сдается при наступлении того случая, когда внесены правки, фонд примет отчет в любое время при необходимости, тем более сам фонд советует при обнаружении ошибки не дожидаться отрицательного протокола, а формировать СЗВ-КОРР и сразу отправлять в ПФР.
Как составить возражения по акту проверки ПФР образец оформления документа
Если с выводами по акту проверки страхователь не согласен, либо проверяющими Фонда были нарушены проверяемые периоды (с 01.01.2017 г. администрирование по взносам на пенсионное страхование было передано ФНС, поэтому специалисты ПФР могут подвергать проверке страхвзносы только за периоды не позднее 31.12.2016 г.), он имеет право направить в адрес ПФР возражения.
Документ составляется по типовой структуре, согласно которой образец возражения на акт ПФР выглядит следующим образом:
-
шапка
-
указывается наименование отделения ПФР, проводившего проверку, и его адрес, регистрационные данные страхователя;
-
заголовок документа
-
включает в себя наименование документа, дату составления, номер акта, на который составлены возражения;
-
преамбула
-
часть, в которой необходимо указать основные сведения – указание на акт, на который представляются возражения, сведения о действиях, предписанных страхователю ревизором Фонда, и предмете возражений, основания представления возражений.
-
мотивировочная часть
-
раздел документа, в котором страхователь излагает свои возражения на акт, обоснование своего мнения, указания на правовые акты;
-
резюмирующая часть
-
часть документа, в которой страхователь излагает просьбу о рассмотрении возражений на акт ПФР, о вынесении решения об отмене выводов Фонда и решения о привлечении страхователя к ответственности;
-
приложения
-
указывается перечень документов, подтверждающих доводы страхователя.
Рассмотрим на примерах как пишется возражение на акт ПФР (образец по СЗВ-М), в каждой из частей.
-
Шапка
В Управление Пенсионного Фонда РФ № 4
по г. Москве
ООО «Прогресс»
рег. № 111-222-345678
ИНН № 7703123456
гор. Москва, пр. Мира,158, корп.2, офис 96
Похожие записи: