Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методические рекомендации военно-учетному работнику». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно абз. 2 п. 22 Рекомендаций, организацию учета, в том числе кандидатуры ответственных за него лиц, необходимо согласовать с военкомом по адресу нахождения предприятия (компании). Ответственности за нарушение такого правила нет. Ведь оно является рекомендацией и не считается обязательным к исполнению.
Как вести карточки по воинскому учёту
С 8 января 2022 года организации должны вести специальные отдельные карточки по воинскому учёту. Их нужно заводить на военнообязанных работников и работников-призывников.
Карточка ведётся по форме 10 (Приложении № 22 к Инструкции № 700) на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).
В карточках необходимо указывать:
- личные данные сотрудников;
- сведения о воинском учёте;
- сведения о приёмах и об увольнениях.
Отдельные сведения можно уточнить у самих работников — информацию о семейном положении, образовании, занимаемой должности, месте жительства (или пребывания).
Карточка заполняется разборчиво, без помарок и неустановленных сокращений чернилами (шариковой ручкой) синего, фиолетового или чёрного цвета, либо в электронном виде с обязательной распечаткой.
Записи о семейном положении, адресе, номере телефона вносят карандашом.
В картотеке карточки нужно хранить в алфавитном порядке по следующим разделам:
- Офицеры запаса.
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
- Военнообязанные запаса женского пола.
- Призывники.
Если на воинском учёте в организации состоит более 500 сотрудников, в пятый раздел картотеки нужно поместить карточки сотрудников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении.
Отдельно (в любом порядке) нужно карточки работников:
- которые встали на учёт по месту пребывания на срок более трёх месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтверждённому регистрацией — можно выделить в отдельные группы и разложить в порядке, удобном для работы с ними;
- снятых с воинского учёта — можно хранить отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления, а потом уничтожить, составив об этом соответствующий акт.
IV. Особенности первоначальной постановки граждан на воинский учет
34. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, граждан мужского пола, не поставленных по каким-либо причинам на воинский учет в сроки, указанные в настоящем пункте, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации и изъявивших желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляется военными комиссариатами по месту пребывания указанных граждан при условии заключения и ратификации Российской Федерацией соответствующих международных договоров.
Комиссия по постановке граждан на воинский учет принимает решение о постановке гражданина на воинский учет либо о постановке на воинский учет и вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, либо об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного негодным к военной службе.
VIII. Документы воинского учета
48. Документы воинского учета должны содержать сведения о гражданах, предусмотренные Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.
Бланки военных билетов, справок взамен военного билета, персональных электронных карт и удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, бланки удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также бланки извещений о зачислении на специальный воинский учет изготавливаются по заказам Министерства обороны Российской Федерации, размещаемым в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Образец приказа об организации воинского учета
Приказом об организации воинского учета устанавливаются обязанности соответствующих сотрудников по его ведению. Кроме того, в этом акте указывается, кто из работников будет заменять их в случае ухода на больничный, в отпуск или при увольнении.
В итоге ответственность за ведение ВУ несет руководитель организации. Он и обязан проводить проверку правильности ведения воинского учета на предприятии (компании).
Военкому отправляются ксерокопии 2 приказов:
- Об организации воинского учета.
- О назначении лица, ведущего ВУ.
Кто подлежит первоначальной постановке на воинский учет
Ежегодно все 16-летние граждане мужского пола обязаны прибыть в военкомат в дату, установленную военкомом для первоначальной постановки на воинский учет.
Это происходит в период с 1 января по 31 марта. Кроме них, согласно ст. 9 ФЗ № 53, встать на первоначальный ВУ (в любое время года) обязаны следующие граждане:
- не прибывшие в военкомат в приведенный срок (в течение 1 квартала);
- ставшие гражданами РФ;
- отсидевшие в тюрьме;
- вернувшиеся в РФ на ПМЖ;
- женщины, имеющие военно-учетную специальность, входящую в перечень, установленный Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006.
Воинский учет 2022: как организовать в компании
9 февраля
60757
#CNT# data-template-html-inactive=В избранное #CNT#>
Правонарушениям в сфере воинского учета граждан посвящена целая глава 21 КоАП РФ. Руководители и должностные лица организаций заплатят штраф за непредставление или несвоевременное представление сведений в комиссариаты. Рассказываем в статье, как организовать в компании ведение воинского учета «с нуля», чтобы выполнить нормативные требования.
Воинский учет граждан в организации — это обязательный комплекс мероприятий с работниками из категории призывников и военнообязанных.
Он предполагает сбор, систематическое ведение и хранение сведений о них; направление регулярной отчетности в комиссариаты.
Государство должно знать, какие у него есть человеческие ресурсы на случай призыва, мобилизации — в количественном и качественном разрезе.
Воинский учет в 2022 году ведут по требованиям:
Эти документы регламентируют воинский учет в организациях, а не у индивидуальных предпринимателей. Формально ИП-работодатели не несут такой обязанности, хотя комиссариаты не всегда с этим согласны.
Назначьте распорядительным документом ответственных за ведение воинского учета и хранение документов. В зависимости от численности учитываемых, это может быть один совместитель или несколько освобожденных работников — п.12 Положения №719.
Важно! Кандидатуры военно-учетных работников и проект приказа должны быть согласованы с военным комиссаром муниципального образования — п. 22 МР. На практике специалисты военкоматов не тратят на это время и запрашивают уже утвержденные документы. Но этот вопрос уточняйте в своем ВК. |
Если освобожденных работников больше двух, то в компании создают военно-учетный стол (ВУС). Для хранения документов оборудуют отдельное помещение с железными шкафами — п. 21 МР. Все расходы по организации воинского учета несет компания, а ее руководитель отвечает за состояние этого процесса на предприятии — п. 9 Положения №719.
Проект приказа об организации воинского учета скачайте здесь.
Ответственность за нарушение правил – штрафы в 2023 году
Ведение воинского учета – обязанность каждой организации, за несоблюдение этого требования наступает административная ответственность в виде штрафов.
Нарушениями считаются:
- Непредставление сведений о потенциальных призывниках в установленные сроки;
- Неоказание содействия в явке сотрудника по повестке в военкомат;
- Намеренное либо непреднамеренное скрытие информации об актуальных данных, в особенности, переезде работника, снятии с места регистрации.
Нарушения работодателей зачастую связаны с незначительными штрафными санкциями. Единственной нормой является ст. 21.4 коап РФ. За непредставление сведений о принятии на работу, увольнение призывника, военнообязанных лиц в запасе на руководство организации налагается штраф 300-1000 руб. По этой причине организации не ведут военный учет либо делают это частично.
Однако, если военкомат направит запрос в организацию о предоставлении актуальных сведений, требование относительно ведения военного учета, все это будет проигнорировано, руководство облагается штрафами уже значительными.
- 2000 – 4000 руб. На специалиста, за неправильное, неполноценное ведение учета;
- 3000 – 5000 руб. На компанию и по 300-500 руб. На должностных лиц – руководство;
- 10 000 – 20 000 руб. На организацию, по 1000-2000 руб. На должностных лиц за невыполнение предписаний военного комиссариата, отсутствие воинского учета на предприятии.
За непредставление актуальной информации, не направление учащихся 10-11 классов, достигших 17 лет в военкомат, облагаются штрафом учебные заведения. Размер взыскания 300 – 1000 руб.
IV. ДОКУМЕНТЫ ПО ВЕДЕНИЮ ВОИНСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
38. Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями по формам, установленным Министерством обороны Российской Федерации.
39. Каждой организацией (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) приобретаются (получаются) и изучаются настоящие Методические рекомендации, а также разрабатываются (ведутся):
приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
картотека личных карточек формы N Т-2 и Т-2ГС(МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;
расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
Подготовка специалистов в области воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2016 г. N 844 «Об организации обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации работников мобилизационных органов и руководителей организаций, имеющих мобилизационные задания» (приложение N 18 к настоящим Методическим рекомендациям).
Документы воинского учета
В соответствии с Законом о воинской обязанности обязаны состоять на воинском учете граждане:
- мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе (граждане, пребывающие в запасе и достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном порядке негодными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимаются с воинского учета);
- женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе, после получения ими военно-учетной специальности. Перечень специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, определен в Приложении к Положению о воинском учете.
Не подлежат воинскому учету граждане:
- освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с федеральным законом;
- проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Документооборот при ведении воинского учета в организации
С момента образования организации и ежегодно (перед началом каждого календарного года) в организациях разрабатываются следующие документы:
- приказ «Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе»;
- план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- картотека личных карточек формы N Т-2 и N Т-2 ГС(МС);
- журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- расписки в приеме документов воинского учета;
- служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации.
Словарь кадрового делопроизводства. Отсрочка — перенесение срока выполнения обязательств на более поздний период.
Военнообязанный — в Российской Федерации гражданин, состоящий в запасе Вооруженных Сил, а также граждане допризывных и призывных возрастов, состоящие на воинском учете.
Готовое решение К+: Как работодателю организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе
Цель бронирования граждан работодателем — обеспечить бесперебойную работу различных организаций, органов власти и органов местного самоуправления на период мобилизации и в военное время.
Порядок бронирования следующий:
- Узнайте в территориальной комиссии по бронированию, относитесь ли вы к тем, кто должен бронировать граждан (этой информации нет в открытом доступе).
- Издайте приказ о назначении ответственного за бронирование работника (это может быть как ответственный за воинский учет, так и другой работник), согласуйте проект такого приказа с военным комиссаром.
- Составьте новый план по ведению воинского учета и бронированию граждан, учтите в нем мероприятия по бронированию граждан.
- Составьте список работников, которых будете бронировать, в свободной форме и представьте его в военкомат.
Оформите отсрочки от призыва забронированных работников по правилам, которые вам расскажут в военкомате.
Вам нужно взаимодействовать с военкоматом по дополнительным вопросам, касающимся бронирования (например, уведомлять об аннулировании отсрочки от призыва) и ведения специального воинского учета.
Кто из сотрудников подлежит воинскому учёту
Правильность проведения ВУ состоит в первоначальном принятии на учёт всех военнообязанных работников компании. К ним относятся:
- Лица призывного возраста, но не служившие в ВС.
- Особы с полученным военным билетом.
Не подлежат учёту и не относятся к военнообязанным следующие сотрудники:
- женщины (кроме лиц с военно-учетной специальностью);
- освобожденные по ФЗ №53 от исполнения воинской обязанности лица;
- проходящие военную (альтернативную) гражданскую службу;
- постоянно живущие за пределами РФ;
- имеющие воинские звания офицеров сотрудники службы внешней разведки России и ФСБ России в запасе.
Определить, кто из работников подлежит для регистрации как военнообязанный, можно по спецотметке на 13-й странице гражданского документа. Сделать это необходимо при первичном приеме документов при трудоустройстве.
Контроль за исполнением законодательства
Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.
Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.
Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 21.1 КоАП РФ, непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а также должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 рублей.
Ранее коммерческие организации ограничивались лишь ведением воинского учета и ответами на запросы военкоматов. В 2021 году организации должны информировать военкоматы в случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации. Военно-учетные работники должны разъяснять гражданам их обязанности, а после брать на контроль их исполнение.
Теперь военкоматы будут тесно сотрудничать с налоговыми инспекциями и получать от них сведения о зарегистрированных юридических лицах. Налоговая инспекция будет в пятидневный срок со дня создания организации передавать целый пакет сведений о ней: общие реквизиты, информацию об учредителях (участниках), данные на руководителя (фамилия, имя, отчество, должность, реквизиты документа, удостоверяющего личность, ИНН), сведения о банковских счетах, о филиалах и представительствах, лицензиях и т. д.
Воинскому учету в организациях подлежат:
• граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее – призывники);
• граждане, пребывающие в запасе (далее – военнообязанные).
Воинский учет военнообязанных подразделяется на специальный и общий. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации, военного положения и на военное время. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете. Граждане, достигшие предельного возраста или признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета.
Как и ранее, призывники при приеме на работу должны предоставить в отдел кадров удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военнообязанные – военный билет или временное удостоверение, выданное взамен военного билета. Именно на основании этих документов ведется воинский учет. Сведения из удостоверений призывников и военных билетов вносятся в личные карточки работников (унифицированные формы № Т-2) или в личные карточки государственных либо муниципальных служащих (унифицированные формы № Т-2 ГС (МС)). Необходимо вести картотеку форм № Т-2 на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Воинский учет должен вестись за счет средств организации. Ответственность за состояние воинского учета несет ее руководитель. Он назначает работников, которые будут вести воинский учет, и оформляет это соответствующим приказом. Приказ о возложении обязанностей по воинскому учету согласовывается с военным комиссаром района (города) и ему направляется копия этого приказа.
В начале года начальник отдела кадров совместно с работником, отвечающим за воинский учет, составляют план работы на год. Затем он утверждается руководителем организации и согласовывается с военным комиссаром.
Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организациях:
I. При постановке граждан на воинский учет по месту работы военно-учетные работники обязаны:
• проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту временного пребывания, наличие мобилизационных предписаний, жетонов с личными номерами Вооруженных сил Российской Федерации;
• заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета;
• разъяснять гражданам порядок исполнения обязанности по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ (обязанности призывников и военнообязанных определены п. 50 Положения о воинском учете);
• информировать граждан об ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету;
• информировать военкоматы об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету;
• осуществлять контроль за исполнением гражданами обязанностей в области воинского учета.
II. При сборе, хранении, обработке полученных сведений военно-учетный работник обязан:
• вести и хранить личные карточки граждан (унифицированная форма № Т-2), поставленных на воинский учет;
• определить граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принять необходимые меры по постановке их на воинский учет.
III. Для сверки сведений с военкоматом военно-учетный работник обязан:
• регулярно в двухнедельный срок направлять в военкоматы или в органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, о принятых и уволенных работниках;
• по запросу военкомата в двухнедельный срок направлять сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, и о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
• представлять в военкоматы ежегодно в сентябре списки юношей 15- и 16-летнего возраста;
• представлять в военкоматы до 1 ноября списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
• оповещать граждан о вызовах (повестке) из военкомата и обеспечивать возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами;
• вносить изменения в личные карточки работников и сообщать об этих изменениях в двухнедельный срок в военкоматы;
• сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках № Т-2, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
• сверять не реже одного раза в год сведения, содержащиеся в личных карточках работников, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военкоматов или органов местного самоуправления.
В организации должен быть журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
Новое положение по ведению воинского учета предусматривает и систему стимулирования. Для организаций, которые с ответственностью подходят к своим обязанностям по ведению воинского учета, будут проводиться смотры-конкурсы с целью определить лучшего работника и лучшую организацию, осуществляющую воинский учет. Порядок их проведения определит Министерство обороны РФ.
Порядок проведения сверки сведений о воинском учете
Сверка сведений о воинском учете, содержащихся в карточках организаций, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления, осуществляющих первичный воинский учет, проводится не реже 1 раза в год.
Дата и время сверки устанавливаются военным комиссариатом (органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет), ведущим свою деятельность на территории, в пределах которой находится организация.
В ходе сверки уточняются сведения, указанные в разд. II карточки, а также следующие данные о гражданах:
-
фамилия, имя и отчество (при наличии);
-
дата и место рождения;
-
образование;
-
должность (профессия);
-
семейное положение и состав семьи;
-
состояние здоровья;
-
прохождение военных сборов;
-
адрес места жительства (пребывания), номера контактных телефонов.
Обязанности администрации компании по обеспечению учёта, или пошаговое руководство к действию
Организация воинского учёта в компании включает в себя три направления деятельности нанимателя:
- Оформление организационных документов для ведения учёта:
- приказа, назначающего ответственных лиц;
- годовых планов работы;
- журнала проверок состояния ведения учёта;
- служебного делопроизводства — отдельного дела для аккумулирования документации, касающейся ведения учёта.
- Действия по проверке и оформлению документов при приёме работника и постановке его на учёт.
- Действия по поддержанию актуальности сведений, имеющихся в учёте.