Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря на то что явление, затронувшее миллионы людей, имело множество исторических предпосылок, большая часть специалистов склоняется к тому, что помещики выживали и богатели на рабском труде простого люда, практически не имевшего никаких прав. КК убивали, судили без следствия, заставляли голодать, били и пр. И большая часть подобных беззаконий оставалась безнаказанной.
Крепостное право как исторический феномен
Более лояльные к крепостному праву, как к историческому явлению, ученые утверждают, что такой уклад был единственно возможным, и планомерное закрепощение происходило в целях спасения не только государства, но и самих крестьян, как сословия.
В завершение приведем несколько интересных фактов о крепостном праве:
- однозначного ответа на вопрос: кто ввел крепостное право на Руси? – не существует;
- исследователи, в том числе и иностранные, утверждают, что русский крестьянин XVII—XVIII века жил намного лучше и зажиточнее, чем простой люд во Франции, Германии, Польше и других европейских странах того же периода;
- несмотря на расхожее мнение о том, что все крестьяне страны были крепостными, это было далеко не так. Например, в 1796 году крепостными были лишь 53% крестьянского сословия, а в 1857 году – лишь 23%;
- до 1767 года КК могли жаловаться на помещика непосредственно царю (из-за огромного потока писем Екатерина вторая отменила это право, доверив разбор челобитных своим дворянам).
Осуществление крестьянской реформы
Благодаря реформе крестьяне действительно получили личную независимость. Но полного раскрепощения крестьянского сословия не произошло. Поскольку проект закона разрабатывался с учетом помещичьих интересов, то селяне получали в пользование худшие земли: болота, пустыри или песчаные участки. Озера, леса, пастбища остались во владении помещиков. Быстро распространялась чересполосица. Угодья, которые находились в распоряжении крестьян до принятия закона, приходилось выкупать.
Согласно Манифесту крестьянин мог воспользоваться выкупной операцией, чтобы выкупить свою землю у помещиков. При этой операции государство кредитовало крестьянину 80% суммы, которую кредитуемый должен был вернуть банку в течение 49 лет с момента получения. Проценты были огромными, в итоге крестьянин переплачивал в три раза больше.
Таким образом, фактически крестьяне попадали в зависимость и к помещику, и к государству. Многие семьи не могли выплачивать оброк и кредит и по-прежнему шли работать к своим бывшим землевладельцам.
Надежды крестьян были жестоко обмануты. Поползли слухи о том, что помещики скрывают настоящий указ царя. С 1862 года по стране прокатилась волна бунтов и восстаний. В последующем (события, произошедшие в 1905 году) «свободные» крестьяне организованно и массово вышли отстаивать свою настоящую свободу.
Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах — половины) земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина — 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.
В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.
ИЗ МАНИФЕСТА АЛЕКСАНДРА II
«…Мы положили в сердце Своем обет обнимать Нашею Царскою любовию и попечением всех Наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу Государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.
Вникая в положение званий и состояний в составе Государства, Мы усмотрели, что Государственное законодательство, деятельно благоустраивая высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они, частию старыми законами, частию обычаем, потомственно укреплены под властью помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренной правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь произволу. […]
Усматривали сие и приснопамятные Предшественники Наши и принимали меры к изменению на лучшие положения крестьян: но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств, или в виде опыта. […]
Мы начали сие дело актом нашего доверия к Российскому Дворянству, к изведанной великими опытами преданности его Престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили Мы, по собственному вызову его, составить предложения о новом устройстве быта крестьян; причем Дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В Губернских Комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего Дворянского общества каждой губернии, Дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих Комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и их отношениях к помещикам. […]
В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временно-обязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.
Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы. […]
Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждает нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе. Для удобнейшего же проведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от Правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.
Полагаемся и на здравый смысл Нашего народа. […] И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди, при открывающейся для них новой будущности, поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное Благородным Дворянством для улучшения их быта. Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными, пред обществом и пред самими собою, благотворность нового закона дополнить верным благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. […]
Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с Нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».
Зарождения крепостного права в Европе
Суть феодальной зависимости крестьян от землевладельца состояла в контроле над личностью крепостного. Его можно было купить, продать, запретить перемещаться по территории страны или города, контролировать даже вопросы его личной жизни.
Поскольку феодальные отношения развивались в зависимости от особенностей региона, то и крепостное право оформилось в разных государствах в различное время. В странах Западной Европы оно закрепилось в Средние века. В Англии, Франции, Германии крепостное право было отменено к XVII веку. Реформами, касающимися освобождения крестьян, богаты времена Просвещения. Восточная и Центральная Европа — регионы, где феодальная зависимость продержалась дольше. В Польше, Чехии, Венгрии крепостное право начало оформляться в XV-XVI веках. Интересно, что в нормы феодальной зависимости крестьян от феодалов так и не сложилось.
Кризис крепостной системы начал давать о себе знать с конца XVIII века. Такое положение общества тормозило прогресс и развитие капиталистических отношений. Крепостное право стало стеной, которая отделяла Россию от цивилизованных стран Европы.
Интересно, что феодальная зависимость существовала не на всей территории страны. Крепостного права не было на Кавказе, Дальнем Востоке, в азиатских губерниях. В начале XIX века оно было отменено в Курляндии, Лифляндии. Александр I издал закон о Целью его было ослабить давление на крестьян.
Николай I сделал попытку создать комиссию, которая разработала бы документ, отменяющий крепостное право. Ликвидации такого рода зависимости препятствовали помещики. Император обязал землевладельцев при освобождении крестьянина давать ему землю, которую тот мог бы обрабатывать. Последствие этого закона известны — помещики перестали освобождать крепостных.
Полная отмена крепостного права на Руси будет осуществлена сыном Николая I — Александром II.
Московское княжество — первые ограничения
Военная мощь Москвы базировалась на большой прослойке служилого населения, которая за военные тяготы получала от государства земельные участки — поместья. Они даровались вместе с работавшими там крестьянами, которые тем не менее ещё пользовались определёнными свободами — могли переходить от одного хозяина к другому и не прикреплялись к месту жительства.
В 1497 году в период царствия Ивана III вышел первый свод законов княжества — Судебник, призванный унифицировать правовое положение территорий, вошедших в состав Москвы в период правления Калитичей. Касаясь прежде всего проблем интеграции некогда независимых удельных княжеств, центральная власть обратилась и к положению крестьян. В Судебнике был установлен запрет на свободный переход крестьян от одного помещика к другому — время таких «миграций» ограничивалось двумя неделями конца осени — начала зимы. Маркером становился «Юрьев день» — 26 ноября.
Долг на 100 лет вперёд
Однако, увы, согласно «Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», мужик не мог распоряжаться ни единым клочком земли. Вся земля оставалась в собственности помещика. Крестьянам же отводили «полевой надел». За который по-прежнему следовало либо платить оброк, либо отрабатывать на барщине. Отказаться от этой земли и повинности мужик в течение 49 лет не имел права.
Тут начинается любопытная арифметика. Настоящая рыночная стоимость земли, которую должны были выкупить крестьяне, составляла 544 млн руб. Государственная комиссия оценивает её в 897 млн руб. Почему? Да просто так — после консультации с наиболее крупными помещиками-землевладельцами.
3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т.д.) 26 июля министром иностранных дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки. Эта программа была узаконена 20 ноября в рескрипте на имя виленского генерал-губернатора В. И. Назимова.
Программа правительства, изложенная в рескрипте императора Александра II от 20 ноября 1857 года виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову, предусматривала уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков (вотчинная власть над крестьянами также, согласно документу, оставалась за помещиками); предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). Юридическая зависимость ликвидировалась не сразу, а только по истечении переходного периода (12 лет). Рескрипт был опубликован и разослан всем губернаторам страны.
В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения.
Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года. Программа строилась на принципах рескрипта Назимову. В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет».
4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:
- получение крестьянами личной свободы
- обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит)
- утверждение переходного («срочнообязанного») состояния
Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы в марте 1859 года при Главном комитете были созданы Редакционные комиссии (фактически существовала лишь одна комиссия) под председательством Я. И. Ростовцева. Фактически работой Редакционных комиссий руководил Н. А. Милютин. Проект, составленный Редакционными комиссиями к августу 1859 года, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей.
Крепостное право, как в России, было и в Западной Европе
Это верно только в отдельных случаях. Русское крепостное право можно сблизить с французским серважем, но он окончательно исчез в середине 14 века. В Англии аналога крепостничества не было вообще. В государствах Германии и в Австрии феодальная зависимость крестьян была отменена в конце 18 – первой половине 19 вв. Но и там никогда не было такого, чтобы помещики могли продавать и покупать крестьян.
Заблуждение, будто аналоги русского крепостничества продержались в Западной Европе до эпохи Великой французской революции и наполеоновских войн, основано на непонимании того, что не всякая феодальная зависимость есть крепостное право. Последнее – крайняя, самая тяжёлая форма такой зависимости. Она была присуща, кроме России, ещё только Польше и Венгрии.
Предпосылки крестьянской реформы
Одна из них это обострение социально-экономических противоречий в обществе, связанных с разложением крепостнического строя. Но главной из причин, заставивших помещиков и Александра II пойти на отмену крепостного права, было нарастание числа крестьянских бунтов и восстаний. Так за первую четверть XIX века было зарегистрировано 651 крестьянское волнение, за вторую четверть этого столетия — уже 1089 волнений, а за последнее десятилетие (1851 – 1860 гг.) – 1010, при этом 852 волнения пришлось на 1856-1860 годы. Кроме этого недовольство крестьян существующими порядками часто выплёскивалось в единичные случаи убийства помещиков и управляющих помещичьими имениями, а также в преднамеренное плохое выполнение барщинных работ, задержка в уплате оброка, потравы помещичьих лугов и полей, лесные порубки.
«Крестьянский вопрос» всегда был больной темой для российского самодержавия, но во времена царствования Николая I стал особо острым. Для его решения тогда было создано 9 секретных комитетов, однако они не дали приемлемого результата. Только поражение в крымской войне 1853-1856 гг. показало главную причину экономической и военно-политической отсталости страны – т.е. крепостное право. Крепостная Россия оказалась не в состоянии соперничать с коалицией, более экономически развитых и технически лучше оснащённых европейских стран. Экономика страны оказалась в глубочайшем кризисе, который был вызван громадными расходами на войну, а также частыми рекрутскими наборами, реквизицией скота и фуража, ростом денежных и натуральных повинностей.
Кроме того, в первый же год царствования Александр II стал получать «записки» и письма с критикой существующих порядков и предложениями о проведении реформ. Эти «записки» и письма распространялись во множестве списков, встречая живейший отклик в различных общественных кругах России. Широкую известность получили критическая записка П.А. Валуева «Дума русского» (1855 г) и серия политических писем М.П. Погодина (1854-1856 гг.).
Так исподволь перед российским самодержавием встали неотложные задачи: выхода из тяжёлого финансового кризиса, разрешение острых социальных проблем, сохранение положения России в ранге великих держав. А решение этих задач упиралось в необходимость отмены крепостного права.
Помещичьи проекты реформы
В стремлении проведения крестьянской реформы Александра II поддерживала либерально настроенная часть помещиков, хозяйства которых были сильнее других втянуты в рыночные отношения.
Наиболее полно интересы помещиков нечернозёмных губерний отражал проект тверского губернского предводителя дворянства А.М. Унковского, который предлагал освободить крестьян с землёй «без переходного состояния», т.е. сразу, но с «вознаграждением» помещиков за землю, предоставляемую в надел крестьянам, так и «за самих освобождаемых крестьян». Выкуп надельной земли возлагался на самих крестьян, а выкуп личности крестьянина — «на все сословия».
Этот проект отражал стремление помещиков Нечерноземья к быстрейшей ликвидации крепостных отношений и к получению максимального выкупа с целью организации своего хозяйства на предпринимательских началах. Этот проект был отражён в адресе, поданном 16 октября 1859 года Александру II представителями тверского, ярославского и харьковского дворянства – А.М. Унковским, Д.В. Васильевым, П.Н. Дубровиным, Д.А. Хрущёвым и Д.А. Шретером.
В конечном итоге все проекты объединяло стремление помещиков сохранить свои землевладения и самодержавную монархию, а также создать условия для предпринимательской перестройки помещичьего хозяйства, но главная цель, это предотвратить «пугачёвщину» в стране.
Институт мировых посредников, созданный летом 1861 года, имел большое значение.
Мировые посредники назначались Сенатом из местных потомственных дворян-землевладельцев по представлению губернаторов совместно с губернскими предводителями дворянства. Мировые посредники были подотчетны уездному съезду мировых посредников, а съезд – губернскому по крестьянским делам присутствию.
Мировые посредники не были «беспристрастными примирителями» разногласий между крестьянами и помещиками, также защищали помещичьи интересы, иногда даже нарушая. Наиболее либеральным был состав мировых посредников, избранных на первое трёхлетие. Среди них были декабристы А.Е. Розен и М.А. Назимов, петрашевцы Н.С. Кашкин и Н.А. Спешнев, писатель Л.Н. Толстой и хирург Н.И. Пирогов.
Особенности проведения крестьянской реформы в национальных окраинах
13 октября 1864 года было издано «Положение» об отмене крепостного права в Тифлисской губернии. 13 октября 1865 года это «Положение» было распространено на Западную Грузию, а 1 декабря 1866 года – Мингрелию.
Удельные крестьяне в России получили своё название в 1797 г., когда был образован Департамент уделов для управления землями и крестьянами, принадлежавшими императорскому дому. Ранее они назывались дворцовыми. На основании указов 20 июня 1858 года и 26 августа 1859 года они получали личную свободу и право «перехода в городские и другие свободные сельские состояния». В течение 2-х лет (1863 – 1865) удельные крестьяне был переведены на выкуп. Наиболее значительными были выступления удельных крестьян в Поволжье и на Урале, где условия реформы оказались особенно неблагоприятными.
Как крестьяне попали в новое крепостное право
Освобождая крестьянина, реформаторы искали механизм, который, с одной стороны, обеспечил бы крестьянину прожиточный минимум, а с другой гарантировал бы исполнение им своих обязательств перед казной и помещиками. Для решения этих задач большая часть власти помещика была передана крестьянским общинам, преобразованным в «сельские общества», куда входили крестьяне, жившие в одном селении и принадлежавшие одному помещику.
Община как форма общежития, как традиционная социальная организация существовала в России исстари. У отдельных категорий крестьян в разное время объем ее функций и прав был различен. К середине XIX века она выполняла разнообразные функции, в том числе, управленческого, производственного, податного и полицейского характера — однако под контролем помещиков.
ВЛАСТЬ ПОМЕЩИКА НАД КРЕСТЬЯНИНОМ БЫЛА НЕ ЛИКВИДИРОВАНА, А ПЕРЕДАНА КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБЩИНЕ
После 1861 года община в лице сельского схода получила огромный объем власти над своими членами. Она стала юридическим собственником земли и распределяла ее между дворами в соответствии с местными обычаями, а затем, сообразно разверстке земли, облагала дворы податями, не только государственными, но и земскими и мирскими. При этом община получила право устраивать переделы земли в соответствии с изменением числа членов, и это считалось гарантией от пролетаризации.
Чтобы гарантировать крестьянские платежи, был введен институт круговой поруки, который существовал у государственных крестьян. Соответственно, община не только могла налагать взыскание на движимое и недвижимое имущество должника, подвергать его телесному наказанию, отдавать его в принудительные работы, но даже отбирать у него надел. Все эти действия община осуществляла бесконтрольно. Отказаться от надела и выйти из общины было очень сложно.
Поскольку земельный фонд общины оставался постоянным, а число ее членов естественным образом постоянно менялось (люди рождались, взрослели, умирали), в большинстве общин передел земли был рутинной процедурой. Получая от «мира» надел сегодня, крестьянин не мог быть уверен в том, что завтра, при следующем переделе, «мир» оставит за ним этот надел, а не заменит его другим. И это начисто лишало его стимула к интенсивному земледелию. Положение крестьян в общине напоминало положение жильца в общежитии: кто будет делать евроремонт в своей комнате, зная, что в ней вскоре будет жить чужой человек?
Крестьяне говорили: нет прав, если не от мира. Гражданские права крестьянина действительно полностью зависели от произвола общины. Без санкции общины крестьянин не мог, например, вступить в наследство, сдать свою землю в аренду, разделить семью (потому что молодоженам нужен был свой надел). Община курировала получение паспортов, она имела право вытребовать крестьянина обратно через полицию, а также ссылать в Сибирь своих членов, признаваемых ею порочными.
Главным изъяном реформы оказались не «отрезки», а формирование особого правового режима жизни крестьянства. Крестьянское судопроизводство основывалось не на писаном законе, а на обычае, который якобы существовал в каждом из сотен тысяч селений. Уравнительно-передельная община, созданная реформой 1861 года, исковеркала представления крестьян об основах социального общежития; община не то что не смогла привить крестьянам представления о том, что такое собственность и правопорядок, но ровно наоборот — зацементировала средневековые идеи о том, что «земля ничья», «Божья» и т. д. В итоге российские крестьяне в подавляющем большинстве не знали, что такое частная собственность. Не имея своей собственности, они не ценили чужую. Забегая вперед, отмечу, что это сыграло роковую роль в годы революции 1917 года и гражданской войны.
Понимание того, что крепостное право резко негативно сказывается на развитии России, стало проникать в высшие эшелоны власти за 60 лет до эпохи Великих реформ. Александр I (1801-1825) взошел на престол, вооруженный программой реформ и окруженный талантливыми единомышленниками.
В 1801 году правительство разрешило помещикам по их желанию отпускать крестьян на волю поодиночке или деревнями с выделением земли за выкуп. Впервые указом «о вольных хлебопашцах» был предложен механизм освобождения крепостных. «Добрая воля» помещиков распространилась лишь на ничтожно малую часть крестьян. В дальнейшем правительство Александра I прекратило раздачу деревень из казны в частные руки и ввело особые «Положения» для крестьян Прибалтики: они получили гражданские права.