Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовые и нефинансовые организации госсектора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Госсектор играет важную роль в экономике, обеспечивая стабильность и поддержку развития страны. Он выполняет широкий спектр функций, включая регулирование рынка, предоставление основных услуг и защиту интересов населения. Государственные организации в финансовом и нефинансовом секторе играют особенно важную роль в обеспечении финансовой стабильности и развития страны.
Структура и функции финансовых организаций госсектора
Финансовые организации госсектора играют важную роль в экономике и обеспечивают устойчивость финансовой системы государства. Эти организации выполняют широкий спектр функций, от управления государственным бюджетом до обеспечения финансовой поддержки для социальных программ и инфраструктурных проектов.
Структура финансовых организаций госсектора включает различные уровни и подразделения. На верхнем уровне находятся центральные финансовые организации, такие как Министерство финансов и Национальный банк, которые отвечают за разработку и реализацию финансовой политики государства. Они также контролируют функционирование других финансовых организаций в госсекторе.
- Министерство финансов – основная финансовая организация, отвечающая за разработку бюджетной политики, учет государственных доходов и расходов, и управление государственными финансами в целом.
- Национальный банк – главный финансовый регулятор, отвечающий за контроль за денежной политикой, стабильность национальной валюты и банковскую систему страны.
Помимо центральных организаций, государственный сектор включает различные финансовые институты и организации на местном уровне, такие как региональные банки, государственные фонды, пенсионные фонды и страховые компании. Эти организации выполняют специфические функции, связанные с социальным обеспечением, инвестициями и страхованием.
В целом, структура и функции финансовых организаций госсектора направлены на обеспечение финансовой устойчивости и социальной защищенности государства, а также на развитие экономики путем финансирования ключевых проектов и программ.
Особенности нефинансовых организаций госсектора
Одной из основных особенностей нефинансовых организаций госсектора является их структура управления. В большинстве случаев они подчинены государственным органам или общественным организациям, и их деятельность регулируется особыми нормами и законами. Они обязаны отчитываться о своей деятельности перед соответствующими органами и предоставлять отчеты о достижении поставленных целей. Это обеспечивает эффективность и прозрачность работы нефинансовых организаций госсектора.
Еще одной особенностью является то, что нефинансовые организации госсектора часто обладают монопольным положением на рынке. Например, государственные учреждения часто являются единственными провайдерами определенных услуг, таких как здравоохранение или образование. Это означает, что они не подвержены конкуренции и не стремятся максимизировать прибыль, а сконцентрированы на обеспечении доступности и качества предоставляемых услуг для населения.
Детализация статей 560, 660, 730, 830: выбираем тип контрагента
В силу обновленного п. 7 Порядка № 209н при разграничении социальных и несоциальных выплат персоналу необходимо учитывать следующие особенности:
1. Расходы, связанные с привлечением и сохранением кадрового потенциала, а также расходы, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере деятельности, нужно относить к несоциальным выплатам персоналу (подстатьи 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме», 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ).
2. К социальным пособиям и компенсациям персоналу (подстатьи 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме», 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» КОСГУ) относятся выплаты, связанные с социальными рисками, такими как болезнь, утрата постоянного заработка и иные события, которые могут негативно сказаться на его имущественном положении.
3. При разграничении приобретения работ, услуг, а также возмещения (компенсации) персоналу расходов в целях:
-
выполнения функций государственным (муниципальным) органом, учреждением, органом управления государственным внебюджетным фондом (осуществления служебных, трудовых обязанностей) применяются соответствующие подстатьи статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ);
-
личного потребления непосредственно персоналом, не связанного с выполнением функций государственным (муниципальным) органом, учреждением, органом управления государственным внебюджетным фондом, используется подстатья 214 КОСГУ.
4. К социальным пособиям в натуральной форме относятся расходы на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан либо выплаты гражданам на приобретение товаров, работ, услуг, а также компенсации (возмещения) расходов граждан на приобретение товаров, работ и услуг в объеме денежного эквивалента стоимости (полной или частичной) товара, работы или услуги на момент ее предоставления получателям.
Обзор остальных изменений в Порядке № 209н, вступивших в силу в 2020 году, приведем в таблице.
Как появились ESG-принципы
В современном понимании ESG-принципы появились как призыв CEO крупных мировых компаний учитывать в своих стратегиях триединую концепцию экологических, социальных и управленческих аспектов, прежде всего, для борьбы с изменением климата.
Широкое распространение термин «ESG» получил благодаря инициативе «Принципы ответственного инвестирования» (Principles of Responsible Investment, или PRI), поддержанной ООН в 2005 году. Инвесторы, принимающие инициативу PRI, обязуются учитывать при вложении средств следование компаний принципам ESG, осознавая, что более тщательный учет экологических, социальных и управленческих факторов будет способствовать укреплению и повышению устойчивости инвестиционных рынков, а также внесет вклад в устойчивое развитие общества. Количество таких ответственных инвесторов с каждым годом стремительно растет.
Какое определение можно дать нефинансовым произведенным активам и какие, например, объекты входят в их состав?
Производственные активы формируются благодаря осуществлению производственной деятельности. В их состав входят:
К основным фондам относятся производственные объекты, создание которых обусловлено производственными процессами, а их использование осуществляется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме. При этом стоимость указанных объектов со временем утрачивается.
Запасы в отличие от основных фондов используются в производственном процессе однократно, при этом они полностью переносят свою стоимость на продукцию или услуги за один производственный цикл, видоизменяя свою натурально-вещественную форму.
К ценностям относят непотребляемые дорогостоящие активы: драгоценные металлы, камни, произведения искусства и т. д., а также те НА, которые нельзя отнести к другим видам непроизведенных активов.
Сектор государственного управления
СЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (13)
1. Сектор государственного управления Российской Федерации включает органы государственной власти (государственные органы) и органы местного самоуправления и их учреждения, которые представляют собой структуры, образованные в результате политических процессов и обладающие законодательной, судебной или исполнительной властью в пределах определенной территории.
Основные экономические функции органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления состоят в следующем:
— разработка и утверждение правовых основ экономики;
— определение приоритетов экономического и макроэкономического развития;
— обеспечение эффективной работы рыночного механизма, в том числе осуществление антимонопольной политики;
— осуществление регулирования экономической деятельности на основе проведения экономической политики;
— обеспечение социальной защиты населения.
Сектор государственного управления в соответствии с положениями СНС-2008 включает следующие подсекторы:
— «Федеральные органы государственной власти (государственные органы)» (131);
— «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации» (132);
— «Органы местного самоуправления» (133);
— «Фонды государственного социального обеспечения (государственные внебюджетные фонды)» (134).
2. В состав подсектора «Федеральные органы государственной власти (государственные органы)» (131) включаются:
2.1 Главные администраторы средств федерального бюджета и подведомственные им получатели бюджетных средств; федеральные бюджетные учреждения; федеральные автономные учреждения; иные получатели средств федерального бюджета, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; Государственная корпорация Российской Федерации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»; Государственная компания «Российские автомобильные дороги».
2.2 Корпоративные юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, деятельность которых удовлетворяет одновременно следующим критериям:
— Российская Федерация является владельцем более 50% акций (долей);
Здесь и далее под основными потребителями понимаются юридические лица, приобретающие более 50% производимых товаров, работ (услуг).
При условии, что юридическое лицо не находится в стадии ликвидации.
2.3 Унитарные юридические лица, за исключением государственных учреждений Российской Федерации и за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, в состав учредителей которых входят юридические лица, указанные в п. 2.1, разность между чистой прибылью (убытком) которых и суммой полученных целевых субсидий и (или) иных безвозмездных перечислений от юридических лиц, указанных в п. 2.1, имеет отрицательную величину за каждый год из последних трех лет или выполнение работ (оказание услуг) которыми за последние три года не осуществлялось, или основными потребителями работ (услуг) которых являются юридические лица, указанные в п. 2.1.
3. В состав подсектора «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации» (132) включаются:
3.1 Главные администраторы средств бюджетов субъектов Российской Федерации и подведомственные им получатели бюджетных средств; государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации; государственные автономные учреждения субъектов Российской Федерации; иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
3.2 Корпоративные юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, деятельность которых удовлетворяет одновременно следующим критериям:
— субъекты Российской Федерации являются владельцами более 50% акций (долей);
При условии, что юридическое лицо не находится в стадии ликвидации.
3.3 Унитарные юридические лица, за исключением государственных учреждений субъектов Российской Федерации и за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, в состав учредителей которых входят юридические лица, указанные в п. 3.1, разность между чистой прибылью (убытком) которых и суммой полученных целевых субсидий и (или) иных безвозмездных перечислений от юридических лиц, указанных в п. 3.1, имеет отрицательную величину за каждый из последних трех лет или выполнение работ (оказание услуг) которыми за последние три года не осуществлялось, или основными потребителями работ (услуг) которых являются юридические лица, указанные в п. 3.1.
4. В состав подсектора «Органы местного самоуправления» (133) включаются:
4.1 Главные администраторы доходов бюджетов муниципальных образований и подведомственные им получатели бюджетных средств; муниципальные бюджетные учреждения муниципальных образований; муниципальные автономные учреждения муниципальных образований; иные получатели средств бюджетов муниципальных образований, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени муниципальных образований за счет средств бюджетов муниципальных образований.
4.2 Корпоративные юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, деятельность которых удовлетворяет одновременно следующим критериям:
— муниципальные образования являются владельцами более 50% акций (долей);
При условии, что юридическое лицо не находится в стадии ликвидации.
4.3 Унитарные юридические лица, за исключением муниципальных учреждений и за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, в состав учредителей которых входят юридические лица, указанные в п. 4.1, разность между чистой прибылью (убытком) которых и суммой полученных целевых субсидий и (или) иных безвозмездных перечислений от юридических лиц, указанных в п. 4.1, имеет отрицательную величину за каждый из последних трех лет или выполнение работ (оказание услуг) которыми за последние три года не осуществлялось, или основными потребителями работ (услуг) которых являются юридические лица, указанные в п. 4.1.
5. В состав подсектора «Фонды государственного социального обеспечения (государственные внебюджетные фонды)» (134) включаются:
— Пенсионный фонд Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;
— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;
— Фонд социального страхования Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;
— бюджетные учреждения Фонда социального страхования Российской Федерации;
— территориальные фонды обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации и подведомственные им получатели бюджетных средств.
Энциклопедия решений. Организации бюджетной сферы
Организации государственного сектора
— государственные (муниципальные) учреждения;
— органы местного самоуправления;
— органы управления государственных внебюджетных фондов;
— органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.
Такое обособление сделано, по-видимому, в целях выделения группы субъектов бюджетной сферы, в отношении которых применяются специальные правила.
Например, для организаций государственного сектора в соответствии с бюджетным законодательством РФ устанавливаются:
— формы первичных учетных документов (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ);
— регистры бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ);
— состав бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 4 ст. 14 Закона N 402-ФЗ).
В определение «организации государственного сектора» не включены такие субъекты, как государственные корпорации, коммерческие организации (унитарные предприятия), созданные на базе государственного (муниципального) имущества, некоммерческие организации, учредителями которых являются публично-правовые образования (в частности, автономные некоммерческие организации), частные некоммерческие организации, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления, хозяйственные общества с долей участия РФ (субъекта РФ, муниципального образования) в уставном капитале, государственные компании.
Рассмотрим подробнее субъектов, подпадающих под понятие «организации государственного сектора».
Государственные и муниципальные учреждения могут быть следующих типов (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ):
Правовое положение государственных учреждений определяется нормами:
— Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
— Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
2. Государственными академиями наук являются :
Российская академия наук (РАН);
Российская академия образования;
Российская академия архитектуры и строительных наук;
Российская академия художеств.
Это некоммерческие организации, созданные в форме федеральных государственных бюджетных учреждений. Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий наук от имени РФ осуществляются Правительством РФ. Отдельные функции и полномочия учредителя и собственника имущества могут быть переданы уполномоченным федеральным органам исполнительной власти (п.п. 1 и 5 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).
Какие контрагенты относятся к участникам бюджетного процесса?
В соответствии с п. 13.5.1, 13.6.1, 15.3.1, 16.3.1 Порядка № 209н, разд. I «Общие положения» Письма Минфина России № 02-08-10/109210 к участникам бюджетного процесса относятся:
-
ГРБС, РБС, ПБС;
-
государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, наделенные полномочиями по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;
-
иные ПБС, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета;
-
ГАДБ, АДБ;
-
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
-
органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов.
Какие контрагенты относятся к финансовым и нефинансовым организациям государственного сектора?
Согласно п. 10.4 Приказа № 209н финансовыми организациями признаются:
-
банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций;
-
юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации.
Нефинансовыми являются организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ (п. 10.4 Приказа № 209н).
В целях применения положений Порядка № 209н к финансовым и нефинансовым организациям государственного сектора относятся:
-
государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
-
государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.
Приказ Минфина РФ от 29.11.2017 N 209Н
Сектор «Нефинансовые предприятия» охватывает институциональные единицы, основной функцией которых является производство продуктов и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства (хозрасчетные единицы), хотя в ряде случаев часть издержек может покрываться за счет субсидий и дотаций из госбюджета. Ресурсы этих единиц формируются в основном за счет поступлений от реализации продукции.
Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. К их числу обычно относят секторы предприятий, домашних хозяйств, государственных учреждений, а также внешний сектор. Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.
Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.
Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.
Сектор государственных учреждений – совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.
Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т. е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.
Внешний сектор – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т. е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.
По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный и нерыночный секторы.
Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.
Нерыночный сектор – производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.
Нефинансовые активы – это вся совокупность объектов определенного предприятия, организации, частной фирмы, бюджетного учреждения, которые относятся к имущественной категории и призваны помогать получать прибыль. Таким образом, становится понятно, что они связаны с процессом производства – являются его неотъемлемой частью. Именно поэтому они должны участвовать в бухгалтерском бюджетном учете.
Рассматривая структуру, можно выделить следующие виды:
- Первая категория – это произведенные ресурсы. Для того чтобы воспользоваться ими, индивидуальный предприниматель должен приложить определенные усилия для их получения. К ним относятся – все сооружения и недвижимость в распоряжении собственника (жилая и нежилая); машины и оборудование для производства и оказания услуг; живые организмы, выращивание которых необходимо для производства; любое программное обеспечение и прописанные коды для функционирования оборудования и совершения определенных действий в производственном цикле; произведения искусства; процесс разведки полезных ископаемых и все, что привлекается для получения этого результата; все запасы, которые используются для производства или оказания услуг; любые объекты, представляющие ценности для предприятия.
- Непроизведенные нефинансовые активы включают в себя – землю независимо от ее площади; недра и полезные ископаемые; любые биологические ресурсы, которые используются для получения выгоды; водные ресурсы с учетом ограничений по законодательству; патентные документы, которые помогают запустить производство и наладить выпуск той или иной продукции; репутация организации, включая бренд, слоган, девиз. А также ряд других нефинансовых активов у организаций как государственного, так и частного сектора, включая часть имущества казны, на которую они могут рассчитывать в ходе участия в различных грантовых программах.
Прежде, чем проводить комиссии по инвентаризации и анализировать необходимость в поступлении нефинансовых активов, следует четко представлять себе структуру, списки и обязательства по степени ликвидности. Они разделяются на:
- Быстрореализуемые денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
- Медленно реализуемые активы в форме запасов.
- Средние по длительности, так называемые дебиторские задолженности. Сюда же относятся и труднореализуемые активы во внеоборотной форме.
- Второй раздел — это пассивы, в которых стоит выделить срочные обязательства перед кредиторами: краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства, постоянные пассивы в фиксированном виде.
Учитывая эту особенность можно грамотно распределить финансы и совершить правильные вложения.
Назначение финансов государственного сектора экономики обусловлено основными функциями финансов, которыми являются:
- распределительная (формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, перераспределение финансовых ресурсов между материальной и нематериальной сферами, обеспечения непрерывного процесса производства, материального стимулирования работников);
- обеспечительная (обеспечение структурных экономических реформ, кругооборота внеоборотных и оборотных активов, поддержка стратегических и приоритетных отраслей экономики, обеспечения социальных гарантий населения)
- контрольная (контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов).
Выполнения возложенных на финансы государственного сектора функций, связанное с формированием финансовых ресурсов государства и выполнением ею обязательств социально-экономического направления.
Система финансовых отношений субъектов государственного сектора экономики, включает в себя те же финансовые отношения, и финансы любого предприятия, поскольку характер и направления хозяйственной и финансовой деятельности не зависят от формы собственности. Объектом финансовых отношений государственных предприятий, как и предприятий других форм собственности, являются процессы распределения стоимости валовой продукции, а именно – дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Инструментом финансовых отношений являются денежные средства. Сферы финансовых отношений государственных предприятий имеют два уровня: внутренние и внешние финансовые отношения.
Внутренние финансовые отношения субъектов государственного сектора имеют преимущественно распределительный характер и включают: финансовые отношения по поводу формирования уставного капитала, которые могут возникать как с государством, так и с негосударственными учредителями (собственниками) финансовые отношения, связанные с образованием и распределением первичных денежных доходов (выручки, прибыли, денежных фондов); финансовые отношения по поводу формирования и использования амортизационных отчислений.
Дата публикации 27.11.2019
С 1 января 2019 г. статьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ детализированы подстатьями в зависимости от типа контрагента в расчетах. К какому типу контрагента относятся ПАО, ОАО, МУП и ООО?
С 1 января 2019 года действует новый порядок применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н).
Согласно п. 15.3 Порядка № 209н статья 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ детализируется подстатьями:
731 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;
732 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;
733 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;
734 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;
735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;
736 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;
737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;
738 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;
739 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».
Аналогично детализированы статьи 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности», 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности», 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ (пп. 13.6, 14.6, 16.3 Порядка № 209н).
Выбор соответствующей подстатьи статьи 730 (830) «Увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности» КОСГУ, статьи 560 (660) «Увеличение (уменьшение) прочей дебиторской задолженности» КОСГУ зависит от типа контрагента, с которым учреждение осуществляет расчеты.
Прежде всего, для определения кода КОСГУ необходимо руководствоваться непосредственно Порядком № 209н и методическими рекомендациями, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153.
Перечень организаций, которые относятся к госсектору для целей применения КОСГУ, приведен в п. 9.5 Порядка № 209н:
- государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
- государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.
Приказ Минфина РФ от 29.11.2017 N 209Н
Сектор «Нефинансовые предприятия» охватывает институциональные единицы, основной функцией которых является производство продуктов и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства (хозрасчетные единицы), хотя в ряде случаев часть издержек может покрываться за счет субсидий и дотаций из госбюджета. Ресурсы этих единиц формируются в основном за счет поступлений от реализации продукции.
Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. К их числу обычно относят секторы предприятий, домашних хозяйств, государственных учреждений, а также внешний сектор. Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.
Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.
Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.
Сектор государственных учреждений – совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.
Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т. е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.
Внешний сектор – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т. е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.
По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный и нерыночный секторы.
Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.
Нерыночный сектор – производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.
Нефинансовые активы – это вся совокупность объектов определенного предприятия, организации, частной фирмы, бюджетного учреждения, которые относятся к имущественной категории и призваны помогать получать прибыль. Таким образом, становится понятно, что они связаны с процессом производства – являются его неотъемлемой частью. Именно поэтому они должны участвовать в бухгалтерском бюджетном учете.
Рассматривая структуру, можно выделить следующие виды:
- Первая категория – это произведенные ресурсы. Для того чтобы воспользоваться ими, индивидуальный предприниматель должен приложить определенные усилия для их получения. К ним относятся – все сооружения и недвижимость в распоряжении собственника (жилая и нежилая); машины и оборудование для производства и оказания услуг; живые организмы, выращивание которых необходимо для производства; любое программное обеспечение и прописанные коды для функционирования оборудования и совершения определенных действий в производственном цикле; произведения искусства; процесс разведки полезных ископаемых и все, что привлекается для получения этого результата; все запасы, которые используются для производства или оказания услуг; любые объекты, представляющие ценности для предприятия.
- Непроизведенные нефинансовые активы включают в себя – землю независимо от ее площади; недра и полезные ископаемые; любые биологические ресурсы, которые используются для получения выгоды; водные ресурсы с учетом ограничений по законодательству; патентные документы, которые помогают запустить производство и наладить выпуск той или иной продукции; репутация организации, включая бренд, слоган, девиз. А также ряд других нефинансовых активов у организаций как государственного, так и частного сектора, включая часть имущества казны, на которую они могут рассчитывать в ходе участия в различных грантовых программах.
Прежде, чем проводить комиссии по инвентаризации и анализировать необходимость в поступлении нефинансовых активов, следует четко представлять себе структуру, списки и обязательства по степени ликвидности. Они разделяются на:
- Быстрореализуемые денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
- Медленно реализуемые активы в форме запасов.
- Средние по длительности, так называемые дебиторские задолженности. Сюда же относятся и труднореализуемые активы во внеоборотной форме.
- Второй раздел — это пассивы, в которых стоит выделить срочные обязательства перед кредиторами: краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства, постоянные пассивы в фиксированном виде.
Учитывая эту особенность можно грамотно распределить финансы и совершить правильные вложения.
Назначение финансов государственного сектора экономики обусловлено основными функциями финансов, которыми являются:
- распределительная (формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, перераспределение финансовых ресурсов между материальной и нематериальной сферами, обеспечения непрерывного процесса производства, материального стимулирования работников);
- обеспечительная (обеспечение структурных экономических реформ, кругооборота внеоборотных и оборотных активов, поддержка стратегических и приоритетных отраслей экономики, обеспечения социальных гарантий населения)
- контрольная (контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов).
Выполнения возложенных на финансы государственного сектора функций, связанное с формированием финансовых ресурсов государства и выполнением ею обязательств социально-экономического направления.
Система финансовых отношений субъектов государственного сектора экономики, включает в себя те же финансовые отношения, и финансы любого предприятия, поскольку характер и направления хозяйственной и финансовой деятельности не зависят от формы собственности. Объектом финансовых отношений государственных предприятий, как и предприятий других форм собственности, являются процессы распределения стоимости валовой продукции, а именно – дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Инструментом финансовых отношений являются денежные средства. Сферы финансовых отношений государственных предприятий имеют два уровня: внутренние и внешние финансовые отношения.
Внутренние финансовые отношения субъектов государственного сектора имеют преимущественно распределительный характер и включают: финансовые отношения по поводу формирования уставного капитала, которые могут возникать как с государством, так и с негосударственными учредителями (собственниками) финансовые отношения, связанные с образованием и распределением первичных денежных доходов (выручки, прибыли, денежных фондов); финансовые отношения по поводу формирования и использования амортизационных отчислений.
Дата публикации 27.11.2019
С 1 января 2019 г. статьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ детализированы подстатьями в зависимости от типа контрагента в расчетах. К какому типу контрагента относятся ПАО, ОАО, МУП и ООО?
С 1 января 2019 года действует новый порядок применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н).
Согласно п. 15.3 Порядка № 209н статья 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ детализируется подстатьями:
731 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;
732 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;
733 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;
734 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;
735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;
736 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;
737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;
738 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;
739 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».
Аналогично детализированы статьи 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности», 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности», 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ (пп. 13.6, 14.6, 16.3 Порядка № 209н).
Выбор соответствующей подстатьи статьи 730 (830) «Увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности» КОСГУ, статьи 560 (660) «Увеличение (уменьшение) прочей дебиторской задолженности» КОСГУ зависит от типа контрагента, с которым учреждение осуществляет расчеты.
Прежде всего, для определения кода КОСГУ необходимо руководствоваться непосредственно Порядком № 209н и методическими рекомендациями, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153.
Перечень организаций, которые относятся к госсектору для целей применения КОСГУ, приведен в п. 9.5 Порядка № 209н:
- государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
- государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.
До внесения изменений в Порядок № 209н к организациям госсектора также следовало относить корпоративные юридические лица, владельцами более 50% акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения. Однако приказом Минфина России от 13.05.2019 № 69н подобные юридические лица исключены из этого перечня. При расчетах с ними необходимо выбрать код КОСГУ, предусмотренный для других организаций, кроме сектора государственного управления и организаций госсектора.
Таким образом, расчеты с МУП необходимо отражать с применением подстатей 733, 833, 563, 663 КОСГУ.
В силу параграфа 2 гл. 4 ГК РФ все перечисленные общества (ПАО, ОАО, ООО) относятся к коммерческим корпоративным организациям. При расчетах с ПАО, ОАО, ООО важна не только организационно-правовая форма контрагента, но и то, какого рода работы, услуги он оказывает.
Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…
Дата публикации 27.11.2019
С 1 января 2019 г. статьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ детализированы подстатьями в зависимости от типа контрагента в расчетах. К какому типу контрагента относятся ПАО, ОАО, МУП и ООО?
С 1 января 2019 года действует новый порядок применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н).
Согласно п. 15.3 Порядка № 209н статья 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ детализируется подстатьями:
731 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;
732 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;
733 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;
734 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;
735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;
736 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;
737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;
738 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;
739 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».
Аналогично детализированы статьи 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности», 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности», 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ (пп. 13.6, 14.6, 16.3 Порядка № 209н).
Выбор соответствующей подстатьи статьи 730 (830) «Увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности» КОСГУ, статьи 560 (660) «Увеличение (уменьшение) прочей дебиторской задолженности» КОСГУ зависит от типа контрагента, с которым учреждение осуществляет расчеты.
Прежде всего, для определения кода КОСГУ необходимо руководствоваться непосредственно Порядком № 209н и методическими рекомендациями, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153.