Особенности налогообложения международных грузоперевозок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности налогообложения международных грузоперевозок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ставка 0 процентов установлена для реализации товаров на экспорт и товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). К работам и услугам, непосредственно связанным с их производством и реализацией, тоже применяется ставка 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). В состав таких услуг входят организация и сопровождение перевозок, перевозка или транспортировка, организация, сопровождение, погрузка и перегрузка. В отдельных случаях налоговики пытаются отказать в возмещении НДС экспедиторам. Они считают, что такие организации не вправе применять налоговую ставку 0 процентов и услуги по экспедированию подлежат налогообложению на общих основаниях.

Преимущество или наказание

В случаях, специально оговоренных статьей 164 Налогового кодекса, исполнитель обязан применить ставку 0 процентов (письмо ФНС России от 13 января 2006 г. № ММ-6-03/18@). Но для этого необходимо представить в налоговую инспекцию ряд документов:

  • контракт (или его копию) на выполнение оказанных услуг;
  • выписку банка о фактическом поступлении выручки от покупателя за эти услуги;
  • таможенную декларацию (или ее копию) только при перемещении товара трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи или в случае международного таможенного налога транзита;
  • копии товаросопроводительных документов, подтверждающих пересечение таможенной границы России (п. 4 ст. 165 НК РФ).

Некоторое уменьшение списка требуемых документов (по сравнению с 2005 годом) с лихвой компенсируется тем, что порядок подачи остался прежним. Те организации, которые не обязаны предъявлять таможенные документы, должны представить остальной пакет вместе с налоговой декларацией (п. 10 ст. 165 НК РФ). Но не всегда обязательства сторон по международным контрактам можно исполнить в течение одного налогового периода. И к моменту подачи декларации некоторые документы (например выписки с банковского счета о зачислении выручки) просто не существуют в природе. Значит, и подтвердить обоснованность ставки 0 процентов не представляется возможным. Поэтому необходимо будет применить ставку 18 процентов. При этом заказчик (покупатель) не имеет права принять к вычету входной НДС, рассчитанный по завышенной ставке. Короче, исполнителю остается только уплатить 18-процентный налог за счет собственных средств. А впоследствии, когда все документы будут готовы, нужно будет предъявить их вместе с налоговой декларацией для возврата ранее уплаченных сумм. Налоговая инспекция вправе рассматривать и проверять полученные бумаги в течение трех месяцев, а если сочтет обоснования недостаточными, то и отказать в возмещении налога (п. 4 ст. 176 НК РФ).

* Варианты распределения ответственности за товар между продавцом и покупателем рассматриваются официальными правилами международной торговой палаты Инкотермс-2000. Толкование торговых терминов приведено в нашем справочнике на странице 92.** В данном случае неважно, свой транспорт использует перевозчик или фрахтует воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания. НДС по услугам арендодателя судов в этой статье не рассматривается. Для таких услуг место реализации определяется по правилам пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Нужно ли удерживать налог с вознаграждения иностранного партнера?

Практика показывает, что российским перевозчикам порой проще заключить договор с иностранными коллегами, чем самим перевозить грузы в удаленный пункт назначения. В таком случае российская транспортная компания выступает больше в роли экспедитора, которому нужно знать, что иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками налога на прибыль в РФ в отношении тех видов доходов, которые указаны в п. 1 ст. 309 НК РФ. Одним из таких доходов является доход от международных перевозок. Российская организация, оплачивающая иностранным партнерам стоимость перевозки грузов в международном сообщении, признается налоговым агентом, на которого возлагаются обязанности по исчислению и удержанию налога на прибыль (Письмо Минфина России от 06.05.2009 N 03-03-06/1/302). Кстати, налог на прибыль с доходов иностранных организаций от международных перевозок взимается у источника выплаты в РФ по ставке 10% (п. 1 ст. 310, пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ, Письмо УФНС по г. Москве от 15.07.2009 N 16-15/072627).

Проформа-инвойс / Счёт-проформа

Если совсем просто, Proforma Invoice или Счёт-проформа — предварительный счёт на оплату товара, товаросопроводительный документ, подтверждающий только отгрузку товара продавцом покупателю, но не его продажу.

Отличие Проформы-инвойса от обычного Счёта заключается в том, что Счёт-проформа не является расчётным документом. Proforma Invoice содержит сведения о номенклатуре и стоимости товаров, но при этом не требует уплаты указанной в нём суммы. Проформа-инвойс по сути — документ для перевозчика, он может быть выписан на отгруженный, но еще не проданный товар.

Проформа-инвойс оформляется, когда, по контракту, товар поставляется без предоплаты или — с частичной предоплатой. Также — при поставке товара на консигнацию, для технической экспертизы, для участия в международных выставках или аукционах или — в качестве давальческого сырья на дальнейшую переработку.

Фактически, бланк Проформы-инвойса дублирует данные Инвойса, только без информации о сроках платежей и банковских реквизитов сторон.

Проформа-инвойс — cтандартная форма.

Важно!Проформа-инвойс заполняется только на компьютере (или пишущей машинке — для любителей ретро :), ошибки, опечатки, рукописные поправки или описание товаров в произвольной форме таможня не принимает.

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

Подробнее о том, как уплачивается НДС и применяется налоговый вычет по транспортно-экспедиционным услугам, вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

С 2021 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

Налогообложение при международных перевозках

Очень удобный и повсеместный авиационный транспорт, в основном применяется только для доставки срочных или скоропортящихся некрупных грузов. Для тяжелых и объемных грузов этот тип транспорта неуместен, поскольку способ доставки грузов авиационным транспортом очень затратный в экономическом плане. читать подробнее

Под термином мультимодальность понимают комбинирование нескольких типов транспорта, что означает мультимодальную доставку грузов. Все зависит от сложности пути следования груза и конкретной ситуации. Примером такой доставки является путь груза сначала на автотранспорте в морской порт, перевозка его по морю, а затем из морского порта его перегрузка снова на автотранспорт, который доставляет груз непосредственно до двери клиента. читать подробнее

Транзит грузов и товаров, исполняемый нашей фирмой, является интернациональным и повсеместным, включая совершенно разные страны.

Осуществляя грузоперевозки по России, а также странам ближнего и дальнего зарубежья, мы работаем в 4 направлениях.

Популярнейшее направление, которое стало уже традиционным. Транспортировка грузов на этой территории проверена временем, ведь экономические отношения России с Европейскими странами укреплялись в течение многих лет и очень надежны. Для «DMlogist» грузоперевозки из и в такие страны как Англия, Франция, Бельгия, Италия, Испания, Португалия, Чехия, Дания, Голландия, Норвегия, Финляндия и т.д. — самые привычные нам и популярные заказы клиентов. Список стран, входящих в этот сегмент, объединяет все станы Европы, включая Турцию.

Читайте также:  Единовременная выплата по потере кормильца 2023 когда будет

Грузоперевозки могут проходить через территорию Белоруссии, Украины и стран Прибалтики, все зависит от начальной и конечной точек следования. Здесь применяют обычно автомобильный транспорт, но учитывая индивидуальный заказ и маршрут, по которому будет происходить доставка, также подключают другие виды транспорта, например, это может быть морской транспорт через порт Санкт-Петербурга, а при срочности доставки будет удобен авиатранспорт.

Большую роль в международных грузоперевозках имеют такие две страны, как Германия и Финляндия. Хочется отдельно выделить значение этих стран, как участников экономических отношений в сфере логистики. Германия является очень удобной в транспортном и географическом плане пунктом, куда направляют товары из самых разных стран мира. Затем доставка идет по суше или по воде. В свою очередь, международные перевозки грузов и товаров с помощью автотранспорта через Финляндию или из нее обладают свойством рациональности и универсальности, поскольку эта страна — наш сосед, и этот вариант является одним из самых оптимальных в экономическом плане.

1.Услуги по международной перевозке товара облагаются по нулевой ставке. При этом оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) не препятствует применению ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. То есть, оказывая услугу по экспортной перевозке грузов с привлечением третьего лица — перевозчика, вы также применяете нулевую ставку и не позднее 5 календарных дней со дня оказания услуг выставляете покупателю услуг (грузоотправителю) счет-фактуру в двух экземплярах .

Но обратите внимание, счета-фактуры по экспортным операциям выставляются не «без НДС», а с указанием ставки НДС 0% . И нулевую ставку нужно подтвердить, представив в ИФНС вместе с декларацией необходимые документы в течение 180 календарных дней с даты отметки, проставленной таможенными органами на документах.

Кроме того, по нулевой ставке облагаются оказываемые грузоотправителю на основании договора транспортной экспедиции транспортно-экспедиционные услуги, закрытый перечень которых установлен абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. В случае заключения обычного посреднического договора нулевая ставка в отношении вознаграждения не применяется. Если вы будете оказывать услуги, не поименованные в п. 1 ст. 164 НК РФ, то такие услуги также нужно облагать по ставке 18% .

Для посреднических договоров, в которых посредник действует от своего имени, установлен особый порядок составления счетов-фактур и их регистрации в журнале учета счетов-фактур. Тогда как для экспедиторов порядок выставления счетов-фактур Постановлением N 1137 не определен. В таком случае можно воспользоваться разъяснениями контролирующих органов .

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

  • «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?»;
  • «Новый перечень медтоваров для ставки НДС 10%».

Ассоциация международныхавтомобильных перевозчиков

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 июня 2021 г. N 03-07-08/42845

Вопрос:

ООО осуществляет услуги по перевозкам экспортных и импортных грузов автомобильным транспортом по договору транспортной экспедиции в качестве Экспедитора, в котором предусмотрены следующие обязанности экспедитора:

— организовать перевозку груза транспортом и по маршруту заказчика;

— заключить от своего имени договор перевозки;

— обеспечить отправку, получение и сохранность груза и прочие обязанности.

Для оказания услуг по договору транспортной экспедиции ООО заключает договоры перевозки с третьими лицами (далее Перевозчиками).

Перевозчиками экспортных и импортных грузов являются российские и иностранные компании.

Во время международной грузоперевозки транспортное средство с грузом проходит международные автомобильные пункты (МАПП). При прохождении МАПП работники таможенных органов проставляют отметки или печати в таможенных декларациях, в международной транспортной накладной (CMR) о вывозе/ввозе товара.

При оказании услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения данной ставки. Перечень документов установлен п. 3.1 ст. 165 НК РФ. В него входят:

— контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;

— копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ).

В НК РФ содержится требование о предоставлении экспедитором документов, подтверждающих право на применение ставки 0% по НДС в случае реализации в/за пределы таможенной территории ЕАЭС. В числе подтверждающих документов необходимо предоставить Декларацию на товары и Транспортный документ (в случае вывоза автомобильным транспортом CMR) с отметками таможенных органов «Вывоз разрешен» (проставляется выпускающей таможней) и «Товар вывезен» (проставляется в таможенном пункте на пересекаемой границе).

В настоящий момент при экспорте товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС применяется упрощенное таможенное декларирование (УТД) без досмотра груза. Таможенные органы не ставят отметки и печати, указанные выше, на CMR накладной. Таможенные органы не дают четкой информации о причинах отсутствия печатей таможенников в СМР, ссылаясь на: п. 4 ст. 163 Таможенного кодекса Таможенного союза — убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС допускается с разрешения таможенного органа. Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории ЕАЭС, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

В соответствии со ст. 204 Федерального закона от 27.11.10 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» декларация на товары подается в электронной форме.

На основании вышеизложенного просим дать пояснения по следующим вопросам:

1. Нужна ли на CMR отметка таможенных органов (МАПП) о вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС в целях подтверждения ставки НДС 0 процентов?

2. Допускается ли отсутствие о в накладной CMR для подтверждения ставки 0% по НДС?

3. Каким иным документом можно подтвердить факт пересечения границы в качестве подтверждения 0% НДС для налогового органа, в случае, если на CMR-накладной отсутствуют отметки и штампы таможенного органа, а декларирование товара производилось в электронном виде?

4. Какие документы необходимо предоставить в налоговой орган для подтверждения ставки НДС при условии, что товар был вывезен за пределы таможенной территории ЕАЭС и декларирование было электронным?

Ответ:

В связи с письмом по вопросу документального подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки товаров Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой — за пределами территории Российской Федерации.

Правомерность применения нулевой ставки налога в отношении указанных услуг подтверждается документами, предусмотренными пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса, в том числе копиями транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, с отметкой российского таможенного органа, подтверждающего вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации). При этом представление таможенной декларации (ее копии) для подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении таких услуг Кодексом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, налогоплательщикам, оказывающим транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки, в целях подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов, проставленными согласно соответствующим актам таможенного законодательства, регламентирующим порядок их проставления.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Вы можете выбрать удобный для себя формат посещения занятий в конкретный день. Очные занятия проходят в комфортных, оснащенных техникой аудиториях. Посещаете занятия в соответствии с действующим расписанием. Ознакомиться с ним вы можете на нашем сайте в разделе Расписание занятий, либо на наших стендах. Каждый слушатель получает в личное пользование учебный раздаточный материал, необходимый для работы на занятиях, в распечатанном и электронном виде.

Читайте также:  Как правильно закрыть ИП в 2021 году

При невозможности очного посещения занятия Вы можете присутствовать на занятии дистанционно, зайдя в вебинарную комнату со своего компьютера или смартфона. В дни проведения занятий Вы получите ссылку-приглашение на вебинар по электронной почте. Если не получилось присутствовать на лекции во время ее проведения, то можно эту лекцию посмотреть в записи в течение 30 дней (ссылка на запись присылается на следующий день после проведенного занятия).

Для практической работы, связанной с применением компьютерной техники:

  • • при очном посещении слушатель получает в пользование на время проведения занятия ноутбук с установленным программным обеспечением;
  • • при дистанционном обучении для практических занятий слушатель получит инструкцию с целью подготовки своего компьютера для удаленного доступа к компьютеру в аудитории и сможет работать вместе с одногруппниками удаленно.

Налогообложение услуг по перевозкам и транспортно –экспедиционных услуг (ТЭУ) в 2019 г. Документооборот. Договоры страхования гражд. ответственности

семинар

1. Транспортная экспедиция: документальное оформление, бухучет и налогообложение в 2019 г

  • Правовое регулирование договора транспортной экспедиции и две взаимоисключающие квалификации договора транспортной экспедиции.
  • Преимущества и недостатки «посреднического» и «подрядного» договоров транспортной экспедиции
  • Безупречный документооборот по договору транспортной экспедиции: единые формы и требования к первичным документам для целей налога на прибыль
  • Департамент общего аудита по вопросу оформления экспедиторских документов. Стоит ли прислушаться?
  • Судебная практика Позиция ВС РФ

Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом при оказании экспедиционных услуг,

  • Когда экспедитор не несет ответственность перед заказчиком.
  • Договор страхования гражданской ответственности экспедитора и договор страхования груза. Отличие. На что обратить внимание заказчику
  • Пределы ответственности экспедитора при международных перевозках и внутрироссийских.
  • Как использовать законодательство для изменения размера ответственности экспедитора
  • Отражение страхования грузов в торговых соглашениях

Новации 2019 года

  • Новый налоговый агент по НДС
  • Стоит ли сотказываться от нулевой ставки НДС по услугам, связанным с экспортом?
  • Отказ от права собственности на предоставляемые ж/д составы и контейнеры для международных перевозок
  • Ошибочное применение ставки НДС продавцом – не повод для отказа в вычете у покупателя

Особые правила перевыставления экспедиторами сводных счетов-фактур, заполнения книг продаж и журналов.

Место реализации транспортно-экспедиционных услуг и ставки НДС :

  • Заказчик- резидент РФ, Исполнитель – иностранец
  • Заказчик – резидент РФ , исполнитель – член ЕАЭС
  • Заказчик член ЕАЭС , исполнитель – резидент РФ – транзитная перевозка.

Место реализации услуг по предоставлению вагонов ( контейнеров) и отличие от услуг по аренде.

  • при международных перевозках
  • для перевозок между станциями, находящимися на территории иностранного государства.
  • резидент РФ предоставляет резиденту РФ ж/д состав для перевозок по территории ЕАЭС
  • член ЕАЭС предоставляет резиденту РФ ж/д состав

К каким последствием приводит отличие международных соглашений ЕАЭС от НК РФ.

Особенности налогообложения при оказании транспортно-экспедиционных услуг при международной перевозке и документальное подтверждение нулевой ставки НДС:

  • оказание услуг по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки
  • организация международной перевозки образцов товаров, а также деловой корреспонденции
  • организация международной перевозки грузов, не предназначенных для реализации
  • оказание услуг экспедитором при организации перевозки товаров, ввозимых на территорию РФ
  • организация международной перевозки товаров, вывозимых с территории РФ в таможенной процедуре временного вывоза

Договор транспортной экспедиции без налоговых рисков

Схемы доставки экспедитором груза Заказчику. Кто и как заполняет транспортные накладные

  • экспедитор осуществляют доставку собственным транспортом – наиболее простая и понятная схема.
  • экспедитор осуществляют доставку привлеченным транспортом
  • Экспедитор организует от своего имени доставку товара привлеченным транспортом – посреднические услуги.

Когда резидент РФ становится налоговым агентом по НДС. Бухгалтерские проводки. Счета-фактуры, книги покупок и продаж .

Экспедитор-«упрощенец». Особенности налогообложения

2. Перевозки ( в том числе международные) российскими и иностранными компаниями

  • О документальном подтверждении заключения договора перевозки груза в целях налога на прибыль.
  • Документальное оформление перевозок: CMP, корнет TIR, таможенная декларация, ТТН, счет, акт об оказании услуг, счет-фактура и др.
  • Специфические моменты и особенности страхования при международных и внутренних перевозках
  • Страхование грузов или CMR страхование? Отличия. Что выбрать.
  • Лимит ответственности при международных перевозках. Как заказчику использовать лазейки международного законодательства и покрыть все убытки, не предусмотренные CMR страхованием.
  • Основные ограничения ответственности перевозчика по видам транспорта

Проблемы документального подтверждения ставки НДС 0% в отношении услуг по международной перевозке товаров.

  • Влияние базисов поставки по ИНКОТЕРМС 2010 на условия перевозок и распределения обязанностей Продавца и Покупателя по доставке грузов
  • НДС в отношении услуг по международной перевозке в случае оказания этих услуг несколькими лицами или с привлечением третьих лиц. Позиция ВАС РФ, Минфина и ФНС России
  • Когда НДС, предъявленный перевозчиком экспортируемых товаров по ставке 18%, можно принять к вычету

Какими документами можно обосновать перевозку грузов?

  • Поставщик самостоятельно осуществляет доставку товара покупателю
  • Поставщик заключает договор с перевозчиком,
  • Транспортировку осуществляет покупатель

НДС при простое транспортных средств , демередже, диспаче

Особенности налогообложения перевозок всеми видами транспорта ( в том числе в рамках ЕАЭС) в 2018 и 2019гг .

  • Договор перевозки заключен с иностранным перевозчиком, с перевозчиками из стран ЕАЭС.
  • Как платить НДС, если российская транспортная компания оказывает услуги перевозки из Беларусии в Евросоюз
  • Перевозка грузов (товаров) с территории одного участника ТС на территорию другого участника ТС через территорию РФ
  • Кто платит НДС, если услуги по перевозке оказывает филиал российской организации, расположенной в стране ЕАЭС
  • НДС при оказании российским перевозчиком на железнодорожном транспорте услуг по перевозке товаров, ввозимых на территорию РФ с территории Республики Беларусь
  • Когда услуги таможенного представителя облагаются НДС по ставке 18% при международных перевозках
  • О налогообложении налогом на прибыль доходов иностранной организации от международных перевозок и фрахта .
  • Когда российский заказчик становится налоговым агентом по налогу на доходы.
  • Проблемы использования международных соглашений(конвенций) для льготного налогообложения Как определить «реального» бенефициара.
  • Как отразить по бухучету налог на доходы с иностранных лиц.
  • Есть ли исключения для транспортно-экспедиционных услуг.

Особенности налогообложения международных грузоперевозок

  1. Местом поставки услуг международной перевозки грузов является место регистрации перевозчика независимо от статуса заказчика. Если перевозчик – резидент, такие услуги облагаются НДС по ставке 0 %.
  2. Местом поставки вспомогательных в транспортной деятельности услуг является место их фактического предоставления независимо от того, кто их предоставляет – резидент или нерезидент.

Источник: Практическое руководство № 16 «Автоперевозки и транспортное экспедирование для перевозчиков, экспедиторов и заказчиков», август 2020 года.

Любой товар, проходя несколько этапов следования от производителя до конечного потребителя (включая перепродажи), проходит через повышение цены. Если товарная единица куплена за 1000 гривен и продана за 1500 грн., разница между этими ценами становится базой для обложения налогом на добавленную стоимость (НДС). Естественно, в увеличении цены участвуют расходы на автоперевозку, разгрузочно-погрузочные, экспедиторские работы, которые увеличивают стоимость товара.

В Украине ставка НДС на международные грузоперевозки для резидентов страны составляет 0%. Резидентами считаются граждане государства, постоянно проживающие в Украине, зарегистрированные как налогоплательщики. Аналогично резидентом считается и юрлицо (автотранспортное предприятие) с украинским регистрационным адресом и налоговым номером.

Для того, чтобы грузоперевозка считалась международной, она должна сопровождаться единым транспортным документом. В морских и комбинированных транспортировках таким документом становится коносамент. В международных автоперевозках основной документ — накладная CMR.

Осуществляя международные автомобильные перевозки с доставкой груза на территорию иностранных государств, перевозчик обязан соблюдать правила относительно имеющихся документов. Грузовые автотранспортные перевозки будут считаться незаконными и выполненными с нарушениями, если отсутствует хотя бы один из обязательных разрешительных документов. Все они делятся на 3 категории и бывают:

  • личными;
  • на ТС;
  • на перевозимый груз.

К подготовке пакета документов следует подходить предельно внимательно. Набор личных документов состоит из:

  • водительского удостоверения, соответствующего международным требованиям;
  • паспорта с действующими визами, дающими разрешение на въезд в другие страны;
  • командировочного удостоверения;
  • свидетельства о прохождении подготовки или переподготовки для управления грузовым автотранспортом;
  • медицинской страховки;
  • медицинской книжки, необходимой для перевозки пищевых продуктов в рамках стран СНГ;
  • свидетельства ADR;
  • регистрационных листов или тахограммы;
  • документов для прохождения процедуры таможенного оформления водительских личных вещей.

В рамках международных автомобильных перевозок следует учитывать не только обязанности, но и права сторон, принимающих участие в операциях по транспортировке товаров и грузов. Поскольку в международных грузоперевозках на автомобильном транспорте принимают участие несколько сторон, следует рассматривать отдельно права и обязанности каждой из них. Начнём с отправителя грузов. Здесь учитываются следующие моменты:

  • Грузоотправитель обязан понести ответственность за все расходы и убытки, возникшие при перевозке груза, если он предоставил неточные или недостаточно полные сведения в накладных и иных сопроводительных документах, за которые отправитель отвечал;
  • При этом отправитель груза обладает право требовать от перевозчиков тщательной проверки веса по брутто и количества транспортируемого товара, которые измеряется в различных единицах. Дополнительно у него есть право проверять грузовые места на предмет их содержимого;
  • Отправитель будет нести ответственность перед грузоперевозчиками при повреждениях и ущербе, наносимых грузу, лицам или же используемому оборудованию. Ответственность распространяется на любые издержки, обусловленные повреждением упаковочной тары, если при принятии груза не были оговорены видимые или известные грузовладельцу дефекты и нарушения;
  • Отправители обязуются перед отправкой своего товара прикреплять к сопроводительным документам все требуемые сведения и информацию, которые необходимы для осуществления таможенного оформления или прохождения иных формальных процедур. Отправитель грузов будет нести полную ответственность перед нанятым перевозчиком при любом виде ущерба, обусловленным отсутствием, неполнотой, недостоверностью или наличием ошибок в сопроводительных бумагах.
Читайте также:  Наследство в Украине для граждан России: как получить в 2021 году

В 1958 году, когда эра международных перевозок автомобильным транспортом только зарождалась, было подписано специальное соглашение, которое регулировало вопросы создания одинаковых условий для признания и утверждения механизмов и оборудования ТС. Только к 1987 году Россия стала полноправным участником соглашения, которое к тому времени претерпело целый ряд изменений. С того времени начали сертифицировать международный автомобильный транспорт. К настоящему моменту существуют сотни правил и директив, разработанных при ООН и Евросоюзом. В основном, они направлены на предъявление требований к новым транспортным средствам, которые передвигаются по европейским дорогам.

Большинство правил касается самих автопроизводителей, а не непосредственных пользователей создаваемого транспорта. Если же говорить про перевозчиков, то к ним предъявлены ограничения по массе, габаритам и экологическому воздействию на окружающую среду со стороны эксплуатируемого авто. Первое ключевое правило представлено под No49. Оно регулирует вопросы токсичности выхлопного газа, который производит двигатель внутреннего сгорания. Именно этот нормативный акт позволяет классифицировать ТС по нормам от Евро-0 до Евро-6. Последний является наиболее жёстким экологическим стандартом, принятым ещё в 2013 году.

В правиле под номером 51 предусмотрены ограничения по создаваемому автомобилями шуму. Согласно нормативным документам, если ТС имеет мощностью ДВС от 150 кВт и выше, то при разгоне шум не должен превышать 80 дБ. В случае выпуска сжатого воздуха из компрессоров шумность может достигать не более 72 дБ. Если автотранспорт соответствует этим нормам, его маркируют буквой L. При ещё более низких показателях шумности применяется маркировка в виде буквы G.

Всю процедуру международной грузоперевозки автомобильным транспортом можно разделить на 3 этапа:

  • погрузка;
  • доставка (транспортировка);
  • выгрузка.

Каждый из этапов включает несколько отдельных операций, которые осуществляются в рамках подготовки, организации непосредственно самой реализации доставки. Помимо транспортной компании или организации, которые берут на себя решение вопросов по перевозке груза, в процессе принимают участие и сами владельцы грузов. Международная практика автоперевозок отличается своими особенностями, которые зависят от вида и характеристик груза, способа и порядков по организации транспортировки, применения погрузо-разгрузочного оборудования и пр.

Реализация доставки осуществляется путём выполнения двух основных операций. Первой является приёмка товара от грузоотправителя, а второй выступает передача продукции к конечному получателю. Если экспортёр перевозит собственный груз, он обязан предъявить транспортной компании, которая будет осуществлять доставку, все данные и сведения о товаре. Опираясь на полученную информацию, перевозчик определяет нужное количество автотранспортных средств и их характеристики, составляет рабочий график и схему движения, согласовывает перевозку с грузовладельцем и определяет, в какую сумму обойдётся оказываемая услуга. Если стороны приходят к соглашению по всему условиям, подписывается договор на международную доставку.

Тарифы на осуществляемые автомобильные грузоперевозки могут существенно отличаться в зависимости от того, о какой стране идёт речь. Причиной тому служит большая разница в некоторых случаях по размерам заработной платы в том или ином государстве, определяющем тарифные ставки для водителей. Как и в случае с воздушным и морским видом грузоперевозок, при тарификации автоперевозок учитывается преимущественно вес. Но также принимается во внимание соотношение между весом и объёмом груза. Среднее соотношение для автоперевозок груза равняется 3 к 1. Потому если объём груза превышает его вес в 3 раза и больше, тарификация основывается с учётом так называемого теоретического веса. Чтобы его получить, нужно суммарный объём разделить на 3.

На границе каждого государства действуют таможенные посты для автотранспортных средств. Через них проходят и грузоперевозчики, которые доставляют товары в различные страны. Пограничный обязательный контроль в рамках осуществляемых международных перевозок груза необходим для:

  • обнаружения с пресечения эксплуатации транспорта, который оснащён специальными решениями для скрытия перевозимого груза от пограничников;
  • недопущения прохождения через границы ТС, преследующих иные цели, помимо перевозки груза или пассажиров;
  • контроля на предмет соответствия ТС предъявляемым техническим нормам.

Таможенный осуществляемый контроль при международных автомобильных перевозках товаров и различной продукции осуществляется в определённой последовательности.

Основные правила и особенности международных автомобильных грузоперевозок

Покажем на примере, как выбирать себе код ОКВЭД в зависимости от того, чем предприниматель хочет заниматься. В нашем случае бизнес будет связан с грузоперевозками.

Пример. Предположим, некий бизнесмен задумал организовать перевозку различных товаров из области в город. Этот вид предпринимательства он выбрал в качестве основного. А как дополнительный доход – создал еще и стоянку для грузовых автомобилей, приезжающих в город фермеров.

Он заходит в раздел Н ОКВЭД 2, пробегает по классам и доходит до 49.

  • Класс 49 – это деятельность сухопутного транспорта. Далее он проходит по группам этого класса;
  • Группа 49.41 – все виды перевозки грузов автомобильным транспортом. Переходим к подгруппе;
  • Их три:
  • 49.41.1 – транспортировка товаров специальными машинами;
  • 49.41.2 – транспортировка неспециализированными авто;
  • 49.41.3 – аренда транспорта.

Из этих трех подгрупп нашему ИП подходит 49.41.2. Видов в этой подгруппе нет, поэтому на этом и остановимся. В принципе, подгруппу и вид можно было бы и не искать. Для заполнения формы р21001, чтобы подать данные в ЕГРЮЛ достаточно 4 цифр кода основной деятельности. Но у нас есть еще и побочная – это стоянка.

Повторяем шаги, начиная с поиска нужного класса. В этом случае это будет 52 – складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность.

  • Группа – 52.21 – вспомогательный бизнес, относящийся к сухопутным машинам;
  • Вид – 52.21.24 – стоянки, парковки для авто.

Мы можем организовать таможенное оформление при международных перевозках следующих грузов:

  • Генеральных грузов
  • Продуктов питания
  • Скоропортящихся продуктов
  • Животных и Растений
  • Опасных грузов
  • Контейнерных грузов
  • Сборных грузов
  • Техники и Оборудование
  • Сыпучих и жидких грузов
  • Крупногабаритных
  • Тяжеловесных грузов
  • Негабаритных грузов
  • Крупногабаритных грузов
  • Небольших грузов
  • Другие грузы…

Налогообложение международных перевозок

Ставка 0 процентов установлена для реализации товаров на экспорт и товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). К работам и услугам, непосредственно связанным с их производством и реализацией, тоже применяется ставка 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). В состав таких услуг входят организация и сопровождение перевозок, перевозка или транспортировка, организация, сопровождение, погрузка и перегрузка. В отдельных случаях налоговики пытаются отказать в возмещении НДС экспедиторам. Они считают, что такие организации не вправе применять налоговую ставку 0 процентов и услуги по экспедированию подлежат налогообложению на общих основаниях.

Однако арбитры встают на сторону налогоплательщиков и признают, что экспедиционная деятельность непосредственно связана с реализацией товаров (например, постановления ФАС Московского округа от 8 апреля 2004 г. по делу № КА-А40/2447-04, Северо-Западного округа от 18 марта 2003 г. по делу № А56-20966/02).

Перечисленные услуги облагаются по ставке 0 процентов и в том случае, когда они связаны с импортом товаров. А также в отношении товаров, помещенных под режим переработки на таможенной территории (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Ставка 0 процентов также применяется для работ и услуг по перевозке и транспортировке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При установлении налоговой ставки по НДС Налоговый кодекс выделяет отдельным пунктом международные перевозки железнодорожным транспортом. С 1 мая 2006 года они облагаются по нулевой ставке, если связаны с экспортом или вывозом продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации (подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ). На железнодорожные перевозки импорта ставка 0 процентов не распространяется.

Нулевой НДС усиливает привлекательность международной транспортно-экспедиционной деятельности. Однако зачастую обосновать нулевую ставку бывает нелегко. Даже тому, кто приложит максимум усилий, успех гарантировать нельзя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *