Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подавать уточненные декларации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уточнённая декларация по НДС представляется для информирования Налоговой службы о нарушениях в первичном отчёте, которые налогоплательщик самостоятельно выявил после его сдачи. Но не любая ошибка требует корректировки. О том, когда это необходимо, сказано в пункте 1 статьи 81 НК РФ.
Уточнёнка по НДС должна сдаваться строго в электронном виде и по той же форме, что и первичный отчёт. С 2015 года действует форма декларации, утверждённая указанным выше Приказом № ММВ-7-3/558@. Последние изменения в неё были внесены в связи с увеличением ставки налога и вступили в силу с начала 2019 года (Приказ ФНС от 28.12.2018 № СА-7-3/853@).
Подавать уточнёнку по НДС нужно в инспекцию по месту регистрации налогоплательщика. Правило действует и в том случае, если корректировка относится к прошлым периодам, в течение которых он обслуживался в другой ИФНС. В поля такой декларации, в которых требуется указать ОКТМО, нужно вписать код прежней инспекции.
Определённых сроков для направления в налоговый орган декларации по НДС законом не установлено. Но при выявлении ошибки, которая привела к занижению налога, будет разумно исправить её и сообщить об этом как можно скорее. Ведь как мы уже отметили, если налоговая инспекция обнаружит нарушение первой, последует штраф.
Уточнёнку по НДС к уменьшению имеет смысл подавать не далее, чем за три предшествующих года. Это связано с тем, что переплата по налогу может быть возвращена только за этот срок. Впрочем, иногда удаётся добиться возмещения налогов за более ранние периоды, но только через суд.
Если в рамках камеральной проверки инспекция затребовала пояснения, а налогоплательщик счёл необходимым вместо этого представить уточнённую декларацию, то ему следует уложиться в 5 рабочих дней. Именно столько отводится Налоговым кодексом (пункт 3 статьи 88) для того, чтобы направить ответ на требование ФНС.
Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?
На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).
Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.
Подача уточненной декларации = занижение налоговой базы?
Это распространенный и крайне вредный миф. Налогоплательщики, которые так думают, не подают уточненки в надежде, что ИФНС не найдет ошибку. А налоговики ошибку находят и начисляют штраф.
Подача уточненной декларации не говорит о намеренном занижении налоговой базы. На основании одного лишь факта представления корректировочного отчетного документа компанию или ИП не могут обвинить в уклонении от уплаты налогов. Для привлечения налогоплательщика к ответственности должен быть прецедент – налоговое правонарушение с соответствующим составом, доказательной базой (письмо Минфина №03-02-07/1/2279 от 04.02.2013).
Когда штраф начисляться не должен?
Логика проста: если налогоплательщик подает уточненную декларацию, не нарушая налоговое законодательство, штрафовать за ошибку ФНС не должна. Но бывают ситуации, когда регуляторы пренебрегают этим правилом. Важно знать, когда штрафы неправомерны, чтобы уверенно отстаивать свои интересы, в том числе и в суде.
Приведу в пример прецедент, по результатам которого Пленумом ВАС РФ вынесено постановление № 57 от 30.07.2013. Налогоплательщик допустил ошибку в первичной декларации. Эта ошибка привела к занижению суммы налога. Налогоплательщик выявил недостоверные сведения, подал уточненку в налоговую, но не заплатил недоимку и пеню. При этом у него по соответствующему налогу была переплата, покрывающая сумму недоимки и пени. ФНС не зачла переплату в счет недоплаченного налога, оштрафовала налогоплательщика. Компания подала в суд и выиграла дело.
Меняет ли уточненная декларация налоговые обязательства?
Все зависит от того, какие сведения корректирует уточненная декларация. По сути, она может как уменьшить, так и увеличить налоговые обязательства. К уменьшающим декларациям налоговики относятся с особым вниманием. По ним нередко требуют дополнительные документы и пояснения.
Тем не менее, любую уточненную декларацию, поданную без нарушения порядка и сроков сдачи отчетности, налоговая обязана принять и подвергнуть камеральной проверке. Раньше такая обязанность была у ФНС по умолчанию, но не находила законодательного подкрепления. ФЗ №120 от 01.05.2022 ситуацию изменил. Теперь позиция ФНС, представленная в письме ЕД-4-2/1797 от 29.06.2016 и касающаяся приема, проверки уточненных деклараций, закреплена законодательно. И если налоговая не скорректирует по результатам проверки уточненки налоговые обязательства, можно подать в суд.
Отмечу также ситуации, когда уменьшающие декларации принимаются, проверяются, а налоговые обязательства не корректируются на законных основаниях. Речь идет о нарушении сроков подачи заявления о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога. НК РФ (ст. 78) указывает на то, что запросить зачет или возврат можно в течение 3 лет от соответствующего периода. Если срок истек, налог не зачтут и не вернут. Но уточненную декларацию ИФНС примет и зарегистрирует. Формально, срок подачи такой отчетности не ограничен.
Правовая сущность корректировки
Это делается в любом случае, но ФНС интересует, чтобы уточнения были внесены при обнаружении факта неотражения или неполного отражения данных, а также ошибок, приводящих к занижению налога.
Плательщик налогов может представить налоговикам ещё и уточненную декларацию при обнаружении недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению налога, подлежащего уплате. Уточненная декларация в таком случае не считается представленной с нарушением срока, даже если с внесением изменений плательщик вышел за его пределы.
На основе данных из уточненных деклараций налоговая инспекция в карточке расчетов плательщика с бюджетом должна скорректировать суммы налогов, которые необходимо оплатить. Если им подаётся исправленная декларация, в которой указан размер налога к доплате, инспекторы ФНС вправе на разницу выставить требование об уплате налога.
С правом плательщика представить в ФНС исправленную декларацию корреспондирует обязанность инспекции принять эту декларацию, провести в установленный срок камеральную проверку и вынести законное и обоснованное решение по ее результатам.
Кто именно обнаружит ошибки в случае, если исправленную декларацию подаёт сам плательщик не имеет правового значения. В статье не предусмотрено наличие или отсутствие какого-либо аудиторского заключения.
Буквальное толкование положений рассматриваемой статьи говорит о том, что обязанность представления исправленной декларации обусловлена фактом обнаружения ошибочности сведений самим плательщиком. Однако ничто не запрещает ему пригласить для этой цели аудиторов или консультантов.
Подача уточнённой декларации и налоговая ответственность
При выявлении обоснованности привлечения к ответственности на основе исправленной декларации нужно установить реальное образование задолженности на установленный срок уплаты налога за налоговый период, а также на дату представления исправленной декларации для установления зачета дополнительно исчисленного налога и соответствующих пеней.
В случае выявления переплаты на дату представления исправленной декларации ее должно хватить для полного погашения дополнительно исчисленного налога, тогда условия для освобождения от ответственности, предусмотренные п. 4 рассматриваемой статьи, могут считаться соблюденными.
Судебная практика подтверждает изложенное. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2012 № А46-17303 говорилось, что для освобождения от ответственности по ст. 122 НК РФ при представлении исправленной декларации плательщик обязан иметь переплату по данному налогу, которая перекрывает налог, подлежащий уплате по исправленной декларации.
Если же имеется недоимка, то плательщик обязан до подачи исправленной декларации уплатить налог и пени за просрочку. ФАС Поволжского округа в постановлении от 11.09.2012 № А12-23054 утверждал, что закон предусматривает освобождение от ответственности за неуплату налога полностью или частично, если плательщик выявит нарушение, произведет перерасчет, исчислит пени за просрочку в результате выявленной ошибки, сам уплатит доначисленные суммы налога в бюджет, внесет исправления в имеющуюся редакцию декларации посредством подачи уточненной версии.
Здесь важность имеет то, что для освобождения от ответственности должны быть соблюдены все приведённые выше условия. Освобождение от ответственности происходит, когда до начала выездной проверки плательщик подал исправленную декларацию и добровольно исполнил обязанность по уплате налогов.
В Определении ВАС от 19.10.2012 № ВАС-10379 разъяснено, что основания для освобождения плательщика от ответственности при проверке изменений, вносимых им в декларацию, установлены рассматриваемой. Её нормы не предусматривают освобождения от мер ответственности в случае представления исправленной декларации после выявления правонарушения.
Необходимо знать и про позицию, указанную в ПП ВАС от 11.10.2011 № 2119. Она основывается на том, что оспаривание оснований для исчисления налога без подачи исправленной декларации путем предъявления в суд требования о признании недействительными актов инспекции, принимаемых в рамках процедуры бесспорного взыскания налога, задекларированного в первой версии декларации, означало бы нарушение положений статьи 81 НК РФ.
Суд не может выполнять обязанность инспекции по проверке правомерности уменьшения суммы налога. Плательщик не имеет права на получение налогового возмещения при предоставлении исправленных деклараций по прошествии трех лет после завершения налогового периода.
Это верно в силу ст. 173 НК РФ и из-за того, что обратное свидетельствовало бы об отмене любых сроков для представления деклараций, что является неверным понимаем норм закона.
Срок подачи уточненной декларации по НДС
Крайний срок для сдачи уточненки не предусмотрен. Однако от даты сдачи корректировки зависят пени и штрафы, если уточненка увеличивает сумму НДС. Применят к вам санкции или нет, зависит от срока подачи.
Сдали уточненную декларацию до даты истечения срока предоставления первичного отчета. В таком случае штрафов и пеней не будет.
Сдали уточненку после крайней даты предоставления первичной декларации, но до даты уплаты налога. Ответственности можно избежать, если подать корректировку до того, как налоговики найдут ошибку или назначат выездную проверку.
Сдали корректировку после крайней даты подачи первичного отчета и после крайней даты уплаты налога. Ответственности можно избежать при соблюдении условий (п. 4 ст. 81 НК РФ):
Когда надо сдать уточненную декларацию по НДС
Главная функция любой уточненной декларации по НДС – «усовершенствовать» актуальность сведений, отражающих подробности экономической жизни компании, и подтвердить, что НДС исчислен и оплачен в полном размере. Вследствие следующих бухгалтерских ошибок оформление «уточненки» является обязанностью, а не правом:
- Налогоплательщик сам заметил, что в ранее представленной декларации допущена ошибка или уменьшена сумма налога к уплате (п. 1 ст. 81 НК РФ)
Например, бухгалтер принял к вычету НДС по счету-фактуре с ошибками, из-за которых ФНС может отказать в вычете. К слову, это происходит, когда инспекторы не могут определить, кто именно является продавцом или покупателем – то есть неправильно указаны наименование организации или ИНН. Или, если по счету-фактуре нельзя определить, какой товар или услуга приобретались и сколько они стоят, по какой ставке исчислялся НДС (все подобные ошибки перечислены в пунктах 5 и п. 5.1 ст. 169 НК РФ).
Если обнаружена недоплата государству, компания обязана исчислить НДС в сторону увеличения и подать уточненную декларацию. Но до этого – внести изменения в первичные документы, погасить налог и пени. Тогда ИФНС не сможет оштрафовать компанию за неуплату налога (ст. 122 НК РФ, письмо Минфина от 13.09.2016 № 03-02-07/1/53498).
По общему правилу размер пени вычисляют по этой формуле:
ПЕНИ = СУММА ДОЛГА х ДНИ ПРОСРОЧКИ х СТАВКА ЦБ РФ / 300
- ИФНС прислала требование представить пояснения по сданной декларации или внести в нее исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ)
Это случается, если инспекторы, например, выявили несоответствия сведений, представленных вами и контрагентом. Согласившись с выявленными ИФНС ошибками, «уточненку» необходимо сдать в течение пяти дней (письмо ФНС от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@). Если считаете, что ошибок в декларации нет, значит, вместо уточненного документа отправляете пояснения.
Когда можно обойтись без «уточненки»
Инспекторы не обидятся, если вы обсчитали сами себя и переплатили НДС. Зато «уточненка» по НДС с уменьшением налога чревата не только требованием обосновать, какие именно ошибки привели к неправильному исчислению налога, но и выездной проверкой.
Часто причиной подобного, не самого приятного для инспекторов уточнения, является тот факт, что компания просто забыла заявить вычет по НДС. В этом случае нужно разобраться, можно ли перенести вычет на более поздний период или нет, а, следовательно, нужна «уточненка» или нет.
Согласно п.2 ст. 171 НК РФ «таможенный» НДС в отношении определенных товаров и услуг, например, приобретаемых для перепродажи, можно заявить в течение трех лет после их отражения в «первичке». В письме Минфина России от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28263 говорится, что эти вычеты можно заявлять частями в разных периодах. Но если речь идет об основных средствах или нематериальных активах, вычет переносить можно, но заявлять его нужно один раз и в полном объеме (Письмо Минфина России от 19.12.2017 № 03-07-11/84699).
То есть, если вычетом можно воспользоваться позже, «уточненку» подавать не нужно – его заявляют в текущем периоде. Но если речь идет о налоге, исчисленном при получении предоплаты, или НДС, уплаченном налоговым агентом, – заявить их надо в том периоде, «в котором у налогоплательщика выполнены соответствующие условия, предусмотренные статьями 171 и 172 Кодекса» (Письмо Минфина от 21.07.2015 № 03-07-11/41908). То есть придется направлять уточненную декларацию по НДС, а забытый счет-фактуру – регистрировать в дополнительном листе книги покупок того квартала, когда возникло право на вычет.
В каких еще случаях нет абсолютной обязанности представлять уточненную декларацию:
- если выставлен или получен счет-фактура с корректировками;
- когда НДС налоговики начислили по итогам проверки (письмо ФНС от 21.11.2012 № АС-4-2/19576);
- декларация содержит технические ошибки, которые не влияют на сумму НДС. В пункте 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ говорится, что налогоплательщик может подать исправленную декларацию, если сам сочтет нужным это сделать.
(Последствия представления уточненных деклараций во время камеральных и выездных проверок)
Можно ли во время налоговой проверки подать уточненку с налогом к доплате или к возврату из бюджета? Какие правовые последствия будут у таких действий? С такими вопросами нередко обращаются читатели. Запрета на представление уточненных деклараций во время любой налоговой проверки нет. Более того, о действиях налоговиков в случае подачи уточненки в ходе камеральной проверки говорится в законе . Но есть нюансы, которые нужно учитывать, чтобы использовать уточнение налоговых обязательств во благо, а не во вред компании. Ведь подача уточненной декларации на разных этапах камеральной или выездной проверки влечет разные последствия. Мы расскажем о тонкостях подачи уточненок с увеличенной суммой налога:
- до получения акта камеральной проверки первоначальной декларации;
- после вручения этого акта, но до вынесения решения по результатам камералки;
- во время проведения выездной налоговой проверки (ВНП), то есть до составления справки о проведенной ВНП ;
- до или после вручения акта ВНП, но до вынесения решения по проверке.
А также расскажем об опасностях, которые подстерегают плательщика, решившего подать уточненку с суммой налога меньшей, чем была заявлена в первоначальной декларации.
Если уточненка представлена после вынесения решения по проверке, то ее будут проверять в обычном порядке. Штрафа за неуплату налога быть не должно, если вы исправляете ошибки, не обнаруженные при выездной проверке. Если же уточненную отчетность вы сдаете после подведения итогов камералки, то не забудьте предварительно уплатить налог и пени, чтобы не подпасть под штраф .
Примечание
Если вы обжалуете вынесенное инспекцией решение по проверке в досудебном порядке, то региональное УФНС должно учесть данные уточненок, представленных до вступления этого решения в законную силу. То есть если у налоговиков нет претензий к уточненным данным, то штраф за неуплату налога и пени они должны рассчитать исходя из этих данных .
Сдавать уточненку с уменьшенной суммой налога после вынесения итогового решения по выездной проверке опасно: если сумма уменьшения значительна, то могут назначить повторную выездную проверку за корректируемый период . И учтите, что если вы заявляете, например, новые вычеты за период, проверенный в ходе завершившейся ВНП, то это никак не ставит под сомнение правомерность ее результатов .
Чем грозит компании подача уточненной декларации по НДС?
К сожалению, уточненная декларация по НДС практически всегда является для налоговой службы индикатором того, что в первичной документации фирмы присутствуют существенные недочеты.
Если работники отдела бухгалтерии небрежно относятся к своим обязанностям по документированию событий хозяйственной жизни компании, то это будет весомым аргументом для личного визита налогового инспектора к вам в офис.
Особенно тщательно представитель госорганов будет контролировать ведение бухгалтерского учета, если в результате вашей невнимательности бюджет может недополучить часть средств.
Итак, подача уточненной информации для начисления налога на добавленную стоимость сопряжена со следующими рисками и финансовыми потерями для компании:
- Если вы заметили ошибку, из-за которой заплатили меньшую сумму НДС, раньше фискальных органов, то вам грозит «всего лишь» начисление ранее не уплаченной налоговой суммы и пеней. Произвести данные платежи в обязательном порядке нужно до момента подачи скорректированной декларации. Важно: уплаты пеней не избежать. Если вы этого не сделаете, то будете дополнительно наказаны штрафом.
- Если вы обнаружили, что переплатили налоговой, то, конечно, попытаетесь вернуть свои деньги. Как известно, государство очень неохотно расстается с деньгами. Так что скорее всего следует ожидать выездной проверки. Уточнение налогооблагаемой базы не пройдет без досконального изучения вашей документации налоговой инспекцией.
Естественно, насколько критичными для вашей компании будут карательные меры налоговых органов по поводу изменения суммы НДС за прошлый период, зависит от характера ошибки.
Дело, разбиравшееся арбитрами ФАС ВВО (Постановление от 28.10.2013 № А43-1678/2013), вряд ли можно отнести к разряду особо сложных. Действительно, организация представила налоговому органу уточненные декларации по НДС за II и III кварталы 2010 года в II квартале 2012 года, на что имела полное право: когда обнаружила собственные ошибки в исчислении налоговой базы, тогда и представила – положения п. 1 ст. 81 НК РФ не нарушены. По данным «уточненки» за II квартал налогоплательщику полагается возмещение из бюджета, зато за III квартал он должен бюджету сумму большую, чем сумма возмещения за предыдущий квартал, то есть у него образовалась недоимка по НДС. А поскольку c учетом «уточненки» за III квартал налог подлежал доплате в сумме 8 658 452 руб., организации было начислено 1 101 560 руб. 97 коп. пеней. Причем право налогоплательщика на возмещение суммы налога по итогам II квартала 2010 года камеральной проверкой было подтверждено, но сумма возмещения была отражена в его карточке со сроком уплаты по дате представления «уточненки», то есть в II квартале 2012 года. И соответственно, расчет пеней контролерами производился за период со сроков уплаты (20.10.2010, 20.11.2010, 20.12.2010) до даты погашения недоимки (12.04.2012). В обоснование этого был приведен Приказ ФНС России от 10.01.2012 № ЯК-7-1-/19@.
При подаче «уточненки» надо правильно отражать уменьшение НДС.
Итак, основываясь на аргументах арбитров из комментируемого постановления, можно сделать вывод, что в случае подачи «уточненки» уменьшение сумм НДС безопаснее отражать на день подачи первичной декларации. Тогда можно снизить не только сумму налога, но и пени, ведь подача уточненной декларации связана с тем, что компания исказила налог за период его начисления, а не за период оформления «уточненки». Следовательно, и обязательства корректируются за период, когда определен налог: так устанавливается сумма фактической недоимки. Если она не перечислена в бюджет, то эта сумма – потери казны, и пени берутся именно с компенсации этих потерь [2], а не с налога, ошибочно завышенного предприятием. Поддерживая налогоплательщиков, суды требуют отражать уменьшение налога в периоде, за который сдана «уточненка». К подобным выводам уже приходили арбитры ФАС ДВО (Постановление от 04.08.2008 № Ф03‑А24/08-2/2989), ФАС МО (Постановление от 17.12.2008 № КА-А40/11567-08) и др. Однако споры по данному вопросу, как можно видеть, не утихают.
Ссылки:
[1] См. также Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.04.2013 № А43-1678/2013, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 № А43-1678/2013.
[2] К такому выводу пришел КС РФ в Определении от 12.05.2003 № 175 О.
Особенности заполнения разделов 8 и 9 при подаче уточненки
Актуален вопрос, как заполнить 8 и 9 разделы при подаче уточненной декларации по НДС. Разделы 8 и 9, а также приложение – доплист к ним – данные, относящиеся к книге покупок и продаж.
Цифра «0» в признаке актуальности указывается, если в ранее представленном отчете данные по разделам 8-9 не были представлены, либо нужна замена информации при выявлении ошибок в поданных сведения.
Цифра «1» указывается, если данные, представленные плательщиком, являются актуальными и подлежат корректировке. При внесении дополнений или корректировок в книгу продаж по истечении периода, за который подавался отчет, плательщиком заполняется приложение 1 к разделам 8,9.