Чем отличаются налоговое и валютное резидентство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличаются налоговое и валютное резидентство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основным последствием утраты налогового резиденства РФ для физического лица будет повышение ставки НДФЛ с 13% / 15% до 30% на доходы полученные от источников в РФ и невозможность применять определенные налоговые вычеты (например при продаже недвижимости или автомобиля которым владеешь менее 3 лет / 5 лет).

Налоговое резидентство

Для того, чтобы определить, где (в каком государстве) и какие налоги вы должны платить, используется понятие «налоговое резидентство».

Основной критерий определения статуса резидентства в большинстве государств – это срок пребывания на территории страны в течение налогового периода. Например, не менее 183 дней в течение года.

Также могут использоваться следующие критерии:

  • недвижимость на территории государства (в т.ч. постоянное жилище);
  • наличие на территории страны центра жизненных интересов (социальные и экономические связи между вами и государством, в т.ч. работа, семья, постоянный источника дохода и т.д.);
  • гражданство (например, все граждане США и владельцы грин-карт признаются налоговыми резидентами США).

Кто такие нерезиденты?

В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ:

  • для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

  • для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия

Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»

Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:

— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;

— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.

Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.

Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.

Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.


Налоговый резидент

Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.

В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:

— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).

При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.

Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.

Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.

Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.

Такими документами могут являться:

— проездные документы о въезде и выезде из РФ;

— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.

Кто и как проверяет статус резидента?


Общей системы сбора данных для контроля за резидентством физлиц в России не существует. Налоговая получает информацию о нахождении человека в стране от налоговых агентов — работодателей, заказчиков, брокеров и так далее, получает данные из ФМС (по запросу).

В случае, если ФНС разыскивает должника, служба может запросить сведения о пересечении границы конкретным человеком.

Напомним, что, пока человек является налоговым резидентом России, он обязан уведомлять налоговую об открытии банковских счетов за рубежом и движениях средств на этих счетах. Именно эти данные могут заинтересовать ФНС, и она потребует подтвердить информацию о статусе резидента.

Читайте также:  Как оформить опекунство над пожилым человеком: необходимые условия и документы

Также у России осуществляется автоматический обмен финансовой информацией с 79 странами, и эти страны также могут привлечь лицо к ответственности за налоговые нарушения.

Отметим, что сейчас автоматический обмен финансовой и налоговой информацией с рядом стран находится в«замороженном» состоянии. Так, данными с РФ временно не обмениваются Латвия и Литва. Однако, обмен с большинством стран ЕС по-прежнему работает.


В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:

В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.

Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.

Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).

Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.

Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.

Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.

Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.

Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.

То есть — опять ничего страшного.

Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.

Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.

Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.

Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.

Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.

Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.

А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.

Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.

Но!

Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:

  • По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
  • РФР
  • Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
  • При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).

А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.

Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не 2-х миллионов граждан РФ, которые по данным ЦИК России проживают за рубежом, а не менее 10-ти миллионов, как это следует из источников, заслуживающих доверия.

Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.

Налоговый резидент РФ — физическое лицо

В целях исчисления налога с доходов физических лиц налоговые резиденты — это граждане, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Читайте также:  Правила перевозки детей в автомобиле в 2023 году.

Если гражданин выехал за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья, то период его нахождения в РФ не прерывается.

Также независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, и сотрудники органов госвласти и местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Отсчет 183 дней начинается с даты пересечения границы РФ.

Следовательно, лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не являются налоговыми резидентами РФ. Это могут быть, например, иностранные туристы, приезжающие в Россию на отдых и экскурсии, студенты, приезжающие на учебу, лица, приезжающие на работу в РФ, и др. При этом, наличие или отсутствие у физического лица гражданства РФ не имеет значения при определении его статуса в качестве налогового резидента РФ.

Иными словами, налоговыми резидентами РФ могут быть признаны и иностранный гражданин, и лицо без гражданства.

В свою очередь, российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ.

Различия в налогообложении резидентов и нерезидентов

Если физические лица являются налоговыми резидентами РФ, то это дает им право на особый порядок налогообложения на территории нашей страны. Уплачивать установленные на территории РФ налоги должно любое лицо, осуществляющее свою деятельность в пределах государства, независимо от прочих факторов. Но различия в вопросах налогообложения резидентов и нерезидентов весьма значительны.

Согласно ст. 209 НК РФ в список объектов налогообложения по НДФЛ — это налоговые резиденты РФ — входят доходы, полученные как от источников, расположенных на территории России, так и за ее пределами.

Важно отметить, что в этой сфере действует ряд дополнительных нормативных актов и международных договоров, призванных не допускать случаев двойного налогообложения. Однако в любом случае налоговый резидент должен отчитаться за полученный им за пределами РФ доход и доказать уплату налога иностранному государству в порядке, предусмотренном соответствующим международным договором/соглашением.

Нерезиденты же обязаны уплачивать налоги только за доходы, которые ими были получены от источников, расположенных на территории Российской Федерации.

Отличается также и установленный размер налоговой ставки для тех и других. К примеру, общая налоговая ставка по налогу на доходы физлиц для налоговых резидентов составляет всего 13% от размера дохода, и лишь в некоторых ситуациях ее размер может доходить до 35%, хотя число таких случаев весьма ограничено. Так, в соответствии со ст. 224 НК, налог на доходы физ. лиц в указанном размере взимается тогда, когда таковые получены в результате выигрыша в лотерею, розыгрыша призов, участия в игре или при иной подобной деятельности. При этом налог начисляется только на сумму, которая превышает 4000 рублей.

Для нерезидентов же налоговая ставка установлена в размере 30% вне зависимости от того, каким образом был получен доход.

Справка о налоговом резидентстве

Справка о налоговом резидентстве и юридических и физических лиц является документальным подтверждением того, что определенное лицо имеет статус налогового резидента РФ. Официальное наименование справки – «Подтверждение постоянного пребывания в РФ».

Такой статус требуется для того, чтобы определить обязательства лица по уплате налогов в бюджет той или иной страны. Для определения данного статуса учитывают пребывание лица в России на протяжении 183 дней в течение одного года. Такой срок не прерывается, если лицо менее 6 месяцев находится не в РФ по причине лечения, обучения, работы или оказания услуг.

Для получения данной справки в налоговый орган необходимо направить заявление. Ранее оно составлялось в свободной форме, но с декабря 2017 года данное заявление составляется по утвержденной ФНС форме (КНД 1111048). При этом в документе указывается следующая информация:

  • наименование организации (если заявление подает физлицо/ИП, то ФИО);
  • период времени, за которые заявителю необходима справка (за прошлый год, за несколько лет);
  • причина выдачи справки (например, она необходима при применении двусторонних международных договоров или для иных целей);
  • время пребывания лица в РФ;
  • основания, по которым лицо считается налоговым резидентом РФ;
  • данные о документе, удостоверяющем личность (в случае отсутствия ИНН).

Чтобы разобраться, кто является налоговым резидентом РФ, можно изучить признаки этого статуса. Для организаций они выражаются в следующем:

  • Компания, ведущая свою деятельность, должна быть зарегистрирована на территории России.
  • Или это может быть иностранная организация, которая имеет статус налогового резидента РФ, в соответствии с действующим международным договором.
  • Также в эту категорию входят иностранные компании, управляемые из РФ.

Кроме того, налоговыми резидентами РФ являются физические лица, которые отвечают определенным требованиям:

  • Находятся в стране в течение определенного срока – не менее 183 дня подряд.
  • Военнослужащие, находящиеся за границей по причине своей профессиональной деятельности, сотрудники государственных органов в командировке сохраняют статус, вне зависимости от длительности своего пребывания за рубежом.

Важно отметить, что для физлиц период пребывания на территории РФ отдельным образом не прерывается при выезде на учебу или лечение за рубеж на срок длительностью менее полгода.

Далее приведем в таблице условия, при которых в 2018 году налоговыми резидентами РФ являются физические лица и организации.

Налоговыми резидентами РФ являются (п. 1 ст. 246.2, п.п. 2, 3 ст. 207 НК РФ)
организации: физические лица:
— российские организации — фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев*;
— иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора; — российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ независимо от продолжительности пребывания за рубежом
— иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения

Особенности трактовки термина налоговый резидент

Прежде всего, не нужно путать гражданство с налоговым резиденством. Гражданином России считается субъект, имеющий прочную правовую связь со страной, проявляющуюся в исполнении обязанностей и обладанием правами, предусмотренными действующим законодательством.

Налоговый резидент — более емкое понятие. Принадлежность к определенному статусу влияет на следующие моменты:

  • применение полной или неполной налоговой обязанности;
  • возможность освобождения от оплаты государственных сборов;
  • налоговый вычет;
  • исключение двойного налогообложения.

Уплата нерезидентами налогов в повышенном размере

В отличие от налоговых резидентов, нерезиденты обязаны уплачивать налог на доходы по ставке, равной не 13% или 15% (с доходов свыше 5 млн рублей), а 30% от величины полученного дохода (п. 3 ст. 224 НК РФ). Общая ставка в 30% устанавливается в отношении следующих доходов, получаемых нерезидентами:

  • от трудовой деятельности от работодателей из РФ (если нерезидент работает за границей на иностранного работодателя, то НДФЛ он не платит);
  • выполнения работ и оказания услуг на основании гражданско-правовых договоров;
  • продажи транспортных средств;
  • сдачи в аренду нежилых помещений;
  • сдачи в наем квартир и прочего жилья;
  • продажи недвижимого имущества;
  • использования авторских прав и т.д.
Читайте также:  Особенности ответственности за мелкое хищение по статье 7.27 КоАП

В отношении некоторых видов доходов для нерезидентов предусмотрены специальные ставки НДФЛ. К таким доходам, в частности, относятся (п. 3 ст. 224 НК РФ):

  • дивиденды от долевого участия в деятельности российских организаций – 15%;
  • от осуществления трудовой деятельности у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, – 13%;
  • от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста – 13% (доплата к очередному отпуску, компенсация за оплату проживания и стоимость подарков и материальная помощь в пользу высококвалифицированных специалистов облагаются по ставке 30%);
  • дивиденды по акциям публичных международных холдинговых компаний – 5%;
  • проценты по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках – 13% (15% – с доходов свыше 5 млн рублей).

Для чего необходимо подтверждать налоговое резидентство

  • Для исключения ситуации, когда на доходы претендует сразу 2 государства, соответственно, чтобы не платить подати 2 раза, существенно уменьшая свой доход. Во избежание этой ситуации были разработаны и подписаны специальные договоры на уровне государств. Их более 60, поэтому, можно предположить, что коллизий возникнуть не должно.
  • Как известно, в России резиденты делают отчисления в казну по всем своим доходам, независимо от места их получения, но по сниженной ставке. Те, кто к ним не относятся, уменьшают доход, полученный только в РФ (по большей ставке). Соответственно, статус влияет на облагаемый доход и на размер ставки.

Валютный резидент и нерезидент

Граждане РФ являются валютными резидентами. К ним также относятся иностранные граждане, имеющие вид на жительство и лица без гражданства, на постоянной основе проживающие в РФ.

Законодательство предусматривает определенные обязанности для валютных резидентов, которые возникают у них в случае открытия и ведения счета за границей:

  • уведомлять налоговый орган об открытии/закрытии счета, а также изменении реквизитов счета в иностранных банках (в срок до 1 месяца);
  • ежегодно подавать отчеты по операциям на счетах в иностранных банках (крайний срок – 1 июня года, следующего за отчетным);
  • осуществлять операции, перечисленные в ст. 12 закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

До 2018 года те граждане, которые проживали за границей РФ более 1 года считались валютными нерезидентами. В случае въезда в РФ даже на 1 день, такие граждане опять признавались валютными резидентами. То есть у них вновь появлялась необходимость выполнения всех требований, но для тех граждан, которые постоянно проживали и работали за границей, а в РФ приезжали либо в отпуск, либо к родным – это было очень неудобно.

С начала 2018 года в закон были внесены поправки, согласно которого российские граждане признаются валютными резидентами, независимо от срока из пребывания за границей. Но те лица, которые на протяжении 1 года более 183 дней проживают за границей предусматривается освобождение от ограничений валютного законодательства. То есть они не должны информировать ФНС о своих счетах, открытых в зарубежных банках.

То есть в настоящее время налоговые и валютные резиденты – это почти равные понятия.

Для того, чтобы подтвердить статус валютного нерезидента потребуется представить следующие документы:

  • копия загранпаспорта с отметками о пересечение границы РФ;
  • копия вида на жительство, либо иного документа, подтверждающего нахождение на постоянной основе гражданина РФ в иной стране.

Как подтвердить статус налогового резидента онлайн

В настоящее предусматривается возможность подтверждения статуса налогового резидента онлайн – через сайт ФНС. Для этого на сайте представлен специальный сервис «Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации». Этим способом могут воспользоваться как физические и юридические лица.

С помощью данного сервиса как компании, так и физлица могут быстро заполнить необходимое заявление и подать его в ФНС, в ответ будет получен необходимый документ в формате PDF, либо в его выдаче будет отказано.

В качестве одного из преимуществ данного сервиса можно выделить то, что направлять в налоговую дополнительные документы не потребуется. Достаточно будет только сформировать заявление. Если справка о резидентстве необходима на бумаге, то при заполнении заявления следует сделать соответствующую отметку, то есть «Направить документ на бумажном носителе».

Данный сервис также позволяет проследить за статусом обработки своего заявления в ФНС.Срок рассмотрения документа составляет 40 календарных дней.

Налоговые агенты, а также иностранные органы тоже могут проверить статус налогового резидента с помощью интернет сервиса, представленного на сайте налоговой.Сделать это может любое заинтересованное лицо и специальной регистрации или ввода каких-либо кодов для этого не потребуется.

Налоговое резидентство юридических лиц

В РФ юридические лица могут быть привлечены к налогообложению:

  • корпорации, компании, предприятия и подобные, которые были созданы и зарегистрированы на территории РФ, в соответствии к требованиям национального законодательства;
  • филиалы российских предприятий, находящиеся за границей, но зарегистрированные в РФ и выполняющие необходимые налоговые обязательства (выплата процентов в казну РФ и предоставление декларации для фиксации этого факта в Федеральную Налоговую Службу).

В практике других стран встречаются случаи, когда статус юридических лиц определяется по следующим критериям:

  1. Место, где располагается основной офис предприятия.
  2. Страна, где проходят советы директоров, то есть осуществляется фактическое управление компанией.
  3. Место, где располагаются финансовые отделы компании;
  4. Государство, где проходит глобальная деятельность компании (получение большей доли прибыли).

Какие отличия в налогах компании резидента и нерезидента

Согласно НК РФ, компании-резиденты докладывают о всех имеющихся доходах в органы налогового обложения и выплачивают с них определенный процент, а нерезиденты платят налоги только на ту прибыль, которая была получена с активов, находящихся на территории России. При этом процентные ставки выплат значительно отличаются.

Юридическими лицами-нерезидентами считаются компании, которые находятся за границей или были открыты в иностранном государстве, ведут основную деятельность и управление по его законам, но имеют проекты и филиалы предприятий, находящиеся на территории РФ.

В таблице приведена разница процентных ставок налогов компании резидента и нерезидента РФ, согласно действующему законодательству (статья 224, п.3 НК РФ)

Статус юридического лица Ставка, % Дивиденды, %
Компания-налоговый резидент РФ 20 9
Компания-нерезидент РФ 30 15

При наличии соглашения об отсутствии двойного налогообложения России и другой страны компании-нерезидента, процесс определения системы налогообложения проходит пошагово.

В случае подтверждения запроса о фактическом праве на обложение процентом прибыли иностранным государством, удержание дохода проводится в соответствии с положениями составленного и предъявленного соглашения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *