Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Маркировка страховочной привязи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В процессе эксплуатации средства индивидуальной защиты от падения с высоты могут изнашиваться, портиться под воздействием неблагоприятных факторов, выходить из строя в случае срабатывания амортизационных механизмов и пр. Оценкой значимости дефектов и принятием решения о дальнейшей эксплуатации средства индивидуальной защиты согласно п. 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, занимается уполномоченное работодателем должностное лицо либо комиссия по охране труда.
Кто оценивает значимость дефектов СИЗ от падения с высоты?
По результатам осмотра обязательно заполняют соответствующие графы учётной карты СИЗ либо составляют отдельный формуляр. При этом п. 28 этих же правил возлагает ответственность на работника о своевременном уведомлении работодателя о неисправности выданного ему СИЗ. Поэтому работникам, выполняющим работы на высоте, также надлежит знать, что, как и когда проверять.
Страховку для работы на высоте нужно выбирать в зависимости от условий ее использования. На работоспособность изделия могут повлиять химреактивы, острые кромки строительных материалов и конструкций, абразивные вещества, УФ излучение.
Запрещается:
- присоединять строп к боковому креплению страховочного пояса;
- использовать изделие как самостоятельный элемент, предохраняющий от падения с высоты;
- вносить конструктивные изменения в конструкцию СИЗ;
- использовать строп с амортизатором в целях, не предусмотренных инструкцией по эксплуатации;
- работать с неисправным карабином;
- применять изделие, которое ранее подвергалось нагрузке при падении работника с высоты.
Зная особенности конструкции страховочной системы и максимальную длину страховочного стропа с амортизатором, можно исключить риск получения травмы при падении даже с большой с высоты.
Требования к материалам, из которых производят детали предохранительные пояса
Это еще один важный момент, на который стоит обратить особое внимание при выборе и покупке страховочного пояса. Детали конструкции предохранительного изделия должны быть выполнены из безопасных материалов, которые закреплены в ГОСТе.
Стропы поясов, представляющие собой цепи, изготавливаются из металла, чаще всего стали, а канаты – из капрона. Фал производят из металлического листа, методом отлива. Все металлические детали конструкции должны выдерживать сильные отрицательные температуры, до – 40 градусов, а также иметь антикоррозийное покрытие. Это защитит их от процессов ржавения при возможном попадании осадков.
Кушак производится из натуральных материалов, обладающих согревающими свойствами, ремни и лямки из искусственных, синтетических. Применение кожи в производстве деталей, несущих нагрузку, из соображений безопасности не допускается. Предохранительные пояса должны иметь яркую окраску.
Проверка СИЗ от падения с высоты
При визуальном осмотре страховочной привязи обращают внимание на состояние следующих элементов:
- Ленты силовой конструкции и текстильные точки присоединения:
- порезы;
- износ;
- оплавления;
- отметины;
- химическое загрязнение;
- слабые участки;
- надрывы;
- Нити силовой прошивки:
- обрезанные;
- истёртые;
- оборванные;
- вытянутые;
- Индикаторы срыва;
- Металлические точки присоединения и регулировочные пряжки:
- деформация;
- отметины;
- износ;
- коррозия;
- Элементы обеспечения комфорта:
- ограничители хода;
- прошивка защитных компонентов;
- защитное покрытие;
- мягкие накладки;
- разгрузочные петли и др.
Во время функциональных проб проверяют:
- установку ленты в пряжках;
- функционирование быстроразъёмных пряжек ФАСТ;
- работу регулировочных пряжек.
При визуальном осмотре стропы уделяют пристальное внимание состоянию следующих элементов:
- Лента амортизатора:
- порез;
- износ;
- обожженные места;
- отметины;
- химическое загрязнение;
- слабые участки;
- Нити в швах амортизатора, ленточного основания тела стропа, силовой зашивки:
- обрезанные;
- истёртые;
- оборванные;
- вытянутые;
- со следами химического воздействия;
- Канатное основание стропа:
- порезы;
- износ;
- жёсткость;
- разлохмачивание;
- вздутие;
- следы воздействия высоких температур;
- химическое загрязнение;
- грыжи;
- Тросовое основание стального стропа:
- порезы;
- износ;
- химическое воздействие;
- следы коррозии;
- сгибы;
- скрутки;
- Заделка петель;
- Защитные коуши:
- наличие;
- деформация;
- Соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки) и механизм регулировки длины:
- наличие;
- коррозия;
- деформация;
- отметины;
- трещины;
- износ;
- Защитные чехлы:
- наличие;
- износ.
При проверке эксплуатационных характеристик особое внимание обращают на работу запирающего механизма и эффективность работы возвратной пружины соединительных карабинов, а также на исправное функционирование механизмов регулировки длины стропа.
При визуальном осмотре зажима внимание проверяющего сосредотачивается на состоянии следующих элементов:
- Корпус и рычаг зажима, блокирующий механизм, соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки):
- наличие;
- коррозия;
- деформация;
- отметины;
- трещины;
- износ;
- Лента амортизатора:
- порез;
- износ;
- обожженные места;
- отметины;
- химическое загрязнение;
- слабые участки;
- Нити силовой зашивки:
- обрезанные;
- истёртые;
- оборванные;
- вытянутые;
- со следами химического воздействия;
- Гибкая анкерная линия:
- порезы;
- износ;
- жёсткость;
- разлохмачивание;
- вздутие;
- следы воздействия высоких температур;
- химическое воздействие;
- грыжи;
- Защитные коуши и чехлы:
- наличие;
- деформация.
На функциональных пробах проверяют:
- работу запирающего механизма;
- эффективность работы возвратной пружины;
- передвижение вдоль анкерной линии;
- остановку при воздействии нагрузки.
При визуальном осмотре соединительных звеньев обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют работу защёлки карабина и возвратной пружины.
Спусковые устройства осматривают на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют способность к перемещению и торможению, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.
При визуальном осмотре блок-роликов обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют свободу вращения, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.
Визуальный осмотр блокирующих устройств втягивающего типа проводят по тем же параметрам, что и осмотр стропов и страховочных привязей. На функциональных пробах обращают внимание на способность ленты свободно вытягиваться и втягиваться, а также остановку при резком приложении нагрузки.
Страховочная система соединяет человека с верёвкой, карабинами, точками страховки и прочими элементами страховочной цепи. Она выполняет две основные задачи: принимает на себя силу рывка при срыве и служит для удобного закрепления на ней необходимого снаряжения.
Современные страховочные системы (их ещё называют обвязками) бывают трёх типов:
- нижняя обвязка, или беседка;
- верхняя, или грудная, обвязка;
- полная обвязка.
Нижняя страховочная система
Верхняя страховочная система
Полная страховочная система
Наиболее востребованная в альпинизме, скалолазании, горном туризме. В такой страховочной системе удобно ходить, лазать или висеть на скале. Она не стесняет движений, мало весит и отлично справляется со своей основной функцией — распределением нагрузки на тело в момент рывка верёвки, вызванного срывом или падением с высоты.
Нижняя обвязка состоит из поясного ремня, ножных петель, страховочного кольца, петель для навески снаряжения и регулировочных пряжек.
Страховочные системы
Беседки бывают разные, в зависимости от назначения:
- Обвязки для скалолазания. Предназначены для лазания в зале, на тёплых скалах и для всех видов спортивного скалолазания. Эти обвязки самые простые и лёгкие. У них только одна точка регулировки — на поясе, а ножные петли не регулируются. Благодаря этому у таких обвязок минимальный вес, но подбирать их нужно точно по размеру. К примеру, если вы покупали обвязку для лазания в зале и она отлично сидит на лёгких скалолазных брюках, то на тёплые зимние брюки она уже не налезет и для зимнего альпинизма не подойдёт.
Примеры скалолазных обвязок — Petzl Sama и Singing Rock Rocket. На поясе одна регулировочная пряжка, ножные обхваты не регулируются
- Обвязки для альпинизма и горного туризма. Самый универсальный тип обвязок. У них регулируется и пояс, и ножные петли, а значит, их можно использовать и летом, и зимой. В такой обвязке комфортно висеть, потому что пояс и ножные обхваты довольно широкие, здесь много петель для развески снаряжения и усиленная грузовая петля.
Singing Rock Spinel и Petzl Corax — универсальные обвязки для альпинизма и горного туризма
- Обвязки для высотного альпинизма. У них самый широкий диапазон регулировок, аж четыре точки: две на поясе и две на ножных петлях. Это сделано для того, чтобы одну и ту же систему можно было подогнать и для тёплого скального рельефа, и для большой высоты, когда приходится надевать много тёплой одежды.
- Обвязки для больших стен (big wall). Для сложных технических маршрутов по большим вертикальным стенам есть ещё более специализированные обвязки. У них широкий диапазон регулировок, широкий комфортный пояс и много полочек для развески снаряжения. Такие обвязки получаются достаточно тяжёлыми и из-за этого будут не слишком удобны для лазания спортивных дорожек. Зато для работы на больших стенах с большим количеством снаряжения это то, что нужно. Обычно такие страховочные системы имеют две параллельные страховочные петли, которые служат для развески оборудования для бигволла.
- Обвязки для скитура. Максимально облегчённые и быстросъёмные страховочные системы для передвижения по ледникам или не очень сложному рельефу. Обвязку для скитура легко надеть и снять, не снимая ботинок или лыж. На поясном ремне и ножных петлях здесь пластиковые фастексы, которые позволяют быстро расстегнуть и застегнуть ремни. Пластика бояться не нужно — такие пряжки стоят только в тех местах, которые не испытывают значительных нагрузок при срыве. Обвязки для скитура не рассчитаны на долгое висение в безопорном пространстве — долго лазать и много срываться в такой обвязке будет некомфортно. Зато она лёгкая, занимает мало места и легко пакуется в минимальный объём.
Обвязка для скитура Petzl Altitude — легко надевать и снимать, а места почти не занимает
- Обвязки для ски-альпинизма. У них много общего с обвязками для скитура, но в приоритете здесь вес. Ски-альпинисты обычно надевают обвязку на старте и снимают на финише, то есть удобные фастексы им не нужны, а вот минимальный вес и комфорт передвижения обязательны. Такие обвязки могут быть вообще без регулировок ножных обхватов. Поэтому обвязки для скитура можно использовать в ски-альпинизме, а наоборот — далеко не всегда.
CAMP Alp Racing идеальна для ски-альпинизма, но для скитура не подойдёт: чтобы её надеть, придётся снимать лыжи
Petzl Fly подойдёт и для скитура, и для ски-альпинизма: она лёгкая, комфортная, а вместо пряжек на ногах система полусхватывающих узлов
- Женские обвязки. Практически у всех производителей скалолазных и альпинистских обвязок есть женские варианты систем — они более комфортны для девушек по сравнению классическими моделями. Помимо цветовых различий, у них можно выделить два важных технических момента. Во-первых, это более длинная страховочная петля, на 20-30% длиннее, чем у аналогичных мужских обвязок. Благодаря ей такая обвязка лучше сидит именно на женской фигуре. Во-вторых, другая форма поясного ремня, которая также обеспечивает более комфортную посадку на более тонкую женскую талию.
- Детские страховочные системы. Бывают двух видов: полностью копирующие конструкцию взрослых обвязок, но меньшего размера, и полные страховочные системы. Для подростков, которые уже хорошо лазают, нужна полноценная «взрослая» обвязка, но адаптированная под детский размер. С ней они смогут отрабатывать сложные трассы и срывы. Детям до трёх лет такие обвязки не подойдут. Форма тела у маленьких детей имеет другие особенности, чем у взрослых, и, если использовать обычную систему, ребёнок может выпасть при срыве. Поэтому обязательна полная система, которая обеспечивает надёжность и безопасность для малышей.
При выборе обвязки в первую очередь надо определиться, для каких целей она вам нужна. А дальше довериться своему вкусу и мерить, мерить, мерить.
Несмотря на то, что все страховочные системы более-менее похожи, сидеть на вас они будут по-разному. Одну обвязку можно вообще не замечать на теле, а другая будет врезаться в спину жёстким поясным ремнём. Подумайте, нужны ли вам регулируемые ножные обхваты, или вы всегда будете лазать в тёплую погоду.
Страховочная система должна сидеть плотно, но комфортно. Ножные петли не должны пережимать сосуды в бедре, но достаточно плотно сидеть по фигуре. Проверить, подходит ли вам объём ножных петель, очень просто: после того, как затянули регулировочную пряжку, в ножную петлю должна с усилием проходить ладонь, но, если сжать руку в кулак и попытаться вытащить, кулак не пройдёт.
С поясом аналогично: не должно быть ни особой слабины, ни дискомфорта от того, что где-то что-то давит.
Важной особенностью обвязок для альпинизма является запас регулировки стропы в пряжке. Чаще всего вы меряете обвязку в магазине на тонкий слой одежды.
А когда надеваете эту же систему на толстый слой одежды, запаса регулировки может не хватить. Нужно следить, чтобы в поясе оставалось не менее 10 см стропы, а в ножных петлях не менее 5 см.
Это тот минимум, который достаточен даже при использовании обвязки в зимних условиях.
- Оплётка:
- порезы;
- износ;
- жёсткость;
- разлохмачивание;
- вздутие;
- следы воздействия высоких температур;
- отметины;
- химическое воздействие;
- открытие сердцевины;
- грыжи;
- Нити швов в прошитых концах:
- обрезанные;
- истёртые;
- оборванные;
- вытянутые;
- со следами химического воздействия;
- Узлы:
- Технические требования, регламентируемые стандартами ГОСТ Р ЕН 361-2008: состав одно- или многоволоконных синтетических материалов, их прочность на разрыв, совместимость тканой ленты и швейных нитей с тканью строп и ремней.
- Для визуального контроля целостности обеспечивающие соединение тканые ленты и швейные нитки выполняются в контрасте к базовому цвету лямок.
- Страховочная привязь – это конструкция с обязательным наличием лямок в тазобедренной и плечевой областях (не следует путать с монтажным поясом, который подобных конструктивных элементов не имеет).
- Страховочная привязь должна иметь возможность регулирования лямок по объёму тела – только правильная и плотная фиксация системы на теле предотвратит серьёзное травмирование в случае возникновения нештатной ситуации.
- Фиксация лямок должна быть абсолютно надёжной с исключением возможности произвольного ослабления.
- Ширина базовых лямок должна быть не менее 4 см, а вспомогательных – не менее 2 см: это исключит врезание лямок в мышечные ткани в случае резкой остановки при высотном падении.
- Привязь должна выполняться из материала, способного выдержать вес, значительно больший, чем вес человека, при этом сама конструкция не должна быть тяжёлой – нередко в качестве такого материала используется полиамид.
- Удобство и простота использования привязи, правильно подогнанный размер позволит человеку легко подготовиться к выполнению работы и сориентироваться при необходимости в сложной ситуации.
Высотные работы – это определённый риск, а потому при их выполнении предъявляются специальные требования не только к профессионализму и опыту участвующего специалиста, но и к тому страховочному инструментарию, которым он непременно должен быть обеспечен. Страховочные системы в зависимости от степени сложности выполняемых работ могут быть различной конфигурации и одна из них — страховочная привязь.
Страховочные системы должны применяться всегда, когда есть риск падения работника. Их назначение не просто остановить падение (с этим справляется и асфальт), а сделать это безопасно. Динамическая нагрузка на работника при остановке падения — сила торможения — не должна быть больше безопасной величины в 6 кН.
При применении страховочных систем должна использоваться страховочная привязь. Средства остановки падения должны присоединяться к привязи работника в точках крепления, расположенных на груди или спине, маркированных буквой А.
В страховочных системах обычно применяются амортизаторы, которые поглощают часть энергии при падении и уменьшают силу торможения до безопасных 6 кН. При срабатывании амортизаторы удлиняются. Необходимо учитывать удлинение амортизатора при расчете запаса свободного пространства под работником. При недостаточном запасе высоты, работник может удариться о пол или другие препятствия до полной остановки.
Рассмотрим существующие способы организации страховочных систем.
Проверка СИЗ от падения с высоты
При визуальном осмотре соединительных звеньев обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют работу защёлки карабина и возвратной пружины.
Спусковые устройства осматривают на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют способность к перемещению и торможению, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.
При визуальном осмотре блок-роликов обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют свободу вращения, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.
Визуальный осмотр блокирующих устройств втягивающего типа проводят по тем же параметрам, что и осмотр стропов и страховочных привязей. На функциональных пробах обращают внимание на способность ленты свободно вытягиваться и втягиваться, а также остановку при резком приложении нагрузки.
Пояса используются в следующих областях:
Фото с сайта Строительство дома своими руками
- В сфере ЖКХ – при очистке крыш от снега и наледей.
- При работе в канализационных и водопроводных сетях.
- На атомных станциях и воздушных линиях электропередач.
- В промышленном альпинизме.
- При строительстве высотных сооружений.
- При проведении монтажных работ на высоте.
- При эвакуации людей из траншей, колодцев и зданий во время возникновения чрезвычайных ситуаций.
Страховку для работы на высоте нужно выбирать в зависимости от условий ее использования. На работоспособность изделия могут повлиять химреактивы, острые кромки строительных материалов и конструкций, абразивные вещества, УФ излучение.
Запрещается:
- присоединять строп к боковому креплению страховочного пояса;
- использовать изделие как самостоятельный элемент, предохраняющий от падения с высоты;
- вносить конструктивные изменения в конструкцию СИЗ;
- использовать строп с амортизатором в целях, не предусмотренных инструкцией по эксплуатации;
- работать с неисправным карабином;
- применять изделие, которое ранее подвергалось нагрузке при падении работника с высоты.
Зная особенности конструкции страховочной системы и максимальную длину страховочного стропа с амортизатором, можно исключить риск получения травмы при падении даже с большой с высоты.
Пояса предохранительные строительные, выпускаемые отечественными и импортными производителями, должны соответствовать требованиям, установленными ГОСТом. В этом документе прописываются основные стандарты и правила к разработке и применению предохранительных изделий, их типы и классификация, требования к материалам, из которых производятся различные детали и элементы пояса.
Особые условия предъявляются к конструкции предохранительных поясов.
Инспекция СИЗ по работе на высоте
Страховочные системы должны применяться всегда, когда есть риск падения работника. Их назначение не просто остановить падение (с этим справляется и асфальт), а сделать это безопасно. Динамическая нагрузка на работника при остановке падения — сила торможения — не должна быть больше безопасной величины в 6 кН.
При применении страховочных систем должна использоваться страховочная привязь. Средства остановки падения должны присоединяться к привязи работника в точках крепления, расположенных на груди или спине, маркированных буквой А.
В страховочных системах обычно применяются амортизаторы, которые поглощают часть энергии при падении и уменьшают силу торможения до безопасных 6 кН. При срабатывании амортизаторы удлиняются. Необходимо учитывать удлинение амортизатора при расчете запаса свободного пространства под работником. При недостаточном запасе высоты, работник может удариться о пол или другие препятствия до полной остановки.
Рассмотрим существующие способы организации страховочных систем.
Состав:
- анкерное устройство, горизонтальная анкерная линия;
- страховочный строп с амортизатором , карабины (соединительно-амортизирующая подсистема);
- страховочная привязь.
Привязь работника присоединяется к анкерному устройству или горизонтальной анкерной линии при помощи страховочного стропа. Строп должен быть оснащен амортизатором рывка, снижающим силу динамического воздействия на работника в случае падения. Используя двуплечевой страховочный строп, можно перемещаться в пространстве, сохраняя постоянное соединение с опорой.
Состав:
- анкерное устройство, вертикальная или наклонная анкерная линия;
- страховочное устройство ползункового типа, амортизатор (соединительно-амортизирующая подсистема);
- страховочная привязь.
Страховочное устройство (например, Petzl ASAP) свободно перемещается по анкерной линии вслед за движением работника, но, в случае падения работника, автоматически фиксируется и останавливает падение. Страховочные системы с использованием СИЗ ползункового типа и вертикальных анкерных линий применяются при кровельных работах, при подъемах по лестнице на опору, при работе на наклонных поверхностях.
Состав:
- анкерное устройство;
- СИЗ втягивающего типа;
- страховочная привязь.
СИЗ втягивающего типа крепится к опоре, а выходящий из него трос или стропа — к привязи работника. При перемещении работника трос автоматически выдается из блока или втягивается в него в зависимости от направления движения. В случае срыва система автоматического торможения останавливает падение. В некоторых моделях СИЗ втягивающего типа предусмотрена система плавного снижения для спуска рабочего на землю с безопасной скоростью.
В своём выборе страховочной системы важно ориентироваться на следующие моменты:
- Вид активности или работ, для которых приобретается привязь, – от любительского и профессионального горного туризма до альпинизма, скалолазания, строительных и промышленных работ.
- Профессиональное альпинистское снаряжение маркируется UIAA или EN, промышленные образцы соответствуют всем требованиям ГОСТ.
- Спортивная страховочная привязь выпускается и в детской размерной линейке, кроме того некоторые модели создаются специально для зальных тренировок – обычно они обладают меньшим запасом прочности.
- С размером поможет определиться простое правило: полностью застёгнутые пряжки должны оставлять не менее 10 см свободной стропы.
При выборе страховочной привязи важно учитывать не только ряд вполне конкретных критериев, но и индивидуальные ощущения человека, который будет работать в данной экипировке – при необходимости выполнения длительной по времени работы удобство и комфорт просто необходимы.
К работам на высоте относятся работы, при выполнении которых:
- есть риск возможного падения работника с высоты 1,8 м и более;
- работник поднимается на высоту более 5 м или спускается с такой высоты по вертикальной лестнице с углом наклона более 75°;
- работник находится на площадке на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также если высота ограждения этих площадок – менее 1,1 м;
- есть риск возможного падения работника с высоты менее 1,8 м, если он находится над машинами или механизмами, водной поверхностью или выступающими предметами.
Требования правил охраны труда при работе на высоте распространяются на стационарные (например, машинист крана) и нестационарные (с территориально меняющимися зонами) рабочие места.
Маркировку средств индивидуальной защиты применяют для того, чтобы не допустить применение СИЗ, изготовленных не по требованиям ТР ТС 019/2011. Маркировку наносят только после процедуры оценки соответствия. Кроме того, производитель должен обеспечить качество, доступность и информативность маркировки. Такие требования установлены в п. 4.10 ТР ТС 019/2011.
На СИЗ от падения или спасения с высоты допускается наносить маркировку только на индивидуальную упаковку, а при ее отсутствии — на групповую упаковку при условии маркировки всех комплектующих.
Маркировка должна содержать, помимо наименования СИЗ и его защитных свойств, еще и наименование завода-изготовителя, торговый знак, размер, знак обращения на рынке ЕАЭС, класс защиты, способ ухода и утилизации. В обязательном порядке указывают документ, по которому было изготовлено средство – ГОСТ или ТУ (технические условия).
В технической документации завода-изготовителя должен быть указан срок годности (эксплуатации) СИЗ. Таким образом, для СИЗ, применяемых на высоте, срок эксплуатации не должен превышать срок годности, предусмотренный маркировкой, наносимой на упаковку изделия, а также эксплуатационной документацией к СИЗ на высоте.
Справка. Срок эксплуатации — период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
Обязанностью каждого работодателя является проведение проверки исправности СИЗ таким образом, как это предписано заводом-изготовителем.
Задача инспекции СИЗ – осмотр сохранения защитных свойств средств защиты и исследование причин их преждевременного износа. На приобретение СИЗ тратят колоссальные деньги, и неконтролируемый износ способен нанести большой ущерб финансовому состоянию работодателю.
Причинами могут быть и личная неаккуратность работника, и нарушения в порядке ухода за СИЗ. Например, страховочные привязи после применения на высоте могут кинуть в угол комнаты в общую кучу, и под воздействием тепла и сырости стропы заплесневеют, а карабины – заржавеют. Использование таких «неухоженных» средств влечет за собой снижение производительности труда и высокий риск снижения их защитных качеств.
Полный осмотр СИЗ проводит ответственное лицо единолично или в составе комиссии. В локальном Положении о системе управления охраной труда можно специально указать, каким образом на вашем предприятии будет организована процедура инспекции СИЗ. И эта процедура будет зависеть от того, как завод-изготовитель указал порядок осмотра до, во время и после эксплуатации каждого конкретного средства.
Но есть общие этапы, обязательные для полной инспекции высотных СИЗ:
- Проверка наличия технической документации завода-изготовителя, сертификата соответствия.
- Проверка своевременности испытаний СИЗ.
- Визуальный и ручной осмотр каждого СИЗ.
- Составление отчета по проверке, включающего в себя анализ преждевременного износа.
✓ В первую очередь проверяют наличие сертификата, технической документации, осматривается маркировка на повреждение и читаемость. Если маркировка нечитаемая, например, стерся срок эксплуатации, изделие подлежит изъятию из эксплуатации, списанию и утилизации, потому что его нельзя уже идентифицировать должным образом.
✓ Затем у нормально промаркированных изделий осматривается уникальный номер изделия. В каждой организации СИЗ, выдаваемые работнику, должны иметь инвентарный номер, по которому можно проверить, когда были проведены их освидетельствование или ремонт. Отсутствие уникального серийного (инвентарного) номера является основанием для нанесения такого номера заново. На текстильных изделиях для нанесения индивидуального номера следует использовать этикетки производителя или элементы, которые не несут нагрузку. Ни в коем случае не наносите какие-либо надписи или наклейки на силовом стропе. Это ухудшает его защитные свойства.
✓ После осмотра уникального номера проверяют метки износа (индикатор срыва). Производители встраивают индикатор срыва в карабин, закрепленный на конце стропа. Если индикатор сработал, его выводят из эксплуатации, чтобы подвергнуть статическим и динамическим испытаниям в специализированной лаборатории. Если лаборатория даст добро на дальнейшее использование, его можно применять. Если же забракует, придется утилизировать как коммунальный отход. И покупать новый.
На что обратить внимание при проверки СИЗ для работ на высоте:
➤ Состояние канатов. Канаты, из которых изготовлены стропы, могут быть повреждены путем пореза, трения, оплавления. Связано это с ошибками в подборе СИЗ или неумелыми действиями персонала. При постоянном изгибе каната (например, в пряжке регулировки длины) может образоваться постоянная деформация, которая снижает прочностные свойства каната. Это чревато срывом каната, его преждевременным износом.
➤ Состояние строп. Стропы могут повреждены путем истирания, пореза, трения, оплавления. Стропа в анкерной линии часто повреждается из-за периодического воздействия натяжного механизма. Если во время сварочных работ использовать не пожаропрочные канаты, стропы могут быть также преждевременно повреждены.
➤ Деформация металлических изделий. Она происходит от неправильной эксплуатации, от приложения чрезмерной нагрузки. Коррозия металлических изделий происходит из-за нарушения указаний завода-изготовителя по правильному хранению СИЗ, по смазке деталей, по очистке после использования.
Страховочная привязь должна быть полностью укомплектована проверенными элементами. Поскольку от такого страховочного оснащения зависит здоровье и жизнь людей, производители обязаны гарантировать надежность своей продукции. Чтобы доказать это, каждая привязь принято жестко тестировать на прочность и безопасность. Если испытания прошли успешно, маркировка страховочной привязи расскажет об этом. Биркой производитель отмечает те защитные средства, которые действительно являются надежными.
Маркировка состоит из целого набора цифр и символов, которые могут рассказать о производителе и характеристиках самого изделия. В том числе, на бирке должны содержаться следующие сведения:
- указание производителя (компания, название, адрес);
- дата изготовления;
- материал, из которого изготовлено СИЗ;
- номера строп и модели;
- спецсимволы (согласно им, требуется внимательно изучить инструкцию).
Именно такие данные должна содержать на страховочной привязи маркировка. Дата изготовления – важный момент, поскольку страховочное оборудование имеет срок службы, после истечения которого привязь применять нельзя. Что же касается материала, то он может различаться в зависимости от того, как и где должна использоваться привязь.
Идентификационная карта страховочной привязи
В передние проушины возможно встегнуть двойной строп с монтажными карабинами и обеспечить безопасное передвижение в опорном пространстве: вдоль ограждения, по лестницам, по лесам, по конструкциям в тех местах, где отсутствуют стационарные анкерные линии, а также там, где приходится часто перестегиваться и менять крепление к анкерным точкам.
- анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
- изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
- визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
- проверка функционирования;
- документирование результатов проверки;
- формулировка рекомендаций.
В соответствии с правилами по охране труда при работе на высоте, утвержденными приказом Минтруда России от 28.03.2014 №155н, любые работы, проводимые на высоте более 1.8 метров, а также проводимые на расстоянии 2 м от края площадок без ограждения, либо с ограждением менее 1.1 м, считаются высотными и требуют применения страховочных привязей в составе СИЗ от падения с высоты.
При испытании с динамической нагрузкой на элементах крепления для остановки падения манекеном с массой в 100 кг страховочная обвязка должна выдерживать два последовательных испытания на падение с заданным расстоянием свободного падения, равным 4 м, без выпадания манекена (одно ногами вниз и одно испытание головой вниз). После каждого падения манекен должен останавливаться в положении головой вверх и углом между продольной осью плоскости спины манекена и вертикалью не более 50°.
Страховочные системы должны применяться всегда, когда есть риск падения работника. Их назначение не просто остановить падение (с этим справляется и асфальт), а сделать это безопасно. Динамическая нагрузка на работника при остановке падения — сила торможения — не должна быть больше безопасной величины в 6 кН.
Журнал учета страховочных привязей
После проведения испытания статической нагрузкой каждый лазнеобходимо осмотреть и при обнаружении остаточных деформаций деталей,трещин, надрывов крепежных ремней или заедания механизмарегулирования раствора тросовой петли отбраковать и изъять издальнейшей эксплуатации.7.3.12.
При этом п.96 Правил охраны труда при работе на высоте вменяет в обязанность работников проводить тщательный осмотр страховочных средств до и после использования. Особенно это касается тех средств, которые эксплуатируются под воздействием агрессивных сред, например, привязь сварщика и др.
Ну а вообще, все вышесказанное мной, касается лишь качественного снаряжения, я вполне доверюсь ИСС SingingRock или Petzl, да тому же Венто и Ринг, имеющим соответствующие сертификаты! Но верить наслово многочисленным изделиям сомнительного происхождения выдаваемым за привязи и страховочные пояса я б не стал. 2) оно оказалось задействованным для остановки падения, после чего оно не может применяться до тех пор, пока не будет письменного подтверждения от компетентного лица, что его можно применять далее;. ну т.е. если начальник сомневается в поясах,то ими пользоваться нельзя
а если купить стенд и испытать каждый пояс,то их потом что?правильно тоже сразу выкинуть,потому что никто из»компетентных лиц» не возьмет на себя ответственность подписать бумаЖку,что сработавший пояс годен для повторного использования,ибо в обратном случае чревато =)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компетентное лицо, имеющее группу по безопасности на высоте, должно быть назначено и обучено у производителя. Либо оборудование должно пройти проверку у представителя производителя, имеющее это компетентное лицо со всеми перечисленными требованиями ( группа и сертификат об обучении).
Испытание поясов предохранительных по новым правилам
Дополнительным функционалом монтажного пояса следует назвать его ортопедическое воздействие – правильно подобранная и оптимально поддерживающая тело страховка обезопасит организм от развития остеохондроза и/или радикулита при длительном и регулярном нахождении в подвешенном состоянии. Помимо удержания специалиста при выполнении рабочих действий, пояса часто выступают средством страховки и эвакуации работников из колодцев, траншей и прочих закрытых пространств в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
1. Предохранительный пояс — средство индивидуальной защиты человека при падении с высоты. Статически разрывная нагрузка для пояса должна быть не менее 7000 Н (700 кгс). 2. Пояс должен выдерживать динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой 100 кг с высоты, равной двум длинам стропа. 3. Карабин — элемент пояса, предназначенный для закрепления к конструкци ям, — должен обеспечивать быстрое и надежное закрепление и открепление одной рукой при надетой утепленной рукавице. Карабин должен иметь предохранительное устройство, исключающее его случайное раскрытие. Замок и предохранитель карабина должны закрываться автоматически. 4. Эксплуатация конкретного типа пояса должна осуществляться в соответствии с инструкцией, прилагаемой к каждому поясу предприятием-изготовителем. 5. Предохранительные пояса подразделяются на два вида: безлямочные и лямочные (рис. 1) Рис. 2. Предохранительные пояса с амортизаторами а — тип А; б — тип Б; в — тип В; г — тип Г; 1 — рамка пряжки, 2 — шпенек, 3 — шлевка, 4 — кушак, 5 — маркировочная пластина, 6 — ремень, 7 — боковое кольцо, 8 — люверс, 9 — карабин, 10- строп из капронового каната, ] 1 -кольцо регулировки длины стропа, 12- амортизатор, 13 — строп из стальной цепи 8. Амортизатор обеспечивает снижение динамической нагрузки до безопасной (4 кН), действующей на тело человека при защитном действии пояса, и представляет собой капроновую ленту заданной ширины, сложенную в два слоя и прошитую синтетическими нитками в поперечном направлении, где снижение динамического усилия происходит .за счет разрыва прошитых ниток. 9. Пояса типов А, Б и В имеют капроновые стропы (фалы), пояса типа Г снабжены фалом из стальной цепи.
Испытание монтажных поясов на базе нашей лаборатории включает в себя комплекс действий, предусмотренных нормативными документами. Спасательные, страховочные, монтажные и пожарные пояса в обязательном порядке подвергаются полномасштабной визуальной и механической проверке на прочность.
При работе автовышки связь между рабочими, находящимися в люльке, сигнальщиком и машинистом должна поддерживаться непрерывно при подъеме люльки до 10 м. – голосом; более 10 м. – знаковой сигнализацией; более 22м – знаковой или радио- и телефонной связью. Переезд от опоры к опоре или иному рабочему месту разрешается только с полностью собранной стрелой вылета. Нахождение работников в люльке запрещается.
Предохранительный пояс защищает человека от падения с высоты. Защитное действие пояса заключается в ограничении высоты падения, поглощении энергии падения в пределах допустимой динамической нагрузки и в обеспечении положения тела, снижающего вероятность травмирования жизненно важных органов. Какие бывают предохранительные пояса. [39]
Страховочная привязь Высота 038
121. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников должны быть соответствующим образом учтены и содержаться в технически исправном состоянии с организацией их обслуживания и периодических проверок, указанных в документации (инструкции) изготовителя СИЗ.
В качестве стропов соединительной подсистемы удерживающей системы могут использоваться любые подходящие стропы, в том числе для позиционирования постоянной или регулируемой длины, эластичные стропы, стропы с амортизатором и средства защиты втягивающего типа.
В качестве привязи в страховочных системах используется страховочная привязь. Использование безлямочных предохранительных поясов запрещено ввиду риска травмирования или смерти вследствие ударного воздействия на позвоночник работника при остановке падения, выпадения работника из предохранительного пояса или невозможности длительного статичного пребывания работника в предохранительном поясе в состоянии зависания.
123. Работодатель обязан организовать регулярную проверку исправности систем обеспечения безопасности работ на высоте в соответствии с указаниями в их эксплуатационной документации (инструкции), а также своевременную замену элементов, компонентов или подсистем с утраченными защитными свойствами.
в) обеспечить свободное пространство под работником после остановки падения: при использовании в качестве соединительно-амортизирующей подсистемы стропа с амортизатором — с учетом роста работника, длины стропа, длины сработавшего амортизатора и всех соединительных элементов, при использовании средства защиты втягивающего типа — с учетом страховочного участка.
В дополнение к инструкции по эксплуатации следует указывать, какой именно элемент крепления страховочной привязи следует применять в страховочной системе по ЕН 363 или удерживающей системе по ГОСТ Р 12.4.205 . Инструкции по эксплуатации должны содержать всю необходимую информацию для правильного надевания страховочной привязи.
Швейные нитки должны быть из того же материала, что и ткань, но иметь другой цвет или контрастный оттенок для облегчения визуального контроля. Страховочная привязь должна включать основные и вспомогательные лямки, которые располагаются в области таза и на плечах, например, как показано на рисунке 1 . Страховочная привязь должна быть подогнана к телу по размерам, для чего могут быть предусмотрены средства регулирования длины лямок.
Даже в случае, когда страховочная привязь объединена с одеждой, необходимо, чтобы была возможность ее визуального осмотра. Все пряжки безопасности (т.е. пряжки, отличные от используемых для регулировки и подгонки) должны быть сконструированы таким образом, чтобы их можно было установить только одним правильным способом, или чтобы все возможные способы их установки удовлетворяли требованиям прочности и характеристикам эксплуатации.
Во время статического испытания на прочность по 5.1 необходимо путем визуального осмотра убедиться, что лямки, поддерживающие туловище манекена или оказывающие на него давление, действительно являются основными лямками. Элементы крепления могут располагаться на уровне груди, центра тяжести, на обоих плечах и (или) на спине.
3.1 страховочная привязь: Компонент страховочной системы для охвата тела с целью предотвращения от падения. Страховочная привязь может включать соединительные стропы, пряжки и другие элементы, закрепленные соответствующим образом для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после него (ЕН 363).
В Волгоградском филиале ПАО «Ростелеком» действует своя методика осмотра средств защиты от падения с высоты. Методика содержит требования и рекомендации по проведению периодических осмотров материалов, компонентов и систем средств защиты от падения с высоты до и после использования, выявлению повреждений, изъятию из эксплуатации, документированию периодического осмотра в организации и предназначена для работников организаций, ответственных за проведение обслуживания и периодического осмотра средств индивидуальной защиты от падения с высоты, а также работников организации, организующих и проводящих работы на высоте.
После проведения испытания статической нагрузкой каждый лазнеобходимо осмотреть и при обнаружении остаточных деформаций деталей,трещин, надрывов крепежных ремней или заедания механизмарегулирования раствора тросовой петли отбраковать и изъять издальнейшей эксплуатации.7.3.12.
При этом п.96 Правил охраны труда при работе на высоте вменяет в обязанность работников проводить тщательный осмотр страховочных средств до и после использования. Особенно это касается тех средств, которые эксплуатируются под воздействием агрессивных сред, например, привязь сварщика и др.
Ну а вообще, все вышесказанное мной, касается лишь качественного снаряжения, я вполне доверюсь ИСС SingingRock или Petzl, да тому же Венто и Ринг, имеющим соответствующие сертификаты! Но верить наслово многочисленным изделиям сомнительного происхождения выдаваемым за привязи и страховочные пояса я б не стал. 2) оно оказалось задействованным для остановки падения, после чего оно не может применяться до тех пор, пока не будет письменного подтверждения от компетентного лица, что его можно применять далее;. ну т.е. если начальник сомневается в поясах,то ими пользоваться нельзя
а если купить стенд и испытать каждый пояс,то их потом что?правильно тоже сразу выкинуть,потому что никто из»компетентных лиц» не возьмет на себя ответственность подписать бумаЖку,что сработавший пояс годен для повторного использования,ибо в обратном случае чревато =)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компетентное лицо, имеющее группу по безопасности на высоте, должно быть назначено и обучено у производителя. Либо оборудование должно пройти проверку у представителя производителя, имеющее это компетентное лицо со всеми перечисленными требованиями ( группа и сертификат об обучении).
В зависимости от назначения привязь может иметь разную конструкцию и комплектацию. Точное описание подобных систем страховки дают государственные стандарты. К основным элементам страховочной привязи относят:
- наплечные лямки;
- регулирующую пряжку;
- соединительный карабин;
- пояс с кольцом крепления;
- набедренные лямки;
- пластинку на месте пересечения ремней;
- петли для рабочего инструмента;
- идентификационную бирку.
Категорически запрещается использовать в работе привязи со следами деформации, обрывов, порезов, коррозии.
Используя средства индивидуальной защиты, необходимо внимательно следить за их сроком службы. Особенно это важно, если страховочная привязь активно эксплуатируется в тяжелых условиях. Например, в морских портах, на предприятиях химической промышленности, в цехах, где производят сварочные и огневые работы.
Средний срок эксплуатации страховой привязи составляет 5 лет. Однако этот временной промежуток может быть меньше или больше. Точный интервал определяет производитель изделия. По истечении установленного срока эксплуатации привязь должна пройти полную инспекторскую проверку. Она может быть организована производителем СИЗ или лицом (организацией), рекомендованным производителем. Если средство страховки признается пригодным для дальнейшей службы, устанавливается время до следующего инспектирования. В тех случаях, когда проверка выявила дефекты изделия, оно подлежит утилизации. Не допускается дальнейшее использование даже отдельных элементов привязи, подлежащей списанию.
Периодическая проверка страховочной привязи 2021
При проверке эксплуатационных характеристик особое внимание обращают на работу запирающего механизма и эффективность работы возвратной пружины соединительных карабинов, а также на исправное функционирование механизмов регулировки длины стропа.
Система застежки — элементы, обеспечивающие фиксацию несущего ремня на талии человека: пряжка, противоположный к месту установки пряжки конец несущего ремня и шлевки. 2.14 Удлинитель стропа пояса — соединительный элемент (канат, лента, цепь или металлические профили и др.), имеющий определенную длину и прочность и располагаемый между опорой и карабином стропа пояса. 2.15 Страховочный канат — канат, прочно закрепленный на опорах, установленный вертикально, горизонтально или с наклоном к горизонтальной плоскости, выполняющий функцию опоры при закреплении за него карабином стропа пояса в процессе выполнения трудовых операций на высоте. 2.16 Полуавтоматическое верхолазное устройство (ПВУ) — специальное устройство с тормозным барабаном, на который намотан стальной канат, к которому прикрепляют карабин пояса. Nbsp Бирка! Печать бирок является одним из направлений современной полиграфии.
соответствовать требованиям стандартов и технических условий на пояса конкретных конструкций. Застежки должны быстро застегиваться и расстегиваться. Удобной должна быть и регулировка пояса. При подъеме и переноске тяжестей конструкция пояса должна предохранять мышцы спины от травм. Карабин для пояса должен выдерживать установленные расчетные нагрузки. Его оснащают специальным устройством, которое предохраняет зев карабина от случайного открытия. Для предотвращения падения человека с высоты некоторые виды поясов комплектуются амортизаторами. Вес безлямочного пояса не должен превышать 2,1 кг, лямочного — 3 кг. Температурные пределы использования поясов составляют от минус 40 до плюс 50 °С. Предохранительный пояс должен подвергаться периодическим статическим и динамическим испытаниям. (один раз в шесть месяцев и один раз в год – соответственно). Для этого специализированная лаборатория, из общей партии, случайным порядком отбирает образец пояса одной конструкции. Его проверяют на соответствие показателям стандарта и технических условий на пояса конкретных конструкций.
СП представляет собой эффективный индивидуальный инструмент для профессионалов. Ее активно применяют монтажники, пожарные, специалисты МЧС, промышленные альпинисты, многие другие. Также это средство популярно среди участников турпоходов, альпинистов и спелеологов.
Еще сравнительно недавно можно было встретить специалистов-высотников, оснащенных более простым, чем СП, устройством – удерживающей привязью, или поясом предохранительным (прежде он назывался монтажным поясом). Сразу оговоримся, что в настоящее время такие приспособления уже не считаются надежными, их нельзя рассматривать как адекватную альтернативу.
- из-за того, что крепления находятся только на поясе, при сильном рывке во время падения может пострадать позвоночник;
- также велика опасность перевернуться вниз головой, поскольку пояс располагается ниже центра тяжести;
- зависнув после падения, человек будет находиться в очень неудобном положении, испытывая высокую нагрузку на поясницу.