Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на ОПО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на ОПО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Действующая законодательная нормативная база в области промышленной безопасности обязывает все предприятия, эксплуатирующие ОПО, иметь разработанное Положение о порядке расследования причин инцидентов, не устанавливая определенных условий и требований к его разработчикам. Следовательно, любое предприятие при возникновении трудностей в процессе разработки порядок расследования инцидентов вправе обратиться за помощью в данном вопросе к специализированной компании.

Структура положения о порядке расследования причин инцидентов

Положение о техническом расследования причин аварий и инцидентов на ОПО подписывается ответственным сотрудником за осуществление производственного контроля и утверждается руководителем организации. Положение состоит из 5-и частей и приложений к нему:

  1. Вводная часть — содержит термины и определения, классификацию инцидентов.
  2. Общие положения — содержит информацию о том, кто разработал положение, для чего разработано положение;
  3. Порядок работы комиссии по техническому расследованию причин инцидента;
  4. Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин инцидента;
  5. Сведения, характеризующие опасный производственный объект;
  6. Приложение N 1. Оперативное сообщение об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (рекомендуемый образец)
  • Информация об авариях на объектах магистрального трубопроводного транспорта (газопровод, нефтепровод, нефтепродуктопровод, аммиакопровод) и сетях газораспределения природного газа и сжиженных углеводородов
  • Приложение N 2. Оперативное сообщение об инциденте на опасном производственном объекте (рекомендуемый образец)
  • Приложение N 3. Акт технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении (рекомендуемый образец)
  • Приложение N 4. Журнал учета аварий, произошедших на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений (рекомендуемый образец)
  • Приложение N 5. Журнал регистрации случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (рекомендуемый образец)
  • Приложение N 6. Акт технического расследования случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (рекомендуемый образец)
  • Кем может разрабатываться ПРИ, порядок его согласования и утверждения.

    Также, привлечение специализированной организации, профессионально занимающейся разработкой документации по промышленной безопасности, актуально в целях экономии времени. После составления ПРИ необходимо в обязательном порядке согласовать с органами Ростехнадзора (РТН). Данная процедура длится в течение 30 рабочих дней, и в случае обнаружения сотрудниками РТН каких-либо недоработок предприятие получает отказ в согласовании предоставленного Положения. Подобных нежелательных потерь временных ресурсов предприятия можно избежать, обратившись за помощью к профессионалам.

    Перед тем, как направить на согласование порядок расследования инцидентов, его следует подписать должностным лицом, ответственным за реализацию производственного контроля и утвердить директором предприятия.

    РТН регулярно проверяет деятельность предпринимателей, которые эксплуатируют ОПО I—III классов опасности:

    • I и II— не чаще раза в год;
    • III— не чаще раза в 3 года.

    Предприятия, которые используют ОПО только IV класса, плановым проверкам не подлежат. Но они не освобождены от внеплановых визитов и профилактических мероприятий.

    Плановая проверка проходит только в выездном виде. Она не может длиться дольше 10 рабочих дней. В ходе визита на объект инспектор имеет право:

    • провести осмотр ОПО, опрос персонала;
    • запросить документы;
    • получить письменные объяснения;
    • сделать инструментальные обследования, провести экспертизу;
    • устроить эксперимент — объявить учебную тревогу, чтобы проверить готовность предприятия к возникновению аварии.

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Читайте также:  Что является доказательством трудового и страхового стажа

    Разработка и согласование положения о расследовании причин аварий на ОПО в России

    Разработка и согласование ПТР: от 5 до 30 дней. Все сложности берем на себя. Цена от 10000 руб

    Одним из важных направлений деятельности по обеспечению безопасной эксплуатации ОПО выступает разработка документации, необходимой для регламентирования и осуществления производственных процессов в соответствии с предусмотренными действующим законодательством требованиями. К числу обязательных документов относится Положение о расследовании причин аварии и инцидентов на ОПО, нередко называемое просто ПРИ.

    Главной целью его создания является выработка основных принципов, которыми следует руководствоваться при выяснении и последующий анализ причин аварийных ситуаций, а также определение формы ведения статистических отчетов, связанных с реализацией мероприятий по устранению их последствий. Важной частью Положения выступает также порядок создания соответствующей комиссии и регламент ее работы.

    Положение о расследовании причин аварий и инцидентов на ОПО

    ВАЖНО: С 15.08.2017 согласование положения о расследовании причин аварий инцидентов не требуется. Внесли изменения в Приказ Ростехнадзора №480, где исключили данное требование.

    Положение о техническом расследования причин инцидентов разрабатывается на основании Приказа Ростехнадзора от 08.12.2020 N 503. В данном нормативном правовом акте содержатся основные моменты, которые должны содержаться в ПРИ. Иных рекомендаций по разработке ПРИ не существует.

    Если Вы осуществляете эксплуатацию опасных производственных объектов в разных субъектах РФ, то у Вас должно быть отдельное положение о расследовании причин инцидентов в каждом субъекте РФ. Проще говоря, если у Вас имеется ОПО «Сеть газопотребления» в городе Москва и «Участок транспортирования» в Московской области, то Вам нужно разработать отдельное ПРИ на «Сеть газопотребления» и отдельное ПТР на «Участок транспортирования» в Московской области, с учетом специфики опасного производственного объекта (Москва и Московская область разные субъекты РФ).

    Положение о техническом расследования причин аварий и инцидентов на ОПО подписывается ответственным сотрудником за осуществление производственного контроля и утверждается руководителем организации. Положение состоит из 5-и частей и приложений к нему:

    1. Вводная часть — содержит термины и определения, классификацию инцидентов.
    2. Общие положения — содержит информацию о том, кто разработал положение, для чего разработано положение;
    3. Порядок работы комиссии по техническому расследованию причин инцидента;
    4. Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин инцидента;
    5. Сведения, характеризующие опасный производственный объект;
    6. Приложение N 1. Оперативное сообщение об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (рекомендуемый образец)
    • Информация об авариях на объектах магистрального трубопроводного транспорта (газопровод, нефтепровод, нефтепродуктопровод, аммиакопровод) и сетях газораспределения природного газа и сжиженных углеводородов

    Новая нормативная база по промышленной безопасности с 2021 года

    Наш многолетний опыт работы в сфере обеспечения производственной безопасности и разработке нормативной документации показывает,что доверившись профессионалам вы сделаете правильный выбор! Мы считаем, что в работе любого производства обеспечение безопасности персонала всегда должно стоять на первом месте, и компания Менделеев Тест успешно реализует эту идею уже многие годы.

    • Ответы Ростехнадзора пользователям соцсетей о подготовке отчета

      Популярный отраслевой ресурс собрал вопросы пользователей…

    • Необходимость сдачи отчетности в Ростехнадзор по производственному контролю за 2020 год

      Напоминаем Вам, что в соответствии с требованиями статьи…

    Положение о расследования причин аварий и инцидентов

    Каждый инцидент нужно зарегистрировать в специальном журнале. В положении о расследовании инцидентов необходимо указать, что журнал должен содержать защиту от подлога и утери данных. Для этого нужно его зарегистрировать в делопроизводстве, прошить, пронумеровать все листы, скрепить печатью. Все записи в журнале ведутся в строгом хронологическом порядке.

    Журнал учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах

    № п.п. Дата инцидента, время в часах, минутах (московское) Место инцидента Характеристики и причины возникновения Продолжительность простоя,
    в часах
    Экономический ущерб, в том числе окружающей среде,
    в тыс. руб.
    Мероприятия по устранению причин инцидента Отметка об исполнении
    1 2 3 4 5 6 7 8

    Разработка положения о ПТР на ОПО

    3.1. Материалы расследования должны включать:

    • Акт технического расследования инцидента по форме (Приложение 1), к которому прилагаются:
    • Протокол осмотра места инцидента с необходимыми графическими фото-видеоматериалами;
    • Протокол опроса и объяснения лиц, причастных к инциденту, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности;
    • Справки об обучении и проведении инструктажа по технике безопасности и проверке знаний производственного персонала;
    • Справки о размере причиненного вреда;
    • Другие материалы, характеризующие инцидент.

    3.2.По результатам расследования инцидента Генеральный директор издает Приказ, предусматривающий осуществление соответствующих мер по устранению причин и последствий инцидента и обеспечению безаварийной и стабильной эксплуатации производства, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения правил безопасности.

    Читайте также:  Пособие на погребение и социальные похороны

    4.1.Учет инцидентов на опасном производственном объекте ведет руководитель, эксплуатирующий опасный производственный объект, или ответственное лицо, назначенное приказом Генерального директора, в специальном журнале, где регистрируется дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей природной среде), меры по устранению причин инцидента и отметка об их выполнении (Приложение 2)

    4.2.Основной перечень возможных инцидентов для типичного производства приведен в Приложении 3.

    4.3. Главный инженер, ответственный за осуществление производственного контроля, организует:

    проведение анализа причин инцидентов с привлечением специалистов и сообщает в территориальный орган Ростехнадзора информацию:

    • о количестве инцидентов;
    • причины их возникновения;
    • принятые меры по их устранению.

