Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Власти утвердили новые ставки платы за вред природе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для организаций и ИП в 2023 году была введена новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Новая форма утверждена приказом Минприроды от 21.09.2022 № 624 и вводится в действие с 1 марта 2023 года. В обновленной декларации появился новый раздел 3.2 «Расчет суммы платы за размещение, в том числе, складирование побочных продуктов производства, признанных отходами». Соответственно, в декларацию были добавлены и новые строки – 026, 124–126, 136, 146, 156 и 186, в которых теперь нужно отражать показатели платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.
Плательщиками экологического налога при наличии объектов налогообложения являются:
– организации;
– индивидуальные предприниматели.
Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства признаются собственники отходов производства (ст. 246 НК).
Плательщиками экологического налога не признаются бюджетные организации, за исключением бюджетных организаций, которые признаются плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случаях приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения.
Налог уплачивается:
1) по общему правилу – ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 252 НК);
2) плательщиками, исчисляющими экологический налог исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброса сточных вод в окружающую среду, хранения отходов производства, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, и соответствующих ставок, – по их выбору (подп. 3.1 п. 3 ст. 252 НК):
– либо один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года;
– либо ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной суммы экологического налога;
3) не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, – доплата экологического налога (подп. 3.2 п. 3 ст. 252 НК);
4) организациями, осуществляющими транспортировку нефти и (или) нефтепродуктов магистральными трубопроводами транзитом:
– за I–III календарные кварталы – не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
– за IV календарный квартал – не позднее 22 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 Указа № 9).
Налоговым периодом признается календарный квартал (ст. 250 НК).
Новая декларация о плате за НВОС
Сдавать декларацию обязаны компании, вносящие плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). К числу таких компаний относятся организации и ИП, осуществляющие (ст.ст. 16 и 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»):
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- любую деятельность, в результате которой образуются отходы;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления.
В чем преимущества календаря
Календарь отчетности существенно облегчает работу бухгалтеров, кадровиков и других специалистов организации. Очевидные преимущества:
- все отчеты со сроками сдачи собраны в одном месте;
- в календаре отмечены даты основных платежей в бюджет;
- учтены все переносы из-за праздников и выходных, по решению правительства и региональных властей;
- в календарь встроены удобные фильтры для детализации пользовательских запросов;
- дни отчетности выделены ярким цветом, а в самом календаре определены периоды сдачи отчетов.
Отчетный период и порядок исчисления
Ранее уже упоминалось, налоговым периодом будет считаться один год. По его итогу нужно будет исчислить размер перечисления независимо по различным объектам с применением формулы:
ЭкологНалог = НалогБаза *НСК,
где ЭкологНалог – сумма налога;
НалогБаза – база налога;
НСК – ставка с учетом утвержденных коэффициентов.
Суммарная величина после завершения каждого отчетного периода рассчитывается путем суммирования налогов пообъектно во взятом к расчету регионе.
На протяжении года поквартально плательщики должны авансировать налог. Освобождены от этой участи только малые и средние предприниматели. Размер платежа приравнен к ¼ от суммарной величины налога за прошлый отчетный год. Остаток налога после авансирования доплачивается в конце года.
Ставки внедряемого налога и применяемые к нему коэффициенты подробно изложены в законопроекте.
Кто должен платить экосбор
Плательщиками экологического сбора являются производители и импортеры товаров, подлежащих обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. Перечень таких товаров (включая упаковку) утвержден постановлением Правительства РФ от 24.09.15 № 1886-р. Товары в перечне поделены на группы (список групп см. ниже). Если та или иная продукция в перечне не упомянута, то ее производители и импортеры экосбор не платят.
Список групп товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств:
- № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
- № 2 «Ковры и ковровые изделия»
- № 3 «Спецодежда»
- № 4 «Одежда верхняя прочая»
- № 5 «Белье нательное»
- № 6 «Одежда прочая и аксессуары»
- № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»
- № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»
- № 9 «Тара деревянная»
- № 10 «Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная»
- № 11 «Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности»
- № 12 «Принадлежности канцелярские бумажные»
- № 13 «Изделия из бумаги и картона прочие»
- № 14 «Нефтепродукты»
- № 15 «Шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин»
- № 16 «Изделия из резины прочие»
- № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные»
- № 18 «Изделия пластмассовые строительные»
- № 19 «Изделия пластмассовые прочие»
- № 20 «Стекло листовое гнутое и обработанное»
- № 21 «Стекло полое»
- № 22 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»
- № 23 «Тара металлическая легкая»
- № 24 «Компьютеры и периферийное оборудование»
- № 25 «Оборудование коммуникационное»
- № 26 «Техника бытовая электронная»
- № 27 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»
- № 28 «Аккумуляторы»
- № 29 «Батареи аккумуляторные»
- № 30 «Оборудование электрическое осветительное»
- № 31 «Приборы бытовые электрические»
- № 32 «Приборы бытовые неэлектрические»
- № 33 «Инструменты ручные с механизированным приводом»
- № 34 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное»
- № 35 «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки»
- № 36 «Услуги по изданию газет»
Как изменится заполнение декларации
Комментируемое постановление уточняет порядок составления декларации. Согласно изменениям, при заполнении отчетности не учитываются товары, которые вывозятся из РФ, а также упаковка таких товаров.
Кроме этого, оговаривается, что производители товаров представляют декларацию в отношении:
- товаров, произведенных на территории РФ;
- упаковки товаров, произведенных на территории РФ.
Импортеры отчитываются в отношении:
- товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС;
- товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
- упаковки товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС;
- упаковки товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции.
Ставки экологического сбора на 2023 год
Вокруг ставок экологического сбора было много разговоров. Планировалось, что с 2023 года ставки резко поднимутся. Однако, размер ставок изменился в конце 2023 года согласно постановлению Правительства №1293 от 31.10.2023года и до настоящего времени остаются неизменными. Рассмотрим некоторые из них в таблице.
Номер группы товаров | Название товара или вид упаковки | Ставка сбора за 1 тонну, руб. |
3 | Спецодежда | 11791,00 |
14 | Канцелярские товары из бумаги | 2378,00 |
24 | Прочие изделия из пластмассы | 4156,00 |
30 | Металлическая легкая тара | 2423,00 |
32 | Компьютерная техника, переферия | 26469,00 |
42 | Бытовые электроприборы | 26469,00 |
50 | Упаковка из гофрокартона | 2378,00 |
51 | Упаковка из бумаги | 2378,00 |
53 | Упаковка из дерева и пробки | 3066,00 |
Как предполагает Правительство, такие ставки помогут пополнить бюджет и стать стимулом для производителей самостоятельно утилизировать подобные отходы.
Также предполагается, что с 2023 года ставки сбора будут умножаться на специальный коэффициент, который будет учитывать реальное изменение потребительских цен.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
Полностью освобождены от платы только те лица, которые имеют и эксплуатируют исключительно объекты 4 категории НВОС. Если при этом на балансе предприятия есть объекты других, более высоких категорий, плату за НВОС придётся вносить за все объекты негативного воздействия.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 определяет, к какой категории негативного воздействия относится тот или иной объект ОНВ. Согласно новым критериям, теперь не должно оставаться объектов, которые нельзя было бы отнести к категории с 1 по 4 . Те объекты, которые долгое время числились «бескатегорийными», теперь отнесены к 3 категории и тоже обязаны вносить плату за НВОС.
При размещении отходов на полигоне (свалке) платят за НВОС те лица, у которых и образовались вывезенные на свалку отходы. При этом за захоронение твердых коммунальных отходов (обычный бытовой мусор) обязаны платить не те, кто образовал отходы, а региональные операторы и операторы по обращению с ТКО.
Авансовые платежи – как рассчитать и когда платить
Без изменений остались:
- Срок внесения авансовых платежей: до 20 числа месяца, который следует за последним месяцем квартала отчетного периода;
- Лица, обязанные вносить авансовые платежи.
Сроки внесения авансовых платежей до конца года:
- За первое полугодие – 20 июля;
- 9 месяцев – 20 октября;
- За 2022 год (итоговый) – 1 марта 2023 года.
Способы определения размера авансового платежа (нужно указать при заполнении декларации):
- Четверть суммы платы (с учетом корректировки) за предыдущий год;
- Четверть суммы платы, для которой платежная база – это количество выбросов, сбросов в пределах НДВ, НДС, ВРВ, ВРС, лимитов на размещение отходов;
- Сумма, полученная при перемножении платежной базы, определённой на основе данных ПЭК о выбросах, сбросах либо размещенных отходах в предыдущем квартале, на ставки платы и коэффициенты.
Размер платы за загрязнение
На окружающую среду воздействуют разные вещества. По каждому из них ведется платежная база. Общая схема расчетов такова: по каждой единице нормативного перечня согласно классам опасности и потребления формируется часть платежа (ставка берется с учетом понижающих и повышающих коэффициентов).
Начисление платежей производится следующим образом: платежная база по каждому загрязняющему веществу и отходу из представленных в нормативном перечне, согласно классу опасности и потребления, умножается на ставку с учетом понижающих и повышающих коэффициентов. Результирующие значения суммируются и образуется конечная стоимость НВОС к начислению. Подобные действия осуществляются в каждом отчетном периоде.
Начиная с текущего года, расчет НВОС производится однократно в течение отчетного периода.
Таким образом, расчет платы за загрязнение, которое попадает в окружающую среду, зависит от в том числе от коэффициентов индексации (см. далее).
Постановление №913 свело к нулю использование коэффициентов и нормативов, связанных с состоянием воздуха, водных объектов и почвы, особым статусом объектов, расположенных в зонах Крайнего Севера и аналогичных по статусу регионах. Добавочным стал дополнительный коэффициент 2, который обозначает территориальное расположение в особо охраняемых районах (на федеральном уровне).
Ставки по экологическому налогу
Здесь же устанавливаются размеры налоговых ставок по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.
Налоговые ставки рассчитываются в рублях на 1 тонну загрязняющего вещества. Например, ставка за выброс аммиака в воздух равняется 138,8 рублям за 1 тонну, а за метан – 108 рублей, сероводород – 686,2 рублей. Ставки определены в статье 4 данной главы.
Загрязняющее вещество | В воздух за 1 тонну (руб.) | В воду за 1 тонну (руб.) |
Аммиак | 138,8 | 14711,7 |
Борная кислота | 275 | 14711,7 |
и т.д |
Налогоплательщики экологического налога
Основной принцип, по которому будут определяться налогоплательщики, – нанесение вреда окружающей среде. Прежде всего под налогообложение попадают индивидуальные предприниматели и организации. Другое условие – учитывается категория объекта, на котором ведется деятельность. Налог распространяется только на первые три категории.
Условия | Налогоплательщики |
Негативное влияние на окружающую среду | Организации, ИП |
Образование отходов, кроме ТКО | Организации, ИП |
Работа с ТКО | Региональные операторы |
Деятельность на стационарных объектах 1-3 категории | Организации, ИП |
Производство или импорт товаров и упаковок, которые утилизируются после использования | Организации, ИП |
Производство или ввоз колесных транспортных средств или шасси | Организации, ИП |
Приобретение транспортных средств у лиц, которые не заплатили сбор по утилизации | Организации, ИП |
Например, транспортные компании, использующие грузовики, налогом не облагаются, потому что транспортное средство не является стационарным источником выбросов.
Что нового в проекте «Экономика замкнутого цикла»
Старт федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» стал причиной ряда изменений в природоохранном законодательстве на 2023 год. Они связаны с учетом вторичных ресурсов и вторсырья и с побочными продуктами производства.
Добавлена в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» статья 51.1. Вступает в силу с 1.03.2023. Она определяет, что такое побочные продукты производства и регулирует требования об их обращении и учете.
Согласно закону, что побочными продуктами могут быть вещество или предмет, который сам не является целью производственного процесса, но образуется при изготовлении основной продукции. Он может быть в дальнейшем использован как сырье или потребительские товары. Отходами они будут считаться, если размещаются на полигоне и/или в течение трех лет им не нашли применения в производстве или не передали как сырье либо продукцию третьим лицам.
Двумя новыми понятиями стали вторичные ресурсы и вторсырье. Законодательством предусмотрено их раздельное накопление на площадках ТКО и сдача в специализированные места сбора.