Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог все же несколько изменили». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Меньше придется платить пенсионерам, а также лицам, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста. На 50% размер платы уменьшится для ветеранов ВОВ, инвалидов I и II групп, на четверть – для инвалидов III группы. Но есть нюанс: льгота по снижению ставки транспортного налога на 50% и 25% предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).
Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:
1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;
2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;
4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.
Тарифы транспортного налога в Беларуси для физических лиц
Для многих граждан Беларуси транспортный налог на автомобиль вошел в число самых крупных и неприятных обязательных расходов. В настоящее время они таковы:
Вид транспорта | Размер пошлины (BYN) |
автомобиль весом не более 1,5 т. | 61 |
автомобиль весом от 1,5 т. до 1,75 т. | 81 |
автомобиль весом от 1,75 т. до 2 т. | 102 |
автомобиль весом от 2 т. до 2,25 т. | 122 |
автомобиль весом от 2,25 т. до 2,5 т. | 142 |
автомобиль весом от 2,5 т. до 3 т. | 162 |
автомобиль весом более 3 т. | 223 |
мотоцикл | 41 |
Для кого предусмотрены льготы
Также сообщается, что более 1,43 млн транспортных средств прошло техосмотр по состоянию на 1 ноября, этот показатель превышает прошлогодний более чем в два раза.
Об уплате транспортного налога организациями
Плательщики налога
Плательщиками транспортного налога являютсяорганизации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей(глава 28-1 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее — Налоговый кодекс).
Рассмотрим порядок уплаты транспортного налога организациями.
При передаче транспортного средства в финансовую аренду (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель.
Не признаются плательщиками налога:
- республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы, суды, органы прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица);
- организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования;
- войска и воинские формирования.
Исчисление и уплата налога плательщиками особых режимов налогообложения
Организации — плательщики упрощенной системы налогообложения,единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, исчисляют и уплачивают транспортный налог в общеустановленном порядке.
Объекты налогообложения
Объектом налогообложения признаются транспортные средства(легковой автомобиль, прицеп,прицеп-дача, грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль, автобус, мотоцикл, седельный тягач), зарегистрированные за организациями в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел.
Не признаются объектом налогообложения транспортные средства:
- выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц;
- используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
- выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
- категории M1 или M1G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем (по 31.12.2025);
- предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
Особенности налогообложения
Транспортный налог подлежит уплате за каждое транспортное средствовне зависимости от участия его в дорожном движении.
Ставки налога
Ставки налога предусмотрены пунктом 2 приложения 27 к Налоговому кодексу. Они зависятот разрешенной максимальной массы, вместимости или определяются за одну единицу транспортного средства.
Ставки транспортного налога, за год (рублей) |
|
Для организации за: |
|
|
|
не более 1 тонны |
162 |
более 1 тонны, но не более 2 тонн |
209 |
более 2 тонн, но не более 3 тонн |
255 |
более 3 тонн |
325 |
|
|
не более 0,75 тонны |
116 |
более 0,75 тонны |
278 |
|
116 |
|
|
не более 2,5 тонны |
278 |
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны |
394 |
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн |
510 |
более 12 тонн |
580 |
|
|
до 20 включительно |
278 |
от 21 до 40 включительно |
394 |
свыше 40 |
510 |
|
70 |
|
464 |
Налог на выкупленный транспорт
В проекте изменений в Налоговый кодекс также прописаны детали по оплате налога за транспорт, который был взят в аренду или лизинг, а затем – выкуплен у старого владельца, но до сих пор не зарегистрирован в ГАИ.
Отметим, что право собственности на автомобиль, являющийся предметом лизинга, переходит к лизингополучателю с даты исполнения им в полном объеме обязанностей по договору лизинга и оформляется актом передачи права собственности на предмет лизинга.
Предположим, физлицо по договору, заключенному в 2018 году, взяло у организации-лизингодателя легковой автомобиль в лизинг с правом выкупа. Договор лизинга исполнен в 2021 году, право собственности на автомобиль перешло к физлицу, но новый владелец не обратился в ГАИ за регистрацией за собой транспортного средства. В таком случае в 2021 и 2022 году плательщиком транспортного налога признавалась организация, ранее бывшая лизингодателем, а в 2023-м году платить придется физлицу-собственнику.
Кто должен платить транспортный налог
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.
Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.
При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.
Отличия нового налога на автомобиль
Транспортный налог не привязан к техосмотру, поэтому допуск к участию в дорожном движении будет выдаваться независимо от его уплаты. Иначе говоря, на станции диагностики не будут требовать квитанцию, подтверждающую перечисление налога в бюджет.
Это обусловлено тем, что начислением данного налога, а также контролем полноты и своевременности уплаты будет заниматься на ГАИ или «Белтехосмотр», а налоговая инспекция.
Транспортный налог платится в будущем году за нынешний (т.е. в 2022 году будут платить те, кто владел транспортным средством в 2021 году), а госпошлина за допуск к участию в движении оплачивалась наперед.
Ставки транспортного налога ниже по сравнению с дорожной пошлиной. Перечисление осуществляется один раз в год для всех категорий механических транспортных средств (дорожный сбор уплачивался сразу за два года для автомобилей в возрасте до 10 лет, которые должны проходить техосмотр раз в два года).
Оплачивать налог нужно в соответствии с извещением, которое будет высылаться налоговой инспекцией по месту жительства или регистрации собственника транспортного средства.
Налог на выкупленный транспорт
В проекте изменений в Налоговый кодекс также прописаны детали по оплате налога за транспорт, который был взят в аренду или лизинг, а затем – выкуплен у старого владельца, но до сих пор не зарегистрирован в ГАИ.
Отметим, что право собственности на автомобиль, являющийся предметом лизинга, переходит к лизингополучателю с даты исполнения им в полном объеме обязанностей по договору лизинга и оформляется актом передачи права собственности на предмет лизинга.
Предположим, физлицо по договору, заключенному в 2018 году, взяло у организации-лизингодателя легковой автомобиль в лизинг с правом выкупа. Договор лизинга исполнен в 2021 году, право собственности на автомобиль перешло к физлицу, но новый владелец не обратился в ГАИ за регистрацией за собой транспортного средства. В таком случае в 2021 и 2022 году плательщиком транспортного налога признавалась организация, ранее бывшая лизингодателем, а в 2023-м году платить придется физлицу-собственнику.
Каких изменений стоит ждать в 2020 году
Ежегодно количество автомобилей, проходящих техосмотр, сокращается на 15-20 %, в то время как количество участников дорожно-транспортного движения растет. Объяснить это легко: владельцы автомобилей избегают прохождения техосмотра из-за привязки к нему уплаты транспортного налога.
Не каждый автолюбитель способен внести одновременно всю сумму госпошлины и плату за техосмотр. Поэтому, в ущерб безопасности на дороге, часть водителей не проводят технический осмотр своих автомобилей. Они считают более предпочтительным получить штраф, который обычно в разы меньше самого дорожного сбора.
Госпошлина на транспорт имеет место во многих странах мира. В России она рассчитывается по мощности движка, Казахстане – по объему двигателя, Латвии – по объему выброса газов в атмосферу, Германии – по объему выброса газов, расходу бензина или весу (для электрокаров). А вот, например, в США дорожный сбор вложен в цены на бензин.
Представители власти уже давно поняли, что необходимы капитальные изменения в системе налогообложения собственников автотранспорта за пользование дорожными сетями. Еще в октябре 2018 года премьер-министр Беларуси Сергей Румас сообщил, что уплату транспортного налога в 2019 году отвяжут от техосмотра и разрешат автовладельцам оплачивать взнос по месяцам, по заявительному принципу.
Уплата транспортного налога по льготной ставке
Ставки дорожного налога для физических и юридических лиц различаются. Они зависят:
- от возраста автомобиля;
- его максимально разрешенной массы;
- числа посадочных мест (актуально для автобусов);
- и некоторых других параметров.
Однако законодательством Беларуси предусмотрено, что отдельные категории граждан и организаций могут уплачивать транспортный налог на автомобиль по льготной ставке – 50% от основного тарифа. Среди физлиц такой льготой могут воспользоваться только инвалиды I и II группы. Перечень льготников среди юридических лиц – более обширный. Уплачивать дорожный налог в Беларуси по ставке 50% могут организации, в собственности которых имеются:
- троллейбусы и пассажирские автобусы;
- спецтранспорт скорой медицинской помощи;
- автотранспорт, используемый (оборудованный) для перевозки инвалидов;
- транспортные средства МЧС, МВД, КГБ и других силовых ведомств.
Какие ставки транспортного налога в год предусмотрены для физических и юридических лиц?
Ставки транспортного налога в 2021 установлены в приложении 27 Особенной части Налогового кодекса РБ.
Вид транспортного средства |
Ставки транспортного налога, рублей |
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ за: |
|
1. легковой автомобиль, имеющий разрешенную максимальную массу: |
|
не более 1 тонны |
162 |
более 1 тонны, но не более 2 тонн |
209 |
более 2 тонн, но не более 3 тонн |
255 |
более 3 тонн |
325 |
2. прицеп, имеющий разрешенную максимальную массу: |
|
не более 0,75 тонны |
116 |
более 0,75 тонны |
278 |
3. прицеп-дачу (караван) |
116 |
4. грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль, имеющие разрешенную максимальную массу: |
|
не более 2,5 тонны |
278 |
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны |
394 |
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн |
510 |
более 12 тонн |
580 |
5. автобус с числом посадочных мест: |
|
до 20 включительно |
278 |
от 21 до 40 включительно |
394 |
свыше 40 |
510 |
6. мотоцикл |
70 |
7. седельный тягач |
464 |
ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ за: |
|
1. легковой автомобиль, имеющий разрешенную максимальную массу: |
|
не более 1,5 тонны (а также за легковой автомобиль в отношении которого отсутствует информация о разрешенной максимальной массе) |
61 |
более 1,5 тонны, но не более 1,75 тонны |
81 |
более 1,75 тонны, но не более 2 тонн |
102 |
более 2 тонн, но не более 2,25 тонны |
122 |
более 2,25 тонны, но не более 2,5 тонны |
142 |
более 2,5 тонны, но не более 3 тонн |
162 |
более 3 тонн |
223 |
2. прицеп, имеющий разрешенную максимальную массу: |
|
не более 0,75 тонны |
41 |
более 0,75 тонны |
223 |
3. прицеп-дачу (караван) |
41 |
4. грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль, имеющие разрешенную максимальную массу: |
|
не более 2,5 тонны |
162 |
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны |
345 |
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн |
447 |
более 12 тонн |
508 |
5. автобус с числом посадочных мест: |
|
до 20 включительно |
244 |
от 21 до 40 включительно |
345 |
свыше 40 |
447 |
6. мотоцикл |
41 |
7. седельный тягач |
406 |
Кто освобождается от уплаты транспортного налога
Налог можно не платить собственникам, снявшим свое транспортное средство с учета до 1 июля 2021 года.
Соответствующее положение внесено в Налоговый кодекс специально для того, чтобы у владельцев неликвидных и неэксплуатируемых транспортных средств (так называемого «автохлама») было время для снятия их с учета. Это позволит избежать уплаты налога за имущество, которое фактически не используется.
Кроме этого, налог не будут платить:
- органы прокуратуры, суды, воинские формирования;
- предприятия и учреждения, использующие транспортные средства для оказания медицинской помощи;
- государственные органы, службы социального обслуживания (в частности, это касается автомобилей с надписью «Социальная служба»);
- владельцы машин, специально оборудованных для перевозки инвалидов;
- собственники электромобилей (данная льгота действует до 31.12.2025 г.);
- владельцы угнанных или украденных автомобилей (при наличии соответствующего документального подтверждения).
Кто должен платить транспортный налог
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.
Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.
Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог
Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо до 1 июля 2021 года снять машину с регистрационного учета. Как уточнил Дмитрий Кийко до этой даты предполагается установление упрощенной процедуры снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.
Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.
Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.