Льготный лизинг оборудования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготный лизинг оборудования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Агентство в базовом сценарии на 2023 год прогнозирует умеренный рост нового бизнеса в пределах 10%. Драйвером лизингового бизнеса останутся розничные сегменты, востребованные малым и средним бизнесом, который в условиях трансформации рынка будет стимулироваться переориентацией логистических цепочек на дружеские страны, осваиванием ниш ушедших из России иностранных компаний, а также инфляционным фактором. Так, доля малого и среднего бизнеса в структуре нового бизнеса стабильно растет с 2018 года и по итогам 2022-го достигла максимального исторического уровня в 71%. Основными сегментами здесь являются лизинг легковых автомобилей, грузового транспорта и строительной техники. В настоящее время рынок легковых автомобилей продолжает показывать слабую динамику. Повлиять на продажи могут поставки машин в рамках параллельного импорта, которому способствуют законодательные инициативы правительства. Рынок грузового транспорта и строительной техники характеризуется более высокой деловой активностью, поддерживаемой его вовлеченностью в экономические процессы. Строительный сектор будет стимулироваться продлением льготных программ и реализацией инфраструктурных проектов, китайская техника продолжит экспансию на российский рынок. Объем международных перевозок может увеличиться за счет их переориентации на восточное направление и роста товарооборота со странами Азии. Корпоративные сегменты останутся под давлением геополитических санкций, при этом положительную динамику и значимые объемы нового бизнеса из них может сохранить лизинг ж/д техники за счет реализации государственной инвестпрограммы объемом более триллиона рублей и ряда правительственных инициатив по стимулированию экспорта.

Особенности расчета лизинга автомобилей и спецтехники

При лизинге автомобилей и спецтехники на расчет лизинговой сделки оказывает влияние то, на какую из сторон договора лизинга будет регистрироваться техника в ГИБДД / Гостехнадзоре.

В случае, если имущество регистрируется в ГИБДД на имя лизинговой компании, в расчет платежей за лизинг автомобиля или спецтехники будет включён транспортный налог, а также расходы по регистрации автомобилей / спецтехники и прохождению техосмотра. В случае, если эти расходы и транспортный налог будут отсутствовать непосредственно в расчете платежей по лизингу автомобиля / спецтехники, лизингополучатель будет обязан возместить их лизинговой компании в отдельных дополнительных платежах.

При регистрации предмета лизинга в ГИБДД на лизингополучателя, клиент самостоятельно оплачивает регистрацию и прохождения техосмотра, а также сам сдаёт декларацию и уплачивает транспортный налог по предмету лизинга. Для регистрации предмета лизинга на себя клиент должен иметь автохозяйство.

Чем лизинг отличается от ипотеки?

Лизинг и ипотека в чем разница и на какие принципиальные моменты важно обратить внимание:

  1. Ипотека – это покупка квартиры в долгосрочный кредит, который заемщик берет у банка. Договор составляется между банком и покупателем. Лизинг – длительная аренда с выкупом. Фирма приобретает жилье у застройщика или банка, а потом предоставляет его в долгосрочную аренду с последующим правом выкупа. Участники договора – лизинговая компания и покупатель;
  2. Договор лизинга заключается сроком на 10 лет, не более. Ипотеку можно оформить на 20 – 25 лет;
  3. Жилье, купленное в ипотеку, сразу после оформления документов переходит в собственность покупателя. Лизинговая квартира на протяжении всего срока аренды принадлежит компании лизингодателю, только после выплаты всей суммы жилье по договору купли-продажи передается в собственность покупателю;
  4. Лизинг в отличие от ипотеки менее зарегулирован, компании предлагают гибкие условия ежемесячных взносов, разные размеры первоначального разового платежа.

Можно ли взять квартиру в лизинг, если банки отказывают в ипотечном кредитовании? – Да, с частной компанией проще договориться, чем с банком.

Важно! Процентные ставки по лизингу недвижимости выше, чем по ипотеке.

Однако арсенал маркетинговых средств не ограничивается только ипотекой. Все больше застройщиков предлагают клиентам длительные рассрочки, часто беспроцентные, отмечает управляющий партнер компании «Метриум» Надежда Коркка. Такие программы могут быть актуальны в 2023 году.

Уже сейчас многие компании предоставляют гибкие условия внесения платежей, они могут быть ежемесячными и ежеквартальными, продолжила Надежда Коркка. К тому же возможен вариант, когда оплачивается первоначальный взнос, а всю остальную сумму клиент единовременно переводит девелоперу в заранее обозначенный срок (например, после ввода дома в эксплуатацию). Такие предложения называются «отстроченными платежами».

Чаще всего в рассрочку можно приобрести строящееся жилье. Но иногда поэтапное внесение платежей предусмотрено после ввода новостройки. После заключения договора купли-продажи готовой квартиры в рассрочку на нее накладывается залог.

Токены на покупку жилья

Новым механизмом на рынке жилья в перспективе может стать использование цифровых финансовых активов (ЦФА) как способа участия в долевом строительстве, допустила аналитик «Финама». «В том числе Владимир Потанин планирует выпустить токены на покупку жилья в удаленных регионах России, таких как Норильск, что позволило бы упростить людям процедуру продажи (или обмена) недвижимости. Помимо этого, один из крупнейших застройщиков Республики Татарстан «Джи-групп» намерен в ближайшее время выпустить токены, привязанные к стоимости квадратного метра в двух строящихся жилых комплексах в Санкт-Петербурге и Казани», — привела примеры эксперт.

Читайте также:  министерство образования рф адрес для писем

По ее мнению, токенизация жилья позволит снизить порог входа для инвестиций в недвижимость, то есть даст возможность покупать любое количество метров в рамках одного или нескольких строящихся объектов. При этом владельцы ЦФА получают все преимущества инвестора в недвижимость без покупки «физического» жилья и сопровождающих ее бюрократических процедур. При этом наличие ЦФА на рынке жилья позволит привлечь большее число инвесторов, что будет способствовать развитию строительной отрасли.

Как рассчитать ставки по лизингу в 2023 году

Каждого будущего лизингополучателя в первую очередь интересует сумма, которую ему придется регулярно платить за пользование объектом и его конечный выкуп. Нужно ему это для оценки и сравнения. Ведь существуют и другие способы приобретения, включая кредит.

Правда, в данном случае имеет значение и фактор доступности. Получение кредита предполагает некоторые трудности, в том числе и процедурные. Взять оборудование в лизинг значительно проще.

Расчет лизинга базируется на нескольких начальных параметрах. Во-первых, это форма расчетов. Она может быть денежной, натуральной или смешанной (комбинированной). В реальных российских условиях лизинговые компании предпочитают брать плату деньгами, делая редкие исключения для особо ликвидных продуктов.

Второй фактор, влияющий на размеры лизингового платежа — принятый на данном предприятии метод амортизации. В идеале к моменту истечения срока финансовой аренды стоимость объекта должна максимально приблизиться к нулю или составлять выкупную цену (в зависимости от условий соглашения). В свою очередь амортизация производится по одному из пяти сценариев: линейному, ускоренному, уменьшаемого остатка, кумулятивному и производственному.

Исходя из скорости списания стоимости объекта устанавливается график регулярных платежей. Он может быть аннуитетным (равными долями) или нелинейным. Под последним видом понимаются прогрессивный или регрессивный расчеты, при которых суммы погашения раз от разу увеличиваются или уменьшаются.

Практикуется также сезонная зависимости долговой нагрузки, учитывающая зависимость платежеспособности лизингополучателя от времени года (особенно в отношении сельхозпроизводителей).

Налоговый учет лизинговых операций — налог на прибыль

С 2022 года предмет лизинга учитывается в налоговом учете только у лизингодателя. Однако по договорам лизинга, заключенным до 01.01.2022, нужно продолжать применение старых правил налогового учета лизинговых операций. Мы рассмотрели возможные варианты налогового учета лизинговых операций в таблице.

Дата заключения договора лизинга

Балансодержатель предмета лизинга по условиям договора

Порядок налогового учета лизинговых операций

Договор лизинга заключен до 01.01.2022

Лизингодатель

Лизингополучатель учитывает операции по договору лизинга в налоговом учете до окончания договора в том же порядке, что и до 01.01.2022: в состав расходов, связанных с производством и реализацией, включаются суммы начисленных лизинговых платежей без НДС

Договор лизинга заключен до 01.01.2022

Лизингополучатель

Лизингополучатель учитывает операции по договору лизинга в налоговом учете до окончания договора в том же порядке, что и до 01.01.2022:

— в состав расходов включается налоговая амортизация предмета лизинга;

— в состав расходов, связанных с производством и реализацией, включаются суммы начисленных лизинговых платежей без НДС, уменьшенные на суммы начисленной за аналогичные месяца налоговой амортизации предмета лизинга

Договор лизинга заключен в 2022 году

Не имеет значения

Лизингополучатель учитывает операции по договору лизинга в налоговом учете до окончания договора по новым правилам: в состав расходов, связанных с производством и реализацией, включаются суммы начисленных лизинговых платежей без НДС

Перспективы развития лизинга

По оценкам участников отрасли, рынок лизинговых услуг в России во втором полугодии 2022-го будет постепенно восстанавливаться, однако продолжит демонстрировать отрицательную динамику к прошлому году. Как прогнозируют в Национальном рейтинговом агентстве (НРА), возвращение лизинговой отрасли к прошлогодним объемам ожидается в течение нескольких лет. Во многом это будет зависеть от восстановления бизнеса лизингополучателей, деятельности поставщиков, а также от скорости перестройки цепочек поставок и логистики. Поддержать лизинговую отрасль может дальнейшее смягчение денежно-кредитной политики и постепенное снижение ключевой ставки, а также привлечение малого и среднего бизнеса на рынок лизинговых услуг.

В свою очередь лизинговые организации продолжат развивать финансовую аренду подержанной техники, доля которой в объеме нового бизнеса будет расти в среднесрочной перспективе. Этому будут способствовать как сохраняющийся дефицит на рынке, так и высокая стоимость новой техники и оборудования. В то же время по мере замещения западных поставщиков новыми игроками, в частности из Китая и других дружественных стран, а также выстраивания новых логистических цепочек, в течение нескольких лет ожидается восстановление спроса на лизинг новой техники.

Если рассматривать лизинговый рынок по сегментам, то, по оценкам участников отрасли, в наибольшем кризисе находится авиализинг, для восстановления которого на сегодняшний день не наблюдается значимых факторов. Наиболее перспективным является лизинг строительно-дорожной техники, грузовой и спецтехники, что обусловлено потребностью лизингополучателей при реализации новых федеральных проектов. Финансовая аренда легковых автомобилей также постепенно восстанавливается, в том числе благодаря запущенной в середине 2022 года госпрограмме льготного автолизинга, которая, как ожидается, будет продлена и в следующем году. В целом же рынок лизинговых услуг в ближайшие годы будет характеризовать ситуативный лизинг, зависящий от текущих запросов клиентов.

Читайте также:  Декретный отпуск: сроки и порядок оплаты

Кроме того, в среднесрочной перспективе участники лизингового рынка ожидают консолидации отрасли, чему будет способствовать как усиление конкуренции между игроками на фоне стагнации спроса, так и уход из России ряда зарубежных лизинговых компаний. По некоторым видам оборудования и техники их доля составляла до 30%, что открывает для российских лизинговых организаций новые рыночные ниши.

Как мы видим, лизинговая отрасль переживает трансформацию, вызванную внешними экономическими и геополитическими факторами. При этом участники рынка находят новые точки роста, которые обеспечат дальнейшее развитие лизинговых услуг в нашей стране.

Можно ли оформить лизинг без процентов

Купить автомобиль или оборудование в рассрочку без какой-либо переплаты — идиллия, для которой пока нет места в нашей реальности. Лизинговые компании — это тоже представители бизнеса, они нацелены на прибыль, которая и складывается из переплаты лизингополучателей. Компании всегда предлагают клиентам минимальный процент, они снижают его по максимуму. Во многом этому способствуют оптовые скидки от производителей.

Чем дешевле лизингодатель закупит автомобиль или оборудование, тем ниже процент по лизингу он сможет предложить, но довести его до нуля не удастся никогда.

Погоня за лизингом без процентов, как охота на бесплатный сыр, может завести искателя в мышеловку. Обещание сказочных условий — верная примета мошенников.

Лизинг – это долгосрочная аренда автомобиля с возможностью его последующего выкупа. Автолюбитель, который решился на лизинг, приобретает авто по выгодной процентной ставке, в течение в 3-5 лет внося на счет кредитора равные платежи. А по окончании действия соглашения он может получить авто в собственность по остаточной цене.

Лизинг автомобиля сочетает в себе преимущества, взятые и от кредитных, и от арендных договоров. Это возможность приобретения транспортных средств за счет заемных денег по выгодной ставке. За счет более короткого срока действия договора обычно это выгоднее, чем обращаться в банк за потребительским кредитом, переплата по которому значительно превышает саму стоимость авто.

Теперь же, когда мы выяснили, что это за инструмент, перейдем к подробному рассмотрению главного вопроса – как рассчитать цену лизинга? Хотя лизинговые фирмы во многом похожи на банки, процентная ставка по таким договорам рассчитывается иными методами, нежели для кредитных продуктов.

Напомним, что объектом налогообложения по налогу на имущество является недвижимость, к которой относятся, в частности, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, подлежащие государственной регистрации. Налоговая база по налогу на имущество — среднегодовая или кадастровая стоимость недвижимости.

Закон №382-ФЗ предусматривает, что имущество, переданное по договору лизинга, подлежит налогообложению налогом на имущество у лизингодателя (п. 3 ст. 378 НК РФ). При этом по ФСБУ 25/2018 (Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержден приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н) лизингодатель отражает чистые инвестиции в аренду, а предмет лизинга отражается только на балансе лизингополучателя.

Соответственно, если недвижимость облагается налогом по кадастровой стоимости, проблема не возникает (лизингодатель имеет возможность получать информацию о кадастровой стоимости предмета лизинга). Если же имущество облагается по среднегодовой стоимости, то возникает проблема отсутствия таковой у лизингодателя (в силу положений Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, предмет лизинга не отражается на балансе лизингодателя).

Таким образом, Закон №382-ФЗ порождает проблему, связанную с несоответствием между бухгалтерским и налоговым учетом, остроту которой добавляет то, что до его вступления в силу остается меньше месяца. Соответственно, лизингодателям и лизингополучателям предстоит искать выход из сложившейся ситуации. Получается, что налогоплательщикам нужно будет самостоятельно пытаться поменять настройки бухгалтерских программ, чтобы те позволили лизингодателям автоматически рассчитать среднегодовую стоимость имущества по данным бухгалтерского учета либо вести такие расчеты вручную.

Общий процент удорожания рассчитывается как отношение платежей по лизинговому соглашению, выкупной стоимости и цены имущества с учетом НДС. Чтобы знать, как посчитать удорожание по лизингу в год, нужно разобраться со среднегодовым удорожанием — это отношение общего показателя удорожания предмета сделки к сроку лизингового соглашения.

Удорожание и ставка по займу не могут быть равными. Размер удорожания всегда меньше процентной ставки по кредиту и напрямую зависит от величины авансового платежа, графика погашения задолженности и от того, кто выступает балансодержателем и страхователем.

Например, если ставка по кредиту составляет 12%, величина среднегодового удорожания может колебаться от 5 до 11%. При удорожании Х% ставка может достигать 2Х%.

Можно ли оформить лизинг с нулевым удорожанием

Нулевое удорожание означает то, что вы не платите сверх рыночной стоимости имущества. По сути, оформляется рассрочка на несколько лет. Некоторые лизинговые компании предлагают программы с нулевым удорожанием. Обычно они распространяются на покупку легковых автомобилей.

Также прочитайте: Лизинг автомобилей: плюсы и минусы приобретения имущества юридическим лицом

Возникает вопрос, как на таких сделках зарабатывает лизингодатель. Дело в корпоративных скидках, которые предоставляют официальные дилеры или производители. При покупке машины с нулевым удорожанием лизингополучатель может и не увидеть переплату, но она равна размеру скидки, которую лизинговая фирма получила от производителя.

Читайте также:  Что делать, если не выплатили зарплату при увольнении и куда обращаться

Другой вариант заработка лизингодателя — начисление комиссии за организацию сделки и увеличение выкупного платежа. Эти суммы не входят в состав ежемесячных лизинговых платежей и вносятся отдельно, позволяя компании получить прибыль.

Можно сказать, что лизинг с нулевым удорожанием является маркетинговым ходом, рассчитанным на заемщиков, которые ранее не заключали подобных сделок.

Рынок лизинга сделал сильный рывок в последние годы, по итогам 2021 года доля лизинга в ВВП выросла с 1,3% до 1,7%, но внешние факторы окажут сильное давление на вес лизинга в экономике, подтверждает младший директор отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Зоя Советкина:

— Влияние санкций уже почувствовали все крупные корпоративные сегменты, прежде всего это затронуло крупные государственные, а также лизинговые компании, входящие в банковские холдинги, в отношении которых введены санкции.

А эти компании часто работают с крупными корпоративными клиентами, в отношении которых также введены санкционные ограничения, что впоследствии может негативно отразиться на качестве их лизингового портфеля.

Сильное давление на рынок окажет и сужение возможностей фондирования.

Макроэкономические условия ограничили выход лизингодателей на биржу, создав сложности для компаний, чья база фондирования сильно зависела от облигационных размещений. Сократили кредитование и банки.

И еще один глобальный фактор — дефицит и удорожание техники. Чтобы справиться с этим риском, лизинговым компаниям необходимо развивать новые парт­нерские отношения, пересматривать портфель брендов в сторону азиатских компаний, искать новые ниши, такие как лизинг б/у техники и возвратный лизинг.

Региональный риск-фокус

Две группы критических факторов выделяет в проблематике отрасли директор по развитию компании «АС Финанс» Илья Лесников:

— В кризис всегда в зоне риска находится устойчивость лизинговой компании, на этот раз она во многом зависит от уровня диверсификации лизингового портфеля и его качества, то есть от того, насколько лизингополучатели в состоянии исполнять взятые на себя обязательства.

Вторая группа проблем связана с процентными рисками: «Эти факторы будут проявляться индивидуально. Банки, с которыми, например, сотрудничает наша компания, по договорам с фиксированной ставкой условия не поменяли, соответственно по платежам лизингополучателей мы тоже менять ничего не стали. Но некоторые банки пересмотрели условия кредитных договоров. Каждая лизинговая компания в кризис опасается рисков ликвидности, поэтому мы стараемся досрочно гасить обязательства перед банками, чтобы были запасы ликвидности. Кроме того, мы решили мониторить наших лизингополучателей, чтобы выявить проблемы на начальных этапах, а не тогда, когда лизингополучатели прекращают платить и ставят технику на склад».

Барьеры в части динамики нового бизнеса Илья Лесников оценивает так:

— Мы видим, что компании сокращают инвестиционные программы. На данный момент мы работаем с теми клиентами, у которых были планы еще до кризиса и они стремятся их завершить. Следующая

проблема связана с ограничением финансирования, банки его просто останавливают или ужесточают условия. И конечно, вся отрасль стоит перед проблемой, где взять оборудование. На первом этапе мы будем заниматься распродажей остатков европейской техники, перераспределением б/у техники, но в пределах года всем участникам рынка придется перестраивать логистические цепочки и ориентироваться на других поставщиков.

Устойчивость лизингодателей во многом зависит от бизнес-модели. Несколько меньшие проблемы ощущают лизингодатели, работающие с целевыми группами, например сельхозпроизводителями.

— Наша компания была организована правительством Тюменской области как инструмент поддержки сельскохозяйственных предприятий тюменского региона, — рассказывает заместитель генерального директора по развитию Тюменской агропромышленной лизинговой компании (ТАЛК) Ольга Хван. — В нашем портфеле на долю предприятий АПК приходится более 50%. Поскольку государство в первую очередь поддержало этот сектор, мы с середины апреля ощутили, наоборот, оживление спроса со стороны клиентов. На мой взгляд, гораздо больше ограничений будет в части поставок оборудования и техники, потому что сегодня рынок лизинга — это рынок поставщика, именно он диктует условия.

Как и все участники рынка, ТАЛК предпринимает действия по выходу на другие рынки, в том числе изучает возможности поставок китайской техники, рассказала Ольга Хван:

— Чем раньше мы найдем новые ниши и возможности, тем быстрее справимся с кризисом. Далеко не все сферы экономики просели, например, кроме сельхозпроизводителей ощутимую поддержку от государства получили предприятия, которые работают в рамках госконтрактов, их финансирование достаточно стабильное, и мы рассматриваем таких лизингополучателей как высоконадежных.

От чего зависит рост лизингового бизнеса?

Бизнес-модель лизинговой компании такова, что рост и развитие бизнеса почти полностью зависят от источников фондирования. Чем выше у компании доступ к заемным средствам, тем лучше. Поэтому среди лидеров отрасли можно встретить множество банковских дочек. Например, Балтийский Лизинг принадлежит ФК «Открытие», которая в свою очередь полностью подконтрольна Центробанку. Альфа-Лизинг — дочка Альфа-Банка. Совкомбанк Лизинг — дочка Совкомбанка и т. д.

Для небанковских лизинговых компаний важное место в фондировании занимают облигационные заемные средства. Например, РЕСО-Лизинг осуществляет фондирование своей деятельности в значительной степени за счет облигаций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *