Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Памятка – Основные изменения в 44-ФЗ с 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проверку обоснованности проводят в ходе аудита, то есть независимой экспертизы. Этим занимаются контролирующие органы, в частности, ФАС и Счётная палата. Обоснование в первую очередь опирается на экономическую нагрузку, которая ложится на заказчика. Закупка должна соответствовать целям заказчика и быть рациональной. Большая экономическая нагрузка переносится на бюджет, поэтому правительство уделяет большое внимание тому, чтобы закупки и траты были обоснованными.
Как проверяют обоснованность
При выявлении нарушений закупку могут объявить необоснованной. Следом за этим заказчику должны предъявить список нарушений и рекомендации по их устранению. Отражать закупку в плане-графике можно только после разрешения проблем согласно этим предписаниям. Должностные лица заказчика будут привлечены к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, поэтому закупки лучше сразу составлять в соответствии с требованиями.
Заказчик не обязан публиковать отчет об исполнении контракта и этапах исполнения контракта с 12.05.2019 (подп. «г» п. 63 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ, письмо Минфина от 15.05.2019 № 24-06-08/34937).
Ситуация: нужно ли делать ежемесячные отчеты по коммунальным услугам
Нет, не нужно. С 1 июля 2018 года из Закона № 44-ФЗ убрали обязательство заказчиков отчитываться по этапам исполнения контрактов на коммунальные услуги, заключенных с едпоставщиком (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
Ситуация: как правильно закрыть контракт по коммуналке
Внесите сведения в реестр контрактов о том, что контракт по коммуналке закрыт в течение пяти рабочих дней с момента исполнения. С 12 мая 2019 года размещать в ЕИС отчет об исполнении контракта не нужно (подп. «г» п. 63 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ).
Анализ лимитов в закупках, кто и как его делает
В первую очередь это должен делать сам заказчик. Перед публикацией сведений о закупке в ЕИС контрактный управляющий / тендерный специалист обязан посмотреть, достаточно ли лимитов для ее проведения и не превышает ли НМЦК сумму, проставленную в плане-графике. Может случиться так, что в начале года вы планировали одну сумму, а теперь ее нужно уменьшить.
Если заказчик разместит в ЕИС закупку с превышением лимита финансового обеспечения, контролирующий финансовый орган в соответствии с ч. 5 ст. 99 44-ФЗ не допустит его к публикации и отправит на доработку с предписанием устранить нарушения.
Функции контроля за непревышением лимитов финансирования в процессе госзакупок возложены на региональные и муниципальные органы финансового управления и Федеральное казначейство. При проверке они сопоставляют информацию, изложенную в:
- плане-графике;
- извещении о закупке;
- протоколах отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- проекте госконтракта;
- реестре контрактов.
Сроки и механизмы составления и публикации извещения
Ввиду того что с 1 января 2019 г. все закупки были переведены в электронный формат, заказчики обязаны размещать сведения о каждой процедуре в ЕИС, а операторы торговых площадок размещают их на ЭТП.
Сроки публикации извещения зависят от наименования выбранной электронной процедуры, а также от величины НМЦК. Что это значит?
- для запроса котировок: не менее чем за 4 рабочих дня до истечения срока направления заявок на участие в процедуре;
- для электронного аукциона: если НМЦК – более 300 млн. ₽ или НМЦК контракта на работы по строительству, капремонту, сносу объекта капстроительства, реконструкции – более 2-х млрд. ₽ — то не менее чем за 15 дней до конца срока подачи заявок. В остальных случаях – не менее чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок.
- для открытого конкурса в электронной форме: сроки публикации извещения должны быть не менее 15 дней до даты окончания подачи заявок. При этом НМЦК на эти сроки никак не влияет.
Если у заказчика появилась необходимость внести изменения в извещение, и он принял соответствующее решение, то он обязан увеличить срок направления заявок для участников с даты публикации обновленных документов следующим образом:
- для электронного конкурса: с даты размещения отредактированного извещения или закупочной документации до истечения срока направления заявок должно пройти не менее 10 дней;
- для электронного аукциона, если НМЦК – более 300 млн. ₽ или НМЦК контракта на работы по строительству, капремонту, сносу объекта капстроительства, реконструкции – более 2-х млрд. ₽, то не менее 7 дней. В остальных электронных аукционах – не менее 3-х дней.
- для электронного запроса котировок: с даты размещения отредактированного извещения до истечения срока направления заявок должно пройти не менее 3-х дней.
Публикация изначального и отредактированного извещения происходит в ЕИС и при необходимости на электронной площадке, но только после того, как весь пакет документов был заверен руководителем учреждения или уполномоченным должностным лицом (например, управляющим контрактным отделом).
Извещение об осуществлении закупки по 44-ФЗ – это документ, в том числе и сопровождающая документация, которые размещаются во всеобщем доступе, чтобы все заинтересованные лица могли узнать о предстоящих торгах, об объекте мероприятия, преимуществах для определенных категорий поставщиков и т.д.
В настоящее время этот документ предусмотрен только для конкурентных процедур и имеет перечень сведений, которые необходимо в нем указывать, и о которых говорится в ст. 42 44-ФЗ.
Для «прямых»/неконкурентных закупок извещение составлять не нужно, это условие закреплено в ч.3 ст.93 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика.
Данный документ необходимо готовить с соблюдением правил, требований и сроков контрактного законодательства и размещать его в Единой информационной системе. Если заказчику необходимо внести изменения в извещение и в сопровождающие документы, то он вправе это сделать, продлив сроки проведения закупки согласно 44-ФЗ.
Если при составлении и размещении документа были обнаружены какие-либо нарушения действующего законодательства, то уполномоченный сотрудник или юридическое лицо могут быть оштрафованы в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях.
После опубликования плана графика когда можно размещать извещение
N 182/7н, Особенности) «… внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки …». В соответствии с ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «…
N 182/7н «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015-2016 годы» (далее — Приказ Минэкономразвития России и Казначейства России от 31.03.2015 г.
После опубликования плана графика когда можно размещать извещение
N 182/7н «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015-2016 годы» (далее — Приказ Минэкономразвития России и Казначейства России от 31.03.2015 г.
- при размещении после утверждения и внесения в него изменений — в течение 3 рабочих дней;
- если конкурс, проведение повторного конкурса, двухэтапный конкурс или электронный аукцион признаны несостоявшимися (ч. 2, ч. 4-6 ст. 55, ч. 4 ст. 71 44-ФЗ), изменения можно внести не позднее 1 дня до размещения извещения;
- в условиях отсутствия заявок на процедуры запроса котировок или запроса предложений для повторного проведения процедуры (ч. 4 ст. 79, ч. 19 ст. 83 44-ФЗ) изменения вносятся также не позднее 1 дня;
- в специальных случаях проведения запроса котировок по гуманитарной помощи или ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст.
Формирование и размещение в ЕИС плана-графика закупок 2021 г.
В рамках планирования закупок происходит составление, утверждение и ведение планов-графиков. Вместо прежних плана-графика и плана закупки законодатели разработали единый документ нового образца. Без него закупки не осуществляются.
Какие пункты обязательно должны быть включены в план-график нового формата?
- код закупки (ст.23 44-ФЗ);
- название объекта (-ов) закупки;
- объем денежного ресурса для проведения закупки;
- периоды проведения будущих закупок;
- сведения об общественном обсуждении закупок (ст.20 44-ФЗ);
- прочая информация согласно п.2, 3 ст.16 44-ФЗ.
В документе приводится информация о закупках, извещении, приглашении на участие в определении исполнителя, а также о закупках у единственных поставщиков, с которыми планируется заключение контракта.
Требования к форме, правила составления, утверждения, внесения изменений в планы графики, а также порядок публикации в ЕИС устанавливает Правительство РФ.
В документ могут быть внесены сведения о централизованных и совместных закупках, при проведении которых используются закрытые способы определения исполнителей. А также о некоторых закупках согласно п.7 ч.2 ст.83, п.3 ч.2 ст.83.1, ч.1 ст.93 и ст.111 44-ФЗ.
Многие поставщики хотят заранее знать о планируемой заказчиком закупке. Благодаря законодательству, которое ввело для заказчиков планы-графики, такая возможность есть. Перед тем, как опубликовать закупку, заказчик обязан разместить в ЕИС план-график с указанием:
- закупаемые ТРУ;
- вид процедуры;
- начальную цену;
- размер обеспечений;
- сроки публикации извещений;
- особые требования к поставщикам, условия участия СМП.
Это позволяет поставщику заблаговременно узнать о предстоящей закупке, посчитать рентабельность своего участия и принять соответствующее решение.
С помощью плана-графика можно провести предварительную работу, найти наиболее перспективные контракты, соотнести свои силы. Для этого следует произвести анализ:
— найти закупки в своей отрасли;
— отфильтровать крупные контракты, которые не под силу будет выполнить и мелкие, которые не интересны;
— по карточкам организаций проверить надежность и добросовестность заказчиков, например, используя реестр жалоб в ФАС.
— изучить планы-графики наиболее привлекательных для совместной работы организаций на следующий год. Выбрать интересные тендеры для себя и сохранить их в «Избранные», чтобы отслеживать изменения;
— без спешки подготовить черновик заявки, обсудить с банком вопросы сопровождения.
— когда тендер будет объявлен, внимательно изучить условия и принять окончательное решение по участию.
- Статья 16 Закона 44-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок…» – порядок касается всех заказчиков, субъекты РФ и муниципалитеты не могут дополнять предусмотренные постановлением правила и требования к форме плана-графика.
Контрактная служба, контрактный управляющий заказчика. Функции по подготовке и размещению плана нельзя вывести на аутсорсинг.
При «полной» централизации закупок за процесс планирования закупок отвечает уполномоченный орган или уполномоченное учреждение.
Размещение плана графика по фз в установленные сроки
- изменена дата начала закупки и (или) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- в иных случаях согласно порядку формирования, утверждения и ведения планов-графиков для заказчиков федерального и регионального, муниципального уровней.
- увеличилась или уменьшилась начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- изменился план закупок;
- до начала закупки изменен срок исполнения контракта, порядок оплаты или размер аванса;
- отменена закупка, предусмотренная планом-графиком;
- по итогам обязательного общественного обсуждения закупок заказчиком принято решение о внесении изменений в план-график, но не требующее внесения изменений в план закупок;
Малые закупки у единственного поставщика.
Прежде всего рассмотрим самое распространенное основание для проведения закупки у единственного поставщика, которое предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, – закупку товаров, работ и услуг на сумму до 100 000 руб. Это основание очень удобно для осуществления мелких закупок, поскольку Законом № 44-ФЗ данные закупки не ограничены правилом об одноименности. То есть учреждение может раз в месяц или каждый квартал покупать таким образом любые товары, работы или услуги. Главное, чтобы сумма контракта не превышала 100 000 руб.
Для осуществления закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлены ограничения. В частности, годовой объем таких закупок не должен превышать:
1) 2 млн руб.;
2) 5% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) или 50 млн руб.
Указанные ограничения не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
СГОЗ – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с данным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в данном финансовом году (п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Он рассчитывается по формуле:
СГОЗ |
= |
Контракты, заключенные в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году |
+ |
Контракты, заключенные в текущем финансовом году, полностью исполняемые и подлежащие оплате в этот период |
+ |
Контракты, заключенные в текущем финансовом году, исполняемые в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем году |
План‑график закупок по 44‑ФЗ на 2020 год
Срок утверждения плана-графика остался тем же – 10 рабочих дней, про срок размещения в ЕИС теперь ничего не говорится. Согласно п. 21 ПП 1279, размещение в ЕИС будет проходить автоматически после прохождения контроля по ч. 6 ст. 99 44-ФЗ.
Т.к. без размещенного плана-графика заказчик все равно не сможет провести закупку, то нет смысла обязывать размещать его в определенные сроки, заказчик сам решит, когда ему публиковать данные о закупке.
Какие пункты обязательно должны быть включены в план-график нового формата?
- код закупки (ст.23 44-ФЗ);
- название объекта (-ов) закупки;
- объем денежного ресурса для проведения закупки;
- периоды проведения будущих закупок;
- сведения об общественном обсуждении закупок (ст.20 44-ФЗ);
- прочая информация согласно п.2, 3 ст.16 44-ФЗ.
В документе приводится информация о закупках, извещении, приглашении на участие в определении исполнителя, а также о закупках у единственных поставщиков, с которыми планируется заключение контракта.
План-график как документ, в соответствии с которым осуществляются все закупки, направленные на удовлетворение различных нужд заказчиков, получающих финансирование из различных уровней государственного бюджета, должен представлять собой комплексное хранилище информации о том, когда и какие закупки планируется производить конкретным заказчиком.
Необходимость составления данного документа представлена в рамках статьи 21 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». Несмотря на то что план-график проводимых закупок составлялся и ранее, в настоящее время, получив тщательное регулирование в рамках указанного закона, данный документ стал обязательным для всех заказчиков, которые получают финансирование из разных уровней бюджета.
Изменения 2021 года для участников закупок
Составляя план-график, заказчик зависит от учредителя, поскольку документ должен быть утвержден в течение 10 рабочих дней после принятия решения о бюджете или плана финансово-хозяйственной деятельности на плановый год. 3 рабочих дня после этого дается на его публикацию.
Зачастую данные о бюджете доводятся до заказчика в последние дни года, а с учетом длинных новогодних каникул крайний срок публикации плана-график приходится уже чуть ли не на конец января. В связи с этим у заказчиков встает вопрос — как быть с январским закупками? Можно ли извещение о закупке разместить до публикации плана-графика?
Нет, делать этого нельзя. Извещение можно размещать в ЕИС только после того, как был опубликован план-график. Если объявлять закупки планируется в самом начале года, то единственный выход — как можно раньше утвердить план-график, не дожидаясь окончательного срока, и сразу же разместить его в ЕИС.
План-график предназначен для планирования закупок. Вы можете провести закупку, только если она включена в него (ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).
Разместить в ЕИС извещение, документацию о закупке (направить приглашение принять участие в закрытой закупке) можно, только если в них содержится информация, которая соответствует указанной в плане-графике (ч. 10 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).
Включите в план-график (ч. 2 ст. 16 Закона N 44-ФЗ):
- идентификационный код закупки;
- наименование объекта и (или) наименования объектов закупок;
- объем финансового обеспечения;
- сроки (периодичность) проведения закупок;
- информацию об обязательном общественном обсуждении;
- иную информацию, определенную Правительством РФ.
Обратите внимание: Правительство РФ может установить особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и аукционах, закрытых закупках и об отдельных закупках по п. 3 ч. 2 ст. 83.1, ч. 1 ст. 93, ст. 111 Закона N 44-ФЗ (ч. 4 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).
Полагаем, вместо форм плана-графика, утвержденных Постановлениями Правительства РФ от 05.06.2015 N N 553 и 554, будут утверждены новые формы.
В какой срок утвердить план-график
План-график закупки нужно утвердить в течение 10 рабочих дней:
- после доведения лимитов бюджетных обязательств до государственного (муниципального) заказчика (ч. 6 ст. 16 Закона N 44-ФЗ);
- утверждения плана ФХД государственного (муниципального) учреждения, плана (программы) ФХД государственного (муниципального) унитарного предприятия (ч. 7 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).
Сделать это должен руководитель организации либо иное уполномоченное лицо.
Если срок утверждения плана-графика будет нарушен, ответственному должностному лицу грозит штраф от 5 тыс. до 30 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ).
Чтобы не пропустить этот срок, рекомендуем урегулировать порядок оповещения контрактной службы (контрактного управляющего) финансовым подразделением о доведении лимитов или утверждении плана (программы) ФХД.
Когда можно разместить извещение по единственному поставщику после публикации плана графика в 2021 году
Таким образом, возвращаясь к вашему вопросу, следует, что в случае, если вы внесли изменения 1.07.2021 г. и план-график будет утвержден и размещён в ЕИС 02.07.2021 г., то соответственно, вы можете разместить извещение 03.07.2021 г.. Срок исчисляется в соответствии со ст. 191 № 51-ФЗ «Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30.11.1994 г.
В соответствии с ч.14 ст. 21 Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2021 внесение изменений в план-график закупок, которые осуществляются в соответствии с частями 2, 4 — 6 статьи 55, частью 4 статьи 55.1, частью 4 статьи 71, частью 4 статьи 79, частью 2 статьи 82.6, частью 19 статьи 83, частью 27 статьи 83.1 и частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона и при которых внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, но не ранее размещения внесенных изменений в единой информационной системе в соответствии с частью 15 настоящей статьи.