Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой иммунитет передается по наследству от родителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие иммунитета включает в себя сумму реакций нашего организма на воздействие чуждых элементов: вирусов, бактерий, грибков. Кроме того, организм реагирует на проникновение чужеродных органов после их пересадки.
Врожденный и приобретенный иммунитет
Иммунная система новорожденного пока еще даже не начинала обучения, но в ней уже действуют простейшие механизмы защиты. Это так называемый врожденный иммунитет. Он работает достаточно быстро, эффективно, но неразборчив и на все «чужое» реагирует однотипно. его атаки не всегда спасают от болезнетворных вирусов и бактерий и способны навредить самому организму.
Защита становится полноценной, когда у ребенка развивается приобретенный, или адаптивный, иммунитет. Поначалу малыша защищают материнские антитела: иммунитет от матери к ребенку передается до рождения через плаценту, а впоследствии с грудным молоком. Постепенно начинают вырабатываться собственные иммуноглобулины.
Врожденный иммунитет – это что-то вроде пчелы, которой не нужно обучение, потому что у нее есть врожденные инстинкты. Эта линия обороны в организме начинает формироваться еще на первых неделях внутриутробного развития и наследуется от родителей на генетическом уровне. Ребенок получает собственные гены совместимости: они уникальны для каждого человека, как отпечатки пальцев и рисунок радужки глаз. Из-за этого разные люди по-разному переносят инфекции. Уже с ранних этапов развития в организме начинают работать антигенпредставляющие клетки, цитокины, NK-клетки (натуральные киллеры), макрофаги. Все они немедленно реагируют на бактерии и вирусы.
Адаптивный иммунитет в эволюционном смысле более молодой (он впервые появился у позвоночных животных), созревает дольше, реагирует медленнее. Но все это компенсируется его высокой эффективностью. Когда в организм проникают опасные патогены, врожденный иммунитет сразу встречает их во всеоружии. Приобретенному нужно несколько дней, чтобы познакомиться с антигенами, научиться их атаковать. Когда сил врожденной защиты не хватает, он приходит на помощь и довершает дело.
Говоря простым языком, иммунитет, это защита нашего организма от болезнетворных бактерий. Сложная защитная система человеческого организма формировалась вместе с эволюционным развитием. Что это значит? Менялась окружающая среда вокруг человека, а значит, менялось и отношение к этой среде.
Организм постепенно приспосабливался к различным климатическим условиям, загрязненности, к существующим вокруг него микроорганизмам. Это естественная реакция любого живого существа на земле, и человек не является исключением. Так было много веков назад, и мы продолжаем усиленно взаимодействовать с внешним миром, тем самым укрепляя свою защиту против болезней.
Сегодня в профессиональной медицине существует разделение иммунитета на несколько разновидностей. Какие бывают виды и формы иммунитета?
Основные виды, о которых в первую очередь стоит сказать, это врождённый иммунитет, то есть неспецифический и приобретённый или специфический. Их основные отличия заложены в самой сути происхождения. Врождённый имеет конституционное, генетическое воспроизведение, а приобретённый является результатом формирования в течение всей жизни.
К первому виду можно отнести:
- Абсолютно врождённый
- Относительно врождённый
- Индивидуально врождённый иммунитет.
Второй тип, приобретённый, или неспецифический также имеет классификацию, и его таблица выглядит следующим образом:
- Врожденный иммунитет;
- Приобретённый или адаптивный;
- Пассивный вид (у грудных детей).
Искусственная форма
- Приобретенный активный;
- Приобретенный пассивный.
Иммунитет – это способ защиты организма от генетически чужеродных веществ – антигенов экзогенного и эндогенного происхождения, направленный на поддержание и сохранение гомеостаза, структурной и функциональной целостности организма, биологической (антигенной)индивидуальности каждого организма и вида в целом.
Различают несколько основных видов иммунитета.
Врожденный, иди видовой, иммунитет, он же наследственный, генетический, конституциональный — это выработанная в процессе филогенеза генетически закрепленная, передающаяся по наследству невосприимчивость данного вида и его индивидов к какому-либо антигену (или микроорганизму), обусловленная биологическими особенностями самого организма, свойствами данного антигена, а также особенностями их взаимодействия.
Примером может служить невосприимчивость человека к некоторым возбудителям, в том числе к особо опасным для сельскохозяйственных животных (чума крупного рогатого скота, болезнь Ньюкасла, поражающая птиц, оспа лошадей и др.), нечувствительность человека к бактериофагам, поражающим клетки бактерий. К генетическому иммунитету можно также отнести отсутствие взаимных иммунных реакций на тканевые антигены у однояйцовых близнецов; различают чувствительность к одним и тем же антигенам у различных линий животных, т. е. животных с различным генотипом.
Видовой иммунитет может быть абсолютным и относительным. Например, нечувствительные к столбнячному токсину лягушки могут реагировать на его введение, если повысить температуру их тела. Белые мыши, не чувствительные к какому-либо антигену, приобретают способность реагировать на него, если воздействовать на них иммунодепрессантами или удалить у них центральный орган иммунитета — тимус.
Приобретенный иммунитет — это невосприимчивость к антигену чувствительного к нему организма человека, животных и пр., приобретаемая в процессе онтогенеза в результате естественной встречи с этим антигеном организма, например, при вакцинации.
Примером естественного приобретенного иммунитета у человека может служить невосприимчивость к инфекции, возникающая после перенесенного заболевания, так называемый постинфекционный иммунитет (например, после брюшного тифа, дифтерии и других инфекций), а также «проиммуниция», т. е. приобретение невосприимчивости к ряду микроорганизмов, обитающих в окружающей среде и в организме человека и постепенно воздействующих на иммунную систему своими антигенами.
В отличие от приобретенного иммунитета в результате перенесенного инфекционного заболевания или «скрытной» иммунизации, на практике широко используют преднамеренную иммунизацию антигенами для создания к ним невосприимчивости организма. С этой целью применяют вакцинацию, а также введение специфических иммуноглобулинов, сывороточных препаратов или иммунокомпетентных клеток. Приобретаемый при этом иммунитет называют поствакцинальным, и служит он для защиты от возбудителей инфекционных болезней, а также других чужеродных антигенов.
Приобретенный иммунитет может быть активным и пассивным. Активный иммунитет обусловлен активной реакцией, активным вовлечением в процесс иммунной системы при встрече с данным антигеном (например, поствакцинальный, постинфекционный иммунитет), а пассивный иммунитет формируется за счет введения в организм уже готовых иммунореагентов, способных обеспечить защиту от антигена. К таким иммунореагентам относятся антитела, т. е. специфические иммуноглобулины и иммунные сыворотки, а также иммунные лимфоциты. Иммуноглобулины широко используют для пассивной иммунизации, а также для специфического лечения при многих инфекциях (дифтерия, ботулизм, бешенство, корь и др.). Пассивный иммунитет у новорожденных детей создается иммуноглобулинами при плацентарной внутриутробной передаче антител от матери ребенку ииграет существенную роль в защите от многих детских инфекций в первые месяцы жизни ребенка.
Читать еще: Чемеричная вода от вшей — Инструкция по применению
Поскольку в формировании иммунитета принимают участие клетки иммунной системы и гумopaльные факторы, принято активный иммунитет дифференцировать в зависимости от того, какой из компонентов иммунных реакций играет ведущую роль в формировании защиты от антигена. В связи с этим различают клеточный, гумopaльный, клеточно-гумopaльный и гумopaльно-клеточ-ный иммунитет.
Примером клеточного иммунитета может служить противоопухолевый, а также трaнcплантационный иммунитет, когда ведущую роль в иммунитете играют цитотоксические Т-лимфоциты-киллеры; иммунитет при ток-синемических инфекциях (столбняк, ботулизм, дифтерия) обусловлен в основном антителами (антитоксинами); при туберкулезе ведущую роль играют иммунокомпетентные клетки (лимфоциты, фагоциты) с участием специфических антител; при некоторых вирусных инфекциях (натуральная оспа, корь и др.) роль в защите играют специфические антитела, а также клетки иммунной системы.
В инфекционной и неинфекционной патологии и иммунологии для уточнения характера иммунитета в зависимости от природы и свойств антигена пользуются также такой терминологией: антитоксический, противовирусный, противогрибковый, противобактериальный, противопротозойный, трaнcплантационный, противоопухолевый и другие виды иммунитета.
Наконец, иммунное состояние, т. е. активный иммунитет, может поддерживаться, сохраняться либо в отсутствие, либо только в присутствии антигена в организме. В первом случае антиген играет роль пускового фактора, а иммунитет называют стерильным. Во втором случае иммунитет трактуют как нестерильный. Примером стерильного иммунитета является поствакцинальный иммунитет при введении убитых вакцин, а нестерильного— иммунитет при туберкулезе, который сохраняется только в присутствии в организме микобактерий туберкулеза.
Иммунитет (резистентность к антигену) может быть системным, т. е. генерализованным, и местным, при котором наблюдается более выраженная резистентность отдельных органов и тканей, например слизистых верхних дыхательных путей (поэтому иногда его называют мукозальным).
Причины появления первичного иммунодефицита
Основная причина первичного иммунодефицита — мутация в генах, которая передалась по наследству от одного или обоих родителей или возникла спонтанно. Чаще всего ПИД наследуется по аутосомно-рецессивному типу (когда ребёнок получает по одной копии сломанного гена от каждого из родителей) или Х-сцепленному типу (дефектный ген передаётся мальчику от его матери). Исследователи выделяют более 300 генов, мутации в которых вызывают эти заболевания.
Также считается, что врождённые ошибки иммунитета могут возникнуть под воздействием инфекций, которыми ребёнок внутриутробно заражается от матери (краснуха, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус). Во многих случаях определить причину сбоя, который привёл к ПИД, вообще не удаётся.
Прогноз при первичном иммунодефиците
Прогноз зависит от формы заболевания и от того, насколько быстро удалось поставить диагноз и начать лечение. При тяжёлых комбинированных иммунодефицитах благоприятный исход возможен, если правильный диагноз был поставлен в первые 3 месяца жизни и после этого успешно проведена трансплантация костного мозга. В таком случае ребёнок выживает в 90–95% случаев. Без необходимой терапии 98% детей с этим диагнозом погибают в первые 2 года жизни.
Пациенты с дефектом комплемента или дефицитом антител при ранней диагностике и адекватной терапии в большинстве случаев имеют благоприятный прогноз. При ошибках клеточного иммунитета и иммунодефицитах, ассоциированных с синдромальными проявлениями, прогноз зависит от большого количества факторов.
Почему болеет ребёнок, который сидел дома?
Очень часто к нам приходят с месячным ребёнком, который заболел. Спрашивают: «Как же так? Он у нас дома. Мы никуда не ходим». Или «О боже, почему мой ребёнок такой слабый? Почему он так часто болеет?» При этом есть старший ребёнок, который ходит в школу или детский сад. Соответственно, мы объясняем, что это абсолютно нормально, потому что своего иммунитета как такого у него пока нет. И уж точно мы не можем говорить сейчас, что иммунитет сломан.
Обычно у младенцев на этой стадии есть две проблемы. У них не очень хорошо с нейтрофильными реакциями. Способность нейтрофилов в том, чтобы проникать в очаги инфекций и убивать бактерии. И поэтому дети восприимчивы к бактериальным инфекциям, к условно патогенной микрофлоре, атипичной микрофлоре, к кожным бактериальным инфекциям. У них всё это тяжелее проходит, чем у детей постарше. Плюс в этом возрасте дети не очень хороши в создании иммунных реакций на бактерии, которые содержат полисахариды или сложные виды сахарных покрытий, например, пневмококк или менингококк.
В 3-6 месяцев материнские антитела у ребёнка постепенно разрушаются. Полностью они утрачиваются к полутора годам. При этом начинают вырабатываться собственные иммуноглобулины М. С их помощью организм начинает защищать себя сам. По сути, это переход от пассивного иммунного ответа к формированию собственного пула B-лимфоцитов памяти, которые будут хранить «рецепт» производства нужных иммуноглобулинов.
Именно поэтому в период активного формирования иммунной системы важно познакомить организм ребенка с наиболее опасными для него патогенами. Безопасный способ это сделать – вакцинация. Коклюш или полиомиелит в виде дикого штамма некоторые дети либо не перенесут, либо останутся тяжёлыми инвалидами.
Опять же, человечество выработало оптимальную схему обучения опасным инфекциям, чтобы минимально подвергать риску организм ребёнка. Эта схема получила реализацию в виде календаря вакцинаций, о принципах которого, наверное, стоит рассказать отдельным постом.
Особенности диагностики нарушений иммунитета
Диагноз первичного иммунодефицита устанавливает специалист на основании объективных данных и проведенного иммунологического обследования. Однако многие родители, прежде чем попасть к нужному доктору, длительно лечатся у педиатра. Что не удивительно, ведь врожденная патология протекает под маской частых инфекций ЛОР-органов (отиты, гаймориты) и легких (бронхиты, пневмонии), которые с трудом поддаются стандартной антибактериальной терапии и требует назначения препаратов «резерва».
Некоторые виды первичных иммунодефицитов сочетаются с аутоимунными заболеваниями (системная красная волчанка и другие), аллергией, патологией желудка и кишечника.
Если диагноз своевременно не устанавливают, увеличивается риск развития осложнений, например, формирование бронхоэктазов (расширенные бронхи нижних отделов легких).
Какой иммунитет у новорожденного?
Иммунитет — это способность организма противостоять чужеродным веществам и удалять их. Но, кроме того, иммунная система помогает различать и устранять измененные клетки внутри своего собственного организма.
Иммунитет бывает врожденным, его ребенок наследует от родителей, и приобретенным, полученным в ходе «встреч» с антигенами в процессе жизни. Приобретенный (адаптивный) иммунитет малыша в свою очередь делится на активный, который формируется после перенесенных инфекций или введения вакцин, и пассивный, который развивается после введения уже готовых антител в виде сыворотки, а также от матери к ребенку через молозиво, грудное молоко и во время вынашивания.
Существует и другой принцип классификации, при котором выделяют естественный иммунитет новорожденного (сюда относится врожденный иммунитет, приобретенный после заболеваний и полученный ребенком от матери) и искусственный (развившийся после вакцинации и введения сывороток).
Иммунная система очень сложна в организации и работе. В ее состав входят красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка. Помимо взаимодействия между собой, в работе иммунитета принимают участие все системы в теле человека, в том числе нервная и эндокринная.
Теперь попробуем простыми словами описать, как работает иммунитет. Представьте, что в организм попадает какой-то патоген, например, бактерия. Первым делом на это проникновение реагирует врожденный иммунитет — для борьбы с «врагом» у него есть несколько видов «борцов»: фагоциты (клетки, которые поглощают чужеродные организмы), система комплемента (комплекс белковых молекул — ферментов, необходимых для защиты организма), натуральные киллеры (лимфоциты, способные уничтожать патогены), лейкоциты (клетки крови, выбрасывающиеся на борьбу с патогенами), дендритные клетки (помогают представлять антиген, чтобы лимфоцитам было проще его находить).
Когда патоген встречается с клетками иммунной системы, происходит выброс в кровь цитокинов — веществ, которые сигнализируют всему организму о воспалении. В случае, если кроха сталкивается с инфекцией, с которой встречался раньше или привит от нее, начинает работать приобретенный — активный и пассивный иммунитет новорожденных. Патоген, проникнув в организм, встречается с дендритными клетками. Именно они доставляют патоген в лимфатические узлы, где Т-клетки уже уничтожают его. Параллельно В-лимфоцитами начинают вырабатываться антитела к чужеродным клеткам.
Развитие иммунитета у младенца
Иммунная система начинает формироваться задолго до появления ребенка на свет и созревает на протяжении многих лет.
Первые клетки, предшественники лимфоцитов — основы будущего естественного иммунитета новорожденного, появляются в 3–4 недели жизни плода. На 6-й неделе внутриутробного периода формируются тимус, красный костный мозг, лимфатические узлы, миндалины — главные органы иммунной системы. Ко второму или третьему месяцу беременности некоторые из клеток-предшественников уже превращаются в Т-клетки. Макрофаги могут быть обнаружены в кишечнике плода к 11 или 12 неделям беременности, и их количество быстро увеличивается в течение четвертого и пятого месяцев беременности. Аналогичным образом, В- и Т-клетки можно обнаружить в кишечнике примерно к 16 неделям беременности, и примерно к 19 неделям беременности они организуются в специализированные лимфатические узлы в кишечнике, называемые участками Пейера.
К моменту рождения иммунная система еще не совсем зрелая: полноценно она начинает функционировать ближе к 6 месяцам. Огромное значение в защите организма от патогенных веществ имеют молозиво и грудное молоко. Иммунитет новорожденного на грудном вскармливании активно совершенствуется благодаря большому количеству уже готовых антител и макрофагов, которые он получает от мамы. Со временем компоненты грудного молока меняются, играя меньшую роль в защитном иммунитете и большую роль в питательной ценности, хотя молоко по-прежнему содержит около 100 000 клеток на миллилитр, из которых около 60 000 являются макрофагами.
Если наблюдать за большинством семей, можно прийти к тому, что существует некая закономерность – если родители высокие, то их дети тоже будут большого роста. На этот внешний признак также существенно влияют генетические факторы, однако научные исследования в этом направлении все еще продолжаются.
Рост ребенка зависит от множества других факторов. К ним относят правильное питание, среду воспитания, влияние внешней среды и пр.
Форма и размер ушной раковины – это полностью наследственный признак. У детей фактически не бывает оттопыренных ушей, если у их родителей уши маленького размера, и наоборот. В некоторых случаях это может восприниматься, как дефект, однако этот признак оказался доминантным. Если у родителей есть ямочка на щеках или нос с горбинкой, существует большая вероятность, что такая внешность передастся ребенку.
Возможность приобретения организмом невосприимчивости к перенесенному однажды заразному заболеванию была известна давно. Однако причины этого долго оставались неизвестными. Уже проводились прививки против оспы, сибирской язвы, бешенства предложенными Э. Дженнером и Л. Пастером вакцинами, однако ни один из факторов и механизмов, лежащих в основе приобретаемого в результате прививок И., не был установлен.
Большое значение для решения этой проблемы имело открытие микробов — специфической причины заболеваний. Не случайно поэтому, что первые успехи в развитии иммунологии непосредственно следовали за успехами, достигнутыми микробиологией. Открытие возбудителей заболеваний, их токсинов давало возможность вплотную подойти к изучению факторов и механизмов, противодействующих им.
Теория «истощения среды» , предложенная Л. Пастером в 1880 г., была одной из первых попыток объяснить причину возникновения приобретенного И. Невосприимчивость, наступавшая в результате перенесенного однажды заболевания, объяснялась тем, что микробы полностью использовали необходимые для их жизни вещества, бывшие до заболевания в организме, и поэтому не размножались в нем вновь, подобно тому как они перестают размножаться на искусственной питательной среде после длительного культивирования в ней.
К этому же времени относится и ретенционная теория иммунитета , предложенная Шово (I. В. A. Chauveau), согласно к-рой задержка роста бактерий объяснялась накоплением в организме особых продуктов обмена, препятствующих дальнейшему размножению микробов. Хотя ретенционная теория П., так же как и гипотеза «истощения среды», были умозрительными, все же они в какой-то степени отражали объективную действительность. В гипотезе Шово содержались уже намеки на возможность появления в результате инфекции или иммунизации каких-то новых веществ, тормозящих активность микробов в случае вторичного заражения. Таковыми, как было показано позднее, являются антитела.
Фагоцитарная теория иммунитета , основоположником к-рой был И. И. Мечников, была первой экспериментально обоснованной теорией невосприимчивости. Ее высоко оценил Л. Пастер как новое и оригинальное направление. Высказанная впервые в 1883 г. в Одессе она в дальнейшем успешно разрабатывалась в Париже И. И. Мечниковым и его многочисленными сотрудниками и учениками. Фагоцитарная теория, суть к-рой изложена выше, неоднократно была предметом острых научных дискуссий, и ее автору в течение многих лет приходилось отстаивать правоту своей идеи в научных спорах со многими всемирно известными учеными — П. Баумгартеном, Р. Кохом, Р. Пфейффером, К. Флюгге и др. Время и факты, однако, полностью подтвердили первостепенное значение фагоцитарной реакции в защите организма от инфекции, и фагоцитарная теория И. получила общее признание. В дальнейшем в нее были внесены уточнения и дополнения. Было установлено, что захват и переваривание фагоцитами болезнетворных агентов далеко не единственный фактор защиты организма. Имеются микробы, напр, вирусы, для которых фагоцитоз сам по себе не имеет столь большого значения, как при бактериальных инфекциях, и только лишь предварительное воздействие на вирусы антител может способствовать их захватыванию и разрушению.
Нельзя было, исходя только из фагоцитарной теории, объяснить механизм приобретенной резистентности к токсинам. Открытие Э. Ру и Йерсеном (A. Yersin) в 1888 г. дифтерийного токсина, а Э. Берингом и С. Китасато в 1890 г. противостолбнячного, а затем и противодифтерийного антитоксинов было фактом, заставившим выйти за пределы фагоцитарной теории и считаться с защитным действием гуморальных механизмов. В лаборатории И. И. Мечникова его учениками и сотр. — Ж. Борде, Ф. Я. Чистовичем и др. — были проведены фундаментальные исследования факторов гуморального И. — изучена природа и свойства литических агентов, открыты преципитины к белкам животного происхождения.
Не отрицая значения антител, И. И. Мечников высказал предположение, что они продуцируются фагоцитами. В образовании иммуноглобулинов плазматическими клетками непосредственное участие принимают макрофаги, а сами лимфоидные клетки, близкие по происхождению к микрофагам Мечникова, осуществляют и функцию распознавания антигенов (Т-клетки), и синтез иммуноглобулинов (В-клетки). Фагоцитарные реакции — это могучий, однако далеко не всеобъемлющий механизм защиты организма от микробов. Напр., в защите организма от токсинов и других растворимых чужеродных антигенных веществ животного и растительного происхождения, а также от вирусов основная роль принадлежит гуморальным факторам — антитоксинам и другим антителам. Отдавая должное антителам, следует, однако, отметить, что соединение их, напр., с токсином не приводит к его разрушению, и он может быть в искусственных условиях снова восстановлен. Нейтрализованные же антителами комплексы захватываются фагоцитарными клетками и перевариваются. Клеточная реакция на чужеродный антигенный агент — это не только фагоцитарная реакция, но и реакция иммунокомпетентных клеток, ведущая к образованию антител. Так тесно переплетаются в единый механизм клеточные и гуморальные факторы защиты организма.
И. И. Мечников подчеркивал одну сторону клеточной защитной реакции — фагоцитарную. Последующее развитие науки, однако, показало, что функции фагоцитарных клеток более разнообразны: кроме фагоцитоза, они участвуют в продукции антител, интерферона, лизоцима и других веществ, имеющих большое значение в формировании И. Более того, установлено, что в иммунных реакциях принимают участие не только клетки лимфоидной ткани, но и другие. Интерферон, напр., способны вырабатывать все клетки, гликопротеиновый фрагмент секреторных антител продуцируется эпителиальными клетками слизистых оболочек, многие клетки, а не только клетки ретикулоэндотелиальной системы вырабатывают вирусные ингибиторы. Эти факты, а также и многие другие дают основание говорить о клеточном иммунитете в широком понимании, включая и фагоцитарную реакцию как важнейшую и эволюционно наиболее древнюю форму защиты. Одновременно с фагоцитарной теорией И. развивалось гуморальное направление, к-рое главную роль в защите от инфекции отводило жидкостям и сокам организма (крови, лимфе, секретам), в которых содержатся вещества, нейтрализующие микробы и продукты их жизнедеятельности.
Гуморальную теорию иммунитета создавали многие крупные исследователи, поэтому связывать ее только с именем П. Эрлиха несправедливо, хотя ему и принадлежат, бесспорно, многие фундаментальные открытия, связанные с антителами.
Й. Фодор (1887), а затем Дж. Наттолл (1888) сообщили о бактерицидных свойствах сыворотки крови. Г. Бухнер (1889) установил, что это свойство зависит от наличия в сыворотке особых термолабильных «защитных веществ», названных им алексинами. Ж. Борде (1898), работавший в лаборатории И. И. Мечникова, представил факты, свидетельствующие об участии в цитоцидном эффекте двух различных по своим свойствам субстратов сыворотки — термолабильного комплемента и термостабильного антитела. Большое значение для формирования теории гуморального И. имело открытие Э. Берингом и
С. Китасато (1890) способности иммунных сывороток нейтрализовать столбнячный и дифтерийный токсины, а П. Эрлихом (1891) — антител, нейтрализующих токсины растительного (рицин, абрин) происхождения. В иммунных сыворотках, полученных от резистентных к холерному вибриону морских свинок, Р. Пфейффер (1894) обнаружил антитела, растворяющие микробов; введение этих сывороток неиммунным животным сообщало им устойчивость к холерному вибриону (см. Исаева-Пфейффера феномен). Открытие антител, агглютинирующих микробы [Грубер, Дархем (М. Gruber, H. Durham), 1896], а также антител, преципитирующих продукты их жизнедеятельности [Краус (R. Kraus), 1897], подтверждало прямое действие гуморальных факторов на микробы и продукты их жизнедеятельности. Получение Э. Ру (1894) сыворотки для лечения токсической формы дифтерии окончательно укрепило идею о роли гуморальных факторов в защите организма от инфекции.
Искусственный иммунитет: его виды и особенности
Тип защитной структуры. Которая возникла под влиянием внешних медецинских манипуляций.
Проведение вакцинации, прививочных мероприятий способствует предупреждению тяжело текущих инфекций, наносящих огромный урон здоровью.
Виды искусственного иммунитета:
- пассивный — формируется за счет введения сывороток с готовыми антителами, интерферонами, иммуноглобулинами для облегчения течения и ускорения выздоровления при развившемся тяжелом патологическом процессе. Продолжительность защитных способностей сохраняется не долго — до полного уничтожения и устранения возбудителя болезни;
- Активный — иммунизация посредством введения убитых, ослабленных микроорганизмов через искусственно созданные преператы для выработки резистентного ответа. Помогает защитить организм от проникновения возбудителя инфекции до пяти лет.
Что такое врожденный иммунитет
Уже из названия понятно, что врожденный иммунитет (его называют еще неспецифическим) есть у человека с самого рождения. Врожденный иммунитет – это иммунитет к заболеваниям, которые характерны только для одного вида организмов. Например, человек имеет врожденный иммунитет к собачьей чуме и никогда ею не заболеет. А собака никогда не заболеет корью или холерой, потому что у нее есть врожденный иммунитет к этим заболеваниям. Исходя из этого, врожденный иммунитет можно назвать видовой иммунитет, поскольку он характерен для конкретного вида живых организмов.
Врожденный иммунитет есть у каждого человека, он передается от родителей, т.е. закреплен генетически. Поэтому его часто называют еще и наследственным иммунитетом. Антитела, которые составляют основу начальных защитных сил человека, когда он рождается, передаются от матери. Вот почему очень важное значение играют правильное внутриутробное развитие и естественное (грудное) вскармливание ребенка – только в этом случае формируется хороший врожденный иммунитет. Кровоток ребенка, находящегося в утробе матери, тесно связан с ее кровеносной системой за счет плацентарного барьера. За счет этого барьера ребенок с кровью получает от матери кислород, белки, жиры, углеводы, витамины, гормоны и др. необходимые вещества, в том числе факторы иммунной системы. Они защищают ребенка. Поэтому, когда ребенок рождается, он уже имеет некоторый иммунитет. Как только малыш начинает питаться материнским молоком (причем молоком именно биологической матери), поступление этих веществ в организм продолжается. В желудке они не разрушаются, потому что желудочный сок младенца низкой кислотности. Далее эти вещества иммунной системы поступают в кишечник, из которого всасываются в кровь, а затем разносятся кровью по всему организму. Именно этот механизм и обеспечивает врожденный иммунитет.
Иммунитет новорождённого ребёнка и его особенности
Сразу после рождения дети редко болеют простудными заболеваниями, при естественном вскармливании они могут появляться к концу первого полугодия жизни, у искусственников — раньше.
Всё дело в том, что ещё в организме матери ребёнку передаются антитела к основным инфекциям. Поступают антитела и после рождения с женским молоком – именно поэтому педиатры настаивают на грудном вскармливании.
Иммунитет и его виды
Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим чужеродными (антигенными) свойствами.
Иммунитет человека делится на врождённый и приобретённый.
Врождённый иммунитет обеспечивается специальными клетками, которые поглощают и растворяют внутри себя вирусы и бактерии. К таким клеткам относятся некоторые клетки крови (нейтрофильные или зернистые лейкоциты) и тканевые клетки (макрофаги).
Это не специфический иммунитет (убиваются все антигены подряд) и первая линия защиты организма от внешних врагов.
Эти клетки информируют также другие звенья иммунитета о том, с каким именно антигеном они столкнулись. В крови, слюне и тканях организма находятся также бактерицидные белковые вещества, убивающие возбудителей инфекции (например, лизоцим, комплимент, интерферон).
Приобретённый иммунитет делится на клеточный и гуморальный.
Клеточный иммунитет обеспечивается клетками крови Т-лимфоцитами.
Когда Т-лимфоциты впервые сталкиваются с каким-то конкретным антигеном (например, с вирусом кори) в них происходит изменение, которое позволяет навсегда запомнить этот антиген (сенсибилизация). Затем часть Т-лимфоцитов убивают антиген (это, так называемые, киллеры), а часть просто запоминает информацию, чтобы в следующий раз достойно встретить врага.
Гуморальный иммунитет осуществляется специальными белками – иммуноглобулинами, которые вырабатываются В-лимфоцитами.
Иммуноглобулины разделяются на 5 видов: IgA (он защищает слизистые оболочки), IgM (циркулирует в крови и первый встречает врага), IgG (также в крови, но появляется позже, более специфичен), IgD (его функции окончательно не выяснены), IgE (уровень увеличивается при аллергии и глистных инвазиях).
Особенности иммунитета у новорождённых.
Новорождённый ребёнок рождается стерильным и сразу же окружается огромным количеством самых разных антигенов. Врождённый иммунитет у него несовершенен, кожа и слизистые оболочки тонкие, и также не могут защитить ребёнка от проникновения в организм бактерий и вирусов.
Приобретённый клеточный иммунитет ещё не работает на полную мощность – он ведь впервые сталкивается с различными антигенами, поэтому Т-лимфоциты ещё не научились распознавать врагов, а киллеры убивать их.
И, тем не менее, ребёнок защищён.
Ещё в организме матери он получил достаточное количество IgG ко всем тем антигенам, с которыми сталкивалась мать.
IgG имеет небольшую массу и хорошо проходит через плаценту, поэтому в крови у доношенного ребёнка на момент рождения его содержится столько же, сколько у матери.
У недоношенных детей IgG значительно меньше, так как он поступает в организм ребёнка в последние недели беременности.
Количество IgG, переданного матерью ребёнку, постепенно снижается и уже к полугоду практически сходит на нет. Именно с этого времени грудной ребенок и начинает подхватывать всевозможную инфекцию.
Другой защитой для новорождённого ребенка является IgA, который поступает в организм ребёнка уже после рождения с молоком матери.
Этот иммуноглобулин стоит на защите слизистых оболочек и на местном уровне не допускает попадания в организм ребёнка инфекции. Он защищает слизистые оболочки дыхательных путей и пищеварительного тракта.
Поэтому дети, находящиеся на грудном вскармливании, практически не болеют кишечными инфекциями. И, напротив, искусственники находятся под постоянной угрозой этого заболевания, поэтому все бутылочки и соски таких детей должны стерилизоваться.
Свой IgA ребенок начинает полностью вырабатывать только к 5-6 годам.
Умная система иммунитета позаботилась и о том, чтобы при встрече с огромным количеством инфекции после рождения у ребёнка не было аллергических реакций.
Для этого в организме новорождённого ребёнка присутствует повышенное количество Т-лимфоцитов супрессоров, которые были нужны его организму и раньше, во внутриутробном периоде для того, чтобы не конфликтовать с организмом матери.
Как укрепить иммунитет новорождённого ребенка
Это нужно начать делать ещё во время беременности: правильное полноценное питание, систематические прогулки на свежем воздухе, занятия гимнастикой, своевременная профилактика и лечение всех осложнений беременности, особенно, инфекционного характера, являются прекрасным средством укрепления иммунитета у новорождённого ребёнка.
После рождения основным средством укрепления иммунитета является грудное вскармливание. Но не меньшее значение имеет и правильный уход за ребёнком.