    4.4.Сообщения об инцидентах составляют по форме (Приложение 4).

    В случае если на Вашем производственном объекте происходит инцидент, то не реже одного раза в квартал в территориальный орган Ростехнадзора, на территории которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о происшедших инцидентах, в котором указывается:

    • количество инцидентов;
    • характер инцидентов;
    • анализ причин возникновения инцидентов;
    • принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.

    Танюшка Ермилова ,очень бы хотелось узнать у Вашего инспектора, а что, существуют в природе требования к разработке «Положения о проведении технического расследования причин инцидентов на ОПО? . И какой интересно пункт «установленных требований» нарушен? Очень голословно и неграмотно. Особенно п.1 : . «на которых могут произойти инцидент.

    Положение о порядке расследования причин инцидентов на ОПО.

    Действующая законодательная нормативная база в области промышленной безопасности обязывает все предприятия, эксплуатирующие ОПО, иметь разработанное Положение о порядке расследования причин инцидентов, не устанавливая определенных условий и требований к его разработчикам. Следовательно, любое предприятие при возникновении трудностей в процессе разработки порядок расследования инцидентов вправе обратиться за помощью в данном вопросе к специализированной компании.

    Также, привлечение специализированной организации, профессионально занимающейся разработкой документации по промышленной безопасности, актуально в целях экономии времени. После составления ПРИ необходимо в обязательном порядке согласовать с органами Ростехнадзора (РТН). Данная процедура длится в течение 30 рабочих дней, и в случае обнаружения сотрудниками РТН каких-либо недоработок предприятие получает отказ в согласовании предоставленного Положения. Подобных нежелательных потерь временных ресурсов предприятия можно избежать, обратившись за помощью к профессионалам.

    Перед тем, как направить на согласование порядок расследования инцидентов, его следует подписать должностным лицом, ответственным за реализацию производственного контроля и утвердить директором предприятия.

    Предприятиям, эксплуатирующим ОПО, в процессе производственной деятельности которых имелись случаи возникновения аварий, необходимо с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца предоставлять в органы РТН следующие информационные сведения:

    1. Число произошедших аварий (инцидентов).
    2. Специфика произошедших аварий.
    3. Выявленные факторы, ставшие причиной аварии (инцидента).
    4. Проведенные мероприятия, направленные на искоренение факторов, спровоцировавших аварию.

    Организации, применяемые в работе опасные объекты, не имеющие составленного и утвержденного ПРИ, могут понести финансовые издержки в виде административных штрафов в соответствии со статьей 9.1 КоАП РФ. В частности,

    1. Граждане — от 2000 до 3000 рублей.
    2. Должностные лица организации — от 20000 до 30000 рублей (либо лишение права занимать данную должность сроком от 6 до 12 месяцев).
    3. Юридические лица — от 200000 до 300000 рублей (либо запрет на осуществление производственной деятельности продолжительностью 90 дней)
    • Промышленная безопасность
      • Регистрация ОПО
      • Перерегистрация ОПО
      • Лицензии Ростехнадзора на ОПО
      • Экспертиза промышленной безопасности
      • Разработка ППК
      • Отчет о производственном контроле
      • Разработка ПРИ
      • Разработка ПМЛА, ПЛА
      • Разработка ПЛАРН
      • Аттестация по промышленной безопасности
      • Обоснование безопасности ОПО
      • Обоснование безопасности машин и оборудования
      • Консервация ОПО
      • Исключение ОПО

    Положение о производственном контроле необходимо в следующих случаях:

    1. При осуществлении проверки Ростехнадзора.
    2. При получении разрешения на эксплуатацию технического устройства.
    3. При получении Лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО.
    4. При подаче ежегодной отчетности (сведений) об организации производственного контроля в Ростехнадзор.

    Разработка положения о ПТР на ОПО

    Приложение
    к приказу Федеральной службы
    по экологическому, технологическому
    и атомному надзору
    от 15 августа 2017 года N 313



    Изменения, которые вносятся в Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 г. N 480


    1. Абзацы третий и четвертый пункта 2 изложить в следующей редакции:

    «Оперативное сообщение — сведения об аварии, инциденте, несчастном случае, происшедшем в результате аварии, инцидента, а также об утрате взрывчатых материалов промышленного назначения, передаваемые по рекомендуемым образцам согласно приложениям N 1, 1.1 и 2 к настоящему Порядку, организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в территориальный орган Службы;

    Информация об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения — сведения, передаваемые территориальным органом Службы об аварии, в том числе несчастном случае, происшедшем в результате аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, в центральный аппарат Службы;».

    Читайте также:  Что положено за третьего ребенка в 2023 в Чувашии

    2. В пункте 4 слова «на происшедших поднадзорных Службе объектах» заменить словами «, происшедших на поднадзорных Службе объектах».

    3. Абзац первый пункта 8 изложить в следующей редакции:

    «8. Руководитель территориального органа Службы, осуществляющего надзор* за объектом, на котором произошла авария, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения, в течение 24 часов с момента получения оперативного сообщения об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения проверяет достоверность и передает с использованием информационных систем информацию об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в оперативную диспетчерскую службу Службы (далее — ОДС).».

    4. В сноске к пункту 8 слово «инцидент» исключить.

    5. Наименование раздела II изложить в следующей редакции:

    «II. Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, причин аварий гидротехнических сооружений».

    Порядок расследования и учета инцидентов на ОПО

    Положение должно быть разработано в тех компаниях, которые используют в ходе своей коммерческой деятельности ОПО любого класса опасности. Согласно ранее действующим приказам ПТР готовили и согласовывали в Ростехнадзоре, как и ППК. Актуальные нормы предписывают проходить согласование ПТР в Ростехнадзоре.

    В соответствии с отечественным законодательством все ИП и юридические лица, эксплуатирующие опасные участки, сооружения, оборудование, несут обязанности по:

    1. Участию в техническом расследовании аварийных ситуаций на производственных площадках
    2. Своевременному принятию мер для устранения и предотвращения повторных инцидентов
    3. Анализу предпосылок чрезвычайных ситуаций на опасных участках, устранению и профилактике подобных причин
    4. Информированию населения, федеральных и территориальных властей в области промышленной безопасности относительно произошедших аварий на ОПО

    Разработка положений занимает порядка 5 дней. Период согласования достигает 30 дней. ПТР составляется с учетом производственной специфики объекта.

    Чтобы подготовить документ, полностью отвечающий всем законодательным требованиям, необходимо изучить:

    • Информацию об аттестации персонала фирмы, работающей с ОПО
    • Технические характеристики опасной техники, площадок, участков, зданий и иных объектов
    • Свидетельство о регистрации и карту учета ОПО
    • Сведения, характеризующие объект
    • Данные об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице, которые занимаются использованием ОПО
    • Приказ о назначении лица, отвечающего за производственный контроль в организации
    • Планы-графики проверок состояния производственных объектов
    • ППК, действующее на предприятии
    • Приказ руководителя о создании комиссии в сфере производственного контроля

    Российское законодательство не устанавливает специальных требований к лицам, занимающимся разработкой ПТР. Этот означает, что подготовить положения могут сторонние исполнители. Такой вариант часто выбирают, если на эксплуатирующем предприятии нет сотрудников с квалификацией, позволяющей создать ПТР.

    Профессиональные исполнители из специализированной компании смогут сформировать необходимые документы, опираясь на отличное знание отраслевого законодательства и многолетний опыт взаимодействия с контролирующими органами власти.

    Привлечение сторонних специалистов позволит:

    1. Получить положения, полностью соответствующие текущим требованиям промышленной безопасности
    2. Сэкономить время, силы и финансовые средства
    3. Избежать многочисленной переработки документации, исправления ошибок и неточностей

    Готовые положения подписываются ответственными сотрудниками эксплуатирующей компании и утверждаются ее директором

    Составленные и проверенные документы направляются на согласование в отделение Ростехнадзора. Должностные лица государственного органа рассматривают документы. В случае обнаружения недочетов, заявитель получит отказ в согласовании положения.

    Положение включает в себя 5 основных частей и приложения. Среди основных частей документа стоит выделить:

    • Вводный блок, где описываются термины и определения, даются классификации аварийных ситуаций
    • Общие положения, где отражаются данные о разработчиках и целях документа
    • Порядок работы комиссии
    • Правила оформления, учета и проверки данных о причинах чрезвычайных ситуаций
    • Сведения, характеризующие ОПО

    Среди основных приложений, которые должны в обязательном порядке входить в ПТР:

    1. Оперативное сообщение об аварии
    2. Сведения об инциденте на объекте трубопровода с применением горючих жидкостей и газов
    3. Сообщение о несчастном случае с летальным исходом, групповым травматизмом работников
    4. Акт технического расследования для установления причин аварии
    5. Протокол осмотра места инцидента и опроса очевидцев
    6. Журнал инцидентов на ОПО

    Необходимость создания ПРИ возникает, если происходит:

    • Трансформация названия, реквизитов или местоположения эксплуатирующей компании, ИП
    • Изменение характеристик ОПО, включая установку новой техники, ликвидацию части старых устройств, перевооружение
    • Принятие новых регламентирующих нормативных документов


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *